Как называется башкирский головной убор
Как называется башкирский головной убор
Богатый материал о кашмау приводится в фундаментальном труде историка-этнографа С.И. Руденко «Башкиры». В нем дается подробное описание структуры данного головного убора.
По записям С.И. Руденко можно понять, что в начале XX века ҡашмау использовали не все башкиры, об этом он писал так: «В настоящее время кашмау носят в южной половине башкирского края, в частности минцы, табынцы, юрматынцы, инзер-катайцы, тамьян-тангаурцы, бурзяне и кипчаки. Два десятилетия тому назад его носили усергане, тамьянцы, кубеляк-телевцы, а несколько раньше кара-барын-табынцы, айлинцы, кудейцы и канлинцы».
Кашмау состоит из двух частей: шапки и хвоста (в некоторых регионах его называют олон ‘ствол’). Шапка имеет шлемовидную форму, сзади к ее нижней части пришивается узкая длинная полость, так называемый «хвост».Строение этого головного убора было подробно описано известным этнографом С.И. Руденко.
В настоящее время мастерицы для изготовления кашмау выбирают ткань, устойчивую для прикрепления бисера и монет. Ткань эту обматывают красным ситцем или шелком. И шапка, и хвост кашмау украшаются орнаментом. Поверх орнамента нашиваются бисер и монеты, также прикрепляют завязку под названием налобник. В области обоих висков подвешивают цепные сережки, длинные накосники. Основные особенности изготовления кашмау большей частью сохранились. Мастерицы стараются не нарушать, сохранять традиции шитья данного головного убора. Небольшие преобразования наблюдаются лишь в орнаменте.
К примеру, в некоторых случаях геометрические фигуры, упомянутые С.И. Руденко, заменяются другими. Ныне можно встретить кашмау и с закрытой макушкой. Существуют различные мнения ученых по вопросу предназначения отверстия в теменной части кашмау.
Отличительной особенностью нынешних кашмау является и то, что вместе с традиционными красными кораллами (бусинами) сейчас используют и белые жемчужины. Мастериц по изготовлению кашмау на сегодняшний день, к сожалению, немного. Изготовление кашмау – очень деликатная работа, которая требует большого умения и мастерства. Особенного внимания требует нанесение узоров.
Башкирский национальный костюм эксклюзив
Башкирский костюм является ярким примером того, как проявляются различия в одежде разных регионов одной страны. Северная Башкирия первой начала переход к оседлому образу жизни. Здесь население занималось изготовлением тонкой пряжи из растительных волокон (конопли, льна), развивалось узорное ткачество. В южных районах выделывали грубое и тонкое сукно, катали обувь и валяли головные уборы, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства.
Выделяют целых семь вариаций традиционного наряда: у северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. В каждой вариации есть элемент, характерный только для этого региона.
Головные уборы
Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.
Замужние женщины восточного Зауралья наряжались в башкейем (он же кэлэпуш). Этот головной убор представлял собой высокую округлую шапочку, к которой прикреплялась накидка, закрывающая затылок, уши и плечи. Башкейем, как и кашмау, украшался монетами и кораллами, впереди у него была сеточка, спадающая на глаза.
Башкирские девушки до вступления в брачный возраст (до 10-11 лет) ходили с непокрытой головой. Затем они надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки.
В северной Башкирии взрослые девушки и молодые женщины носили так называемые колпачки, или бэлэкэй калпак. Изготавливали их из бересты, луба, картона или кожи, затем обтягивали тканью, расшивали бисером, жемчугом, металлической нитью, а также монетками и подвесками. У висков пришивали кисточки. Колпачок закреплялся на темени с помощью шнурков, его носили чуть сдвинутым набок и покрывали платком.
Меховые шапки женщины носили поверх платка или тастара, накидывая сверху шелковую или кашемировую шаль. Девушки платок под шапку не надевали. А на северо-востоке Башкирии пожилые женщины носили под платком стеганую ватную шапочку тупый.
Меховые шапки имели вытянутую форму, покрывались сверху бархатом или сукном. У южных и восточных башкир традиционным головным убором был малахай. По спине от него спускался кусок ткани, который защищал шею и верхнюю часть туловища от ветра.
Другой головной убор, чалма, стал для башкир атрибутом мусульманской веры.
Женский костюм
Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает формироваться до сих пор. Его отделка, как и любого элемента женского костюма, отличалась богатством и роскошью.
Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале ХХ века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью таких платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком.
Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной.
В северных районах был распространен фартук (алъяпкыс). Изначально его носили во время выполнения работы по дому, но позже он стал нарядным элементом национального костюма.
На ногах женщины носили башмаки (ката, башмак). Они украшались цветной строчкой и кисточками. В южных и юго-восточных районах кожаные сапоги итек носили и мужчины, и женщины. Распространенной была обувь с суконным орнаментированным голенищем – сарык. Летом все башкиры обували лапти (сабата). Обязательным элементом были чулки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узорами и аппликациями.
Мужской костюм
Мужской костюм, как и головные уборы, отличался от женского меньшим разнообразием и сдержанностью. Он состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол или легкий халат. На юге Урала рубахи шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым.
Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халаты из домотканых материалов.
Зимой мужчины надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун).
Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Их было несколько видов: шерстяные, ременные, матерчатые или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.
Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога.
Список использованной литературы: