Украшать свои дома, так называемыми архитектурными излишествами, люди стали тогда, когда у них появилось свободное время и чувство защищённости, а так же возникло желание и возможность выражать свою индивидуальность, через оформление образа своего жилища, демонстрировать свой статус и вкус. То есть архитектура, как искусство, появилась довольно давно.
Фасады дома архитекторы обычно маркируют по осям, буквами и цифрами. Отдельно стоящие дома имеют 4 вида на фасады с разных сторон и маркируются 1- (N цифра осей заложенных архитектором, например 2) и буквами от «А» до последней буквы, количество которых равняется количеству осей в проекте, если осей 2 то, соответственно это будет буква «Б». Элементы декора фасада вычерчивают ближе к концу Архитектурной части проекта, после планов и разрезов.
Главным выбирается фасад где расположен парадный вход.
В широком смысле элементами декора фасада называют и фронтон, большую крупную часть фасада и маленький кронштейн, который сам по себе может быть составной частью того же фронтона. Для удобства общения, разберём что и как называется в этой статье. Ведь очень часто для того что бы быстро понимать друг друга, просто не хватает знания каких-то специальных терминов.
С этой точки зрения очень интересна история мутации углового руста, который изначально был массивным грубо отёсанным краеугольным камнем в углу замка или крепости, никак не выступавшим наружу, а лишь выделявшийся визуально своим объёмом.
Так выглядят рустовые камни на углу старинного аббатства в Лондоне.
Разбирать элементы декора фасада абстрактно от архитектурного стиля невозможно, но тем не менее, если подойти к разбору элементов с функциональной точки зрения, то колонна, например, останется колонной от Древнего Мира до наших дней.
Колонны Древнего Мира. Это два самых известных храма древности: Карнакский храм в Луксоре и Афинский Акрополь.
Но расскажем о всех элементах подробно и по очереди:
Если посмотреть на фото колонн выше, то внимательному зрителю, станет очевидным, что пропорции этих колонн сильно отличаются. И действительно, они построены по разным канонам. Но это не декоративные колонны, это детали строительной конструкции.
Ордер архитектурный (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.
Обладая общей исходной конструкцией, все три основные греческие ордера имеют и общие основные части: колонны, антаблемент и ступенчатое основание (стереобат).
Стволы колонн могли быть обработаны вертикальными (криволинейными в плане) углублениями – каннелюрами. На данном рисунке канелюры отсутствуют.
Разберём детально, что представляют 3 части антаблемента в структурном плане, ведь все эти элементы изначально были несущими.
Антаблемент во всех ордерах имеет три структурные части:
Архитрав – основная несущая часть антаблемента – состоит из каменных блоков, перекрывающих пролет между колоннами.
Фриз – стенка, на которую в каменной конструкции опираются балки и плиты перекрытия.
В карнизе главным структурным элементом является карнизная плита (гейзон), которая выносится вперед и служит в то же время переходом к крыше здания. Карнизная плита завершается каменным желобом (сима), который собирает стекающую с кровли воду и сбрасывает ее через специальные отверстия на землю.
Расстояния между колоннами (интерколумнии), а также между колоннами и стеной здания зависели от каменных конструкций перекрытия и не могли быть большими.
Различия между ордерами имеются как в их структуре, так и пропорциях, формах и декоративных элементах. Все это в целом создает особых художественных характер каждого ордера.
Названия и местоположение профилей.
Измерения в архитектурных ордерах.
Каждый ордер пропорционален диаметру колонны, который взят за основу в определении размеров других элементов. Единицей измерения в архитектурных ордерах является «модуль», который равен радиусу колонны.
Модуль тосканского и дорического ордеров делится на 12 частей (парт), модуль ионического, коринфского и сложного — на 18.
Обозначение модуля — м., парты — п.
Во всех существующих пяти ордерах пьедестал составляют одну третью высоты колонны, включая базу и капитель.
Римские архитектурные ордера в массах.
Элементы декора фасада в классическом стиле, как мы воспринимаем их сегодня, безусловно отличаются от строгих ордерных систем прошлого, новые технологии позволяют строить из других материалов здания практически любых пропорций, больше нет смысла выдерживать определённые небольшие расстояния между колоннами, например. Поэтому декор стал абсолютно не функциональным элементом отделки, за исключением некоторых случаев и технологий. Теперь пропорции карнизов определяются произвольно, на вкус и цвет хозяина и архитектора, сегодня вполне можно обойтись без любого элемента, например без карнизной плиты, заменив её подшивкой из софита. Но тем не менее, классические элементы фасада генетически связаны с ордером и если вы хотите построить действительно красивый дом, то без архитектора тут не обойтись. Именно для понимания объёма всех существующих нюансов заказчиком, мы проделали довольно большой труд, по сбору самых актуальных материалов про элементы декора фасада.
Ещё больше материалов по ордерной системе на сайте http://kannelura.info/
Возникновение ордеров — это историческая загадка, где, когда и кто первым придумал ордерную систему неизвестно. По этому поводу был высказан различнными исследователями целый ряд догадок, но достоверных сведений крайне мало.
Дорический ордер.
Дорический ордер представляет наибольший интерес по строгости и закономерности своего строения. Он имеет тесно поставленные колонны и крупный антаблемент.
Фриз антаблемента содержит в себе особого рода опорные части в виде каменных массивных блоков, обработанных с лицевой стороны вертикальными врезами. На этих блоках, получивших название триглифов, лежат карнизные плиты. Угловой триглиф обработан врезами с двух лицевых сторон. Триглифы поставлены на архитрав таким образом, что их лицевая вертикальная плоскость совпадает с вертикальной плоскостью архитрава. Расположение триглифов во фризе строго метрично: они поставлены по осям колонн и по осям интервалов между колоннами. Лишь в углах здания связь с осью колонны нарушается: триглиф с оси крайней колонны смещается на самый угол фриза, что естественно для опорного элемента. Несмотря на указанное смещение, строго метрический порядок расположения триглифов сохраняется благодаря уменьшению крайних интервалов между колоннами. Плиты, заполняющие интервал между триглифами, называются метопами.
В каменной конструкции антаблемента триглиф перестал быть торцом балки, но продолжал оставаться опорным элементом во фризе.
Есть свидетельства о том, что в древнейших постройках промежутки между триглифами не заполнялись плитами, а были открытыми проемами. Колонны дорического ордера не имеют базы и непосредственно опираются на стилобат (верхнюю ступень основания).
При мощных пропорциях колонн и значительных размерах нижнего диаметра это усиливает ощущение их силы и устойчивости.
Римско-дорический ордер
Как видно даже из названия, в Римский период Дарический ордер претерпел заметные изменения.
Элементы декора различаются даже внутри разновидностей одного ордера.
Колоннада дорического ордера
Междуколонное пространство дорического ордера с аркой
Междуколонное пространство дорического ордера с аркой и пьедесталом
Общая характеристика Ионического ордера
Живописный, нарядный и праздничный характер декора в ионическом ордере получил свое высшее выражение в ионической капители, в богатой пластике ее волют, балюстр, фриза.
В ионическом ордере были разработаны некоторые обломы и ритмическая орнаментика на них (порезки), которые получили в дальнейшем широкое распространение.
Эрейхтеон
Эрехтэйон в Афинах.
Коринфский ордер.
Как известно, из двух «старших» ордеров, дорический называют мужским ордером, и он действительно, по словам Витрувия «подражает суровой мужской красоте», ионический же воплощает женское начало. С символикой коринфского ордера дело обстоит несколько загадочней. Витрувий говорит, что он «подражает девичьей стройности».
На первый взгляд это выглядит несколько натянутым и не столь очевидным, как с в двух предыдущих случаях. Да и почему тогда существует один «мужской» ордер в противовес двум, воплощающим женское начало? И это у греков, славящихся своей любовью к логике и симметрии.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо пристальней рассмотреть символику деталей коринфской капители, а также учесть характер эпохи, в которую она родилась. К счастью, изобретение коринфского ордера хорошо документировано.
Витрувий указывает на то, что матерью «третьего» ордера была ионика. В этих двух ордерах действительно много общих черт, отсутствующих в дорическом. Также «девичий» ордер родился спустя пять столетий после первых обнаруженных образцов ионического.
Коринфский ордер отличается от дорического и ионического б’ольшим пластическим разнообразием форм.
Все убранство капители располагается в строгом соответствии с осями, в определенном ритмическом порядке. Структурными частями коринфской капители являются абак сложной формы и колокол. В состав декора коринфской капители вошел растительный орнамент в виде декорирующих колокол стилизованных листьев южного растения акант, а также большие и малые волюты. К счастью, символика этих элементов ясна и сегодня, благодаря тому, что коринфский ордер сформировался в более близкий к нам период времени и процесс его создания хорошо задокументирован. Эта ясность выгодно отличает третий ордер от двух «старших ордеров» (дорического и ионическом), где все из-за отсутствия каких-либо письменных источников, сводиться к догадкам и гипотезам. (О происхождении и символики коринфского ордера)
Современные архитектурные элементы фасада здания отличаются своим многообразием: балясины, балюстрады, колонны, карнизы, розетки, сандрики и многое другое. Давайте разберёмся во всём этом объёмном списке и рассмотрим наиболее популярные детали на конкретных примерах.
Особенности архитектурных элементов
Архитектурные элементы отделки фасада применяются для выражения определённой идеи и подчёркивания стилевого направления. В различные эпохи истории к ним относили конкретные художественные приёмы, которые изменялись с уровнем развития технических средств и представлений эстетической красоты.
Современные классические архитектурные элементы получили чёткое художественное направление сочетания архитектурно-художественных решений и оптимальных пропорций с совокупности с пропорциями здания, а также эстетикой его интерьера.
Важно! Только правильное размещение способно преобразить внешний вид любого строения в лучшую сторону.
Фактически архитектурные элементы фасада здания украшают стену и создают впечатление, которое сами же и задают. Причём неосведомлённому человеку запутаться во всём многообразии достаточно просто. Давайте рассмотрим наиболее популярные детали более пристально.
Балясины и балюстрады
К этой группе декоративных элементов с большой функцией практичности относятся невысокие столбики (балясины), собранные в группы (балюстрады). Детали известны с древних времён и на всём протяжении существования использовались не только с эстетической точки зрения, но и в качестве опор для перил.
Балясины и балюстрады способны существенно увеличить визуальный статус строения, что положительно сказывается на его респектабельности. Широкое применение этих архитектурных элементов способно «оживить» внешний облик строений и ансамблей, не сказываясь на возможностях создания оригинальных художественных эффектов.
Балюстрады могут служить украшением балконов, оконных проёмов, лестниц, веранд. Материалом для их изготовления служит натуральный или искусственный камень, дерево, пенополистирирол, гипс или бетон.
Колонна и составляющие
Колонны могут выполнять 2 функции: практичную (поддержание стен здания) и декоративную (украшение фасада). Преимущественно выполняются в стилях: ампир, классический и восточный. Придают строению величественность, помпезность.
Выполняются в различных видах, размерах, формах. По конструктивным особенностям включают следующие элементы:
Основная классификация колонн осуществляется по форме. Они могут быть:
Полезно! Желоба на колоннах называют каннелюрами.
Пилястр и его устройство
Элементы архитектуры, входящие в состав пилястра, внешне напоминают вмонтированную в стену колонну. Фактически это одно и тоже, за исключением того, что на фасаде видна только лицевая часть элемента. Конструктивно они состоят из следующих элементов:
Целостность и гармоничность детали достигается за счёт сочетания всех составляющих. Касается это оттенка, формы, размеров.
Полезно! Данная архитектурная деталь не оказывает весовой нагрузки на стены, потому широко применяется как для фасадов, так и для внутренних работ.
Раньше пилястры использовали для укрепления несущей конструкции. Они не имели декоративной функции, устанавливались исключительно на фасадах и изготавливались в прямоугольной форме. Только с Эпохи Возрождения деталь обрела иное назначение и стала полноценным архитектурным элементом фасада, несущим декоративную функцию.
Конструкция, в которой камень выкладывается по дуге, соединяющей опоры стены, смыкаясь в верхней части. Центральный фрагмент имеет название замковый камень. Архитектурные элементы здания, представленные в виде арок, способны притягивать и гипнотизировать своим величеством. Многообразие форм обеспечивает безупречное вливание в любой стиль фасада. Основная классификация осуществляется за счёт формового разнообразия, связанного с этническим происхождением данного фрагмента. Наиболее популярными считаются следующие виды:
Интересно! Арочные конструкции были популярны в Древнем Риме. Римляне строили мосты, виадуки, подземные сооружения и в большинстве случаев пользовались арочной конструкцией. Их соседи, древние греки, такую технологию не использовали и подобные архитектурные композиции возводили редко.
Фронтон
Это завершающая часть фасадной части строения, портика, колоннады. Ограничивается оно двускатной крышей с боков. В нижней части может упираться в карниз. Также могут присутствовать не под крышами, а над окном, дверью, крыльцом.
В современной архитектуре насчитывается 11 видов фронтонов:
Важно! С точки зрения визуального восприятия, фронтон является «лицом» строения. Предназначен для ориентации на основную индивидуальность и стиль.
Наличник и оконные элементы
В зависимости от стилевой принадлежности фасада, окно тоже может рассматриваться как отдельный архитектурный элемент фасада. В качестве примера можно привести совершенно противоположные друг другу виды:
Если говорить о наиболее популярном классическом стиле обрамления окон, то к элементам данной системы относятся такие детали:
Розетка
Второе название, которое носит этот архитектурный элемент – розочка. Под ним подразумевается декоративный элемент, выполненный в виде лепестков распустившегося цветка с одинаковой формой и размером. Относительно друг друга они располагаются равномерно и идеально «расходятся» от сердцевины, тем самым и напоминая вышеупомянутое растение.
Всего существует 6 разновидностей розеток, которые выглядят следующим образом:
На фасадах архитектурные розетки размещаются нас стенах, в центральной части фронтона, над оконным или дверным проёмом. Они выполняют не только эстетическую функцию, но и могут служить для практических целей: маскируют дефекты поверхности, разбавляют объёмные открытые участки.
Интересно! История существования розетки, как отдельного архитектурного элемента фасада тянется из глубины веков. Декор встречается в конструкциях эпохи Двуречья, Древнего Египта, Древнего Рима и Эллады.
Орнамент
Под понятием орнамент подразумеваются архитектурные элементы фасада, предназначенные для визуального выделения отдельных фрагментов здания. Это могут быть оконный или дверной проём, арка, свод, межоконный проём, колонна, стеновая плоскость. Могут быть представлены в виде резного узора, с тематическим изображением, соответствующем тому, к какому стилю относится здание.
Разновидности орнамента характеризуются иными приёмами, использованием различных узоров, пришедших из древней архитектуры. Наиболее популярными считаются такие виды:
Полезно! Фактически выделяют 3 категории орнаментов: мимические, имитирующие и символические.
Карниз
Этим термином называют венчающую часть здания, декоративный выступ, край кровли. В современной и классической архитектуре элемент соотносится к кровле, навершию, завершающему элементу фасада и несущей зоны перекрытия. Выполняет разграничивающую функцию между верхом и низом строения.
Классификация карнизов осуществляется нескольким характеристикам, например, по внешнему виду, она разделяет их на несколько видов:
Следующая классификация осуществляется по участку, на котором он расположен:
Кроме этого, архитектурные карнизы могут быть софитными или ступенчатыми. Первые имеют ярко выраженную выносную часть, вторые – вынесены незначительно.
Полезно! Кроме декоративной функции, венчающие карнизы выполняют защитную. Они предохраняют фасад здания от атмосферного воздействия.
Русты
Специальные декоративно-защитные накладки на фасад. В большинстве случаев устанавливаются на углы здания, выделяются цветом или фактурой. Иногда изготавливаются из натурального камня, чаще – из имитирующих природный материал полимеров.
Основная классификация осуществляется по форме руста:
Заключение
Современные архитектурные элементы изготавливаются из различных материалов: камень, бетон, кирпич, гипс. Но наиболее популярным являются полимерные изделия. Их преимущество заключается в малом весе, лёгком и простом монтаже, хороших эксплуатационных свойствах.