Как называется человек который фотографирует
Профессии, которые связаны с фотографией и являются популярными
Несколько лет назад многие молодые люди и девушки мечтали обрести такую модную профессию, как фотограф. Правда, обучение этому занятию стоит дорого, и само оборудование предполагает немалых трат. Кто-то решился на такие вложения в себя и свое будущее, а кто-то отказался от затеи, отдав предпочтение менее дорогому увлечению.
Но прошло время и появился ряд профессий связанных с фотографией, которым не нужно долго и дорого обучаться. О том, чем можно заняться человеку, у которого есть тяга к фотосъемке и поговорим далее.
Топ профессий, связанных с фотосъемкой
В современном мире есть множество интересных занятий, которым не обучают в ВУЗ-ах, но от этого они не становятся менее востребованными или низкооплачиваемыми. Наоборот, большинство современных бьюти-профессий, связанных с написанием текстов в интернете или фотосъемкой, предполагают высокий заработок при недлительном обучении.
Смотрите еще.
Фотограф в определенной области
Фотограф — профессия широко профиля, поэтому и обучение длится долго. Однако сегодня можно не тратить время на изучение всех нюансов съемки, а выбрать одно конкретное направление и стать профессионалом в выбранной области.
Большую популярность обрели фуд-фотографы, спортивные, трэвл. Первый занимается съемкой еды. Второй освещает различные спортивные мероприятия, а третий может с помощью съемки передать все красоты нашей планеты.
Фуд-стилист
В современном мире внешний вид играет далеко не последнюю роль, поэтому стилисты так востребованы. Более того, они есть не только у людей или животных, но и еды.
Такая популярная профессия, как фуд-стилист, напрямую связана с фотографией. Фуд-стилист — это человек, который готовит блюдо к съемке. Нет, он не заменяет повара, он «дорабатывает» его шедевр, занимаясь правильной расстановкой еды, улучшением ее цвета с помощью специальных красителей, лаков, спреев и т.д.
Фуд-стилист делает все, чтобы у ретушера или самого фотографа, если он никому не доверяет обработку, после съемки было меньше работы. Именно поэтому знания в области фотографии ему просто необходимы.
Ретушер
Независимо от того, что снял фотограф и на какой фотоаппарат или телефон — кардр нужно обработать. Для обработки используются специальные программы для компьютера и приложения на смартфоне.
Многим профессиональным фотографам не хватает времени на обработку (она часто занимает в разы больше времени, чем сама съемка), поэтому они ищут себе в команду помощника. Этим человеком становится ретушер.
Ретушер — человек, который занимается профессиональной обработкой фотографий, а именно: выполняет цветокоррекцию, скрывает недостатки, высветляет темные места, исправляет баланс белого. Ретушер может потребоваться, как профессиональному фотографу, так и блогеру, сммщику, контент менеджеру и т.д.
Самостоятельно ретушер не фотографирует, но обладать знаниями в области грамотной постановки кадра и сочетаемости цветов он должен, иначе выполнить обработку не получится.
SMM-специалист
Наверно, многие слышали о такой профессии, как сммщик. Но чем занимается этот человек?
СММщик — это специалист, который ведет социальные сети. Он является связующим звеном между блогером или бизнесом и командой, отвечающей за конечный продукт. СММщик составляет техническое задание для копирайтера, таргетолога, фотографа, а затем публикует готовый материал в ленту, чтобы клиенты и подписчики могли видеть результат.
Именно смм-специалист обсуждает нюансы съемки с профессиональным фотографом, поэтому знания в данной области точно не будут лишними.
Администратор директа
Другая модная профессия, которая требует знаний в написании текстов и фотосъемке — это администратор директа. Такой специалист работает с клиентами и подписчиками публичной личности или владельца бизнеса. Он отвечает на вопросы, предоставляет информацию о продукте, принимает заявки и заказы, а также следит за тем, чтобы в ленте появлялись только качественные тексты и снимки.
Контент-менеджер
Одна из самых востребованных профессий в интернете на сегодняшний день — это контент-менеджер. Такой человек, сочетает в себе навыки ретушера, фотографа и копирайтера. Он должен придумать хороший текст, сопроводить его подходящим снимком, сделанным самостоятельно и не забыть профессионально отредактировать его.
Стилист
Казалось бы, что общего у человека, отвечающего за внешний вид и фотографа? Но считается, что именно стилист должен хорошо разбираться не только в моде, но и фотографии. Ему важно понимать, какие оттенки будут гармонировать на фото, подсказать оператору с какого ракурса его клиент выглядит максимально удачно, а также с помощью одежды скорректировать те недочеты, которые при съемке могли бы проявиться.
Визажист
Еще одна профессия напрямую связанная с фотосъемкой — это визажист. Выглядеть безупречно без макияжа сложно, именно поэтому к любой фотосессии привлекается визажист, способный создать нужный образ, скорректировать недостатки, подчеркнуть достоинства.
Без правильного макияжа обработать снимок будет в разы сложнее. А чтобы понимать, как лучше красить, визажисту нужно обладать необходимыми знаниями в области фотографии.
Подведем итог
Сегодня делать красивые фотографии может каждый, у кого в кармане есть качественный смартфон. Профессия фотографа в классическом понимании все больше уходит на второй план.
Многие специалисты широкого профиля в съемке уходят в одну область, стараясь стать настоящим экспертом в ней. Кто-то фотографирует исключительно еду, другие — модные показы, третьи — свадьбы, а четвертые — детей.
Также пользуются популярностью профессии, которые связаны со съемкой косвенно и не требуют глубоких знаний в данной области. Это контент-мейкер, контент-менеджер, администратор директа. Такие люди должны уметь делать качественные снимки на телефон, и обладать навыками обработки.
О фудстайлинге: как фотографировать еду так, чтобы от ее вида текли слюнки
Фудстайлинг – это процесс придания еде идеального внешнего вида. Задача – подготовить пищу к фотосъемке или рекламной съемке. Однако фуд-дизайнеры нужны и для разработки внешнего вида продуктов, выпускающихся массово для продажи в сетевых магазинах или для подачи необычных блюд в модных ресторанах.
Что такое фудстайлинг
Фудстайлинг – искусство придания продуктам и блюдам идеального внешнего вида. Задача фудстайлинга – сделать из еды произведение искусства, создать привлекательный и аппетитный образ блюда для рекламного ролика или фотографии.
Увидев изображение продукта, обработанного фуд-стилистом, клиент должен практически ощутить его вкус и запах, захотеть купить. Фудстайлинг – это один из самых эффективных инструментов маркетинга пищевой промышленности.
В переводе с английского food styling (фудстайлинг) – это стиль еды или стилизация еды.
Фуд-стилист (дизайнер) может работать как с самыми простыми, часто не обработанными продуктами, так и с блюдами, приготовленными шеф-поваром. При этом еду используют не в первозданном виде, а в улучшенном.
Для улучшения вида пищи используются секреты и приемы фуд-стилистов. Часто еда, которую фотографируют, после обработки становится несъедобной. Ведь для улучшения внешнего вида нередко блюда смазывают техническими средствами, химикатами, другими продуктами, изменяющими вкус пищи или делающими ее ядовитой.
Впервые фотографии своей еды стали делать шеф-повара. Изначально картинки были черно-белыми, что не придавало им привлекательного вида. Позже, с появлением цветной фотографии, снимки блюд стали более эстетичными, но еду фотографировали в первозданном виде, не используя средств для улучшения картинки.
С появлением Instagram люди стали фотографировать еду в повседневной жизни. Конечно, они не используют приемов фудстайлинга, но добиваются красивого изображения с помощью правильного ракурса, подходящей сервировки.
Кто такой профессиональный фуд-стилист
Фуд-стилист – это мастер, который профессионально занимается фудстайлингом. Иногда один человек обладает навыками шеф-повара, фотографа и стилиста, снимая, готовя и украшая блюда. Однако чаще фуд-стилист – это человек, который фотографирует и подготавливает еду, приготовленную поваром к съемке.
Фудстайлинг – это профессия высокооплачиваемая. Фуд-стилист должен быть готов к тому, что не все понимают ее значимость. Популярные рестораны в крупных городах, авторы кулинарных книг, производители пользуются услугами профессионалов.
Фуд-стилисты делают фото для меню ресторанов, кофе и баров. Фотографируют еду для книг, рекламных постеров и буклетов, упаковок продуктов и т. д. Снимают продукцию для рекламных роликов, презентаций, обучающих видео.
Фуд-стилисты имеют много общего с художниками. Ведь внешний вид далеко не всех блюд соответствует вкусу. Часто еда выглядит на фото недостаточно привлекательно, несмотря на отличный вкус, исправить это можно с помощью фудстайлинга.
Поэтому стилист должен придумать и создать привлекательный образ блюда, дополнив его различными декоративными элементами, правильной сервировкой. Для этого нужно иметь развитое воображение, знать основы сочетания продуктов и их приготовления, правила сочетания цветов, приемы съемки и обработки фотографий.
В Европе есть учебные заведения, которые обучают фудстайлингу. Однако многие стилисты еды обучаются самостоятельно, просматривая изображения в интернете, работая с обучающими видео, подмечая для себя новые приемы.
Какие инструменты для еды используют фуд-стилисты
Работа фуд-стилистов включает постоянные поиски инвентаря для составления продуктовых композиций. Профессионалу могут понадобиться:
Кто такой фуд-дизайнер
Фуд-дизайнеры – не то же самое, что и стилисты. Они занимаются не фотографией продуктов, а продумыванием дизайна блюд, готовых к употреблению.
Например, фуд-дизайнеры разрабатывают форму и цвет чипсов, газировки, полуфабрикатов. Чем привлекательнее будут выглядеть готовые продукты в магазине, тем больше шансов, что их купят.
Иногда подобных работников нанимают для разработки презентации ресторанных блюд. Специалист оформляет пищу так, чтобы она выглядела максимально привлекательно и необычно. Поварам остается лишь повторять приведенный пример.
Как фотографировать еду
Чтобы красиво сфотографировать еду, недостаточно иметь навыки фотографа. Продукты быстро портятся, теряют упругость. Некоторые из них выглядят непривлекательно на фотографиях.
Поэтому съемка еды (фудстайлинг) – это сложная, многочасовая работа, требующая от мастера особых навыков, хорошего воображения, усидчивости. Ведь неудачные рекламные снимки не только не привлекут внимание покупателя, но оттолкнут его.
Чтобы сделать хорошие снимки, важно провести ряд подготовительных работ к фудстайлингу. Иногда приходится тратить не один час, готовить блюдо несколько раз.
Основные правила
При фудстайлинге, важно соблюдать несколько основных правил. Они помогут сделать качественные фото, которые привлекут клиентов:
Жанровое разнообразие и типы композиций
Есть два основных направления фотографии еды:
Снимать еду можно в разных стилях. В списке представлены самые популярные виды фудстайлинга:
Фуд-стилисты снимают полноценные продуктовые композиции. Вот несколько эффектных вариантов комбинирования продуктов:
Ракурсы
От правильного ракурса зависит качество и эстетичность фотографий. Наиболее удачными в фудстайлинге считаются следующие 4 ракурса:
Способы улучшения кадра
У профессиональных фуд-стилистов есть множество секретов и способов, позволяющих сделать блюдо лучше. Часто в фудстайлинге используются неожиданные приемы.
В списке представлено несколько популярных приемов:
Фудстайлинг – искусство наиболее визуально выигрышной презентации продуктов. Его применяют для создания рекламных роликов и фотографий блюд. Задача фуд-стилистов и дизайнеров – сделать еду или изображение аппетитным, вызвав желание приобрести продукт.
А вы соблазняетесь на сочные фотографии блюд? Делитесь своими мыслями и делайте репосты.
Найдите себя. Какие бывают типы фотографов.
Одна из главных радостей в фотографии это интересные персонажи, которых вы встретите на своем пути. Речь идет не об объекте, который вы снимаете, а о работах других фотографов.
Ориентированный на социальные сети
Это человек, у которого есть портфолио на Facebook и он использует каждый хештэг в постах Instagram.
Конечно, он перечисляет все случайные объекты, которые попадают в его кадр в фоновом режиме.
Это человек, который добавляет теги #скала, #валун, #камень, #горная порода, когда на одной из его
фотографий на заднем плане лежит галька на тротуаре. Каждый снимок рассматривается как маркетинговые возможности.
Пожалуй, такие люди больше кого бы то ни было приходят в восторг от возможностей Wi-Fi в новейших камерах.
Только пленка
Этот фотограф, вероятно, носит очки и у него, скорее всего, немало морщин. И, конечно же, он все еще снимает на пленку.
Такой человек будет снимать на цифровую камеру только чтобы оставаться конкурентоспособным, но постоянно будет на нее жаловаться.
От него вы постоянно слышите фразы о том, насколько было легче, насколько сложнее, сколько в этом было ремесла, про эстетическую привлекательность темной комнаты, контроль над фотографиями и так далее и тому подобное.
И если такой фотограф примется снимать на пленку рабочий заказ, то в конечном итоге массу времени проведет в фотолаборатории, проявляя снимки, которые, скорее всего, придется сканировать или оцифровать негативы для своего клиента. Добавьте еще несколько часов времени на процесс редактирования, потому что на дворе 2013 год и люди хотят получить свои снимки в современном виде.
Только цифровик
Этот человек полная противоположность пленочника, только он меньше жалуется. Но не обманывайте себя, это не положительная черта характера.
Просто в настоящее время у него меньше поводов жаловаться.
Такие фотографы критикуют пленочную фотографию и дедовские методы. Они недальновидны и не догадываются, что в один прекрасный день появится новый причудливый вид фотографии, а их методы точно также станут объектом критики, как устаревшие.
А еще эти люди не задумываются о том, что цифровые файлы можно просматривать лишь на экранах, они подвержены искажению и могут быть случайно удалены.
Коллекционер фототехники и аксессуаров
Такого человека легко распознать. Более того, многие из нас могли бы признаться, что когда то были этим человеком.
У этого фотографа техники и аксессуаров больше, чем фотографий. Он неустанно собирает объективы.
Положительный аспект в том, что если вам когда-нибудь понадобится ремень для фотокамеры, то у такого собирателя вы найдете штук тридцать семь.
Этот человек не заслуживает критики, но есть нечто, чего он требует постоянно и беспрерывно. Еще больше механизмов.
Советчик
Человек, при котором вы никогда не видели камеру (возможно, у него ее вовсе нет), и, кажется, у него нет никаких фотографий, но он любит, давать советы по поводу того, как вы должны вести съемку. Вы, наверное, даже немного подозреваете, что он на самом деле не фотограф, но его авторитетность в области редактирования фотографий заставляет думать, что он, должно быть, сделал, по крайней мере, один снимок в жизни. Иначе откуда ему знать о каждой детали, о соотношениях обрезки и прочее, что он выдает, стоя за вашим плечом.
Наиболее заметным качеством этого типажа является то, что такие люди всегда предлагают свои советы, когда их никто не спрашивает. Они советуют даже после того, как ваши фотографии уже были напечатаны в местной газете или на первой странице национального веб-сайта. Или еще лучше, в то время, когда вы рассматриваете фото со своим клиентом или редактором.
Затворник
Это человек, преисполненный талантом и способный творить чудеса. И все же, он никогда не делал ничего или не использовал свои таланты существенным образом. Он мог бы с большим удовольствием работать в газете, если бы только предпринял для этого малейшие усилия.
Если бы он заявил о себе, то смог бы снять фотографии, о которых вы только мечтали, но по той или иной причине – будь то неуверенность, отсутствие мотивации или просто общее отсутствие интереса – такие люди навсегда остаются в своем доме.
Они не покидают зону комфорта, оставаясь закутанными в одеяло безопасности и никогда этого не осознают. В результате, несмотря на свой потенциал, этот человек навсегда останется дома, мечтая о том, что могло бы быть.
Талант
Это человек, который напоминает затворника, но между ними есть одно четкое различие. Такой типаж на самом деле делает фотографии и они удивительны.
Он никогда в жизни не позиционирует себя как фотограф, никогда не проявляет никакого интереса к профессии фотографа и, конечно, никогда не редактирует отснятые кадры. Вероятно, этот человек даже не владеет камерой за пределами своего телефона.
И все же, несмотря на это, каждый раз, когда он случайно фотографирует, это получается красиво обрамленный, прекрасно освещенный шедевр. У этого человека, очевидно, природный талант и ему можно только позавидовать.
Человек, который не подпадает ни под одну из этих категорий и прекрасно сбалансирован. Вы не даете советы, когда вас об этом не просят, в равной степени цените и пленочную, и цифровую фотографию, используете только социальную платформу Instagram и вы не гоняетесь бесконечно за снаряжением. Поздравляем, вы уникальны!
Поставим вам «психический» диагноз по вашей аватарке: чем опасны люди, которые любят профессиональные фотосессии?
Мы давно свыклись с соцсетями: общение через экран компьютера стало обычным делом. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что по аватарке человека во «ВКонтакте» можно многое узнать о его психическом здоровье? Как оказалось, каждому из нас можно поставить диагноз по фото, впрочем, как и узнать, какие проблемы в отношениях вас поджидают с тем или иным человеком.
Неодушевленный предмет на фото
У человека на аватарке горшок с цветком, пила или карандаш? Впрочем, как и любой другой неодушевленный предмет? В этом случае у человека, скорее всего, пограничное расстройство личности средней или высокой тяжести. Такой выбор фото свидетельствует о том, что человек не знает себя, у него ложные представления о собственной личности и он сам относится к себе с огромным пренебрежением. Чего ожидать от отношений с таким человеком? Скорее всего, они будут хаотичными, напряженными и непредсказуемыми.
Животное или мультяшный персонаж
У такого человека тоже есть пограничное расстройство, но более легкой формы. У него, скорее всего, есть одна или несколько сильных и непереносимых эмоций, которые он не может осознать и вытерпеть. Проще говоря, его что-то сильно гложет. Так как он не может это в себе принять, то в виде такой аватарки он эту эмоцию он таким образом выплескивает. Кроме того, у этого человека сложные отношения с миром: он испытывает огромное количество боли, неприятия, отчаяния, считая себя самого инфантильным и не желая вырастать, становясь взрослее. Отношения с такими людьми будут интересными и небанальными: у таких людей сильно развито воображение. Но вам нужно быть готовым к тому, что такие люди сверхчувствительны и склонны обвинять в своих проблемах других и обстоятельства.
Однотипные «секси»-фото
Если у человека (как правило, речь идет о девушках) в соцсетях десятки однотипных фото с акцентом на призывных позах, а не на эмоциях — это значит, что герой или героиня этих фото старались продемонстрировать наиболее выгодные части тела. Скорее всего, у таких людей есть расстройства нарциссического и антисоциального спектра, то есть они неспособны к по-настоящему близким отношениям, а настроены только на режим: «ты мне — я тебе». Сами себя они также воспринимают в контексте объективации, размышляя в духе «что во мне такого, за что хорошо заплатят?».
На аватарке скрыты части тела или лица
Это характерно для стеснительных и зажатых людей. В отношениях с вами они будут нервничать и испытывать стыд. Раскрыть таких людей, сделав так, чтобы они раскрепостились, самим практически невозможно. Да и не стоит: потратите массу сил и нервов.
Снимок с фотосессии
Люди, которые обращаются за помощью к профессиональному фотографу, скорее всего, невротики. Как считает психолог Евгения Стрелецкая, у них, возможно, еще даже не завершилось их психосексуальное развитие. Также возможны проблемы с мужественностью или женственностью: они не совсем осознают свой образ, не умея вычленить изюминку в свойствах своего характера и личности. Поэтому-то и прибегают к постановочным фото, в которых, если что, можно все отретушировать и зафотошопить. В отношениях этих людей нужно будет часто хвалить — только так они смогут, наконец, расслабиться и взглянуть на себя сами, а не глазами других людей.
Непостановочные портреты с разными эмоциями
Из всех вышеперечисленных категорий людей — это самые свободные и самые психологически сформированные. Они не боятся выкладывать разные снимки, сделанные при разных обстоятельствах. Их эмоции естественные и непринужденные. Конечно, никто не идеален, и проблемы возникают у всех. Но люди, публикующие естественные снимки, открыты к миру и себе, поэтому отношения с ними могут сложиться наиболее гармоничными.
Фотография и закон: что нужно знать фотографу
Эта статья поможет фотографам и клиентам разобраться в спорных моментах отношения фотографии и закона, а также избежать возникновения неприятных ситуаций и проблем
Изменения в законодательстве, массовая истерия вокруг прав личности в СМИ, а также просто желание нечистых на руку людей нажиться могут создать для фотографа, не проявляющего должную осторожность, немало неприятностей. И если раньше вопросами законности своей деятельности в большей степени задавались наши зарубежные коллеги, то сейчас они становятся актуальными и для нас.
Своими фотографиями мы, фотографы, по сути документируем всё, что попадает в прицел нашего объектива. От людей до зданий и всего, что нас окружает. Учитывая такой обширный круг объектов съёмки в процессе работы фотограф всегда может столкнуться с какой-то загвоздкой. Это может показаться настораживающим, поэтому я решил подготовить небольшой путеводитель по нескольким важнейшим для фотографов юридическим вопросам.
Предупреждение: информация в этой статье носит справочный характер. Если вы столкнулись с вопросом, рассмотренным в статье, проконсультируйтесь с практикующим юристом или адвокатом. Я отталкиваюсь от действующего законодательства Российской Федерации. Требования законов и нормативных актов могут изменяться в зависимости от страны, в которой вы проживаете. Возможно, позже я добавлю в статью информацию относительно законов, действующих в других странах. Если вам это интересно— напишите в комментариях.
Авторское право: кому принадлежит фотография
В вопросах авторского права всегда немало путаницы. Многие фотографы и художники на самом деле не знают, как работает авторское право, собственно, как не знают этого и их клиенты.
Такое положение вещей иногда может привести к недопониманию и неприятностям. Поэтому каждому фотографу важно понимать, что такое авторское право.
С точки зрения непрофессионала, авторское право — некое право, гарантирующее, что вы владеете произведением, которое вы создаёте. Согласно действующего законодательства, это исключительное право собственности позволяет вам, как создателю фотографии, воспроизводить, продавать, дарить, сдавать в аренду и делать с вашими фотографиями ним всё, что вы пожелаете и что не запрещено законом.
Часто именно авторское право становится яблоком раздора или причиной недопонимания между фотографами и людьми, которых они фотографируют.
Как фотограф, вы создаёте некий творческий продукт или произведение. И авторское право на вашу фотографию возникает автоматически в момент её создания. Авторское право сохраняется за автором на протяжении всей его жизни и в течение 70 лет после смерти.
Главным источником напряжённости между клиентами и фотографами является выяснение вопроса, кому принадлежит фотография после её съёмки. Клиент платит за съёмку, а фотограф создаёт фотографию, так кому же она принадлежит?
Законодательство однозначно говорит о том, что авторские права на фотографию принадлежат тому, чьим творческим трудом она создана. То есть фотографу. Если фотограф не передал клиенту по договору авторские права на фотографию, то фотография продолжает принадлежать фотографу, независимо от того, что клиент оплатил её создание.
Авторское право — инструмент, призванный помочь фотографу запретить людям использовать его работы без разрешения.
Что мы имеем в итоге? Исходя из положений об авторском праве, клиент, хотя и оплатил фотосессию, но может использовать фотографию только с согласия фотографа.
Значит ли это, что фотограф может делать с фотографиями всё, что угодно?
Не совсем. Фотограф может обладать авторскими правами, ограничивающие возможность клиента делать с фотографиями всё, что ему вздумается. Но и на фотографа действуют некоторые ограничения. В творчестве, как и в любви, всё справедливо.
Если вы фотографируете людей, то на использование их изображений вам понадобится получить от них согласие. При коммерческом (да и при свободном тоже) использовании фотографий с изображением людей без их согласия у фотографа могут возникнуть проблемы. Иными словами, фотограф также не может делать с фотографиями людей что угодно.
Конечно, существуют лазейки, позволяющие использовать фотографии с изображениями людей без их согласия. Например, согласие не требуется если вы сфотографировали людей, являющихся публичными фигурами, или сделали кадры в местах, открытых для свободного посещения, на публичных мероприятиях и так далее. Также не требуется получения согласия человека на использование его изображения, если он позировал вам за деньги.
Что такое свободное использование и какие у него ограничения?
Теперь давайте рассмотрим тему коммерческого и свободного использования фотографии. Это может показаться немного сложным. Но для фотографа очень важно разобраться в этом вопросе.
Проще говоря, коммерческое использование — это любое использование фотографии с целью получения прибыли. Большинство людей думают, что под коммерческое использование попадает только продажа фотографий.
Конечно, это основная форма коммерческого использования. Но не единственная (особенно в современную эпоху интернета).
Всё, что так или иначе используется с целью получения прибыли, является коммерческим использованием (например, маркетинг, реклама и т. д.). Если вы публикуете чью-либо фотографию в своём Instagram и используете её для рекламы ваших услуг, как фотографа, — это коммерческое использование.
Да, вы не получаете доход напрямую от этого изображения. Но вы используете эту фотографию для продвижения чего-то (в данном случае ваших услуг), что в какой-то момент принесёт вам деньги.
Есть противоположные случаи, когда то, что может показаться коммерческим использованием, таковым не является. Например, если газета использовала вашу фотографию (с указанием вашего авторства), ранее опубликованную вами, для иллюстрации своей статьи, то это не является коммерческим использованием.
Определение случаев коммерческого и свободного использования иногда может ввести в заблуждение.
Понятие и случаи свободного использования закреплены в Гражданском кодексе. Оно включает в себя перечень целей и случаев, при которых использование фотографий признаётся свободным использованием и не влечёт за собой необходимость оплаты автору авторского вознаграждения.
Свободным использованием считается: комментирование, использование в новостях, обзор, критика и т. д. Другими словами, использование фотографии для информационных, научных, учебных или культурных целях — это не коммерческое использование. По сути, любой человек может взять отснятую и опубликованную вами фотографию без вашего согласия и совершенно бесплатно, если он использует её, например, для образовательных целей или в качестве иллюстрации для новостей.
Что такое согласие на использование изображения человека
Коммерческое использование тесно связано с согласием на использование изображения человека. Наличие такого согласия даёт фотографу возможность использовать, например, портретные фотографии в коммерческих целях.
Действующим законодательством предусмотрен запрет на распространение изображения человека без его согласия — за исключением случаев, о которых я говорил в пункте 2 этой статьи.
Допустим, на вашу фотографию попал человек. И эта фотография была сделана не в общедоступном месте. Вы не получили согласие этого человека на использование его изображения и разместили эту фотографию у себя на сайте или в социальной сети, где вы предлагаете свои фотоуслуги, в качестве примера ваших работ. В этом случае вы нарушаете закон. Поскольку для любого использования изображения человека, а особенно для использования в коммерческих целях, необходимо получить его согласие.
В общих чертах, согласие на использование изображения человека представляет собой договор между фотографом и клиентом или человеком, изображённым на фотографии. Такой договор может быть составлен как в устной, так и в письменной форме. Я рекомендовал бы всегда заключать договор в письменной форме, так как подтвердить наличие устного согласия на использование изображения часто бывает очень сложно.
В согласии можно предусмотреть неограниченное право использования изображения (то есть вы сможете сколь угодно долго использовать фотографию по своему усмотрению: размещать на сайте, публиковать в социальных сетях, использовать для наружной рекламы своей студии и т.д.). Либо, наоборот, указать конкретные виды и сроки использования. Всё зависит от вашей договорённости с человеком, который изображён на фотографии.
Получение согласия на использование изображения человека, гарантирует вам, как фотографу, что при использовании фотографий у вас не возникнет никаких проблем.
Где можно и где нельзя фотографировать
Давайте попробуем разобраться, где фотографировать можно, а где нельзя. Будем отталкиваться от двух юридических доктрин. Первая: законом разрешено всё, что не запрещено. Вторая: ваши права заканчиваются там, где начинаются права другого.
Исходя из положений 29-ой статьи Конституции Российской Федерации, каждый из нас вправе свободно получать и распространять информацию. Поскольку фотография — это одно из средств получения и распространения информации, то снимать можно везде, кроме мест, съёмка в которых запрещена законом. Давайте разберёмся с такими местами. Для начала поговорим о том, что не связано с частной собственностью.
Муниципальные и правительственные здания
Снимать можно везде, за исключением мест и событий, относящихся к объектам государственной тайны. Например, запрещена съёмка закрытых заседаний правительства, съёмка в здании министерства топлива и энергетики и т.д. Кроме того, по соображениям безопасности (например, в случае визита высокопоставленных гостей) съёмка может быть запрещена или ограничена даже в тех местах, где обычно она разрешена.
Пограничные территории и государственная граница
Съёмка в пограничной территории — 5-километровой полосе вдоль границы — запрещена. Также запрещена фотосъёмка на самой границе и фотосъёмка предметов и объектов, расположенных на территории таможенной службы.
Общественные места
Фотосъёмка разрешена везде, за исключением мест, где действия фотографа могут нарушить права человека на приватность и неприкосновенность частной жизни: туалетные комнаты, раздевалки спортзалов, фитнес и спа-центров, сауны и бани, примерочные кабинки и т.д.
Транспорт
Автобус, троллейбус, трамвай. Съёмка разрешена, при условии, что вы не создаёте неудобств для остальных пассажиров, а учитываете требования законодательства о наличии согласия на использование изображения человека.
Метро. Федеральное законодательство не содержит запрета на съёмку в метрополитене, однако, ограничение на съёмку может вводиться по соображениям безопасности, например, решением суда или правилами самого метрополитена. Во избежание недоразумений и конфликтных ситуаций рекомендую перед фотосъёмкой ознакомиться с правилами и заручиться согласием администрации на съёмку.
Железная дорога. Фотосъёмка разрешена везде, так как прямого запрета в законодательстве нет. Аргумент сотрудников вокзала о том, что вокзал и железная дорога — стратегический объект, безоснователен. В перечне стратегических объектов, закреплённом действующими нормативно-правовыми актами, железнодорожных вокзалов и железных дорог нет. Но, учитывая современные реалии, так же, как и в случае с метро, рекомендую вам заручиться согласием администрации на проведение фотосъёмки — сохраните и время и нервы.
Аэропорт. Запрещено фотографировать в зонах таможенного и личного досмотра (по соображениям безопасности, а также в силу запрета на съёмку объектов и предметов на территории таможенной службы), а вот в залах ожидания и регистрации снимать можете сколько угодно.
Правоохранительные органы, суды, исправительные учреждения
Фотографировать в зале судебного заседания разрешается только запросив в установленном законом порядке у судьи разрешения на проведение фотосъёмки. Для съёмки на территории исправительных учреждений вам также потребуется полученное в законном порядке разрешение.
А вот снимать сотрудников полиции при исполнении фотограф может совершенно свободно. Исключение составляют лишь случаи объявления режима контртеррористической операции — в зоне действия КТО полицейский может запретить вам вести фотосъёмку.
Медицинские учреждения. Запрещено фотографировать пациентов, без получения их согласия на фотосъёмку, поскольку это нарушает не только право людей на неприкосновенность частной жизни, но и врачебную тайну, также охраняемую действующим законодательством.
Выставки, музеи, концерты, культурные и спортивные мероприятия
Запрета на фотосъёмку для использования в личных целях нет. Возможны лишь некоторые ограничения, например, запрет на съёмку с использованием вспышки — в музеях яркий свет может повредить экспонаты, а на спектаклях, концертах или соревнованиях — отвлекать артистов или спортсменов.
Помните, что если вы снимаете, не мешая окружающим, для личного использования и без цели последующего распространения или коммерческого использования отснятого материала, вы не нарушаете никаких законов и действуете в рамках своих прав.
Религиозные и культовые объекты
Фотосъёмка на территории религиозных и культовых объектов не регламентируется ни одним нормативно-правовым актом, соответственно, никто не вправе запретить вам делать фотографии внутри храма, монастыря, мечети и т.д.
Однако, при работе в подобных местах фотографу следует помнить о том, что щёлканье затвора камеры и вспышка могут создавать неудобство для верующих. Кроме того, как и в музее, яркий свет вспышки может нанести вред религиозным реликвиям, имеющим не только религиозную, но и историко-культурную ценность.
Это именно тот случай, когда фотограф должен руководствоваться не только нормами закона, но и нормами морали и здравым смыслом.
Торговые комплексы, рестораны, кафе, магазины
Хотя эти объекты, в подавляющем большинстве являются частной собственностью, съёмка в них разрешена в тех же пределах, как и в общественных местах. Всё дело в том, что, согласно кодексу об административных правонарушениях, места, открытые и доступные для населения приравнены к общественным местам. Поэтому любые отсылки сотрудников охраны или администрации таких заведений — безосновательны.
Давайте, для убедительности, рассмотрим два основных аргумента, используемых администрацией вышеуказанных заведений, для запрета фотографу на проведение фотосъёмки.
Аргумент первый: согласно 209 статьи Гражданского кодекса, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, а значит, и запрещать фотосъёмку. Приводя подобный аргумент, администрация немного лукавит, так как в 209 статье есть оговорка, что такие действия собственника не должны противоречить закону и иным правовым актам. То есть, поскольку торговые центры, кафе, магазины и т.д. административным кодексом приравнены к общественным местам, то запрещать в них съёмку, ссылаясь на нормы о частной собственности, незаконно.
Аргумент второй: вы не можете снимать, поскольку на фотографии попадает товар и цены на него, а это нарушение коммерческой тайны. Это не так. Товары и цены на них находятся в свободном доступе для посетителей, а значит, согласно действующего законодательства, коммерческой тайной не являются.
Другая частная сосбтвенность
Вот мы и подошли вплотную к вопросу фотосъёмки в местах, находящихся в частной собственности. Здесь может возникнуть вопрос: если я могу снимать в магазинах, торговых комплексах, являющихся частной собственностью, значит, я могу снимать везде? ответ, конечно же, нет.
Если говорить об объектах частной собственности, не приравненных к общественным местам, то их владельцы на законных основаниях могут запретить вам фотографировать на их территории.
Если вы находитесь на земельном участке или в здании, принадлежащем частному лицу, вы должны получить согласие владельца на фотосъёмку. Это касается как съёмки самих зданий или предметов, так и людей. Фотограф не вправе делать снимки человека, находящегося в своём доме, квартире, а также интерьера здания и т. д. без согласия этого человека.
Но как только такой человек выходит из дома в общественное место. Он утрачивает право требования на получения согласия на его фотосъёмку.
Это требование справедливо не только для домов и другой недвижимости, находящейся в частной собственности, но и, например, для автомобилей.
Находясь на городской улице снаружи автомобиля вы можете сколько угодно долго фотографировать сам автомобиль и его владельца, находящегося в салоне авто (использовать распространять его фотографии, без получения его согласия вы всё-таки не сможете), и у него не будет законных оснований запретить вам это делать. А вот снимать интерьер авто и владельца, находясь в салоне его автомобиля, фотограф может только с его согласия.
Использование фотографий в социальных сетях
Многие фотографы, в том числе и я, убедились, что социальные сети — отличный инструмент для продвижения ваших услуг. Они дают возможность охватить тысячи людей за короткое время и без необходимости тратиться на рекламу.
Такие социальные сети, как Instagram, Facebook, Вконтакте способны связать фотографа со множеством потенциальных клиентов. Со временем аккаунты в социальных сетях могут превратиться в портфолио фотографа.
Но публикация фотографий в социальных сетях может обернуться головной болью для фотографа. Дело в том, что многие люди считают, что всё, что они находят в интернете, можно использовать бесплатно. Существует заблуждение относительно условий и прав использования фотографий, размещённых в социальных сетях.
Например, если вы ознакомитесь с пользовательским соглашением крупнейших социальных сетей, то найдёте положения, согласно которым, используя социальную сеть, вы предоставляете ей право на использование ваших фотографий. Принимая пользовательское соглашение и публикуя свои работы, вы предоставляете социальной сети право на использование ваших фотографий, размещённых в социальной сети или её посредством. Таким образом, социальная сеть получает законные основания для публикации ваших работ на своём сайте.
Тем не менее, мы предоставляем право на использование фотографий социальной сети, а не её пользователям.
Вы можете публиковать фотографии в социальных сетях, и социальные сети вправе отображать их или делиться ими внутри сети. Но другие пользователи такого права не имеют.
Это означает, что если другой пользователь копирует и публикует ваши работы, он нарушает ваши авторские права.
Обращать на это внимание или нет — решать вам.
Если вы обнаружили, что кто-то использует вашу фотографию с целью рекламы или извлечения прибыли, первое, что вам следует сделать — обратиться к человеку, использовавшему вашу фотографию, с просьбой удалить её.
Многие пользователи используют чужие фотографии не из корыстных целей, а вследствие заблуждения, о котором я говорил выше. Поэтому после обращения автора фотографии, незаконно используемые снимки обычно удаляются.
Если же ваша просьба была проигнорирована, вы можете обратиться в суд для защиты своих авторских прав (оценив перед этим стоит оно того или нет).
Заключение
Надеюсь, что вопросы, рассмотренные в этой статье помогут вам разобраться в спорных моментах отношения фотографии и закона, а также избежать возникновения неприятных ситуаций и проблем.
В завершении дам ещё один совет: если среди ваших друзей есть хороший юрист или адвокат, не ленитесь прибегать к его консультации в любых спорных ситуациях.
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».