«Игра смерти»: как выглядела древнеегипетская настолка, в которую играли фараоны
5000 тысяч лет назад в Египте появилась настольная игра, которую прозвали «Сенет» или «Игра мертвых». Она довольно проста, хотя сейчас мы явно не знаем всех ее правил и нюансов. В нее играли фараоны и рабы, жрецы и простые работяги, строившие пирамиды. Она была всенародно любимой и даже распространилась на соседние страны. Хотя, если задуматься, ее главным назначением было напоминать людям о неизбежности смерти. Даже выиграть в нее можно было только умерев — не по-настоящему, конечно, а символически.
Что такое Сенет и причем тут загробный мир?
Однажды мы уже рассказывали про Хнефатафл — настольную игру, в которую играли викинги. Она прекрасно отражает дух времени и мышление типичного северного воина: Хнефатафл посвящен защите конунга от нападения и призван развивать у играющего тактическое мышление. Все у них было для искусности в бою, даже развлечения.
Точно так же Сенет отражает внутренний мир и менталитет древнего египтянина. Она зародилась как простая забава, но вскоре обросла мистикой. Даже в простенькой настолке египтянам виделась мрачноватая величественность и послания богов. Первые образцы Сенета найдены в гробнице Меркнера (3300 год до н.э) и в дальнейшем их довольно часто можно найти в погребениях. Причем, положенная в гробницу, Сенет, судя по всему, одновременно выступает в роли амулета, проводника в мир мертвых и подношения богу Осирису. На многих изображениях можно увидеть, как похороненный играет в нее со своей собственной душой. Это — бытовая реконструкция мифа о том, как бог мудрости Тот создал настольную игру, чтобы выиграть у бога луны Хонсу душу (либо время жизни) богини неба Нут.
Любопытно, что переход от светского к духовному произошел довольно быстро, буквально за несколько десятилетий, что по меркам тысячелетнего существования Сенета — просто ничто. Но сохранились и переходные варианты, где изображенные на полях «обыденные» символы идут вперемешку с религиозными. Еще один забавный факт: многие образцы игры, особенно переходные, представлены в Египетском музее розенкрейцеров. Этот мистический орден, напоминающий масонский, претендует на то, что его оккультные знания идут напрямую от жрецов Египта. С этим, конечно, можно поспорить, заявление на грани фричества, но интерес розенкрейцеров к Сенету очевиден — они изучают его и сохранили для науки немало древнеегипетских образцов.
Как играли в Сенет?
Правила довольно просты. Поле для игры в Сенет представляет собой вытянутую дощечку с 30-ю квадратами. У каждого из игроков есть фишки разной формы, как правило конусы и цилиндры. В целом все похоже на нарды: нужно метать «кубики», которые показывают количество ходов, и ходить своими фишками, дойдя до конца раньше, чем противник. Разве что вместо кубиков использовались уплощенные палочки, разные стороны которых давали разное количество очков.
Главный нюанс заключался в том, что самое сложное в Сенете, как и в путешествии души в загробный мир, — это самые последние шаги. Несколько клеток в конце (кроме самой последней) отмечались различными иероглифами, которые, судя по всему, обозначали опасности и искушения на пути к суду Осириса. Кроме того, мы не знаем иных нюансов игры: историки считают, что можно было «срубать» вражеские фишки как в шашках, а также мешать друг другу, ставя их одну за другой (чтобы было невозможно срубить или поставить свою), почти как в нардах.
Еще одна странность Сенета: в гробницах похороненный изображен играющим не просто с душой, но со своей Ка. У египтян была сложная концепция души, она состояла из множества элементов, и Ка была чем-то вроде двойника человека и одновременно его личностью, его психикой. Можно сказать, что Ка — это ты сам, настоящий и такой, какой ты есть, а не каким тебя видит общество. Почему в гробницах изображали, как усопший пытается обыграть свою Ка — непонятно.
Несмотря на всю смысловую перегруженность, простенькая игра разошлась по соседним странам: жители Леванта и Крита переняли ее и гоняли в Сенет, наверняка не задумываясь о душевных тонкостях, а просто получая удовольствие. Примерно как викинги в Хнефатафл.
Азарт, волнение, накал страстей, томление духа, жажда выигрыша, желание одолеть соперника — всё это не только неотъемлемые черты человеческой психологии, но и часть нашей жизни.
Ведь игра это не только возможность поднять настроение, пощекотать нервы и пополнить карман, но и в некотором роде модель окружающего нас мира, а также важный способ общения.
Сегодня, если речь заходит о настольных играх, люди в первую очередь вспоминают домино и карты (реже — шахматы и шашки). Возникает впечатление, что эти игры упали с неба в незапамятные времена, а до них человечество ни во что не играло. Ну конечно же, это не так!
Эволюция настольных игр была долгой и трудной, люди шли методом проб и ошибок, создавая различные игровые системы.
Некоторые из них просуществовали тысячи лет и потом затерялись во тьме веков. Археологи находят множество свидетельств, описаний, даже деталей настольных игр глубокой древности. Их история полна тайн, загадок, странных совпадений и удивительных открытий.
А знаете ли вы, что одной из самых интересных игр, которыми увлекались древние киприоты, был Сенет? На остров игру завезли из Египта. Как и в древнем Египте на Кипре Сенет был самой популярной и важной игрой.
Эта древнеегипетская настольная игра для двоих отдалённо напоминает нарды, хотя родство сомнительное. Вряд ли нарды ведут свою родословную напрямую от Сенета: идея подобных «догонялок» достаточно элементарна, чтоб возникнуть на пустом месте. В Древнем Египте было несколько популярных игр на доске, из них Сенет был наиболее важной в культурно-религиозном аспекте.
Как светское развлечение Сенет известен с V династии (около 3500 лет до н.э.), в более поздние времена он стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир (слово senet означает «прохождение», а в письменном языке этот иероглиф означает слово men – «выдерживать испытание»). Считалось, что его придумал Тот – бог знаний и мудрости, но это уже из области мифов.
Сенет упоминается в 17-й главе «Книги мёртвых» и других религиозных текстах Нового царства. Египтяне полагали, что после смерти душа отправляется в путешествие по миру мёртвых, во время которого земные дела человека получают оценку.
Если они будут признаны чистыми, душа сольётся с богом солнца Ра, и покойный станет бессмертным. Этот сюжет часто изображался художниками. На фреске из гробницы Нефертари царица играет с невидимыми силами потустороннего мира. Различные этапы игры отражают путешествие души, а победа символизирует её единение с богом.
Чтобы вникнуть в суть подобного деяния, надо увидеть мир глазами древних египтян.
Первые наборы игры Сенета относятся к числу сенсационных открытий начала XX века, когда археологи среди прочих вещей обнаружили загадочные, похожие на косметички, палетки и коробочки из камня, дерева и керамики. В эпоху Нового царства эти наборы приняли каноническую форму удлинённого продолговатого ящичка, а фишки из башенок и лепёшек стали конусами и катушками.
Фараоны Аменхотеп III и Рамсес III были страстными любителями Сенета, в гробнице юного Тутанхамона тоже обнаружилось несколько комплектов изумительной сохранности.
Один из них, чёрный с золотом, на подставке с ножками в виде львиных лап, является непревзойдённым образцом позднего египетского искусства. Сенет был широко распространён в Египте в течение трёх тысяч лет со времени Древнего царства (2600 г. до н.э.) до конца римского периода (350 г. н.э.) и канул в Лету с упадком всей древнеегипетской цивилизации. Отдельные его элементы унаследовала арабская игра Таб, в которую играют бедуины в Судане.
Правила игры:
В Сенет играют на поле 3х10. У каждого играющего 5 фишек (в древних наборах 7); их расставляют на первых 10 клетках в верхнем ряду, чередуя катушки и конусы, после чего определяют порядок ходов, подбрасывая четыре палочки с отметкой на одной стороне. По-египетски фишки назывались Ibau — «танцоры».
Большинство тактических настольных игр оперирует военными понятиями, и только у египтян в основе прохождения лежал танец: срубленная фишка не снималась с доски, а менялась местами с той, которая рубила. Игральными костями служили четыре плоские палочки с отметкой на одной стороне — их подбрасывали и считали, сколько упало чистой стороной вверх. Палочки называли «пальцами» и даже рисовали на них линии, похожие на складки кожи. Максимальным количеством выпавших очков при такой системе было пять.
Очки определяли так:
Сначала игроки разыгрывают ход – тот, кто первым выбросит «1», получает «Катушки» и ходит первым. Для хода игрок вновь бросает палочки, пока не выпадет 2 или 3. От того, сколько очков выпадет, зависит, на сколько клеток вперёд нужно передвигать свою фигурку. Правила Сенета относительно просты и сводятся к прохождению по клеткам по маршруту в виде буквы «s» (а точнее – прописной кириллической «г») с некоторыми особенностями продвижения на последних клетках:
Значения «Домов» (отмеченных полей):
Побеждает тот, кто первым выведет все свои фишки за пределы доски.
Сенет не так динамичен, как нарды, зато более своеобразен.
Основные приёмы в этой игре — рубка и запирание, а также специфические свойства «домов». Как следствие, медлительный в начале, к середине партии Сенет превращается в азартную «мясорубку», бешеный танец с обменом партнёрами, а в финале — в гонки на выживание. Многое зависит от удачи: когда один её элемент (кости) умножается на другой («дома»), то даже совершенно безнадёжная позиция может обернуться неожиданной победой.
Сегодня Сенет популярен как развивающая игра для детей, офисный аксессуар и оригинальный подарок. А после сериала «Остаться в живых» о нём узнали широкие массы (в 6-м сезоне он служит сюжетообразующим элементом, диктуя героям правила поведения). Кстати, в сериале снимались два комплекта Сенета – целый (но слегка обшарпанный) и «обгорелый», оба были проданы на аукционе по окончании съёмок, их стартовая цена составила 500 и 300$ соответственно.
Сенет – одна из самых древних «ходилок» с фишками, даже игральный кубик появился позже: в сенете игроки подбрасывают специальные палочки. В Древнем Египте (причем в самом древнем, еще додинастическом периоде) это была игра №1: в нее играли и крестьяне, и боги (ну, жрецы-то точно использовали ее в религиозных ритуалах).
Мы немного расскажем об истории и правилах сенета и, возможно, вы захотите поиграть с друзьями или детьми!
Правила сенета сложны и просты одновременно.
* Игровое поле вытянутое, 3х10 клеток. В одном углу в линию выстраивается пять фишек одного игрока, по диагонали – его соперника.
* Задача: по маршруту, напоминающему букву «Z» пройти все поле и поставить свои фишки на место фишек соперника первым.
* Сенет чем-то напоминает игру в «Уголки», но есть и отличия – если ваш ход пришелся на поле, где уже стоит фишка соперника, ее можно «срубить», как в шашках, после чего противник вынужден будет убрать ее с игрового поля.
* Наконец то, что объединяет сенет с современными «ходилками» – дополнительные значения, которые имеют некоторые клетки: это и ловушки, и поля «возрождения», и клетки, попав на которые нужно повторно испытать жребий – фишка могла выбыть с доски или значительно продвинуться вперед…
” Сложные правила – отражение религиозной сути игры, которая в Древнем Египте постепенно стала основной: в интерпретации жрецов игра – это путешествие души по загробному миру. Прохождение поля ассоциируется с прохождением посмертных испытаний в потустороннем мире, и хороший результат в игре как бы намекает на хорошие перспективы в этом неизведанном пространстве-времени.
В эпоху Нового царства на стенах гробниц появляется много рисунков, где у игрока в сенет, казалось бы, нет соперника. Скорее всего, сенет к тому моменту уже представлял собой амулет, при этом даже не обязательно было в него играть — одного наличия в гробнице игрового набора уже достаточно, чтобы обеспечить покойному вечную жизнь в слиянии с богом Ра.
Однако такое восприятие игры, конечно, не обязательно, она захватывает и без размышлений о бренности бытия.
Возрождению популярности сенета, в который, по совести говоря, никто со времен Древнего Египта толком и не играл, мы обязаны сериалу «Остаться в живых». Один из героев находит коробку на берегу и при любой возможности играет в нее со своим «темным братом», пока не рассорится с ним окончательно, оставив зрителей анализировать аллегории и отсылки к древним представлениям о потусторонних мирах. Спасибо Lost, что благодаря их иносказаниям сенет получил второе рождение, но рассказать мы хотим еще и о связанной с этой игрой легенде.
Некогда великий Ра – бог солнца, прознал, что богиня неба Нут, несмотря на его запрет, проводит ночи с богом земли Гебом. Разгневался верховный бог и в муках ревности напустил на богиню проклятье. Отныне Нут не могла ни в один из 360 дней родить дитя.
Расстроилась богиня и попросила помочь ей бога мудрости Тота. Выслушав мольбу Нут, Тот обещал ей помочь.
Но как было исполнить обещанное? Уж кто-кто, а Тот лучше всех знал, что никому из богов не дано отменить проклятие, наложенное богом Солнца. Любые заклинания и чародейства бессильны перед Словом Ра. Да и кто дерзнул бы сделать что-либо наперекор великому властелину? Гнев его страшен.
Но Тот недаром слыл мудрейшим из богов. После долгих раздумий он всё-таки нашёл выход. Если проклятия снять нельзя, значит, остаётся одно: создать новые дни, на которые проклятие Ра уже не распространялось бы.
Тот отправился в гости к Хонсу, богу Луны, и предложил ему сыграть в сенет для развлечения. А ради азарта, чтобы интереснее было играть, Тот и Хонсу поставили на кон 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года. Бог мудрости без труда одержал победу, и Хонсу волей-неволей пришлось расплачиваться.
Выигрыш Тота составил ровно 5 суток. Он забрал их у Хогнсу — с тех пор лунный год длится всего 355 дней, — и присоединил к солнечному году, который отныне стал равен 365 дням. Выигранные пять дней Тот назвал «те, что над годом»: пять предновогодних дней не причислялись ни к одному из месяцев.
Так что мы все обязаны сенету пятью новогодними днями и можем смело использовать их на разные приятные занятия, например, для настольных игр. В сенет теперь можно играть, купив настольный игровой комплект, скачав приложение для смартфона или даже изготовив игровое поле и фишки самостоятельно – как в Древнем Египте.
Но лучший выбор, конечно же, купить игру на Сибмаме, с хорошей скидкой и удобной доставкой, например, здесь >>>>
Правила древнеегипетской настольной игры: путешествие в мир мертвых
Сенет считается одной из самых старых, пусть и не древнейшей настолько игрой в мире. Примерно 5000 лет назад в него с удовольствием играли во всех слоях египетского общества, и за прошедшие 2500 лет его популярность не угасла.
Египтологи, изучающие прошлое по фрагментам древних текстов, рассказали о правилах этой занимательной игры. Она подразумевала как минимум двух игроков, у каждого из которых в распоряжении находилось по 5 пешек. Пешки располагались на доске из 30 квадратов – три ряда по десятку квадратов в каждом. Игроки пользовались древним эквивалентом игральных костей, чтобы определить, на сколько квадратов передвинуть пешку в свой ход. Пешки ходили сначала прямо, вдоль верхнего ряда, затем налево вдоль среднего и наконец направо вдоль нижнего. В итоге пешка должна была достичь финального, тридцатого квадрата в правом нижнем углу доски.
Квадраты с 26 по 29 были украшены символами, которые, судя по всему, имели особое значение – вероятно, это были аналоги «пропуска хода» или «повторного броска». Выигрывал тот игрок, которому удавалось первым передвинуть все пять своих пешек к финишу.
Около 4300 лет назад на фресках египетских гробниц начали появляться мотивы, изображающие игру в сенат, где одним игроком был умерший, а его противником – кто-нибудь из живых друзей и родственников. Тексты того времени недвусмысленно намекают на то, что игру стали рассматривать как спиритический канал, по которому дух умершего может общаться с живыми.
В течение следующего тысячелетия игру уже стали прямо описывать как отражение пути, которую душа проходит в путешествии через Дуат – зловонную реку, отгораживающую царство мертвых от мира живых. Примерно 3300 лет назад изменилась игровая доска. Например, вместо трех простых иероглифов на ней теперь встречались изображения птиц, символизировавших душу. Мода на подобный «игровой спиритизм» продлилась около 800 лет.
Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности
Игры в Древнем Египте
разднества устраивались далеко не каждый день. Когда хозяин с хозяйкой дома бывали одни, они любили посидеть в саду в легкой беседке, подышать свежим, мягким северным ветром или поплавать на лодке по своему озерцу, забавляясь ловлей рыбы на удочку.
Любимым развлечением супругов была игра в египетские шашки. Прямоугольная доска была разделена на тридцать три поля. Белые и черные фигуры напоминали шахматные пешки. Игроки сидели на табуретах, подложив под ноги подушки. Часто супруги играли друг против друга. На одной сценке дочь сидит рядом с отцом, обнимая его за шею. Петосирис играет с друзьями после завтрака, ожидая, когда в соседнем зале можно будет освежиться пивом. На другой сцене фиванец не желает ждать и попивает пиво, не отрываясь от игры. Мы ничего не знаем о правилах этой игры, но, по-видимому, ходы определялись путем бросания костей, а не по воле игроков, как в наших шашках.
1. Игра «Мехен»
Древнеегипетская игра в змейку (‘мехен’). V-VI династии, 2575-2150 гг. до н.э.
В древние времена игры были разнообразнее и многочисленнее. Наиболее популярной была игра в змею — «мехен». Играли в нее на столике с выгравированной или инкрустированной на нем свернувшейся кольцом змеей. Голова находилась в центре, а тело по всей длине было разделено на клетки. Игра проходила с помощью фигур — трех львов, трех львиц, а также белых и красных шариков. Когда игра заканчивалась, их укладывали в ларец из черного дерева. После эпохи Древнего царства игра в змею вышла из моды. И все же нельзя сказать, что ее совсем забыли. В двух гробницах I династии мы нашли, пожалуй, самые красивые наборы фигурок львов и львиц из слоновой кости и там же — весьма любопытные другие игральные фигурки из того же материала. Одна изображает дом из трех пристроек с остроконечными крышами, другие напоминают шахматных короля и ладью. Пешки похожи на цилиндры с закругленной головкой и шишечкой наверху. Трудно поверить, что все многочисленные игры, придуманные изобретательными предками, были забыты, за исключением только одной или двух.
Египтяне — прирожденные игроки. Играли супруги, играли друзья — это было любимое времяпрепровождение. Даже враги иногда решали свои проблемы с помощью игры.
2. Игра «Сенет»
Название игры сенет в иероглифах
Сенет (англ. senet, редк. senat) — древнеегипетская настольная игра. Возможно, старейшая известная игра с передвижением фишек на доске. Как светское развлечение он известен с V династии (около 3500 лет до н. э.), в более поздние времена стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир.
Слово «сенет» («zn.t», позже «sn.t» или «sni.t») по одной из версий означает «прохождение». Упомянута в «Книге мёртвых» и в других религиозных текстах Нового Царства, а также в мифах. Считается, что изобрел игру древнеегипетский бог знаний Тот (Тевт) для того, чтобы выиграть у божества Луны Хонсу несколько лишних дней для богини Нут, на которую бог солнца Ра наложил проклятие (она не могла родить детей ни в один из 360 дней года). На кон поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года, Тот выиграл 5 суток, после чего в солнечном году стало 365 дней, а в лунном — только 355, а люди получили новую игру и пять лишних дней в календаре.
Первые находки игровых наборов для Сенета произошли в начале XX века. Сперва исследователи сочли эти палетки с фигурками древними шахматами, после — шашками, однако впоследствии выяснилось, что игра имеет с ними очень мало общего. Самый древний полный комплект для сенета найден в гробнице Хеси-ре (Hesy-re) — смотрителя королевской библиотеки фараона Джосера в Саккаре (III династия, ок. 2686 г. до н. э.). Фишки в нём архаичной формы — «лепёшки» и «башенки». Неустановленные обломки сенетообразных досок были найдены в преддинастических погребениях в Абидосе и Саккаре (ок. 3500-3100 до н. э.).
Набор игры в сенет из гробницы Аменхотепа III. Бруклинский музей
Эти находки вкупе с изображением сенетов на барельефах времён I династии (3100 до н. э.) указывают, что игра может быть даже старше. Изображения и подписи к ним свидетельствуют, что сенет был игрой не только позиционной, но и стратегической. Умелые игроки могли провести по доске все фишки, не дав противнику вывести с доски ни одной своей, однако многое зависело и от удачи. К эпохе Нового царства разметка игрового поля изменилась со светской на религиозную, наборы приняли каноническую форму удлинённого продолговатого ящичка, а фишки из башенок и лепёшек стали конусами и катушками.
Как светская и культовая игра Сенет был широко распространён в Египте три тысячи лет со времени Древнего царства (2600 г. до н. э.) вплоть до конца римского периода (350 г. н. э.), после чего исчез. Отдельные его элементы сохранились в арабской игре «таб», в которую играют бедуины в Судане.
2.1. Правила игры «Сенет»
Точные правила сенета не известны, существует несколько предполагаемых реконструкций (наиболее популярны правила Кендалла и правила Белла), позволяющих вести игру различной степени сложности, однако нельзя утверждать, что какая-либо из них стопроцентно верна.
В сенете два игрока, играющих за две стороны. Ходы определяются броском игральных костей в качестве которых в сенете использовались плоские палочки (генератор случайных чисел D2) в количестве 4-х штук. Бросают все четыре палочки сразу. Подсчёт очков происходит следующим образом: 1 палочка упала белой стороной вверх — 1 очко и дополнительный бросок; 2 — 2 очка; 3 — 3 очка, 4 — 4 и дополнительный бросок. Если все палочки упали ЧЁРНОЙ стороной вверх, это 5 очков и дополнительный бросок (это максимальный результат). Многократные броски могут суммироваться для перемещения одной фигуры или быть использованы для перемещения нескольких.
У каждого играющего по 5 фишек (в древних наборах — по 7), «катушки» против «конусов». Начальная расстановка: в одну линию на первых 10 клетках в верхнем ряду. Фишки часто делались одноцветными и различались только формой. Из рисунков и барельефов известны два варианта начальной расстановки: первый, с чередованием «катушек» и «конусов» (первой всегда стоит «катушка»), и второй, когда первыми в ряду стоят друг за другом пять «катушек», сразу за ними — пять «конусов». Возможно, вторая расстановка использовалась в более позднее время и имела, в основном, сакральное значение, поскольку часто встречается на фресках в гробницах.
Цель игры — вывести все свои фишки с доски и не дать это сделать противнику. В игре применялась несимметричная система разметки, символизирующая ловушки, затрудняющие прохождение души умершего в загробном мире и обозначенные иероглифами, имеющими неравное значение. Считается, что каждая клетка сенета символизирует такой «Дом», где происходит то или иное сакральное действо или таинство. Игровое значение (предположительно) имеют 6 «Домов» (по другим версиям — 7 или 8). Это (по порядку):
Нефертари играет в сенет. Гробница царицы Нефертари
Доска для игры сенет. Ок. 1307-1070 гг. до н.э. Музей в Балтиморе, США
Фишки двигались от старта к финишу и по пути могли рубить друг друга, если нагоняли, по шахматному принципу — вставая на клетку, занятую фигурой противника. Две фигуры на одной клетке не могли находиться. Фигура может перепрыгивать через другую фигуру, если за той есть свободное поле. Две фигуры и более, стоящие рядом (безразлично, свои или чужие), перепрыгивать нельзя.
Взятая фигура не уходила с доски и не возвращалась на старт, но ставилась на поле, откуда начала ход взявшая её фигура, то есть при взятии фишки фактически менялись местами. Большинство исследователей сходятся в том, что если игрок оказывался в положении, когда ни одна фишка не может сделать ход вперёд, он был обязан сделать ход назад, и только если это невозможно, ход пропускался, однако точные правила и регламент такого обратного движения опять-таки неизвестны.
В игре действует правило, когда две союзные фигуры, стоящие рядом по ходу движения, «охраняют» друг друга — противник не может срубить ни одну из них, пока игрок сам не разобьёт такую пару. Тройка фигур предположительно разбивается взятием средней из них. Правила, касающиеся разбивания линии из четырёх и более фигур, также неизвестны.
Побеждает тот, кто доведёт свои фишки до конца и выведет их с доски (как в нардах). Игрок, который выводит свои фишки первым, сразу выигрывает, то есть ничьи в сенете нет.
Будучи изначально исключительно светским развлечением, сенет постепенно всё больше обретал сакральное значение и к концу XVIII династии (примерно в 1293 г. до н. э.) окончательно превратился в «эмулятор» загробного мира с изображением на квадратах основных божеств и событий царства мёртвых. Некоторые исследователи (в частности, Дуглас А. Уайт) считают, что и карты Таро ведут своё происхождение от сенета. Во всяком случае, 22 козыря колоды египетского Таро действительно могут восходить к этой игре, которая символизировала сущность египетской культуры и была, помимо прочего, гадательным инструментом. Однако и это остаётся всего лишь предположением.
Рисунки и надписи на стенах гробниц Среднего царства всё чаще изображают сенет как игру покойного против невидимого противника — его же собственной души. Это объясняет, почему в эпоху Нового царства так много рисунков, где у игрока в сенет, казалось бы, нет соперника. Скорее всего, и сам сенет представлял собою амулет, при этом даже не обязательно было в него играть — одного наличия в гробнице игрового набора уже было достаточно, чтобы обеспечить покойному вечную жизнь в слиянии с богом Ра.
Примерно во времена XVII династии (Ок. 1783—1552 до н. э.) в Египте стали появляться доски для сенета, на обороте которых находятся короткие поля для игры в 20 квадратов, которую сегодня часто путают с каноническим 30-клеточным сенетом. Известный исследователь Роберт Чарльз Белл в своей книге «Настольные игры различных цивилизаций» (R.C.Bell «Board and Table Games from Many Civilizations» Oxford University Press, 1960) и Гарольд Мюррей в своём труде «История настольных игр, кроме шахматных» (H.J.R.Murray, «A History of Board Games Other than Chess», Oxford, 1957) утверждают, эта эта игра носит название «Тьяу». Однако Дэвид Парлетт в своей «Оксфордской истории настольных игр» (David Parlett, «The Oxford History of Board Games», Oxford University Press, 1999.) считает, что она называлась «Асэб». Форма поля, костей а также правила этой игры значительно отличаются от сенета и восходят, предположительно, к ещё одной древней (на сей раз — шумерской) игре, известной как «Игра из королевской гробницы города Ур».
3. Детские игры
Играющие мальчики (сверху). Сборщики и давильщики винограда (снизу) (Дейвис. Мастаба Птахотепа). Рисунок из книги П. Монтэ ‘Египет Рамсесов’
Дети тоже играли в игры, не требующие особых затрат. Когда мальчиков было много, они разделялись на две группы и становились в затылок друг за другом. Игрок, стоявший сзади, обхватывал руками предыдущего, а передние вставали друг против друга, сплетали руки и пытались свалить противника. Те, кто стоял сзади, подбадривали их криками: «Твоя рука сильнее, чем его рука! Не отпускай его!» А противники отвечали: «Наш сильнее! Свали его, друг!»
Игра в «козленка на земле» заключалась в прыжках через живое препятствие. Два мальчика садились друг против друга и вытягивали вперед руки и ноги. Это и было препятствие, через которое остальные игроки должны были перепрыгнуть и не попасться. Сидящие игроки, «препятствие», разумеется, старались схватить их за ногу и свалить — это и был «козленок на земле». Прыгающий не имел права хитрить, а, наоборот, предупреждал: «Держись! Вот я иду, приятель!».
В других играх дети состязались в скорости, но, поскольку бегать просто так было неинтересно, они устраивали скачки на коленях, скрестив ноги и удерживая их позади себя руками. Если в группе находился взрослый мальчик, он становился на четвереньки, а двое малышей, сцепившись руками и ногами, раскачивались на его спине, как на качелях. Состязались также в меткости, стараясь поразить дротиком цель, нарисованную на земле. Эта цель неизвестно почему носила имя бога Сешему, весьма уважаемого бога давильни. Скорее она должна была носить имя убийцы Осириса. Увлекались дети и борьбой. Когда их бывало достаточно много, часть выстраивалась в некое подобие крепостной стены, замкнутого круга, в котором каждый держался за плечи соседей. Остальные пытались вскочить на эту стену, не попадаясь в руки «стражи».
Иногда игра кончалась дракой. Неловкого увальня или нечестного игрока угощали пинками и кулаками. Порой его даже связывали, как настоящего преступника. «Балачи» наказывали его палками.
4. Другие игры
Древнеегипетские двадцатигранные кости. Лувр, Париж
Для большинства игр, в которые играли египтяне, требовалась игральная доска и два кубика. Игрок бросал кости и в соответствии с количеством очков, полученных в результате броска, передвигал свои фишки на игральном поле. Победителем становился тот, кто первым перемещал свои фишки с одного конца доски на другой. Среди азартных игр также пользовалась популярностью игра в “Четные нечетные”, а также игры на угадывание, правила которых были очень просты: игроку нужно было угадать, сколько пальцев показывает за спиной другой игрок или например сколько он зажал в руке каких-то предметов.
Девочки предпочитали игры, где требовалась не сила, а ловкость. Они любили жонглировать. Младшие становились на плечи старших и перебрасывались мячами. Иногда и девочки боролись. Но самым любимым их развлечением были танцы. Каждая девочка должна была уметь танцевать, каждая, а не только та, которая собиралась стать профессиональной танцовщицей. Они привязывали шарик к своей косе, брали в руку зеркало или резную палку, позаимствованную у мальчишек, и крутились, прыгали, извивались посреди хоровода подруг, а те аккомпанировали им пением и хлопками в ладоши. Их песня не совсем нам понятна. Знаем только, что в ней они взывают к Хатхор, богине всех наслаждений. А вот танец-игра с неожиданными элементами. Двое взрослых девочек становились спиной друг к другу и разводили руки в стороны. Четверо маленьких девочек повисали на этих четырех руках и откидывались назад, упираясь ногами в ноги двух взрослых. По условному сигналу эта живая карусель начинала вращаться быстрее и быстрее, пока чье-нибудь падение не прерывало игру.
В комнатах гарема почти всегда хранились арфы, цитры, лютни и барабаны. Это было не случайно. Мы полагаем, что после ужина пение, музыка и танцы украшали семейные вечера. А также легенды и сказки. Один из папирусов Берлинского музея, папирус Весткар, свидетельствует о том, с каким жадным интересом слушал Хуфу волшебные истории про чародеев, которые ему по очереди рассказывали сыновья. Мы вправе полагать, что это развлечение было доступно каждому любителю сказок.
5. Спортивные игры фараона
Сказание о битве при Кадеше и другие поэмы восхваляют физическую силу фараона, его выносливость, ловкость и мужество, но, если мы хотим подробно познакомиться со спортивным воспитанием юных царевичей, стоит обратиться к памятной стеле отважного воина Тутмоса III и прежде всего к стеле его сын Аменхотепа II, который был, по заключению наших врачей, обследовавших его мумию, невероятно сильным человеком, о котором современники говорили:
Как же проводил свое время наследный царевич, которого ожидал трон Хора?
«Он достиг расцвета сил в возрасте восемнадцати лет. К тому времени он знал все подвиги Монту. Не было ему равных на поле битвы. И он постиг искусство управления лошадьми. Не было ему равных во всей многочисленной армии. Не было человека, который мог бы натянуть его лук. И никто не мог догнать его в беге».
Короче, настоящий атлет! Он упражнялся сразу в трех видах: гребле, стрельбе из лука и конном спорте.
«Рука его была могуча и неустанна, когда он держал рулевое весло на корме своего царского корабля с командой из двухсот человек. В конце дистанций, когда его люди проплывали половину атура (2 километра), они больше не могли плыть, они задыхались, руки их были как тряпки. А его величество, наоборот, крепко держал свое весло длиной в двадцать локтей. Царское судно причаливало, пройдя три атура без остановки. Люди смотрели и радовались».
Впрочем, не следует забывать, что работа рулевого значительно облегчилась с тех пор, как рулевое весло начали укладывать в выемку на корме и поддерживать короткой мачтой с развилкой, которая находилась с выемкой на одной оси по центру корабля, в отличие от судов с двумя рулевыми веслами по бортам. В эпоху Древнего царства рулевой держал в руках весло без всякой опоры и ему приходилось употреблять нечеловеческие усилия, чтобы бороться с течением или менять курс корабля. Вряд ли стоит думать, что царевич вернулся к старой системе управления. Однако и новая, со всеми ее усовершенствованиями, требовала от рулевого силы и выносливости.
Хороший лучник должен знать толк в луках.
«Он натянул триста луков, чтобы сравнить их и отличить изделие мастера от поделки невежды».
Сетх учит Тутмоса III стрельбе из лука. Перед царем — символ богини Нейт (две стрелы на штандарте). Рисунок из книги П. Монтэ ‘Египет Рамсесов’
Выбрав настоящий, безупречный лук, который никто не мог натянуть, кроме него, царевич явился на стрельбище: «Он увидел, что ему поставили четыре цели из азиатской меди толщиной в пядь. Двадцать локтей отделяли одну мишень от другой.
А в действительности царевич Ахеперура только повторил подвиг своего отца Менхеперра, который тоже пронзал своими стрелами медную пластину. Тем не менее это было большим достижением. Если бы Ахеперура, подобно Улиссу, вернулся в свой дом под видом нищего, он бы мог покарать своей могучей рукой и с помощью несравненного лука всех, кто грабил его дворец и покушался на его женщин.
(перевод И.С.Кацнельсона).
Рамсес III не доверял даже своим военачальникам и сам следил, чтобы его кони были ухожены и готовы к бою. Он приходил в большую дворцовую конюшню с посохом в одной руке и хлыстом в другой. Его сопровождали слуги с зонтиками и опахалами и дежурные воины. Раздавался сигнал о прибытии фараона. Конюхи вскакивали, бросались по местам. Каждый хватал вожжи своей пары коней. Фараон осматривал их одного за другим.
Царевич Аменхотеп в самом нежном возрасте еще не мог совершать подвигов Монту, однако уже учился укрощать свою плоть. К тому же он очень любил лошадей и гордился ими. А поскольку он из действительно любил, то знал все способы их дрессировки. Слух о его успехах в этом деле дошел до ушей его отца. Грозный Менхеперра был счастлив и горд. Он сказал своим придворным:
«Пусть ему дадут самую лучшую упряжку из конюшни моего величества, которая находится в номе Белой Стены (т.е. Мемфиса). И скажите ему: «Займись ими, обучи их, натренируй, сделай сильными! Я тебя заклинаю!» И тогда ободренный юный царевич с помощью Решефа и Астарты, богов той страны, откуда прибыли лошади, принялся за дело».
Он воспитал бесподобных коней, которые не знали устали, пока он держал вожжи. Они даже не потели на длинных пробегах.