Как называется еврейская шапочка для мужчин
Как называется еврейская шапочка для мужчин
По этому предмету одежды любой человек безошибочно определит еврея, даже если тот будет одет в самый, что ни на есть, европейский костюм. На принадлежность его к еврейской нации укажет головной убор – своеобразного покроя шапочка, вплотную прилегающая к голове, не имеющая ни околыша, ни какой-либо другой прибавки.
В самом Израиле люди в подобных шапочках встречаются сплошь и рядом. А если уж турист каким-то образом попадет в столичные магазины «Кипот Левин» либо «Кафторваферах», то он поразится. На прилавках, которые разделены на мелкие ячейки, можно увидеть множество подобных головных уборов, размещенных по размеру, форме, цвету и материалу изготовления.
Для людей, хоть немного знакомых с еврейскими традициями, ответ известен. Это кипа – традиционный головной убор мужчины-еврея. Более знающий человек расширит ответ, добавив в него слово «благочестивого». Надетая на голову, она символизирует благоговение перед Господом, а у самого человека целомудрие и смирение. В буквальном переводе с иврита кипа значит «покрытие», «купол». Интересно, что израильтяне предпочитают произносить это слово с ударением на втором слоге, а вот для людей, разговаривающих на русском языке, более привычным является ударный первый слог.
Но вопрос о том, как называется шапочка у евреев, словом «кипа», оказывается, не закрыт. Она носит еще одно название – ермолка. Это слово хорошо известно людям, читающим русскую классику, где оно очень часто встречается как наименование шапки простолюдинов. В русский язык данное слово пришло из польского, где почти аналогично звучащее слово jarmułka обозначает «шляпа».
Примечательно, что и для поляков данное слово является заимствованным. Эксперты считают, что, вероятнее всего, оно имеет тюркское происхождение, в котором звучит как «jağmurluk». Правда, обозначает оно совсем другой предмет одежды – дождевик. Кстати, и древние русичи примерно также именовали свои дождевики – «емурлукъ».
Впрочем, сами евреи с подобной трактовкой наверняка не согласятся. У них есть собственное объяснение слова «ермолка». По одной из версий оно произошло от сокращения двух ивритских слов «йерэме-элока», обозначающих в буквальном переводе «боящийся Бога». Есть вариант прихода данного слова из арамейского языка. Звучащая в нем фраза «йарэ малка» обозначает «трепет перед царем», то есть перед Всевышним.
Напоследок о том, зачем же евреям такое разнообразие ермолок. Оказывается, по методу пошива, материалу изготовления, размеру, цвету кипы представители этой нации определяют течение иудаизма, к которому принадлежит тот или иной человек. Религиозный еврей, покупая новую кипу, подойдет лишь к той полке, на которой лежат кипы, используемые только в его общине.
К примеру, ашкеназы будут приобретать головной убор строгого черного цвета с белой подкладкой, сшитый из четырех либо шести матерчатых клиньев. Сефарды обратят свой взор на вязаные, цветные или украшенные вышивкой изделия небольшого размера. А вот хасиды, которые вообще носят кипы под шляпами, ничего подобного приобретать не будут. Вот так по незатейливому предмету одежды узнаются обычаи других народов.
Как кипа держится на голове?
И еще 7 вопросов о еврейской традиции. Отвечает гид Еврейского музея Екатерина Кузнецова
Правда, что у евреев сейчас другой год?
В Израиле пользуются григорианским солнечным календарем, но и еврейский календарь тоже используется. Это религиозный календарь. Например, праздники отмечают по еврейскому календарю, и, так как это лунно-солнечный календарь, они всегда приходятся на разное время.
Как кипа держится на голове?
Кипа — легкая шапочка, традиционный еврейский мужской головной убор, — на голове держится за счет своей формы и размера. Чаще всего это матерчатые или тряпичные кипы. Если кипа легкая, жесткой формы, изготовлена из сукна или из бархата, то для ее ношения может потребоваться девайс. Обычно таким девайсом становится женская заколка. Но вообще, правильно подобранная кипа хорошо сидит на голове и не слетает. Гораздо интереснее, как кипа держится на лысой голове: либо она очень хорошо подобрана, либо это специальная кипа с силиконовой прозрачной полоской по окружности. Такую полоску можно увидеть, например, на женских чулках.
Правда ли, что женщины-еврейки всегда носят парик?
Нет, еврейки не всегда носят парик. Парик носят религиозные еврейские замужние женщины. Согласно еврейской традиции, волосы замужней еврейки может видеть только ее муж, поэтому голова покрывается головным убором. Это может быть платок, шляпка, шапочка или косынка, а также парик, который приравнивается к головному убору. Некоторые еврейские женщины, которые носят парики, очень коротко стригутся или иногда даже бреются налысо для того, чтобы этот парик было удобнее носить.
Зачем евреям локоны на висках и веревки на одежде?
Сначала разберемся, как называются локоны на висках и что это за веревки на одежде. Локоны на висках — это пейсы, а веревки на одежде называются цицит. Обычно они крепятся к специальному элементу ритуального гардероба — талиту. Большой талит — это молитвенное покрывало, которым еврей накрывается во время молитвы, а нижний, или малый, талит — это предмет, похожий на безрукавку, который надевается под одежду. Кисти цицит крепятся по краям талита. На кистях есть узлы, и ношение цицит должно напоминать еврею о существовании 613 заповедей.
Существует такой метод анализа еврейского текста — гематрия, согласно которому у каждой буквы в иврите есть свое числовое значение. Так вот, гематрия слова «цицит», то есть числовое суммарное значение слова «цицит», равняется примерно 600. К нему прибавляют количество узлов, количество ниточек — и в итоге получается 613. Вы перебираете нити, натыкаетесь на эти узелки и вспоминаете, что есть 613 заповедей, что вы еврей и должны их выполнять.
Про пейсы. На самом деле в Торе не сказано, что еврей должен отращивать длинные локоны на висках и даже завивать их особенным способом, как мы это часто видим. В Торе сказано, что во время стрижки или обрития головы нужно не трогать волосы на висках. То есть это просто часть религиозной традиции, и также это стало способом идентификации еврея и еврейской самоидентификации.
Что такое штетл?
Штетл — это небольшое полугородское поселение в Восточной Европе, преимущественно с еврейским населением. Нам с вами штетл известен, скорее всего, как еврейское местечко, это понятие стало своеобразным синонимом традиционного образа жизни восточноевропейского еврея. Жизнь штетла подчиняется еврейским религиозным законам. Это значит, что в субботу штетл замирает. Там обязательно есть развитая еврейская инфраструктура: синагога, хедер (школа для еврейских мальчиков), миква (бассейн для ритуального омовения) и так далее. Там есть раввин, есть шохет — это резник, который занимается ритуальным убоем скота, там обязательно есть кошерная лавка. В штетле нет пахотной земли — там не занимаются сельским хозяйством, есть небольшие приусадебные участки и можно держать скотину.
Местечко Броды. Литография Карла Ауэра. годы Wikimedia Commons
Многие известные еврейские фамилии происходят от названия еврейских местечек. Например, Бродский — из местечка Броды, Сатановский — из местечка Сатанов, и так далее.
Само слово «штетл» происходит от немецкого корня Stadt, что значит «город», и к нему прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс на идише — «л» или «ле», — получаем буквально «городок». То же самое значит и слово «местечко» — оно происходит от славянского корня «место», «място», что значит «город», и к нему также прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс — получается «городок».
Местечки были практически стерты с лица земли событиями середины ХХ века, Второй мировой войной. местечки остались как небольшие городки или поселки городского типа.
Пурим связан с 8 Марта?
Мне кажется, это из разряда самых шокирующих гипотез. Я думаю, этот вопрос был задан потому, что несколько раз в музее мы отмечали Пурим — это праздник-карнавал, самый веселый праздник еврейского календаря; отмечали мы его с большим размахом, и празднование Пурима выпадало на 8 Марта.
Что такое хала и чем она отличается от батона?
Ханука — это еврейское Рождество?
Нет, Ханука — это еврейский праздник огней или света. Празднуется он в память о ханукальном чуде, которое произошло во II веке до нашей эры в Иерусалиме. В то время Иудея находилась под владычеством Селевкидской державы, и император этой державы Антиох Епифан проводил политику эллинизации — он насаждал греческий язык, греческую культуру, и Второй Иерусалимский храм Иерусалимский храм — центр религиозной жизни евреев. Разрушен в 70 году и, согласно пророчествам, будет восстановлен с приходом Мессии. был осквернен — там было устроено святилище Зевса. В результате всего этого вспыхивает еврейское восстание, так называемое восстание Маккавеев. Храм был освобожден, очищен от идолов, и должно было восстановиться храмовое богослужение. А для этого нужно было восстановить храмовую менору — семисвечник, один из важнейших символов иудаизма. Ее нужно было зажечь, но в храме был обнаружен всего один кувшин освященного масла для меноры. И случилось ханукальное чудо: масла, которое было в кувшине, хватило на восемь дней горения этого семисвечника — ровно столько, сколько потребовалось для изготовления нового освященного масла. С тех пор во время праздника Хануки зажигается ханукальный светильник. Это восьмисвечник, он очень похож на менору, но там восемь свечек и еще одна дополнительная — шамаш, от которой зажигаются остальные свечки. В течение восьми дней Хануки зажигается по одной свечке в день.
Дети зажигают свечи в ханукальном светильнике. 1971 год © Spencer Grant / Getty Image
Такая курьезная путаница возникает из-за календарной близости Хануки к католическому Рождеству, и с этим же связан успех праздника Хануки и его популярность. Восемь дней Хануки обычно выпадают на вторую половину декабря, и в некоторых западных странах, в которых Рождество отмечается с размахом, это государственный праздник. В массовой почтовой рассылке там, например, поздравляют не с Рождеством и Новым годом, а с зимними праздниками.
Почему ермолка не падает с головы
Кипа – головной убор религиозных евреев. Еще одно её название – ермолка (от словосочетания “йерей малка” – “боящийся Бога”). Со стороны кажется, что эта маленькая шапочка на голове иудея сидит как влитая. Некоторые задаются вопросом – почему она не падает?
Консервативные иудеи
Что удерживает кипу на макушке еврея? Есть ли здесь какая-то хитрость?
Разнообразие форм и тканей
Хотя ни в одном иудейском своде законов нет требования, чтобы мужчины прикрывали голову, многие иудеи следуют этой традиции. Ношение кипы служит символом благочестия, скромности и служения Всевышнему. Однако далеко не все евреи носят кипу непрерывно, а только ортодоксальные.
Консервативные иудеи носят этот головной убор только в синагоге и во время принятия пищи. Нерелигиозные евреи – лишь по большим праздникам (например, на бар-мицву – празднование совершеннолетия). Реформистские иудеи вовсе не носят подобных головных уборов.
Можно сказать, что по наличию кипы на голове еврея, есть возможность определить, насколько тот религиозен. Более того, форма, цвет, размер и тканевая текстура дают понять, к какому конкретно направлению относит себя данный иудей.
Например, ашкеназы предпочитают ермолки, скроенные из клиновидных кусков ткани темного цвета. Хардальники носят большие однотонные вязаные кипы.
Вязаные ермолки на прилавке в Иерусалиме
Представителей иудейского направления ноар гваот отличает очень большой размер головного убора и грубая вязка. Харедимы носят кипы, изготовленные из черного бархата или сукна. Есть и такие, которых прозвали “кипа сруга” (вязаная кипа) из-за того, что представители их религиозного направления имеют такое отличие.
Все эти кипы имеют разные формы, размеры и плотность. И если с большими объемами все понятно, то как на голове удерживаются маленькие шапочки?
Маленькие хитрости
Секрет очень прост. Чтобы кипа не падала, ее крепят к волосам заколкой. Но что же делать тем, у кого нет волос?
В таком случае специальная силиконовая полоска по краям кипы поможет головному убору плотно сидеть на макушке хозяина. Если же волосы все-таки есть, но очень коротко пострижены, кипа будет сидеть еще лучше. Здесь действуют простые физические законы трения и силы притяжения.
Кипа (ермолка) с заколкой
По некоторым данным, ермолка порой крепится даже с помощью двустороннего скотча или даже специального клея. Хотя это утверждение довольно спорно.
Для ультраортодоксальных евреев все эти методы не считаются приемлемыми. Поэтому они особенно тщательно выбирают головной убор по размеру и форме головы.
Если же предполагается, что в течение дня придется быстро двигаться и наклоняться, поверх ермолки надевают кепку или шляпу. Хотя среди иудеев бытует мнение, что в правильно подобранной кипе можно даже спать и она не слетит с головы.
Интересности 18 декабря, 2020 2 848 просмотров
Еврейская кипа: зачем она нужна и как выбрать подходящую
Еврейская кипа: зачем она нужна и как выбрать подходящую
Согласно Пятикнижию священник-коэн должен вести службу с покрытой головой. Шульхан Арух, кодекс еврейских законов, запрещает еврейским мужам проходить более двух метров с непокрытой головой.Историки относят начало древней традиции ко временам до Первого Храма. Тогда голову покрывали из чисто практических соображений: чтобы во время службы не напекло солнце. Со временем традиция дополнилась религиозным смыслом. Склонившись перед лицом Господа, еврей выражает ему свою покорность. Так возникла традиция использования молитвенного покрывала — талита. Затем ему появилась альтернатива — еврейская шапочка.
Существует и другая гипотеза возникновения головного убора, которую относят ко временам захвата Иудеи Александром Македонским. С его приходом землю иудейскую заполонила эллинская культура: литература, спорт, театр и прочее. Многие коренные жители охотно приняли ее, другие же категорично хранили верность традициям предков. Чтобы подчеркнуть свои ортодоксальные взгляды, они стали носить еврейскую шапочку, которая отличала их от проэллиновских иудеев.
Когда покупать еврейскую кипу
Свою первую шапочку мальчик получает, как только научится ходить. Пока ему не исполнится 13 лет, родители учат его правилам ношения и следят за их выполнением.
Правила эти отличаются в зависимости от религиозного течения:
• Ортодоксальные евреи шапочку не снимают, демонстрируя свою преданность и готовность служить Всевышнему каждую минуту своей жизни.
• Консервативные надевают ее во время принятия пищи, молитв, различных служб и благословений.
• Реформисты носят кипу по желанию, не считая ее обязательным атрибутом веры.
Виды еврейских шапочек
Закон не ограничивает еврея в цвете, размере и материале кипы. Важно лишь ее наличие, что выделяет его среди других, подчеркивает происхождение и религиозность. Но исторически сложилось так, что отдельные религиозные группы предпочитают носить кипу определенного типа. Фактически она стала частью униформы, которая отличает их не только среди других людей, но и среди евреев. Негласно приняты следующие правила:
• хардальники носят большие однотонные кипы, по краям украшенные вязаным контрастным узором;
• ноар гваот предпочитают шапочки огромных размеров, грубой вязки, покрывающие всю голову;
• хуцники ограничиваются небольшим темным замшевым изделием;
• чернокипенцы носят только вязаные черные;
• харедим (ультраортодоксы) — черные суконные или бархатные;
• бреславские хасиды (на-нах) — белые вязаные, украшенные кисточкой;
• хабадники — только из черного сукна;
• шабатники — вязаные миниатюрные, размером в полшекеля.
В некоторых концессиях для большей благочестивости во время молитвы кипу покрывают дополнительной еврейской шляпой или молитвенным покрывалом – талитом.
Классическая кипа достаточно тяжелая, чтобы держаться на голове без дополнительных креплений. Матерчатые приходится закреплять с помощью заколок, но не во всех религиозных течениях этот метод считается допустимым.
Какую кипу выбрать
На нашем сайте можно найти кипу на любой вкус. Здесь представлены кипы из самых разнообразных материалов, которые сделаны полностью вручную. Задайте вопрос менеджеру магазина через форму обратной связи и выберите подходящий для вас атрибут, качество которого при покупке у нас всегда окажется на высоте.
Еврейская кипа: зачем она нужна и как выбрать подходящую
Многие знают, как называется еврейская шапочка, но не все понимают, зачем она нужна. Кипа — небольшой круглый мужской головной убор, прикрывающий макушку. Считается, что его название произошло от слова «кипат» — купол, верхушка, покрытие.
Еще одно название еврейской шапочки на макушке — ермолка, которое на идише звучит как «ярмолке». Этимологию термина связывают со словосочетанием «ярей Малка», что означает «боящийся Царя». Смирение, благоговение перед Богом, принятие определенных стандартов поведения — вот что означает еврейская кипа на голове мужчины.
Смысл ношения головного убора неоднозначный. Согласно трактату «Шабат», покрывая таким образом голову, мужчина улучшает свои душевные качества. Некоторые считают, что куполообразное покрытие не пропускает к творцу глупые мысли, которые периодически появляются в голове каждого. Мнение историков более прозаичное: кипа, как и еврейская шляпа с пейсами, призвана отличить религиозного иудея от других граждан, а также обозначить его принадлежность к тому или иному религиозному течению.
Как появилась ермолка
Согласно Пятикнижию священник-коэн должен вести службу с покрытой головой. Шульхан Арух, кодекс еврейских законов, запрещает еврейским мужам проходить более двух метров с непокрытой головой.
Историки относят начало древней традиции ко временам до Первого Храма. Тогда голову покрывали из чисто практических соображений: чтобы во время службы не напекло солнце. Со временем традиция дополнилась религиозным смыслом. Склонившись перед лицом Господа, еврей выражает ему свою покорность. Так возникла традиция использования молитвенного покрывала — талита. Затем ему появилась альтернатива — еврейская шапочка.
Существует и другая гипотеза возникновения головного убора, которую относят ко временам захвата Иудеи Александром Македонским. С его приходом землю иудейскую заполонила эллинская культура: литература, спорт, театр и прочее. Многие коренные жители охотно приняли ее, другие же категорично хранили верность традициям предков. Чтобы подчеркнуть свои ортодоксальные взгляды, они стали носить еврейскую шапочку, которая отличала их от проэллиновских иудеев.
Когда покупать еврейскую кипу
Свою первую шапочку мальчик получает, как только научится ходить. Пока ему не исполнится 13 лет, родители учат его правилам ношения и следят за их выполнением.
Правила эти отличаются в зависимости от религиозного течения:
• Ортодоксальные евреи шапочку не снимают, демонстрируя свою преданность и готовность служить Всевышнему каждую минуту своей жизни.
• Консервативные надевают ее во время принятия пищи, молитв, различных служб и благословений.
• Реформисты носят кипу по желанию, не считая ее обязательным атрибутом веры.
Виды еврейских шапочек
Закон не ограничивает еврея в цвете, размере и материале кипы. Важно лишь ее наличие, что выделяет его среди других, подчеркивает происхождение и религиозность. Но исторически сложилось так, что отдельные религиозные группы предпочитают носить кипу определенного типа. Фактически она стала частью униформы, которая отличает их не только среди других людей, но и среди евреев. Негласно приняты следующие правила:
• хардальники носят большие однотонные кипы, по краям украшенные вязаным контрастным узором;
• ноар гваот предпочитают шапочки огромных размеров, грубой вязки, покрывающие всю голову;
• хуцники ограничиваются небольшим темным замшевым изделием;
• чернокипенцы носят только вязаные черные;
• харедим (ультраортодоксы) — черные суконные или бархатные;
• бреславские хасиды (на-нах) — белые вязаные, украшенные кисточкой;
• хабадники — только из черного сукна;
• шабатники — вязаные миниатюрные, размером в полшекеля.
В некоторых концессиях для большей благочестивости во время молитвы кипу покрывают дополнительной еврейской шляпой или молитвенным покрывалом – талитом.
Классическая кипа достаточно тяжелая, чтобы держаться на голове без дополнительных креплений. Матерчатые приходится закреплять с помощью заколок, но не во всех религиозных течениях этот метод считается допустимым.
Какую кипу выбрать
На нашем сайте можно найти кипу на любой вкус. Здесь представлены кипы из самых разнообразных материалов, которые сделаны полностью вручную. Задайте вопрос менеджеру магазина через форму обратной связи и выберите подходящий для вас атрибут, качество которого при покупке у нас всегда окажется на высоте.
Кипа: почему евреи носят шапочку на голове?
В мире существует огромное количество разного рода традиций, которые касаются внешнего вида. Например, когда мы говорим о мусульманах, в голову сразу приходит хиджаб или никаб. Когда же речь заходит о евреях, мы представляем себе маленькую шапочку на голове. Что это за аксессуар и зачем евреи его носят? Пора бы об этом разузнать.
Называется этот головной убор кипа, его носят все представители семитского народа, которые относятся к древним жителям Израильского Иудейского царства. Сама традиция восходит к тем самым древним временам, головной убор тогда принимали за символ контакта со Всевышним. Когда верующие произносили молитву, изучали Тору, они покрывали голову, в храме всегда надевали головной убор. Со временем некоторые евреи перестали снимать головной убор, когда выходили из храма, этим они хотели сказать, что каждый их поступок в повседневной жизни направлен на служение Богу.
Итак, кипа является головным убором верующего иудея, который символизируют его благоговение перед Всевышним. Обычно это маленькая круглая шапочка, которая связана или сшита из ткани. Как правило, кипа прикрывает только макушку головы, ее обычно называют «ермолка». Наверное, вам кажется странным, что христиане проявляют уважение к Всевышнему, когда снимают головной убор, а иудеи, напротив, надевая на голову кипу. Вообще, носить кипу ежедневно евреи придумали сами, Тора или Талмуд не предписывают этого обязательного аксессуара на голове у верующего еврея. Конечно, в 21 веке существует огромная разница между ортодоксальными евреями и консервативными. Первые носят шапочку постоянно, консервативные надевают только во время принятия пищи и посещения синагоги. Есть среди евреев и реформисты, которые считают ношения кипы ненужной традицией.
Конечно, вы заметили, что еврейскую шапочку носят только мужчины, женщины для того, чтобы проявить уважение к религии, носят платок или парик, делают они это после замужества. Вообще, ортодоксальные иудеи считают, что волосы замужней еврейки должен видеть исключительно ее супруг. Конечно, на сегодняшний день далеко не каждая еврейка надевает на голову платок, собственно, это вполне объяснимо, ведь мусульманские женщины, которые проживают в современных мегаполисах, тоже зачастую не придерживаться данной традиции.