Как называется автобус с лошадьми
Чем отличались кочи от дилижансов, а кэбы от фиакров: Общественный транспорт прошлого
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Голландия, XVII век: коча
В самом начале семнадцатого века голландцы устроили огромное строительство: между всеми крупными городами были прорыты прямые каналы, набережные которых отделывали камнем. Через каналы ставили раздвижные деревянные мосты, а проблему с перепадом уровня воды (поскольку каналы сообщались с реками) решили с помощью системы шлюзов. Всё для того, чтобы увеличить объём грузоперевозок по стране, ускорив перемещение гружёных кораблей, но побочным эффектом стало и появление очень своеобразного общественного транспорта — коч.
Кочи представляли собой плоские судна с большой общей каютой для пассажиров, которые тянули туда и сюда по каналам лошади. Внутри каюты были закреплены скамьи и даже стояли комоды для багажа. Хотя «извозчики» коч славились своей грубостью, в пассажирской каюте всё обязательно блистало чистотой и ехать было довольно уютно, благо, голландцы довольно равнодушно относились к ситуациям, когда представители разных сословий и разной степени уважаемости занятий смешивались в одном помещении.
Чтобы было веселее путешествовать, выпускались сборники песен для пассажиров кочей: по ним пели хором, как сейчас принято в российских автобусах с детьми. Кроме того, немало полезных знакомств и пылких романов завязалось из-за беседы пассажиров, оказавшихся волею случая на одной скамейке. Чтобы понять, как примерно были одеты пассажиры, вспомните фильмы о трёх мушкетёрах — но сделайте костюмы более сдержанными, с обязательными белоснежными манжетами и воротниками.
Кочи ходили по расписанию — оно вывешивалось в местах постоянных остановок — с удивительной точностью. Пассажиров сзывали на посадку сигналами колокола, похожими на корабельные. Стоимость билета высчитывалась по длине маршрута, который намерен одолеть на коче пассажир, и очень скоро кочи стали посещать не только крупные города, но и мелкие.
Дилижанс: международный автобус на парусах и колёсах
В шестнадцатом веке в Европе распространились дилижансы: вместительные кареты, которые по расписанию ездили из города в город. Везли их, понятное дело, лошади, но при попутном ветре извозчик раскрывал на дилижансе специальные кожаные паруса, и тогда карета ускорялась, подгоняемая теперь не только усилиями животных, но и силой ветра. Правда, поскольку в дилижансах долгое время не было рессор, это оборачивалось для пассажиров серьёзной тряской. Скомпенсировать тряску должны были очень мягкие, плотно набитые подушки сидений.
По пути, естественно, делали остановки, чтобы поменять лошадей и дать пассажирам оправиться и подкрепиться. Проходил дилижанс в среднем 80-100 километров в день — по тем временам очень неплохо. Правда, дилижансы обожали поджидать разбойники — они давали куда больший куш, чем большинство обычных карет, в которых пассажиров и ценного багажа было меньше. Разбойников постоянно отлавливали и вешали прямо вдоль дороги, в назидание другим любителям нажиться неправедным путём, так что не всем пассажирам нравилось любоваться видами в дороге.
Кроме полностью закрытых дилижансов, использовались и дилижансы с дополнительными открытыми местами на крыше. Если ехали с прислугой, места лакеям покупали именно наверху. В Англии на боках дилижансов обязательно крупно писали пункты отбытия и назначения — то есть, указывали постоянный маршрут. Со временем стали популярны почтовые кареты или почтовые дилижансы — они, кроме пассажиров, отвозили в другие города и почту. В России дилижансы появились только в девятнадцатом веке: слишком плохи были дороги для того, чтобы организовывать постоянные перевозки. Ведь большая часть Европы активно использовала дороги, оставшиеся от древних римлян, каменные и гладкие; у России такого наследия не было.
Когда дилижансы стали использоваться для перемещения внутри городов, они утратили паруса и стали называться омнибусами. Входили в омнибус сзади, по специальной лестничке.
Кабриолеты, кэбы и пролётки: такси девятнадцатого века
Хотя возможность нанять экипаж на улице появилась куда раньше, расцвет «такси» на колёсах пришёлся на девятнадцатый век. Во Франции их звали кабриолетами, в Англии — кэбами, а у нас — пролётками. Были и региональные особенности.
Так, например, пролётки в России были разных цветов, в зависимости от качества предоставляемых услуг и опытности извозчика. Самые лучшие экипажи были красного цвета, похуже — синего, а совсем простые — любого другого. Кроме того, полицейские проверяли безопасность и чистоту пролёток, состояние лошадей, состояние извозчика (слишком пьяным не давали ездить по улицам). Во второй половине девятнадцатого века наёмные извозчики носили общую форму, а пролёткам присваивались номера.
У пролётки иногда не было верха вовсе, а иногда был откидывающийся. Им закрывали пассажиров в дурную погоду. Одна пролётка не подразумевала более двух, очень редко — трёх небольших по размеру пассажиров.
В Европе были популярны четырёхместные фиакры, также с откидными крышами. А кэб отличался от кабриолета и пролётки тем, что кучер сидел позади пассажиров, так что они могли наслаждаться видами улиц (хотя с оживлённым движением, которым славился, например, Лондон, это было затруднительно). Кабинка пассажиров в кэбе всегда была закрытой. Деньги кучеру перед выходом передавали через специальный лючок в задней части крыши кэба.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
maxxbay
Обо всех и обо всем
В эпоху индивидуализма на наших дорогах все больше становится личных автомобилей. Однако не уходит в небытие и общественный транспорт. А каким он был сто, двести, а то и триста лет назад? Да, он появился задолго до возникновения разного рода двигателей, потому что массам людей всегда требовалось перемещаться на большие расстояния.
Коча, или водный автобус XVII века
Начало XVII века ознаменовалось бурным развитием Голландии. Строились большие и малые города, росла потребность в торговых связях. Для быстрого доступа к разным точкам страны начали прорывать каналы, стены которых отделывались камнем. Во избежание переполнения/обмеления речных протоков, возделывались шлюзы. Через каналы мастерили деревянные мосты, а по связующим водным «нитям» пускали сначала груженные, затем и пассажирские корабли. Последние судна, предназначенные для перевозки групп незнакомых людей, назывались кочами. Это была плоская лодка с просторной пассажирской каютой. В ней всегда было чисто и прибрано, по сторонам крепились скамьи, имелось место и для размещения багажа.
Движение происходило строго по расписанию, к посадке желающих «извозчики» призывали ударами колокола. Заполненная людьми разных сословий, коча двигалась по водному маршруту при помощи тягловой силы – запряженных лошадей, перемещающихся вдоль каналов. Для пассажиров, выпускались даже песни, которые пелись хором. В поездке заводилось немало романов, деловых отношений, случайных знакомств.
Дилижанс – международный пассажирский транспорт XVI века
Для преодоления сухопутных расстояний в XVI веке в Европе и Англии появились дилижансы. Так назывались вместительные кареты, которые перевозили пассажиров между городами и придерживались расписания. В кареты были запряжены лошади, некоторые же извозчики приделывали к транспортному средству «паруса» из кожи. Когда дул попутный ветер, раскрытые полотна увеличивали скорость передвижения дилижанса. Правда, пассажирам приходилось терпеть немалую тряску. На станциях дилижансы останавливались, чтобы сменить лошадей, дать пассажирам прийти в себя и перекусить.
На общественный транспорт часто совершались разбойничьи набеги. Ведь большое скопление народа давало большую прибыль, чем одиночная карета. Пойманных бандитов часто казнили через повешение, причем прямо вдоль дороги, чтобы другим было неповадно. Некоторые дилижансы курсировали по постоянному маршруту, в этом случае у них по бокам делались надписи, указывающие направление следования. В России дилижансы появились только в XIX веке: не были приспособлены дороги (в Европе передвижение шло по проложенным еще римлянами путям). Передвигающиеся по внутригородским маршрутам дилижансы стали именовать омнибусами.
Кэбы и пролетки – такси XIX века
На XIX век приходится эпоха расцвета «такси». На улицах российских городов сновали пролетки, в Англии – кэбы, а во Франции – кабриолеты. Пролетки были как с откидным верхом, так и вовсе без него. Они были разного цвета: первого класса – красного, среднего уровня – синие, простые же могли иметь любой цвет. Извозчик сидел впереди и управлял лошадью, пассажиры, коих могло быть от одного до нескольких, располагались сзади. За состояние повозок и самих извозчиков (чтобы не спал и не был пьян) следили полицейские.
Кэбы в отличие от пролеток состояли из закрытых кабинок, а извозчик размещался сзади. Такой способ был удобен для пассажиров, которым ничего не мешало смотреть впереди себя. Доплата производилась после завершения поездки, а деньги передавались через небольшой люк в крыше кабины.
Источник
Конные повозки
С изобретением колеса появились колесные повозки. Впрочем, успешно использовались и бесколесные виды транспорта, например сани. Их возили волы, ослы, лошади. Такой транспорт, приводимый в движение животными, называется гужевым. История человечества знала большое разнообразие конных повозок: от колесниц древности до роскошных карет и дилижансов, а затем и конки Нового времени. По области применения повозки делят на пассажирские и грузовые, по наличию колес—на колесные и бесколесные, также на закрытые и открытые.
Почтовые кареты
Карета — крытая пассажирская повозка. Сначала ее кузов подвешивали просто на ремнях, с начала XVIII в. появились пружины, а в XIX в. стали использоваться рессоры. Кареты применялись и для личного пользования, и как общественный транспорт. Среди карет общественного назначения, к примеру, можно назвать дилижанс и омнибус, а самый распространенный дилижанс — почтовая карета. Она появилась в XVII в. Так, в Германии это произошло в 1650 г., и способствовал этому княжеский дом Турн-и-Таксис, еще в 1502 г. монополизировавший право на почтовую службу по всей стране. До этого времени почту перевозили конные курьеры, но в 1650 г. они пересели в почтовые кареты. Теперь можно было доставлять не только письма, но и крупные тяжелые посылки. Примерно в те же годы в Париже появились первые городские омнибусы, и они пользовались огромным спросом. Чуть позже почтовые кареты между городами стали брать пассажиров. Первые такие маршруты были открыты в 1690 г. и соединили Франкфурт-на-Майне с Нюрнбергом и Лейпцигом.
Первые почтовые кареты были неудобными и громоздкими. Позднее, когда появились рессоры, а также мягкие сиденья, поездки стали гораздо комфортнее. Кареты защищали от дождя и ветра, пыли и мороза. Такие почтовые и пассажирские экипажи назывались дилижансами, а большой дилижанс или карета со спальными местами именовались дормез.
Конные виды транспорта просуществовали до середины XIX в. и даже позже, пока их не вытеснило железнодорожное сообщение. А в городах конки — конные трамваи, ходившие по рельсам, — перевозили людей до начала XX в.
Другие повозки
Кроме карет существовало множество других конных экипажей. Например, кибитка, которой называли полукрытую, с отверстием спереди, летнюю или зимнюю повозку. Кибитка служила не только транспортом, но и жилищем для кочевых народов. Коляска представляла собой легкую, на одно или несколько мест, повозку с открытым верхом. Коляску со складным верхом называли ландо. Кабриолет — это легкая двухколесная пассажирская повозка со складывающейся крышей. Четырехколесную повозку без кузова, переднюю и заднюю части которой соединяли продольные брусья (дроги), так и называли — дрогами. Длинные дроги имели название долгушки, а легкая четырехколесная открытая повозка называлась дрожками. Извозчичьи дрожки носили название пролетка. В общем, экипажей типа дрожек было немало, например линейка, в которой люди размещались спиной друг к другу. Эти предшественники автомобилей уступили место машинам, оставшись задействованными лишь в различных реконструкциях, туристических услугах и, конечно, на съемочных площадках.
Скачки на лошадях. Как проводятся гонки и тренируются лошади? История, виды соревнований, правила гонок + список скоростных пород лошадей
Скачки – один из видов конного спорта. Это состязания, во время которых происходят испытания лошадей на силу, скорость и выносливость. Во многих странах это не только спорт, но и настоящим светский раут, требующий соблюдения определенного дресс-кода. Среди поклонников грациозных животных и соревнований с их участием немало известных людей.
Скачки и гонки на лошадях известны с древних времен. Изначально они проводились с использованием колесниц. Изображения с участием спортсменов и коней можно встретить на фресках Древнего Египта, Рима, Греции. Скачки уже в те времена были частью Олимпиады.
Считается, что современный вид соревнования приобрели в XII веке в Англии. А в XVIII веке они становятся профессиональной деятельностью.
Содержимое обзора
Виды соревнований
В настоящее время существует следующее подразделение скачек:
Фото скачек на лошадях дают представления об уникальных особенностях каждого старта. Каковы же характеристики такого популярного вида спорта?
Гладкие скачки
На протяжении всей дистанции на гладких скачках лошади бегут по хорошо подготовленному грунту без каких-либо препятствий. Всадник, управляющий животным во время скачек, называется жокеем.
От его умения просчитывать ситуацию и разрабатывать стратегию во многом зависит, какое место будет на финише. Конечно, немаловажную роль при этом играет выносливость и скорость скакуна.
Скачки проводятся для испытания выносливости, скорости и силы лошадей чистокровных пород – английской скаковой (чистокровной верховой), ахалтекинской и арабской. Как правило, в одном старте выступают представители одной породы.
Первые старты для спортивных лошадей начинаются, когда молодняку исполняется два года Молодые кобылы и жеребцы одного года рождения выступают отдельно. Для двухлеток и трехлеток учреждены специальные призы. А вот лошади 4-х лет и старше могут быть заявлены на один и тот же приз вместе.
В зависимости от возраста лошади выступают на дистанциях различной протяженности:
Есть ли какие-то особенности в проведении соревнований в странах мира? Как называются престижные старты скачек на лошадях? Об этом стоит поговорить подробнее.
В России принята международная классификация соревнований. Но при этом есть своя специфика названий. Например, наиболее престижные скачки за рубежом называются групповыми, а в России – традиционными призами. Хотя требования к проведению примерно одинаковые: они проходят на одном и том же ипподроме в одно и то же время.
Самыми важными скачками являются:
В гладких скачках существует особо почитаемый кубок – «Тройная Корона». Он дается лошадям, сумевшим одержать три победы в наиболее престижных призах:
Во всех странах, где проводятся соревнования, определяющие «трижды венчанных» (одержавших три победы подряд на значимых стартах) не так много лошадей, заслуживших этот титул. Попасть в такой список – невероятное достижение и для всадника, и для лошади, и для заводчиков.
Кроме сходства призов есть и существенное отличие российских и зарубежных стартов. Например, в европейских скачках есть деление на категории:
Барьерные скачки
Особенность барьерных скачек в том, что лошади на протяжении всей дистанции преодолевают небольшие препятствия – хердели, расставленные на дорожке ипподрома. Барьеры представляют собой искусственно созданную изгородь из прутьев или веток.
Они пересекают всю дорожку, не оставляя возможности скакуну уйти в сторону. Препятствия собраны достаточно подвижно. Сделано это специально – при касании копытами скакуны не получают серьезных травм.
Стипль-чез
Один из самых зрелищных и опасных видов конных соревнований. Сложность стипль-чеза в том, что на протяжении всей дистанции расставлены высокие и широкие препятствия, преодолевая которые лошадь показывает максимум своих возможностей. Барьеры и рвы располагаются каждые 400 метров. Ширина рвов может достигать 5 метров в ширину, а высота барьеров – до 150 см.
Интересно то, что полукровные лошади могут участвовать в стартах вместе с чистокровными верховыми.
Известны случаи, когда Пардубицкий стипль-чез выигрывался буденновскими жеребцами. В 1964 году победу одержал Прибой, в 1993 – Риголетто, а годом позже – Эрудит.
В современном мире наибольшую значимость имеют следующие стипль-чезы:
При высокой результативности на соревнованиях лошади после скачек возвращаются в племенные заводы и хозяйства, где продолжают жить до глубокой старости, принося потомство. Но так происходит не со всеми. В некоторых случаях бывшие скакуны могут учиться новым дисциплинам и выступать в других видах конного спорта.
Так произошло в свое время с кобылой по кличке Дида, которая после выступлений на стипль-чезах перешла в выездку. Нина Громова, бессменная всадница Диды, провела невероятную работу, сумев подготовить лошадь к новым и непривычным стартам.
Кроме традиционных скачек, в мире существует и множество национальных вариантов. Пожалуй, наиболее яркими могут считаться Родео и Палио в Сиене.
Родео
Отдельный вид состязаний, популярный в Америке. Особенность его в том, что всадники выступают на необъезженных конях.
Строго говоря, как таковой этот вид соревнований называться скачкой на дикой лошади не может.
С момента старта всадник старается удержаться на спине брыкающегося жеребца. Поэтому выступления больше похожи на единоборство животного и человека.
Палио в Сиене
Проводится один раз в год в Италии. Яркой особенностью состязания является отсутствие седел.
Какими бы ни были скачки – традиционными или национальными, – одно остается неизменным во все века: это невероятно зрелищный вид спорта. Любой, кто хоть раз попадал на ипподром в день стартов, навсегда запомнит яркие эмоции и азарт, царящие на трибунах и дорожках.