Как называется борьба с танцами
Капоэйра
Капоэйрой называют боевое национальное искусство, возникшее на основе танца, и акробатики, игры и музыки, имеющее афробразильские корни.
История
С 1888 годом крепостное право кануло в лету, и рабы освободились от гнёта колонизаторов, однако это событие не коснулось африканских невольников. Капоэйру неоднократно запрещали, однако в среде бедняков она сохранялась и как танец, и как боевое искусство.
ХХ век принёс равенство прав всем расам и широкое развитие единоборств. В 30-е годы минувшего столетия капоэйра оформилась в качестве спорта, а в 1937-ом её официально признала Национальная конфедерация бразильского спорта.
Основные правила
До сих пор нет чёткого определения поединку капоэйры, который называют словом «рода». Если это вид спорта, значит, время боя должно чётко регламентироваться правилами, однако рода (переводится с португальского, как «круг»), и это нередко бывает, может продолжаться несколько часов, не останавливаясь. Объяснение тому очень простое: разве можно лишить удовольствия соперников, сократив или прекратив их поединок. Интересно, что сами бойцы называют роду игрой, а себя игроками, что в полной мере объясняет сущность и поединка, и самого единоборства. Тем более, что схватка проходит несколько «неформально»: под аккомпанемент особых магических песен под традиционные ударные и струнные инструменты: беримбау, атабаки и кашиши.
Музыкальное сопровождение – это ритм и темп, а также особое настроение для участников роды. Тот, кто первый раз увидел подобный поединок, проведённый в соответствии с национальными традициями, невольно сравнит его с необычным и каким-то фантастическим танцем. Недаром капоэйристы – постоянные участники бразильских карнавалов, где они проводят показательные выступления.
Учитывая, что капоэйра – демократичный вид спорта, соревнования могут быть как полноконтактными, так и ограниченными в приёмах и ударах. Капоэйристы-профессионалы принимают участие в боях без правил.
Как и в других боевых искусствах, в капоэйре существуют ранги, определяющие уровень мастерства спортсмена. Зелёный пояс – новичок, белый – высший ранг.
Школы, стили, направления
Школы капоэйры появлялись с трудом: полиция хорошо помнила её непокорных сторонников. Нередко места, где проводились танцы капоэйры, блокировались полицией, однако застать их исполнителей неожиданно не представлялось возможным: музыканты выбивали особый ритм, служивший сигналом тревоги, и полиция оказывалась с носом. Но первая школа в Сальвадоре всё же появилась в 1937 году, а возглавил её учитель капоэйры – Бимба, сформировавший со временем стиль боевого искусства – «режиональ», стиль, названный «ангола», создал в 1941 году учитель ещё одной сальвадорской школы Пастинья. Настоящий прорыв произошёл в 50-х годах прошлого века, когда боевым бразильским искусством заинтересовались в европейских странах и США.
Собственно говоря, именно эти два стиля проповедует современная и капоэйра. Стиль, который предложил Бимбо – режиональ – скоростной и силовой, изобилующий акробатическими элементами и ударами, наносимыми в воздухе. Ангола – более мягкий и спокойный стиль, которому характерны неторопливые и «вязкие» движения, пластично перетекающие из одного в другое. Впрочем, деление на стили выглядит достаточно формальным, ведь в ходе поединка спортсмены могут ими варьировать. Замечено, что агрессивный режиональ предпочитают в основном молодые бойцы, единоборцы с опытом выбирают уравновешенную анголу.
Инвентарь, используемое оружие
Традиционный костюм капоэйриста состоит из белых хлопчатобумажных брюк и майки с эмблемой школы. Цвет пояса (кардао) указывают на уровень мастерства спортсмена. Кстати, школы, которые не входят в состав Федерации, имеют свою расцветку поясов, отличаются и своими фирменными приёмами.
Техника
Капоэйра – боевое искусство, поэтому его арсенал изобилует разнообразием ударов ногами, руками и головой. Техника богата контратакующими действиями, бросковыми элементами, уклонами и перемещениями. Первое, что бросается в глаза, во время поединка капоэйристов – акробатические движения. К примеру, сальто вперёд или назад бойцы используют для того, чтобы уходить от ударов соперника или во время подготовки собственной атаки.
В определённые моменты техника ударов капоэйры во многом схожа с прочими боевыми искусствами: как-никак придумать новые удары сегодня очень сложно, и всё же отличия имеются. Капоэйра в отличие от других ударных техник предполагает удары с опорой на ногу. Удары спортсмены наносят, как правило, в голову или туловище.
Что касается защитных действий и уклонов, они в каждой школе имеют свои особенности. Однако мастера-капуэйристы знают, что лучшая защита – постоянное перемещение чередующееся со сменой позиции, что, в конечном счёте, затруднит атаки противника. Причём большая часть перемещений – с опорой на руки. Капоэйра универсальна, так как даёт возможность обеим соперникам в течение нескольких мгновений перейти из защитного положения – в атакующее и наоборот. Немногие боевые искусства так органично используют акробатические движения, как капоэйра, – это украшение происходящего поединка.
Капоэйра — паутина боевого танца
Многие не знают, что такое — капоэйра. И даже слова такого не слышали. А кто слышал, думают, что это изобретенная бразильскими неграми борьба. И в общем-то, правильно думают. Хотя, если быть совсем точными, капоэйра — это одновременно и боевое искусство, и танец под ритмичную музыку. А сами капоэристы называют свое увлечение Игрой.
Когда португальцев прогнали и рабы обрели свободу, капоэристы ввели драки между собой. Во время поединка противники полосовали друг друга лезвиями, и побеждал тот, кто был более искусен и вынослив. Поэтому долгое время капоэйра оставалась вне закона. Только в 30-х годах мастер по имени Бимба добился легализации капоэйры и создал первую академию. Он же ввел первые правила. Бимба систематизировал названия, правила, технику ударов, запретил использование лезвий.
Десять лет назад капоэйрой неожиданно заинтересовались и за пределами Бразилии. Сначала Игра появилась в США, потом в Европе и вот дошла до нас.
Специфика капоэйры — ударная техника ног. Большое внимание уделяется рукам как опоре. Хороший капоэрист должен ходить на руках точно так же, как на ногах, и управлять ногами столь же свободно, как руками.
Объяснить, на что похожа Игра, непросто. Участники поединка, а их может быть сколько угодно, садятся, образуя круг. Мастер сидит на возвышении, держа в руках лук с тетивой. Ритмично ударяя палочкой по тетиве, он начинает петь. Участники Игры хлопают в ладоши, затем в круг выходят двое — начинается поединок. Бой больше похож на танец, который отдаленно напоминает брэйк-данс. Каждый танцор выполняет затейливые комбинации уклонений, прыжков и ударов, но друг друга противники не задевают. Особых правил нет, кто хочет — выходит в круг и танцует, пока не надоест, а надоест — идет стучать в бубен или барабан.
Рассказать об Игре мы попросили президента Российской межрегиональной федерации капоэйры мастера Тэймозу. Не подумайте, что он бразилец-эмигрант. Это наш, российский гражданин, просто, следуя капоэристской традиции, он попросил не называть его настоящего имени. Традиция берет начало со времен, когда капоэйра в Бразилии была вне закона и мастера придумывали себе вторые имена, чтобы не попасться в руки полиции. В России органы капоэристами не интересуются. Но — Игра есть Игра.
Послушаем мастера Тэймозу:
— Мое имя — Тэймозу, что значит “Упрямый”. У нас занимается парень по имени Бандейра — «Флаг», и еще один, которого зовут Бока — “Большой Рот”. А наш очень высокий капоэрист получил имя “Жираф”.
Сам я узнал о капоэйре в 1994-м, посмотрев фильм “Только сильнейший”. Года через два купил несколько видеокассет с мастерами капоэйры и начал заниматься сам. Посмотрите этот фильм, может быть, и вы захотите попробовать себя в Игре.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ
По технике боя капоэйру разделяют на два направления.
Первое — Ди Ангела, стиль низкой игры, когда используется очень много стоек на руках и голове (партнеры как бы ползают по полу).
Второе направление — Режиональ — спортивное, с очень быстрыми движениями. Капоэристы практически не касаются пола, используют много акробатических упражнений. Но на самом деле неправильно выбирать для занятий что-то одно. Капоэрист должен быть мастером в обоих направлениях.
Второй важный элемент — нигачива, который помогает уходить от удара. Нигачива — это приседания то на одну, то на другую ногу.
Песни в капоэйре — диалогового характера: поет ведущий, и ему отвечает хор. Одну песню можно петь очень долго — смысла мало, и слова повторяются одни и те же. Песни могут быть какими угодно, чаще они шуточные или подзадоривающие.
СОРЕВНОВАНИЯ
Соревнований специально по капоэйре нет — только фестивали. Сам фестиваль больше похож на праздник жизни. Полное отсутствие какой-либо агрессии. А вот жесткая, контактная капоэйра бывает только на соревнованиях, в которых наряду с капоэристами участвуют другие бойцы — например, каратисты или самбисты. На таких соревнованиях капоэристам приходится использовать технику не только капоэйры, но и тех же карате, самбо. Очень часто капоэристы применяют технику джиу-джитсу, которой обучаются параллельно.
ПОСВЯЩЕНИЕ
Посвящение, или батизада, происходит после года занятий. Мастера и ученики садятся, образуя круг. Ученик должен выйти из круга и вступить в соревнование с мастером.
В конце поединка мастер делает ученику подсечку и тот падает. Затем мастер говорит: “Видишь, ты сейчас упал, значит, тебе есть к чему стремиться”. После поединка, исходя из определенных качеств, ученику дают имя. На некоторые имена мастера может натолкнуть забавный случай. Очень много имен, которые обозначают “помидор”, “кабачок”, “лук”.
В конце батизады ученику дают первый пояс зеленого цвета, и с этого момента он может называть себя капоэристом. Чтобы получить белый пояс, тренироваться нужно не менее четверти века.
МАСТЕРСТВО
Мастером считается только тот, кто без особых усилий может предугадать движения партнера, а это умение приходит в результате тренировок в течение как минимум 25 лет. Только к 40 или даже к 50 годам мастер достигает своего наивысшего уровня. При этом он выполняет все комбинации с той же легкостью, что и в молодости. А если посмотреть на спортсменов других видов спорта? Для них 40 лет — пенсионный возраст!
Капоэйра — наследие республики беглых рабов
Слово «капоэйра» вызывает стереотипный набор ассоциаций: солнечные пляжи Бразилии, веселые песни и музыка, загорелые люди и ловкие акробатические движения. В наше время это оправдано: сейчас для большинства изучающих капоэйра — не более, чем зажигательный танец с элементами драки. Но когда-то это боевое искусство было гораздо жестче и агрессивнее, а в руках у «танцующего» могло быть припрятано лезвие. Если знать ее истоки, становится понятно, что в условиях своего возникновения капоэйра была крайне полезна. В свое время, в джунглях Амазонии, где обитали беглые рабы, никому и в голову не пришло бы считать ее «всего лишь танцем».
Наследие республики беглых рабов:
История капоэйры
21 апреля 1500, Педро Алвэйрс Кабрал и его команда прибыли в Бразилию, объявив ее собственностью Португалии, и там образовались обширные колонии, население которых было поделено на белокожих плантаторов и индейцев-рабов. А так как местное население начало бешеными темпами вымирать, европейцы стали завозить себе рабочую силу из Африки.
Условия жизни новоприбывших рабов создали благоприятную среду для внутреннего сопротивления, которое вылилось в многочисленные побеги и редкие восстания. При тотальном превосходстве рабовладельцев в оружии и выучке, бунты быстро подавлялись. А вот с побегами дело пошло совсем иначе, ведь рядом раскинулись бесконечные джунгли, где рабы находили свободу и даже создавали свои поселения — киломбас. О количестве бежавших можно судить даже по тому, что самое крупное такое поселение, Киломбо дос Пальмарес в районе Пернамбуко, существовало на протяжении всего XVII века. Причем в эпоху расцвета «Пальмовой республики» (1645 г.) оно насчитывало до одиннадцати тысяч жителей и продержалось под постоянными атаками и блокадой португальцев более семидесяти лет.
Вообще, три важных признака капоэйры напрямую происходят из особенностей ситуации, в которой оказались люди ее практикующие. Первое — это танец, о нем сказано выше.
Если от многозарядного револьвера уклониться практически нереально, то от одиночного выстрела из ружья при небольшой доле везения — можно, а дальше нужно было уйти от удара прикладом или штыком и после этого атаковать. Тот же вариант — если у противника сабля или хлыст. Так как в те времена револьверы были редкой новинкой в домах плантаторов и были необычайно дороги (да и не всегда надежны), такая схема движений была вполне оправдана.
Культурной же основой для возникновения капоэйры стали традиционные африканские боевые танцы, которые в разных племенах использовались для разных целей. В основном это были танцы-инициации, когда юноша показывал свое боевое умение, перед тем как ему давали мужской статус, или просто праздничные пляски, где мужчины демонстрировали свою выносливость и ловкость перед женщинами племени.
После отмены рабства в 1888 году, темнокожее население получило гражданские права. Но равноправие, как обычно, оказалось только на бумаге, ведь все ресурсы и собственность были в руках бывших рабовладельцев, а бывшие рабы были вынуждены ютиться в трущобах и наниматься на самую низкооплачиваемую работу. И естественно, что в таких условиях расцвела уличная преступность, элиту которой составили бойцы капоэйры, часто выполнявшие обязанности киллеров или охраны криминальных авторитетов.
Дошло до того, что власти запретили занятия этим боевым искусством и сажали в тюрьму тех, кто продолжал ее практиковать. В эти времена появляется еще одна особенность капоэйры — боевые имена. Каждый боец, прошедший обряд инициации под названием «батизада», получал прозвище, апелидо, по которому его и знали другие. Поэтому, если полиция ловила одного из них, тот не мог даже под пытками выдать своих товарищей — он просто не знал их реальных имен.
Отцы-основатели:
Самые известные патриархи капоэйры
И, наконец, третий этап становления капоэйры — ее легализация. Она связана с именами двух людей: местре Бимба и местре Паштиньо («местре» — так бразильцы называют особо выдающихся мастеров). Они же — отцы-основатели двух основных направлений в современной капоэйре, то есть «Режионал» и «Ангола».
Местре Бимба — сторонник жесткого стиля
Местре наловчился таскать ножи, пряча их в буханках хлеба. Уже тогда мастер заработал прозвище «Три удара», так как укладывал любого своего противника не больше чем за три приема. Уровень его мастерства виден из газетной статьи того времени, в которой говорится, что он обезоружил и избил семерых полицейских, которые пытались его арестовать.
Местре Паштинья — сторонник традиций
Висенте Феррейра Пастинья или Местре Паштинья пошел иным путем. Он считал, что капоэйра совершенна сама по себе, и главное — это сохранить уникальные традиции и культуру.
В 1941 году мастер открыл свою Академию Капоэйры Ангола, окончательно выведя ее на легальный уровень.
Современная капоэйра:
Имеет ли она смысл в уличной драке и MMA?
На современном этапе кроме этих двух основных направлений есть третье — Капоэйра Контемпоранеа, в котором стараются совмещать и практичность режионала и традиционность, а также приверженность уловкам и акробатике Анголы.
Так что же на современном этапе представляет собой капоэйра? На самом деле впечатление довольно двойственное. С одной стороны, мастера говорят о всеохватности стиля, его универсальности, и это в какой-то мере соответствует истине. Судя по роликам и информации с обучающих сайтов, в капоэйре изучают и удары руками, и броски, и даже удары головой, «кабесада».
С другой стороны, видеоматериалы со спаррингов и соревнований демонстрируют отсутствие полного контакта, или малый контакт в действиях бойцов. Даже чемпионаты мира похожи на игру или танец, где нет ни одного полноконтактного удара или броска. А это говорит о том, что ученики не получают самый важный опыт — применение своего умения в действительно стрессовой ситуации, по противнику который не только сопротивляется, но и готов на жесткие действия.
Следовательно, очень сомнительна возможность применения данных умений на улице, в реальном столкновении, да еще и в наших широтах, где полно верхней одежды и часто бывает скользко. Конечно, вполне возможно, что на тренировках бойцы спаррингуются и в полный контакт, но почему-то они это очень ловко скрывают, не выкладывая видео в сеть.
Впрочем, следует заметить, что существует как минимум один боец, применявший капоэйру в боях без правил. Речь о Маркусе Аурелио по кличке «Lelo». Проведя 11 боев, он получил 7 побед и 4 поражения и продемонстрировал, что при определенных условиях капоэйра может дать жару.
С другой стороны, он так и не стал официальным чемпионом чего бы то ни было. Да и нет других мастеров, дошедших до вершин ММА, вооружившись капоэйрой. Видимо, против серьезных бойцов ее приемы не так эффективны. Хотя, справедливости ради, элементы капоэйры, такие как удары ногами из неожиданных положений и умение отлично уворачиваться, применяют и некоторые бойцы с мировыми именами. К примеру, Андерсон «Паук» Сильва, про которого известно, что он несколько лет занимался капоэйрой в Бразилии, и, соединив ее с тайским боксом и бразильским джиу-джицу, создал убойный коктейль.
Другой громкий пример, как ни странно, — ирландец Конор Макгрегор. Его техника передвижении имеет в своей основе не только каратэ, но и капоэйру.
Что можно сказать в итоге? Если вы хотите развить в себе ловкость, умение отлично двигаться, выносливость, а также прекрасно проводить время, изучая культуру солнечной Бразилии — вам на капоэйру. А вот если вам нужно что-то жесткое и эффективное в уличной драке — стоит позаниматься еще, как минимум, боксом или борьбой.
Необычное боевое искусство – капоэйра
Танцующие люди непременно ассоциируются с праздником и легкостью. Но бразильское искусство капоэйра – не просто танец. Это смесь боевых приемов с изящными танцевальными движениями.
История возникновения танцевального боя
Начало свое капоэйра берет в южной части африканского континента. У рабов было мало развлечений. В редкое свободное время они пели и танцевали. На территории Боливии тогда были огромные заводы по производству резины. Рабам там приходилось не сладко, их часто избивали хозяева. На языке работников они назывались капоралами.
Идеей такого танца были ловкие движения раба, который уклоняется от плетей хозяина. Невольники не могли ответить силой, поэтому кроме скорости и ловкости им было нечем ответить
Танец получил широкое распространение. Так он попал на территорию Бразилии. В этой стране он был дополнен различными элементами боевых искусств. Окончательно утвердилось и его название – капоэйра. Танец нес идею призыва невольников к борьбе с рабовладельцами. Власти жестоко наказывали всех, кто практиковал капоэйру. В 1890 году президентским указом капоэйра была официально запрещена. Но искусство не умерло, его тайно практиковали и передавали навыки другим.
Человеком, привнесшим в массы это боевое искусство, считается Рейс Мачадо. К концу 1930 года он приложил все усилия, чтобы отменить существующие запреты. Он основал первую школу в 1932 году, где преподавалась академическая капоэйра.
Со временем появились различные стили. Искусство быстро распространилось по миру. Сегодня школы капоэйры можно встретить во многих странах, в том числе и в России.
Что такое капоэйра?
Основные принципы и характеристики
Арена для боя в этом виде называется родой. При этом люди собираются в круг, в центре остаются двое бойцов. Остальные поют песни и отбивают темп на барабанах. В зависимости от стиля, движения в капоэйре могут отличаться. Но есть основные принципы, общие для всех видов.
Для капоэйры основной идеей является воспевание человеческой силы и грации
Это боевое искусство самобытное, не имеющее ничего общего с другими. Действо имеет завораживающий характер. Танец, молниеносные замахи, ритм барабанов и песни – от такого микса просто захватывает дух.
Принципы боевого искусства капоэйра
Современные школы капоэйры
Сегодня уровень мастерства в школах определяется цветом пояса или платка, который повязывают на шее. Примечательно, что цвет, определяющий тот или иной уровень, определяет для себя каждая школа. Единой иерархии по цвету не существует.
Кроме занятий в роде (арене), каждый ученик обязан изучать:
Несколько лет упорных занятий помогут достичь звания опытного ученика – формадо. Высшим уровнем мастерства считается достижение статуса местре. Оно дает право обучать других и даже открыть собственную школу.
Интересное о капоэйре
Все учебные центры должны отдать предпочтение своему стилю капоэйры. Основными являются следующие:
Капоэйра – это своеобразный гимн человеческой свободе. Боевое искусство, берущее начало у истоков борьбы против рабства. При этом совершенно не приветствует использование силы
Это искусство о принятии жизненных трудностей и противостоянию им выносливостью и уравновешенностью. Именно поэтому у течения так много последователей по всему миру.
Визуализировать технику капоэйра и понять, чем же это боевое искусство отличается от остальных, вам поможет видео: