Как называется интернет в китае
Интернет в Китае
Несмотря на то, что Китай является очень развитой страной, которая просто перенасыщена новыми технологиями и разработками, здесь существуют проблемы с интернетом. В особенности это касается туристов, которые не знают тонкостей его использования в данной стране. Давайте разберемся подробней, о том, как пользоваться интернетом в Китае.
Есть ли в Китае интернет
Естественно, что интернет в Китае существует. Но перед тем, как отправиться в тур по «Поднебесной» каждый турист должен быть готов к определенным неудобствам, которые связаны с пользованием любыми гаджетами, точнее сказать с интернетом на них. Нужно учесть, что интернет в Китае не совсем простое дело, кроме этого он не всегда легален. И для того, чтоб совершить какие-либо безобидные действия, к примеру, покупку билета на самолет и пообщаться в социальных сетях, необходимо сделать некоторые усилия.
Скорость интернета в Китае
Раздача Wi-Fi есть в отелях и кафешках, но в ресторанах ее нет практически никогда. На незакодированных точках доступа соединение очень медленное, кажется, что страницы грузятся бесконечно (по несколько минут), а иногда полностью так и не загружаются.
Надежнее всего использование мобильного интернета. Операторами по большей части предлагается 3G и 4G. Так как в разных регионах страны может лучше ловить всего один вид покрытия, а второй практически не работать, то лучше сразу покупать обе карточки. Таким образом вы обеспечите себе доступ сети в любом месте, где бы вы не были.
Пакеты для подключения достаточно дорогие, кроме этого они имеют определенные ограничения по использованию трафика (500мб или 2 гб). Поэтому пользоваться интернетом нужно умеренно.
Как подключить и пользоваться интернетом в КНР
Для того, чтоб пользоваться сотовой связью в Китае, необходимо купить здешнюю симку. Если вы не знаете языка, то разобраться в условиях тарифного плана или подобрать подходящий очень сложно. Самый правильный вариант решения этой проблемы это обращение в филиал провайдера, предоставляющего услуги подключения к сети. Чаще всего сотрудники такой компании хорошо знают английский и оказывают помощь по подбору тарифа своим клиентам.
Если вы не располагаете временем на такую поездку, то можно купить стартовый пакет в одном из ближайших ларьков. Но, не факт, что в таком месте смогут предоставить помощь или квалифицированную консультацию.
Не рекомендуется покупать карточку в аэропорту. Из-за того, что здесь очень многолюдно, вы не сможете тщательно изучить все предложения и сделать оптимальный для вас выбор.
Минимальная цена на такие карты может равняться 100 юаням (1000 рублей). Чаще всего половина этой суммы кладется на саму карточку, но это нужно уточнить. 1 минута разговора с Россией стоит около 10 юаней. Многие терминалы не имеют английского перевода, поэтому пополнение счета лучше производить в официальном филиале.
Интернет цензура в Китае – великий китайский файервол
Обычно блокировка происходит по ключевым запросам (например, «порнография»), а так же по специальным черным спискам. В настоящий момент, китаец может заходить на любой сайт, не находящийся под блокировкой. В будущем здешние жители смогут заходить исключительно на ресурсы, которые разрешены.
Какие сайты запрещены
Как ни странно, здесь заблокированы самые популярные сайты мира, такие как: Google, Yuotube, Facebook, Instagram, Twitter и некоторые другие.
Работает ли Яндекс в Китае
Привычные для всего мира сервисы Google и Яндекс здесь не работают, как и соцсети. Зато доступно множество китайских аналогов, но так как все они на национальном языке, то разобраться в их содержании достаточно сложно.
Какие сайты работают в Китае
Кроме этих сайтов есть еще великое множество: Weibo, Youku, Renren и т.д.
Как обойти блокировку и пользоваться привычными сайтами
Мы живем в мире современных технологий, поэтому естественно, что обойти все эти блокировки возможно. А делается это при помощи VPN технологии, которые очень активно развиваются. И с каждым днем спрос на них только возрастает.
Правительство страны и некоторые провайдеры пытаются предотвращать подобные попытки обхода блокировки сайтов. Но, на данное время, каждый иностранец может воспользоваться такой лазейкой.
Несмотря на все попытки борьбы с обходами блокировки, с каждым днем их становится все больше. Создаются сайты «однодневки», при заходе на которые, пользователь имеет возможность изменить свой электронный адрес. Таким образом «Золотой Щит» не может определить где находится устройство. Специфическое название сайты получили из-за того, что они не работают более 2 дней. Чаще всего их блокировка происходит уже через 16 часов.
Кроме этого можно прибегнуть к помощи дорогого, но эффективного роуминга. Многие путешественники утверждают, что этот способ обхода блокировки позволил им пользоваться интернетом хорошего качества.
Существуют автономные административные округи, в которых не существует запрета на интернет. А именно в: Гонконге и Макао.
Самый популярный браузер Китая
Самый популярный браузер в Китае – browser.360.cn, Именно он стоит на первом месте рейтинга лучших китайских браузеров по мнению большинства интернет пользователей Поднебесной.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Не заблокировать, а заменить: как работает суверенный интернет в Китае
Закон о суверенном интернете в России вступил в силу в ноябре 2019 года. Законодатели уверяют, никаких запретов и ограничений не будет. Но верят этому далеко не все. «Скоро будет совсем как в Китае», – жалуются противники закона. Вот мы и решили выяснить, а как действительно в Китае? О том, как работает «Великий китайский файрвол», куда в китайском интернете зайти можно, а куда нельзя и как к этому относятся сами жители Поднебесной, мы поговорили с генеральным директором компании Evok Group Кириллом Коневым, который живет и занимается бизнесом в этой стране.
Великая китайская интернет-стена
— Кирилл, вы уже 5 лет живете в Китае. Там уже действует суверенный интернет?
— Да. В Китае этот проект называют «Золотой щит» и он работает с 2003 года. Периодически на интернет-ресурсы накладывают новые ограничения.
Это то, чего опасаются люди, когда слышат о таком законе. Какая бы ни была власть, если есть возможность заблокировать неугодную информацию – велик соблазн ей воспользоваться. Многие ресурсы как раз закрыты по политическим причинам.
Несколько лет назад была достаточно громкая история. В Гонконге осенью 2014 года были студенческие протесты. Много фотографий с хештегами публиковали в Instagram. В интернете такие вещи разлетаются моментально. Китайским властям потребовалась всего неделя, чтобы заблокировать Instagram. Прошло уже больше пяти лет, и этого ресурса там нет.
— То есть всем зависимым от Instagram нужно переезжать в Китай. А чего еще в Китае нет?
— Нет многих платформ. Например, они заблокировали Google. Не только как поисковик, а все его сервисы. Соответственно, там нельзя воспользоваться почтой, переводчиком, картами и другими ресурсами. YouTube тоже под запретом: по мнению китайских властей, там может содержаться нежелательная для граждан информация. Очевидно, есть серьезные ограничения для людей в плане пользования мировыми интернет-платформами.
Верните мне мой Google (нет)
— Вот я привык: где бы я ни оказался, я всегда смогу сориентироваться, пока у меня есть смартфон с Google и подключением к интернету. Получается, в Китае мне это вообще никак не поможет?
— Выходит, что так. В Китае сервисы Google не работают, но в случае с приезжими есть исключения. Наша компания организует мебельные туры, и к нам в Гуанчжоу постоянно приезжают клиенты из России. Не знаю, с какими техническими особенностями это связано, но первую неделю мессенджеры работают стабильно, если используется SIM-карта российского оператора. Потом перестают, как и у всех.
— Кстати о мессенджерах: в Китае они тоже заблокированы?
— Конечно. WhatsApp, Viber – все это недоступно для китайцев.
А Telegram?
— Ха-ха, смешно. Конечно, Telegram заблокирован. Если даже в России с ним пытаются бороться.
— Может, «Яндекс.Карты» в Китае работают?
— Кстати, да. Вообще все их сервисы там прекрасно работают. Ими и пользуемся.
— Интересно, а какая в Китае скорость? Говорят, в России в случае ограничений скорость интернета сильно упадет. А мне кажется, она и так у нас невысокая.
— О, ну это вы просто в Китае не были. Если сравнивать – в России очень быстрый и доступный интернет. К тому же он очень дешевый относительно других стран. В Китае ситуация значительно сложнее: интернет работает медленно, в том числе из-за файрвола. Вай-фай в общественных местах настолько медленный, что проще пользоваться мобильным интернетом.
Хочешь делать бизнес? Качай VPN
— Итак, допустим, я решил отправиться в Китай. Больше чем на неделю. И как-то хочется, чтобы интернет в моей жизни присутствовал. Как мне подготовиться?
— Перед поездкой лучше поискать информацию о местных поисковых системах и картах. Либо устанавливать VPN-программы и обходить блокировки. В Китае ими активно пользуются.
— Как человек, занимающийся в Китае бизнесом, ответьте: удобно вообще работать в условиях суверенного интернета?
— С этим сложно. Наша компания преимущественно работает на российский рынок. При этом никто из наших сотрудников не может воспользоваться популярными в России мессенджерами. А ведь через тот же WhatsApp пересылают документы, созваниваются, обсуждают рабочие вопросы. В итоге всем приходится пользоваться VPN. Причем без этих программ мы даже облаком Mail.ru воспользоваться не можем. Для нас никакого позитива в этом нет совершенно, одни сложности.
Блокируешь – предлагай
— Ну а позитивные моменты хоть какие-то есть? В России вот нам говорят, что суверенный интернет поможет защитить данные.
— Конечно, для большинства людей очевидно, что в подобном ограничении мало хорошего. Я думаю, ни от каких действительно серьезных угроз это не защитит. Если уж любой пользователь может скачать программу-анонимайзер, то что говорить о преступниках. Вряд ли их остановят запреты мессенджеров и сайтов. Но положительные моменты в Китае есть. Например, был разработан собственный мессенджер WeChat. Сам им пользуюсь. Это самый удобный мессенджер из тех, что я пробовал. Его особенность в том, что он многофункционален. Там можно делать все: заказывать такси, продукты домой, авиабилеты, бронировать гостиницы, также он выполняет роль соцсетей. В WeChat есть и кошелек для оплаты покупок.
— Оплачивать покупки мессенджером? Интересно.
— В Китае сейчас сложно встретить человека, использующего наличность. Все бытовые платежи осуществляются через WeChat. В верифицированных аккаунтах можно переводить до 200 тысяч юаней в день (
1,8 млн рублей по курсу на январь 2020 года). В Китае даже попрошайки сейчас сидят с распечатанными QR-кодами. Если у тебя нет мелочи, ты можешь дать ему денег при помощи WeChat. То же самое и на рынке: пучок редиски можно купить у бабушки, отсканировав ее QR-код и оплатив через WeChat.
— Про это все понятно: есть хорошая альтернатива заблокированным приложениям. Ну а как быть с Instagram? Если его нет, то куда китайцы загружают те тонны фото, которые они постоянно делают во всех уголках света?
— Кстати, этого у китайцев не отнять, да. На отдыхе они все фотографируют. Причем смешно: могут фотографироваться на берегу моря или бассейна, но при этом не купаются. Очень многие китайцы плавать не умеют. А по поводу того, куда все эти фотографии публикуются – опять же в WeChat. Там есть что-то вроде «стены», где можно делиться фотографиями. В Китае это альтернатива Instagram.
— Получается, для каждого заблокированного приложения есть свой аналог?
— Именно. А для того, чего нет в WeChat, есть другие приложения. Замена Tinder в Китае — TanTan. Для просмотра видео тоже есть несколько сервисов. Мировые сервисы недоступны, но почти любую услугу там можно получить.
Работают ли вообще запреты
— Кстати, а пользоваться VPN в Китае вообще можно?
— Получается, все эти запреты – пустая формальность?
— В этом и парадокс, что в целом все эти ограничения реально работают. Конечно, тут китайский менталитет свою роль играет. Ощущения жизни в изоляции у китайцев вообще нет. Ко многим заблокированным сайтам в Китае есть своя альтернатива. Причем хорошая и качественная. Поэтому простые китайцы от ограничений вообще не страдают, а вот для бизнеса без VPN не обойтись.
10 главных фактов о китайском интернете
Из-за большого количества молодых пользователей, в Китае основной трафик приходится на мессенджеры, игры, блоги, приложения и сайты с музыкой.
2. Мобильные сайты в приоритете
Последнее время в Китае набирают популярность мобильные лендинги на HTML5 (轻应用, qīng yìngyòng или “light apps”). Они часто анимированные и адаптированы только под сенсорные экраны — навигация требует прокрутки вручную. Такие лендинги обычно одноразовые и заточены под одну идею — рассказать о событии, промо-акции, донести специфическую информацию.
Магазин в рамках акции предлагает выбрать персонажа и подобрать одежду.
Отчет компании Baidu о тенденциях мобильного интернета за второй квартал 2014 года.
3. Мобильные браузеры — другая статистика
Пользователей в Китае привлекают дополнительные возможности. Каждое крупное приложение стремится расширить функции и стать приложением «все-в-одном». В случае с браузерами это подборки тематических ресурсов (тесно связанные с любовью к ссылкам), жизненно важные сканеры QR-кодов, менеджеры файлов, темы и обои.
UC Browser также следует этой тенденции. Это позволило завоевать доверие пользователей в Китае: по данным StatCounter, мы занимаем первое место среди независимых мобильных браузеров и тесно соперничаем со стандартным Android-браузером.
В статистику включены QQ Browser и Chrome. QQ Browser — это часть большой сети сервисов Tencent QQ, в которую также входят мессенджер, онлайн-игры, шоппинг, микроблоггинг и музыкальные сервисы. Поэтому доля QQ Browser довольно велика.
Chrome, как и Google, не завоевал большого количества пользователей. Главная причина в цензуре блокировке Google-сервисов на территории Китая. Об этом речь пойдет далее.
4. WeChat и Sina Weibo — главные соцсети
Пик популярности QQ мессенджера и клонов Facebook вроде RenRen прошел. Сейчас в Китае есть два лидирующих приложения для мобильных пользователей 4 : WeChat (600 млн зарегистрированных пользователей) Sina Weibo (556 млн пользователей). Функция Sina Weibo ясна: тот же Twitter, только на китайском. Пользователи читают новости, делятся информацией, рассказывают о себе.
WeChat — это больше, чем мессенджер. Прежде всего, китайцы непривычно много пользуются голосовыми сообщениями (90% пользователей отправляют голосовые сообщения, 96% — текстовые). Бывает проще сказать, чем написать. В большинстве случаев китайская клавиатура выглядит как обычная с английской раскладкой — пользователи набирают текст системой транслитерации пиньинь и выбирают подходящие по звучанию китайские слова. Это занимает время. Поэтому, когда требуется передать длинный текст, пользователи предпочитают отправлять голосовые сообщения.
Есть в мессенджере и своя социальная сеть — «Моменты», где видны обновления и фотографии друзей. WeChat — мощный маркетинговый инструмент для компаний: у каждого бренда есть публичная страница, на которую можно подписаться. Через мессенджер также сканируют QR-коды, проверяют баланс на банковской карте и пишут в службу поддержки, оплачивают товары или услуги, находят людей поблизости.
Функция «Drift Bottle» позволяет отправлять и получать анонимные послания в «бутылке».
5. QR коды повсюду
QR-кодами в Китае зашифровывают ссылки на сайты и приложения, визитные карточки в мессенджерах, скидки на товары, даже электронные кошельки для быстрого расчета в приложениях.
В начале года компания Alibaba инвестировала в израильский стартап Visualead, занимающийся разработкой цветных и анимированных QR-кодов, чтобы использовать их в собственных продуктах. Популярность QR-кодов в Китае еще не достигла предела.
Так, вместо того, чтобы расплатиться в магазине наличными или картой, пользователям WeChat предлагают отсканировать QR-код и подтвердить выполнение операции. Мессенджер спишет деньги с привязанной банковской карты. Подобным образом можно расплачиваться и через Alipay, платежную систему от Alibaba.
Стена с предложениями о работе на ярмарке вакансий в Иньчуане, 2013 год. Соискатели сканируют QR-код, читают описание вакансии и с телефона же отправляют резюме.
6. Домены сайтов пишут цифрами
В китайском интернете, помимо латиницы, домены часто записывают цифрами: например, 3.cn (интернет-магазин Jingdong Mall, второй по популярности после Taobao), 10010.com (мобильный и интернет-провайдер China Unicom) и 163.com (почтовый сервис). Причин на это три.
Во-первых, не все китайские пользователи привыкли к латинице, поэтому набрать, а тем более запомнить домен на английском языке, бывает трудно. Цифры же все знают и используют с детства. Кроме того, некоторые китайские слова созвучны цифрам, а некоторые цифры имеют мистическое значение — наверняка многие вспомнят байки про отсутствие четвертых этажей в зданиях и лифтах (цифра 4 созвучна слову “смерть”).
Вот и получается, что китайский сайт компании Alibaba находится по адресу 1688.com: адрес читается как “Yī, liù, bā, bā”, а цифра 8 означает “разбогатеть”.
Сайт Alibaba, адрес 1688.com — под логотипом.
7. Платят, чтобы выделиться. Для себя — качают бесплатно
Согласно мнению пользователей Quora, китайцы склонны покупать статусные вещи — те, которые видны публике и подчеркивают уникальность владельца: брендовые аксессуары, украшения, гаджеты. За товары личного пользования (стиральные машины, холодильники и другие), наоборот, платят неохотно и выбирают самые дешевые.
Та же тенденция прослеживается и в интернете. Едва ли китайцы купят игры, ПО, фильмы и музыку, если это можно скачать бесплатно — в Китае все еще открыты многие пиратские ресурсы и альтернативные магазины с приложениями. Поэтому разработчики заманивают пользователей free-to-play играми и зарабатывают на внутренних покупках. Китайские игроки больше остальных любят покупать виртуальные товары, которыми можно похвастаться на публике (одежду для игровых персонажей, разные виды оружия).
Свой подход к монетизации нашли и в музыкальной среде. Платные рингтоны и треки вместо гудков приносят прибыль, поскольку тоже выделяют пользователей среди остальных. Приложения с музыкой предлагают пользователям слушать песни бесплатно. Чтобы скачать треки или слушать их на других устройствах, приходится оформлять премиум-подписку.
Скриншот музыкального приложения Xiami от Alibaba
Скриншот сайта QQ Music
8. Страницы перегружены информацией
Достаточно зайти на любой китайский сайт, чтобы понять, как сильно китайский веб-дизайн отличается от западного. Из-за емкости иероглифов длинные фразы умещаются в несколько символов. Блоков с информацией довольно много, и нам кажется, что сайты пестрят текстом — часто так оно и есть.
Привычка создавать перегруженные информацией сайты идет из тех времен, когда интернет был дорогой и медленный, и на одной странице пытались уместить как можно больше информации. Доступ в интернет подешевел, но привычка осталась.
На дизайн влияет и плохое восприятие латиницы. Пользователям проще кликнуть на готовую ссылку, чем воспользоваться поиском. Чтобы найти информацию, пользователям приходится иметь дело с пиньин-клавиатурой, а это бывает затруднительно для старшего поколения. Поэтому сайты по привычке создают насыщенными информацией. Впрочем, и в Китае приходят к лаконичному дизайну — просто медленнее.
Китайский новостной сайт Sina
Российский новостной сайт РИА Новости
9. Всю информацию проверяют, неподходящую — блокируют
Говоря о китайском интернете, нельзя не упомянуть цензуру. «Великий китайский фаервол», он же “Золотой щит”, успешно блокирует основные западные сайты: все сервисы Google, Facebook, Twitter, Youtube, Blogger, WordPress, новостные и другие ресурсы. После “революции желтых зонтиков” в Гонконге заблокировали и Instagram. С перебоями работают мессенджеры Viber и KakaoTalk, Line заблокирован. Чтобы воспользоваться сервисами на территории Китая необходим VPN. Список заблокированных сайтов можно посмотреть здесь.
Запрет на популярные иностранные сайты привел к развитию локальных сервисов: Baidu вместо Google, Sina Weibo вместо Twitter, WeChat вместо WhatsApp.
Цензура не ограничивается блокировкой западных сайтов. Тщательной проверке подвергаются и все китайские сайты. Вот что происходит при попытки найти информацию о событиях на площади Тяньаньмень в китайском поисковом сервисе Baidu:
10. Средняя скорость доступа в интернет — 3,4 МБ/с
Стоит отметить, что с заявленной скоростью будут загружаться в основном китайские сайты, на зарубежных сайтах скорость значительно ниже.
Тестирование скорости интернета российским сервисом.
Тестирование того же подключения китайским сервисом.
В России пользоваться интернетом дешевле и приятнее: по данным Яндекс, средняя скорость интернета — 9 МБ/с, а абонентская плата — 344 рубля в месяц.
Бонус. Для регистрации сайта требуется специальная лицензия
Теперь ответим на вопросы пользователей. В предыдущей статье нас попросили рассказать о процессе регистрации сайта и сертификатах компании.
Как верно заметили в комментариях, у нашей компании есть четыре лицензии: 粤网文[2013]0245-095号, (粤)-非经营性-2011-0120, 粤B2-20070379, 粤ICP备09210879号.
粤网文[2013]0245-095号 — это лицензия на осуществление культурных мероприятий в интернете (网络文化经营许可证, Internet culture operation license). Её выдают, если уставной капитал не меньше 1 миллиона юаней.
非经营性-2011-0120 — Эта лицензия подтверждает, что компания не занимается электронной коммерцией. Лицензия не имеет отношения к медицине, как предположили в комментариях к предыдущей статье.
粤B2-20070379 — лицензия разрешает отправлять пользователям SMS.
粤ICP备09210879号 — та самая ICP-лицензия, которую выдает Министерство промышленности и информатизации КНР для ведения деятельности в интернете.
Подведем итоги. Китайский интернет — самобытный. Из-за жесткого регулирования интернета правительством здесь популярны только местные сервисы. В то же время, хорошо развиты онлайн-шопинг и онлайн-платежи: многие предпочитают делать покупки на Taobao и рассчитываться через Alipay.
Китайские интернет-пользователи почти на 10 лет моложе российских, и основное время в интернете они тратят на общение и развлечения — музыку, видео, игры. Здесь, как и в России, много нелегального контента. В последнее время приложения и сайты пытаются перевести пользователей на платные подписки, но до победы легального контента над нелегальным еще далеко.