Как называется игрок в лапту
Лапта
Лапта́ — русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песапалло в Финляндии, ойна в Румынии и другие.
Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А. И. Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».
Содержание
История русской лапты
При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. В Российской империи игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводиться в России в конце 50-х, начале 60-х, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено.
11 ноября 1986 года вышло Постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», после чего проведение всероссийских турниров было продолжено. В 1996 году была создана межрегиональная федерация русской лапты, в 2003 году она была преобразована в общероссийскую общественную физкультурно-спортивную организацию — Федерацию русской лапты России, объединяющую 46 региональных отделений в субъектах нашей страны. В настоящее время русская лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федерации. Проводятся официальные Чемпионаты, Кубки, Первенства России среди разных возрастных групп, всероссийских традиционные детско-юношеские турниры. Соревнования проводятся на открытых травяных и земляных спортивных площадках, а также в спортивных залах и манежах.
Создана достаточно хорошая научно-методическая база, имеются официальные правила соревнований, различные методические пособия по технической, тактической, физической подготовке игроков, методике судейства, по организации проведения соревнований. Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией русской лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для ДЮСШ, готовится к изданию пособие «Технология тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки». Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества человека-быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т. д. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми.
Учащиеся 5-6 класса за одно занятие могут научиться игре в русскую лапту, что не под силу в других игровых видах спорта. И самое главное, в русской лапте не требуется дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту, ровную площадку для игры и желание проявить себя в этом увлекательном русском национальном виде спорта. На сегодняшний день норматив «Мастер спорта России» выполнили более 300 спортсменов, активно занимающихся русской лаптой в нашей стране.
Во многих городах и районах сельской местности субъектов РФ открылись отделения по русской лапте в ДЮСШ: в республике Башкортостан, Воронежской, Новгородской, Томской, Челябинской, Тульской, Амурской, Свердловской областях и других регионах.
Правила игры
Классические правила
Матч играют на прямоугольной площадке. Предварительно проводятся две линии на расстоянии 40—55 метров, шириной 25—40 м. С одной стороны площадки находится город, с другой — кон. Для игры нужны небольшой резиновый мяч (теннисный) и лапта — плоская палка длиной около 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания около 10 см.
Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Бьющий лаптой отбивает мяч как можно дальше из-за спины(нельзя бросать биту) в поле, бежит через площадку за линию кона и возвращается назад в город. Водящие в поле ловят (а если поймал мяч с летки, то команды меняются ) отбитый мяч и стараются запятнать (осалить) бегущего. Им можно перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии.
Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. Если игроки поля не могут запятнать бегущего, то они быстро перекидывают мяч в город. Как только мяч вернулся в город, игрок не успевший прибежать назад в город остаётся за линией кона, и ждёт следующей возможности вернуться в город. Если бьющий ударил по мячу плохо и команда в поле быстро поймала мяч, то бежать опасно, так как могут легко осалить. В таком случае бьющий может не бежать, а оставаться за чертой, по другую сторону от команды — в пригороде.
Игра продолжается, и мяч бьёт следующий игрок. По очереди все игроки команды выступают в роли бьющих. Игроки, оставшиеся в пригороде и за коном ждут, чтобы их выручили. Выручить может тот, кто далеко отобьет мяч, дав возможность перебежки самому, а также игрокам из пригорода и кона. Мяч, выбитый за боковую линию, не учитывается. Mожет создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона и в пригороде, тогда игроку, который ещё не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может отбить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.
Игра считается выигранной, если все игроки пробили по мячу, пробежали за линию кона и вернулись назад в город. Игра считается проигранной, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. По окончании игры команды меняются местами. Команда города переходит в поле, а из поля переходит в город. Если одним из игроков города была сломана лапта, то есть палка, то команда города автоматически выигрывает.
Вариант «Ярославская лапта»
Вариант древнерусской игры, модифицированный в Ярославле и представляющий собой особую версию со своими правилами. Основные отличия отофициальных правил Федерации Русской лапты:
Имеется также ряд нюансов, делающих игру менее динамичной, но требующей от игроков большего индивидуального и командного мастерства. Игра в данной версии популярна среди студенческой и работающей молодежи и известна с 2004 года. В Ярославской области общественной организацией «Молодежный Совет города Ярославля» регулярно проводятся соревнования по Ярославской лапте.
Вариант «Переменки»
На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идёт отбивать его, а тот, кто отбивал, отбивать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, то есть десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал. Если игроки в поле поймали отбитый мяч «с лету», то происходит смена команд.
Вариант «Чиж»
В этом варианте вместо мяча используется деревянный четырёхгранный «чиж» c заострёнными концами и с цифрами на гранях: I, II, III и IIII (вероятность выпадения каждой цифры составляет ¼).
Русская лапта и как в нее играть
Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав — русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе. Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим — это время отодвигают ещё на 1000 лет.
Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту. Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат Преображенского и Семёновского полков. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату. Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения. После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают.
Правила игры в русскую лапту
Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Размечается поле так, как показано на рисунке. Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета. В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».
Подготовка к игре в лапту
Игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды. Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.
Начало игры в лапту
Подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности — и вернуться обратно.
Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле. Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности. В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта».
Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан. Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение. В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде: — четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко; — судейское замечание – 1 очко.
Кто выигрывает в лапту
Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными. Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях: — допущено грубое нарушение правил игры; — если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему; — выскользнувшая и рук бита улетела из города. Могут играть смешанные команды — юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.
Русская лапта
Лапта — русская народная командная игра с мячом и битой. Первые упоминания об этой увлекательной игре встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Так что по самым скромным подсчётам лапте никак не менее 700 лет!
Игры, подобные лапте, существовали и у других народов: у англичан — крикет, у американцев — бейсбол, у кубинцев — пелота, у финнов — песа палло, у немцев — шлагбал, у румын — ойна. Норвежские археологи при раскопках нашли биты для игры в лапту.
На Руси лапту называли по-разному: «шибка», «битка», «хлопка», игра « в беглые», «в шары». Множество названий породило большое разнообразие в правилах игры в лапту. Но как бы ни называлась лапта, факт остаётся фактом: ни один праздник на Руси не обходился без этой игры. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.
При Петре I игру применяли как средство физической подготовки солдат. В Российской империи игра в лапту стала средством активного досуга населения и физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. А при первом народном комиссаре по военным делам РСФСР Н.И. Подвойском русская лапта была введена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии.
В середине ХХ века в СССР начали проводиться официальные первенства по русской лапте. Однако в 60–70-х годах эта увлекательная спортивная игра прекратила своё существование, так как физкультурные организации страны не проявляли к ней интереса. Между тем во многих странах игру модернизовали, сделали более спортивной, и лаптовые виды спорта, такие, например, как бейсбол, крикет и песа палло, завоевали огромную популярность.
Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно. В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию, в 1995 г. разработаны новые правила соревнований. И теперь чемпионаты России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес. Соревнования проходят на открытых травяных и земляных спортивных площадках, а также в спортивных залах и манежах.
Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А.И. Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».
Русская лапта помогает формировать жизненно важные физические качества — быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта в сравнении с другими спортивными играми.
Дети могут научиться игре в русскую лапту за одно занятие. К тому же в русской лапте не требуются дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту, ровную площадку для игры и желание проявить себя в этом увлекательном русском национальном виде спорта.
Правила игры
Играют на прямоугольной площадке. С одной стороны площадки находится «город», с другой — кон. Для игры нужны небольшой резиновый мяч (теннисный) и лапта — плоская палка длиной около 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания около 10 см. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в «город», а другая команда водит. Команда «города» начинает игру. Бьющий лаптой отбивает мяч как можно дальше из-за спины (нельзя бросать биту) в поле, бежит через площадку за линию кона и возвращается назад в город. Водящие в поле ловят отбитый мяч (если поймал мяч с летки, то команды меняются) и стараются запятнать (осалить) бегущего. Им можно перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии.
Если игрокам поля удаётся запятнать бегущего, они переходят в «город». Если игроки поля не могут запятнать бегущего, они быстро перекидывают мяч в «город». Как только мяч вернулся, игрок, не успевший прибежать назад, остаётся за линией кона, и ждёт следующей возможности вернуться в «город».
По очереди все игроки команды выступают в роли бьющих. Игра считается выигранной, если все игроки пробили по мячу, пробежали за линию кона и вернулись назад. Игра считается проигранной, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. По окончании игры команды меняются местами. Команда «города» переходит в поле, а из поля переходит в «город». Если одним из игроков «города» была сломана лапта, то есть палка, то команда «города» автоматически выигрывает.
Как называется игрок в лапту
Утверждено приказом Минспорттуризма России
«24» января 2011 г. № 31
ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА «РУССКАЯ ЛАПТА»
Раздел 1 РУССКАЯ ЛАПТА
Статья 1. Определение
Русская лапта – двухсторонняя командная игра, которая проводится как на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях, на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель одной команды – совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную пробежку, приносит своей команде очки. Цель другой команды – не дать соперникам сделать перебежки осаливанием мячом и поймать больше «свечей», причем, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдет переосаливания (ответное осаливание).
Раздел 2 ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТА ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ
Соревнования в целях обеспечения безопасности зрителей и участников разрешается проводить на спортивных сооружениях, принятых к эксплуатации государственными комиссиями, при условии наличия Актов технического обследования о готовности сооружения к проведению мероприятия.
Перед началом соревнований главный судья, представитель организации, проводящей соревнования, и врач составляют акт о том, что оборудование места проведения соревнований соответствует (не соответствует) правилам соревнований.
Статья 2. Игровая площадка и ее размеры
Игровая площадка (приложение 1) представляет собой прямоугольник, имеющий твердую поверхность (травяное или искусственное покрытие), свободную от каких-либо предметов, размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину для игры на открытом воздухе, и размером 23-40 м в длину и 15-20 м в ширину, для игры в закрытых помещениях, при высоте потолка помещения не менее 6 м. Размеры измеряют по внутреннему краю линий, ограничивающих площадку. дку.
Организаторы соревнований, исходя из местных условий, положением определяют размеры площадки, но не меньше и не больше указанных выше размеров. ов.
Статья 3. Линии, ограничивающие площадку
Площадка должна быть окружена свободной зоной: за линией дома – не менее 5 м, за боковыми линиями – 5-10 м, за линией кона – не менее 20 м. В 10 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует «штрафную зону» (на открытом воздухе).
Для игры в закрытых помещениях: за линией дома- не менее 3 м, за
боковыми линиями – 1 м, за линией кона – не менее 5 м., в 6 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует штрафную зону.
Статья 4. Штрафная зона
Штрафная зона представляет собой прямоугольную площадку размером 10 м на 25-40 м ( 6 м на 15-20 м для закрытых помещений), необходимую для определения действительности удара по мячу, т.е. удары действительны, если мяч при прочих условиях (приложение 1) не попал в штрафную зону.
Статья 5. Площадка очередности
Площадка очередности предназначена для ожидания игроками очередности удара по мячу.
Статья 6. Пригород
Статья 7. Площадка подающего
Площадка подающего расположена в центре линии дома. Ширина площадки 3 м, в центре, на расстоянии 50 см от линии дома, диаметром 50 см, чертится круг подачи.
Статья 8. Бита
Бита должна быть цельнодеревянной, без дополнительной обмотки, длиной 60-110 см, диаметром не более 5 см ± 1мм. Диаметр рукоятки биты должен быть не менее 3 см.
Конец рукоятки имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индивидуальной битой, соответствующей этим размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается пользоваться плоской битой длиной 80 см, шириной до 6 см и рукояткой толщиной 2 см. Запрещается использовать бейсбольные и софтбольные биты. Вес биты не должен превышать 1500 г ± 50 г.
Организаторы соревнований перед началом игры должны провести маркировку всех бит.
Статья 9. Мяч
Игра проводится теннисным мячом, окружность которого 20 см, вес 60 г.
Статья 10. Секторы запасных игроков играющих команд
Статья 11. Допуск участников к соревнованиям
К участию в соревнованиях в соответствии с возрастными группами допускаются лица, прошедшие надлежащую подготовку под руководством тренера и медицинским наблюдением и получившие разрешение тренера и врача на участие в соревнованиях.
Разрешение тренера и врача оформляется именной заявкой по установленной форме, обязательны подпись врача и печать против каждой фамилии участника (см. статью 51). Заявка на участие команды в соревнованиях подписывается руководителем соответствующей спортивной организации и заверяется печатью.
В отдельных случаях с разрешения врача, тренера и спортивной организации, проводящей соревнования, участники младшей возрастной группы могут быть допущены к соревнованиям старшей группы, если они хорошо физически и технически подготовлены (с предъявлением специальной медицинской справки).
Допуск участников осуществляется мандатной комиссией. Ее утверждает организация, проводящая соревнования. В мандатную комиссию входят: председатель мандатной комиссии, главный судья, главный секретарь, врач соревнований, представитель организации, проводящей соревнования. Они проверяют заявки и документы участников.
Ответственность за допуск участников несут председатель комиссии и представитель федерации. В мандатную комиссию представляется страховой полис на каждого участника и его отказ от претензий.
Организаторы соревнований не несут ответственности за травмы или несчастные случаи, возможные на соревнованиях, при условии соблюдения настоящих правил.
Страховка участников проводится клубами, федерациями или непосредственно участниками.
Статья 13. Состав команды
Каждая команда состоит из 10 игроков, один из которых является капитаном.
Во время игры на площадке должны находиться шесть игроков каждой команды, но не менее четырех, которые могут быть заменены в соответствии с положениями, предусмотренными настоящими правилами.
Статья 14. Обязанности и права участников
Участники соревнований обязаны знать правила, программу и положение соревнований.
При нарушении правил соревнований или некорректном поведении участник наказывается желтой карточкой, при повторном нарушении наказывается красной карточкой и снимается с соревнований.
При особо грубых нарушениях участник может быть снят с соревнований без предупреждения.
Участник имеет право обращаться к судьям только через капитана команды.
Статья 15. Спортивная форма участников
Участники соревнований обязаны выступать в опрятной спортивной форме.
На футболках (на груди слева) должна быть эмблема соответствующей спортивной организации. Разрешается располагать эмблему спонсоров.
Участники всероссийских соревнований должны иметь эмблему Федерации русской лапты России на правом рукаве футболки диаметром 8 см.
В холодное время года участникам разрешается надевать теплый тренировочный костюм (единого цвета для всей команды) под единую указанную выше форму, спортивную шапочку и перчатки.
Не разрешается выходить на игру в бейсболках, наколенниках, шортах и укороченных трусах (типа плавок).
Статья 16. Тренер и капитан команды
Каждая команда должна иметь тренера, который является руководителем команды по всем вопросам. Он несет ответственность за дисциплину участников, обеспечивает своевременную их явку на соревнования; участвует в жеребьевке, присутствует на совещаниях судейской коллегии, если они проводятся совместно с руководителями.
При руководстве командой во время матча тренер команды обязан находиться только в секторе запасных игроков в спортивном костюме с эмблемой клуба или соответствующей спортивной организации.
Тренеру запрещается вмешиваться в работу судей и организаторов соревнований.
Он имеет право подать заявление в судейскую коллегию в письменной форме через секретаря. Заявление должно быть обоснованной ссылкой на раздел и статью настоящих правил.
Не менее чем за 15 мин до начала игры тренер должен сообщить секретарю фамилии и номера игроков, капитана команды, помощника тренера и подписать протокол. Если игрок меняет свой номер в процессе игры, тренер должен сообщить об этом секретарю и старшему судье. Если тренер собирается произвести замену или взять минутный перерыв, он должен сообщить об этом секретарю.
Помощник тренера выполняет обязанности тренера, если тот по каким-либо причинам не может их выполнять.
Обязанности тренера может выполнять капитан команды. Если капитан команды покинул игровую площадку по какой-либо уважительной причине, он может действовать как тренер.
Однако если он получил красную карточку, выполнять обязанности тренера он не имеет права.
Капитан команды контролирует поведение своей команды и может обращаться к старшему судье в вежливой, корректной форме по вопросам, связанным с толкованием правил или для получения необходимой информации.
Если по какой-либо уважительной причине капитан команды покидает площадку, он обязан сообщить старшему судье кто из игроков остается капитаном на время его отсутствия.
Раздел 3 СУДЕЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ
Судейская коллегия назначается организацией, проводящей соревнования. В состав судейской коллегии входят: главный судья, заместитель главного судьи, главный секретарь, старшие судьи, судьи на линии, судья-информатор, судья-хронометрист, врач соревнований на правах заместителя главного судьи.
Матч между двумя командами судит бригада в составе: старший судья, двое судей на линии, секретарь, судья-информатор и судья-хронометрист. Все они должны быть нейтральными по отношению к играющим командам.
Судьи должны быть квалифицированными (в полном объеме знать правила соревнований и иметь свой экземпляр правил), объективными и беспристрастными.
Судьи в поле (старший судья и судьи на линии) должны быть одеты в специальную форму.
Раздел 4 ИГРА
Статья 24. Продолжительность игры
Игра состоит из двух таймов:
— по 30 мин каждый с 5-минутным перерывом между ними на открытом воздухе;
— по 20 мин. каждый с 5-минутным перерывом между ними в закрытом помещении.
Статья 25. Разминка
Статья 26. Начало игры
Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят со стороны линии дома на середину контрольной линии и поворачиваются лицом друг к другу для приветствия.
После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд.
Игроки команды, начинающей по жребию игру в защите, занимают исходные позиции на игровой площадке, а первый номер нападающей команды становится с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. Подачу мяча осуществляет игрок нападения (без права на перебежку). Игрок-подающий мяч становится у круга подачи.
Статья 27. Подача и удары по мячу
Подача мяча проводится одним из игроков нападения открытой ладонью над кругом подачи на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего у круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток при игре на открытом воздухе; одной попытки в закрытых помещениях.
Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флагами), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начинать (кроме подающего игрока, который не имеет права на перебежку).
Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку с пригорода только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды.
Игроки имеют право отказаться от выполнения ударов и перейти на перебежку, о чем предварительно предупреждают старшего судью.
В случае если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук и падает на площадку, это засчитывается как промах.
Удар считается недействительным, если:
— после удара нападающего мяч, не задев игровое поле, вылетел за боковую линию, или не долетел до контрольной линии, упав в штрафную зону;
— мяч после удара нападающего задевает потолок в помещении.
Статья 28. Возвращение мяча в дом
Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его за линию дома в площадку подающего, положив в круг подачи, если не возникает ситуация для осаливания. При возвращении мяча в площадку подающего в штрафной зоне не должно находиться более одного игрока команды. Мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры, если он пересекает линию дома между флажками. Обратно из-за линии дома мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается, что он уже вышел из игры. Вывести мяч из игры игрок может только находясь в пределах игровой площадки.
Статья 29. Перебежки
Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в дом.
Если до пересечения мячом линии дома игроки нападения начали перебежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону.
Игрок, сделавший перебежку из дома за линию кона, может при необходимости остаться там и возвратиться в дом после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой.
Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию дома или кона. Начальной фазой перебежки считается касание ногой игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию дома или кона и может быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок хотя бы одной ногой заступил за линию дома или кона, а другая нога при этом не касается игрового поля, или игрок пересек линию кона или дома по воздуху после финишного прыжка.
Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией кона, то защитники обязаны доставить мяч в дом без задержки для продолжения игры.
Статья 30. Осаливание
Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. В закрытых помещениях осаливанием считается, если нападающего мяч коснется после отскока от площадки, стены или других предметов, кроме потолочного перекрытия.
С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды.
После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию кона или дома.
При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны (см. статью 42).
Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией дома, имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам, но их количество не должно превышать 6 игроков. Если на площадке находится 7 игроков, происходит свободная смена. Команда, нарушившая правила уходит играть в защиту. Игроки команды соперника, убежавшие за линию кона, могут вернуться в площадку очередности.
Статья 31. Самоосаливание
Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения переходит играть в защиту.
Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил ногой на боковую линию или при падении задел ее какой-либо частью тела.
Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания.
Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свистком и соответствующими жестами судей.
Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч оказался в пределах поля, и покинуть площадку за линию дома или кона вместе со своими игроками.
Статья 32. Ловля мяча с лета
Если защитник поймал мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку.
Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах штрафной зоны, или за боковой линией в свободной зоне, также приносит своей команде очко (игра продолжается).
Статья 33. Очки
Статья 34. Результат игры
Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время.
При равном количестве очков фиксируется ничья.
При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием в случае ничейного результата после основного времени игры добавляется (после жеребьевки) дополнительное время продолжительностью 10 мин (2 периода по 5 мин.) или несколько таких периодов, необходимых для получения преимущества одной из команд. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 мин, в начале каждого дополнительного периода проводится жеребьевка.
Статья 35. Поражение
Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается; этой команде засчитывается поражение.
Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры соперника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имеет преимущества в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу.
Если в команде обнаруживается подставной игрок(ки) или игрок(ки) с фиктивными документами, то ей засчитывается поражение со счетом 0:20. Команда снимается с соревнований и может быть оштрафована решением федерации.
Раздел 5 ПРАВИЛА, КАСАЮЩИЕСЯ ИГРОКОВ
Статья 36. Замена игроков
Прежде чем выйти на площадку, заменяющий игрок должен информировать об этом секретаря. Он должен быть готов немедленно принять участие в игре.
Секретарь подает сигнал на замену после того, как мяч выйдет из игры по сигналу старшего судьи, но до того момента, когда снова будет дан свисток на подачу.
Заменяющий игрок должен оставаться за пределами площадки, вблизи столика секретаря, до тех пор, пока старший судья не разрешит ему выход на площадку, после чего он должен выйти немедленно.
Замены должны производиться как можно быстрее. Если, по мнению судьи, имеет место неоправданная задержка времени, то команде-нарушителю засчитывается минутный перерыв.
При игре в защите может быть заменен любой игрок.
Статья 37. Спорный мяч
При возникновении спорной ситуации судья в поле дает возможность игрокам доиграть игровой момент, затем останавливает игру и принимает решение в рамках настоящих Правил.
При розыгрыше спорного мяча игроки возвращаются на места, предшествующие спорной ситуации, а очки, набранные в ней, аннулируются.
Раздел 6 НАРУШЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
Статья 38. Нарушения при подаче и ударе по мячу
Нарушениями при подбрасывании мяча являются:
— подбрасывания мяча не над кругом подачи;
— задерживание времени для подачи;
— подачи мяча с игровой площадки.
Нарушениями при ударе являются:
— выброс биты на поле;
— выход на площадку подающего очередного игрока с битой, пока мяч находится в игре;
— затягивание времени для ударов после свистка судьи;
— игрок при выполнении удара заступает за линию дома;
Запрещается производить удары по мячу, держа биту одной рукой.
В случае указанных нарушений судья делает предупреждение, при повторном нарушении предъявляется желтая карточка.
Статья 39. Нарушения при возвращении мяча в дом
Нарушениями при возвращении мяча в дом являются:
— возвращение мяча не в площадку подающего;
— возвращение мяча за линию дома броском игрока, стоящего за пределами площадки;
— выбрасывание мяча в сторону после выноса за линию дома;
— задержка мяча на поле, когда игроки нападения находятся за линией кона или дома и не делают попыток на перебежку;
— мяч возвращается в дом, спрятанный игроком;
— обманные движения мячом, спрятанным в руке во время выноса мяча за линию дома;
-в штрафной зоне находятся двое игроков защиты.
За сокрытие мяча игроку-нарушителю предъявляется желтая карточка. При обманных движениях во время переноса мяча за линию дома старший судья дает свисток о выходе мяча из игры или делает предупреждение. При нахождении в штрафной зоне двух игроков защиты старший судья делает предупреждение игрокам.
Статья 40. Нарушение при перебежках
Нарушениями при перебежках являются:
— выбегание с линии дома или кона игроков, имеющих право на перебежку, в том числе умышленное, до удара;
— столкновение с игроком защиты в момент ловли мяча;
— перебежки с площадки очередности.
— выбегание за линию дома игрока, производящего подачу мяча.
При указанных нарушениях старший судья делает предупреждение, в дальнейшем предъявляет нарушителям желтую карточку.
Статья 41. Нарушения при игре в защите
Нарушениями при игре в защите являются:
— выбегание защитников за пределы площадки до удара;
— блокировка игроков при выполнении ими перебежек;
— необоснованные передачи мяча между собой с целью задержки времени;
— выброс мяча за пределы поля во время самоосаливания игрока, выполняющего перебежку;
— сокрытие мяча от игроков и судей.
При указанных нарушениях старший судья делает предупреждение либо предъявляет игрокам-нарушителям желтую карточку.
Статья 42. Нарушение при осаливании и переосаливании
Если игрок защиты выполнил осаливание игрока нападения, не выпустив мяча из руки, то засчитывается переосаливание игрока защиты.
Переосаливание считается недействительным, если игроки осаленной команды вернут на поле мяч, вышедший за линию дома.
Осаливание из-за пределов и за пределами игрового поля считается недействительным.
Раздел 7 ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Статья 43. Определение
Правильное течение игры требует полного сотрудничества членов обеих команд, включая тренеров и их помощников.
Обе команды имеют право предпринимать максимум усилий для достижения победы, но обязаны при этом не нарушать принципов спортивной этики и справедливой игры.
Статья 44. Желтая карточка игроку
Игроки не должны пренебрегать указаниями судей или позволять себе неспортивное поведение:
— апеллировать к судьям и зрителям;
— сквернословить и позволять себе оскорбительные жесты;
— дразнить соперника или препятствовать ему и блокировать его при перебежках, задерживая руками или ставя подножки;
— не поднимать должным образом руку, после совершенной полной перебежки;
— менять свой игровой номер, не предупредив секретаря или старшего судью;
— выходить на игровую площадку, на замену, не предупредив об этом секретаря или старшего судью (если только замена не происходит в перерыве между таймами) или во время минутного перерыва.
Нарушения, носящие преднамеренный, неспортивный характер или дающие провинившемуся игроку несправедливое преимущество, должны незамедлительно наказываться желтой карточкой.
Желтую карточку получают также игроки, нарушившие правила, указанные в статьях 38-42.
Статья 45. Желтая карточка тренерам, помощникам тренеров и запасным игрокам
Тренер, помощник тренера, запасные игроки не имеют права:
— выходить на игровую площадку (за исключением случаев, когда на это есть разрешение судьи для оказания помощи игроку, получившему травму);
— покидать свое место и выходить за пределы сектора запасных игроков;
— непочтительно обращаться к судьям.
Тренеру разрешается обращаться к игрокам своей команды во время минутного перерыва при условии, что он не выходит на игровую площадку, а игроки не переступают боковые линии (если на это не получено разрешение судьи).
Статья 46. Красная карточка игроку
Игрок, имеющий желтую карточку и совершивший нарушение повторно, наказывается красной карточкой и удаляется до окончания игры без права на замену.
Красной карточкой наказывается игрок, имеющий желтую карточку, совершивший умышленно нарушение, указанное в статьях 38-42, он также удаляется до окончания игры без права на замену и автоматически пропускает очередную календарную игру данных соревнований.
Игрок, получивший красную карточку за нарушение общественного порядка (драка на площадке с соперником, нецензурное обращение с судейской коллегией и зрителями и т.д.), дисквалифицируется на все дни соревнований без права на замену.
Примечание. Если команда выставит игрока, получившего красную карточку в описанных выше случаях, то ей засчитывается поражение со счетом 0:20; она снимается с соревнований и может быть оштрафована решением Федерации.
Статья 47. Красная карточка тренерам и запасным игрокам
За серьезное повторное нарушение статьи 45 или неспортивное поведение тренера, помощника тренера и запасных игроков тренер команды наказывается красной карточкой и отстраняется от руководства командой до конца соревнований.
Раздел 8 ПРАВИЛА ОТСЧЕТА ВРЕМЕНИ ИГРЫ
Статья 48. Минутный перерыв
Каждая команда может взять по одному перерыву в каждом тайме и по одному минутному перерыву в каждом дополнительном периоде. Минутные перерывы не входят в общее время игры. Неиспользованные перерывы в первом тайме не переносятся на второй тайм.
Тренер имеет право просить минутный перерыв. Он должен сделать это лично, обратиться к секретарю и четко произнести: «Тайм-аут», сопровождая просьбу соответствующим жестом рук.
Секретарь информирует старшего судью о получении просьбы на минутный перерыв, как только мяч выйдет из игры, и обязательно до того момента, когда мяч снова будет в игре.
Если команда, взявшая минутный перерыв, готова начать игру до истечения времени, старший судья имеет право начать игру немедленно.
Исключение. Минутный перерыв не засчитывается, если травмированный
игрок готов играть немедленно или быстро заменяется либо судья разрешает задержку.
Статья 49. Остановка времени в случае травмы
Судьи могут остановить время игры в случае получения игроком травмы или по какой-либо другой причине. Если в момент получения травмы мяч находится в игре, старший судья должен воздержаться от подачи сигнала и дождаться окончания игрового действия, т.е. момента, когда мяч будет выведен из игры.
Если необходимо срочно оказать помощь игроку, получившему травму, старший судья может немедленно остановить игру.
Если травмированный игрок не может сразу продолжить игру, его должны заменить в течение одной минуты. Если травмированный игрок заменен с задержкой, старший судья засчитывает команде минутный перерыв и имеет право добавить игровое время.