Как называется инструмент для пластинок
Хорошо забытое старое: виниловый проигрыватель и пластинки возвращаются
Содержание
Содержание
Значительная доля новых альбомов из чарта Billboard 200 сегодня выходит и на виниле. Часто их выпускают в эксклюзивном оформлении, ведь огромный размер пластинки и конверта позволяет добавить множество дизайнерских элементов. Иногда прилагается расширенный буклет, вкладыш с текстами песен, плакат группы — многие релизы за счет этого имеют коллекционную ценность. Звуковая составляющая также отличается: музыканты включают в альбомы на пластинках дополнительные композиции, бонус-треки, акапеллы. Нередко особый дизайн получает и сама пластинка: штампуется из цветного материала или по технологии picture disc, с применением фосфоресцирующей краски или разными впечатанными штуками.
Причем в последнее время винил выступает в качестве «премьерного» носителя: издатели сначала выпускают пластинки, потом CD, и лишь затем альбом появляется на iTunes и подобных цифровых сервисах. Появляются отдельные лейблы, которые специализируются исключительно на виниле.
Интерес к винилу у рядового слушателя стал расти с 2007 года. В этом году был учрежден международный праздник «День музыкального магазина». Продавцы музыки по всему миру делают в этот день большие скидки на свой ассортимент, в первую очередь на винил. В 2018 году, впервые за семь лет, пластинки и диски принесли лейблам больше денег, чем интернет-продажи.
Почему пластинки и проигрыватель снова в моде?
Возвращение винила и проигрывателей — не только дань ностальгии. Доступность музыки в интернете снижает ее ценность. При желании, за пару часов можно скачать неплохую коллекцию альбомов любых стилей. Винил же стал убежищем для тех, кто хочет вернуть себе радость от приобретения нового релиза и создания собственной коллекции.
Электромеханический способ воспроизведения музыки делает ее ближе к слушателю: сигнал идет напрямую по аналоговому тракту, без преобразования в «бездушные» нули и единицы. На этой почве в индустрии наметился рост продаж аудиокассет и даже магнитных лент для катушечных магнитофонов — вернулись и эти монструозные аппараты! За последние годы на пленке выпустили альбомы Lady Gaga, The Black Keys, Ryan Adams и другие. На выставках аудиофильской техники рядом с проигрывателями теперь красуются Hi-End катушечные магнитофоны.
Винил же сформировал свою культуру прослушивания — не для фона, а для погружения. Пропустить трек, как на смартфоне, здесь не получится. А если проиграть еще раз только что звучавший — пластинка будет изнашиваться неравномерно. Поэтому альбомы слушаются целиком, причем, по понятным причинам, только дома. Некоторые под это дело оборудуют целые комнаты.
Покупая проигрыватель, меломан сознательно обрекает себя на десятки ритуалов. Взять конверт, достать пластинку, поставить на проигрыватель, протереть антистатической щеткой, опустить иглу — и это только для того, чтобы включить воспроизведение. Как правильно ухаживать за пластинками — огромная тема, вызывающая бурные многолетние дискуссии на форумах. Однако многим недостает именно этой стороны увлечения музыкой.
Наконец, проигрыватель винила стал модным домашним аксессуаром. Он все чаще мелькает в кадре кино и сериалов, его используют как элемент интерьера. Производители выпускают проигрыватели с уникальным дизайном, экспериментируя не только с оформлением классического корпуса, но и с конструктивными элементами — так, например, была выпущена модель с левитирующим на магнитах диском, который раскручивает пластинку повиснув в воздухе.
Большое число меломанов покупает винил ради звука. Бытует мнение, что цифровые записи звучат по-цифровому холодно, а пластинки по-аналоговому тепло. За уникальным звучанием гоняются и аудиофилы, и рядовые слушатели. В чем его волшебство?
Виниловый звук: в чем волшебство?
Цифровой сигнал представляет собой как бы описание аналогового — каждая секунда сигнала разбивается на тысячи коротких отрезков и в каждом из них замеряется уровень. Количество отрезков — это частота дискретизации. В стандарте CD таких отрезков 44100 в каждой секунде. Уровень замеренного сигнала хранится в группах битов, кратных четырем, стандарт CD — 16 бит. Эта информация записывается в цифровой аудиофайл и при его считывании восстанавливается в звук.
44,1 кГц — это много или мало? Некоторые меломаны считают, что мало, поэтому слушают Hi-Res аудио в разрешении до 24 бит\192 кГц. И даже его некоторые считают все равно менее качественным, чем аналоговый звук, поскольку какой бы плотной ни была частота дискретизации, часть информации все равно потеряется.
Но в этой теории есть слабые места. Во-первых, 99% всей современной музыки делается на компьютере. Инструменты и вокал изначально записываются в виде нулей и единиц. Соответственно, на подавляющее большинство современных пластинок записан именно цифровой звук. Во-вторых, слепые тесты показывают, что даже музыканты и композиторы уже не слышат разницу между всем, что выше 16 бит\48 кГц. Поэтому некоторые придерживаются другой теории: цифровой звук, наоборот, слишком насыщен информацией. Аналоговый тракт же позволяет отфильтровать лишнюю.
На самом деле вся эта эзотерика совершенно не нужна, чтобы объяснить то, что звучание винила отличается от цифровых записей. Винил действительно звучит по-другому, и причина в самой технологии.
Особенности звука винила
Бас. Для пластинок делают специальный мастеринг, уделяя большое внимание басовой области, чтобы избыточные низкие частоты с большой амплитудой не выбили иглу звукоснимателя из дорожки. Собственно, сам процесс мастеринга появился вместе с пластинками в начале прошлого века и преследовал ровно те же цели. Как минимум, из трека вырезают все частоты ниже 50 Гц. Все, что до 120 Гц, превращают в моно. Это убирает из звука саббас, который не может воспроизвести большинство домашней акустики, зато бас, который остается, становится более громким, четким и монолитным.
Высокие частоты. Цыкающий вокал и стреляющие верхами тарелки также могут выбить иглу из дорожки. Вокал обрабатывается де-ессером, смягчающим звуки типа «с», «ц», «з», тарелки делаются мягче, приглушаются слишком резкие и яркие звуки. У трека возле «яблока» пластинки иногда вообще обрезают все, что выше 12 кГц. Все эти действия действительно делают звук несколько глуше, что может восприниматься как «теплее».
Динамика. Технические ограничения позволили винилу окопаться в стороне от войны громкости — так называется соревнование лейблов в издании записей, звучащих как можно более громко. Громкость достигается с помощью сужения динамического диапазона трека. Сначала его компрессируют «снизу», а потом додавливают «сверху» лимитером, который обрезает сигнал до нужных значений. В итоге звук получается громким, но плоским и зажатым, а если слушать его долго, устают уши. Альбом Death Magnetic группы Metallica вышел таким громким, что в звуке даже присутствовал клиппинг — высокочастотный шум, щелчки и другие искажения, являющиеся артефактами работы лимитера на экстремальных настройках. На винил чисто технически не получится записать трек такой громкости. Поэтому часто он действительно звучит чище и динамичнее.
Призвук проигрывателя. Пластинка лежит на опорном диске, его вращает двигатель, и низкочастотный гул его работы, так называемый «рокот», передается к пластинке. Конечно, в современных проигрывателях он сведен к минимуму и практически не слышен, но это не значит, что его нет. Также мотор не может крутиться идеально ровно, поэтому в звуке будут присутствовать почти неуловимые на слух микроколебания скорости вращения пластинки — это называется «детонация». Способ снятия звука с пластинки также не идеален, дуговое движение иглы по пластинке приводит к так называемой «угловой ошибке», проявляющейся хоть и незначительными, но искажениями.
Аналоговый тракт сильно влияет на звучание пластинки. Звук, снятый иглой, поступает в фонокорректор — специальное устройство, которое восстанавливает по-особому искаженный звук, записываемый на пластинку. Дело в том, что даже после специального мастеринга на диск просто не поместится полноценный альбом — дорожки будут слишком широкими. Поэтому звук корректируют перед записью и восстанавливают при воспроизведении фонокорректором. Далее сигнал поступает в усилитель. Каждый из этих приборов вносит в звук свой окрас и искажения.
Состояние самой пластинки влияет на звук. Чем чаще и активнее проигрывается пластинка, тем больше «стираются» высокие частоты. Даже потрескивания от царапин и пыли многие меломаны относят к теплоте тембра.
Винил или цифра?
Цифровая запись звучит намного достовернее и каждый раз одинаково, что некоторые расценивают как безжизненность. Виниловый тракт любят как раз за то, что он вбирает настолько много случайных факторов, что одинаково точно воспроизвести записанный сигнал дважды практически невозможно.
В итоге, что звучит лучше, музыкальнее и дарит большей впечатлений, каждый решает для себя сам. Большинство все равно предпочитает цифровую музыку: ее удобнее слушать, можно брать с собой, она отлично звучит на хорошей акустике.
Тем не менее, рынок винила растет с каждым годом. В интернете сформировались тематические сообщества, наполненные полезной информацией для новичков. Стала доступнее и цена вопроса. Приличный проигрыватель с фонокорректором будет сопоставим по стоимости с игровой приставкой, а за цену некоторых игр можно купить сразу несколько альбомов. Появились недорогие модели «все в одном», позволяющие оживить старую коллекцию пластинок. Благодаря снизившемуся порогу вхождения к виниловому хобби приобщились миллионы новых фанатов.
Проигрыватели винила: краткая энциклопедия
Конструкция, устройство и история создания виниловых вертушек
Проигрыватели винила: краткая энциклопедия
Конструкция, устройство и история создания виниловых вертушек
Граммофоны
В первые десятилетия и до появления электронной звукозаписи на рынке царили заводные механические граммофоны. В них использовалось механически-акустическое воспроизведение записанного на пластинке сигнала. Колебания установленной в звукоснимателе иглы передавались на специальную мембрану, звук которой затем усиливался большим рупором. Вращение диска обеспечивалось путем распрямления сжатой пружины, а стабильность скорости контролировалась механическим тормозом.
Электронные проигрыватели
После того, как запись аудиосигнала стала производиться электронным способом, то есть с выходом на рынок электрических ламповых микрофонов, качество звука пластинок значительно улучшилось. Поэтому в полный рост встал вопрос правильного воспроизведения, который смог бы передавать расширившийся динамический и частотный диапазон произведенных по новой технологии пластинок. Их проигрывание на механических граммофонах не только не позволяло оценить качество звука, но и приводило к полному истиранию дорожек, ведь давление граммофонной иглы составляло до 100 граммов.
И вот в 1925 году американская компания Brunswick представила первый электронный проигрыватель в серии Panatrope, в котором механическая мембрана уступила место магнитному картриджу, а за дальнейшее воспроизведение сигнала отвечал ламповый усилитель и выносная акустическая система. По сути, принципиальная конструкция проигрывателя грампластинок с той поры остается неизменной, менялись только разновидности привода, головок звукоснимателя, тонармов и материалов, из которых они изготавливались. Сами виниловые пластинки появились в 1930-х годах, и с тех пор граммофоны окончательно превратились в электронные проигрыватели винила.
Конструкция
Как уже было отмечено выше, принципиальная конструкция виниловых проигрывателей остается неизменной на протяжении практически целого века. Вот ее основные элементы.
Корпус
Очевидно, что корпус проигрывателя служит для крепления на нем всех основных элементов вертушки, однако в его задачу также входит сведение к минимуму их взаимного влияния друг на друга, а также воздействия внешних механических и акустических вибраций на процесс воспроизведения музыки. То есть в грамотно спроектированной вертушке корпус позволяет максимально развязать друг от друга двигатель, диск и тонарм с головкой звукоснимателя. Для этого используются самые разные решения – это и встроенные системы подвеса, и применение специальных вибропоглощающих прокладок и материалов стенок корпуса, и даже отсутствие вообще корпуса как такового. Существует и альтернативный подход с упором на максимальную жесткость всей конструкции, в которой отведение вибраций достигается за счет их контролируемого прохождения вне ключевых узлов, отвечающих за воспроизведение сигнала.
Двигатель
В проигрывателях винила двигатель должен отвечать двум противоположным требованиям. С одной стороны, иметь достаточную мощность для раскручивания иногда довольно массивного диска, с другой стороны – быть малошумящим и генерировать минимум шума и вибраций. Поэтому проектирование и выбор двигателя, это одна из главных черт, отличающих дешевые и посредственные проигрыватели от дорогих и качественных. Кроме того, вид применяемого двигателя также обусловлен используемым в вертушке типом привода, то есть способом передачи вращательного момента от шкива мотора на диск. Поэтому в различных вертушках встречаются двигатели и переменного, и постоянного тока, имеющие небольшое и значительное число плюсов, обычные и бесколлекторные, и так далее. Более того, сама конструкция диска также определяет применяемый двигатель. Некоторые производители, например, исповедуют подход, в соответствии с которым мотор должен обладать минимальной мощностью и лишь поддерживать вращение диска, который, в свою очередь, должен вращаться под влиянием собственной инерции.
Основной элемент конструкции, на который помещается воспроизводимая грампластинка. От равномерности и точности вращения диска зависит правильная передача не только временных характеристик музыкального сигнала, но и общее качество звука. Кроме того, сам диск тоже должен быть спроектирован таким образом, чтобы облегчить работу мотору и подшипнику, а также служить дополнительным барьером на пути вибраций, которые могут негативно повлиять на считывание информации иглой с дорожек пластинки. В зависимости от выбранной конструкции вертушки, диск может быть как массивным, так и легким, быть рассчитанным на максимальный либо минимальный контакт с пластинкой, подразумевающим использование дополнительного мата либо нет. За долгое время существования проигрывателей винила были испробованы практически все решения, и на данный день единственно верного на все случаи жизни так и не было найдено, поэтому на рынке существует большой выбор вертушек, построенных на разных принципах.
Подшипник
Ключевая составляющая проигрывателя, которая и позволяет диску, каким бы он ни был, вращаться ровно и плавно. Главное требование к подшипнику – низкий коэффициент трения и износостойкость. Каких только материалов и их сочетаний не встречается сегодня в проигрывателях винила, включая воздушные и магнитные подшипники, в которых полностью исключен физический контакт между диском и основанием. Правда, в их случае возникает проблема обеспечения стабильности зазора, которая, тем не менее, успешно решается в дорогих моделях. Традиционно же применяется прямой либо обратный физический подшипник, в котором небольшой шарик из твердого материала (сталь, керамика) упирается в подпятник, обеспечивающий минимальное трение. Важную роль также играет смазка, поэтому в некоторых моделях присутствует принудительная циркуляция масла внутри подшипника.
Типы привода
В зависимости от того, каким образом вращение передается от двигателя на диск, различают несколько различных типов привода.
Роликовый привод
На определенном этапе развития проигрывателей винила это был наиболее распространенный тип привода. Принцип чрезвычайно прост – между шкивом двигателя и внешней либо внутренней стороной опорного диска располагается обрезиненный ролик, который и сообщает диску вращательный момент. Большим преимуществом проигрывателей винила с роликовым приводом считалась и считается энергичность и слитность звучания, однако с технической точки зрения у данной разновидности привода есть важный недостаток – получающаяся система с двумя осями вращения подвержена не только флуктуации скорости за счет маленькой площади контакта между роликом и диском, но и обладает высоким уровнем рокота, при котором вибрации от двигателя передаются прямо на диск и далее на иглу звукоснимателя. Тем не менее, грамотные разработчики учитывали данные особенности и смогли практически устранить их влияние на качество звука, создав такие легендарные модели, как EMT 930 и Garrard 301/401, до сих считающиеся эталоном.
Прямой привод
Несмотря на то, что данная разновидность привода в проигрывателях винила получила основное распространение в 1970-х годах, сам принцип был запатентован компанией Thorens еще в далеком 1928 году. Он заключается в помещении диска проигрывателя непосредственно на шкив двигателя. При всей очевидности такого решения его грамотная реализация требует создания специального мотора, подшипника высочайшего качества, а также дополнительной электронной схемы, позволяющей отслеживать точность вращения. Лучшие вертушки с прямым приводом диска, созданные за долгие годы развития технологии, это Denon DP-100M, Technics SP-1000, Sony PS-X9, EMT 948. После бурного развития и появления большого выбора вертушек с данным видом привода в 80-х годах прошлого столетия, сегодня он используется не столь часто, причем действительно качественная его реализация встречается только в очень дорогих моделях.
Пассиковый привод
Самый распространенный на сегодняшний день вид привода, он используется в 90% выпускаемых проигрывателей винила. Как можно понять из названия, вращение передается от мотора на диск посредством пассика. Существует насколько вариантов соединения шкива с диском, наиболее часто встречающийся, это когда пассик накидывается на внешнюю сторону, по всему периметру диска.
Есть также вариант, когда двигатель и система привода скрыты под большим диском, а пассик надевается на специальный суб-диск, на который потом уже устанавливается основной. Использование пассика не только позволяет передавать вращательный момент от двигателя, но и позволяет демпфировать вибрации, создаваемые мотором. Материал пассика также сильно влияет на качество работы привода, причем производители используют не только эластичные материалы типа резины и неопрена, но даже вощеные нити и магнитную ленту.
Тонарм
Всего существует два основных типа тонарма, различаемых в зависимости от того, присутствует ли угловая ошибка при огибании дорожки иглой или нет – тангенциальные и поворотные.
Тангенциальные тонармы
Первая разновидность – наиболее сложная в расчете и изготовлении, причем в разные годы предпринимались попытки сделать сложные конструкции с электронными сервосистемами, которые бы отслеживали движение тонарма и корректировали возникающие ошибки. Кроме того, конструкция подшипника в таком тонарме получается гораздо более сложной, за счет этого увеличивается цена изделия, а иногда и усложняется эксплуатация. Так, некоторые тангенциальные тонармы с воздушным подшипником требуют использования специального насоса, который зачастую приходится устанавливать в соседнем помещении.
Поворотные тонармы
Вторая разновидность – поворотные тонармы – распространены гораздо шире, это самая расхожая конструкция на рынке. Несмотря на теоретически менее совершенный подход, за счет грамотно расчета и применения передовых материалов разработчикам удается создавать модели, практически ничем не уступающие тангенциальным с точки зрения качества звука. Ведь преимущество тангенса еще нужно правильно реализовать, поэтому на практике многие поворотные тонармы, установленные на лучших проигрывателях винила, обеспечивают столь же или даже более впечатляющий звук. Однако никакого звука тонарм воспроизвести не способен без установленной на нем головки звукоснимателя.
Головки звукоснимателя с подвижным магнитом (ММ)
В данной разновидности головок звукоснимателя преобразование механических колебаний иглы, огибающей канавки звуковых дорожек виниловой пластинки, в электрический сигнал происходит за счет установленного на конце иглодержателя миниатюрного постоянного магнита и его движения относительно одной и нескольких расположенных рядом катушек. Возникающее в результате этого слабое напряжение передается дальше по сигнальной цепи для усиления.
Головки звукоснимателя с подвижным железом (MI)
Принцип работы данного типа головок схож с ММ, с той лишь разницей, что вместо постоянного магнита на противоположном конце иглодержателя закреплен полый кусочек металла. Это несколько снижает общую подвижную массу и теоретически повышает точность преобразования.
Головки звукоснимателя с подвижной катушкой (МС)
В этом типе головок звукоснимателя катушки и магниты меняются местами. То есть на иглодержателе устанавливается небольшая катушка – чем меньше в ней витков, тем меньше подвижная масса, но и тем меньше чувствительность. И теперь уже катушка производит колебания относительно находящихся рядом с ней магнитов (одного или нескольких), что и приводит к возникновению электрического напряжения. При правильной настройке и согласовании с тонармом и электроникой именно МС-головки обеспечивают наиболее высокое качество звука.
Оптические головки звукоснимателя
Несмотря на название, в таких головках также установлена иголка, движущаяся по канавкам на пластинке. Однако ее колебания преобразуются в электрический сигнал уже не за счет магнитов, а за счет специальных оптоэлектронных датчиков, отслеживающих движение иглы и трансформирующих полученную информацию в аудиосигнал. За счет отсутствия на иглодержателе магнита либо катушки оптические головки обладают совсем небольшой подвижной массой, а значит, наиболее точно могут следовать рельефу звуковых дорожек.
Лазерные головки звукоснимателя
Здесь иголка отсутствует, а считывание рельефа канавок производится бесконтактным способом путем их подсвечивания лазерным лучом. Казалось бы, вот он, идеальный вариант – никакого трения, никакого износа иглы и винила! Однако после нескольких попыток внедрить данную технологию и десятка выпущенных моделей производители были вынуждены от нее отказаться. Как выяснилось, помимо дороговизны, подобные головки крайне чувствительны к любой грязи и пыли, а также царапинам на поверхности пластинок. Поэтому правильно и стабильно воспроизводить они могут только новый винил в идеальном состоянии.
Фонокорректор
Легендарные проигрыватели винила
Как и в любой области аудио, в истории развития виниловых вертушек есть модели, определившие развитие индустрии и задавшие стандарты качества для всей отрасли. Конечно, сегодня на рынке присутствуют модели, стоящие сотни тысяч евро и долларов, которые представляют собой настоящие произведения инженерного искусства, однако применяемые в них решения обычно все равно опираются на опыт предыдущих поколений. Вот список из десяти моделей проигрывателей винила, которые стали уже настоящими легендами, и которые до сих пор радуют своих владельцев.
Technics SL-1200
Самая популярная вертушка всех времен и народов. Появившись на рынке в 1972 году, она ничем не выдавала своего будущего легендарного статуса. Однако по мере совершенствования конструкции и исчезновения соперников с рынка Technics SL-1200 вдруг оказалась в нужном месте и в нужное время. В 1980-90-х годах выживание и огромную популярность модели обеспечили ди-джеи, которые на протяжении пары десятилетий обеспечивали продажи Technics SL-1200, за эти годы прошедшей путь от оригинальной версии до последнего поколения с индексом mk7. Причина столь долгого успеха проигрывателя заключается в исключительной надежности и простоте в эксплуатации, а также весьма неплохом звучании.
Linn LP12
Не менее заслуженный долгожитель винилового рынка. Его отличают классическая конструкция с трехточечным пружинным подвесом, пассиковый привод, широкие возможности для модернизации. Впервые проигрыватель Linn LP12 появился в продаже в 1973 году, и практически сразу производитель начал гонку апгрейдов, впоследствии подхваченную пользователями и сторонними фирмами. За многие десятилетия несколько раз менялись двигатели, тонармы, блоки питания, смазка и материал подшипника, амортизаторы и пружины подвеса, конструкция корпуса и многое другое. Но даже в базовой версии вертушка остается эмоциональным и ритмичным исполнителем, при этом это один из самых продаваемых проигрывателей винила за всю историю.
Garrard 301/401
Роликовые студийные модели, выпускавшиеся в 1950-60-х годах, на волне возрождения интереса к винилу приобрели по-настоящему культовый статус в 2000-х годах. Эти классические транскрипционные модели всегда отличались своей надежностью и очень слитным и музыкальным звучанием, что привело к тому, что цены на хорошо сохранившиеся экземпляры выросли за последние годы в 6-7 раз. Правда, в 2019 году компания SME, получившая права на выпуск вертушек под брендом Garrard, объявила о начале производства новой версии Model 301. Основные элементы оригинальной конструкции остались на месте – массивный деревянный корпус, роликовый привод, подвешенный на пружинах двигатель, однако вот цена новинки в комплекте с тонармом от SME подобралась к 20 000 долларов США.
Denon DP-100M
Пожалуй, это лучший за всю историю проигрыватель винила с прямым приводом диска. Всего с 1982 по 1985 год было выпущено всего 250 экземпляров этой модели. Ее главная и уникальная особенность – применение трехфазного роторного сервомотора для вращения диска, опирающегося на сапфировые подшипники. Тонарм у Denon DP-100M тоже уникален, так как позволяет не только осуществлять активную подстройку трекинга, но и оснащен системой электрического подавления вибраций. Система подвеса массивного стола включает в себя пружины и масляную ванну, вместе обеспечивающие практически полную невосприимчивость к вибрациям.
EMT 930
Еще одна профессиональная роликовая модель, завоевавшая сердца аудиофилов во всем мире. Изначально она представляла собой полностью законченную систему, включавшую в себя также тонарм, головку звукоснимателя и встроенный фонокорректор, настроенные и согласованные для получения максимального качества звука. Эта система получилась настолько продуманной, что выпуск EMT 930 продолжался с 1955 по 1983 год, когда на рынке уже господствовали проигрыватели с прямым приводом. И если в США и Европе японские прямоприводные вертушки считались образцами для подражания, то в самой Японии как раз EMT 930 обрела поистине культовый статус.
J.C.Verdier La Platine
Проигрыватель, фактически породивший современный рынок High End вертушек. Первая версия модели увидела свет еще в далеком 1979 году, и с тех пор ее конструкция многократно улучшалась и дополнялась. В ней не только применен невероятно массивный и тяжелый диск, но и, самое важное, магнитный подшипник, обеспечивающий его левитацию. Для своего времени это была по-настоящему революционная конструкция, достаточно сказать, что в новой версии La Platine Magnum один только диск весит 60 килограммов, а общий вес всего проигрывателя с двигателями и станиной достигает 400 кг!
Rega Planar 3
Первое поколение пассиковой вертушки Rega Planar 3 вышло на рынок еще в 1977 году. Удивительно, но этот недорогой проигрыватель дожил до наших дней – его новая версия по-прежнему называется Planar 3. Разработчик проигрывателя сделал ставку на максимальную жесткость соединения всех элементов, а также на использование фирменного тонарма RB300, который впервые появился на проигрывателе в 1980-х годах. Вертушка являет собой еще один удачный пример того, как производитель сумел сохранить модель в производстве даже в самые темные «цифровые» годы, что позволило компании Rega получить впоследствии максимальную выгоду от винилового ренессанса последних десятилетий.
Thorens TD124
Оригинальная и очень популярная вертушка родом из 1950-60-х годов. Впервые модель TD 124 появилась в 1957 году, второе же поколение с индексом mkII увидело свет в 1966 году после объединения бизнесов компаний Thorens и EMT. В проигрывателе применен оригинальный комбинированный привод, сочетавший в себе пассик и ролик. Такая конструкция была призвана сделать более эффективной борьбу с рокотом, от которого часто страдали роликовые проигрыватели того времени. Эта же вертушка сумела объединить в себе лучшие черты двух различных видов привода – энергетику и слитность ролика, а также плавность и певучесть пассика. В последние годы цены на старые вертушки в хорошем состоянии значительно выросли, и на фоне этого компания Thorens решила возродить производство 124-й модели. Правда, несмотря на внешнее сходство с оригиналом в ней будет использоваться прямой привод, о чем свидетельствует суффикс DD (Direct Drive), да и цена получилась довольно высокой.
Nakamichi TX 1000
Вершина виниловых технологий своей эпохи. Появившись на рынке в 1982 году, то есть в годы стремительного взлета компакт-диска, этот проигрыватель вобрал в себя все возможные технические решения, направленные на одну цель – полностью устранить все искажения, возникающие при воспроизведении винила. Пожалуй, наибольшее впечатление производит компенсация в режиме реального времени эксцентриситета пластинки – очень часто отверстие в центре пятака смещено в сторону от геометрического центра винилового диска. Да и все остальные элементы конструкции не менее впечатляющи – литая станина из алюминия, тройная система подвеса, верхний опорный диск из стекла с антистатическим покрытием, основной диск из алюминия с сотовой структурой. Как говорится, таких уже не делают, а скоро их не будет совсем.
TechDAS AirForce Zero
Несмотря на то, что данная модель проигрывателя винила появилась только в 2019 году, ее можно смело возводить в ранг легендарных. Начнем с того, что на ее разработку создатель, в свое время проектировавший проигрыватели Micro Seiki, потратил очень много лет, сил и денег. Ну а итоговый результат смело претендует на звание самой потрясающей вертушки всех времен и народов. Во-первых, воздух здесь использован не только в качестве подшипника, но и подвеса всей конструкции, то есть общий вес «левитирующих» частей составляет 250 килограммов! И это при общем весе модели 350 килограммов. Из которых 120 килограммов приходится только на опорный диск, имеющий четырехслойную структуру из стали, специальных сплавов и вольфрама. Причем все слои диска были слеплены друг с другом при помощи вакуума, ведь такое решение позволило избежать возникновения напряжения металла. В пассиковом приводе использован трехфазный двигатель, и каждая фаза запитана от отдельного усилителя. Неудивительно, что даже при стартовой цене проигрывателя около 400 000 евро – и это без тонарма! – первые 40 экземпляров были моментально распроданы по предварительной записи.