Как называется чтение стихов наизусть
Искусство чтеца для поэтов
Я с недавних пор часто слушаю поэтов, выступающих со своими стихами, или читающих стихи знаменитых предшественников, любимых авторов.
Иногда это интересно и оригинально, а иногда — совершенно невыносимо. И как же редко бывает, чтобы все совпало: и сами стихи и их подача выступающим.
Бывает, конечно, и вполне профессиональное чтение, то есть такое исполнение, когда забываешь, что это озвучивают текст. Когда каждое слово, каждая мысль, произнесенные вслух, находят отклик у слушающих. Но для этого нужно много работать именно над художественным словом, а это и наличие определенных способностей(дикция, тембр и сила голоса) и кропотливая работа над текстом. Может быть, поэту, читающему свои произведения это и не нужно?
Недавно слушала вроде профессионала. Молодой парень читал с листа незнакомые ему стихи перед подготовленной аудиторией. Слушатели увидели и услышали чтеца с прекрасной дикцией, актерской внешностью, приятным тембром голоса, способного к перевоплощению. Но сами великолепные стихи почти пропали от старания чтеца показать свои актерские возможности. А нужно было просто ненавязчиво озвучить предложенное, соблюдая знаки препинания, начало и конец строки, строф. И лишь чуть-чуть дать себе — любимому возможность отойти от обыденной речи, все-таки стихи.Чтобы уже слушатели сами воссоздавали в своем мозгу то, что написано автором произведения. Чтобы было так, будто вся аудитория просто читает глазами новый для себя текст.
Потом выступала молодая поэтесса. Энергичная, с высоким красивым голосом, она сначала захватила внимание. Но заунывность и навязчивые повторы интонации « в стиле Беллы Ахмадулиной», повышенная громкость, быстро надоели. Что не позволило даже вообще задуматься о содержании стихов. Осталось впечатление лишь о бьющей по ушам силе звука и форме подачи, не самой приятной.
Три способа чтения стихов с эстрады:
Главная ошибка — заунывность и подвывание. Или оглушающая громкость звучания.
2. Чтецкое (декламатарское).
Размеренное ритмичное проговаривание по строкам, с точным учетом всех знаков препинания и выделением последнего слова. Но при этом декламатор знает о чем говорит и видит все, о чем сказал поэт, а значит, мысленно «передает картинку» слушателям. И не только картинку, но и авторское настроение. Чтец на первый план ставит произведение, с которым хочет познакомить слушателей. Он относится к нему бережно, раскрывает постепенно, хотя знает о читаемом произведении почти все возможное. Чтец отделен от того, что читает, он рассказывает о том, что пережил и почувствовал автор, когда писал.
Главная ошибка декламации. Конечно, декламатор знает неизмеримо больше о читаемом произведении, чем неискушенный слушатель. Но профессиональный чтец стоит между автором и слушателем, а потому нарушает прямой контакт между произведением и чувствами зрителей. Восприятие слушающих искажается под воздействием представлений декламатора. Ведь если бы слушающий просто читал с листа, у него возникли бы совершенно иные, собственные душевные отклики, образы и мысли.
Как правило, актер играет здесь и сейчас. Он, читая чужой текст, перевоплощается в литературного героя, от лица которого написано произведение. Но актерская индивидуальность такова, что в отличие от декламатора, чтец-актер будет говорить со слушателями от своего собственного лица. А оно, это самое лицо, будет наверняка не тем, что задумывал поэт. То есть, основные мысли останутся те же, но актер так их оживит и раскрасит, чтобы возбудить интерес у публики, в том числе, к собственной персоне, что слушающие могут вообще забыть о начальных замыслах автора литературного произведения.
Заканчивая свои изыскания, думаю, поэтам следует в первую очередь использовать для выступлений первый, иногда второй способ и в очень редких случаях третий.
Как научиться красиво и выразительно читать стихи
Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!
Основные теоретические аспекты выразительного чтения
Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.
В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.
Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.
Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.
Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.
В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.
Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.
Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.
Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением
От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!
Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.
Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.
Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.
Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.
Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.
Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.
Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.
Эффективные приемы и методы обучения младших школьников выразительному чтению и запоминанию наизусть стихотворений
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ И ЗАПОМИНАНИЮ
Заботливые родители, желающие своему ребенку счастливого будущего, понимают, что оно связано с образованием. Трудно себе пред ставить человека, который считается образованным, культурным, но не любит читать, не имеет широкого читательского кругозора.
Поэзия занимает особое место в культурном мире человека. Литературоведческий словарь определяет поэзию (гр. poiesis — творчество от poieo — делаю, создаю) как художественно-образное словесное творчество. Термин употребляется во многих значениях. Прежде всего это искусство слова, наполненное энергией «аристократизма духа». Одно из значений определяет поэзию как художественную литературу, в отличие от научной.
Стихотворение создается из слов, однако механическое добавление этих слов не дает поэтического содержания. Все дело в порядке слов, сцеплениях и созвучиях между ними.
О значении поэзии в жизни человека на мировом уровне свидетельствует появление Всемирного дня поэзии — 21 марта, о чем было провозглашено на 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 г. Первый Всемирный день поэзии состоялся в Париже (Франция) 21 марта 2000 г., где находится штаб-квартира ЮНЕСКО.
Этот День, считает ЮНЕСКО, призван послужить созданию в средствах массовой информации положительного образа поэзии как действительно современного искусства, открытого людям.
Мы не ставим себе целью вырастить из ребенка поэта или прозаика, но создать условия, благодаря которым он станет более эмоциональным и чувствительным, сможет лучше понимать произведения искусства — это достойная задача для родителей и педагогов.
I . КАК МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ ВОСПРИНИМАЮТ ПОЭЗИЮ
Восприятие поэзии — процесс многогранный. Восприятие — это связующее звено между произведением, которое читают, и личностью читателя. Для того чтобы быть воспринятым, произведение должно быть доступным читателю по лексике, смыслу, объему. Восприятие может не состояться, если сознание читателя еще не созрело.
На пути к настоящему пониманию поэзии читателя подстерегает много трудностей, он проходит разные стадии поэтической начитанности и понимания поэзии. Литературовед В.Разова на основе анализа наблюдений за детским восприятием выделила четыре его основные стадии и в зависимости от этого четыре читательских типа.
У читателя «фанатика слова» — широкие возможности. В силу своего темперамента, эмоциональности он через ощущение формы стиха идет к пониманию настроения поэта, а это уже очень важно, когда речь идет о культуре астенического восприятия поэзии.
И. наконец, есть читатели, которые воспринимают стихи как произведение искусства, наслаждаясь их формой, понимая содержание, волнуясь и радуясь. Восприятие поэзии у читателей этой категории очень похоже на творчество; они видят в поэзии не слепок с действительности, не сборник поучений, а особое изображение жизни.
Та той читатель-творец глубоко ощущает поэтическую речь, умея насладиться стихом, гармонично понимая авторский замысел и его исполнение. Такого читателя можно отнести к категории «поэтическая натура». Этот читатель умеет насладиться всем стихом в целом, содержанием и формой одновременно. Его любовь к стихам не сводится только к любви к героям или только к любви к его звукозаписи. Каждый из таких читателей по-своему, творчески осмысливает прочитанное и старается в словах высказать свое впечатление наиболее точно. По особенно сложно выразить в точных и нескучных словах то, что так интимно переживается.
Настоящего читателя поэзии отличает определенная культура чтения стихотворений. Прежде чем читать стихотворение, нужно обратить внимание на имя и фамилию автора и заголовок произведения. Если фамилия автора уже встречалась, желательно вспомнить, что именно из его произведений вы читали и какое впечатление осталось.
Опрос учащихся начальных классов показывает, что основная часть детей (до 80 %) не может вспомнить названия стихотворений и их авторов, даже тех, с которыми знакомились недавно на уроке. И это при наличии и программе по чтению достаточного количества стихотворений. Это свидетельствует о том, что умение обращать внимание на автора без специальных упражнений, само по себе не формируется.
Чтобы воспринимать поэзию, нужен особый слух и особое настроение. Эти качества могут быть развиты у ребенка с помощью взрослых, которые любят поэзию. Таким образом, на вопрос «Можно ли воспитать в ребенке настоящего ценителя поэзии?» — ответ, безусловно, положительный.
II . КАК ПОМОЧЬ МЛАШЕМУ ШКОЛЬНИКУ НАУЧИТЬСЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ СТИХИ
Согласно программе учащиеся начальной школы должны уметь декламировать стихи, то есть выразительно рассказывать их. Однако поскольку овладение этим умением начинается, когда техника чтения еще не сформирована, устная речь несовершенна, внимание и память недостаточно устойчивы, то довольно часто у младших школьников возникают трудности при чтении стихотворений. Оно становится монотонным и невыразительным, что ничего не дает ни декламатору, ни слушателям.
Чтобы выразительно читать стихотворения, нужно уметь ориентироваться в особенностях поэзии, которая имеет специфическую организацию художественной речи, характеризуется повышенной эмоциональностью, образностью и насыщена разнообразными средствами выразительности. В начальной школе робота над поэтическими произведениями основывается на умении почувствовать авторский замысел через художественные образы, особенно через чувства и переживания самого автора.
Для эффективной работы по выразительному чтению стихотворений нужно помнить следующее;
• создание соответствующего настроения помогает настроиться на чтение и запоминание. Педагог может это сделать, вспомнив опыт собственного восприятия стихотворения («Как чудесно; ты будешь читать Ф. Тютчева! В детстве мне очень нравилось его стихотворение «Весенняя гроза»:
Люблю грозу и начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Обратите внимание, что культура чтения стихов предусматривает обязательное называние имени и фамилии автора и заголовка произведения; при чтении стихотворения ребенку помогает его форма. Стихотворение пишется «столбиком», строки чаще всего заканчиваются рифмой. В детских стихах конец строки часто совпадает с концом предложения, поэтому его чтение не представляет трудностей для чтеца. В конце строки делается пауза. Особого внимания требуют стихи с переносом, характерные главным образом для XIX в (А. Пушкин, Н. Некрасов,). Тогда конец строки нужно прочитать так, чтобы слушатели поняли, что нужно ожидать продолжения фразы (интонационно повышая голос). Взрослому нужно обратить на это внимание ребенка, несколько раз прочитать сложное место.
… В лесу раздавался топор дровосека
— А что, у отца-то большая семья?
— Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то : отец мой да я.
(Н Некрасов «Мужичок с ноготок»)
Учащиеся начальной школы знакомятся с эпическими (сюжетными), лирическими и драматическими стихотворениями. Отличие этих типов поэтических произведений накладывает отпечаток на их изучение.
Вопросы, которые помогут понять эпические стихи:
-Понравилось ли стихотворение?
-О ком и о чем идет речь в произведении?
-Почему это произошло? Что ты представлял, когда слушал стихотворение?
-Как ты думаешь, с каким настроением поэт писал это стихотворение?
-Как нужно прочитать стихотворение, с каким настроением (спокойно, весело, бодро, грустно)?
Драматические стихотворения похожи па эпические наличием сюжетной линии, но они предназначены для постановки на сцене и имеют несколько другое построение произведения (действия, акты, картины) и специальные пометки, которые должен понимать читатель.
Последовательность работы над драматическим стихотворением подобна работе над эпическим: знакомство с произведением, выяснение, какие герои принимают участие и действии, какие у них характеры, как нужно читать слова каждого действующего лица и чтение по ролям.
В отличие от эпических и драматических стихотворений в лирической поэзии нет сюжетного развития. Воспроизведенные переживания и чувства присущи не только автору произведения, но и всем людям, поэтому лирические произведения «задевают», не дают остаться равнодушным. Такая поэзия помогает эмоциональному познанию действительности.
Считается, что нужно при помощи чтения лирических стихотворений вводить детей в мир художественных образов. Сначала чувства, а затем от чувств к мыслям и выводам. Лирические стихи не пересказывают, при работе над ними уточняют изменение настроения.
Вопросы , которые помогут понять произведении пейзажной лирики:
-Понравилось ли тебе стихотворение?
-Какие картины ты представил, когда слушал? Какие чувства вызвало произведение?
-Как ты думаешь, с каким чувством, настроением поэт рисовал этикартины?
-Какие слова помогают автору создать такое настроение?
-Какую картину можно нарисовать к первой, второй строфам?
-Какие краски использовать при этом?
-Как нужно прочитать стихотворение, с каким настроением?
Самым сложным в работе является умение взрослого объяснить все сказанное выше ребенку. Среди методических приемов, предлагаемых для овладения умением выразительно читать стихи, выделяются так называемые «партитурные». Партитура разрабатывалась первоначально для взрослых людей, преимущественно актеров, которые, уже владея своим голосом или целеустремленно, профессионально развивая его, могли освоить предложенный текст. Потом этот вид работы перешел систему подготовки учителей, а после этого в школу.
При обсуждении текста учащиеся делают специальные пометки, которые указывают места пауз, ударений, изменение силы голоса темпа и ритма: слова или словосочетания, которые несут наибольшую смысло вую нагрузку, самые важные для передачи мысли подчеркиваются одной, двумя линиями и пунктиром; короткие паузы обозначаются знаком «/», более длинные – «//», «///»;
также существуют примечания «громче», «тише», «замедляя» и другие.
III . КАК ПОМОЧЬ МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ НАИЗУСТЬ
Согласно многочисленным исследованиям, стихотворения начинают терять своих поклонников уже в начальной школе, когда дети получают определенный отрицательный опыт: неудачные попытки выучить большое по объему произведение, потерянное время, неприятные минуты рассказывания перед классом и т. и.
Очень важно помочь ребенку на том периоде знакомства с поэзией, когда он еще ощущает к ней положительное эмоциональное отношение, хочет слушать, читать, учить наизусть, хотя и не обладает еще достаточным уровнем техники чтения и собственным опытом, чтобы самостоятельно воспринимать художественные произведения. То есть сделать это в самом начале.
Одна из наиболее распространенных причин незапоминания стихотворения заключается в том, что ребенок не представляет себе его содержание. Не то чтобы совсем не представляет, но у него возникают образы нечеткие, неяркие, не вызывают соответствующих чувств. Часто это бывает, когда стихотворение читается самим ребенком в очень быстром темпе. Иногда молодые учителя увлекаются темпом (скоростью) чтения и не уделяют достаточного внимания пониманию. У ребенка вырабатывается привычка сосредоточиваться только на одной стороне исполнения.
Стихотворение забывается еще и тогда, когда тот, кто его читает для ребенка (учитель, родители, другие ученики), тоже спешит, не соблюдает необходимых пауз.
Для разучивания стихотворений предлагаются учащимся советы-памятки.
Прочитай выразительно стихотворение.
Выясни, о чем (о ком) идет речь в стихотворении.
Выясни непонятное в содержании и образах.
Прочитай стихотворение еще раз, раздели его на завершенные по смыслу логические части.
Старайся представить себе содержание каждой части в соответствующих картинках, образах.
Прочитай два – три раза поочередно каждую часть стихотворения.
Закрой книгу и попытайся рассказать прочитанное наизусть.
Перечитай еще раз стихотворение.
Расскажи произведение наизусть.
Прочитай стихотворение вслух.
Уточни значение непонятных слов.
Прочитай стихотворение еще раз. Старайся понять его настроение, интонацию, ритм.
Прочитай стихотворение еще два – три раза. Старайся его запомнить.
Через несколько минут повтори стихотворение по памяти, в случае необходимости заглядывай в текст.
Позже повтори стихотворение еще два – три раза, не заглядывая в текст.
Перед сном еще раз повтори стихотворение.
Утром на следующий день прочитай стихотворение еще раз, а потом расскажи его наизусть.
Прочитай стихотворение. Ответь на вопрос «О чем рассказывается в стихотворении?»
Прочитай произведение медленно.
Раздели стихотворение на отрывки, имеющие законченный характер.
Образно представь. О чем рассказывается в каждом отрывке. Если можешь, сделай рисунок к ним.
Прочитай несколько раз стихотворение вслух.
Попробуй рассказать все стихотворение, подсматривая в текст.
Для того чтобы использовать эти памятки, нужно как минимум их прочитать и понять, что требует от ребенка много усилий, чтобы выполнить эти инструкции. Это не значит, что нужно отказываться от памяток, но лучше их использовать в конце 3-го и в 4 классе. В 1-3 классах чаще всего решают эту проблему количеством повторов текста.
С возрастом ребенка увеличивается количество и объем стихотво рений . Постепенно память с взрослением заполняется разнообразными сведениями, и запоминание происходит медленнее. По и в этом можно помочь. Если именно в этот период вооружить ребенка приемами образного восприятия стихов, то будут созданы условия легкого запоминания произведений.
Приемы образного представления и быстрого запоминания стихотворений:
— с помощью движений;
— с помощью одновременного рисования;
— с помощью подготовленных рисунков;
— с помощью слов-опор.
3.1. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ
Для того чтобы ярко представить то, о чем рассказывается, некоторые слова, можно изобразить с помощью жестов. Этот прием начинают использовать еще в дошкольном возрасте, но он эффективен и в начальной школе. Помните, что показывать ВС E слова стихотворения не нужно – только основные, которые будут опорами.
Последовательность разучивания стихотворения при помощи движений
-Чтение стихотворения взрослым (желательно наизусть). Ребенок слушает.
-Чтение с дополнением. Основную часть текста рассказывает взрослый, ребенок досказывает последнее слово.
-Объяснение непонятных слов (если необходимо).
-Разучивание стихотворения при помощи движений.
-Одновременное рассказывание стихотворения взрослым и ребенком с движениями.
-Чтение ребенком стихотворения наизусть, взрослый показывает движения, помогающие вспомнить нужные слова. Ребенок по желанию может сопровождать рассказывание движениями.
-Чтение ребенком стихотворения наизусть. Взрослый помогает только тогда, когда ребенок что-нибудь забыл.
-Чтение стихотворения наизусть без помощи взрослого.
Работа родителей с ребенком дома отличается от учительской. Взрослый демонстрирует ребенку, как он пользуется приемом запоминания. Обычно количество демонстраций несколько меньше, чем в классе (один-два раза), но больше повторов вместе с ребенком. В семье важно использовать (когда это возможно) многократные повторения в разных ситуациях (рассказать для бабушки, брата, соседки, кошки, куклы и т. д.).
Таким способом можно разучить разнообразные стихи, особенно те, которые насыщены глаголами.
Стихотворение «Кораблик» Д. Хармса
Только кошки и коты.
Изображение усов: движение пальцами обеих рук от рта в стороны