Как называется бог в исламе
Как называется бог в исламе
Бог и его концепция в Исламе
Аллах
Аллах является создателем и устроителем всего сущего. Он никогда не был рожден и не имел детей. Концепция всемогущества мусульманского божества строится на его неповторимости. Согласно писанию, никто не похож на Аллаха, и только Он обладает качествами Бога. Все сущее не может существовать без Аллаха, Он необходим и незаменим.
Концепция Бога в исламе
Аллах непостижим для человека. Его сущность так глубока и широка, что смертным никогда не откроется суть их Бога. Для истинного мусульманина все происходит по воле Аллаха. Бог может управлять всем созданным и изменять это в любой момент.
Аллах милостив, милосерден и справедлив. Первое означает, что он заботится о своих верных рабах, прощает им грехи после истинного раскаяния и помогает в добрых делах. Справедливость Аллаха выражается в его отношении к грешникам. Тех, кто вел благочестивый образ жизни, страдал за Аллаха и исполнял его волю при жизни, после смерти ожидают райские сады. Другие, кто притеснял верующих, перечил воле Бога, нарушал предписания Корана, ждет гнев Аллах и справедливое наказание.
Интересно, что именно Аллаху чужды человеческие качества, в отличие от других монотеистических богов. Аллах не проявляет симпатии к отдельным людям или народам. Он милостив ко всем, кто исполняет его заветы. Человек любой расы и национальности может стать мусульманином. Помимо этого, в исламе даже мысли о том, что в Боге могут воплощаться хоть какие-то человеческие черты, считаются богохульными.
И, хотя суть божественных заветов в различных религиях сводится к одному и тому же, только ислам предлагает человеку одного Бога, обладающего всем необходимым набором качеств и не имеющего ничего общего со смертными.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Если Бог один, то почему в христианстве и исламе он такой разный?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Мир Вам! Перечитала некоторые Аяты Корана и фрагменты Библии и задумалась: Бог один, но почему в христианстве и исламе Он такой разный? Если в христианстве Бог есть Любовь, Он презирает хитрость, ложь и тому подобное, то в Коране Бог — хитрейший из хитрецов, а сам пророк Мухаммад силой и ложью обращал людей в свою веру. Бог христианства хочет спасения людей, любит их, хочет довести до истины каждого, Аллах же не тянется так к людям, о любви к ним ничего не сказано, только о хозяйско-рабских отношениях. «Аллах обманывает, путает, заставляет делать зло» (все действия человека предопределены Аллахом). Я не понимаю, почему в таком разном свете выставлен Бог? Образы в христианстве и исламе чуть ли не противоположные.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Мне как православному священнику трудно говорить об исламе и тем более с позиции ислама, а потому я не могу ответить Вам как и почему мусульмане видят Бога.
Скажу лишь, что для меня, как православного христианина очевидно, что Бог – таков, как о Нем говорит Евангелие: в христианстве действительно Бог есть Любовь. Он и хитрость, ложь и тому подобное – несовместимы, и другим Он быть не может.
Я бы не хотел судить об исламе, но я знаю, что есть религии в которых понимание Бога диаметрально противоположно христианскому взгляду.
Думаю, это лучший аргумент, почему религии – разные. Порой приходится слышать, что «Бог един, просто есть разные пути». Люди которые так говорят, считая сам факт существования различных религий неким историческим пережитком или результатом борьбы за власть и умы верующих, но это – не так. Разные религии существуют как раз потому, что люди по-разному понимают Бога.
Но для меня здесь ответ однозначен. Я сделал свой выбор в пользу христианства и стал православным священником, потому что единственно верное понимание Бога – в Евангелии, и при всем моем уважении к людям, придерживающимся других взглядов, их понимание Бога я принять не могу.
Все верно сказано. Я христианка,но начинала читать Коран. и ре смогла. не захотела продолжать! У нас о любви,а в исламе много насилия и принуждения.
Просто мусульмане не читали Библию,и не могут рассуждать в этом вопросе (комментарий ниже тому свидетельство)
и Иисус- не Бог, а сын Божий, чему свидетельство было при его крещении на Иордане.
Эх Андрюша Ефанов, «дьявол курит ладан» не зря В. Высоцким пелось.Сколько же ты вранья сказал про Ислам и Всевышнего. Раскайся пока не поздно. Ваш и наш Бог такой же как он описан в Библии и коране только у вас христиан Исус и прочие святые люди уподобляются Богу когда в Исламе этого нет. Там только один Бог и нет Ему равных и не было! Вот что надо было написать а ты ложь написал.
Где? в каком месте вы это прочли в Коране? Зачем вы нагло врете?
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Бог в исламе
Мусульманская теология. Аллах — самая уникальная сущность бытия. Нет слов, категорий и гениев, которые бы выразили эту сущность. Только Мухаммед, да будет он благословен, как единственный приближенный к Аллаху из людей мог приоткрыть завесу тайн, лицезреть Всевышнего и поведать о его величии. Сам Вседержитель сказал пророку: “Скажи: “Он — Аллах — един, Аллах вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равен ни один!” (Коран 112.1 — 4). И в книге предвечной, Коране, Аллах позволяет знать людям только некоторые свои качества: милостивый, милосердный, сострадательный, всевидящий, всезнающий, могучий, вседержавный, щедрый и т.д. Некоторые “прекрасные имена Аллаха” (ар. ал-асма ал-хусна, Коран 7. 179; 20, 7) сообщены Мухаммедом, но считается, что их 1001, хотя доступны смертным только 99, а из них 7 наипрекраснейших имен; они выражают наиболее глубокую и возвышенную сущность Аллаха. Но эти имена не в состоянии отразить всех качеств, которыми обладает Вседержитель. Ведь сказано в книге предвечной: “Если бы все то, что на земле из древьев, — перья, а морю, кроме него, помогли бы еще семь морей, не иссякли бы словеса Аллаха” (31, 26). И верно говорят знающие о величии Вседержителя: “Если бы все растущие на земле деревья превратились бы в каламы*, моря — в чернила, а все чада адамовы — в писцов и принялись бы в течение ста тысяч лет описывать качества Аллаха, то написанное было бы меньше капли в сравнении с морем, меньше песчинки в сравнении с горой”1.
А человек, творенье и раб Аллаха, не должен помышлять о своем сравнении с Творцом, тем более соперничать с Ним своими делами или домогаться знаний о Нем; удел человека — славить своего Творца и преклоняться перед Ним. И тогда Всевышний и Милосердный откроет перед праведником ворота рая. На всем протяжении истории людей Аллах восхваляется в молитвах, богословских трактатах и в возвышенных поэтических творениях. Ведь писал же великий мусульманин Саади об Аллахе:
И власти его повинуется всяк:
И люди, и птицы, и каждый червяк.
Бесплотный, благой утешитель людей,
Владеющий тайной властитель людей.
Ему одному утверждать свое Я.
Он властен от века, он царь бытия.
Одним утверждает венцы на главах,
Других же свергает он с тронов во прах.
Он счастья венцами венчает одних,
Хулы власяница — одежда других.
Грядущих событий провидит черед,
Неведомых тайн подчинен ему ход,
Подвластен ему весь объем бытия,
В последнем судилище он — судия.
Кто спину свою перед ним не согнет,
Глаголу его не окажет почет?
Он вечен, он дивный художник, ведь он
Рисует младенца во чреве у жен.
С востока на запад он путь указал
Светилам. Над водами прах разостлал,
И землю над морем затем он простер,
Чтоб был для людей богомольных ковер.
Нет тайны для бога ни в чем и ничуть,
Малейшей частицы он ведает суть.
Православная Жизнь
Рассказывает протоиерей Владимир Долгих.
Думаю, что многие сталкивались с обывательским мнением, что, мол, Бог один, а только пути к Нему разные, при этом неважно, к какой религии принадлежать или в кого верить.
Абсурдность такой позиции очевидна и, как правило, служит лишь оправдательным мотивом тех, кто не хочет глубоко разбираться в религиозных вопросах, ведь шевелиться придется, себя менять, а на это решится не каждый. Совершенно непонятно, каким путем к Богу может быть буддизм, если в нем, собственно, и Бога нет. Да ладно буддизм, но есть же монотеистические религии, самыми многочисленными из которых являются христианство и ислам. По некоторым данным, основатель мусульманства Мухаммед родился 22 апреля 570 (или 571) года. Разбираться в точности этой даты мы не станем, а просто используем ее как возможность поговорить о различии христианских и мусульманских доктрин. Этот вопрос мне кажется важным как ввиду обозначенного обывательского мнения, так и по причине того, что сегодня многие католические иерархи пишут послания и дают благословения на мусульманские праздники и посты, будто между христианством и исламом нет никакой разницы или разница эта столь незначительна, что ею можно пренебречь.
На самом деле на утверждении веры в Единого Бога все сходства между христианством и исламом заканчиваются. В остальных аспектах вероучения это две совершенно разные религии. Далее говорить мы будем преимущественно о суннитском направлении ислама как самом многочисленном, хотя шииты, алавиты, друзы, исмаилиты, ваххабиты и прочие направления также имеют немалое влияние в мусульманском мире.
Вернемся к учению о Боге. Как мы знаем, в Священном Писании Бог неоднократно именуется Духом. «Бог есть Дух» (Ин. 4:24), – пишет апостол Иоанн, праведный Иов говорит: «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня» (Иов. 33:3–4). В исламе понятие Духа не применяется к Аллаху, не может почитаться его атрибутом. По мнению шейха ал-ислам Ибн Таймийи: «Простое упоминание о чем-то вместе с Аллахом не означает, что это становится Его атрибутом. Определенные созданные вещи могут быть упомянуты вместе с Аллахом, и их атрибуты не становятся божественными атрибутами». Согласно Корану, понятие духа применимо только в отношении сотворенных сущностей, таких как человеческая душа или ангел. При этом интересно, что в исламе Аллах обладает свойствами, которые мы обычно почитаем тварными, например, зрение, слух, мощь. Это – вместе с волей, знаниями, жизнью, словом и способностью создавать – так называемые проявления доказательств сущности Аллаха. Нельзя не сказать, что христианство нам раскрывает внутреннюю природу Бога – учение о Троице – тогда как в исламе ничего подобного нет. Внутренняя природа Аллаха остается нераскрытой.
В христианстве мы считаем, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16), что Он обладает смирением, о чем и Сам Христос говорил (Мф. 11:29), мы также почитаем Бога святым (1 Пет. 1:15–16). В исламе всё по-другому: Аллах – любящий, но не любовь – между этими понятиями проводится существенная разница; смирение тоже не является свойством Аллаха, как и христианское понятие святости к нему не применимо. Свт. Василий Великий писал, что Бог не виновник зла, т. е. Бог не причастен к злу, а вот в исламе Аллах почитается источником как добра, так и зла. О других довольно интересных свойствах Аллаха говорит нам Коран: он замышляет козни (86:16), хитрит (3:54), обманывает (4:142), издевается и увеличивает беззаконие (2:15), увеличивает пороки в сердцах неверующих (2:10). В Коране встречается также указание на то, что Аллах не желает спасения всех людей: «Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однако исполнится Слово Мое: ‟Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми – всеми вместе!”» (32:13). Седьмая сура говорит о том, что часть людей и джинов была сотворена в заблудшем состоянии, хуже скотов, специально для мучений (7:179). Христианское учение, думаю, здесь нам хорошо известно, добавим лишь слова апостола Павла о том, что «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).
Некоторые сходства христианства и ислама напрямую вытекают из веры в Единого Бога. Это касается вопроса творения. И люди, и Ангелы были созданы Богом. Разница заключается в отношении к джинам. В христианстве их вообще нет, бесы – это падшие Ангелы, по своей воле избравшие зло, тогда как в исламе джины изначально были созданы для Геенны из огня. Книга Бытия нам говорит, что после шести дней творения Бог «почил от всех дел своих» (Быт. 2:3), тогда как Аллах творит постоянно.
Отдельно нужно сказать об учении о человеке. Мы помним, что целью создания человека христиане считают желание Бога иметь сопричастников Своей блаженства. «Для того Он сотворил нас, – пишет прп. Максим Исповедник, – чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности». В исламе же Аллах создает человека для исполнения закона, для покорности; в нем нет ни образа, ни подобия Божьих, и создан он в том облике, в каком Аллах пожелал (82:8). Исходя из сказанного, гармонично выходит и учение о грехе. Согласно 102-му правилу Шестого Вселенского Собора, грех понимается как болезнь души, появившаяся в результате непослушания, нарушения заповеди, – эту тему я не буду развивать, мы в ней и так неплохо осведомлены. А вот в исламе, как уже можно было догадаться, грех – суть неисполнение предписаний закона, и никакой удобопреклонности ко греху, никакой греховной наследственности не существует. Более того, нет и свободы воли. И все наши поступки, добрые или злые, предопределены волей Аллаха. «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (54:49), – читаем в Коране, или в другой сунне: «Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает, что пожелает, а у них нет выбора» (28:68), вот еще: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37:96).
Думаю, сказанного достаточно для того, чтобы понять, что христианство и ислам совершенно различные религии. Более того, существует мнение, что мусульманство, исходя из этимологии слова «религия», и религией назвать нельзя. Не вдаваясь в подробности, нужно отметить, что термин «религия» происходит от различных форм латинского глагола и в переводе может иметь три основных значения: благоговеть, соединять или воссоединять. Таким образом, одним из существенных свойств религии необходимо считать возможность единения Бога (божества) и человека, раскрытие Одного – другим. Всё это свое максимальное выражение находит в христианстве – в догмате вочеловечения и воплощения Сына Божия, в теснейшем единении человеческой и Божественной природ. В исламе же Аллах раскрывается человеку только через ангела, единственное исключение – явление Мусе (Моисею), даже Мухаммед не общался и не видел Аллаха, который обращался к нему через Джабриила, что, в свою очередь, представляется вершиной Откровения. Бога в исламе человек не должен искать, а только лишь исполнять предписания закона (шариата). Вот и получается, что если нет единения человека и Бога, если максимум Откровения – это явление ангела, то и религией ислам назвать нельзя. Вообще, проблема определения религии – это отдельная тема, но суть, я думаю, ясна.
Конечно, обозначенными фактами различие христианства и ислама не ограничивается. Я не призываю как-то противостоять мусульманству, но и диалог, по моему глубокому убеждению, здесь невозможен. Думаю, что никто даже и представить не может, чтоб, например, какой-то высокопоставленный имам или мулла благословляли христиан на Великий пост или на празднование Пасхи. Почему себе такие вещи позволяют те, кто именует себя христианами, непонятно.
Бог в исламе
В исламе есть только один Бог, и существует 99 имен этого единого Бога ( аль-Хасмах аль-Хусна, букв. Означает : «Лучшие имена»), каждое из которых вызывает определенный атрибут Бога. [2] [9] [10] Все эти имена относятся к Богу, Всевышнему и всеобъемлющему. [11] Среди 99 имен Бога наиболее знакомыми и часто встречающимися являются «Всемилостивый» ( Ар-Рахман ) и «Особо Милосердный» ( Ар-Ратим ). [9] [10] Создание и упорядочение вселенной рассматривается как акт первостепенной милости, за который все существа восхваляют атрибуты Бога и свидетельствуют о единстве Бога.
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология [ править ]
Другие имена [ править ]
Фразы и выражения [ править ]
Атрибуты [ править ]
Единство [ править ]
Таухид составляет важнейший предмет мусульманской профессии. [34] Обожествление или поклонение кому-либо или чему-либо, кроме Бога ( ширк ), является величайшим грехом в исламе. Исламское учение в целом основывается на принципе Таухид. [35]
Создатель [ править ]
Хвала Аллаху, Создателю небес и земли, который назначил ангелов посланниками, имеющими два, три и четыре крыла. Он размножается в творении, что пожелает. Вот! Аллах способен на все.
Воистину, Мы создали человека из продукта влажной земли; Затем поместил его как каплю (семени) в безопасное жилище; Затем мы сделали каплю сгустка, затем мы сделали сгусток маленького комочка, затем мы создали маленькие комочки, затем покрыли кости плотью, а затем создали его как другое творение. Да будет благословен Аллах, Лучший из творцов!
Милосердие [ править ]
У Аллаха есть сто частей милости, из которых Он ниспослал одну между джиннами, человечеством, животными и насекомыми, посредством которой они сострадательны и милосердны друг к другу, и посредством которой дикие животные проявляют доброту к своим. потомство. И Аллах сохранил девяносто девять частей милосердия, чтобы проявить милосердие к Своим рабам в День Воскресения. [43] [44]
Всеведение [ править ]
И, [о Мухаммад], вы не [заняты] никакими вопросами и не читаете какой-либо из Корана, и вы [люди] не совершаете никаких действий, кроме того, что Мы свидетельствуем над вами, когда вы участвуете в этом. И в вашем Господе не отсутствует какая-либо [часть] веса атома на земле или на небе, или [что-либо] меньше или больше, но это находится в четком регистре.
И действительно, Мы создали человека, и Мы знаем, что он сам шепчет ему. И Мы к нему ближе, чем его яремная вена.
Связь с творением [ править ]
Концепции исламского богословия [ править ]
В исмаилизме приписывание атрибутов Богу, а также отрицание каких-либо атрибутов от Бога ( через negativa ) квалифицируются как антропоморфизм и отвергаются, поскольку Бога нельзя понять, приписывая Ему атрибуты или отбирая атрибуты у Него. Поэтому известный исмаилитский мыслитель Абу Якуб ас-Сиджистани предложил метод двойного отрицания ; например: «Бог не существует», за которым следует «Бог не существует». Это прославляет Бога из любого понимания или человеческого понимания. [66]
Muʿtazila [ править ]
Матуриди и Ашари [ править ]
Аш’ари и Матуриди согласны с тем, что атрибуты Бога вечны, но не воспринимаются ни метафорически (в отличие от Му’тазиллы), ни буквально. [69] Ссылки на антропоморфные атрибуты, вероятно, не могут быть правильно поняты людьми. [70] Хотя существование Бога считается возможным по разуму, человеческий разум не может полностью понять атрибуты Бога. Например, когда люди в раю видят Бога, они не видят Бога так, как люди могут видеть на Земле. [70] Аштари утверждает, что, поскольку Бог является создателем всего сущего, и творение не влияет на Бога и не изменяет его, Престол Бога не является местом обитания Бога. [71] Соответственно, такие выражения, как « Бог находится над своим Престолом», означают, что Бог существует вне зависимости от места.
Суфизм [ править ]
Салафизм и ваххабизм [ править ]
Нация ислама [ править ]
« Нация ислама» считает, что ее основатель Уоллес Фард Мухаммад лично был Аллахом; это оспаривается другими сектами из-за веры в бога, воплощенного как Человек.
Вахдат аль-вуджуд [ править ]
Концепция Вахдат аль-Вуджуд пронизывала всю османскую культуру, религию и политику. И советники, и директора университетов обычно были учениками философии Ибн Араби. [79]