Как называется гонки на собаках
Ездовой спорт на собачьих упряжках от золотых приисков до Чукотки 2022 года
Гонки на собачьих упряжках или ездовой спорт сегодня для человечества скорее развлечение, чем необходимость. В древние времена собаки были настоящими трудягами, при чем это касалось практически всех пород.
Даже карманные крохи в своё время были крысоловами, что уж говорить о крепких хаски, лайках и самоедах, которые были и остаются незаменимыми породами для народностей севера, где всё также собаки тянут сани по бескрайним снежным просторам.
Историческая справка
Как таковое перемещение на санях с запряженными псами ездовых пород практиковалось у многих народов Севера, но именно в США и Канаде гонки как спортивное состязание проводиться стали на профессиональном уровне.
В документах и прессе есть первое упоминание о гонках на собаках датируемое 1850 годом о проведении соревнования в городе Сент-Пол и Виннипег. Трудно сказать что именно побудило тогдашнее население этих городов посостязаться таким образом, но популярность гонок отрицать сложно, так как их стали проводить относительно регулярно.
Скорее всего, гонки как состязание стало интересно как вариант зимнего досуга для участников «Золотой лихорадки», так как именно старатели стали использовать ездовых собак всё чаще на новом, осваиваемом континенте, где о развитии пригодного к зиме и снегам транспорта можно было только мечтать. В это же время появляется профессия каюров, людей, которые осуществляли регулярные перевозки старателей и снаряжения для золотодобычи по маршрутам непосредственно к приискам.
1907 год стал основополагающим в истории гонок на собачьих упряжках. В городе Ном прошли первые серьёзные соревнования среди профессиональных каюров в собачьих упряжках. Первыми лидерами и призёрами стали отец основатель этого вида спорта Александр «Скотти» Ален и призёр Леонард Сепалла. Но настоящим героем своего времени стал каюр Гуннар Каасен, который участвуя в 1925 году в Великой гонке милосердия завершил цепочку и доставил в Ном необходимую вакцину от дифтерии.
Слова о подвиге каюров из этого городка и непосредственно вожака упряжки-спасительницы сибирского хаски Балто не утихает и сейчас. Тем невероятным событиям даже посвящен трогательный мультфильм «Балто» 1995 года выпуска.
Конечно, такой азартный спорт, где в борьбу вступал не просто человек и собака, а человек совместно со своей стаей ездовых собак вступал в настоящую битву с суровыми условиями Севера, не остался жить исключительно на Американском континенте. Постепенно каюры-спортсмены появились и в Норвегии, где были все условия для классического ездового спорта, а затем волна популярности прокатилась и по всей Европе.
Долгое время гонки на собачьих упряжках были весьма разрозненными, хотя и регулярными, но все погонщики трепетно берегли свои секреты и ни в какие крупные ассоциации и клубы не вступали. Ситуация изменилась лишь в 1970-х года, когда стали образовываться первые клубы любителей этого вида спорта.
На территорию СССР этот вид спорта также проник, но из-за отсутствия внимания прессы и партийных пропагандистов, развивался он только среди народов крайнего севера усилиями местных энтузиастов. Первая серьёзная гонка «Берингия» состоялась лишь в 1990 году. И лишь в 2014 году была создана Федерация ездового спорта России, куда вошли ранее разрозненные по всей стране клубы. Стоит отметить, что у российских каюров карьера весьма успешная и их часто можно найти в списках призёров различных международных соревнований по ездовому виду спорта.
Современный ездовой спорт и всесезонные дисциплины
Классические гонки на собачьих упряжках сегодня далеко не единственная разновидность ездового спорта. Сани, скутеры, лыжи, карты и даже велосипеды – всё это стало основой упряжи, которую тянут за собой специальные ездовые породы собак, при чем наличие снега сейчас не самое главное условия для проведения гонки. Самое важное – командная работа, только вы сами как погонщик можете вырастить для себя такую стаю, которая будет понимать вас с полуслова и действовать в условиях гонки как единый пушистый механизм.
Бесснежные гонки на собаках или дисциплины драйдленд:
— каникросс – дистанцию бежит человек с собакой, которая пристёгнута специальной упряжью к человеку. Здесь ставится под вопрос выносливость человека и умеренность собаки, которая готова держать темп хозяина.
— догтрекинг – дистанция может преодолеваться не только бегом, но и шагом, всё зависит от условий конкретного соревнования.
— байкджоринг – участвуют человек на велосипеде и пристёгнутые спецупряжью к рулю одна или две собаки.
— скутеринг – каюр едет в упряжке из скутера или специального самоката, в которую впрягают одну или двух собак.
— картинг – вольная интерпретация классической зимней упряжи, так как в тележку на колёсах впрягают от 4 до 10 собак и в таком виде преодолевается дистанция.
Классические снежные гонки на собачьих упряжках:
ИНТЕРЕСНО: гонки по типу эстафеты могут проводиться в любой сезон и быть скомбинированы из всех дисциплин, подходящих по сезону и трассе.
По протяженности гонки также можно поделить на несколько типов:
Подробности
Амуниция для ездового спорта это всегда очень серьёзный и дорогостоящий вопрос для любого каюра. Связано это, конечно же, с тем, что её нельзя просто приобрести в спортивном магазине, большую часть упряжи для любого вида гонок изготавливают на заказ и по меркам конкретного участника и собак из его стаи. Самый важный элемент в амуниции, без правильной подгонки которого собака получит неравномерную нагрузку на грудной опорно-двигательный аппарат – это шлейка.
Подгоняется она под каждую собаку, а изготавливается из прочного нейлона, который выдерживает любой тип гонки. Шлейка соединяется с ошейником, который выглядит как полуудавка и выполняет роль фиксатора собаки на конкретном месте в ряду. С основной упряжью ошейник и шлейка соединяются прочными карабинами, которые выполняются из прочных сплавов, которым, как правило, не страшны морозы. Вся собачья гроздь крепится к основе – потягу, сработанного из капрона и выглядящего как обыкновенный прочный трос.
Для стабилизации и смягчения нагрузки на позвоночник собаки устанавливается амортизатор, который гасит нагрузку у основания потяга. Ну и, конечно же, когда гонка длится не одни сутки и каюр останавливается на отдых со своей стаей, он использует привязь, которой фиксирует радиус собак на каком-либо столбе или дереве.
Привязь, пожалуй, единственная часть амуниции для ездового спорта, которую редко кто заказывает в индивидуальном порядке, так как в привязи собаки отдыхают и она не накладывает на их тело никакой нагрузки.
Общих правил гонок на собачьих упряжках не существует, так как для каждой дистанции, каждого конкретного соревнования и каждого вида они свои. Даже как таковых породных ограничений для пород собак нет, в некоторых бесснежных дисциплинах главное, чтобы собака вынесла гонку, а заявиться участником вы можете хоть с овчаркой.
Чемпионат мира по ездовому спорту проводится с 1990 года и включает в себя ряд дисциплин, которые утверждаются Международной федерацией ездового спорта. Место и конкретные даты проведения также устанавливает федерация.
Но из-за популярности гонок, их разнообразия и медленно, но верно растущей популярности во многих странах существуют свои чемпионаты и кубки в ездовом спорте на собачьих упряжках, которые порой ничуть не уступают чемпионату мира ни по зрелищности, ни по количеству участников. Например, в нашей стране есть все условия и возможности развиваться в этом направлении, а заявляться можно как и на районные, так и на всероссийские соревнования.
К самым масштабным и известным гонкам на собачьих упряжках в России относятся:
ИНТЕРЕСНО: «Берингия» занесена в Книгу Рекордов Гиннесса как самая протяженная трасса – раньше длинна трека была 1980 км.
ВАЖНО: не стоит расстраиваться, что в вашем регионе нет полномасштабных соревнований. Начать заниматься ездовыми дисциплинами можно во всех регионах России, так как клубы по отдельным дисциплинам существуют во всех регионах, хотя могут быть и не популяризированы среди широких слоёв населения. Помочь с поиском вам могут либо в кинологическом клубе, либо в породном клубе ездовых пород.
Как начать
Начинать постигать азы ездового спорта можно практически с любой породой собак, которая обладает достаточной выносливостью, но если задумываться о серьёзных соревнованиях и победах в них, то
лучше рассматривать приобретение и последующие занятия со щенками пород:
Также многие каюры выводят для себя метисов вышеприведенных пород, а также метисов с легавыми, крупными охотничьими породами и курцхаарами. Главное в такой специфической селекции брать собак с хорошей рабочей родословной, ведь внешность это вообще не главное в вопросе выносливости пса и его умения проходить трассу в упряжи.
Гонка на собачьих упряжках: пулка, скиджоринг, сит-ски
История возникновения гонок на собачьих упряжках
Гонки на собачьих упряжках, возникшие из практического использования северных ездовых собак, стали увлекательнейшим видом спорта, охватившим весь мир: свои ездовые собаки есть на всех континентах — не только в Европе и Америке, но, например, в Австралии и в Южной Африке. Не исключено, что они станут частью олимпийских соревнований, как это уже было в 30-е гг. XX века.
Увлечение гонками на собачьих упряжках началось во времена «золотой лихорадки», на Аляске в самом начале XX века. Прослышав про золото, искатели приключений устремились в эту зону с арктическим климатом. Собаки оказались лучшим и единственно возможным видом транспорта, поэтому их стали завозить сюда со всех концов Европы и Америки. В упряжках оказывались ньюфаундленды, колли, сеттеры, метисы всех мастей и размеров. Многие из них физически не были приспособлены к перетаскиванию грузов и местному климату и вскоре погибали. Лучшие качества показывали, разумеется, местные индейские собаки и лайкоиды, вывезенные с Чукотки, Колымы и Камчатки. Однако чаще всего торговцы приобретали их в селе Маркове, где шла бойкая торговля пушниной, и на кораблях перевозили в Америку. В промежутках между тяжелым трудом и беспробудным пьянством золотоискатели устраивали состязания собачьих упряжек.
История спортивных гонок неразрывно связана с конкретной собакой по кличке Балто и машером (в России каюр) Леонардом Сеппалой, родом из Норвегии. В 1925 г. в Аляске, городе Ном разразилась эпидемия дифтерита. Доставить вакцину от ближайшей железнодорожной станции можно было только на собачьих упряжках. Маршрут был длинным и сложным, поэтому перевозка вакцины была организована по принципу эстафеты, в которой участвовало не менее десяти упряжек.
Славу обрели только два машера, два профессиональных гонщика, оба выходцы с Севера Европы — Гунар Каасен и Леонард Сеппала. Но успех сопутствовал последнему. Упряжка норвежца Сеппалы была составлена из собак частично чукотского происхождения; он первым сумел оценить их рабочие качества. Ее вожаком был пес по кличке Того. Сеппала выехал из Нома навстречу эстафете, а когда получил вакцину, повез ее по самому сложному участку пути. Однако до цели ни Того, ни эта упряжка не дошли. Ее сменила свежая упряжка, которую вел Гунар Каасен. Вожаком в ней был пес по кличке Балто, рожденный в питомнике Сеппалы от чукотских ездовых. Балто вел упряжку в Ном, развив предельную скорость, будто знал, что речь идет о спасении людей. Не было ничего удивительного в том, что по прибытии к месту назначения Каасену предложили продать собаку за приличную сумму. Однако в поисках еще больших денег машер объехал с собакой всю Америку; показывая ее везде, где только можно; поэтому о них писали многие газеты того времени. Кончилось тем, что еще при жизни Балто ему поставили памятник в Центральном парке Нью-Йорка. Польстившись на огромные деньги, Каасен продал Балто в неудачные руки.
Многочисленные поклонники собаки-героя ревниво следили за судьбой своего любимца: на деньги, собранные общественностью, Балто выкупил зоопарк в Кливленде, где он и дожил до конца своих дней.
Далее фамилия Каасена исчезла с первых полос газет и о нем забыли, а имя Балто стали связывать исключительно с фамилией Сеппалы, в чьем питомнике он родился. Чучело Балто до сих пор находится в музее Кливленда; группа современных энтузиастов настаивает на возвращении героя в Ном и захоронении его там, где он родился и участвовал в знаменитой гонке.
Дальнейшая судьба Сеппалы была связана с ездовыми собаками: он продолжал оставаться профессиональным гонщиком и при этом основал питомник ездовых собак, который до сих пор носит его имя. Хотя, конечно, с тех пор питомник уже неоднократно менял хозяев.
В честь тех давних событий на Аляске с 1967 г. и по сей день проводят известнейшая гонка марафонского класса — Айдиторот. Она повторяет путь легендарной эстафеты и ведет из Анкориджа в Ном. Отцом Айдиторот» стал Джо Редингтон: именно ему в голову при шла мысль об устройстве этой гонки. Ее длина — 1800 км; чтобы попасть в число участников, необходимо пройти два отборочных соревнования. На трассе расположено 36 контрольных пунктов — «чек пойнтов». Поблизости расположены населенные пункты, чьи названия отражают историю Аляски: они пришли из индейского, эскимосского, русского, французского, шотландского, английского языков. Организаторы гонки стараются соблюсти романтический дух времен «золотой лихорадки», поэтому контрольные пункты возникают в «чистом поле». Прилетевший самолет приземляется на заледеневшее озеро, выгружает палатки и корм для собак — этим и ограничивается все оборудование для стоянок собачьих упряжек. Когда проходит последний гонщик, временный лагерь убирают.
Единственным российским участником Айдиторот был Федор Конюхов. Он никогда раньше не имел дела с собачьими упряжками и, тем не менее, благополучно добрался от старта до финиша. Он пришел последним, но это все же лучший результат, чем у тех спортсменов, которые вообще сошли с дистанции.
Значительный вклад в спортивное и культурное сотрудничество двух стран, Америки и России, внесла состоявшаяся в мае 1989 г. экспедиция «Берингов мост» — переход на лыжах, байдарах и упряжках российских (под руководством Д. И. Шпаро) и американских (П. Шурке) спортсменов. В ней, кроме русских и американцев, приняли участие представители разных стран Европы, а также коренных национальностей Чукотки и Аляски. Экспедиция началась в Анадыре на Чукотке и закончилась в Коцебу на Аляске. Воспоминания участников свидетельствуют, чукотские ездовые собаки показали в этом переходе выносливость и работоспособность; но американские оказались более дрессированными. Через Берингов пролив люди переплыли на байдарах, собак доставили на самолете.
Кроме российского и американского Севера, гонки на собачьих упряжках проводят в Европе. Трасса Альпентреер проходит по красивейшим горным плато и перевалам Австрийских, Швейцарских и Итальянских Альп.
Королевская канадская конная полиция (R.C.M.P.) на собачьих упряжках
Устройство упряжки
Читая литературу о «золотой лихорадке», можно наткнуться на сообщения, что индейцы запрягали своих собак веером. На российском Севере и в Восточной Сибири собак пристегивали попарно к одному ремню, который шел от саней по всей длине упряжки (а собак в ней могло быть от 4-6 до 12-14). Точно так же запрягались санитарные собаки во время Великой Отечественной войны. При таком способе главная нагрузка приходилась на грудь и спину собак.
Каюр управлял собаками голосом и кричал «Вперед!», «Влево!» или «Вправо!», «Стой!» на русском языке или на одном из языков коренного населения. Правда, затормозить хорошо бегущую упряжку было не так-то просто: в качестве тормоза служил остол — крепкий кол, оснащенный снизу железной спицей, а сверху — длинным ремнем, заменяющим кнут. Северные нарты имели боковые поддерживающие стойки, так называемые копылья. Размеры нарт зависели от того, сколько в них было копыльев. Каюр сидел чаще всего с правой стороны между первым и вторым копыльями, боком, поставив ногу на полозья. Чтобы облегчить нарты, он периодически спрыгивал с них и бежал рядом, а чтобы затормозить — втыкал остол под нарты, между первым и вторым копыльями, нажимая на него всей тяжестью своего тела.
Такая упряжка была рассчитана на рыхлый снег и торосы на морском побережье: упряжка проскакивала в щели между льдинами. При неглубоком снежном покрове дорогу прокладывали первые две собаки, а при глубоком — это делал сам каюр. Он шел впереди упряжки, приминая снег лыжами.
По воспоминаниям Г. А. Ушакова (как мы помним, он был последним в XX в., кто использовал в экспедиции почти исключительно собачьи упряжки), «собаки очень восприимчивы к настроению своего хозяина. Песня или оживленный разговор делают их веселыми, ускоряют бег, и нередко ездок громко поет сам или, сидя на санях, разговаривает, хотя на десятки, а иногда и на сотни километров вокруг не найдешь ни одного слушателя. Это погонщики веселят своих собак. И не безуспешно. Бодр и весел хозяин — бодры и веселы его собаки».
Разумеется, в настоящее время для гонок на собачьих упряжках используют совершенно иное снаряжение. Нарты, иногда складные, производят известные спортивные фирмы. К ним прилагается чехол. Они включают стойку, тормоз и площадку для перевозки груза и бывают снабжены различными дополнениями, такими как якорь, или «снежный крюк» — для удерживания упряжки на одном месте, резиновый коврик для притормаживания и пр. Якорь прикрепляется к стойке нарт таким образом, чтобы его можно было бросить в любой момент. Нарты бывают двух основных типов: тобогган (грузовая площадка размещена на полозьях) и баскет (грузовая площадка приподнята над полозьями). Их делают из дерева, металла или пластика или же сочетают все эти материалы.
Современные ездовые шлейки делают из синтетических материалов, с обязательной подкладкой — они не намокают, не растягиваются под воздействием влаги и не натирают кожу собаки. Упряжка включает центральный потяг — альпинистский шнур диаметром 8-16 мм, к которому крепятся шейные и хвостовые постромки.
Горизонтальная дуга впереди нарт, предохраняющая полозья от боковых и лобовых ударов, называется баран. За ним следует резиновый амортизатор, соединенный со шнуром нарт и шнуром якоря большим альпинистским карабином. К другому концу амортизатора при помощи карабина крепятся первые постромки и потяг. Центральный потяг бывает цельным или состоит из отдельных звеньев. При наличии отдельных звеньев его длина складывается из длины постромков (примерно 1,5 м), плюс длина собаки от шеи до корня хвоста, плюс 2/3, длины шейных постромков (примерно 40-50 см). Цельный потяг имеет ту же длину, умноженную на количество пар собак, минус первая пара. Нагрузку по-прежнему ложатся на грудь и спину собаки. Шейные постромки закрепляются чуть впереди самой собаки, чтобы нагрузка не ложилась на ошейник и животное не работало «шеей». Для шейных постромков часто используются резинки, исключающие удушение собаки в случае падения. Длина постромков бывает разной: чем они длиннее, тем свободней движения собаки, но при этом увеличивается длина упряжки, и собаки могут запутаться в постромках. Собак ставят только попарно с одним или парой вожаков впереди.
О спортивных собаках заботятся так же, как о скаковых лошадях. В правилах марафонских гонок указано, что гонщик обязан брать с собой вещи первой необходимости, такие как лопата и сухой паек. Чехол нарт надевают во время соревнований; его используют также для перевозки травмированных собак.
Сами гонщики не обходятся без горнолыжных очков (маски и налобного фонаря).
Пулка, скиджоринг, сит-ски относятся к разновидностям зимних видов спорта с участием ездовых собак.
Пулка (Pulka) — национальный скандинавский вид спорта; это название совпадает с названием маленькой волокуши, имеющей оглобли, в которую запряжены одна-две собаки. К противоположному концу волокуши крепится тросик, идущий к поясу спортсмена.
Скиджоринг (Skijoring) более распространен, соревнования по нему проводятся и в Европе, и в Северной Америке. Это вариант буксировки лыжника, при котором поводок собаки присоединяется через амортизатор к поясу спортсмена. Пояс может быть специальным, для скиджоринга, альпинистским или просто широким ремнем. Шлейка выполнена из синтетических материалов в виде «восьмерки» (как для собак в упряжках) или является обычной шлейкой для служебных собак.
Сит-ски — следующий вариант спортивных соревнований: одна собака запряжена в маленькую волокушу. В этой волокуше, вместо груза, находится человек. Он не помогает собаке, а самостоятельно передвигается на лыжах, как в предыдущих видах спорта.
Первоначально сит-ски не был спортивным направлением дрессировки ездовых собак, а являлся формой проведения семейного досуга. Им увлекались, в первую очередь, владельцы городских собак: это давало их любимцам возможность как следует побегать, получить необходимый уровень физических нагрузок. С ростом популярности сит-ски в разных странах на него обратила внимание Международная федерация гонок на собачьих упряжках и включила его в свои соревнования, разработав систему правил.
Перед собаками ездовых пород ставят те же задачи, что и перед собаками любых служебных пород: кроме разведения собак с хорошим экстерьером для них необходимо сохранить еще и рабочие качества. Для служебных собак существуют тесты на ту или иную «профпригодность». По предложению Е. Поцелуевой, сит-ски может послужить таким тестом. Остальные виды спорта — буксировка лыжника или гонки упряжек — занимают много времени и требуют протяженного маршрута. К тому же очень трудно объективно оценить, сколько усилий затрачивает сама собака без помощи человека.
В сит-ски человек занимает фиксированное положение, при котором помощь собаке практически исключена. Поэтому буксировка волокуши с сидящим в ней человеком на расстояние в 1-2 км за определенное время может служить тестом, показывающим, имеется ли у собаки стремление и физические возможности бежать вперед и тащить груз.
Дрессировка ездовых собак включает в себя следующие навыки:
Значение навыков. Работа необходима для собак ездовых пород. Кроме того, тренировки полезны для любых пород собак, которым требуется много движений, и для самого дрессировщика.
Необходимое снаряжение. Ездовая шлейка, трехметровый шнур и пояс на самом дрессировщике (специальный для скиджоринга или просто широкий ремень). Шнур закрепляют на поясе у дрессировщика, другой конец — пристегивают к шлейке.
Команды. Дрессировщик решает для себя, какие команды он выбирает: «Вперед!» или «Хайк!», «Стой!» или «Хоа!», «Право!» или «Джи!», «Лево!» или «Ха!», и в дальнейшем придерживается только их.
Выработка навыков. Дрессировка включает в себя ряд весьма специфических задач:
Упряжка собак — это социальная группа (стая), сложившаяся, как правило, на основе семейной группы, к которой хозяин добавляет подросших щенков, или, по крайней мере, собак своего питомника, находящихся в определенной степени родства. Иногда в состав упряжки включают чужих собак, не родственных по крови, которым приходится стать членами данной стаи и найти свое положение в иерархии.
Обучение, в основном, происходит методом подражания. Огромную роль играет сам каюр или спортсмен, выполняющий роль вожака, управляющего не одной собакой, а целой стаей. Кроме того, особое значение приобретает его знание рангов собственных собак. Например, низкоранговые собаки стараются не пересекать линию бега высокоранговых и не очень-то хотят обгонять их во время соревнований. Поэтому так важно ставить вначале упряжки действительно высокоранговых особей, которые поведут за собой остальных. В новом, незнакомом для себя месте, большинство членов стаи будут держаться вместе, сгруппировавшись вокруг нарт.
В естественных условиях севера ездовые собаки зимой содержат на привязи, а коротким арктическим летом — свободно бегают, по тундре, промышляя леммингов и прочую доступную для себя добычу. Спортивные собаки также могут содержаться на привязи или в вольерах, выгуливают их, в основном, на поводках. В любом случае бег для них становится естественным и главным стремлением в жизни.
Обучение ездовых собак начинают с 4-5 месяцев. Несмотря на огромное значение метода подражания, необходимо обучение каждой собаки в отдельности.
Тренировка на выносливость начинают с физиологической подготовки собаки. За 4 часа до занятий у собаки убирают миску с водой, а за полчаса до занятий — возвращают. При этом дрессировщик следит, чтобы собака выпила достаточное количество жидкости. Это делают с целью недопущения обезвоживания организма при дальнем пробеге. Для пробега в 2-3 км это не имеет значения, но желательно выработать у собаки определенный стереотип поведения. После каждого занятия необходимо осматривать лапы собак — не стерли ли они подушечки о твердый грунт (плотную землю летом или наст зимой), и по необходимости принять меры. В зимнее время собакам следует смазывать шерсть между пальцами каким-либо жиром (вазелиновым маслом, специальным кремом и т. п.), чтобы не образовывались комки льда, вызывающие травмы. Летом тренировку проводят в утренние и вечерние, нежаркие часы.
Надевание шлейки. Сам дрессировщик осваивает быстрое и правильное надевание на собаку заранее расправленной и сложенной пополам ездовой шлейки. Для этого он держит собаку за ошейник, зажимает ее между ног, успокаивая и оглаживая при этом, и надевает шлейку через голову, расправив все возможные складки на шкуре собаки, потом просовывает собачьи лапы в соответствующие петли шлейки и расправляет саму шлейку. Собака должна привыкнуть и к процедуре надевания, и к самой шлейке.
В международной практике принята система команд, позаимствованная из языка одного из североамериканских индейских племен: «Вперед! — Хайк!», «Стоп! — Хоа!», «Право! — Джи!», «Лево! — Ха!».
Бег впереди дрессировщика. Обучение производят на длинном поводке (шнуре). Некоторые собаки сразу же стремятся бежать вперед. Дрессировщик командует «Хайк!», бежит вслед за собакой, подбадривая ее. Он хвалит ее, если она самостоятельно начинает движение с этой команды. Для других собак требуется наличие помощника, который отбегает на расстояние 100-150 м и подзывает собаку к себе, а когда собака устремляется за ним, дрессировщик командует «Вперед!». Догнав помощника, собака получает лакомство от дрессировщика. Помощь помощника требуется до тех пор, пока собака бежит за человеком, а дрессировщик приучает ее к команде «Вперед!», или «Хайк!». Навык считают выработанным, если собаке для начала движения достаточно голосовой команды дрессировщика. Дальнейшее участие помощника нежелательно: собака может привыкнуть к движению только за каким-либо ведущим.
Выполнение поворотов и остановка. Обычно со второго-третьего занятия собаку начинают приучать к поворотам: дрессировщик резко сворачивает в сторону, дает команду нужного поворота и корректирует движение собаки шнуром. Далее собаку обучают остановке по команде.
Приучение собак друг к другу. После 5 занятий, когда у собаки появляются первые навыки дисциплины, к ней можно подпрягать вторую собаку. Если собаки не знают друг друга, их выгуливают вместе на длинных поводках, пресекая малейшие попытки «выяснить отношения». Зимой пару собак запрягают в легкие санки или нарты, летом для обучения одной-двух собак годится тележка или даже велосипед. Через некоторое время к одной собаке подпрягают вторую: ошейники собак обычно соединяют шнуром длиной в 50 см, а самих собак запрягают в настоящие нарты или тележку.
Упряжку увеличивают до 4-6 собак, иногда больше, и начинают тренировать одновременно, продолжая обучать движению вперед, поворотам и остановке, согласно соответствующим командам, пока умение у всех собак упряжки не переходит в навык.
Возможные ошибки дрессировщика:
Обучение методом подражания при наличии уже работающих собак. Огромное значение имеет расстановка собак в упряжке. Пары подбирают приблизительно равные по силе и скорости. Впереди ставят явного доминанта, после него — хорошо обученных рабочих собак, а последними — недостаточно обученный молодняк. Можно продолжать обучение собак по очереди, постепенно подпрягая к одной каждую следующую, но это занимает много времени, к тому же можно ошибиться в выборе вожака. При групповом обучении вожак выявляется сразу.
К спортивным собакам нельзя применять принуждение (это напоминает выработку многих других команд, например, апорта).
Наилучшие спортивные результаты показывает та собака, которая бежит по собственной воле, испытывая радость от самого движения.
Приучение к перетаскиванию груза. Ездовых собак тренируют постепенно, умеренно увеличивая протяженность маршрута и величину груза. Тренировку прекращают при появлении первых признаков усталости у собак, т. е. собака должна пробегать такое расстояние, на котором она испытывает удовольствие от самого движения.
До 8 месяцев основной упор делается не на тренировку выносливости, а именно на дрессировку — выработку нужных, команд, послушания, умения занимать свое место в упряжке, стоять, не путая постромки.
При этом крайне необходим хороший контакт дрессировщика с молодой собакой.
Тренировка упряжки, подготовка собак к соревнованиям.
К соревнованиям допускаются собаки в возрасте года и старше. После того как собаки усвоят все предыдущие навыки, начинается тренировка их на выносливость. Для этого дрессировщик-спортсмен должен четко представлять, на какие соревнования он хочет выставить свою упряжку.
От длины трассы зависит индивидуальный график тренировок. Если, по условиям гонок, собаки должны пробежать дистанцию в 30 км, то подготовка заключается в том, чтобы к 12 месяцам собака была способна это сделать.
Увеличивать дистанцию при тренировках можно на 1/2 часть всего километража каждую педелю. Если собака к концу занятий пробегает 5 км, значит, на подготовку к дистанции в 30 км понадобится не менее полутора месяцев. Количество занятий в неделю также зависит от графика соревнований: если они проходят в два дня подряд, с отдыхом на третий. При подготовке к многодневному путешествию по трассе этапной гонки собаки должны быть приучены бежать 3-4 дня подряд.
Спортивные собаки работают в течение первых двух-трех лет своей жизни. После этого их переводят в разряд племенных или отдают в хорошие руки. Все породы ездовых собак (чукотские ездовые, сибирские хаски, маламуты, самоеды) не отличаются недоверчивостью к посторонним и преданностью одному хозяину, поэтому смену хозяина переносят сравнительно легко. Их них получаются прекрасные собаки-компаньоны, правда, нуждающиеся в большом количестве движений и длительных прогулках.
Подготовка экспедиционных упряжек
Ездовых собак до сих пор используют в практических целях. Здоровые сильные собаки, у которых не выявлено спортивных качеств (они не проявили нужной скорости), могут стать неплохими экспедиционными собаками для перевозки груза. При этом их скорость не превышает скорости движущегося на лыжах человека, зато они способны перемещаться на большие расстояния в условиях бездорожья. Собаки должны иметь следующие навыки: движение по команде «Вперед!», повороты «Влево!» и «Вправо!», остановка по команде «Стоять!»; во время движения и при остановках они не должны драться между собой и путать упряжь. Если в упряжке используют собак, которых не выбраковали с соревнований, а местные, то их обучение проводится по той же схеме, что и обучение спортивных собак.
На современной Чукотке собачья упряжка пробегает расстояние в 100-150 км, достигая скорости 15-20 км/час. За один переход, в зависимости от местных условий, она делает от 10 до 150 км. Рекомендуемая нагрузка на каждую собаку — 30-40 кг, хотя реально она может доходить до 50-60 кг. От размеров перевозимого груза зависит количество собак: обычно в упряжке бывает 6-10 собак. Расход корма на одну собаку ежедневно — около килограмма рыбы или мяса. Если используются сухие корма, то нормы приводятся в аннотации к этим кормам.
Правила и нормативы гонок на собачьих упряжках
Существует Международная федерация гонок на собаках (IFSS), созданная в 1985 г., а также Российская федерация гонок на собаках, существующая с 1997 г. Международная федерация разработала Правила гонок на собачьих упряжках, включающие отдельные разделы для разных типов и классов гонок. Под последними терминами подразумевается скоростная или марафонская (рассчитанная на несколько дней) гонка, количество собак в упряжке (3, 6, 8, 10) или неограниченный класс (количество собак свыше 10), а также пулка. Разработаны правила для проведения соревнований по скиджорингу и сит-ски. Все Правила охватывают требования, предъявляемые к старту и финишу, прохождению трассы и поведению гонщиков. Это многостраничные документы, которые нет смысла приводить в данном учебнике. К тому же в них, как и в любые другие нормативы, периодически вносятся те или иные изменения.