Как называется берет у художника
Почему художники носят берет
Для многих из нас образ художника будет незаконченным, если на голове его нет берета. Этот головной убор наряду с мольбертом, палитрой и кистями воспринимается нами как постоянный атрибут жизни любого живописца.
Но почему именно берет, а не шляпа или, допустим, цилиндр? Есть несколько версий, объясняющих это.
На большей части автопортретов Рембрандта он изображен с беретом на голове.
Возможно, именно в подражание ему художники стали носить этот головной убор. В знак цеховой солидарности, так сказать. Так и пошла своеобразная «мода» на береты среди мастеров кисти.
Конечно, сам берет изобрел не Рембрандт. Этот предмет одежды появился ещё в античные времена. Но, тем не менее, после Рембрандта мода в повседневной жизни на береты уходила и приходила, а вот любовь художников к ним не уходила никогда.
Согласно другой версии берет стал частью гардероба из-за их… бедности.
В давние времена частые обновки могли себе позволить лишь очень состоятельные люди. Одежду передавали по наследству и в буквальном смысле донашивали до дыр.
Берет был вполне бюджетным вариантом головного убора. Материала для него много не нужно, особых умений для шитья тоже. И главное, он долго носился.
Художники в те времена (да и в нынешние тоже) относились к бедному сословию. Поэтому вполне возможно, что берет их, как и других бедняков, привлек своей практичностью.
Впрочем, дешевизна и изностойкость – не единственные плюсы берета для художника. Берет помогал «прибрать» длинные волосы, чтобы они не мешали работе.
Этот головной убор в повседневной жизни сегодня носят только женщины и… художники. Возможно, таким образом живописцы показывают, что они – вне времени и вне любых рамок.
Эволюция беретов художника.
«Плот «Медузы» Жерико, или рождение романтизма
Картина основана на реальных событиях. В 1816 году фрегат «Медуза» сел на мель, сдвинуть корабль не удалось и поэтому были выделены шлюпки для ВИП-гостей, а остальных 149 человек посадили на наспех сделанный плот. Шлюпки, которые должны были буксировать плот, бросили этих людей и оставили наедине с морем.
Очень скоро люди начали терять человеческий облик. Борясь за безопасные места у мачты и последние капли воды, они дрались, убивая друг друга и сталкивая в воду. Лишь через 13 дней они увидели на горизонте спасительный корабль «Аргус» – именно этот момент запечатлел Жерико. Из 149 в живых остались 15 человек, выжившие ели умерших попутчиков, потеряв последние признаки цивилизации.
Процесс подготовки к ваянию романтизма был любопытный. Жерико закрылся в мастерской на несколько месяцев, побрив голову. На полу мастерской он лепил восковые тела и ходил в морги и на казни для зарисовок мертвых тел.
Главным достижением Жерико стала сложнейшая композиция. Художник развернул композицию вглубь. Картина затягивает зрителя к себе. Обратите внимание на труп у нижнего края картины – создаётся впечатление, что его погружённая под воду голова уходит как раз под раму и оказывается в нашем, реальном, пространстве. Можно сделать шаг и оказаться в самом центре событий.
Теодор Жерико, автопортрет:
Эжен Делакруа, другой титан романтизма, признавался, что, увидев картину впервые, «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo
» Скоро весна »
«На окраине»
«Сусанна и старцы» Артемизии Джентилески, или драма первой художницы-феминистки
Итальянская художница Джентилески уже в 17 лет смогла создать очень сильный сюжет. Вспомните себя в 17 лет, вздохните (или наоборот, расправьте грудь), а я расскажу историю-триллер.
Артемизия Джентилески – «Сусанна и старцы», 1610
Сюжет у картины взят из христианской Книги пророка Даниила, которая считается важным текстом, хоть и не входит в канон (Ветхий Завет). Так вот, Сусанна и ее муж Иоаким были из тех евреев при дворе вавилонского царя Навуходоносора, что смогли сделать карьеру из рабов в почитаемые люди. Кроме того, Сусанна была очень красива, а еще любила купаться в своем саду.
В этот сад повадились ходить два старца, имеющих очень большие связи и высокое положение. Сперва они старались как-то скрываться друг от друга и бороться с желанием поглядеть на голую красавицу, а потом решили объединиться в своих стремлениях: пришли вдвоем у Сусанне и предложили выбрать – или спи с нами, или скажем ты изменяешь мужу. На секундочку, такой проступок карался смертной казнью.
Сусанне выбрала остаться без греха на сердце, ну а старые негодяи устроили скандал и суд. И нашу красотку уже собирались бить камнями, как молодой пророк Даниил решил устроить очную явку старикам, в ходе которой стало ясно – старперы врут. А что полагалось за такое? Правильно, смертная казнь. Ну, и в добрый путь.
Сюжет был очень популярен у итальянских и голландских художников, но они любили добавить некоторого кокетства и эротических подтекстов, а вот у Артемизии только отвращение и усталость от приставаний.
Рубенс – «Сусанна и старцы», 1609-1610
Казалось бы, ну классная картина и сюжет интересный. А вот тут начинается дичь. Артемизия картиной отчасти предсказала свою судьбу.
Артемизия Джентилески – «Автопортрет в образе мученицы», 1615
Эта история не помешала художнице добиться высот в живописи и встать в один ряд с известными итальянскими художниками. Но темы насилия и возмездия будут часто проскакивать в ее творчестве.
Артемизия Джентилески – «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1610
Артемизия Джентилески – «Иаиль и Сисара», 1620
Артемизия Джентилески – «Саломея с головой Иоанна Предтечи (Крестителя)», 1615
Любимец художников и военных: изучаем биографию берета
Сейчас будет сделано громкое заявление: герой апрельского модного расследования — самый красноречивый и узнаваемый головной убор всех времен и народов
Его любят художники и танкисты, рыбаки и клоуны, лирические героини классических произведений и вполне реальные актеры и актрисы, революционеры и растаманы, шотландцы и французы, модники и консерваторы. Речь пойдет о берете, универсальной стильной единице, которая обязана быть в гардеробе каждого.
Скромная шапочка с узнаваемым хвостиком посередине, без козырька и полей в представлении большинства — это истинно французский головной убор. Ничего удивительного: мы мыслим образами, а образ милой девушки в шарфике и красном берете, безусловно, запоминается надолго. Да и слово berete пришло в русский язык из французского. Казалось бы, все сходится. Правда, сами французы сильно бы удивились, узнав, что плоская шляпа стала в глазах общественности чуть ли не символом их страны наряду с Эйфелевой башней. На самом деле история началась задолго до того, когда на карте обозначилась Франция.
Первый блин
Странно, но у берета нет официальной родословной. Зато версий его происхождения хоть отбавляй. Существует даже библейская легенда, согласно которой берет «изобрел» Ной. Во время путешествия на ковчеге начался дождь, и чтобы не намокнуть — мужчина вырезал из свалявшейся овечьей шерсти, устилавшей палубу, круг, которым прикрыл голову. Тут нам не только истоки берета, но и начало истории войлока, из которого, к слову, были сотканы первые плоские «модели».
Не могли остаться в стороне и греки с римлянами. Согласно греко-римской версии, берет был изобретен первыми и позаимствован (как и многое другое) вторыми. Во времена империи убор был назван beretino и окрашен в разные цвета, которые означали классовую принадлежность. Так этот аксессуар стал указывать на происхождение своего хозяина. Спустя столетия берет добрался до Страны Басков, а уже оттуда — к галлам, будущим французам. Кстати, в итальянском языке он именуется basco, что косвенно подтверждает правдивость этой истории.
Наконец, третья версия связана с пастухами-кельтами, которые из овечьего войлока, окрашенного в синий цвет, сваляли себе узнаваемые шапки и увенчали свое произведение помпоном. Шапочки полюбились шотландцам так сильно, что были официально признаны частью национального костюма. Появилось у прото-беретов и свое название, тэм-о-шантер, которое иногда заменяли более простым именем — синяя шапочка. Это милое имя часто упоминается у шотландцев.
Выбор короля
До определенного времени простецкий «блин» из войлока спасал от непогоды пастухов, рыбаков и землепашцев средневековой Европы. Почему вдруг берет пошел на повышение и стал излюбленным аксессуаром знати, остается неизвестным. Но на этот факт указывают многочисленные книжные миниатюры и указы, в которых берет упоминается как главный головной убор военных. Также он стал частью облачения священников. Чтобы отличаться от простолюдинов, религиозные деятели носили четырехгранные плоские шапочки.
К XVI веку и вовсе складывается ситуация «из грязи в князи», когда шапочку простолюдинов «выводит в свет» известный модник, король Англии Генрих Восьмой. Пожалуй, вы не найдете ни одного его портрета, где бы правитель был без берета. Очевидно, у Генриха была целая коллекция: бархатные, шерстяные, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, перьями птиц и ручной вышивкой. Именно с его подачи берет стала носить вся аристократия английского двора. Воспылали страстью к этой шапочке и французские придворные. А вот испанцы остались равнодушны к модным экспериментам Генриха — но ненадолго. Уже через век они сдались и трансформировали кельтскую тэм-о-шантер в узнаваемую модель, которую мы носим до сих пор.
Диктат берета длился недолго: уже в XVII веке на модном олимпе его сменила треуголка. Круглым шапочкам остались верны лишь шотландцы да армейские подразделения. И это повод сказать об отношениях военных и беретов особо.
Боевой товарищ
Удивительным образом наш герой вернул себе былую славу благодаря европейским вооруженным силам, а именно французским танкистам, которые начали «выгуливать» его и вне строя. Впрочем, не они были первыми: ввели использование этого головного убора среди военных британцы. Государство очень чутко следило за униформой своих солдат, и после каждой войны (которых Англия вела бесчисленное множество) менялось боевое обмундирование.
До берета в английской армии командовал шлем с пикой, еще ранее — кивер. Но в этих высоких шапках невозможно было разместиться внутри тесного танка. Жесткие поля, тульи, козырьки — все это не подходило для нового рода войск. Звездный час берета наступил в мае 1918 года, когда высокопоставленные армейские чины, в том числе некий генерал Эллес, обсуждая будущее танковых войск, решили позаимствовать его у французских егерей. Черный цвет, кстати, был выбран не случайно: на темном фоне были незаметны масляные пятна, которые неизбежно появлялись на любой одежде танкистов.
Уже после окончания Первой мировой войны тот самый Эллес, обожавший береты, пролоббировал их официальное появление в униформе танкистов. Главным аргументом стал тот факт, что мягкий головной убор можно использовать как самостоятельно, так и под шлемом. Черный цвет был принят на высоком уровне и утвержден указом его королевского величества. Ко Второй мировой палитра расширилась, но черный остался символом бронетанковых войск, причем не только в Англии, но и по всему миру.
Впрочем, удобство и практичность аксессуара оценили не только танкисты. Знаменитая английская Специальная авиадесантная служба выбрала себе песочный цвет (как символ пустыни, где приходилось воевать сасовцам). Знаменитые «вишенки» (или cherry berry), английские парашютисты, получили свое ласковое прозвище из-за вишнево-бордового цвета своих беретов.
Наша страна также ввела кельтскую (или баскскую?) шапочку в официальную форму армии. В современной России аж шестнадцать расцветок, которые указывают на род войск. Самые узнаваемые, конечно, так называемые краповые береты — спецназовцы внутренних войск, которым право ношения своего головного убора необходимо заслужить в жесточайших испытаниях. Вопреки уставу, указывающему носить береты с уклоном на правую сторону, лихие бойцы специального назначения носят их на левую — для того чтобы отличаться от других военных подразделений.
Но герой наш ассоциируется не только с армиями мира. Ему отдавали предпочтения люди куда более мирных профессий.
Творческий подход
Казалось бы, как могут быть связаны солдат и художник? Да-да, таких разных людей объединяет ношение берета. И если военные иногда просто вынуждены надевать плоскую шапочку, творцы выбирают ее по велению сердца.
Так, самым знаменитым поклонником тэм-о-шантер можно назвать голландского живописца Рембрандта. Сохранилось большое количество его автопортретов в шикарных беретах и шапках, похожих на них. Уважали этот головной убор и Леонардо да Винчи, и Рафаэль. К слову, представители творческих профессий не отказались от ношения беретов даже тогда, когда придворная мода на них сошла на нет. В семнадцатом веке в них блистал Ян Вермеер, автор знаменитой «Девушки с жемчужной сережкой» (при этом не только носил сам, но и изображал в этих шапочках персонажей своих картин). Ближе к двадцатому веку аксессуар окончательно стал признаком творческой элиты: в нем появлялись Роден и Ренуар, а Пабло Пикассо сделал черный лаконичный берет фирменной чертой своего образа.
К слову, есть тот, в ком соединились присущие творцам максимализм и стремление сделать этот мир прекрасным, страсть к борьбе и военным действиям — и, конечно, и беретам. Естественно, мы говорим про самого знаменитого революционера в истории человечества — команданте кубинской революции Эрнесто Че Гевару. Его простой черный берет с медной пятиконечной звездой стал неотъемлемой частью имиджа настоящего супергероя двадцатого века.
Головные уборы от «А до Я», или Большой Шляпный Словарь
Академическая квадратная шапочка — торжественный головной убор выпускников высших учебных заведений, следующих британской модели образования. Академическая шапочка представляет собой квадратную доску с кисточкой по центру, прикрепленную к небольшой шапочке традиционно черного цвета с желтой или золотой кисточкой.
Бандана — небольшая косынка или платок, изначально банданы имели чисто практическое значение, использовались американскими ковбоями во время перегона скота. Бандана обвязывалась вокруг шеи и, при необходимости, ею закрывали лицо чтобы защититься от пыли. Сейчас бандана традиционный атрибут байкеров.
Как пример — пиратская бандана.
Башлык — военный, казачий головной убор. Представляет собой суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя». Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи.
Бейсболка — кепка которую первоначально носили бейсболисты. До появления бейсболки головным убором бейсболиста была соломенная шляпа-канотье и жокейская кепка.
Берет — мягкий объемный головной убор без козырька, известен еще со времен средневековья. Берет широко используется в вооруженных силах. Женский берет может быть фетровым, шитым или вязаным. Также берет — головной убор художника 🙂
Бескозырка — головной убор матросов, армии и флота многих стран. Бескозырка представляет собой фуражную шляпу без козырька.
Боливар — разновидность цилиндра с широкими прямыми полями.
Упоминается в романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» (1823—1831).
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Бомбер — молодежная модель зимнего головного убора с длинными ушами и отделкой из овчины.
Боярка — меховая мужская шапка старинного русского фасона. Состоит из мехового верха, бархатного колпака и шёлковой подкладки. Меховой верх изготовлялся из соболя, бобра или белька, а также из овчины.
Боярку носил Ф.И. Шаляпин, в ней же его изобразил на своей картине Б.М. Кустодиев.
Бретонская кепка — вид фуражки из шерсти. Традиционно считается головным убором моряков, потому что бретонская кепка была частью униформы французских матросов. Название происходит от слова «Бретань» — так называется историческая область Франции, занимающая полуостров на северо-западе страны.
В России бретонскую кепку называли «картузом», ее носили как военные, так и обычные люди.
Буденовка — головной убор красноармейца в виде шлема. По задумке авторов головного убора (по некоторым источникам автором эскиза буденовки является художник Кустодиев), форма буденовки повторяет форму стального шлема русского война 15в., подчеркивая героизм и величие.
Венок — сплетенные в тугое кольцо цветы или листья. Круглая форма венка и живая составляющая символизирует вечность, постоянство, бесконечную жизнь, связь с божественной природой. Возможно, именно поэтому венок во многих культурах стал символом царской власти (от него и произошла корона). В славянских землях венок приобрел еще и смысл любви.
Вуалетка — небольшая шляпка с вуалью, больше похожая на аксессуар, чем на шляпку, обычно крепится к прическе на заколках или шляпной резиночке.
Вуаль — тонкая прозрачная сетка, которая крепится к женским шляпкам.
Галеро — кардинальская шляпа, очень большая плоская красная шляпа с широкими полями, по сторонам полей шляпы свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала.
Гангстерская шляпа — фетровая шляпа с полями, имеет три вмятины на тулье (сверху и по бокам), по сути это та же шляпа федора (см. ниже «федора»), которая очень полюбилась гангстерам.
Гоголь — мутоновая шапка в виде пилотки, имеющая глубокий продольный замин. Была популярна в среде русской интеллигенции начала XX века.
Двууголка — шляпа Наполеона, двурогая шляпа пришедшая на смену более громоздкой треуголке. Вплоть до Первой мировой войны двууголка была частью парадной одежды офицеров и чиновников, в том числе и в России.
Диадема — головное украшение в виде венца (венка). Диадема не замыкается в кольцо, в некоторых случаях диадема не имеет венца, а прикрепляется к прическе.
Ермолка — традиционный еврейский мужской головной убор. Круглая шапочка, плотно прилегающая к голове; маленькая шапочка, носимая под верхней шляпой евреями.
Жокейка — плотно облегающая голову шапка-шлем с козырьком. Жокейка головной убор конного наездника.
Шляпа-Зонт – головной убор в виде зонта, крепко держится на голове, защищает от дождя.
Индейский головной убор — представляющий собой венец из орлиных перьев. Традиционный головной убор индейцев, надеваемый по торжественным случаям, реже их надевали на охоту.
Камилавка — головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра.
Канотье — французская соломенная шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми полями. С начала XX века в течение нескольких десятилетий был популярным мужским головным убором и модным аксессуаром.
Капелло Романо — буквально «римская шляпа» или сатурно (итал. saturno; потому что шляпа своим видом напоминает планету Сатурн) — круглая шляпа с широкими полями и полусферической тульёй, носимая католическим духовенством.
Капор — женский головной убор, соединяющий в себе черты чепца и шляпы. У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку.
Капюшон — откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды.
Картуз — разновидность фуражки. Картузы широко использовались в европейских армиях 15-17 века. Позднее картузы вошли в использование и среди гражданского населения. (Также см. выше «Бретонская кепка»)
Каска — защитный шлем военнослужащих, а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее).
Каскетка — легкая фуражка, средство индивидуальной защиты для строительства и ремонта, которая не предназначена для защиты от травм.
Также каскеткой называют женский головной убор, закрывающий уши, но открывающий затылок (в виде объемного ободка, закрывающего уши).
Кепи — вид фуражки с небольшим прямым горизонтальным козырьком.
Кепка — вид фуражки с твердым донышком и длинным, широким, прямым козырьком.
Клобук – головной убор монаха. Состоит из камилавки (цилиндра с обрезанными полями) и «намётки» — чёрного покрывала (из шёлка или других материалов чёрных тонов).
Клош — дамская шляпка в форме колокольчика, которая вошла в моду еще в 1920-х годах. Название произошло от французского слова cloche — колокольчик. Клош — небольшая шляпка с маленькими опущенными полями.
Ковбойская шляпа — фетровая, кожаная или соломенная шляпа, с высокой округлой тульёй, вогнутой сверху, и с широкими, подогнутыми вверх по бокам, полями. Является атрибутом американских ковбоев и ранчеров, а также исполнителей музыки кантри.
Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Колпак — головной убор конусообразной или округлой формы. Есть разные виды этого головного убора: Шутовской или дурацкий колпак (прежде надевавшийся шутами, иногда с бубенчиками). Также колпак может быть поварским.
Как пример — колпак Санта Клауса.
Конфедератка — национальный польский головной убор с четырёхугольным верхом. За четырехугольный верх иногда и «академическую шапочку» называют конфедераткой.
Корона — головной убор, являющийся символом монархической власти. Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота или из серебра) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.
Косынка — она же платок, представляющая собой кусок ткани в форме равнобедренного треугольника. Распространен практически по всему миру. Является национальным головным убором русских, украинцев и некоторых других народов.
Котелок — европейская мужская шляпа полусферической формы с небольшими полями из твёрдого войлока.
Лыжная шапочка — шитый из эластичной ткани или вязаный головной убор (шапка), плотно облегающий голову, часто с помпоном.
Маска — головной убор закрывающий не только голову, но и лицо. Шапка-маска (еще имеет название балаклава) предназначена для альпинистов, любителей зимней охоты и рыбалки или для людей, которые проводят длительное время зимой на улице.
Менингитка — маленькая нарядная шляпка модная в 50е годы, шляпка была настолько мала, что совсем не согревала голову.
Митра — головной убор, часть облачения христианских священнослужителей.
Накомарник — надеваемая на голову и лицо шляпа с сеткой для защиты от комаров, мелких мух, мошки и других летающих насекомых.
Ободок (или обруч) — это аксессуар для волос в виде полукольца, которым закрепляют волосы.
Охотничья шляпа — основная особенность этой шляпы — два козырька, спереди и сзади, и два боковых отложных «уха». Козырьки защищают лицо и шею от солнца. Уши шляпы могут либо отгибаться и связываться под подбородком, чтобы защитить владельца от холодной погоды и сильного ветра, или же завязываться наверху, чтобы не мешать. Клетчатый рисунок ткани служит камуфляжем.
Охотничья шляпа также известна как шляпа Шерлока Холмса.
Панама — лёгкая шляпа с упругими полями; соломенная или шитая из легких натуральных тканей.
Папаха — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, элемент военной формы. Шапка распространена у многих славянских народов, в России у казаков. Также папаха распространённа у народов Кавказа и Средней Азии.
Парик — искусственные или настоящие волосы, которые надеваются на голову как шапка, создавая ту причёску, под которую он сделан.
Пилотка — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды, различной униформы.
Платок — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве головного убора.
«Девушка в платке» А.Г. Венецианова
Порк-пай (или Свиной пирог) — шляпа, похожая на миску: невысокая почти цилиндрическая тулья с ложбинкой, напоминающей защип пирога (pork pie – свиной пирог).
Рыбацкая шляпа — панама оливкового цвета с рыболовными крючками и приманками, подвешенными на ремешке вокруг шляпы.
Слауч — так некогда называлась популярная женская шляпа из фетра с загнутыми вниз полями и округлой невысокой тульей.
Соломенная шляпка — любая шляпа выплетенная из соломы с широкими полями. Такой головной убор предназначен для защиты от солнца и возможного солнечного удара.
Сомбреро — широкополая шляпа с высокой конусообразной тульёй и обычно с закруглёнными вверх краями полей. Часть мексиканского национального костюма.
Таблетка — небольшая женская шляпка без полей с круглой или овальной цилиндрической тульей.
Тиара — корона, изначально тиара была головным убором папы Римского.
Тирольская шляпа — традиционный головной убор в альпийском регионе Тироле, который ранее занимал часть Северной Италии и Австрии. Шляпа с трапециевидной тульей, мягкой продольной складкой сверху и узкими полями, прямыми спереди и подвернутыми с задней стороны.
Ток — головной убор без полей, напоминает шляпу таблетку, но имеет более высокую тулью.
Треуголка — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.
Трилби — это разновидность шляпы федоры, имеющая более узкие поля и невысокую трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам.
Тюбетейка — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская лёгкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего макушку головы или верхушку горы. Тюбетейка — неотъемлемая часть узбекского национального костюма, обычно украшена вышивкой, бисером.
Тюрбан — см. ниже «Чалма».
Ушанка — зимняя меховая (первоначально — мужская) шапка, широко распространённый головной убор в России.
Фата — легкое женское головное покрывало; свадебный головной убор.
Федора — шляпа, имеющая поля средней ширины и трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам. Классическая федора изготавливается из мягкого фетра.
Феска — головной убор в Османской империи, представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или черной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью.
Фетровая шляпа — головной убор любой формы с полями, изготовленный из фетра.
Финка — плоская круглая разновидность зимней шапки с меховым спускающимся околышем (назатыльником), прикрывающим уши и шею.
Флоппи — широкополая шляпа. Это может быть как пляжный вариант из крашеной или натуральной соломы, так и шляпа с широкими полями выполненная из фетра.
Фуражка — головной убор с твердым козырьком и устойчивым околышем. Являлся форменным головным убором в вооружённых силах и ведомствах различных государств.
Хиджаб — в исламе это любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок.
Хомбург — мужская шляпа из фетра с высоко загнутыми полями и лентой по тулье, на тулье имеется одна продольная ложбинка по центру.
Цилиндр — мужской головной убор, представляющий собой высокую шляпу с плоским верхом и небольшими полями. Цилиндры в качестве повседневного головного убора были распространены на протяжении XIX века.
Чалма — головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии.
Чепец — женский и детский (чепчик) головной убор в виде капора, закрывающий волосы; может иметь завязки под подбородком.
Шапочка — плотно облегающий голову вязаный или трикотажный головной убор. С недавних пор в моду вошли шапочки с вуалью.
Широкополая шляпа — головной убор с широкими полями, мягкими или жесткими. Тулья может иметь любую высоту и форму.
Шляпа Шерлока Холмса — см. выше «Охотничья шляпа».
Эквадорская панама — лёгкая шляпа с упругими полями из особого сорта соломы — токилья. Панама — национальный головной убор Эквадора.
Эквадорские панамы плетутся из листьев пальмы Carludovica Palmata, которая растет только в прибрежных горных районах Эквадора.
Шляпа юриста, см. выше «Академическая шапочка».
Японский головной убор, Каса (kasa) — конусообразная шляпа. Возник в Японии в глубокой древности из-за муссонного климата с долгими сезонами дождей. Касу плетут из соломы, бамбука, камыша, осоки. Существует множество самых разных типов и форм таких шляп. Традиционно каса ассоциируется с самураями.