Низкогрудый, плоскодонный, Отягченный сам собой, С пушкой, в душу наведенной, Страшен танк, идущий в бой.
А. Твардовский, Василий Теркин.
Каких только эпитетов не придумали для танка люди, близко с ним незнакомые. Чаще всего встречается слово «угрюмый». Потом идет «грохочущая стальная коробка», которую еще иногда называют «слепой».
Но познакомься с танком поближе, открой люк башни и опустись на сиденье командира. Первое, о чем подумает человек, впервые опустившийся на сиденье танка, — это о сходстве внутреннего устройства последнего с научной лабораторией.
Танк «Т-54» в разрезе:
Механик-водитель заглушил двигатель и тоже выбрался на броню через люк, расположенный слева в крыше корпуса, как раз над его сиденьем, так как правая передняя сторона корпуса занята стеллажом со снарядами.
Теперь ты знаком с общим устройством танков «Т-54» и «Т-55».
Общая компоновка у него примерно такая же, как и у среднего танка. Главная его особенность в том, что он имеет водометный движитель, расположенный в кормовой части. Выходные отверстия движителя закрыты броневыми заслонками, управляемыми с места механика-водителя.
Сейчас ты стоишь на броне танка и думаешь, какой же должна быть толщина броневых листов, чтобы выдерживать попадания снарядов? Что ж, можно узнать и это.
Бронирование танка времен второй мировой войны.
1. Борт корпуса: 40–90 мм. 2. Днище: 20–40 мм. 3. Лоб корпуса: 60—180 мм. 4. Лоб башни: 60—180 мм. 5. Борт башни: 50—100 мм. 6. Крыша: 20–40 мм. 7. Корма: 30–60 мм.
Башня танка Т-34-85 предназначена для размещения в ней основного вооружения (пушки и спаренного с ней пулемета) и для обеспечения этому вооружению кругового обстрела. В башне располагаются командир танка, командир орудия и заряжающий, а также размещается часть боеприпасов, радиостанция и приборы наблюдения.
Башня танка литая; она установлена над боевым отделением корпуса на шариковой опоре. Башня (рис. 35) состоит из корпуса 1 башни, крыши 2 с командирской башенкой 6 и бронировки пушки.
1. КОРПУС БАШНИ
Корпус 1 башни представляет собой литую броневую продолговатую коробку с наклонными боковыми стенками. Внизу корпус переходит в цилиндрическую часть (обичайку), которая служит обоймой для ввариваемого в нее опорного кольца верхнего погона шариковой опоры, на которой вращается башня. Передняя стенка башни имеет цилиндрическую форму. В передней стенке сделано окно для установки пушки. Окно закрывается качающейся бронировкой.
Внутри башни, к ее передней стенке, приварены кронштейны с приливами 15 для цапф люльки. Hа левом кронштейне имеется вертикальная площадка для крепления стопора походного положения пушки. В этом же кронштейне сделано отверстие для крепления подъемного механизма пушки. Снаружи (сверху) окно закрывается броневым козырьком 14, который крепится болтами к стенкам полукруглых выступов. Снаружи на боковых стенках башни приварено четыре рыма 12, предназначенные для съемки и установки башни на танк. Рядом с задними рамами приварены поручни 9 для десантников.
На внутренней стороне левой боковой стенки башни приварен кронштейн, на котором крепится механизм поворота башни и бонки для крепления радиостанции и аппаратов ТПУ. Задняя часть башни танка представляет собой нишу, обеспечивающую уравновешенность башни. В нише укладывается часть боекомплекта. Снаружи на задней стенке башни (рис. 36) приварен поручень 1 для десантников и шесть скоб 2 для крепления брезента.
2. КРЫША БАШНИ
Крыша башни представляет собой плоский броневом лист, приваренным к корпусу башни.
В крыше имеется семь люков. Люки 10 и 17 (рис. 35) предназначены для установки перископических приборов наблюдения для заряжающего и командира орудия. Вентиляционные люки закрыты приваренными сверху к крыше башни броневыми колпаками 3. В колпаках имеются окна для прохода воздуха, под которыми поставлены вентиляторы боевого отделения. Люк с установленным в нем стаканом 8 антенного ввода. Большой круглый люк предназначен для входа и выхода экипажа танка. Сверху этот люк закрывается броневой крышкой 4. Люк, над которым установлена командирская башенка 6, приваренная к крыше башни.
На потолке внутри башни привариваются бонки для крепления отражательного щитка, кронштейна для подвески прицела ТШ-16 и бонки для крепления плафонов освещения башни.
3. КОМАНДИРСКАЯ БАШЕНКА
Командирская башенка предназначена для обеспечения кругового наблюдена командиру танка при неподвижной башне. Командирская башенка литая, цилиндрической формы.Для кругового наблюдения в боковых стенках командирской башенки установлено пять смотровых приборов, расположенных на равных расстояниях один от другого.
Крышей башенки служит вращающийся броневой лист, состоящий из двух частей, одна из которых откидывающаяся. В неоткидывающейся части крыши командирской башенки устанавливается перископический смотровой прибор командира танка. Танки Т-34 старых выпусков имели командирские башенки с двумя откидывающимися частями ее крыши.
Рис.38. Командирская башенка
Крыша командирской башенки вращается на шариковой опоре вместе с смотровым прибором. Шариковая опора состоит из наружного неподвижного погона 16 (рис. 38) и внутреннего подвижного погона 14, к которому болтами крепится неоткидывающаяся часть крыши башенки. Между наружным и внутренним погонами в беговой канавке в сепараторе 36 помещается тридцать шариков 35. Шарики вставляются через специальное отверстие во внутреннем погоне, закрываемое винтом 2. Чтобы через шариковую опору крыши башенки внутрь танка не попадали пыль и вода, по всей окружности башенки приваривается предохранительный козырек 15 из листовой стали. На стыке обеих частей крыши крепится защитная планка 6, под которую подложен уплотнительный шнур 5. Внутренний погон шариковой опоры, вращающийся вместе с крышкой, может стопориться пружинным стопором 29, корпус которого приварен к боковой стенке башенки. Чтобы расстопорить погон, надо потянуть стопор за петлю 37 вниз и повернуть на 90 град.
Откидывающаяся часть крыши командирской башенки прикреплена к неоткидывающееся части на петлях. Она служит крышкой люка командирской башенки. Для облегчения открывания крышки и смягчения удара при ее закрывании установлен торсион 8. В закрытом положении крышка люка запирается замком. Замок состоит из корпуса 10, приваренного к крышке, в котором помещены защелка 13 и пружина защелки 11. На оси 19, приваренной к крышке, сбоку корпуса замка помещена рукоятка 17 замка с зубом и пружина рукоятки. Рукоятка замка закрепляется на оси корончатой гайкой 18. Пружина 11 защелки заставляет защелку все время находиться в таком положении, в котором крышка люка заперта. Пружина 38 рукоятки 17 замка, надетая на ось 19 и вставленная своими отогнутыми концами в сверление крышки люка и рукоятки, удерживает последнюю в постоянном сцеплении зуба рукоятка с винтом 20, ввернутым в тело защелки, что предохраняет рукоятку от самопроизвольного повертывания. При закрывании крышки люка защелка замка своим скосом ударяется о внутренний погон башенки и, сжимая пружину, утапливается внутрь корпуса; после же плотного закрывания крышки защелка под действием пружины занимает свое исходное положение, заскакивая за опорную площадку внутреннего погона, чем достигается надежное запирание крышки люка.
Рис.39. Петля крышки командирской башенки
Чтобы отпереть замок изнутри, нужно, вращая рукоятку замка рукой против часовой стрелки, вывести защелку за кромку опорной площадки погона, после чего открыть крышку люка. При открывании крышки люка пружина 11 защелки и пружина 38 рукоятки 17 сжимаются, после же открывания они, разжимаясь, заставляют соответственно защелку и рукоятку замка занять свое прежнее положение.
Открыть крышку снаружи танка можно только при помощи специального ключа, для чего в крышке имеется сквозное отверстие, в которое входит винт 20, ввернутый в тело защелки. Сверху это отверстие защищено шайбой 12 с отверстием для-ключа. Шайба приварена к крышке люка. Для надежности удержания крышки в открытом положении при движении танка установлен стопор (рис. 39), который состоит из петли стопора 3, приваренной снизу к неоткидывающейся части крыши командирской башенки, оси 4 стопора, собачки 6 стопора с петлей 7, пружины 5 и упора 8 стопора, приваренного к откидывающейся крышке. Для смягчения удара при открывании и обеспечения более надежной фиксации открытой крышки на створках левой петли откидной крышки снаружи приваривается ограничительный угольник 9 и болтами крепится резиновый буфер 10. При закрытой крышке люка пружина 5 стопора находится в сжатом состоянии и прижимает собачку 6 стопора к крышке. При открывании люка собачка под действием пружины, скользя по плоскости крышки, заскакивает за упор 8 стопора и тем самым не дает крышке закрыться, и это время ограничительный угольник 9 плотно нажмет на буфер 10 и несколько подожмет его. Буфер, стараясь разжаться, нажимает на крышку люка, которая заставляет собачку 6 плотно упереться в упор 8, что дает возможность более надежно закрепить крышку люка в открытом положении.
Чтобы закрыть крышку люка, необходимо, взявшись за петлю 7 собачки, потянуть ее на себя так, чтобы собачка стопора вышла из зацепления с упором стопора, после чего усилием руки закрыть крышку люка. Смотровыми приборами, установленными в боковых стенках башенки, являются щели, закрывающиеся защитными стеклами.
Для замены защитного стекла требуется:
— закрыть щель броневой заслонкой; — отвернуть винты крепления налобников к заслонке; — поддерживая защитное стекло снизу, откинуть щиток с налобником вверх; — вынуть защитное стекло из гнезда заслонки и поставить новое; — новое стекло закрепить налобником и винтом.
4. КРЫШКА ЛЮКА БАШНИ
Крышка 4 входного люка башни (рис. 35) крепится на одной шарнирной петле к крыше башни. Для облегчения открывания крышки люка и смягчения удара при ее закрывании установлен торсион. Запирание крышки люка в закрытом положении и удержание ее в открытом положении достигается с помощью замка и стопора, устройство, действие и пользование которыми аналогичны замку и стопору крышки люка командирской башенки.
5. СИДЕНЬЯ В БАШНЕ
В башне устанавливаются три сиденья (рис. 40): для командира танка, командира орудия и заряжающего. Сиденье 10 командира танка кронштейном 13 крепится на захвате 12 погона башни. Кронштейн имеет две проушины, через которые проходит ось 11 сиденья. Усилием двух пружин 15 сиденье командира танка откидывается вверх, поворачиваясь на оси 11.
Сиденье 1 командира орудия, расположенное слева от пушки, крепится на установочном кронштейне 7, который в свою очередь крепится болтами к левому цапфенному приливу 8 передней стенки башни. Сиденье можно регулировать по высоте, закрепляя его в трех положениях. Для этого необходимо переставлять регулировочный кронштейн 3 на установочном кронштейне 7, используя одну из трех пар отверстий 16, в которые проходят крепящие болты 2. Усилием пружин 4 сиденье может откидываться вверх.
Танки – основная ударная сила наземных наступательных операций. Сложно представить современную армию, в которой не было бы танковых частей. Впервые эти бронированные машины появились в армиях европейских государств в Первую мировую войну. Военные и инженеры еще не вполне себе представляли, как должен выглядеть этот «сухопутный крейсер». Англия, которая стала одной из первых строить танки, когда-то считалась «владычицей морей». Поэтому характерной особенностью британских танков того времени были спонсоны, заимствованные у морских броненосцев, и просторная ромбовидная компоновка, дававшая возможность перемещаться внутри танка, не нагибаясь. Такие танки отдаленно напоминали капитанские рубки военных кораблей. Но в 1917 году французская армия приняла на вооружение один из самых удачных танков Первой мировой войны – Renault FT-17. Он стал первым танком классической компоновки и первым имевшим башню кругового вращения.
Renault FT-17 был принят на вооружение многих стран. Его выпуск был налажен не только во Франции. В Италии танк выпускался под названием FIAT 3000, а за океаном, в США, – M1917 (Ford Two Man). Скопировали и поставили на производство его и в Советском Союзе. Известен он был как «Рено-русский», «Танк М», «Танк КС» и даже «Танк «Борец за свободу тов. Ленин»». Он стал первым русским и первым советским танком, запущенным в серийное производство. Сильно отличаясь от своих современников, он определил то, как будут выглядеть танки в следующие сто лет.
Классической считается компоновка с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Легендарный Т-34 и уже упомянутый Renault FT-17 были построены по классической схеме.
Если FT-17 считается одним из лучших танков Первой мировой войны, то «Тридцатьчетверка» – Второй.
Смещенная вперед башня определяет силуэт танка. Отделение управления находится в лобовой части танка, далее – боевое, и затем в корме – моторно-трансмиссионное. Практически все танки, когда-либо созданные в СССР и России, построены по этой схеме. Такая компоновка характерна сегодня почти для всех зарубежных современных танков.
Немецкие танки Второй мировой войны имели другую компоновку. «Тигры» и «Пантеры» – представители так называемой «классической немецкой компоновки». Двигатель размещался в кормовой части, трансмиссия и отделение управления – в носовой, а боевое отделение – в центре. Такие танки отличались несколько большей высотой. Карданный вал, соединяющий двигатель и трансмиссию, проходил над полом через всю машину и находился под боевым отделением.
Танк без башни представить сложно. Они есть у всех современных ОБТ. Исключением, пожалуй, является только шведский Strv 103. Это один из наиболее массовых и узнаваемых представителей танков безбашенной компоновки, сейчас практически не встречающейся. Хотя некоторые исследователи относят его к категории истребителей танков. А вот сто лет назад наличие у танка башни не казалось очевидным фактом. Башен в современном понимании первые танки не имели. Первоначально вооружение танков – пушки и пулеметы – размещалось в боковых спонсонах. Как, например, в Mark I – первом в истории танке, примененном в битве при Сомме 15 сентября 1916 года. Mark I стал родоначальником семейства британских «ромбовидных» танков.
Только со временем вооружение танков переместилось со спонсонов на башни, что и определило их современный вид. Башня позволяет вести огонь в любом направлении. Чтобы произвести выстрел, нет необходимости поворачивать корпус танка. Кроме того, вращающаяся на все 360 градусов башня позволяет вести круговое наблюдение. Как правило, в ней же находится половина экипажа танка. Командир, который также может быть и наводчиком, а также заряжающий находятся в башне. Так устроена башня Т-34. Экипаж танка может вручную заряжать и ремонтировать пушку, так как казенник находится внутри. В башне может находиться автомат заряжания, что позволяет сократить экипаж на одного человека. Здесь же расположена и часть боекомплекта. В башне танка устанавливается и основное его вооружение – пушка и спаренный с ней пулемет.
Шведский безбашенный танк Strv 103 появился не просто от желания удивить мир. Традиционная башня из-за больших размеров и массы является прекрасной мишенью, удачное попадание в которую гарантированно уничтожает танк и практически всегда его экипаж. Концепция танка без башни, по-видимому, имеет мало перспектив. А вот танк с необитаемой башней, предназначенной только для размещения танкового вооружения, радаров и средств защиты, – идея многообещающая. Первой серийно выпускаемой реализацией этой идеи стал Т-14 – новейший российский основной танк на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». С его появлением размещение экипажа перестает быть одной из основных функций башни. Танк оснащен необитаемой башней, а такая компоновка считается лафетной.
Другой характерной особенностью танков является наличие гусеничного движителя. Говоря простым языком – гусениц, или гусеничных лент. Именно благодаря гусеничному движителю танки и «не боятся грязи», то есть имеют высокие показатели проходимости и быстроходности по бездорожью. Не застревают в болотах и преодолевают овраги. Делают то, что обычной колесной технике не под силу.
Совокупность движителей (гусеничных, колесных, колесно-гусеничных) и системы подрессоривания (подвески) именуется ходовой частью, или шасси. Танки изначально задумывались именно как гусеничные машины. Вот только скорость движения таких машин была невероятно мала: не более 10 км/ч. Для ведения боя этой скорости вполне хватало, но было недостаточно для переброски танков на дальние расстояния. Кроме того, был мал и ресурс гусениц тех танков. Хватало их от силы на сто километров.
Выход нашли практически сразу. Это танки с колесно-гусеничным движителем. Для движения по дорогам гусеницы с таких машин снимались и танки передвигались на колесах. Танки серии БТ (быстроходный танк), составлявшие значительную часть советского танкового парка перед войной, были именно такими. Они могли двигаться с использованием и колесного, и гусеничного хода. В результате работ по усовершенствованию танков этой серии был создан советский средний танк Т-34. Но от колесно-гусеничного движителя решили отказаться.
Тяговое усилие в гусеничном движителе создается за счет перематывания гусеничных лент. Кроме гусеничной ленты, состоящей из отдельных звеньев – траков, движитель состоит из опорных и поддерживающих катков (роликов), ведущего колеса и направляющего колеса (ленивца). Современные танки имеют стальные гусеницы с металлическим или резинометаллическим шарниром. По ним и едет танк на опорных катках, чаще всего обрезиненных. В современных танках, как правило, от пяти до семи опорных катков.
Система подрессоривания, или подвеска, призвана передать силу веса танка через опорные катки и гусеницу на поверхность. Она смягчает толчки и удары, действующие на корпус танка, быстро гасит колебания корпуса. Состоит подвеска из узлов и механизмов, которые связывают ось катка с корпусом танка. Узел подвески состоит из упругого элемента (рессоры), амортизатора (демпфера) и балансира.
Сегодня большинство современных танков оснащены дизельными двигателями. Но так было не всегда. На Renault FT-17 был установлен 4-цилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель максимальной мощностью всего 39 л. с. На тяжелом британском Mark I стоял 6-цилиндровый бесклапанный бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения марки Daimler. Его мощность достигала 105 л. с. Стоит отметить, что специальных танковых двигателей еще не было. Сначала применялись автомобильные двигатели, далее – адаптированные авиационные. А вот тракторным попросту не хватало мощности сдвинуть тяжелобронированную машину с места.
Со временем и мощность, и надежность танковых двигателей только росли. А после 40-х появились специально сконструированные танковые дизели. На Т-34 уже ставили дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-2-34 с максимальной мощностью 500 л. с. И только небольшая партия была оснащена карбюраторными авиационными моторами. А вот на основной американский средний танк Второй мировой войны – M4 «Шерман» – ставили и бензиновые, и дизельные двигатели, разных марок. При этом среди них были как авиационные и автомобильные двигатели, так и специально разработанный дизельный. Всего танк имел пять различных вариантов двигательной установки мощностью от 350 до 500 л. с.
С 1980 года на вооружении армии США находится ОБТ M1 Abrams, названный в честь героя Второй мировой войны, генерала Крейтона Уильямса Абрамса. При создании танка выбор пал на газотурбинный двигатель. Такой двигатель имеет меньшую массу, повышенную надежность и ресурс, а также относительную простоту конструкции. Трехвальный газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500 выполнен в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Allison X-1100-3B и имеет мощность 1500 л. с. Периодически рассматриваются варианты установки дизельного мотора. В частности предполагалось, что поставляемые на экспорт в Австралию танки будут оснащены дизельным двигателем, но этого не случилось.
В нашей стране газотурбинной силовой установкой оснащали Т-80, стоявший на вооружении с 1976 года. Мощность газотурбинного двигателя Т-80У-М1 была доведена до 1250 л. с. А первым танком, на который был установлен ГТД, стал шведский безбашенный Strv 103, выпускавшийся с 1966 по 1971 год и снятый с эксплуатации в 90-е годы.
За столетие существования танков рассматривались и другие варианты силовой установки. В период Первой мировой войны в США был создан паровой танк. Единственный экземпляр машины был оснащен двумя паровыми двигателями с керосиновым нагревом котла общей мощностью 500 л. с. Были попытки создания и атомных танков. Но большой запас хода, который давал бы танку атомный двигатель, не означал высокой автономности машины. Атомный танк все равно нуждался в пополнении боеприпасов, смазочных материалов, замене выработавших ресурс гусеничных лент и проч.
Важным показателем является и время замены двигателя танка в полевых условиях. Так, например, для замены двигателя «Абрамса» вместе с трансмиссией потребуется всего 1 час.
Конструкция танка — совокупность технических (конструктивных) решений и инженерных узлов, определяющая тактико-технические и эксплуатационные характеристики танка. Конструкция танка проектируется таким образом, чтобы обеспечивать оптимальный для выполнения его задач баланс трёх основных составляющих танка — защищённости, огневой мощи и подвижности, при этом обеспечивая выполнение требований к стоимости его производства и эксплуатации, а также надёжности.
Содержание
Общие принципы конструкции танка
Компоновка танка
Защищённость
Защищённость характеризует защиту экипажа и систем танка от средств поражения противника. Защищённость танка обеспечивается его броневым корпусом и башней и системами активной защиты и маскировки, а также его подвижностью, затрудняющей противнику попадание по танку.
Бронирование
Бронирование состоит из броневого корпуса и башни, на тех танках, на которых она есть. Первоначально корпуса и башни танков состояли из каркаса, к которому при помощи заклёпок и болтов крепились броневые листы и плиты. Клёпаное соединение применялось на танках до начала 1940-х годов, но было вытеснено сварным, поскольку отличалось повышенной сложностью в изготовлении, дополнительным весом и объёмом, занимаемым каркасом внутри корпуса и тенденцией заклёпок и болтов «выстреливать» внутрь танка при попадании снаряда или крупнокалиберной пули. Сварные корпуса и башни танков появились в начале 1930-х годов и в отличие от клёпаных, выполнялись несущими, без каркаса. Вскоре после клёпаных появились и литые башни, а позже и корпуса, состоявшие из одной или нескольких деталей. Литые корпуса имели ограниченное распространение с 1930-х по 1960-е годы, однако также уступили место сварным, ставшим стандартом на современных танках. Литые же башни применялись вплоть до 1980-х — 1990-х годов, однако из-за проблематичности производства литых башен с комбинированной бронёй, в итоге уступили место сварным.
Активная защита
Система защиты от ОМП
Огневая мощь
Понятие огневой мощи характеризует способность танка к уничтожению противника. Прямо огневая мощь в конструкции танка обеспечивается его вооружением, косвенно — средствами наблюдения и прицельными приборами, позволяющими своевременно обнаружить противника.
Вооружение
Обычным вооружением танка является сочетание из пушки и одного или нескольких пулемётов. В первой половине XX века существовали также танки с чисто пулемётным или же, очень редко, — с чисто пушечным вооружением. Также выпускались, с 1930-х по 1960-е годы, танки, вооружённые огнемётами в качестве основного или вспомогательного вооружения (огнемётные танки), а во второй половине XX века появились танки, вооружённые ракетами, прежде всего ПТУР.
Пушка
Основным вооружением танка обычно является пушка, как правило, размещающаяся в башне, с целью обеспечить ему круговой сектор обстрела, что является одной из определяющих особенностей танка (вместе с тем, существуют и исключения: так, первые танки, такие как Mk.I или Сен-Шамон, танк 1930-х годов Char B1, или даже танк 1940-го года M3 Lee были вооружены пушками, расположенными в корпусе и имевшими ограниченные углы обстрела; уникальный же шведский же танк 1960-х годов Strv-103 имел жёстко закреплённую в корпусе пушку, наводившуюся поворотом танка и наклоном его корпуса при помощи специальной подвески).
Изредка танки вооружаются несколькими пушками, либо с целью обеспечить более эффективное поражение целей разных типов или просто повысить огневую мощь (как на германском опытном танке Nb.Fz. или советском Т-35), либо (как на первых танках) — чтобы компенсировать ограниченные углы обстрела одного орудия. На Т-35 это сочеталось с многобашенной схемой, когда из пяти его башен одна была вооружена короткоствольной 76-мм пушкой, а ещё две — длинноствольными 45-мм пушками.
Танковая пушка в большинстве случаев используется для стрельбы прямой наводкой по настильной траектории (в отличие от самоходных артиллерийских установок). Современные танковые пушки имеют большой калибр (от 105 до 125 мм, на перспективных образцах до 152 мм), могут быть как нарезными, так и гладкоствольными.
В последнее время приоритет отдаётся гладкоствольным танковым пушкам, так как вращение негативно сказывается на эффективности кумулятивных боеприпасов (происходит преждевременное разрушение кумулятивной струи), нарезка также затрудняет пуск ракет из канала ствола. Однако нарезные пушки имеют значительно бо́льшую точность стрельбы на больших (свыше 2 км) дистанциях (так, во второй войне в Персидском заливе был зафиксирован беспрецедентный случай — поражение танком Челленджер-2 (единственным из современных с нарезным орудием) иракского Т-64? на дистанции 5100 м).
Применение автоматов заряжания позволяет сократить танковый экипаж на одного человека (отсутствует заряжающий), при этом создать постоянный темп стрельбы, мало зависящий от движения танка и его башни. В западной школе танкостроения, однако, есть мнение, что ручное заряжание обеспечивает бо́льшую скорострельность в начале стрельбы, хотя в дальнейшем темп стрельбы и падает из-за усталости заряжающего.
Танковые пушки претерпели значительную эволюцию за свою историю. Первые танки вооружались адаптированными полевыми или реже, морскими пушками малых и средних калибров, от 37 до 76 мм, которые предназначались прежде всего для борьбы с огневыми точками, полевыми укреплениями или сосредоточенной живой силой противника. Пушки зачастую размещали в спонсонах. Такая же ситуация сохранялась и в межвоенный период. Однако к 1930-м годам, танк начали рассматриваться ещё и как средство борьбы с танками и другой бронетехникой, в результате чего на часть танков начали устанавливать адаптированные противотанковые пушки различных калибров. Также для этой цели некоторые танки вооружались малокалиберными 20-мм и 25-мм автоматическими пушками, обычно использовавшимися в качестве зенитных.
Первоначально, параллельно выпускались танки с различными типами орудий, но в конце 1930-х — начале 1940-х годов в стран наметился переход к универсальным орудиям калибром 75 мм и более, способным эффективно выполнять оба типа задач. Имелось также достаточно моделей танков, вооружённых несколькими (двумя-тремя) орудиями. Помимо вышеупоминавшихся Char B1, Т-35 и M3 Lee в качестве примера можно привести КВ-4 и КВ-7, которые помимо «главного калибра» — 107-мм пушки ЗиС-6 — несли артиллерию среднего калибра (20-К). Предполагалось, что использование этого орудия для пристрелки по ДОТам и поражения слабо- и небронированых целей позволит сэкономить дорогостоящие 107-мм снаряды.
Стремительный рост бронезащиты танков в конце 1930-х — начале 1940-х годов сделал противотанковые пушки первого поколения неэффективными, и в качестве решения на танки начали устанавливать адаптированные тяжёлые зенитные пушки калибром 85—90 мм, в силу высоких баллистических качеств обладавшие значительно лучшими показателями бронепробиваемости. В ходе Второй мировой войны, приоритет был окончательно отдан противотанковым свойствам танковой пушки.
Пушечное вооружение некоторых современных танков
Страна-производитель
Модель танка
Модель пушки
Тип пушки
Калибр пушки, мм
Наличие автомата заряжания
Россия
Т-80У-М1
2А46М-1 (пушка — пусковая установка)
гладкоствольная
125
+
Украина
Т-84У
КБА3 (пушка — пусковая установка)
гладкоствольная
125
+
Россия
Т-90
2А46М (пушка — пусковая установка)
гладкоствольная
125
+
США
M1A2 Абрамс
M256 (немецкая, изготавливаемая по лицензии, длина ствола 44 калибра)
гладкоствольная
120
−
Германия
Леопард-2A5
L44, усовершенствованный вариант Rh-M-120, длина ствола 55 (по другим данным, 52) калибров
гладкоствольная
120
−
Франция
Леклерк
CN-120-26 (длина ствола 52 калибра)
гладкоствольная
120
+
Израиль
Меркава Mk.4
MG-253
гладкоствольная
120
− (с автоматом подачи снарядов)
Великобритания
Челленджер-2
L30E4
нарезная
120
−
Боеприпасы, предназначенные для танковых пушек, весьма разнообразы, это обусловлено широким спектром поражаемых целей (бронированые и защищённые цели, пехота). Основные типы танковых боеприпасов следующие:
Пулемёт
Как правило, танк вооружён одним или несколькими пулемётами, являющиеся вспомогательным, или, на некоторых танках, выпускавшихся до Второй мировой войны — основным вооружением (существовали также и несколько образцов танков с чисто пушечным вооружением).
Имеется три основных точки размещения пулемётов:
На первых танках имелось сразу несколько пулемётов в установках с ограниченными углами в лобовой и бортовых частях корпуса, чтобы компенсировать отсутствие башни с круговым обстрелом.
На современных танках имеются, как правило, спаренный и зенитный пулемёты, но до Второй мировой войны существовали существенные вариации в размещении пулемётов. Так, спаренный пулемёт мог порой размещаться в независимой установке, в редких случаях в дополнение к нему или вместо него мог размещаться дополнительный пулемёт в бортах или корме башни (КВ-2).
Огнемёт
Иногда, на некоторые модели танков, устанавливают огнемёты, для борьбы, на очень близких расстояниях, с живой силой противника.
Ракетное вооружение
Несмотря на многочисленные попытки сконструировать чисто ракетный танк (с ракетным вооружением вместо пушечного), широкого распространения они не получили. Единственный на сегодняшний день танк с исключительно ракетным вооружением — советский ИТ-1 — был принят на вооружение в 1968 году, но дальше постройки малой серии дело не пошло. Чисто ракетной в дальнейшем стали делать лишь более легкобронированную технику.
Другое вооружение
Некоторые модели танков имеют установленные автоматические миномёты (применяющиеся не только для навесной стрельбы, но и для разбрасывания противопехотных мин).