Как называется борьба на коленях
Какие бывают виды единоборств и чем они отличаются?
Спортивные единоборства подразумевают поединки один на один по определенным правилам. Цель – показать лучший технический результат или вывести соперника из строя, не позволяя сделать это с собой. При выборе подходящего единоборства стоит учитывать, какие приемы лежат в основе конкретного боевого искусства, какие навыки оно развивает и каких данных требует.
Все виды единоборств включают:
Ударные виды единоборств
В этих видах спорта основу составляет нанесение ударов, иногда применяются борцовские элементы – захваты, подсечки. Ударные единоборства развивают силу, точность и скорость движений, реакцию и координацию, большое внимание уделяется дыхательной практике – чтобы не получить нокаут, очень важно уметь восстанавливать дыхание после удара.
Одно из самых популярных спортивных единоборств, в котором разрешены удары только кулаками в боксерских перчатках. Бои проходят на ринге и длятся от 3 до 12 раундов, каждый длительностью по 3 минуты. Боксерам нельзя бить ниже пояса, по затылку, почкам или спине, бороться, удерживать противника, держаться за канаты, бить соперника в нокдауне. В секциях бокса тренировки проходят в виде спаррингов, отработки комбинаций на грушах или мешках, развития силы и скорости. Есть несколько разновидностей бокса, самый распространенный – английский или классический бокс.
Кикбоксинг
Подразумевает активное использование ударных техник рук и ног, которые отличаются быстротой и импульсивностью. Бои проходят в разных форматах:
Самым жестким подвидом считается японский кикбоксинг, в котором разрешены удары коленями, по суставам и тыльной стороной перчатки с полного разворота в голову.
Каратэ
Каратэ – японское единоборство, которое отличается минимальным контактом между соперниками. Главная цель – нанести точные, сильные удары в определенные точки тела. Во время тренировок спортсмены отрабатывают точность ударов и умение держать равновесие. Из-за высокого травматизма каратэ до 2020 года не включали в олимпийские виды спорта. Зрелищные разбивания досок или черепицы в стиле каратэ показывают только силу мастера, но не качество его техники.
Тхэквондо
Тайский бокс
Тайский бокс, еще известный как муай-тай, происходит от древнего восточного единоборства. Из-за того, что в муай-тай используются ударные техники руками, ногами, локтями и коленями, его также называют «бой восьми конечностей». Локти и колени чаще всего применяются в клинче. В отличие от каратэ и ушу, во время тренировок спортсмены, в основном, спаррингуются, работают на «лапах» или мешках, а не отрабатывают удары «в воздухе». На соревнованиях тайские боксеры выбирают либо защитную стратегию с медленными перемещениями и мощными ударами, либо более жесткий стиль с быстрыми движениями.
Борцовские виды
В борцовских единоборствах ударные техники запрещены или применяются как вспомогательные. Для спортсменов большое значение имеет физическая сила, выносливость, равновесие и амплитуда движений. Скорость, в отличие от ударных видов, отходит на второй план.
Дзюдо
Традиционное японское дзюдо, когда оно только зарождалось, подразумевало не только борцовские приемы, но и жесткую ударную технику. По мере его развития как вида спорта, основой дзюдо стали броски, подсечки, удержания и болевые приемы, а удары изучают только для отработки точности движений и не применяют на спортивных соревнованиях. В отличие от других подвидов борцовских единоборств дзюдо считается более разнообразным по разрешенным приемам и требует меньших затрат физической силы.
Джиу-джитсу
Первые школы джиу-джитсу зародились среди японских самураев, которые разработали технику обезвреживания вооруженного противника в доспехах голыми руками. Мастера джиу-джитсу учились использовать силу соперника против него самого. В дальнейшем на основе джиу-джитсу появились другие восточные единоборства: дзюдо и айкидо. Среди разрешенных приемов – удары руками и ногами, броски, захваты, заломы. В классическом джиу-джитсу большое внимание уделяется развитию гибкости, выносливости, равновесия и философским аспектам.
Самбо
Самбо родом из СССР, а название расшифровывается как «самооборона без оружия». В 70-х годах российское единоборство планировалось включить в олимпийские виды спорта, но из-за холодной войны в этом статусе было отказано. Сейчас это единственный международный вид спорта, в котором соревнования проводятся на русском языке. Самбо включает в себя самые эффективные боевые приемы из восточных единоборств (дзюдо, джиу-джитсу) и подразделяется на спортивное и боевое. В спортивном самбо разрешаются броски, захваты, болевые и удушающие приемы.
Вольная борьба
В вольной борьбе не используются ударные техники, но разрешены различные борцовские приемы: захваты, перевороты, подсечки, броски. Основная часть спортивных поединков обычно проходит в партере на коленях, активно используются захваты руками ног соперника и приемы с использованием ног. Побеждает тот, кто уложит противника на лопатки. В вольной борьбе большое значение имеют сила и гибкость, поэтому тренировки включают «борцовский мост», кувырки, сальто, стойки и хождение на руках.
Греко-римская борьба
Это классическая борьба, которая зародилась еще в Древней Греции, и является одним из первых олимпийских видов спорта. В отличие от борьбы вольного стиля, в греко-римской разновидности борьбы запрещены приемы с использованием ног (подножки, подсечки) и захваты ног руками. Поединок ведется как в стойке, так и в партере. Чистая победа присуждается тому, кто прижмет соперника спиной к ковру. Движения в греко-римской борьбе основаны на мощных рывках верхней частью туловища, при этом атакующий должен сопровождать противника в падении – так увеличивается амплитуда броска.
Сумо – это японское единоборство, в котором разрешены удары только открытой ладонью, толчки, броски, подсечки и подножки. Запрещены удары в пах, глаза, удушающие приемы. Бой начинается с мощного рывка соперников друг к другу. Проигрывает тот, кто коснется пола любой частью тела, кроме стоп. В сумо нет весовых категорий, поэтому масса бойца выступает значительным преимуществом. Тренировки борцов сумо включают в себя изнурительные силовые упражнения и практически неограниченное питание.
Смешанные виды
В смешанных единоборствах применяются удары и борцовские приемы, поэтому они развивают силу, скорость, точность и амплитуду движений. Именно эти виды боевых искусств лучше всего подходят для самообороны.
Популярное китайское единоборство, также известное как кунг-фу. Есть несколько направлений ушу: ушу-таолу, где участники соревнуются в технике выполнения движений и акробатических элементов, и саньда, в котором проводится полноценный контактный бой. В китайском ушу разрешены удары руками, ногами, броски, захваты, запрещена борьба в партере. Есть множество стилей ушу, которые делятся на жесткие, требующие больших затрат физической силы, и мягкие, направляющие энергию соперника против него. Во время тренировок спортсмены развивают не только силу, но и гибкость, быстроту, точность. В традиционных китайских школах ушу приемы напоминают движения животных, птиц и насекомых.
Армейский рукопашный бой
Техника рукопашного боя включает в себя удары руками, ногами, головой, болевые и борцовские элементы. В основу этого боевого искусства легли приемы восточных единоборств, самбо, бокса. Изначально система рукопашного боя использовалась для подготовки военнослужащих, и только в 1979 году стала доступна гражданским как отдельный вид спорта. Как и другие боевые единоборства, рукопашный бой подразумевает полный контакт во время соревнований.
Боевое самбо
В отличие от спортивного, боевое самбо принято относить к смешанным единоборствам, потому что в нем одинаковое внимание уделяется и ударным, и борцовским техникам. Удары заимствованы, в основном, из бокса, кикбоксинга и тайского бокса, а броски и болевые приемы – из восточных боевых искусств. В боевом самбо разрешаются удары руками, ногами, локтями и коленями, ограничения в правилах минимальные.
ММА – это английская аббревиатура, которая расшифровывается как «смешанные боевые искусства» или миксфайт. Бойцы ММА могут использовать приемы любого спортивного единоборства и комбинировать их между собой. Бои ведутся в жестком стиле с использованием практически любых приемов, кроме ударов в пах, горло, по затылку и позвоночнику, укусов, тычков в глаза, разрывов кожи, болевых приемов на малые суставы. Из-за зрелищности и жесткости поединков смешанные единоборства часто путают с боями без правил. Самая известная организация ММА – UFC, благодаря которой о миксфайте узнали во всем мире.
Партер (борьба)
Парте́р (фр. parterre — на земле) — термин, использующийся в разных видах борьбы, который означает борьбу, когда один из борцов находится в положении лёжа (на боку, на спине, на груди), стоит на коленях, находится положении мост или полумост. Положение партера может дополнительно определяться как высокий партер (на коленях) и низкий партер (лёжа)
К некоторым национальным видам борьбы, таким как сумо, чидаоба, куреш и другим, термин не применяется, поскольку борьба в них ведётся только в стойке (например, до касания борцовского ковра любой частью тела, кроме ступней, до падения борца на спину и т. п.). В тех видах борьбы где борьба лёжа разрешена, она регулируется различными правилами при использовании разной техники. Борьба в партере в спортивной борьбе и в смешанных боевых искусствах также отличается.
Борьба в партере является гораздо более энергозатратной борьбой, нежели борьба в стойке. [1]
Содержание
Партер в греко-римской и вольной борьбе
Борьба в партере в греко-римской и вольной борьбе является равноправной частью схватки, наряду с борьбой в стойке. Положение партера в этих видах борьбы фиксируется по так называемому «правилу трёх точек» — у одного из борцов три точки находятся в контакте с ковром: две руки и одно колено или два колена и одна рука.
В подавляющем большинстве случаев в этих видах борьбы попадание борцов в партер сопряжено с тем, что один из борцов получает баллы за приём. В партере, как и в стойке, главной целью борца остаётся туше, то есть такое положение противника, когда борец прижимает соперника обеими лопатками к ковру достаточное для констатации арбитром время. При этом положение остальных частей тела значения не имеет: главное, чтобы обе лопатки борца одновременно касались ковра в течение короткого времени.
Техника борьбы включает в себя различные захваты и освобождения от них, приемы нападения, защит и контрприёмов. Чаще всего в партере применяются перевороты противника на спину (скручиванием, забеганием, переходом, перекатом прогибом, накатом и разгибанием) и броски противника на спину накатом, наклоном, прогибом и через спину. Также имеется ряд приёмов, связанных с вставанием из положения партера в стойку, с выходом нижнего борца наверх, уходы с моста и дожимы противника, находящегося в критическом положении. [2]
В ходе борьбы в партере оцениваются разннообразные технические действия, включая броски. В частности, таковыми являются:
В греко-римской и вольной борьбе отличают верхнего и нижнего борца, чьи действия в партере регламентируются с некоторой разницей. Так, нижний борец в любой момент времени может, оказывая сопротивление верхнему, подняться в стойку. Верхний же борец не имеет права сам прерывать борьбу в партере и просить о продолжении борьбы в стойке. Однако это правило легко обходится тем, что судья после разумного срока, отведённого верхнему борцу на атаку, останавливает её в партере и переводит в стойку, в том случае, если верхний борец не может выполнить атакующих действий.
В греко-римской борьбе, в отличие от вольной, в партере, как и в стойке, запрещены захваты ниже пояса, а также действия ногами
Партер в дзюдо
Положение партера в дзюдо называется нэ-вадза. В партере применяется техника катамэ-вадза, или техника обездвиживания, включающая в себя удержания (осаэкоми вадза), удушающие приёмы (симэ вадза), болевые приёмы (кансэцу вадза ). В тренировках, для отработки техники, существуют схватки, начинающиеся не в стойках, а на коленях. Под партером обычно понимается ситуация, когда оба из борцов касаются одним из колен татами. В таком случае, проведённые приёмы, относящиеся к технике борьбы в стойке, не оцениваются. Техника нэ-вадза может применяться и в том случае, когда один из борцов поднимается на ноги (для проведения переворота, перехода на болевой приём и т.п.)
Каждое из указанных действий оценивается: правильно проведённые удушающие и болевые приёмы, которые приводят к сдаче противника (или остановке приёма судьёй), оцениваются как чистая победа (иппон). Удержание, то есть контроль борца, касающегося татами спиной, обеими или одной лопаткой, находящегося на мосту, при условии что ноги атакующего не контролируются защищающимся, оценивается в зависимости от продолжительности: 25 секунд — чистая победа (иппон), 20-24 секунды — ваза-ари, до 20 секунд — юко. Какие-либо иные действия, проведённые в партере (перевороты, броски), отдельно не оцениваются.
Борьба в партере по правилам дзюдо может быть начата в определённых случаях, а именно:
Борьба в партере ведётся только до тех пор пока имеется активность, то есть усматривается очевидное продолжение действия. Борьба в партере прекращается арбитром когда один из борцов встаёт на ноги и его соперник находится у него на спине или когда один из борцов встаёт на ноги, отрывая от татами соперника, который до этого лежал на спине и обвивает ногами любую часть тела борца. Борьба в партере в любой момент может быть прекращена одним из борцов без наказания. Как правило, это делает борец оказавшийся сверху (например потому, что более уверенно чувствует себя в стойке и отходит, не мешая подняться противнику). Борец, находящийся снизу тоже может подняться в стойку, если преодолеет сопротивление соперника. [3]
Партер в самбо
В самбо могут быть проведены болевые приёмы на руку или ногу в виде перегибания (рычаг), вращения в суставе (узел), ущемления сухожилий или мышц (ущемление). На проведение болевого приёма отводится 60 секунд с начала его проведения. Атакуемый должен находиться в положении лёжа, и если во время проведения приёма он поднимается в стойку (в случае проведения болевого на руку, с отрывом атакующего от ковра), проведение болевого прекращается судьёй. Болевой приём приводит к чистой победе в схватке.
Удержание в самбо представляет собой положение, когда один из борцов удерживает соперника на спине, прижимая его своим туловищем. В отличие от дзюдо, при этом не имеет значения контроль ног со стороны атакуемого. Удержание оценивается: 20 секунд в 4 балла, более 10 секунд, но менее 20 — в 2 балла. При этом в течение одной схватки набранные баллы за удержание в сумме не могут превышать 4 баллов.
В боевом самбо имеются некоторые особенности борьбы в партере. Так, разрешены удушающие приёмы, а проведение болевого приёма, в случае выхода атакуемого в стойку, не прекращается. [5]
Словарик борца
Атакующий – борец, выполняющий прием или комбинацию.
Броски через плечи (мельница) – приемы борьбы в стойке, при выполнении которых атакующий, взваливая противника себе на плечи, отрывает его от ковра и, сбрасывая с себя в сторону,переворачивает спиной к ковру.
Бросок – способ выполнения приема в партере или стойке с отрывом противника от ковра и с последующим его падением на спину, на бок или грудью вниз.
Выжидание – маневрирование с целью удержания преимущества в баллах.
Высед – действие, при котором борец, выставляя одну ногу вперед, а другую отставляя назад,садится на ковер.
Выход наверх – действие борца в партере, в результате которого он переходит из положения нижнего в положение верхнего.
Дисквалификация – снятие спортсмена с соревнований за нарушение правил.
Дожим – действие, в результате которого атакующий заставляет противника, находящегося в критическом положении, коснуться лопатками ковра.
Захват – действие, при котором борец удерживает руками какую-либо часть тела противника с целью атаки, защиты или контратаки.
Забегание – приемы борьбы в партере, при выполнении которых атакующий переворачивает противника спиной к ковру, заходя ногами вокруг его головы и опираясь на него верхней частью туловища.
Зашагивание – действие, при котором (находясь в стойке) борец ставит ногу за разноименную ногу противника с целью зайти к нему сбоку или сзади.
Защита – техническое действие, с помощью которого можно отразить атаку или контратаку противника.
Ключ – захват, применяемый в партере, при котором атакующий, находясь сзади или сбоку от противника, зажимает его плечо между своим плечом и предплечьем, накладывая кисть на лопатку.
Комбинация – серия последовательных приемов.
Контратакующий – борец, выполняющий контрприем.
Крючок – способ соединения рук, при котором согнутые пальцы борца соединены.
Мост – положение, в котором борец, прогнувшись, упирается в ковер лбом и расставленными на ширине плеч ступнями ног.
Натиск – непрерывные атаки с целью утомить,запутать противника, сбить у него дыхание и в этих условиях провести прием.
Нырок – прием борьбы в стойке, при выполнении которых атакующий проходит под руку противника и, оказавшись сбоку или сзади, переводит его в партер.
Опасное положение – такое положение, когда голова борца касается ковра, а его спина с поверхностью ковра составляют угол меньше 90 градусов.
Опережение – действие, при котором один из борцов выполняет какое-либо техническое действие быстрее своего противника в результате быстроты реакции, интуиции и правильной оценки сложившейся обстановки.
Партер – положение, в котором борец стоит на коленях, упираясь руками в ковер.
Пассивность – борец только парирует или блокирует действия атакуемого, долго сохраняет защитную стойку, уходит за ковер или выталкивает с него соперника.
Перевод – способ выполнения приема в стойке, в результате которого атакующий ставит противника в партер.
Переводы вращением (вертушкой) – приемы борьбы в стойке, при выполнении которых атакующий повисает на руке противника и, поворачиваясь под ней кругом, переводит его в партер.
Переводы скручиванием – приемы борьбы в партере, при которых атакующий переворачивает соперника спиной к ковру, заходя ногами вокруг его головы и опираясь на него верхней частью туловища.
Победа по баллам – выигрыш у противника по очкам, которые начисляются за проведение различных приемов.
Полумост – положение, в котором борец,прогнувшись, упирается в ковер откинутой назад головой, плечом или боком и ступнями.
Предупреждение в схватке – предупреждение выносится за пассивность, неправильную борьбу, опоздание с выходом на ковер более чем на 1 минуту, нарушение дисциплины и грубое нарушение правил.
Прием – атакующее техническое действие, с помощью которого борец добивается победы или преимущества над соперником.
Рычаг – действие в партере, при котором атакующий, находясь сбоку – сзади от противника, захватывает из-под его разноименного плеча свое предплечье, наложенное ему на шею.
Сбивание – сваливание противника, выполняемое резким толчком плечом или грудью вперед- вниз – в сторону.
Сваливание – способ выполнения приема в стойке без отрыва противника от ковра с последующим падением его на спину, на бок или грудью вниз.
Скручивание – сваливание,выполняемое поворотом противника вокруг продольной или косо направленной оси его тела.
С парринг – партнер – соперник в тренировочной схватке (как правило, более слабый).
Стойка – положение, в котором борец стоит на ногах.
Тактика – умение пользоваться своей технической подготовленностью и физическими качествами.
Туше – победа, присуждаемая борцу тогда, когда он вынуждает своего противника коснуться ковра обеими лопатками одновременно и фиксирует это положение.
Как называется борьба на коленях
ТЕРМИНОЛОГИЯ ПРИЕМОВ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ
Терминология тесно взаимосвязана с классификацией и систематикой и зависима от них. Она способствует улучшению учебного процесса, так как правильное обозначение техники и тактики борьбы имеет большое значение для понимания сущности упражнений.
Терминология значительно облегчает запись техники, издания программ, пособий, учебников и тем самым способствует развитию теории и методики спортивной борьбы.
Отдельные термины и терминология в целом сложились в практике работы педагогов, тренеров, спортсменов и судей. Терминология самбо несколько отличается от принятой в классической и вольной борьбе. Это связано со спецификой техники этого вида борьбы и установившимися в практике работы традициями. Здесь предлагается терминология, которая предусматривает приравнивание некоторых сходных понятий в технике всех видов борьбы.
В связи с этим для всех общих понятий в технике даны единые определения и термины. В тех случаях, когда в практике работы для одних и тех же понятий приняты различные термины, они приводятся как синонимы.
Терминология построена на основе следующих принципов: 1) краткости, 2) четкости и ясности, 3) соответствия законам словообразования и грамматики русского языка.
Термины, как правило, состоят из одного-двух слов. Они дают правильное представление о нужном понятии, соответствуют определениям и толкованиям в русском языке и по своему звуковому составу отличаются от других терминов. Образуются термины следующим образом:
Предлагаемая терминология не является неизменной и окончательной. Она в дальнейшем, несомненно, будет частично изменяться в соответствии с новыми требованиями теории и практики спортивной борьбы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОНЯТИИ В ТЕХНИКЕ БОРЬБЫ
Техника борьбы — совокупность разрешенных правилами действий борца, применяемых для достижения победы.
Разделы техники — совокупность технических действий, связанных с особенностями их выполнения стоя или лежа (в партере).
Техника борьбы в стойке — приемы, применяемые стоя.
Техника борьбы в партере — приемы, выполняемые в партере.
Техника борьбы лежа — приемы самбо, применяемые в положении лежа (в партере).
Основные положения — положения борца, принимаемые им в процессе борьбы (стойка, партер, положение лежа, мост, полумост).
Стойка — борец стоит на ногах.
Партер — борец стоит на коленях с упором руками в ковер.
Мост — борец, прогнувшись, упирается в ковер лобной частью головы и расставленными на ширине плеч ступнями.
Полумост — борец, находясь в положении моста, касается ковра боком или плечом.
Положение лежа — борец касается ковра какой-либо частью туловища.
Захваты — действия руками, при помощи которых борец может удерживать какую-либо часть тела противника с целью атаки или защиты.
Одноименный захват — захват правой рукой за правую руку или ногу противника (левой за левую руку или ногу).
Разноименный захват — захват правой рукой за левую руку или ногу противника (левой за правую руку или ногу).
Захват ближней руки (ноги) — захват в партере из положения сбоку за руку или ногу, которая находится ближе к атакующему.
Захват дальней руки (ноги) — захват в партере из положения сбоку за руку или ногу, которая находится дальше от атакующего.
Скрестный захват — захват, при котором конечности атакуемого скрещены между собой.
Захват рычагом — захват в партере, имеющий несколько разновидностей: I) захват плеча и шеи — выполняется из положения сбоку-сзади: борец захватывает из-под разноименного плеча свою Руку, наложенную на шею; 2) захват руки — выполняется разноименной рукой за предплечье сверху, а другой рукой за свое предплечье из-под руки противника.
Ключ — захват, при котором борец зажимает одноименное плечо противника между своим плечом и предплечьем и накладывает кисть на спину.
Захват шеи из-под плеча — захват, при котором одноименная рука подводится под плечо противника и соединяется на шее со своей другой рукой.
Захват шеи из-под плеч — захват (сзади-сбоку в партере) обеими руками из-под одноименных рук с соединением их на шее.
Крючок — способ соединения кистей рук, согнутые пальцы взаимно соединены.
Обратный захват — необычный захват рукой. Выполняется, когда борец находится в положении спиной к голове противника или грудью к его ногам.
Обхват (захват) — борец захватывает какую-либо часть тела противника с двух сторон, прижимает ее обеими руками к своей груди и соединяет руки (см. «Крючок»).
Захват на болевой прием — захват в самбо, при котором нога или рука противника фиксируется в положении, удобном для выполнения болевого приема (см. «Болевые приемы»).
Ножницы — положение ног, при котором они обхватывают какую-либо часть тела противника с двух сторон и скрещиваются между собой голенями (см. «Броски ножницами»).
Подножка — движение ногой, при котором борец подставляет се к телу противника наклонно, так, чтобы задняя или боковая часть голени касалась его одной или обеих ног. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Подножки»).
Зацеп — движение ногой, при котором борец удерживает, тянет к себе или в сторону какую-либо часть тела противника. Элемент приема, который может быть основным пли вспомогательным. Выполняется согнутой йогой: голенью пли стопой (см. «Зацепы голенью и зацепы стопой»).
Обвив — движение ногой: борец удерживает, тянет к себе или в сторону ногу противника путем одновременного зацепа голенью и стопой. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Обвивы»).
Подсечка — движение ногой: борец подбивает подошвенной частью стопы ногу противника. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Подсечки»),
Подхват — движение ногой: борец подталкивает задней частью бедра ногу или ноги противника в направлении назад-вверх. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Подхваты»).
Отхват — движение ногой: борец отдергивает ногу противника от ковра, подбивая се подколенным сгибом в подколенный сгиб Основной или вспомогательный элемент приема (см. «От-хваты»).
Подсад — движение ногой: борец подталкивает противника бедром или голенью перед собой вверх. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Подсады»).
Зашагивание — борец ставит ногу за ноги противника с целью зайти к нему сбоку или сзади.
Забегание — борец перемещает свои ноги по дуге вокруг головы или туловища, опирающихся в ковер или противника, а затем поворачивается грудью вниз.
Наклон — движение туловища в стойке из вертикального положения в горизонтальное. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Броски наклоном»).
Выпрямление — движение туловища в стойке из горизонтального положения в вертикальное. Вспомогательный элемент приема.
Прогиб — движение туловища назад с одновременным выгибанием его дугой. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Броски прогибом»).
Разворот — движение туловища в момент падения назад; бореи, падая назад, поворачивается грудью вниз. Вспомогательный элемент приема, связанный с началом движения в сторону спины.
Рывок — борец резко тянет противника (дергает).
Толчок — борец резко отодвигает противника от себя.
Высед — борец садится на ковер, выставляя или отставляя ногу.
Прием — законченное действие борца, способ добиться преимущества или победы.
Защита — действие борца, которым можно отразить атаку противника.
Контрприем — ответный прием на прием противника.
Броски — приемы, переворачивающие противника грудью или спиной на ковер с отрывом от ковра.
Сваливания — приемы, переворачивающие противника из стойки спиной или грудью на ковер без отрыва от ковра.
Переводы — приемы, ставящие противника из стойки в партер в положение нижнего.
Сбивания — сваливания, выполняемые толчком туловища и руками. В вольной борьбе с зацепом ноги ногой или захватом рукой (см. «Способ тактической подготовки — сбивание»).
Скручивания — сваливания, выполняемые поворотом противника вокруг продольной или косо направленной осей его тела (см. «Способ тактической подготовки — скручивание»).
Заваливания — действия в самбо, когда противника, стоящего на коленях, переворачивают спиной на ковер.
Перевороты — приемы в партере, которыми переворачивают противника спиной к ковру без отрыва от ковра. В самбо применяется термин «переворачивание».
Броски переворотом — приемы в самбо, при которых противника бросают на спину с захватом ноги и туловища, переворачивая его головой вперед-вниз,
Броски через спину — броски, выполняемые за счет поворота к противнику спиной и последующего наклона или падения вперед. Поворот в сочетании с наклоном является основным элементом в этих приемах. В самбо применяется термин «бедро».
Броски прогибом (в самбо — броски через грудь) — броски, выполняемые за счет прогиба. Прогиб туловища назад является основным элементом в этих приемах.
Броски наклоном — броски, выполняемые за счет отрыва противника от ковра силой туловища и ног с последующим опрокидыванием на ковер и наклоном туловища.
Броски через плечи — броски, при которых противника перебрасывают на ковер через подставленные плечи с захватом за руку или голову и ногу. Подставление плеч с последующим выпрямлением туловища является основным элементом в этих приемах.
Мельница — сокращенное название броска через плечи.
Вертушки — приемы, когда противника сваливают или бросают на ковер, повисая на его руке или ноге и поворачиваясь кругом. Вращение является основным элементом этих приемов. При захвате за руку выполняется и как бросок и как перевод.
Подножки — броски. Противника бросают через подставленную ногу. Подножка является основным элементом в этих приемах.
Подсечки — броски. Противника бросают с помощью подсекания ноги. Подсечка является основным элементом в этих приемах.
Подхваты — броски, выполняемые подталкиванием задней части бедра ноги или ног противника назад-вверх. Подхват является основным элементом в этих приемах.
Отхваты — броски. Противника бросают, отдергивая (отхватывая) его ногу своей ногой от ковра. Отхват является основным элементом в этих приемах.
Подсады — броски. Противника бросают, подталкивая бедром ноги его ногу или ноги перед собой. Подсад является основным элементом в этих приемах.
Зацепы — приемы в стойке. Противника сваливают или бросают, зацепляя его ногу согнутой ногой. При броске зацеп ногой является основным элементом приема.
Зацеп стопой — приемы в стойке. Противника сваливают или бросают, зацепляя его ногу стопой. При броске зацеп стопой является основным элементом приема.
Обвивы — приемы в стойке. Противника сваливают или бросают, обвивая его ногу ногой (зацепляя одновременно голенью и стопой). Обвив является основным элементом при выполнении этих приемов.
Броски ножницами — броски в самбо, при которых противника бросают встречным движением ног (двойным подбивом) по ногам и туловищу. Движение ног является основным элементом этих приемов.
Броски через голову — броски в самбо. Противника бросают через себя за счет падения и упора ногой в живот или бедро.
Выведение из равновесия — броски в самбо. Выполняются рывком за верхнюю часть тела или за ногу противника. Применяется также название «броски рывком».
Броски захватом ног — броски в самбо проводятся с захватом за обе ноги и наклоном (см. «Броски наклоном»). При захвате за одну ногу выполняются переворотом и через плечи (мельницей).
Переводы рывком — переводы, выполняемые рывком руками.
Переводы вращением — переводы, выполняемые поворотом кругом (вертушкой).
Переводы нырком — переводы, проводимые с предварительным проходом (нырком) за противника под его руку.
Переводы выседом — переводы, выполняемые захватом ног с выседом.
Перевороты скручиванием — перевороты, выполняемые вокруг продольной или косо направленных осей тела противника, (от себя или за себя).
Перевороты забеганием — перевороты, проводимые с помощью забегания ногами.
Перевороты переходом — перевороты, выполняемые перемещением своего тела через противника.
Перевороты накатом — перевороты, выполняемые через себя, с захватом сзади и переходом через мост или полумост.
Перевороты прогибом — перевороты, проводимые за счет прогиба и падения назад с последующим разворотом грудью вниз.
Перевороты разгибанием — перевороты, выполняемые путем разгибания туловища противника. Сочетаются с переворотом скручиванием и переходом.
Перевороты через себя — действия борца, при которых он, находясь на мосту, уходит из опасного положения, переворачивая противника на другую сторону, и выходит наверх.
Выход наверх — действие нижнего борца в партере, когда он переходит в положение верхнего.
Накрывание — контрприем, при выполнении которого атакующий не может сделать разворот грудью к ковру и оказывается спиной вниз под контратакующим. Выполняется: переходом, вы» седом, забеганием и переворотом с моста.
Переворот с моста — борец, стоя на мосту, переворачивается вниз грудью через свою голову за счет толчка ногами.
Дожимы — борец прижимает находящегося в опасном поло-женин противника (на мосту, полумосту или боку) лопатками к ковру.
Удержания — приемы в самбо. Борец удерживает противника в положении спиной вниз, прижимаясь своим туловищем к его груди.
Болевые приемы — приемы в самбо, причиняющие противнику болевое ощущение путем перегибания, вращения в области сустава или давления на сухожилия.
Рычаги — болевые приемы на выпрямленной конечности.
Узлы — болевые приемы на согнутой конечности.
Ущемления — болевые приемы, при которых лучевая кость надавливает на область ахиллова сухожилия.
Рычаги локтя — рычаги, выполняемые на локтевом суставе.
Узел руки — узел, выполняемый на руке, согнутой в локтевом суставе предплечьем к голове.
Узел предплечья вниз — узел, выполняемый на руке, согнутой в локтевом суставе предплечьем в сторону ног.
Узел поперек — узел, выполняемый в положении, когда атакующий лежит поперек противника сверху.
Узел ногой — узел руки, выполняемый при помощи ноги и захвата руками головы сбоку.
Способы тактической подготовки — действия борца, которыми он создает благоприятные условия для атаки или контратаки.
Разведка — тактическое действие борца, при помощи которого он получает сведения о противнике.
Маскировка — тактическое действие борца, при помощи которого он скрывает от противника свои истинные намерения.
Угроза — тактическое действие борца, вынуждающее противника прибегать к защите.
Ложные действия — приемы, контрприемы, захваты, рывки, толчки и другие действия, не доведенные до конца и заставляющие противника принять соответствующую защиту.
Обман — то же, что и ложные действия.
Двойной обман — тактические действия борца, когда он выдает противнику действительный прием за ложный.
Вызов — тактическое действие борца, которым он заставляет противника перейти к активным действиям.
Обратный вызов — тактическое действие — прекращение активного действия борца с целью вызвать противника на такие же действия.
Сковывание — тактическое действие борца, ограничивающее свободу действий противника.
Выведение из равновесия — тактическое действие борца, заставляющее противника занимать неустойчивое положение, удобное для выполнения атаки.
Связка — сочетание приемов, контрприемов и их элементов, проводимых последовательно из стойки в партере или в обратном порядке.
Атака — тактическое действие, имеющее целью достигнуть преимущества или победы.
Повторная атака — тактическое действие, заключающееся в выполнении подряд одинаковых действий, из которых только последнее является решительным, а все остальные — ложными.
Комбинация — законченное тактическое сочетание действий или их последовательность для достижения определенного результата.
Комбинация захватов — такое сочетание захватов, при котором противник, защищаясь от одного захвата, создает удобное положение для выполнения последующего.
Комбинация приемов — сочетание приемов, при котором противник, защищаясь от одного приема, принимает удобное положение для выполнения последующего.
Опережение — атакующее действие борца, проводимое одновременно с атакующим действием противника, но выполняемое быстрее его.
Поворот противника — действие, заставляющее противника повернуться к борцу боком или спиной.
Осаживание — действие борца, заставляющее противника сосредоточить всю тяжесть своего тела на одну или обе ноги.
Заведение — рывок противника в сторону вокруг себя с целью вызвать его на передвижение в этом или противоположном направлении.
Сбивание — способ тактической подготовки в самбо — резкий толчок или рывок противника с целью перенести вес его тела на пятки или носки одной или обеих ног.
Скручивание — способ тактической подготовки в самбо — рывок одного плеча противника к себе и толчок другого плеча от себя с целью повернуть его и заставить изменить положение ног.