Как называется 100 граммовый стакан
Что такое граненый стакан и в каком году он появился?
Еще сравнительно недавно на каждой кухне он занимал достойное место. Хозяйки использовали его для того, чтобы отмерить нужное количество муки или сахара. Главы семейств «соображали на троих» с его же помощью. А в советских автоматах с газировкой напиток наливался именно в такие, советские стаканы.
Образ этой прочной и удобной тары, ее граненая форма и широкий ободок уже давно стали для россиян чем-то родным и привычным.
История
На сегодняшний день существует несколько версий появления граненого стакана. По правде сказать, сделать однозначный вывод, какая из версий истинная, вряд ли возможно. Но обратимся к фактам.
Стакан, как один из предметов посуды, существовал еще во времена Петра I. Только технология его изготовления была несколько другой. Во времена известного русского царя стаканы выдували, а затем гранили вручную. Но известный всем граненый вариант получался благодаря совсем другой технологии – методу прессования.
Но история граненого стакана овеяна массой легенд и домыслов.
Широко известна история, когда один из работников стекольного завода города Гусь-Хрустальный преподнес царю стакан, который, якобы, невозможно разбить. Выпив содержимое, царь со всей силы бросил тару об пол и тот разлетелся вдребезги. Однако, Петр I не рассердился на дарителя, и даже произнес фразу: «Стакану быть!».
Многие историки утверждают, что первый стакан с необычной огранкой появился еще в эпоху Петра Первого.
Кстати, тут же берет начало еще одна легенда, о том, что бояре, не расслышав слова царя, решили, что он сказал: «Стаканы бить!» и отсюда повелась традиция бить посуду во время шумных застолий.
Царь якобы высоко оценил поделку, увидев, что во время качки на корабле пользоваться таким изделием очень удобно: даже упав со стола, чудо-стакан не бился.
На самом деле, достоверность этих историй доказать или опровергнуть сегодня практически невозможно.
Еще одна версия возникновения граненого стакана относится уже к советской эпохе. И одним из создателей этого стеклянного «чуда» считают Веру Мухину, скульптора, создавшего известную композицию «Рабочий и колхозница». А необходимость в стакане такого плана возникла из-за посудомоечных машин.
Согласно наиболее распространенной версии, придумала его известный советский скульптор Вера Мухина.
Как это ни странно звучит сегодня, но посудомоечные машины были уже 1940-х годах. Однако механизм их работы был настолько несовершенным, что большая часть посуды из тонкого стекла в процессе мойки билась. Вот и нужно было изобрести «модель», выдерживающую серьезные нагрузки. Да и без посудомоечных машин на предприятиях общепита стаканы бились в больших количествах. В общем назрела необходимость создания «противоударной» посуды. По заказу правительства стали работать над прочным, красивым и удобным в использовании стаканом.
В советские годы такие стаканы были повсюду: в столовых, ресторанах, кафе, они несли исправную службу в автоматах с газировкой, в вагонах поездов и были неотъемлемой частью любого застолья.
Кстати, по мнению некоторых, в те годы стакан не был изобретен, что называется, с нуля. Вера Мухина якобы воспользовалась эскизами русского изобретателя Николая Гавриловича Славянова, который, демонстрируя новый сварочный аппарат, сварил стакан с гранями из семи разных металлов. А Мухина просто сделала эту же модель из стекла. Другие же, услышав эту версию, ухмыляются и утверждают, что это неправда. В общем, историй создания граненого стакана существует множество, и определить одну истинную не представляется возможным.
Это был заказ от правительства. Она должна была придумать такой стакан, чтобы он был очень прочным, его удобно было мыть и просто держать в руке.
Но, как бы то ни было, 11 сентября 1943 года, на заводе города Гусь-Хрустальный были выпущены первые граненые стаканы. Не случайно именно этот день считается днем рождения такого незамысловатого предмета повседневного обихода.
Классический граненый стакан имеет 12, 14, 16 или 18 граней. Чем больше граней, тем дороже стакан.
Гранчак, он же малинковский, он же губастый…
Все эти эпитеты относятся к нему, к граненому стакану. Определение «гранчак» относится к стаканам времен Петра I. Они стали альтернативой кружкам из дерева. Наличие граней не позволяло стакану свободно перекатываться. За это он и получил такое необычное прозвище.
В стекло добавляли окись свинца (как и в хрусталь) и подвергали смесь специальной обработке. Поэтому граненный стакан предпочтительнее его «гладкого» собрата.
Отношение к советскому министру обороны Георгию Маленкову стакан имел весьма приблизительное. Просто чиновник пообещал определенным категориям военнослужащих фронтовые 200 грамм водки на обед. К слову, тем, кто не употреблял «жидкий паек», его заменили на сахар и табак. И тут же стакан, вмещавший ровно такое количество жидкости, получил свое новое имя – малинковский.
Георгий Маленков стал инициатором развития общепита в стране и именно он поручил Мухиной разработать мало бьющийся стакан для столовых.
Губастым же его стали называть после того, как на стаканах поверх граней появился ободок. Первые граненые стаканы такого ободка не имели, и пить из них было не очень удобно – жидкость проливалась. Поэтому стакан приходилось плотно прижимать к губам. Новое определение – губастый – помогало отличать первую модель от усовершенствованной.
Он не только более прочный, но и более удобный: упадет и будет здесь же лежать, под столом.
Кстати, каемочку на стакане стали называть «Анюткиным пояском». О какой Анютке шла речь и почему именно ее поясок остался в истории граненого, теперь уже неизвестно.
Когда нужно было налить что-то до этой каемки, то просили налить до «Анюткина пояска».
Применение
Области применения обычного гранчака настолько разнообразны и, порой удивительны, что вряд ли найдется еще хоть один предмет с такой же востребованностью.
По сей день граненый стакан — излюбленная мерка для хозяек при отмеривании продуктов.
Для вырезания кружочков из теста используют именно граненый стакан.
Позволял сохранять чистый подоконник и привлекательный облик помещения.
Если налить в стакан водку до стеклянного ободка, то получится 167 граммов – ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом можно поделить водку «по совести».
Еще несколько необычных историй, связанных с граненым представителем стаканов. Предполагают, что стахановское движение вполне могло называться стакановским, так как фамилия всем известного передовика была не Стаханов, а Стаканов. Очевидно, что коммунистические лидеры не могли позволить существовать столь незвучной фамилии и в результате мы имеем то, что имеем.
Почему-то, в какой-то момент, граненый стакан стали ассоциировать именно с водкой, с пьянством. Его «светлый» советский образ оказался испорчен…
Даже распространенная фраза: «простой, как три копейки» имела непосредственное отношение к стакану, так как именно столько стоил классический представитель в самом начале своей славной истории.
Это был самый дешевый и самый распространенный вид посуды.
Еще один факт, получивший вполне прозаичное объяснение, имел место в начале 80-х годов прошлого века. Гранчаки вдруг стали «взрываться». В буквальном смысле. И даже ходила легенда о происках западных шпионов. Но все оказалось куда проще. На стекольных заводах стали активно внедрять новые производственные линии зарубежного производства. Пришлось немного отойти от заданной технологии, структура стекла была изменена. И стаканы стали рассыпаться. Все уладилось, когда немного доработали новую технологию. В общем, пришлось признать, что иностранные враги тут ни при чем.
На французских линиях стаканы взрывались – не выдерживали температуры. От этих линий вскоре отказались и стали закаливать стаканы на отечественных машинах.
Причины популярности
Сверхпопулярность этого изделия объясняется просто. Прежде всего, повсеместным применением. Вряд ли вы сможете назвать еще хотя бы один бытовой предмет, который бы так активно использовался в домашних условиях, на предприятиях общепита, в транспорте и в автоматах с ароматной газировкой. Такой уровень всеобщего признания поистине заслуживает Книги Рекордов Гиннеса.
А кто не помнит автоматы с газированной водой, стоявшие несколько десятилетий назад на улицах городов? Ведь в них также наливали газировку в граненые стаканы.
Удобство формы, отсутствие эффекта скольжения и повышенная прочность – именно благодаря таким показателям стаканы стали востребованы на железнодорожном транспорте для подачи чая пассажирам.
Чай, подаваемый в пассажирских поездах и налитый в граненый стакан с подстаканником – классика!
И еще одно бесспорное преимущество – простота в уходе. Стакан очень просто мыть, на нем нет «труднодоступных» мест и он легко отмывается, как руками, так и посудомоечной машиной.
Граненый стакан использовали в заведениях общепита – в столовых, в кафе. Его широкий ободок позволял хорошо мыть стакан в посудомоечных машинах.
Классическая модель имела 16 или 20 граней. Однако встречались варианты с 12, 14, 18 и даже 17 гранями.
Стаканы были с разным количеством граней – от 8 до 20. Были и с 16 гранями – как раз 16 союзных республик входило в состав Союза в 1952 году. Это одна из версий, красивая легенда…
Как видно, граненый стакан, как и наше государство, имеет богатую и неоднозначную историю. И все же именно его без преувеличения можно смело назвать достижением советского научно-технического прогресса.
Стакан принес в нашу жизнь немало выражений, ставших крылатыми, например, «найти истину на дне стакана», «без стакана не разберешься», «стакан наполовину пуст или наполовину полон», «буря в стакане воды», «устаканиться».
За стеклом. История граненого стакана от Петра I до Петрова-Водкина
11 сентября в России отмечается День граненого стакана. Именно в этот день в 1943 году с конвейера сошел первый граненый стакан знакомого всем дизайна, созданного, вероятно, одной из самых известных советских художниц. До этого граненые стаканы были совсем другими. Об их метаморфозах от петровских времен до первых лет советской власти рассказывает заведующая отделом керамики и стекла музея-усадьбы «Кусково» Виолетта Мякинина.
В «Кускове» хранится крупнейшая в России коллекция художественного стекла. Самые интересные стаканы из собрания музея — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Загадка граненого стакана
Граненый стакан традиционно воспринимается как предмет быта ХХ века. В 1918 году его изобразил на своем «Утреннем натюрморте» Кузьма Петров-Водкин. Но там не совсем тот стакан, к которому мы привыкли: цилиндрический сосуд не расширяется кверху, грани широкие, а на краю нет гладкого неграненого ободка. Подобные изделия можно увидеть и в дореволюционных каталогах стеклянной посуды.
Изобретателем такого стакана считается стекольных дел мастер Ефим Смолин, живший между XVII и XVIII веками на территории современной Владимирской области. Свое творение он преподнес Петру I с уверением, что новая форма делает его небьющимся. Император, по легенде, выпил из него водки и бросил оземь. Стакан разбился, но это не испортило впечатления, и Петр воскликнул: «Стакану быть!». Позже эта фраза трансформировалась в «Стаканы бить!» — так появился обычай торжественно бить стеклянную посуду.
Классический граненый стакан — с 16 гранями и ободком по верхнему краю — был выпущен 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном. Изобретение этой формы приписывают знаменитому скульптору Вере Мухиной, но документальных подтверждений этому нет, хотя создательница «Рабочего и колхозницы» действительно много экспериментировала со стеклом.
Заведующая отделом керамики и стекла музея «Кусково» Виолетта Микитина:
— Историю появления советского граненого стакана окружает множество легенд. Действительно ли к его созданию имела отношение Вера Мухина — тема, которая еще ждет своего исследователя. В так называемый День граненого стакана предлагаю посмотреть на предметы художественного стекла, которые до середины октября представлены в нашем музее на выставке «Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло». И это не что иное, как стеклянные стаканы с очень интересной историей. Они отражают важные вехи отечественного стеклоделия.
Первое стекло
Первое отечественное стеклянное производство заработало в подмосковном селе Духанино в 1635 году, во время царствования Михаила Федоровича, при котором в России, кстати, также появилась светская живопись. При отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, в 1668–1669 годах открылось второе — стекольный завод в царской усадьбе Измайлово. Он подчинялся дворцовому ведомству, изготовлял стекло «в венецианском духе» на нужды монаршей резиденции и проработал до 1710-х годов.
При Петре I в 1705-м на Воробьевых горах был построен первый зеркальный завод, который вскоре перевезли в Санкт-Петербург. На всех этих мануфактурах главную роль играли приглашенные иностранцы, у которых могли перенимать опыт русские мастера.
— Эта стопа Измайловского завода с двуглавым орлом и всадником в стрелецкой шапке и с копьем — самый ранний предмет морозовской коллекции стекла. Она интересна процарапанной царской титулатурой на латыни Petr Alex Magn Czar Mosc («Петр Алексеевич Великий князь и царь Московский»). Надпись не совсем грамотная, с пропуском букв и сокращениями. Похоже, ее выполнил русский гравер, не слишком тщательно скопировавший образец на чужом для него языке. Скорее всего, Петр I сам не пил из таких стаканов, но вполне мог награждать ими своих приближенных. Во всяком случае, мы знаем еще одну такую стопу из собрания известного коллекционера Селиванова, которую тот приобрел у одного из родственников царского денщика.
Хитрые стаканы Вершинина
К концу XVIII века в России сформировалось несколько региональных центров стеклоделия — Петербург и окрестности, Владимирская, Смоленская, Калужская губернии. В 1764 году отставной военный Алексей Иванович Бахметьев основал хрустальный завод в Пензенской губернии.
На рубеже XVIII–XIX веков на заводе имелся свой Левша — крепостной мастер Александр Петрович Вершинин, придумывавший сервизы для императорского двора. За старание Александр I пожаловал ему именные часы.
Важной вехой в отечественном стеклоделии стали вершининские стаканы с двойными стенками, между которыми мастер выкладывал в миниатюре реалистичные пейзажи из подручных мелочей — кусочков бумаги, соломы, ракушек, камушков. Как эта хрупкая конструкция оставалась нетронутой при плавке стекла (около 900 градусов по Цельсию), потомки ломают голову по сей день.
— Всего нам известно около десятка сохранившихся стаканов Вершинина, некоторые находятся в зарубежных собраниях. Сюжет на них никогда не повторяется. На аукционах такие стаканы большая редкость. Последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тысяч фунтов стерлингов при первоначальной оценке 10–15 тысяч. Кто приобрел стакан и где он сейчас хранится — неизвестно.
Авторство Вершинина приписывается стакану синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром с изображением охотника, также поступившему в музей из коллекции Алексея Викуловича Морозова. В «Кусково» хранятся еще два вершининских стакана, выполненных, вероятнее всего, учениками мастера. Во всяком случае, их художественный уровень несколько ниже.
Насекомые-обманки
— Стаканы с порхающими бабочками и мухами — продолжение архитектурных и живописных «обманок» XVIII века. Выполненные эмалью насекомые выглядят как живые — будто случайно влетели в стакан. Такая посуда была частью помещичьей культуры, они были очень популярны в качестве подарков, поэтому на многие из них нанесены вензеля.
Этимологи связывают с такой посудой одну из версий происхождения выражения «ходить (быть) под мухой». Впрочем, более правдоподобной выглядит другая гипотеза, которая относится к эпохе Петра I. Царь-реформатор ратовал за распространение в России трактирной питейной культуры в ущерб кабакам — ведь в кабаках только предавались пьянству, а в трактирах еще и хорошенько закусывали. Для привлечения посетителей трактирщикам было велено наливать каждому первую рюмку бесплатно.
Чтобы соблюсти государево распоряжение и не остаться внакладе, трактирщики завели крошечные рюмки вместимостью около столовой ложки (10–15 миллилитров). За размер их прозвали мухами. А о хитрецах, обходивших за вечер несколько трактиров, получая в каждом свою законную рюмку за счет заведения, говорили, что они «ходят под мухой».
Молочное стекло
Использование молочного стекла было продиктовано его внешним сходством с фарфором, который был в большой моде в Европе. Для обоих материалов применялась одна и та же техника нанесения рисунка, более того, художники Императорского фарфорового завода порой выступали в качестве учителей для своих коллег с Императорского стеклянного, работавших с молочным стеклом.
— Вероятно, когда наши военные были во Франции в Заграничном походе 1813–1814 годов, они познакомились с так называемым стеклом с сульфидами. Запаянные в прозрачное стекло белые медальоны или профильные изображения из гипса или фарфора были популярны в Европе того времени. Интерпретировав технику по-своему, наши мастера начали использовать медальоны из белого молочного стекла. Предварительно в стеклянной заготовке вышлифовывали специальную выемку, в которую в горячем состоянии потом вставляли медальон. В Европе такого никто не делал, это наша российская особенность.
«Дедушка» хрусталя
Прообраз современного хрусталя изобрел англичанин Джордж Рейвенскрофт в 1676 году. Экспериментируя, он определил, сколько оксида свинца нужно добавить к стеклянной массе, чтобы стекло получилось более крепким, блестящим и сверкающим. Эти качества проявились во всем великолепии еще через сотню лет, когда для оформления хрусталя начали применять технику гранения. Англия довольно долго оставалась законодательницей мод в этой области, поэтому многие посудные формы хрустальных изделий и основные рисунки алмазного гранения имеют британское происхождение.
— Как и в континентальную Европу, хрусталь попал в Россию в 1800-е годы. Тогда же русские мастера начали осваивать разные рисунки гранения. К концу 1810–1820-х очень популярным был вид огранки, которую в Англии называли «земляничный алмаз» (strawberry diamond), а в России — «камень». На ее основе возник не имевший аналогов в других странах рисунок «русский камень» — из известных нам примеров он впервые появился на блюде, подаренном Николаю I в 1826 году, но особую популярность эта грань обрела во второй половине XIX века.
Из всех видов декоративно-прикладного искусства граненый хрусталь первым встал на путь массового производства, ведь его обработка требовала механической точности в повторении шаблона, а не вдохновения мастера.
Фото предоставлены музеем-усадьбой «Кусково».