Как называется башкирский национальный костюм
Башкирская национальная одежда
Сегодня, когда речь заходит о национальном костюме башкир, нам представляются сценические костюмы, в которые облачены танцоры, однако на самом деле все гораздо интереснее и глубже.
Одежда отдельных групп башкир, обусловленная этнической историей родов и племен, имеет свои особенности.
уборами, мужчины – шапки бүрек, женщины – платки и шали, в праздники надевали и kашмау, пожилые – таҫтар. Нагрудники бытовали юго-восточного – селтəр и юго-западного – саkал типов. Шейными украшениями служили ожерелья из кораллов мунсак, мəрйен, бусы төймə. Распространен был девичий елкəлек овальной или треугольной формы. Обувью чаще служили башмаки kата, реже – сапоги, ичиги.
Верхней одеждой мужчин и женщин служил халат елəн. Пожилые мужчины носили бешметы. В качестве головных уборов мужчины носили меховые шапки и войлочные колпаки, женщины – головное покрывало kушъяулыk, замужние женщины постарше – коралловый kашмау, пожилые – таҫтар и kамабүрек. Обувь – kата с коротким суконным голенищем. Главным украшением женщины являлся нагрудник полуовальной или трапециевидной формы hаkал. Девушки носили затылочное украшение полуовальной формы елкəлек.
На фото: женский костюм из центральных районов Башкирии (платье из домотканины, бархатный камзол, серебряные украшения).
Характеризуется наличием предметов домашнего ткачества, из холста шили рубахи, штаны, фартуки и верхнюю одежду. Верхняя одежда – бешметы и халаты сыба. Зимой носили шубы и ватные пальто сырма. В конце XIX в. особенностью женских платьев была широкая оборка на уровне талии. В начале XX в. рубахи и фартуки здесь шились из узорных домашних красных или желтых тканей.
Летом поверх платья надевали длинный, узкий в талии и расклешенный книзу камзол. Одежду носили с украшениями из монет: ожерельями hырға и лентами-накостниками сəсkап, арkалыk, перевязями дəүет. В западных районах поверх воротника-стойки женской рубахи надевали шейные украшения-застежки ювелирной работы яғасылбыры. Головные уборы мужчин – меховая шапка бүрек и войлочные шляпы эшлəпə. Замужние женщины носили платок француз яулыk, пожилые – белое покрывало kыйыkса, закрывавшее плечи. Женский костюм дополняли колпаки нескольких видов. На данной территории до конца XIX в. носили девичий головной убор такия. Обувь – сабата, а в праздники – кожаная обувь башмаk, kынкалуш.
На фото: тканое платье с нагрудными украшениями (изеу и яга сылбыры). Северо-западные районы Башкирии.
Головной убор – небольшой колпачок с золотым или бисерным шитьем, платок, тупый, kамсат бүрек. Трапециевидный нагрудник муйынса состоял из монет, закрывал всю грудь от шеи до талии. Дополняла украшение крепившаяся к головному покрывалу подбородочная лента hаkал. Особенностью мужского костюма были рубахи, вышитые тамбурным швом, с воротником-стойкой и планкой, прикрывающей нагрудный разрез. Летом обувью служили кожаные башмаки, сабата, а зимой – обувь из конских и коровьих шкур.
Башкирский национальный костюм эксклюзив
Башкирский костюм является ярким примером того, как проявляются различия в одежде разных регионов одной страны. Северная Башкирия первой начала переход к оседлому образу жизни. Здесь население занималось изготовлением тонкой пряжи из растительных волокон (конопли, льна), развивалось узорное ткачество. В южных районах выделывали грубое и тонкое сукно, катали обувь и валяли головные уборы, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства.
Выделяют целых семь вариаций традиционного наряда: у северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. В каждой вариации есть элемент, характерный только для этого региона.
Головные уборы
Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.
Замужние женщины восточного Зауралья наряжались в башкейем (он же кэлэпуш). Этот головной убор представлял собой высокую округлую шапочку, к которой прикреплялась накидка, закрывающая затылок, уши и плечи. Башкейем, как и кашмау, украшался монетами и кораллами, впереди у него была сеточка, спадающая на глаза.
Башкирские девушки до вступления в брачный возраст (до 10-11 лет) ходили с непокрытой головой. Затем они надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки.
В северной Башкирии взрослые девушки и молодые женщины носили так называемые колпачки, или бэлэкэй калпак. Изготавливали их из бересты, луба, картона или кожи, затем обтягивали тканью, расшивали бисером, жемчугом, металлической нитью, а также монетками и подвесками. У висков пришивали кисточки. Колпачок закреплялся на темени с помощью шнурков, его носили чуть сдвинутым набок и покрывали платком.
Меховые шапки женщины носили поверх платка или тастара, накидывая сверху шелковую или кашемировую шаль. Девушки платок под шапку не надевали. А на северо-востоке Башкирии пожилые женщины носили под платком стеганую ватную шапочку тупый.
Меховые шапки имели вытянутую форму, покрывались сверху бархатом или сукном. У южных и восточных башкир традиционным головным убором был малахай. По спине от него спускался кусок ткани, который защищал шею и верхнюю часть туловища от ветра.
Другой головной убор, чалма, стал для башкир атрибутом мусульманской веры.
Женский костюм
Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает формироваться до сих пор. Его отделка, как и любого элемента женского костюма, отличалась богатством и роскошью.
Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале ХХ века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью таких платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком.
Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной.
В северных районах был распространен фартук (алъяпкыс). Изначально его носили во время выполнения работы по дому, но позже он стал нарядным элементом национального костюма.
На ногах женщины носили башмаки (ката, башмак). Они украшались цветной строчкой и кисточками. В южных и юго-восточных районах кожаные сапоги итек носили и мужчины, и женщины. Распространенной была обувь с суконным орнаментированным голенищем – сарык. Летом все башкиры обували лапти (сабата). Обязательным элементом были чулки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узорами и аппликациями.
Мужской костюм
Мужской костюм, как и головные уборы, отличался от женского меньшим разнообразием и сдержанностью. Он состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол или легкий халат. На юге Урала рубахи шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым.
Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халаты из домотканых материалов.
Зимой мужчины надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун).
Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Их было несколько видов: шерстяные, ременные, матерчатые или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.
Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога.
Список использованной литературы:
Костюмы народов Башкортостана
Ко Дню национального костюмаКостюмы народов Башкортостана
Особенности национального костюма
Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.
Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины.
Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале, другими словами, выполняет эстетическую функцию улучшения облика человека. Говоря о национальных костюмах народов Южного Урала и Башкортостана, следует подчеркнуть, что речь пойдет об одежде, распространенной на рубеже XIX-XX вв., образцы которой сохраняются ныне не только музеях страны, но и в отдельных национальных селениях уральской зоны.
Костюмы народов Башкортостана весьма условно можно разделить на три группы: связанные с тюркскими обычаями, претерпевшие сильнейшее влияние переселенческие культур и сохраняющие собственно местные традиции. При чем деление это не совпадает с этническим, так как даже у одной народности можно проследить различие в костюмах родов, проживающих на значительном удалении друг от друга.
Башкирский национальный костюм
Национальный башкирский костюм не однороден и не закончил свое формирование и в наши дни. Нас же в большей степени интересуют общие принципы организации этого костюма.
Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в началеXX столетия. Сохранившиеся старинные платья, находящиеся в коллекции Башкирского краеведческого Музея, выполнены из беленого холста, украшены тканым Узором и вышивкой. Они имеют целый стаи, боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Самобытность каждого отдельного костюма складывается по мере развития этноса. Об этом свидетельствует и эволюция башкирского женского платья. В процессе его формирования к XVIII в. чуть ниже талии пришивается присборенный ситцевый или сатиновый подол, т. к. узкий домотканый холст не всегда позволял выполнить платье необходимой длины.
Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды.
Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка.
Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются «эполеты». Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток.
Головной убор женщин прежде всего подчеркивал её социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили: высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек). Убором: молодых женщин служили яркие покрывала (кушъяулык), белые вышитые (тастар). Самобытно выглядят шлемовидные шапочки с затылочной лопастью (кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками, лопасть расшивалась бисером и раковинами-каури. Доходящие до бровей подвески на шлеме скрывали половину женского лица, лопасть закрывала роскошные косы-дабы не служить соблазном. Кашмау как нельзя лучше иллюстрирует следование законам шариата в быту, определившим женщину как сосуд греха.
Одним из значимых элементов костюма женщин были-нагрудники (селтэр, яра), прикрывающие разрез платья. Форма нагрудника в разных местностях не одинакова:: от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бедер. Однако все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов, а попутно прикрывать все ту же греховную суть женщины. Украшения женщин (различного рода серьги, браслеты перстни, косники, застежки) изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, монет. Бирюза, сердолик, кораллы играли роль амулетов.
Мужской башкирский национальный костюм менее разнообразен. Это туникообразная рубаха, неширокие штаны, поверх которых надевали камзолы и легкие халаты. Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имеет воротника, по разрезу, расположенному по косой от шейного выреза, скрепляется шнурком и представляет собой наиболее распространенный тип тюркской рубахи. В северной части края покрой предусматривает отложной воротник и разрез по переду. Верхней демисезонной одеждой: служили суконные чекмени, расклешенные кафтаны (кэзэки) с глухой застежкой и стоячим воротником. Чекмени и обычно темного цвета халаты отделывались позументом, но гораздо сдержаннее, чем у женщин. Малообеспеченные семьи изготовляли для своих мужчин халаты из домотканых тканей. Зимой одевали овчинные шубы и тулупы (билле тун, тире тун).
Мужские головные уборы представляли собой различные виды тюбетеек. Пожилые мужчины носили темные тюбетейки, изготовленные обычно из бархата, молодежь – расшитые. Поверх тюбетейки одевалась либо круглая высокая шапка из дорогого меха (бурек), либо войлочная шляпа (тире кэпэс). Зимой предпочитали надевать малахай (колаксын) – трехлопастную меховую шапку, закрывающую шею.
Довольно разнообразной была обувь. Сапоги (сарык) носили и женщины и мужчины. Голенища таких сапог выполнялись из кошмы и пришивались к кожаному башмаку. Пяточки женских и детских сарык расшивались узором, мужские обычно имели кожаную накладку. Сарык для девочек богато украшался аппликацией. Летом на шерстяные онучи одевали лыковые лапти (сабата) или кожаные башмаки (ката). Наиболее состоятельные люди имели мягкие кожаные сапожки, ичиги (ситек), одеваемые с калошами и башмаками. Валяная обувь у башкир появляется только с середины XIX в. в процессе перехода к оседлой жизни.
Традиционными цветами, использующимися в башкирской национальной одежде, являются природные красные, коричневые, желтые, зеленые. Синий, розовый, лиловый цвета тканей – ввозимые, а потому и менее распространенные.
Как называется башкирский национальный костюм
Этнографы условно выделяют семь локальных костюмных комплексов башкир, исходя из сложившихся этнографических групп с их особенностями родоплеменного состава, этнокультурного развития, хозяйственно-культурного типа в конкретных природно-географических и социально-политических условиях. Это юго-восточный, юго-западный (демский), самаро-иргизский, центральный (инзерский), северо-западный, северо-восточный и восточный (зауральский) комплексы. Костюмные комплексы формировались в XVII–XIX вв., вначале сосуществуя, затем вытесняя прежние традиции изготовления одежды из белого домотканого холста. Характеризуются многослойностью, общими элементами у мужчин и женщин (рубаха, штаны, верхняя распашная одежда, сапоги). В то же время у разных групп башкир отличаются элементы одежды, материалы для изготовления одежды (у северных групп прежде всего из растительных волокон, у южных – животного происхождения), а также крой, декоративный стиль.
Описание
Сведения о костюмных комплексах башкир содержатся:
1) в описаниях путешественников и исследователей прошлого и настоящего;
2) в изображениях, сделанных участниками экспедиций (рисунки, гравюры, живописные полотна, фотографии);
3) в собраниях коллекций музеев России (Уфа, Москва, Санкт-Петербург и др.) и зарубежья (Венгрия, г. Будапешт);
4) в башкирском фольклоре (эпос «Алдар и Зухра» и др.), и в литературных источниках (М.В. Авдеев, В.Н. Львов, П.С. Назаров и др.);
5) в картографических материалах распространения женских головных уборов, украшений, обуви, праздничной верхней одежды, одежды из узорного ткачества (сост. С.Н. Шитова с использованием сведений С.И. Руденко).
Различия в одежде башкир отмечали организаторы Больших академических экспедиций XVIII в.: П.С. Паллас зафиксировал особенности костюма челябинских башкир (Исетской провинции), И.И. Лепехин – среднего Забелья, И.Г. Георги – пританыпских башкир. Быт северо-восточных башкир представил Н.С. Попов (1811–1813), горных бурзян – А. Игнатович (1863), башкир-катайцев – Л. Берхольц (1898) и Д.П. Никольский (1899), южных и юго-восточных районов – П.С. Назаров (1890), Б.М. Юлуев (1892), С.Г. Рыбаков (1897). В юго-восточных районах республики работал итальянский профессор Стефано Соммье (1890, д. Ташбулатово Абзелиловского р-на) и венгерский этнограф Дьюла Месарош (1906–1908). Французский путешественник Поль Лаббе в 1898 г. посетил башкир д. Кыпчак-Аскарово (ныне Альшеевского р-на РБ), Старое Сеитово (ныне Ишимбайского р-на РБ) и г. Оренбурга. Сведения о разнообразии локальных комплексов представил С.И. Руденко (монография 1925 г.). В 1952 г. началась экспедиционная работа Р.Г. Кузеева с целью изучения не только родоплеменного состава, но и разных областей этнической культуры. В 1956–1957 гг. одежда и декоративно-прикладное искусство башкир изучали Р.Г. Кузеев и С.А. Авижанская (Москва), в 1958 г. к этой работе присоединились Н.В. Бикбулатов и С.Н. Шитова, ставшая ведущим специалистом в области башкирской одежды. К настоящему времени накоплен солидный корпус фотоматериалов. Фототека Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН насчитывает более 3 тыс. снимков по башкирской одежде. Они есть в Национальном Русском этнографическом музее, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Музее Республики Башкортостан. Фотоснимки делали П.Ш Левек, М.А. Круковский, С.И. Руденко и др. Изобразительный материал в виде рисунков и гравюр собирался благодаря участникам экспедиций П.С. Палласа (художники Николай Дмитриев и Х.Г. Гейслер), И.И. Лепехина (Михайло Шалауров), И.П. Фалька (Петр Григорьев). В книге И.Г. Георги гравюры были выполнены Х.М. Ротом. Как показали исследования последних лет, не всегда следует верить подписям к изображениям костюмных комплексов, сделанных в XVIII в. Так, в книге Фалька, изданной после его смерти И.Г. Георги, изображение с подписью «киргизка» соответствует зауральской башкирке; «башкирка» и «мишарка» должны относиться к локальным комплексам удмуртского женского костюма.
Коллекции по башкирской одежде хранятся в ряде музеев. В том числе: Венгерский этнографический музей (коллекции Дьюлы Месароша, 225 предметов), Российский этнографический музей (П.С. Назаров, Н.А. Крыжановский, С.И. Руденко и др., ок. 1600), Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (П.С. Паллас, П.Н. Небольсин, А.К. Марков, Н.Ф. Арепьев, 101), Государственный исторический музей (12), а также Государственный Эрмитаж, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. В Республике Башкортостан: Национальный музей РБ, Башкирский художественный музей (ок. 580), Музей археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН (более 1600) и др. Башкирская одежда представлена также в государственных музеях и частных коллекциях Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Кургана, Оренбурга, Магнитогорска, Казани, Самары, Омска и других городов.
Исследователи отмечают разнообразие материалов (от крапивного и конопляного холста, домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха до покупных тканей) и способов декорирования (аппликация, вышивка, нашивки из серебра, кораллов, раковин-каури, полудрагоценных камней и пр.). Основу башкирского традиционного костюма как мужского, так и женского составляли рубаха туникообразного кроя, штаны с широким шагом и верхняя распашная халатообразная одежда. Рубаха (күлдəк) кроилась просторной и длинной. Мужские рубахи в прошлом доходили до колен и ниже, были распространены с широким отложным воротником и центральным разрезом на груди, которому пришивались шнурки-завязки. Женские – без ворота, длиной до пяток. Под рубахой женщины носили тканевый нагрудник – түшелдерек или күкрəксе. Постепенно усложнялся крой женских рубах: их стали шить отрезными по талии, с широким подолом, оборками понизу и на талии, с воротом, манжетами.
Поверх нижних штанов мужчины носились широкие верхние (салбар), в которые заправлялась при работах верхняя одежда. Одежда шилась из холста, узорной домотканины (с розетками выборного ткачества, из пестряди), из покупных тканей, ее украшали вышивкой, аппликацией. Наиболее древними видами верхней одежды были: халат (суконный – сəкмəн и тканевый – елəн), шуба из конских шкур (kолон тун), мужская и женская нагольная овчинная шуба (тире тун). По словам С.И. Руденко, были йылkы тун или kолон тун, шились из конских шкур мехом наружу и надевались как самостоятельно, так и поверх тулупа. Из шкуры домашних и диких животных у башкир шли в основном на изготовление теплой зимней одежды – шуб, тулупов, головных уборов, варежек.
Шили шубы также из шкур диких животных: волка, лисицы, выдры, белки, хорьков, сусликов. Существовали шубы из оленьей шкуры. Тулупы (толоп) из овечьей шкуры башкиры использовали как дорожную одежду и одевали поверх теплой одежды, поэтому тулупы шились на несколько размеров больше. Также тулуп имел огромный воротник, который защищал голову при сильном ветре и морозе. Рабочую зимнюю одежду подпоясывали мягким шерстяным кушаком (билбау), обернув дважды вокруг пояса и подоткнув его концы на боках. У башкир из шкур диких животных были головные уборы с покатым верхом (бурек, капас, тупый).
Неотъемлемым элементом костюма был тканевый халат (елəн) – верхняя распашная одежда мужчин и женщин, которую шли преимущественно из покупных тканей черного цвета на подкладке. Способы украшения женского еляна имели территориальные различия. Еляны юго-восточных районов украшали по подолу круглыми розетками (печать), западных районов – машинной строчкой, а в бассейне р. Дема – монетами, которыми зашивали всю спинку, оставляя лишь небольшой просвет в центре. Верхняя одежда подпоясывалась кушаком (билбау), а у богатых – тканым поясом (kəмəр) с пряжкой ювелирной работы. Был распространен чекмень (сəкмəн) в горной и южной части из домашнего сукна, а на севере и на западе из фабричных тканей. Украшали аппликацией, вышивкой, монетами, кораллами. Женщины не только носили халаты на плечах, но и накидывали на голову.
В XIX в. в состав башкирского костюма вошли новые виды верхней одежды: тканевые кəзəкəй, бишмəт, камзул, холщовый кафтан (сыба), ватное пальто (сермен), которые, в отличие от старинных, кроились по лекалам приталенными. Одежда являлась всесезинной. Бишмəт из хлопчатобумажной фабричной ткани на подкладе носили повсеместно. С конца XIX в. был распространен камзул – безрукавная одежда, одевавшиеся поверх рубахи, которую шили из покупных фабричных тканей. В будние дни носили из черного сатина, в праздничные дни – из бархата, атласа. Украшались позументом, монетами, декоративной машинной строчкой. В западных и северо-западных районах Башкирии в XIX в. распространился заимствованный от финно-угорских народов сыба – тонкий холщовый короткий кафтан. Мужские сыба шились из белого полотна с узкими темными полосками, а женские – из синего с тонкими белыми полосками или из красного с черными полосками.
Головные уборы башкир многообразны. У мужчин: тюбетейки, шапки (бүрек), войлочные колпаки и шляпы, малахаи с высокой тульей (из меха – kолаkсын и из сукна – көлəпəрə). Женщины носили на головах искусно вышитые полотенца (таҫтар) вместе с начельниками (харауыс), поверх них – чепец из кораллов и монет с пришитой сзади длинной лопастью, открытый на затылке (kашмау). Поверх него богатые надевали зашитую монетами высокую шапочку с широкой наспинной лопастью (калябаш). Девушки носили колпачки с плоским верхом, колпак или монетную шапочку (такыя). В XX в. головными уборами женщин служили платки, покрывала (kушъяулыk), бархатные колпаки, шапки (kамабурек). Украшения из кораллов и серебряных монет дополняли женский костюм: ожерелья из монет или кораллов, пелерины из коралловой сетки, ленты-перевязи, массивные нагрудники (селтəр, hаkал, яға, муйынса). В Зауралье яга носилась с наспинником (иңhелек). Комплект украшений дополняли браслеты, кольца, серьги, ювелирные подвески, подбородочные ленты (hагалдырыk), околоушные подвески, косоплетки и накосники. Специфически девичьим украшением был позатыльник (елəклек). В украшениях часто использовали монеты, кораллы, сердолик, бирюзу, горный хрусталь, перламутр, раковины каури, иногда рыбьи позвонки, плоды гвоздики.
Обувью башкир служили кожаные туфли (күн башмак), кожаные башмаки (kата), сапоги (итек, ичиги ситек). Они изготавливались из телячьей, бычьей и лошадиной кожи. На северных районах носили – лапти, на северо-восточных – меховая короткая обувь. Обувь с кожаной головкой и суконными голенищами (сарыk – на мягкой подошве, kата– с каблуком) украшалась аппликацией из цветного сукна. Обувь носилась с суконными чулками или портянками, обычно во время праздников.
Юго-восточный комплекс
Верхней мужской и женской одеждой здесь служили в будни кафтаны кəзəкəй, в праздники – тканевые халаты елəн, суконные сəкмəн, а в зимнее время шубы и тупупы. Мужчины носили головные уборы: тюбетейку, меховые малахаи и суконные колпаки. Молодые женщины – kашмау, старухи – таҫтар. В холодное время года они накидывали на голову сложенные на угол большие самотканые шерстяные шали. На ноги мужчины и женщины надевали суконные чулки и кожаную обувь kата или итек. Женщины продолжали носить платья туникообразного кроя. Нагрудник был селтəр и головной убор kашмау. Комплект украшений дополняли браслеты, коралловые ожерелья, кольца. Девушки носили затылочное украшение полуовальной или треугольной формы – елкəлек.
Юго-западный комплекс
В одежде юго-восточных и юго-западных башкир было много общего. Женщины здесь носили поверх платья нагрудники овальной формы hаkал из кораллов и монет, короткие и зауженные в талии еляны и камзолы, праздничные чекмени и шубы. Иногда с hаkалом надевали наспинное украшение сəсkап и подвесками сулпы внизу. В косы вплетались шнуры или тесьма с монетами и ювелирными украшениями (сəсүргес). Бытовала перевязь дəүет в виде широкой ленты с монетами, которая надевалась на левое плечо. Были головные уборы: kашмау и таҫтар, малахаи kолаkсын – у мужчин. Обувью демских башкирок служили кожаные туфли на каблуке kата.
Северо-западный комплекс
На северо-западе были распространены традиции домашнего ткачества, из холста шили рубахи, штаны, фартуки и верхнюю одежду. Здесь верхняя одежда – бешметы и халаты – сыба. Зимой носили шубы и ватные пальто сырма. В конце XIX в. особенностью женских платьев была широкая оборка на уровне талии. В начале XX в. рубахи и фартуки здесь шились из узорных домашних красных или желтых тканей. Летом поверх платья надевали длинный, узкий в талии и расклешенный книзу камзол. Одежду носили с украшениями из монет: ожерельями hырға и лентами-накосниками сəсkап, арkалыk, перевязями дəүет. В западных районах поверх воротника-стойки женской рубахи надевали шейное украшения-застежки ювелирной работы яғасылбыры. Головные уборы мужчин – меховая шапка бүрек и войлочные шляпы – эшлəпə. Замужние женщины носили платок (француз яулыk), старухи – белое покрывало kыйыkса, закрывавшее плечи. Женский костюм дополняли калпаки нескольких видов. На данной территории до конца XIX в. носили девичий головной убор – такия. Обувь – сабата, а в праздники – кожаная обувь – башмаk, kынкалуш.
Северо-восточный комплекс
Зимой женщины носили пальто на вате сырма (hырма), көпө или шубу, а мужчины – чекмен с большим воротником. Верхней одеждой на все сезоны были бешмет как для женщин, так для мужчин. В конце XIX в. платья, рубахи и штаны были из пестряди. Поверх платья пожилые женщины носили камзолы, а молодые – фартуки. Фартуки и платье вышивали по технике перевити, а в XX в. многоцветной тамбурной вышивкой с крупным цветочным орнаментом. Головной убор – небольшой колпачок с золотым или бисерным шитьем, платок, тупый, kамсатбүрек. Трапециевидный нагрудник – муйынса, состоящий из монет, закрывал всю грудь от шеи до талии. Дополнял украшение, крепившееся к головному покрывалу подбородочная лента hаkал. Особенностью мужского костюма были рубахи, вышитые тамбурным швом с воротником-стойкой и планкой, прикрывающей нагрудный разрез. Летом обувью служили кожаные башмаки, сабата, а зимой – обувь из конских и коровьих шкур.
Центральный (инзерский) комплекс
Верхней одеждой мужчин и женщин служил халат елəн. Пожилые мужчины носили бешметы. Мужские головные уборы меховые шапки и войлочные колпаки. Женщины носили головное покрывала kушъяулыk, замужние женщины постарше – коралловый kашмау, пожилые – таҫтар и kамабүрек. Обувь – kата с коротким суконным голенищем. Главным украшением женщины являлся нагрудник из разных форм – полуовальной и трапециевидной называется hаkал. Девушки носили затылочное украшение полуовальной формы елкəлек.
Зауральский (восточный) комплекс
Женщины носили елян, мужчины – казакины кəзəкəй, ценилась суконная и меховая одежда. В XX в. появляется камзол. Нагрудное украшение имеет трапециевидную форму и называется яға, который дополнялся наспинником – иңhəлек. Головной убор – красный платок, один край которого вышивали, украшали височными кистями и монетами и т.д. Бытовал девичий накосник (сəсмəү) и затылочное украшение елкəлек. Вышивали платья, фартуки, мужские рубахи, кушаки, женские головные уборы, обувь с суконными голенищами. Свадебные и праздничные одежды украшались тамбурной вышивкой, счетной гладью, аппликацией. Головным убором мужчин и женщин зимой были шапки kамабүрек. Обувь носили kата на каблуке и жесткой подошве, сарыk – на мягкой подметке.
Самаро-иргизский комплекс
Распространенной мужской верхней одеждой являлся кафтан – кəзəкəй, а женский – халат елəн. Зимнюю одежду изготавливали из сукна и меха. Чекмен, шубы, тулупы носили с меховыми или войлочными головными уборами. Головным убором мужчин была шапка бүрек, у женщин платки и шали, а праздники носили kашмау (пожилые – таҫтар). Бытовали нагрудники и юго-восточного (селтəр), и юго-западного (саkал) типов. Шейными украшениями служили ожерелья из кораллов – мунсак, мəрйен, бусы төймə. Распространен был девичий елкəлек овальной и треугольной формы. Но ноги надевали кожаную обувь: чаще башмаки kата, реже – сапоги, ичиги.
Место фиксации ОНКН
Современное бытование
Историческое бытование
Техники и технологии
Пошив элементов одежды; вышивка нитями, бисером, блестками, жемчугом, металлической нитью; аппликация (на суконных голенищах женских сапог); узорное тканье; вязание спицами и крючком; ювелирное ремесло; орнаментация кожи; изготовление украшений из монет, кораллов, раковин-каури и др.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Костюмные комплексы башкир продолжают бытование в виде сценической одежды. Их элементы – головные уборы kашмау и особенно нагрудники в разнообразии вариантов в последнее время появились в гардеробах многих женщин благодаря местным мастерам, часто они делаются из современных материалов, надеваются по случаю концертов, фестивалей и национальных праздников, проведения свадьбы в национальном стиле. Они воспринимаются как символ национальной культуры. Изготовлением элементов национальной одежды занимаются производственные объединения («Агидель» и др.). В ХХI в. традиции башкирского костюма служат основой разработок многих художников-модельеров.
Исключительность/Ценность
Представляет собой уникальное явление, которое важно для сохранения этнолокальных культурных традиций. Подготовка анкеты ОНН должна актуализировать необходимость сохранения локальных вариантов одежды башкир, аккумулировавших конкретную этнокультурную историю.
Способы передачи традиции
Передается из поколения в поколение с учетом меняющихся социально-экономических условий (материал для пошива, способы декорирования).
Форма бытования
Этнологический аспект
Исторический аспект
Ход исторического развития способствовал сменяемости одних традиций другими. Наиболее традиционными для башкир являются элементы одежды из белого холста с вытканным геометрическим или вышитым растительным узором. С переходом к оседлости и земледелию башкир на севере республики еще в первые века II тыс. н.э. стали развиваться технологии изготовления тонкой пряжи из растительных волокон (конопля, позднее лен) и узорного ткачества. Такое полотно шло на пошив женского платья, мужской рубахи и штанов, головных покрывал. Появление более широких ткацких станков способствовало изготовлению полотна не 30 см, а 40–50 см, окрашиванию холста не растительными, а покупными красками. Население южных районов продолжало делать изделия из войлока (обувь, головные уборы). Их финансовое благополучие позволяло покупать разнообразные фабричные ткани, вначале из стран Востока (шелк, парча), после присоединения Башкирии к Русскому государству – западноевропейского (голландские, английские, фламандские сукна) и русского (ситец, кумач и пр.) производства.
Представленные в ОНН костюмные комплексы башкир сформировались к концу XIX в., когда вместо праздничного халата стал носиться камзол, в том числе как свадебная одежда. Под влиянием города женские платья стали шиться отрезными по талии, прямая юбка собиралась в сборку, воротник выкраивался стоечкой, нагрудный разрез прикрывался планкой. Появились суженные рукава, манжеты, буфы на плечах, складочки и защипы. Увеличилось число оборок на юбке. Все чаще туникообразный крой заменялся округлой проймой и скошенным плечом. Мужская рубаха приблизилась по крою к русской косоворотке.
Социологический аспект
Более длительное сохранение традиций, вплоть до 1970-х гг., наблюдалось в труднодоступных горнолесных районах Пермского края, Курганской, Челябинской, Свердловской областей. В Башкортостане – в юго-восточных и северо-восточных районах (Абзелиловский, Бурзянский, Баймакский, Учалинский, Белорецкий, Салаватский и др.). Традиционная одежда вместе с нагрудными и другими украшениями надевалась повседневно, в том числе на время доения кобылиц, сенокоса и выполнения других работ в личных хозяйствах, в колхозах и совхозах. В период коллективизации и Великой Отечественной войны многие женщины сдавали свои украшения для нужд государства. В 1990-х годах вместе с ростом этничности и смены политики государства усилился интерес к народному костюму, появилась мода на одежду и украшения в национальном стиле.
Лингвистический аспект
Многие элементы одежды башкир имеют параллели в культурах других народов. К примеру, слово таςтар («точа ткани») употреблялось в средневековье в Средней Азии и на Ближнем Востоке, закрепилось в значении головного убора у башкир, казанских и сибирских татар, мишарей, кряшен. Лингвистический подход позволяет убедиться в общности традиций, включая названия элементов одежды и украшений, у башкир и других народов. У башкир и алтайцев: шубы (тон, тун), халат из самодельного сукна (сәкмән), нагрудник (туштек, тõштõк, ушные подвески (һырға, ыҙырға).
Сведения о действиях над ОНКН
Сохранение и популяризация этнических традиций, в том числе костюмных комплексов.