Как называется 3 фаза метания мяча
Физическая культура. 10 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «10» класса
Урок № 13. Метание мяча весом 150 г с места и с 4—5 шагов разбега в цель.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Урок посвящён совершенствованию техники метания мяча с места и с разбега в цель. Совершенствование техники разбега и метания мяча.
Снаряд – предмет, используемый для метания.
Бросок – фаза метания снаряда, при которой происходит рывок и выпуск мяча из рук.
Метания мяча – упражнение, при котором мяч бросается в даль или в цель на результат.
Разбег – равномерно ускоренные шаги перед броском.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Выполнять метание на уроке физической культуры можно различными снарядами. Какие снаряды для метания вам знакомы? Какой из них кажется вам наиболее удобным для метания?
Метание спортивных снарядов – это упражнение физического развития и специальной подготовки школьников и молодежи. Является основополагающим, подводящим способом метания для перехода к метанию более тяжелых спортивных снарядов: диска, копья, молота и других спортивных снарядов, а также в толкании ядра на дальность.
Спортивные снаряды бывают большие и малые.
В этом уроке мы рассмотрим технику метания малого мяча весом 150 гр.
На занятиях по метанию малого мяча используют теннисные мячи в помещении или хоккейные мячи на улице. Вес мяча должен быть около 150 гр.
Метание может производиться на дальность и в цель. В этом уроке мы рассмотрим технику метания мяча в цель.
Техника метания малого мяча заключает в себе 4 фазы: держание снаряда, отведение снаряда назад, бросок, сохранение равновесия. При метании мяча с разбега добавляется еще одна фаза – разбег.
Рассмотрим каждую фазу подробнее.
1. Держание снаряда.
Мяч удерживается пальцами метающей руки, не прижимаясь к ладони. Указательный, средний и безымянный пальцы расположены сзади, большой палец и мизинец – сбоку.
Данная фаза выполняется только при метании мяча с разбега.
Разбег выполняется обычным шагом с оптимальной скоростью. Его длина обычно составляет 6—12 шагов. В рамках этого урока мы будем тренироваться метать мяч с разбегом 4—5 шагов.
Перед броском спортсмен должен выполнить бросковые шаги, во время которых рука отводится назад.
3. Отведение снаряда назад.
Бросок начинается с отведения снаряда назад. Левая нога метателя стоит впереди, вес на правой ноге.
Корпус должен быть слегка наклонен назад. Есть несколько способов отведения руки при броске. Эффективной считается техника отведения мяча от плеча прямо-назад, при этом происходит одновременный поворот плеча в сторону броска и отведение руки назад.
Другой способ – движение руки вперед-вниз-назад.
5. Сохранение равновесия.
Для сохранения равновесия происходит перескок с левой ноги на правую.
Метание мяча производится на стадионе или спортивной площадке шириной не менее 15 м. В качестве мишени используют круг на стене диаметром 1 м, расположенный на высоте 2,5 м.
Для совершенствования техники метания мяча выполните следующие упражнения в парах.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Слова, относящиеся к теме урока
Найдите четыре слова по теме урока.
2. Спортивные снаряды
Метание, какого снаряда изображено на рисунке? Выберите верный ответ.
Решение: На рисунке изображена техника метания мяча.
Методика обучения метанию мяча.
Техника и методическая последовательность обучения метания мяча,
как средство физического воспитания.
Лёгкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается «королевой спорта», недаром, два из трёх призывов в девизе «Быстрее, выше, сильнее», можно не задумываясь отнести к легкоатлетическим дисциплинам. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и естественности своих соревновательных дисциплин.
Лёгкая атлетика – совокупность видов спорта, объединяющая такие дисциплины, как ходьба, бег, прыжки, метания и лёгкоатлетические многоборья. Она является одним из основных и наиболее массовых видов спорта.
Метание входит в раздел лёгкой атлетики школьной программы и является обязательным двигательным действием для изучения школьниками с младших классов.
Метание является одним из средств физического воспитания и специальной подготовки школьников и представляет собой прикладное, координационно-сложное двигательное действие, в процессе которого участвует большое количество двигательных звеньев тела, при работе которых необходимы согласованность в их движении, соразмерение усилий в пространстве, во времени и по мышечному усилию.
Упражнения с мячами и само метание способствуют укреплению основных мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса и рук; развивают ловкость, силу и быстроту; глазомер и меткость; ориентировку и все виды координации (В. И. Лях, 1987), чувство ритма.
Когда мяч находится в контакте с пальцами рук, он развивает кисть, как «познавательный» орган (форма, объем, плотность, температура), способствует развитию мелкой моторики рук, которая тесно связана с уровнем развития умственных способностей ( Л. Г. Харитонова,1999).
Метание относится к военно-прикладным средствам и составляет важную часть подготовки молодых людей к службе в армии, так как способствует всестороннему физическому развитию.
2. Основы техники метания.
2.1.Составляющие техники метания мяча.
Метание мяча – скоростно-силовое, циклическо-ациклическое упражнение, которое относится к сложным пространственным двигательным действиям. По технике исполнения оно сходно с техникой метания копья и гранаты.
На уроках и тренировках в спортивном зале ребята метают теннисные и тряпочные мячи, так как они безопасны в использовании; а на стадионе: мячи из литой резины весом 150 граммов, гранаты 300, 500, 700 граммов; зимой: снежки, мячи в мешочках с лентой.
В соответствии со школьной программой метание выполняется с места и с разбега, в вертикальную и горизонтальную цели. Метание с места обычно используется для изучения и овладения движениями, связанными с выпуском снаряда.
На дальность полета мяча влияют:
Скорость вылета мяча.
Высота точки вылета.
Сопротивление воздушной среды.
Скорость вылета мяча зависит от усилия, приложенного школьником к мячу; от длины пути, пройденного мячом в руке, от времени, за которое мяч проходит этот путь. Чем больше путь и меньше время приложения усилия, тем выше начальная скорость вылета мяча и выше результат. Это достигается разбегом и «обгоном» мяча в заключительной части разбега.
Уменьшение времени воздействия школьника на мяч зависит от его силы и скорости, с которой он на него воздействует. Поэтому одна из главных задач тренировки школьника состоит в совершенствовании силы и быстроты.
Угол вылета мяча для наибольшей дальности составляет 45 градусов. На практике угол вылета меньше ( от 30 до 40 градусов ).
Высота точки вылета мяча зависит от длины рук и роста школьника.
Сопротивление воздушной среды уменьшает горизонтальную скорость и дальность полёта лёгких теннисных мячей; на литые резиновые мячи (гранаты) воздушная среда оказывает незначительное влияние.
Разница в дальности полёта мяча у школьников зависит от уровня технической и физической подготовленности, так как специфические особенности техники метания мяча требуют от них хорошей координации движений, гибкости и подвижности в суставах, динамической и взрывной силы, чувства ритма и умения управлять отдельными звеньями тела.
В метании мяча участвуют все мышцы тела : сначала мышцы ног, затем туловища и в заключительное усилие включается рука с мячом.
Для достижения хороших результатов в метании мяча необходима систематическая работа над общим физическим развитием школьников и непрерывное обучение, совершенствование техники метания с использованием специальных упражнений с разнообразными предметами.
Учебной программой предусмотрено обучение первоклассников метанию мяча двумя руками из-за головы, броскам и ловле мяча, броскам малого мяча в цель и на заданное расстояние.
Учащиеся знакомятся с метательными снарядами и предметами, с приемами различных действий с мячом – перекладыванием, перебрасыванием, перекатыванием, ловлей и передачей, с бросками, с основными способами держания мяча одной и двумя руками, способами бросков и ловли различных по размеру мячей.
На уроках при выполнении упражнений с мячами используются различные эстафеты с мячами и метаниями, игровые задания и мини-соревнования. В ходе игр, эстафет и выполнения заданий школьники закрепляют умения и навыки в ловле, бросках, метании мячей, совершенствуют способности в управлении движениями, дифференцировке усилий с учётом размера и массы мячей, развивают ловкость, чувство пространства.
Игры и эстафеты с элементами метаний я провожу после отработки этих движений в парах, в бросках в сетку, в стену, в цель, так как такие задания требуют от школьника более высокого уровня технической подготовленности.
Обучая метанию с первого класса, я применяю специальные упражнения, доступные ученикам по возрасту и физическому развитию, что позволяет добиться хороших результатов:
Катание мяча рукой на месте и в движении.
Катание двух мячей пальцами.
Катание мяча в кегли (боулинг).
Подбрасывание и ловля мяча двумя руками ( малых теннисных, резиновых, волейбольных, баскетбольных).
Подбрасывание и ловля мяча одной рукой.
Подбрасывание и ловля мяча с поворотами, с приседанием.
Подбрасывание и ловля мяча в движении, в парах.
Удары рукой по мячу сверху, снизу, сбоку.
Ведение мяча одной, двумя руками, с руки на руку на месте, в движении.
Ловля и передача волейбольного (малого баскетбольного) мяча двумя руками на месте и в движении.
Броски мяча одной рукой из-за головы через плечо в вертикальную и горизонтальную цели с места и с разбега.
Броски мяча на дальность и заданное расстояние.
3. Метание мяча состоит из трёх фаз :
держание мяча и разбег;
финальное усилие (бросок);
торможение (сохранение равновесия после броска)
3.1. Держание мяча: мяч держится фалангами пальцев метающей руки; три пальца (указательный, средний и безымянный) размещены сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают его сбоку; мяч к ладони не прижимается.
Перед началом разбега школьник держит мяч над плечом в согнутой руке, локоть которой находится на уровне уха.
Такое положение метающей руки считается самым эффективным перед выполнением второй части разбега и подготовки к броску.
Разбег: Разбег выполняется в равномерно-ускоренном ритме и состоит из двух частей: от старта до контрольной отметки и от контрольной отметки до планки. Длина разбега зависит от индивидуальных особенностей школьника. И может доходить до 20 метров.
Первая часть разбега (предварительная) начинается от исходного положения до контрольной отметки. Задача этой части состоит в том, чтобы набрать первоначальную скорость и точно попасть левой ногой на контрольную отметку. Разбег выполняется обычным беговым шагом на передней части стопы. Длина разбега составляет 6-12 беговых шагов. Используя чётное количество шагов, школьник попадает левой ногой на контрольную отметку.
Вторая часть разбега (заключительная) зависит от скорости продвижения, длины шагов и способа остановки после броска. Она начинается от контрольной отметки и заканчивается местом, где выполняется финальное усилие, поэтому вторая часть разбега называется подготовкой к броску(финальному усилию).
Задача второй части состоит в отведении снаряда (мяч, граната) для выполнения его «обгона» и в поддержании оптимальной скорости перед финальным движением.
Шаги в этой части разбега называются бросковыми и выполняются с небольшим ускорением. Количество шагов зависит от способа отведения снаряда и колеблется от 4-х до 6-ти бросковых шагов.
В практике существует несколько способов отведения мяча в момент выполнения бросковых шагов, и все они направлены на «обгон» нижней частью тела (ногами) верхних. Это необходимо для увеличения пути приложения силы к снаряду одного из основных факторов, влияющих на результат в метаниях.
Однако при метаниях малого мяча самым простым и распространенным способом является отведение «прямо – назад», которому я и учу своих школьников. Этот способ легче осваивается; облегчает сохранение прямолинейного бега по разбегу; отведение мяча выполняется на четыре бросковых шага.
Попадая на контрольную отметку левой ногой, школьник выполняет первый бросковый шаг правой. Стопа ставится на носок прямо по ходу движения, положение таза остается прежним, как в первой части разбега. Но начинается поворот плеч направо и постепенное отведение назад согнутой в локтевом суставе правой руки с мячом. Левая рука, согнувшись в локтевом суставе, движется вперед.
Второй шаг левой ногой с носка сопровождается дальнейшим поворотом плеч направо и полным выпрямлением правой руки с мячом, поворотом таза направо. Кисть руки с мячом находится чуть выше одноименного (правого) плеча. Для поддержания скорости туловище находится в вертикальном положении. Подбородок находится у левого плеча. Движения ногами должны быть активными, пружинистыми и выполняться подобно убеганию от снаряда. После второго шага заканчивается полное отведение руки с мячом.
Третий, предпоследний шаг называется «скрестным». Он является связующим звеном между предварительной и финальной частью разгона снаряда. Основная задача «скрестного» шага заключается в «обгоне» мяча и выносе левой ноги вперед при постановке правой ноги на опору.
«Скрестный» шаг выполняется путем энергичного отталкивания левой и махом правой ноги. Правая нога быстро выносится вперед и ставится с пятки развернутым носком наружу; плечи и таз поворачиваются вправо; туловище наклоняется вправо – назад; правая рука с мячом прямая ладонью кверху на уровне плеч, левая рука согнута в локтевом суставе и расположена перед грудью. Заканчивая «скрестный» шаг, стопа правой ноги с пятки и внешнего свода становится на всю стопу под углом 30 градусов к линии разбега. При выполнении «скрестного» шага опережение ног и таза верхней части туловища и руки с мячом ещё больше увеличивается по сравнению со вторым шагом. Таким образом происходит «обгон» снаряда, в результате которого выполняется натяжение мышечных групп, участвующих в финальном усилии.
Четвертый бросковый шаг выполняется активной стопорящей постановкой прямой левой ноги вперед с пятки и внутренней стороны стопы носком внутрь. Рука с мячом и ось плеч находятся на одной прямой с линией разбега.
3.2. Финальное усилие (бросок) : как только прямая левая нога касается пяткой и внутренней стороной стопы (большим пальцем ноги) линии разбега, начинается поворот стопы правой ноги пяткой наружу, а бедром внутрь направления разбега с одновременным разгибанием ноги в колене. С этого момента начинается «захват» мяча. Элемент «захвата» необходим для натяжения мышц туловища и метающей руки, участвующих во время выпуска мяча.
После «захвата» правая рука с мячом сгибается в локтевом суставе, а предплечье и кисть, оказываясь сзади головы и плеча, супинируется. Левая рука при этом начинает отводиться влево и пронируется. Разгибание ноги в колене продвигает таз вперед – вверх, опережая плечи.
Выпрямив правую ногу и повернув правую часть таза вперед – вверх, школьник, осуществляя «тягу» снаряда, выходит грудью вперед, выводит правый локоть вперед – вверх и переходит в положение «натянутого лука», названное по причине внешнего сходства, где правая рука со снарядом, прогнутое туловище и правая нога образует дугу.
Одновременно с движением тела школьника вперед-вверх, левая рука начинает двигаться за спину локтем назад, ладонью наружу (пронация), способствуя продвижению вперед туловища. При приближении локтя метающей руки к уху, плечи закончили поворот в направлении метания и начинают резкое движение вперед. Метающая рука, проходя над плечом, выпрямляется в локтевом суставе и хлестообразным движением кисти выбрасывает мяч. Левая нога в момент броска стопорит движение и полностью выпрямлена.
3.3. Торможение (сохранение равновесия после броска ): после выпуска мяча для погашения инерции движения школьник выполняет перескок с левой ноги на правую перед дугой, ограничивающей место выполнения броска. Перескок выполняется за счет поворота туловища правым боком, постановкой правой ноги под углом 45 градусов и сгибанием в коленном суставе.
4. Этапы обучения метанию мяча.
Метание мяча с места, стоя прямо в направлении броска.
Метание мяча с места, стоя боком в направлении броска.
Метание мяча с одного шага.
Метание мяча с двух шагов.
Метание мяча с трех шагов.
Метание мяча с четырех шагов.
Метание мяча с короткого разбега.
Метание мяча с полного разбега.
5. Задачи обучения технике метания мяча.
Обучить правильному держанию и выбрасыванию мяча хлестообразным движением кисти.
Учить (1 класс) и продолжать учить (2 класс) метанию мяча с места способом «из-за спины через плечо» из исходного положения, стоя лицом в направлении метания.
Учить (1 класс) и продолжать учить (2 класс) метанию мяча в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 места (1 класс), 5-6 метров (2 класс).
Закрепить технику метания мяча с места, стоя лицом и боком в направлении метания на дальность и заданное расстояние.
Учить технике метания мяча с шага, с 2-х шагов, с трёх шагов, с четырёх шагов ( 4 класс) из исходного положения, стоя боком в направлении метания с отведённой в сторону рукой.
Продолжать учить умению метать мяч в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 5-6 метров.
Продолжать учить и закрепить хлестообразное движение метающей руки в финальном усилии.
Учить технике скрестного шага.
Продолжать учить выход в положение «натянутого лука» в финальном усилии.
Продолжать учить умению метать мяч в цель с 6-8 метров (5 класс), 8-10 метров (6 класс).
Продолжать учить технике выполнения скрестного шага.
Закрепить технику метания мяча с четырёх бросковых шагов.
Продолжать учить отведению руки с мячом на два шага и метанию с четырех бросковых шагов.
Учить технике метания мяча с короткого (7 класс), с полного разбега ( 8 класс).
Учить торможению (остановке) после броска.
Закрепить умение метать мяч в цель с расстояния 10-12 метров (7 класс), 12-16 метров (8 класс).
Продолжать учить торможению (остановке) после броска мяча.
Совершенствовать технику метания с места и с разбега на дальность.
Закрепить и совершенствовать метание в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 12-18 метров.
6.Методическая последовательность обучения метанию мяча.
Главными составляющими основы техники метания являются правильное выполнение хлестообразного движения рукой и последовательность работы звеньев тела, позволяющие использовать усилия всего опорно-двигательного аппарата.
Последовательность обучения метанию мяча обратная, то есть сначала обучаем финальной фазе, затем переходим к предыдущим фазам движения.
Задача 1. Знакомство учащихся с техникой метания мяча.
Краткий рассказ об истории и технике метания мяча
Рассказ образный и занимает не более 5 мин.
Показ техники метания мяча с места в цель и с разбега на дальность.
Сначала показываю технику метания сбоку, затем сзади, обращая внимание школьников на отдельные фазы движения.
Демонстрация техники метания на кинограммах, рисунках, плакатах.
Обращаю внимание учеников на положения звеньев тела метателя в отдельные ключевые моменты движения.
Знакомлю с правилами соревнований по метанию мяча.
Метать только в одну сторону; с правой стороны не стоять; без команды учителя не метать и не ходить за мячом.
Задача 2. Обучение держанию и выбрасыванию мяча.
Чтобы далеко и точно бросить мяч, необходимо правильно держать его; поэтому я начинаю обучение с метания больших по размеру, но не тяжёлых мячей (баскетбольные, волейбольные, резиновые), позволяющих правильно выполнить данное упражнение. Положение кисти при держании большого мяча позволяет ребятам лучше его чувствовать. Затем перехожу к броскам, метаниям малого мяча.
Выполнение хвата малого мяча.
И. п. – ноги врозь на ширине плеч, рука прямая впереди. Бросок мяча хлестообразным движением предплечья и кисти.
И.п. – левая нога впереди, рука с мячом вверху. Бросок мяча хлестообразным движением предплечья и кисти после выведения локтя вперед.
И.п. – ноги врозь на ширине плеч. Бросок мяча вперед-вверх из-за головы двумя руками.
И.П. – ноги врозь на ширине плеч. Бросок мяча из-за головы одной рукой вперед-вверх.
И.п. – ноги на ширине плеч, бросок мяча из-за головы в цель вертикальную и горизонтальную.
И.п. – стоя лицом в сторону метания, левая нога впереди. Бросок мяча за счет хлестообразного движения руки из-за головы.
И.п. – стоя левым боком в сторону метания, левая рука впереди, ноги прямые. Бросок мяча за счет хлестообразного движения руки.
И.п. – стоя левым боком, правая рука прямая, отведена назад, левая рука перед грудью, вес тела на слегка согнутой правой ноге, туловище слегка наклонено назад. Бросок мяча за счет хлестообразного движения руки.
Разнообразные броски, подбрасывания, перебрасывания мяча вверх, сверху— вниз, вперед-вверх одной, двумя руками и ловля его одной, двумя руками сверху, снизу в воздухе, с отскока от пола, от стены, от партнера.
Хлестообразные удары кистью по волейбольному мячу.
Добиваться ненапряженного держания мяча.
Многократное выполнение движения «до свидания» кистью.
Активное повторение движения «до свидания» предплечьем и кистью.
Левая нога прямая, развернута внутрь, плечи прямо. Повторение движения «до свидания».
Левая рука придерживает правую за запястье, ноги не сгибаются.
Обращать внимание на работу кисти при броске, плечи не разворачиваются.
Броски выполняются в цель с расстояния 3-х – 4-х метров в 1-м классе; 5-и 6-и метров во 2-м и до 12-и 18-и метров в 9-м классе. Вертикальная цель на высоте 2-3 метра. Локоть согнутой руки находится на уровне уха.
Следить за прямой левой ногой, чтобы она не сгибалась в коленном суставе.
Обращать внимание на поворот туловища при отведении мяча назад за спину и сгибание правой ноги в колене.
Следить за двухопорным положением ног, левая нога прямая. Кисть в положении «до свидания», движение кистью ускоренное.
Следить за движением кисти и прямолинейностью плеч.
Отработать кистью движение «до свидания».
Ошибки: Неправильный выпуск мяча часто объясняется общим напряжением мышц всего тела, поэтому чтобы добиться расслабления и свободы движения, на уроках выполнялись следующие упражнения:
И.п. – стойка ноги шире плеч. Резкие повороты направо и налево, руки свободно «опоясываются» вокруг туловища.
И.п. – стойка ноги вместе, туловище в наклоне вперед, руки свободно висят внизу. Рывки руками назад за спину со свободным опусканием рук вниз и «опоясыванием» ими вокруг груди и боков.
И.п. – левая нога впереди в широком шаге, туловище наклонено вперед, руки «висят». Раскачивание рук вперед и назад с пружинистыми покачиваниями на ногах.
И.п. – стойка, руки вверху. Расслабив мышцы рук и плечевого пояса, свободно опустить (бросить) руки вниз.
И.п. – левая нога впереди, в руке гантель (граната, бутылка с песком), рука внизу. Замах рукой назад – вверх, вверху разогнуть руку в локтевом суставе.
И.п. – стоя в шаге, руки с медболом за головой. Свободное разгибание рук в локтевом суставе.
Вращение кистью эстафетной палочки, гимнастической палки.
Задача 3. Обучение учащихся метанию мяча с места.
К метанию мяча с места приступаю после создания у учащихся мышечного ощущения движения грудью вперед при хорошей опоре на ногах. Рывок грудью выполняется вперед в направлении метания с активной пружинистой работой ног. Это ощущение создается при систематическом выполнении следующих упражнений:
Подталкивание под лопатку вперед, удерживая за кисть правой руки из стойки в шаге, рука за головой над плечом.
Подталкивание под лопатки вперед, оттягивая обе руки назад, выход грудью вперед из стойки в шаге.
Выход грудью вперёд из виса, стоя спиной к гимнастической стенке, хват рук за рейку на уровне головы.
Выход грудью вперёд из виса присев, хват прямых рук за рейку.
Выход грудью вперёд из виса, стоя в шаге спиной к гимнастической стенке.
Выход грудью вперёд из виса, стоя спиной к стенке, партнер под занимающимся и упирается ему плечами в область лопаток. Выпрямляя ноги, партнер поднимает занимающегося и встряхивает его.
Упражнение в парах «вешать соль», руки прямые вверху или взяты под локти, стоя спиной друг к другу. Встряхивание партнера на спине в наклоне вперед.
Выход грудью вперёд, стоя в шаге спиной к гимнастической стенке, держа в метающей руке резиновый жгут, закрепленный за рейку на уровне плеча.
Стоя в шаге, рука за головой держит резиновый жгут, другой конец жгута под стопой сзади стоящей ноги. Выпрямляя руку, растягивать жгут.
Выход грудью вперёд из стойки боком к гимнастической стенке, держась метающей рукой за рейку на уровне плеча.
Выход грудью вперёд, стоя боком к гимнастической стенке, держась метающей рукой за резиновый жгут, закрепленный за рейку на уровне плеча.
Выход грудью вперед, имитируя «взятие» снаряда (мяча) на себя в стойке в шаге, упираясь гимнастической палкой в стену или держа её в руках, имитация «захвата» снаряда.
Наклоны вперед, прогибаясь в пояснице, опускаясь до пола и поднимаясь вверх с опорой руками по рейкам гимнастической стенки.
Броски мяча из-за головы одной рукой, двумя руками, стоя в шаге, грудью в направлении метания.
Добиваться сохранения двухопорного положения ног и рывка грудью вперед.
Броски мяча из стойки в шаге с переходом через левую ногу после выпуска мяча.
Добиваться активной пружинистой работы ног и рывка грудью вперед.
Добиваться прогиба туловища и максимального отведения мяча назад, с переносом веса тела на правую ногу. Локоть метающей руки направлен вперед.
Броски мяча из стойки в шаге левым боком к направлению метания.
за исходным положением (рука с мячом отведена назад, левая на высоте плеча чуть выпрямлена вперед, тяжесть тела на правой ноге, левая впереди прямая носком внутрь);
За «боковой тягой» (продвижение вперед на правой ноге левым боком);
«взятие снаряда на себя» (одновременный поворот туловища с выносом правой руки наружу);
За поворотом налево грудью вперед в положение «натянутого лука»;
За рывком грудью вперед и хлестообразным движением кисти.
Игры в «пионербол», «борьба за мяч», «вышибалы», «баскетбол», волейбол с элементами броска, ручной мяч.
Следить за проходом грудью вперёд через прямую левую ногу и хлестообразным движением кисти рук.
Задача 4. Обучение учащегося бегу с мячом.
Во время бега я слежу за свободным, ненапряжённым несением мяча над головой.
Сложным в обучении является бег боком с отведенным мячом, но многократное пробегание в таком положении довольно быстро дает хороший результат.
При этом необходимо следить за акцентированным подниманием коленей и продвижением вперед боком и небольшим наклоном туловища в сторону, противоположную метанию. Взгляд должен быть направлен на определенную цель. Пробежки с мячом выполняются равномерно и равноускоренно.
Обучение бегу с мячом проводится параллельно с обучением метанию с места.
Задача 5. Обучение учащихся отведению мяча назад.
Отведение мяча происходит на 2 шага с поворотом плеч направо в положение боком в сторону метания.
При отведении руки с мячом в движении каждый счёт соответствует выполненному бросковому шагу.
Для развития гибкости и подвижности в плечевом суставе и гибкости в грудном отделе позвоночника на уроках систематически выполнялись следующие специальные упражнения:
Выкруты обеими руками с палкой ;
Поочерёдные выкруты обеими руками;
Вращательные, маховые движения руками (с гантелями, с бутылками с песком или с водой);
Разгибание рук из-за головы с грузом;
Прогибания назад из разных исходных положений( стоя, лёжа на животе, стоя на коленях, стоя спиной у гимнастической стенки).
«мосты» из стойки ноги врозь на коленях; из стойки ноги врозь; из упора на предплечьях; из положения лёжа на спине; из стойки ноги врозь спиной к гимнастической стенке, держась за рейки;
Наклоны вперёд с прямыми ногами, стоя на скамейке, на полу; сидя на ковре в барьерном шаге; из положения лёжа на спине, сидя на полу ноги вместе и врозь.
Разнообразные кувырки вперёд и назад;
Кувырки назад, вперёд через стойку на руках;
Параллельно с упражнениями на гибкость выполнялись упражнения на развитие силы мышц, участвующих в метании:
Многоборье с набивными мячами (броски мяча двумя, одной рукой из разных исходных положений).
Метание набивных мячей из-за головы с разгибанием рук и движением туловища вперёд создаёт мышечное ощущение работы ног и туловища.
И.п. – стоя в шаге на месте, мяч в руке над головой. Отведение руки с мячом с поворотом плеч направо на два счёта.
Следить за свободой движения руки и раскрепощением туловища. Выполнять имитацию под счёт.
Стоя в шаге на месте, мяч в руке над головой. Отведение руки с мячом на два шага ходьбы по отметкам.
На полу чертятся три линии, расстояние между которыми по три ступни. Выполнять медленно с остановками в каждом шаге; следить за положением руки с мячом.
Стоя в шаге, мяч в руке над головой. Отведение руки с мячом на два шага в беге.
Расстояние между линиями в беге увеличивается. Между первой линией и второй до 5-и ступней, между 2-й и 3-й – до 6-и ступней.
Стоя в шаге, мяч над головой. Отведение руки с мячом с имитацией броска под счет.
Упражнение выполняется сначала раздельно, затем слитно. На счет «раз» плечи поворачиваются вправо, левая рука выводится локтем вперед, правая нога сгибается. На счет «два» рука с мячом полностью отводится назад. На счет «три», разгибая правую ногу, поворачиваясь грудью вперед, и выводя руку с мячом локтем вперед – вверх, ученик выходит в положение «натянутого лука». На счет «четыре» имитируется бросок мяча.
Стоя в шаге, мяч над головой мяч над головой. Отведение руки с мячом на месте и бросок мяча в цель.
Бег 15-20 м, рука с мячом над головой.
Бег 10 – 15 м, рука с мячом над головой. Отведение руки с мячом на два шага в беге.
Серийное выполнение имитации отведения руки с мячом в ходьбе, постепенно переходящей в бег.
Выполнение метание с 4-х – 8-и шагов разбега с отведением руки с мячом.
Задача 6. Обучение учащихся скрестному шагу.
Обучение скрестному (предпоследнему) шагу начинаю без мяча с имитации, а затем с мячом.
И.П. – стойка в шаге левым боком в направлении броска по линии, начерченной на полу. Левая нога прямая, стопа направлена внутрь под углом 45°. Тяжесть тела на правой ноге. Правая рука отведена назад на уровне плеча, левая рука согнута перед грудью.
Следить за постановкой правой ноги с пятки на всю стопу развернутым носком наружу. Длина шага 1-2 стопы.
То же исходное положение, но за кисть правой руки держит другой школьник (резиновый жгут).
Скрестный шаг правой ногой вперед
Следить за наклоном туловища в противоположную метания сторону (вправо) и «убеганием» ног вперед.
И.П. – стойка боком в направлении метания на левой ноге с поднятой правой ногой скрестно перед левой.
Легкий прыжок с левой ноги на правую.
наклон плеч вправо по линии разбега;
удержание прямой правой руки на уровне плеч;
«убегание» ног вперед;
постановку ног по одной прямой (носок левой ноги на одной прямой с пяткой правой);
скрестный шаг, а не приставной;
постановку левой прямой ноги в упор
И.П. – то же, что упражнение №3.
Легкий прыжок с левой ноги на правую с постановкой левой ноги вперед носком вовнутрь.
И.П. – стойка боком с отведенной правой рукой назад. Вес тела на правой ноге, левая рука согнута перед грудью.
То же, что упражнение №5, но левая нога приподнята вверх в исходном положении.
Выполнение скрестного шага в ходьбе без мяча и с мячом
Выполнение скрестного шага с разбега и без мяча
Задача 7. Обучение учащихся метанию мяча со скрестного шага.
Безостановочный переход от бега к броску мяча зависит от быстрой работы ног в третьем (скрестном) и четвертом шагах. Метание происходит при выполнении скрестного шага с переходом в исходное положение для броска. Ускорение в выполнении скресного шага, быстрая постановка левой ноги в четвертом шаге и безостановочный переход от бега к броску с последовательным включением в работу мышц определяют правильный ритм движений метателя.
Следить, чтобы не было:
падения плечами вперед и влево;
опускания руки с мячом вниз;
большого четвертого шага;
сгибания левой ноги в колене при упоре на нее;
сгибания туловища при броске влево.
И.П. и упражнение №1. По мере освоения скрестного шага в ходьбе, выполнять его прыжком в беге.
Следить за полноценным выполнением скрестного шага.
Многократное его повторение в имитации.
И.П. – стойка левым боком, ноги на ширине плеч, тяжесть тела на правой ноге, туловище наклонено вправо и составляет с левой ногой и правой рукой одну линию.
Броски мяча с одного шага; с двух шагов; с трех шагов.
Следить за выполнением бросковых шагов по прямой; наклоном туловища вправо и «убеганием» ног вперед в скрестном шаге.
Задача 8. Обучение учащихся метанию мяча с разбега
Для того, чтобы обучение происходило успешнее, лучше медленно выполнять начало разбега, а затем постепенно повышать скорость ко второй контрольной отметке. В дальнейшем для достижения высокого результата нужно скорость разбега увеличить. Скорость разбега увеличивается плавно и постепенно.
И.П. – стойка в шаге лицом в направлении броска. Рука с мячом над головой, локоть около уха.
Ходьба (четыре – шесть шагов) до контрольной линии;
Отведение руки с мячом на два шага по линиям;
Скрестный шаг правой ногой над левой;
Боковой шаг левой ногой вперед со стопорящей постановкой на грунт;
Метание мяча из положения «натянутого лука».
На грунте (полу) начертить семь горизонтальных линий и одну по вертикали в направлении метания:
2-я: контрольная линия;
3-6я: линия для четырех бросковых шагов;
7-я: линия для остановки после броска.
Длина шагов от контрольной отметки в разбеге:
1-ый шаг – 5-6 ступней
2-ой шаг – 6-7 ступней
3-ий шаг – 4-5 ступней
4-ый шаг – 5-6 ступней
То же, что №1, но в медленном беге по разметкам
Следить за наклоном туловища на третьем и четвертом шагах, удержанием прямой руки с мячом на уровне плеча за спиной, за «обгоном» мяча ногами.
То же, что №1, но с короткого разбега и с повышающейся скоростью по разметкам
Обращать внимание на быстрое выполнение скрестного шага.
Следить за отведением руки на два шага и ритмом.
Метание мяча с полного разбега, увеличивающегося по длине, и с нарастанием скорости на дальность и в цель
Следить за бегом по прямой в бросковых шагах, за выходом в положение «натянутого лука».
Задача 9. Обучаю учащихся ускорению в бросковых шагах.
Скорость в бросковых шагах начинает повышаться с первого шага и достигает оптимальной величины на третьем шаге. Ускоренное выполнение третьего шага начинается активным подниманием правой ноги, левая нога так же активно ставится на грунт.
При этом можно заметить быстрое сведение бедер. После скрестного шага правая нога так же активно ставится на грунт. Эта задача решается при метании мяча с разбега.
Все бросковые шаги выполняются пружинисто, а бедра сводятся активно. Это приведет к непрерывному и ускоряющемуся движению и к оптимальной длине скрестного шага.
Пробегание бросковыми шагами без мяча 15 – 20 метров с отведенной в сторону рукой.
Пробегание бросковыми шагами с мячом с отведенной в сторону рукой (рука на уровне плеча).