Как называется езда на мотоцикле
Мотоспорт
Мотоспорт
Мотоспорт — категория технических видов спорта, в которых люди соревнуются на скорость в прохождении трассы на транспортных средствах мотоциклетного типа.
Управляющая организация — Международная мотоциклетная федерация (FIM)
Содержание
Виды мотоспорта
Шоссейно-Кольцевые мотогонки
В этом виде соревнований участники соревнуются в максимально быстром прохождении определенной дистанции по замкнутой трассе с асфальтовым покрытием.
Гонки могут проводиться на как на специально построенных мотоциклах (МотоГП), так и дорожных мотоциклах различной степени доработки (Супербайк). Также гонки могут проводиться на различную дистанцию, от коротких спринтерских заездов до многочасовых гонок на выносливость (эндуранс). Также гонки могут проводиться и на перекрытых для общего движения участках дорог общего пользования, образующих или не образующих замкнутый маршрут.
Мотокросс
В мотокроссе замкнутая трасса имеет не асфальтовое, а грунтовое покрытие, нередко с дополнительными препятствиями в виде естественных или специально насыпанных горок и трамплинов.
Различают мотокросс на естественных или искусственных трассах (Суперкросс или Супермотокросс). Также в последнее время все больше набирает популярность еще один вид мотогонок, схожих с мотокроссом — супермото, в котором объединены асфальтированные участки трассы и участки обычной мотокроссовой трассы.
сайдкаркросс направление экстремального вида спорта, по аналогии с мотокроссом, где энному количеству гонщиков нужно пройти трассу за минимальное время. мотоциклы обладают большей массой по сравнению с кроссовыми байкаи, имея коляску, являюшуюся логическим продолжением рамной конструкции мотоцикла. экипаж состоит из двух человек: райдера и колесничего.
Спидвей
Плоская гаревая или ледяная (изредка грунтовая или травяная) трасса в форме овала, небольшой длины (260—400 м, длина дорожки стадиона), изредка до 1 км (ипподромные трассы). Заезды проводятся на дистанцию в несколько кругов (4-6) с небольшим числом участников (4-6). При большем числе участников происходит их деление на группы и соревнование в рамках турнирной таблицы, с четвертьфиналами, полуфиналами и финалом.
Дрэг-рейсинг
Как и в автомобильном дрэг-рейсинге, мотоциклисты преодолевают определенную дистанцию (как правило, 402м), за минимально возможное время
Мототриал
В категорию мототриал входят соревнования по прохождению небольших, но очень трудных (а для обычного мотоцикла и невозможных) дистанций (секций) с набором специальных препятствий. Различают мототриал в закрытых помещениях, и на открытом воздухе.
Мотобол
Фристайл
Стантрайдинг
Еще называют (не правильно!): Станрайдинг, Стандрайдинг и т.д.
Суть Стантрайдинга — езда на заднем или переднем колесе мотоцикла или выполнение разных сложных или показательных трюков, в том числе стоя на месте.
Как правило Стантрайдеры все свои трюки очень много раз отрабатывают сводя шанс увечий практически к нулю.
Стантрайдинг не является официальным видом мотоспорта, а существует именно как подвид фристайла.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Мотоспорт» в других словарях:
мотоспорт — мотоспорт … Орфографический словарь-справочник
мотоспорт — сущ., кол во синонимов: 2 • спорт (224) • супермото (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
мотоспорт — мотоциклетный спорт спорт … Словарь сокращений и аббревиатур
мотоспорт — motociklų sportas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Technikos sporto šaka – greitasis važiavimas kelioniniais ir sportiniais motociklais. Motociklų sportas apima žiedines plento lenktynes, motociklų krosą, motociklų daugiakovę… … Sporto terminų žodynas
мотоспорт — мотоспорт, мотоспорты, мотоспорта, мотоспортов, мотоспорту, мотоспортам, мотоспорт, мотоспорты, мотоспортом, мотоспортами, мотоспорте, мотоспортах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
мотоспорт — мотосп орт, а … Русский орфографический словарь
мотоспорт — (2 м) … Орфографический словарь русского языка
мотоспорт — мотоспо/рт, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
мотоспорт — у, ч. Проведення змагань мотоциклістів на краще вміння управляти мотоциклом (на важкопрохідних трасах та ін.) … Український тлумачний словник
мотоспорт — а; м. Вид спорта проведение состязаний мотоциклистов на лучшее умение управлять мотоциклом (на высоких скоростях, труднопроходимых трассах, при игре в мяч и т.п.) … Энциклопедический словарь
Мотоспорт. Виды и соревнования. Особенности
Мотоспорт относится к техническим дисциплинам и основан на умении спортсмена управлять мотоциклом. Умения эти демонстрируются на состязаниях, проходящих на специально оборудованных трассах, а также на бездорожье. Мотоциклы используются как спортивные, так и дорожные.
История развития мотоциклетного спорта
Мотоспорт отсчитывает свою историю с момента изобретения Готлибом Даймлером мотоцикла, а именно с 1885 г. Спустя пару лет французская компания «Де Дион-Бутон» организовала серийное производство этих машин. В связи с тем, что новые средства передвижения вызывали у людей недоверие, было решено провести соревнования мотоциклов в сложных дорожных условиях, которые показали бы все плюсы двухколесных машин. Первые гонки были организованы французским автомобильным Клубом. Это был авто- мотопробег по трассе на длинные дистанции (Париж — Бордо — Париж), в котором участвовали и автомобили, и мотоциклы. Подобные состязания проводились с 1895 по 1903 гг, благодаря чему мотоциклетный спорт на долгое время сосредоточился во Франции.
Официальные соревновательные заезды прошли в 1899 г. в Вене. Однако в самостоятельную дисциплину мотоспорт выделился только после того, как в 1904 г. сформировалась Международная федерация мотоциклетных клубов.
В России первые мотоциклы начали выпускать в 1891 г. в Одессе. Первоначально их именовали «моторами». Через 7 лет в Питере были организованы соревновательные заезды, в которых участвовало 7 машин с тремя колесами и колясками на 4 пассажира. Эти состязания можно считать точкой отсчета истории мотоспорта в нашей стране, после чего началось его активное развитие. По всей стране открывались мотоциклетные клубы, проводились состязания. А в 1908 г. отечественные мотоциклисты получили доступ на международную арену и одержали немало побед в мотокроссе, мотогонках на льду, мотоболе, спидвее, мотоциклетном многоборье и шоссейно-кольцевых гонках.
Чемпионат России впервые был проведен в 1920 г. В 1956 Советский Союз стал членом Международной федерации мотоспорта. В настоящее время по всей территории нашего государства действует более 63 региональных федераций по это дисциплине.
Мотоспорт и его виды
В настоящее время дисциплина включает в себя огромное разнообразие направлений, которые объединятся в группы:
Основные виды мотоспорта каждой из этих групп.
Спидвей
Представляет собой гонки на треке протяженностью 300-400 м, с покрытием из гранитной, мраморной или доломитной крошки либо же смеси. (возможна смесь этих материалов). В них принимают участие мотоциклы с объемом двигателя 500 куб. см., работающие на метаноле. Тормоза в этих машинах отсутствуют, а скорость, которую они способны развивать, достигает 110 км/ч.
Чемпионаты проходят по двухкруговой системе: команды встречаются друг с другом дважды. Победитель сразу переходит в финал, а те, кто занял 2 и 3 места, соревнуются в полуфинале за право участвовать в главной гонке. Проигравший в полуфинале отправляется домой.
Спортсмены выполняют виражи в заносе, таким образом снижая скорость при отсутствии тормозной системы. Спидвей считается очень зрелищным видом спорта — гонка проходит быстро, в ограниченном пространстве, плюс нередко происходят падения. При этом велика вероятность травм и летальных исходов, поэтому в последние годы регламентом гонки предусмотрена обязательная установка надувных бортиков на виражах.
Мотокросс
Самый популярный мотоспорт, суть которого состоит в езде по бездорожью или оборудованным препятствиями трассам особым способом. Участвуют в соревнованиях мотоциклы весом 80-120 кг с мощностью 60 л.с.
Мотокросс подразделяется на:
Профессиональные заезды в мотокроссе носят название «30 мин. плюс 2 круга». Выглядит это так: после старта участникам дается 30 мин. Когда по их истечению лидер пересекает линию финиша, подается сигнал о начале двух финальных кругов. После второго круга гонка заканчивается. Три гонщика, финишировавшие первыми, делят между собой призовые 1-3 места.
Мотокросс сложен с точки зрения нагрузки на организм спортсмена: пульс у гонщиков порой достигает значения 200 уд/мин, плюс стресс от езды по нервной трассе и постоянных прыжков, где требуется максимум внимания и реакции для того, чтобы удерживать и выравнивать мотоцикл.
Триал
Казалось бы, мотоспорт — это всегда скорость и рев моторов. Однако это не касается триала: здесь всегда тихо, и на дистанции, и на трибунах. Никаких командных заездов — спортсмен наедине с препятствиями на замкнутой площадке, которые ему необходимо преодолеть, не выезжая за пределы площадки и не касаясь преград никакой частью своего тела.
Мотоциклисты в триале не развивают высоких скоростей, поскольку главное — чистота исполнения. Участникам состязаний необходимо продемонстрировать крайне непростые приемы управления мотоциклом на крайне ограниченном участке, на подъемах прыгать на машине по камням, а на склонах преодолевать ямки. Вождение мотоцикла в триале предполагает постоянное манипулирование газом, тормозами, сцеплением с целью удержать баланс и не коснуться ногами земли либо самого препятствия, высота которого может достигать 1,5 м. Правила соревнований очень просты: не превысить установленного на заезд времени и набрать как можно меньше штрафных очков. Штрафы начисляются за каждое касание.
Технические требования к мотоциклам предусматривают вес не более 80 кг и объем двигателя до 500 куб. см., а также увеличенный дорожный просвет.
Эндуро
Это мотосостязания на трассах с разным покрытием, в том числе по пересеченной местности, где участникам необходимо соблюсти установленный график движения и иные условия.
Заезды по эндуро носят название «шестидневных соревнований». Каждый отрезок дистанции подразделяется на отдельные участки, время прохождения каждого из которых строго регламентировано. Установлены и допустимые скорости. За каждую минуту сверх установленного временного лимита начисляются штрафные баллы, а если спортсмен опоздал более, чем на 1 час, он снимается с соревнований. На трассе имеется 11 препятствий, которые участникам необходимо преодолеть: 2 на торможение и ускорение, 3 подъема в гору на скорость, 3 гонки по пересеченной местности и часовой кросс.
Мотоциклы для эндуро имеют следующие отличительные характеристики:
Кросс-кантри
Мотоспорт, предусматривающий гонку по кольцевому маршруту, проложенному только по пересеченной местности. Трасса имеет протяженность 4-8 км и изобилует разнообразными препятствиями (естественными и рукотворными), на которых участникам состязаний приходится показывать технические навыки и маневренность своей машины.
Заезд длится 90 мин. Чтобы победить, за это время нужно проделать большее количество кругов по сравнению с остальными мотоциклистами.
Дистанция включает в себя отрезки различной сложности:
Перечисленные отрезки пути повторяются на каждом кругу, поэтому можно в любой момент потерять драгоценное время. В кросс-кантри лидер гонки может меняться буквально после каждого круга.
Для кантри-кросса применяются кроссовые мотоциклы и агрегаты для эндуро.
Шоссейно-линейные гонки
К дорогам для проведения таких заездов предъявляются повышенные требования: они должны быть не менее 6 м шириной, иметь качественное асфальтовое покрытие, не иметь крутых поворотов, спусков и подъемов, железнодорожных переездов, перекрестков и пролегать за пределами населенных пунктов. По такой трассе спортсмены едут туда и обратно, соответственно, старт и финиш обозначены единой линией.
На старте спортсмены располагаются в шахматном порядке. На первую линию встают гонщики на тяжелых дорожных мотоциклах. Гонки проходят на скорость, побеждает тот, кто придет к финишу первым.
Безопасности заездов уделяется особое внимание: болельщиков и гонщиков разделяет большое расстояние, а также заградительные канаты, препятствующие вылету мотоциклистов с трассы. Участок дороги, на которой проходят гонки, блокируется сотрудниками ДПС, во избежание возможных столкновений с посторонним автомобилем.
Мотофристайл
Прыжковый мотоспорт, где участники выполняют затяжные прыжки с трамплина с одновременным выполнением акробатических трюков.
Вилли на мотоцикле – азы и первые правила
Нужно ли включать режим зануды, чтобы напоминать, что обучение вилли должно проходить не на дороге общего пользования, где малейший огрех может закончиться фееричным падением и случайными жертвами, задетыми по инерции мотоциклом. Естественно, мотоциклист должен быть полностью экипирован, чтобы в случае падения не расплатиться за ошибку здоровьем.
Вилли кажется простым трюком, когда его делают профессионалы или достаточно опытные мотоциклисты. Однако нюансов в исполнении много, а во время обучения ошибки стоят дорого. Здесь имеет значение буквально все: подготовка водителя, момент для подъема колеса, положение тела от начала до конца исполнения вилли, реакция в момент опускания колеса, сам мотоцикл и его техническое состояние… В данной статье мы не говорим о профессиональных стантрайдерах, но оглядывается на их опыт и наработки.
Предупреждение
Любой профессиональный «трюкач» подскажет, что для постоянных кульбитов мотоциклу потребуется помощь механика. Дело в том, что при долгой езде на заднем колесе у байка начинается банальное масляное голодание. Оно и понятно, законы физики никто не отменял! Поднятый вертикально мотоцикл провоцирует стекать технические жидкости, которые уже не распределяются равномерно по картеру и деталям, а под собственным весом стремятся вниз. Это относится и к бензину в бензобаке.
Второй проблемой может стать сама конструкция мотоцикла. На коротких байках встать на заднее колесо гораздо проще, чем на длинных. Совсем не зря на некоторых моделях специально ставят удлиненный маятник, в том числе это распространенная практика для мощных мотоциклов, на которых откровенно дрифтят и всячески препятствуют появлению вилли за счет конструкции.
В копилку проблем, созданных самим мотоциклом, можно отнести длинные выхлопные трубы. Если встать на заднее колесо и выровняться практически в «свечку», не забывайте следить, не цепляете ли вы трубами или номерным знаком асфальт. Искры, конечно, красоты добавляют, но это лишний повод потерять равновесие и потом «лечить» царапины боевого коня.
В общем, если есть желание поднимать свой байк на заднее колесо просто для красоты, по настроению пощекотать нервы себе и встречным водителям автомобилей, нужно понимать, как ваша модель мотоцикла вообще переносит подобные фокусы, и за какую грань перешагивать чревато.
На качестве вилли сказывается даже состояние задней покрышки и давления в ней. Профессионалы вообще снижают давление, чтобы увеличить пятно контакта и добавить устойчивости.
Бонус
Что опаснее всего в выполнении вилли: подъем на заднее колесо или спуск обратно? Так или иначе, вернуть колесо на асфальт дело далеко не последнее. При резком ударе можно словить воблинг или вовсе не удержать руль, и совершить таки не очень звездное, но приземление кубарем. В такие моменты новичков выручает демпфер. У опытных мотоциклистов, практикующих езду в вилли, «глаз наметан». Они способны опустить байк аккуратно. В этом им помогает расслабленная посадка (дабы не допустить перехода колебаний от колеса через водителя на весь мотоцикл) и правильное положение тела.
Обучение
Для обучения многие используют легкие кроссовые мотоциклы, которые не так страшно перевалять по песку, как спортбайк обшарпать об асфальт. Вариантов техники для обучения много, главное, чтобы минимум пластика, короткая база и живучесть в падениях.
Практика должна проходить на изолированных от активного движения площадках. В идеале обратиться к более опытным мотоциклистам, инструкторам или взять несколько уроков в школах, способных научить подобным элементам.
Самым безопасным способом наработать навыки езды на заднем колесе будет практика на вилли машине… кстати есть у «Партнер-Мото». Суть вилли машины в том, что водитель перестает бояться падения, так как его ограничивает и удерживает техника. Фатальные ошибки не закончатся печальным исходом.
Сложность вилли не только в подъеме и опускании переднего колеса, но и в удержании мотоцикла в ровном положении без отклонений в бок, из-за чего можно просто завалиться, не говоря уже об опрокидывании назад.
Первые попытки выполнить вилли рекомендуют делать на первой передаче. Суть не в том, чтобы разгоняться до космической скорости, а в том, чтобы накрутить обороты, и мотоцикл устойчиво ехал на холостых с закрытым газом. Новичкам советуют поднимать переднее колесо сцеплением, так как это позволяет работать на низких скоростях без резких рывков. О тонкостях работы газом, сцеплением и тормозом поговорим в отдельной статье. Сейчас обратим внимание, что в обучении не рекомендуется переключать передачи.
Чтобы попробовать поднять мотоцикл в вилли и не бояться разбить свой байк, можно обратиться в «Партнер-Мото», чтобы получить навыки езды на заднем колесе при помощи вилли машины и специально подготовленного мотоцикла.
StuntRiding: разбираемся в понятии
Мы расскажем вам историю появления стантрайдинга. Раскроем тайну, когда и как в России этот вид мотоспорта начал популяризироваться.
Stunt riding — это экстремальная езда на мотоцикле, дословно переводится, как «трюк» и «езда». Шоу на мотоциклах впервые начали демонстрировать в середине прошлого века в европейских цирках. Прыжки на байке через горящее кольцо стали началом такой дисциплины, как мотофристайл, а трюки на ровной поверхности дали толчок развитию стантрайдинга.
В то время для этих представлений использовались легкие малолитражные мотоциклы, мощности которых не хватало для по-настоящему эффектных выступлений. Только после того, как в 70-х годах широким массам стала доступна мощная техника, произошел настоящий бум стантрайдинга. В это время появилось большинство классических трюков. Тогда же начали проводиться первые соревнования. Впрочем, стантрайдинг так и не вошел ни в одну спортивную федерацию и до сих пор не признается официальным видом спорта.
Основателем направления считается Гарри Ротл. Он легко исполнял трюки на переднем и заднем колесах, которые считаются классикой в направлении.
Большинство трюков стантрайдинга строится вокруг нескольких основных элементов:
Качество исполнения базовых элементов является одним из критериев оценки райдеров на соревнованиях.
Следующий этап – это уже комбинация нескольких приемов и усложнение трюка.
В 1990-х прошел первый чемпионат мира по стантрайдингу. Зрелищность мотошоу поразила зрителей и жюри. Трюки и впечатляющие программы положили начало развитию этого вида мотоспорта в Америке и Европе.
Как и в другой дисциплине, в стантрайдинге прославлены свои рекордсмены. Так в 2012 году Джесси Толлер исполнил роллинг стоппи длиной в 402 метра. А Крэйг Джонс сделал тот же трюк, но уже с пассажиром длиной 305 метров. В 1999 году Патрик Фюрстенхофф сделал вилли на скорости 308 километров в час.
В Россию стантрайдинг пришел позднее, в 2004 году.
Первым массовым и зрелищным всероссийским конкурсом «поджигателей резины» стал слет MotulM1 Stunt Battle в 2008 году, в которой участвовали 13 сильнейших стантрайдеров. 2000 зрителей смотрели на представления на стадионе Лидер в Подмосковье. По итогам конкурса было решено создать «Комиссию по стантрайдингу», которая стала заниматься официальным регламентом и правилами чемпионатов. Главный председатель — Алексей Серебрянников, который пообещал на соревнованиях в 2008 году вывести стантрайдинг на высокий уровень в условиях официальности и правил.
Спустя 5 лет популяризация дошла до маленьких городов, где проходят региональные соревнования.
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Виды мотоциклетного спорта
Мотоциклетный спорт, как серия официальных мероприятий, возник практически одновременно с появлением первых серийных мотоциклов. В частности, первые гонки с их участием, организованные Автомобильным клубом Франции, прошли в 1895 году. С тех самых пор мотоцикл стал полноправным участником спортивных соревнований, количество разновидностей которых к сегодняшнему дню превысило 2 десятка. Собственно, о них, а точнее, о самых основных, мы и хотели бы рассказать.
Мотокросс
Один из основных видов мотоциклетного спорта. Соревнования проводятся на специально подготовленных кольцевых трассах, имеющих естественные или искусственные препятствия, в основном, крутые подъемы, спуски и повороты, а также канавы, песчаные участки и прочие.
Ввиду сложности трассы, для участия в гонках используются особые кроссовые мотоциклы. Они отличаются облегченной рамой, большим ходом подвески (300 мм), отсутствием фар и приборной панели. В некоторых моделях также отсутствует электростартер.
Мотокроссовые соревнования дополнительно делятся на подвиды:
Спидвей
Свое название спидвей берет от английского слова, означающего «шоссе», «скоростная дорога». В русском языке для него также применяется название «трековые дисциплины».
Трасса для спидвея имеет эллиптическую форму и обязательно содержит 2 прямых участка и 2 левых поворота. Общая длина трассы – 260-400 м. Искусственных или специальных препятствий и виражей она не содержит.
Поверхность трека может иметь различные покрытия, в соответствии с которыми выделяются подвиды спидвея:
Отдельно выделяется гросспидвей – мотогонки на длинном треке. Ключевые отличия от классических соревнований – большая продолжительность трека (порядка 1000 м), более высокие скорости, 6 одновременно участвующих гонщиков вместо 4 и небольшие изменения в конструкции мотоцикла.
Шоссейно-кольцевые гонки
В отличие от вышеназванных разновидностей, трасса для шоссейно-кольцевых мотогонок имеет высококачественное асфальтовое покрытие и относительно большую длину (от 3 км), поскольку предполагает прохождение на высоких скоростях. Ее форма – кривая с большим количеством левых и правых поворотов.
Гонки подразделяются на подвиды в зависимости от используемых мотоциклов:
Также отдельно выделяются шоссейно-кольцевые гонки на выносливость, в течение которых спортсмены одной команды сменяют друг друга.
Супермото
Соревнования супермото являются чем-то средним между шоссейными гонками и мотокроссом, поскольку трасса состоит из асфальтированных и грунтовых участков. Ее общая длина при этом может достигать 2 км. Для прохождения, в основном, используются мотоциклы, построенные на базе мотокроссовых машин с установленными дорожными покрышками.
Эндуро
Эндуро от всех остальных видов, в первую очередь, сложностью пути, обусловленного большим количеством препятствий и нарочито тяжелыми дорожными условиями вплоть до полного бездорожья. Соревнования по этому виду спорта могут проводиться как на открытой местности (замкнутая трасса длиной 15-60 км), так и на стадионах с земляным или песчаным покрытием дороги и наличием естественных препятствий – грязи, луж, камней, бревен.
Отдельно стоит отметить старейшую разновидность соревнований – «шестидневную гонку», включавшую участки со специальными испытаниями: скоростные участки, гонки в гору, по пересеченной местности и другие. Перемежаются такие спецучастки отрезками дорог общего пользования, по которым мотоциклисты движутся с соблюдением ПДД.
Участниками используются специальные мотоциклы, при конструировании которых большее внимание уделяется надежности, легкости и тяге двигателя, стоящей выше максимально развиваемой скорости.
Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:
Мототриал
В то время как большинство других видов мотоциклетного спорта делает ставку на скорость прохождения, в мототриале основной упор приходится на техничность и аккуратность преодоления искусственных и естественных препятствий. Поскольку движение по ним требует четкого контроля скорости и балансировки, мотоциклы не имеют сидения, и все препятствия гонщик преодолевает стоя. Основное требование – уложиться в лимит времени и предотвратить касания препятствий частями тела.
Мотобол
Эта дисциплина стоит особняком, поскольку, по большому счету, вообще не является гонками. Она представляет собой футбольный матч 6х6, все игроки которого (за исключением вратарей), управляют мотоциклами. Задача та же, что и у «обычного» футбола – забить мяч в ворота противника. Игра длится 80 минут и состоит из 4 периодов.
Другие виды мотоциклетного спорта
Все вышеперечисленные дисциплины внесены во всероссийский реестр видов спорта, но существуют и другие разновидности, по которым также проводятся соревнования:
Это далеко не все, но, пожалуй, наиболее важные и известные виды мотоциклетного спорта. По большинству из них регулярно проводятся соревнования различного, в том числе и мирового, масштаба.