Как назвать тренинг по общению
Тренинг «Развитие навыков общения среди подростков»
Цель: Развитие коммуникативных способностей: учиться проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учиться умению договариваться, обсуждать замысел работы.
Продолжительность 1 час 40 минут.
1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»
Время: 10 минут.
Цель: знакомство группы участников тренинга, положительный настрой на работу.
Участники образуют два круга внутренний и наружный, становятся лицом друг к другу, ведущий предлагает участникам задавать любые интересующие вопросы. По команде ведущего внутренний круг движется, переходя к следующему участнику.
Участники группы садятся в круг и начиная с ведущего представляют свой образ группе.
Ведущий предлагает: попробуйте в одной двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?
Ведущий первым себя презентует далее по кругу каждый участник осуществляет свое представление.
Обсуждение:
– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?
– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?
2. Упражнение «Да-Нет»
Время: 5-7 минут.
Цель: повышение общего тонуса группы.
Участники делятся на две равные подгруппы, встают друг напротив друга и по команде ведущего одна группа выкрикивает слова ДА другая НЕТ.
Выигрывает та группа, кому удалось быстро сплотиться, более консолидировано и громко произнести свое слово.
3. Упражнение «Очередь»
Время: 15-20 минут.
Цель: развитие непосредственного коммуникативного поведения.
Из группы выбирается 8 человек, из которых 1 человек водящий, 7 человек становятся друг за другом (в очередь) а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. «Очередь» при этом имеет игровую задачу не пропустить «Нахала» к покупке.
Остальные члены группы рассаживаются и наблюдают.
Затем производится общее обсуждение.
Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил, и кто не пропустил «нахала», какие средства были применены водящим (просьба, угроза, шантаж)
4. Упражнение «Коллаж»
Время: 20-30 минут
Цель: Развитие личностной и групповой активности, формирование творческого мышления.
С помощью жеребьевки группа делятся на 4 подгруппы. Каждая получает задание и сообща в течение 10-15 минут выполняет его.
Ведущий: сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса.
Темы:
Обсуждение коллажей и хода работы над ними. Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?
Вопросы для обсуждения:
5. Упражнение «Чувства»
Время: 15-20 минут.
Цель: Умение выражать эмоции, чувства в коллективе.
Все участники делятся на подгруппы по 5-6 человек.
Ведущий раздает каждой подгруппе карточки, на которых обозначены человеческие эмоции:
Каждая подгруппа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками тренинга, с описанием ситуации в школе в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).
Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.
6. Упражнение «Скажи приятное»
Время: 10-15 минут.
Цель: закончить занятия на позитивной ноте.
Ведущий: предлагает всем участникам тренинга поблагодарить друг друга за работу. (ведущий начинает первым затем все остальные по кругу).
Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.
7. Обсуждение тренинга (обратная связь)
Время: 10-15 минут.
Вопросы:
Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!
Ход тренинга
Состав группы: 10-12 человек.
Материалы: Бумага А3, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы, мяч, карточки с темами (см. Приложение 1, Приложение 2).
Условия: Просторное помещение, 3 стола, стулья по числу участников.
Уважаемые участники сегодня мы будем действовать в игровых ситуациях, и обсуждать свои действия.
1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»
Попрошу вас разделиться на две равные подгруппы. Нам нужно организовать два круга внутренний и наружный. Встаньте лицом друг к другу, вы можете задавать интересующие вас вопросы своим коллегам, затем по моей команде внутренний круг по часовой стрелке переходит к следующему участнику.
Давайте сядем в круг и в одной, двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?
(Далее передать мяч по кругу)
Обсуждение:
– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?
– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?
2. Упражнение «Да-Нет»
Нам нужно разделиться на две равные подгруппы и встать друг напротив друга. Хорошо! Задание такое – по моей команде эта (показываю рукой) выкрикивает слово ДА, а эта команда слово НЕТ. Выиграет та группа, которой удастся более громко и дружно произнести свое слово. Запомнили? Начали!
Ну, что же я думаю, что обеим группам удалось стать настоящей командой! Замечательно! Вы просто молодцы
3. Упражнение «Очередь»
Нам нужно 8 человек, есть желающие поиграть?
Отлично! 7 – человек представьте, что вы уже долгое время стоите в очереди в магазине, все очень устали, многие торопятся, опаздывают. И вот этот гражданин (показываю на 8-ого участника) хочет пройти к прилавку магазина без очереди. Ваша игровая задача не пропустить «нахала» к покупке. А твоя задача (обращаюсь к 8-му участнику) завязать разговор с каждым стоящим в очереди, попытаться любыми способами достичь своей цели.
Остальные (участники тренинга) рассаживайтесь пожайлуста и наблюдайте!
Затем производится общее обсуждение.
Хорошо! Всем спасибо, присаживайтесь, пожалуйста!
Скажите, какие средства были применены (называю имя 8-го участника) для достижении цели (просьба, угроза, шантаж и т. п.)?
Кто как реагировал (из очереди)?
Какие методы достижения цели были эффективными?
У нас хорошо получается! Продолжим!
4. Упражнение «Коллаж»
Пожалуйста, давайте разделимся на группы по5-6 человек. Сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса. Каждой подгруппе раздать карточку с заданием:
После выполнения задания вам нужно будет презентовать свою работу!
Раздать бумагу А3, журналы, клей, ножницы. На выполнение задания вам отводится 10-15 минут.
Отлично! Кто уже готов? (каждая группа презентует свою работу)
Большое спасибо, присаживайтесь по местам. (так же подгруппами)
Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?
Вопросы для обсуждения:
5. Упражнение «Чувства»
Сейчас я каждой подгруппе раздам карточки, на которых изображены человеческие эмоции.
Каждая группа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками, с описанием ситуации в школе, в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).
Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.
На подготовку задания дается 5-7 минут.
Большое спасибо, присаживайтесь.
6. Упражнение «Скажи приятное»
Предлагаю всем участникам поблагодарить друг друга за работу. Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.
(начинаю первой, затем все остальные по кругу, передаю мячик)
Спасибо всем за работу! Вы просто молодцы! Сегодня все были активны, быстро справлялись с поставленными задачами. Особая благодарность…. За находчивость, за артистизм,
Надеюсь, что на следующее занятие вы также придете с желанием работать! (передаю мячик по кругу)
7. Обсуждение тренинга (обратная связь)
А теперь дорогие друзья давайте вернемся в нашу действительность.
Вспомним, что замечательная пора отрочества уже позади. И все мы занимаемся благородным и в то же время ответственным делом. Работаем с детьми, помогаем им справляться с трудностями.
Уважаемые коллеги! Давайте скажем несколько слов о том:
Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!
Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»
Дата публикации: 06.05.2014 2014-05-06
Статья просмотрена: 14088 раз
Библиографическое описание:
Антонова, О. П. Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков» / О. П. Антонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6.3 (65.3). — С. 1-11. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10927/ (дата обращения: 21.12.2021).
Актуальность игрового тренинга «Эффективные приемы общения»
Общение людей друг с другом — чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. А также может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра — это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения»
Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.
Многочисленные исследования показывают, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80 % зависит от его коммуникативной компетентности. Неумение общаться с окружающими людьми может оказаться одной из решающих причин увольнения или неприема на работу. Статистика говорит, что семеро из десяти уволенных расстаются со своим местом не потому, что не справляются со своими обязанностями, а из-за конфликтов с сотрудниками и руководителями, также восемь человек из десяти не проходят предварительное собеседование с работодателями при приеме на работу по причине неэффективного общения.
Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с трудностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.).
Предлагаемый игровой тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.
Цель игрового тренинга: повышение коммуникативной компетенции обучающихся и студентов (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений).
—раскрытие понятия «общение»;
—познакомить с основными видами общения;
—формирование основных навыков эффективного общения;
—определить личные качества, важные для общения;
—актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого обучающегося и студента.
—словесный (рассказ- объяснение преподавателя);
—наглядно-иллюстративный (демонстрация картинок);
—игровой (использование игр);
—практический (выполнение упражнений).
Форма проведения: игровой тренинг
Оснащение: компьютер, проектор, музыкальное сопровождение, раздаточный материал для каждого участника.
—формирование адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений;
—уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности;
—формирование навыков адекватного конструктивного поведения.
—развитие навыков доброжелательного общения.
Данный игровой тренинг является эффективным средством воздействия, позволяющим решать широкий круг в области общения, основная цель которых развитие личностных ресурсов старших подростков в области коммуникативных умений и навыков.
На тренинге обучающиеся и студенты отрабатывают навыки инициативности в общении, умение “пристроиться” к партнеру. Подростки могут “примерить” на себя различные модели поведения в конфликтных ситуациях, выбранных из личного жизненного опыта. С помощью проигрывания ситуаций подростки учатся как “правильно” общаться, налаживать контакт, как эффективнее строить и поддерживать беседу.
С помощью игр развивается более глубокое понимание себя, гибкость в общении, открытость, оптимизм.
Ход игрового тренинга
— Сегодня мы с вами поговорим о важной стороне нашей жизни-общении. Что же такое общение? Обще́ние — это процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя, своих «Я«. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки интонации-38 %, неречевое взаимодействие-55 %.
Выделяют следующие «зоны общения»:
Существуют 4 основных стиля коммуникации: целенаправленный, инициативный, эмоциональный и аналитический.
Для определения вашего стиля общения предлагаю использовать рабочую тетрадь. (Приложение)
При общении друг с другом люди жестикулируют. Жесты при общении несут много информации: в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 4 группы:
—эмблемы (специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, подергивание));
—адапторы (своеобразные заменители слов или фраз в общении);
—регуляторы (это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят: улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками);
—иллюстраторы (это жесты сообщения: указатели, пиктографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы)
Давайте с вами посмотрим на следующие фотографии и попробуем определить по мимике и жестам, о чем они нам говорят.
(1. радость; 2. удивление; 3. негодование; 4.агрессия; 5. спокойствие; 6. усталость.)
Основной формой общения является диалог — естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. Диалог представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Для диалога характерны:
—разговорная лексика и фразеология;
—краткость, недоговоренность, обрывистость;
—простые и сложные бессоюзные предложения;
—кратковременное, предварительное обдумывание.
Существуют различные виды и техники установления контакта.
На данном слайде мы с вами можем наблюдать технику пристройки собеседников.
Основная часть игрового тренинга
—Предлагаю вам провести самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника. Ведущий рисует на доске (или вывешивает заранее приготовленный рисунок) «лестницу коммуникативного мастерства». Правый край — «Ас коммуникации», левый — «Полный профан». Задача — найти свое место на этой лестнице и встать туда, в соответствии со своими собственными представлениями. В конце занятия можно повторить эту процедуру с разными вариантами добавлений. Например, каждому из участников проранжировать других по уровню коммуникативных способностей в начале занятия и по его итогу.
Упражнение«Лестница коммуникативного мастерства»
Каждый участник игры на нарисованной на доске лестнице располагает себя в зависимости от своих коммуникативных умений. После того как все расставят на лестнице участников игры происходит обсуждение, почему они расположили себя именно на этом участке лестницы и что мешает при общении с людьми, чтобы добиться более высоких показателей?
—Следующие упражнения познакомят вас с базовыми навыками общения.
Упражнение, в котором мы рассмотрим с вами навыки невербального общения, называется «Разговор через стекло». Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в кино, вторым — выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга.
Обсуждение. Спросить у участников поняли ли они друг друга, смогли ли договориться. Спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось.
Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях» поможет каждому из вас понять, какая дистанция для общения наиболее комфортна для вас. Участники разбиваются на пары. Им предлагается побеседовать на заданную тему, но при этом вначале они стоят в разных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам дается возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.
Обсуждение. Что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?
Далее можно предложить в качестве домашнего задания подойти к незнакомым людям с любым вопросом (узнать, который час, как пройти куда-либо), при этом устанавливать различные дистанции. Понаблюдать, как реагируют люди на вторжение в их зону психологического комфорта.
Упражнение «Рассказчик-наблюдатель-слушатель» познакомит вас с понятием активного слушания, а также поможет выделить признаки хорошего и плохого умения слушать друг друга. Группа разделяется на тройки: рассказчик — наблюдатель-слушатель. Рассказчик говорит на заданную тему, слушатель старается применить навыки слушания, наблюдатель по окончании упражнения сообщает, насколько это удалось слушателю. Затем участники меняются ролями.
Обсуждение. Отмечаются наиболее успешные участники.
Упражнение «Поддерживаю-прерываю» поможет выделить роль вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор. Упражнение проводится в центре группы, когда один из участников пытается начать разговор, а другой должен поддержать его или отказаться. Остальные наблюдают и оценивают.
Обсуждение. Выводы о том, как лучше начинать разговор в разных ситуациях, как его поддерживать и как завершать.
Упражнение «Захват инициативы в диалоге». Двое участников садятся в центре круга. Один из них начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом постараться как можно быстрее переключить собеседника на свою тему.
Обсуждение. Отмечаются наиболее успешные участники.
В конце тренинга рекомендуется повторить упражнение «Лестница коммуникативного мастерства» и обсудить полученные результаты с участниками тренинга.
Подведение итогов тренинга
В результате были отмечены позитивные изменения коммуникативных навыков подростков. Полученные в процессе тренинга навыки используются подростками в повседневной жизни. Используемая для диагностики методика «Лестница коммуникативного мастерства» показала положительную динамику изменения самооценки подростков. Многие ребята стали более открытыми в общении, достаточно легко идут на контакт, сами активно пытаются завязать новые знакомства, и большинству это удается. Те, кто в начале тренинга были зажаты, боялись проявить себя, в конце тренингового процесса стали смелее проявлять свою индивидуальноcть.
1. Большаков В. Ю. Психотренинг. СПб, 2010.
2. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М., 2009.
3. Жуков Ю. М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 2010.
4. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 2009.
5. Мелибруда Е. Я. Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения М.: Прогресс, 2010.
6. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород: Ай Кьо, 2011.
7. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., Изд-во Московского ун-та, 2010.
Стили коммуникации. Искусство общения (раздаточный материал)
Определение стиля коммуникации
Поставь галочку рядом с одним из двух понятий, находящихся в каждой строке, которая тебя характеризует. Не пропускай ни одной строчки.
Подведи итог под каждым столбцом по отдельности.
Тренинг коммуникативных умений «Я среди людей»
Тренинг коммуникативных умений
Это коммуникативный тренинг, цель которого – формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию. Подростковый возраст – это важнейший этап в развитии самосознания. Для развития самооценки и формирования полного и точного представления о себе как индивидуальности крайне важно научиться жить среди других людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы лучше понять людей и себя.
К коммуникативным умениям относятся:
• Описание поведения, т. е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов. Такая обратная связь,. основанная на наблюдениях, вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание изменить поведение.
• Коммуникация чувств — ясное сообщение о своем внутреннем состоянии, понимание и принятие своих и чужих чувств. Чувства выражаются телодвижениями, словами, поэтому легко ошибиться относительно эмоционального состояния другого человека. Мы часто передаем чувства в неявной форме или в форме оценки. Например: «Ты всегда всех задеваешь» — оценка человека. «Я чувствую себя обиженной, когда ты так говоришь» — выражение чувства. Чтобы тебя правильно поняли, лучше использовать при общении прямые определения: «Я чувствую смущение, огорчение, сожаление и т. п.».
• Активное слушание — умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.
• Эмпатия — адекватное восприятие того, что происходит во внутреннем мире другого человека.
• Конфронтация — действия, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение. В конфронтации заложены большие возможности пользы и вреда. Продуктивная конфронтация предполагает положительные отношения с человеком.
Помимо описанных коммуникативных умений, подросткам в их дальнейшей самостоятельной жизни будут необходимы навыки делового общения, такие, как:
• ориентация в проблеме;
• аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
• навыки принятия решений, нахождение компромисса.
Тренинг состоит из двух частей:
1.Специальные упражнения, направленные на формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения.
2.Упржнения, в которых активизируются все умения.
Занятие 1 «Установление контакта»
1. Приветствие. Представление ведущего. Знакомство с целями занятий, форма проведения ( что такое « тренинг», особенности формы общения в группе, в кругу).
Если работаем с новой группой, где участники не знакомы между собой проводим упражнение «Знакомство». По кругу называем свое имя и черту характера на первую букву своего имени.
2. Обсуждение правил. «Сегодня мы должны обсудить и принять правила, которым будем следовать работая в группе.»
Правила групповой работы:
2. Не говорить друг о друге плохо, не «комментировать»
3. Не перебивать и слушать друг друга.
4. Подводить итоги после каждого занятия.
5. Не выносить сор из избы ( обсуждаем только что происходит здесь и сейчас)
6. Быть откровенными в выражении чувств.( я чувствую, я думаю)
7. Быть активными в работе.
8. Поддерживать друг друга. ( хорошее слово каждому участнику)
Озвучиваем правила, принимаем те, за которые проголосовало большинство участников.
«Золоте правило» общения гласит: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе» По сути, оно конечно очень простое, однако следовать ему может только тот, кто знает, почему он хочет того или иного отношения, тот, кто имеет опыт самопознания.
В результате наших занятий вы должны постараться овладеть навыками установления контакта и эффективного общения, научиться слушать себя и других, но и усвоить, что только благодаря тому, что мы умеем видеть в другом человеке равного себе, мы и существуем как общество.
Упражнение «Невербальный контакт». Один из участников (доброволец) выходит из комнаты. Когда он вернется, то должен определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом все участники будут пользоваться только невербальными средствами. Группа в отсутствие водящего должна выбрать участника, который будет демонстрировать готовность вступить в контакт, остальные должны будут показывать нежелание этого делать.
Затем выбираются другие добровольцы. При этом количество участников. Желающих вступить в контакт, можно увеличивать – двое, трое и или все.
Опрос. «Легко ли было устанавливать контакт? Что помогло определить желающего общаться? Что вы чувствовали, когда понимали, что в общении с вами не заинтересованы?» При обсуждении упражнения следует обратить внимание на признаки, которые помогали определить готовность к вступлению в контакт.
Это упражнение позволяет отметить чувствительность, доброжелательность участников, средства невербального контакта.
Упражнение «Фигуры» ( отработка навыка передавать и получать информацию, уточнять, задавать вопросы, пояснять). По очереди в парах один участник объясняет, что нужно рисовать, другой получает информацию, уточняет и рисует.
Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.
Цель – познакомить учащихся с понятием эмпатия, определить эмпатическую чувствительность и через активное выполнение упражнений развить эту способность.
1.Упражнение «Комплимент». «Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом. – вот что необходимо для приятного и продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.»
В кругу каждый участник смотрит на своего соседа слева и думает, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравиться и как об этом сказать ему, т. е. сделать комплимент. Начинает любой, кто готов сказать приятные слова своему соседу. Все остальные внимательно слушают. Тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить в ответ, а затем сам сделать свой комплимент своему соседу слева. И так по кругу, пока все участники не скажут что-либо приятное соседу.
Необходимо настроить участников на тактичное отношение друг у другу, на развитие умения слушать и слышать говорящего, обращая внимание на его манеру устанавливать контакт ( как приветствовал своего соседа или забыл это сделать, смотрит в глаза или в сторону, как держит руки, как говорит и т. д)
«Итак, мы поприветствовали друг друга, настроились на продуктивную работу.»
Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т. п. В какой мере эти способности развиты у вас? Давайте сегодня мы это узнаем.»
Упражнение «Ассоциации» Один из участников (доброволец) выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий возвращается, и его задача – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того чтобы отгадать, водящий задает участникам вопросы : «Если бы это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т. п.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например, «это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.
В этой игре важно следить, чтобы все или многие участники группы могли попробовать себя в роли водящего или в роли загаданного участника.
Опрос. «Трудно ли было подобрать ассоциацию? Трудно ли было угадывать? Кому удавалось угадать, что помогло? Чьи ассоциации показались наиболее удачными?»
Упражнение «Таможенники и контрабандисты» Эта игра поможет сосредоточиться на проявлениях чувства тревоги, которые обычно трудно заметить: изменение голоса, дрожание, неуверенность движений, принужденная улыбка, общая напряженность.
Опрос. Лучший контрабандист и таможенник должны поделиться своими «тайнами»
Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.
Занятие 3 «Я и другие вокруг меня»
Цель – способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, развитию умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки.
Упражнение «Нетрадиционное приветствие»
«Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо! Они помогают ему экономить
Энергию для творчества и раздумий о смысле жизни. Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?
Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное. Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами придумать их и показать всем. Кто хочет это сделать? Прошу. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:
Ладонями, но только их тыльной стороной; стопами ног; коленями; плечами (правое плечо легонько касается левого плеча соседа, а затем наоборот); лбами (но очень осторожно)
Назовите ваши варианты. Мы готовы их попробовать.»
После окончания участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.
Упражнение «Грани сходства» «Давайте подумаем над тем, что же нас объединяет в этом мире. Таких разных, часто непонятных для других. Для этого нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним, взяв при этом чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наше сходство» и поставьте двоеточие.
Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он не похож на вас. Другой характер, рост, цвет волос или глаз – очень много различий. И это естественно, ведь он Другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем сходство? Ведь оно есть. Только об этом нельзя спрашивать партнера. В течение 4-5 минут будем молча работать, заполняя листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то другом.
При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Но поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые могут вас объединять. Что это может быть?
Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?
Именно этот стиль рекомендуется для записей: мы оба добрые; тактичные; любим слушать музыку и т. д.
После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обменяться списками, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись. Тем самым давая понять, что партнер ошибся. После взаимного анализа можете обсудить результаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи.»
Во время выполнения работы можно включить легкую музыку. После выполнения упражнения следует провести обсуждение результатов и ощущений участников, давая возможность высказаться всем.
Упражнение «Великий мастер» Упражнение помогает участникам осознать сильные стороны своей личности.
Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.
Занятие 4. «Мой психологический портрет»
Цель – продолжить работу по самоанализу, способствовать углублению процессов самораскрытия.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» Можно начать занятие «Приветствую тех, кто…( называем признак, по которому меняются местами большинство участников) Убираем один стул, водящий в кругу называет признак и когда все меняются местами он должен занять любой свободный стул. Тот кому не досталось места становится новым водящим.
Упражнение «Откровенно говоря» «Мы уже убедились, что в этой группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем пооткровенничать друг с другом. Пред вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу. Начало которой написано на ней. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным»
Карточки с текстом приведены в приложении, нужно распечатать и разрезать.
После того как рисунки закончены, ведущий дает участникам следующую инструкцию «Поменяйтесь рисунками с соседом. Посмотрите их, сравните со своими. У похожих людей и рисунки похожи. Постарайтесь догадаться, в чем их «похожесть». Это очень трудное упражнение, но я вам помогу и немного подскажу.
Учтите, что если рисунки крупные, конкретные и ясные по смыслу, то у их автора натура практичная, надежная, основательная, но без фантазии.
Если рисунки скорее напоминают математические символы, но конкретные и ясные по смыслу, то тот, кто их рисовал, логичен, умеет управлять собой, но может быть несколько суховат.
Если в рисунках много фантазии и оригинальности, это говорит о творческих способностях, но и о трудностях в обыденной жизни. Вы ведь знаете, как трудно жить фантазерам.
Завершение занятия. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.
Занятие 5 « Познание себя – познание других»
Цель занятия – способствовать осознанию себя ( своей личности), и учиться понимать других людей; завершить работу тренинговой группы, ответить на все вопросы, оказать необходимую психологическую поддержку и настроить на будущее.
Настроимся на работу: « Я прошу вас каждого сказать о своем настроении сегодня. Это может быть какая-то ассоциация ( например «Мое настроение похоже на..»)Или как прогноз погоды… Итак, каждый по кругу. Спасибо.»
« Сегодня я предлагаю выполнить завершающее упражнение для развития способности к эмпатии, а также развить способности к самопознанию, самоанализу и пониманию других людей.
Каждый день вы встречаетесь и общаетесь с очень большим количеством разных людей. Скажите каждый по кругу, какие ваши личные качества вам помогают в общении, понимать других людей, устанавливать контакт, вести беседу. Старайтесь не повторяться… Знаете, если еще добавит наблюдательность, умение слушать, сопереживать, понимать проблемы и интересы других людей, то вы практически описали профессиональные качества психолога. И сегодня я хочу предложить вам попробовать себя в этой профессии.
На листочках напишите свое имя, фамилию и ответы на вопросы:
1.Какие 3 предмета я взял бы с собой на необитаемый остров?
2.Если бы колдун превратил меня в животное, то в какое?
3. Моя любимая пословица или поговорка –
4. Когда меня хвалят я ….
Ответы собираем, нумеруем, зачитываем. Каждый участник отмечает номер листка и свое мнение о том, чей это ответ. Когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших.
Обсуждение ( каждый по кругу)
«Попробуйте проанализировать себя, выскажитесь желающие, ответив на вопросы:
Всех ли ты угадал? Сколько совпадений? С чем связана успешность (степень знакомства или способность чувствовать другого человека)?
Опрос. По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе и о других участниках.
Позитивное окончание занятий. Упражнение «Подарки». «У вас есть возможность подарить или пожелать своему соседу справа все что хотите, нет никаких ограничений, подумайте минутку и подарите свой подарок или пожелание соседу справа, по очереди по кругу».
«Спасибо за занятия, мне было приятно с вами общаться!»
Приложение Упражнение «Фигуры»
Приложение Упражнение «Откровенно говоря»
Мой самый большой страх – это…
Я не доверяю людям, которые…
Я сержусь, когда кто-то…
Я в самом деле очень не люблю в себе…
Я хотел бы, чтобы мои родители знали…
Я хотел бы, чтобы тот, на ком я женюсь (за кого выйду замуж), была (был)…
Когда мне нравится кто-то, кому я не нравлюсь …
Самое трудное в том, чтобы быть мужчиной (женщиной)-это…
Мое самое страшное воспоминание…
В собственном характере мне больше всего нравится…
В этом классе я чувствую себя наиболее комфортно с …, потому что….
Когда кто-то, кто мне нравится, не соглашается со мной, я …
Когда мне не нравится кто-то, кому нравлюсь я, я…
Самое счастливое время…
Я не могу понять, почему…
Самое лучшее, что могло бы произойти со мной,- это…
Когда я настаиваю на своем, люди…
Больше всего от других людей мне необходимы…
Если бы я мог изменить в себе что-то одно, я бы …
В людях мне больше всего нравится…. потому что…..
Когда я иду в школу…
Мне очень трудно забыть…
Я до сих пор не знаю…
Мне радостно, когда…
Я думаю, что самое важное в жизни…
Анн тренинг с подростками.- СПб.: « Питер», 2003.
Емельянова проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб.: «Речь»,2008.
Малкина –Пых кризисы: Справочник практического психолога.- М.: «Эксмо», 2004.
«Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: «Новая школа», 1996.