Как называется искусство управления государством
искусство управлять государством
Смотреть что такое «искусство управлять государством» в других словарях:
ПОЛИТИКА — (греч., от polis город, государство). 1) наука, искусство управлять государством, государственная мудрость. 2) образ действия правительства, его виды и намерения. 3) знание светских обычаев, осторожность в обращении. 4) лукавство, хитрость.… … Словарь иностранных слов русского языка
ВОСПИТАНИЕ — • Educatio. I. Греческое. Как во всех отраслях общественной и частной жизни, так и в В. у греков ясно обнаруживается различие отдельных племен. Между тем как в дорическом племени, а особенно в Спарте, где все было направлено к… … Реальный словарь классических древностей
Карнеги Дэйл — (Carnegie) Карнеги Дэйл (Carnegie, Dale) (1888 1955) Американский педагог, психолог, писатель. Афоризмы, цитаты Карнеги Дэйл (Carnegie) биография. • Выражение лица женщины гораздо важнее ее одежды. • В мире существует только один способ одержать… … Сводная энциклопедия афоризмов
политика — Заимств. в Петровскую эпоху из франц. яз., где politique < лат. politica, восходящего к греч. politikē (technē) «искусство управлять государством», суф. производному от греч. polis «город, государство» … Этимологический словарь русского языка
АПОЛИТИЧНОСТЬ — ( гр. а не, без politike искусство управлять государством) безразличное отношение к политике; уклонение от участия в общественно политической жизни … Политология: словарь-справочник
политическая психология — (от греч. politika государственные или общественные дела) область психологии, изучающая психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и … Большая психологическая энциклопедия
Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
ПОЛИТИКА — (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… … Философская энциклопедия
РИМ Древний — Рим, которому предстояло объединить античный мир в одной великой империи с единой культурой, поначалу ничем не обнаруживал признаков своего будущего величия. Несмотря на то, что в доисторические времена Апеннинский полуостров был относительно… … Энциклопедия Кольера
Политика как искусство управления
Содержание статьи
Понимание политики как искусства предполагает непосредственное участие в государственных делах, определяет формы и задачи государства. Для того чтобы действительно иметь высокий статус искусства, политика должна опираться на передовые научные достижения и соответствовать высшим морально-этическим критериям.
Потребность общества в политическом управлении определяется самой его природой. Само по себе оно асимметрично и представлено различными классами, группами и интересами. Это порождает неизбежные столкновения. Поэтому, чтобы предотвратить войну всех против всех, необходима особая организация, обладающая силой и реальной властью. Именно на политическую деятельность возлагается все бремя ответственности за происходящее в государстве.
Эффективность политического управления во многом определяется несколькими моментами. В частности, это умение ставить тактические и стратегические задачи и определять наиболее эффективные методы, средства и формы их реализации. Также немалое значение принадлежит способности формирования профессиональной команды, которая способна достигать поставленных целей. Высшее искусство политического управления состоит в рациональной оценки пределов власти и ее возможностей, которую можно применять при различных обстоятельствах.
Функции и социальная роль политики
С учетом своего определяющего положения в общественной структуре политика выполняет целый спектр важных функций:
— выражение интересов различных социальных групп;
— регулирование и направление в нужное русло процессов, которые происходят в обществе, обеспечение социального развития;
— сглаживание конфликтов и противоречий, возникающих в обществе;
— интеграция общества, поддержание стабильности и порядка;
— обеспечение эффективных коммуникаций между властью и обществом;
— политическая социализация граждан, которая должна способствовать активному включению в политический процесс.
Цели и средства в политике
Политика может быть направлена на различные общественные сферы и проблемные отрасли. Исходя из этого выделяют ее экономическую, социальную, экологическую направленность и пр. Цели политики подразделяют на долгосрочные и текущие, приоритетные и второстепенные, тактические и стратегические.
Искусство управления государством
Политика: 1. сфера жизнедеятельности 2. отношения между государствами, группами, нациями по поводу власти 3. деятельность государственных органов.
Функции политики:
1. определение целей и задач общества 2. согласование интересов групп 3. обеспечение стабильности 4. контроль за выполнением норм 5. распределение ресурсов.
Политика: микроуровень, макроуровень (уровень государства), мегауровень (между государствами).
Политическая система – совокупность элементов, в которых реализуется политическая власть.
Тип политической система определяет политико-правовой режим: демократическая, тоталитарная, авторитарная.
Просмотр содержимого документа
«Искусство управления государством»
Политика: 1. сфера жизнедеятельности 2. отношения между государствами, группами, нациями по поводу власти 3. деятельность государственных органов.
1. определение целей и задач общества 2. согласование интересов групп 3. обеспечение стабильности 4. контроль за выполнением норм 5. распределение ресурсов.
Политика: микроуровень, макроуровень (уровень государства), мегауровень (между государствами).
Политическая система – совокупность элементов, в которых реализуется политическая власть.
Тип политической система определяет политико-правовой режим: демократическая, тоталитарная, авторитарная.
Элементы политической системы (сферы или подсистемы):
1. Институциональная: государство, партии, движения (институты)
2. Коммуникативная – совокупность отношений между группами по поводу власти
3. Нормативная – правила и нормы
4. Культурно-идеологическая – идеология, политическая культура, взгляды, эмоции.
Власть – возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие.
1. Субъекты власти – государство, политические лидеры, партии
2. Объекты власти – индивиды, группы, массы
4. Ресурсы власти – принуждение, убеждение, право, традиции, страх, поощрение, мифы
5. Функции власти – господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.
Власть легальная – юридически законная власть, легитимная власть – та, что не навязывается силой, принимается народом добровольно.
Легитимность или господство власти (М. Вебер)
1. Традиционное господство – обусловлено традициями
2. Легальное господство – на признании юридических норм
3. Харизматическое господство – опирается на авторитет лидера.
Политическая власть подразделяется: государственная и общественная власть.
Теории происхождения государства:
Государство – особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придать своим велениям обязательную силу для всей страны.
1. Наличие особой публичной власти
2. Наличие специального аппарата управления
3. Территориальная организация
5. Суверенитет власти
6. Монополия на правотворчество.
Функции государства – основные, социально значимые направления деятельности государства.
1. По объекту: внутренние и внешние
2. По содержанию: политическая, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, правовая, организаторская, экологическая.
3. По характеру воздействия: охранительные (обеспечение охраны общественных отношений) и регулятивные (развитие общественных отношений).
Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
1. Форма правления – способ организации верховной власти.
Форма правления: 1. Монархия – власть сосредоточена в руках одного главы и передается по наследству. 2. Республика – власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Монархия: 1. абсолютная, 2. парламентарная, 3. дуалистическая. Республика: 1. президентская, 2. парламентская, 3. смешанная.
2. Форма государственного устройства – способ национального и административно-территориального устройства. Формы: 1. унитарное государство, 2. федерация, 3. конфедерация.
3. Политико-правовой режим – совокупность политико-правовых средств и способов осуществления власти. Режим: 1. демократический, 2. антидемократический (1. авторитарный, 2тоталитарный, 3. военный).
Демократия – признание принципа равенства всех людей, активное участие народа в политической жизни.
Признаки демократии: 1. признание народа источником власти и суверенитета, 2. наличие прав и свобод, 3. плюрализм, 4. разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), 5. гласность. 6. выборность власти, 7. развитая система органов местного самоуправления.
Формы демократии: 1. прямая (непосредственная), 2 косвенная (представительная).
Институты прямой демократии: 1.выборы, 2. референдум (всенародное голосование).
Избирательная система (включает избирательное право, избирательный процесс и порядок отзыва депутатов) – порядок формирования выборных органов.
Избирательное право – принципы и условия участия граждан в выборах. Избирательное право: 1. активное (право избирать), 2. пассивное (право быть избранным). Признаки: 1. всеобщее, 2. равное, 3. гласное, 4. открытое. Определение результатов проходит по двум системам: 1. мажоритарная избирательная система – победившим считается кандидат, набравший большинство голосов. 2. пропорциональная избирательная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. Мандат – документ, удостоверяющий права депутата.
Гражданское общество (Г. Гегель) – это негосударственная часть общественно-политической жизни, огражденных от прямого вмешательства государства, равенство прав и свобод всех людей; Признаки гражданского общества: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2. развитость и разветвленность демократии; 3. правовая защищенность граждан; 4. определенный уровень гражданской культуры.
Правовое государство – государство, которое в своей деятельности подчиняется праву. Признаки правового государства: 1. верховенство закона, 2. соблюдение прав и свобод, 3. принцип разделения властей, 4. взаимная ответственность государства и граждан.
Политическая партия – институт политической системы, группа приверженцев тех или иных целей, объединяющийся для борьбы за власть. Признаки партии: 1. борьба за власть, 2. программа с целями и стратегией, 3. устав, 4. организационная структура, 5. наличие руководящих органов.
Виды партий: 1. По методам: революционные, реформаторские. 2. По характеру членства: кадровые, массовые. 3. По идеологии: консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические. 4. По представительству во власти: правящие, оппозиционные. 5. По характеру действий: радикальные, реакционные, умеренные, экстремистские, консервативные.
Политическая культура (Г. Алмонд, С. Верба) – совокупность системы мнений, позиций, ценностей, господствующих в обществе или группе.
Виды политической культуры:
1. Патриархальная – ориентация граждан на местные ценности, 2. подданическая – пассивное отношение граждан в политической системе. 3. политическая культура участия (активистская) – активное участие граждан в политической жизни. Абсентеизм – неучастие, уклонение от политической жизни.
Политическая идеология – система идей. Виды идеологий:
1. Консерватизм – сохранение порядков. 2. либерализм – свобода индивидуальности, предпринимательства, права. 3. Социализм – справедливое устройство общества. 4. анархизм – устранение государства 5. национализм – превосходство нации 6. экстремизм – насильственные методы.
Конституции России – 1918 (первая), 1925, 1937, 1978, 1993 (12 декабря). Первая в мире – 1787 – Конституция США. 10 декабря 1948 – «Всеобщая декларация прав человека», 1966 – «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». 1959 – «Декларация прав ребенка», 1989 – «Конвенция прав ребенка».
Искусство управления государством
История развития древнейших политико-правовых учений. Основные категории конфуцианства. Политический идеал Цицерона. Цель государства и основа его прочности по Макиавелли, произведения политолога. Краткая характеристика особенностей учения Августина.
Рубрика | Государство и право |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.05.2013 |
Размер файла | 32,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Искусство управления государством
конфуцианство цицерон макиавелли августин
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Востока. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Привилегированное положение в обществе занимали лица государственной власти, придворная и имущественная знать. Политическая мысль Древнего Востока развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя. Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков.
На первый план в «Артхашастре» выдвинута идея сильной централизованной царской власти. Государь предстает неограниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если потребуется, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание уделяются не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством. Тем не менее, само учение высшей целью ставило достижение не личных, а государственных интересов.
Качествам правителя в поучениях уделено особое внимание, он должен был освободиться от гордыни, гнева, корыстолюбия, других пороков. Артхашастра не только указывает на препятствия на пути к власти, но дает советы по их преодолению.
Причем, если у правителя не получается самому одолеть свои слабые стороны путем усердного изучения политической науки и самовоспитания, то ему на помощь должны прийти министры. Нагружая своего повелителя постоянными заботами, они могли отвлечь его внимание своих проблем, заставить сконцентрироваться на государственных делах.
Благодаря трактату Артхашастра, древняя Индия могла рассчитывать на подготовку правителей к управлению государством и политической деятельности, а также имела обширные наставления о распределении земель, заселении страны, строительстве крепостей, ведении сельского хозяйства, ремесел, работы рудников и т.д.
Трактат содержит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, а также идеи подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому жрецу, говорится в трактате, «как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину».
Наиболее влиятельной доктриной в истории политической и правовой мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Изречения мыслителя собраны его учениками в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»).
Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Категории эти были тесно взаимосвязаны.
Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала. Конфуций был противником управления на основе законов. Он выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».
Перечень конфуцианских правил поведения охватывал предписания, касающиеся выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитания духов, культа предков), моральные наставления и нормы обычного права. Конфуций призывал восстановить правила, существовавшие во времена лучших правителей династии Чжоу.
На страницах книги «Лунь юй» высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций не исключал что для наступления той счастливой поры потребуются карательные походы против непокорных. Главное в том чтобы распоряжения о карательных походах отдавал благородный и любящий свой народ государь, а не правители уделов или сановники. Применять наказания нужно по-отечески, т.е. с любовью к людям.
В античной Греции философия стала основой политических и правовых учений. Именно у древнегреческих философов мы находим первые в истории определения государства и закона, классификации форм государственной власти, концепции перехода от одного политического устройства к другому. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля.
Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни.
Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. «Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий».
Продовольственные запасы стражи получают от третьего сословия в виде натуральных поставок. Денег у стражей нет. Жить и питаться они должны сообща, как во время военных походов. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.
Крестьянам и ремесленникам разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. Производственную деятельность земледельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами.
Характеризуя извращенные формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом. Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев из третьего сословия. Так возникает тимократия (господство сильнейших воинов). Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.
В диалоге «Политик» Платон выделил формы государства, основанные на законе. По его словам, монархия, аристократия и демократия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извращенная демократия управляются вопреки законам и обычаям. Однако все перечисленные формы правления являются отступлениями от идеального, «подлинного» государства, где политик единолично осуществляет власть, «руководствуясь знанием».
Учения Платона продолжил древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы.
Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах «Политика» и «Никомахова этика». К ним примыкает сочинение «Афинская полития», содержащее исторический очерк развития государственного устройства Афин.
В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется благодаря моральному общению между людьми. «Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни».
Аристотель вкладывал в данное определение вполне конкретное содержание. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения на равных с гражданами государства.
Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью.
Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они «знали друг друга». Политическим идеалом Аристотеля был самодостаточный экономически обособленный полис.
Несмотря на то, что демократия и олигархия в политии смешаны «по половине» и даже с «уклоном в сторону демократии», аристократические элементы в государстве получили явное преобладание. Участие народа в управлении обставлено здесь такими оговорками, которые практически лишают его возможности решать государственные дела.
Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политико-правовыми учениями античной Греции. В своих наставлениях по философии римские мыслители обычно воспроизводили греческие учения, изменяя и приспосабливая их применительно к римским условиям.
Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил в диалогах «О государстве» и «О законах».
Цицерон исходит из общих представлений о естественном происхождении государства. Как и Аристотель он утверждал, что гражданские общины возникают от того что люди наделены богами стремлением к общению. Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.
Аналогичным образом решаются им и вопросы о происхождения и сущности права. «Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера».
Цицерон признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений.
Частной собственности не бывает от природы. Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо закона и соглашения.
Цицерон определяет государство (res publica) как дело народа, где под народом понимается «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
Право выступает основой государства, его определяющим началом. Государство в таком понимании оказывается уже правовым сообществом. Предложенное Цицероном понятие государства сыграло значительную роль в последующем развитии политико-правовой теории.
Цицерон, говоря о народе в своем определении государства, имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Об этом свидетельствует приводимый в трактате «Об обязанностях» перечень занятий и профессий, не достойных свободного человека. Цицерон относит к числу презренных людей мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, а также всех трудящихся.
Хотя Христос никого не принуждал, но «был ли тогда император, который бы верил во Христа и мог бы служить ему в благочестии, издавая законы против нечестия». Во времена Августина большая часть населения Римской империи держалась прежних, языческих культов. Августин призывал использовать принуждение для крещения язычников и искоренения ересей.
Характеризуя «христианское государство» как образец «земного града», Августин писал: «Государство лучше всего устраивается и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог». Образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Оправдывая последние, Августин дал обстоятельное толкование заповеди «не убий». Его перетолкование свелось к тому, что «ее отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от бога».
Теократические идеи Августина в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.
Аль-Фараби считал, что истина постигается философией посредством «доказательных рассуждений». Но философов, которым доступно истинное знание, немного. Поэтому для «широкой публики» необходима религия, представляющая собой важное «политическое искусство», без которого невозможно общество.
В трудах Фараби предпринимается попытка изложить проект идеального общества (города-государства). Взяв за исходное моральные категории добра, зла, отношения к труду, он делит города-государства на добродетельные, коллективные и невежественные.
В добродетельных городах-государствах общественная жизнь построена на принципах высокой нравственности людей, которые, помогая друг другу, достигают истинного счастья.
Добродетельный город возглавляет философ-правитель, способный познать начала, управляющие природой и обществом, и передать эти знания населению в образно-символической, т.е. религиозной, форме.
Аль Фараби поддерживал органическую теорию добродетельного города: «такой город подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг другу с тем, чтобы сохранить живое существо…».
Как органы различаются по своим функциям в зависимости от расположения к главному органу (сердцу), так и в городе люди различаются по обязанностям в зависимости от близости к целям, выполняемым главой города, и расставляются по соответствующим ступеням.
Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы.
Его сочинения: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Государь», «О военном искусстве» и др. Его политическое учение свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем. «Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было. Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты».
Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений. «Природа создала людей таким образом, что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть».
Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей. Поэтому в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.
Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности.
Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике. В свободных землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства.все время увеличиваются: «Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться. Следствием этого оказывается то, что все граждане, соревнуясь друг с другом, заботятся как о частных, так и об общественных интересах и что общее их благосостояние на диво растет».
Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал результатом интересов борющихся социальных групп.
Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй.
Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть «смешанной республики» в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых сдерживает посягательства на эти интересы другой его части.
Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению.
Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение: благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Нерушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: «Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной».
Во всех государствах основой власти «служат хорошие законы и хорошее войско. Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука, «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого».
Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство: «Дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии».
Макиавелли считается одним из основоположников науки политологии. В его произведениях политика рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из священного писания или сконструированы умозрительно.
В политике единственным критерием оценки действий правителя государства являются укрепление власти, расширение границ государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши».
Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципных политиков; поэтому «макиавеллизм» стал символом политического коварства. Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Формы правления по Макиавелли: самодержавие, аристократия, тирания, олигархия. Функции религии у Макиавелли, формы политической жизни. Влияние произведений Макиавелли на развитие политико-правовой идеологии. Характеристика и анализ книги «Государь».
реферат [26,1 K], добавлен 07.05.2012
Предмет и метод истории политических и правовых учений. Политико-правовые взгляды древних государств: Китая, Греции, Индии и Рима. Правосознание средневековой Европы. Правовые учения периода Реформации. Концепции государства и права ХІХ и XX века.
шпаргалка [73,2 K], добавлен 14.09.2010
Политические и правовые учения Древнего Египта, Древней Руси. Учение о государстве Полибия, о праве средневековых юристов в Западной Европе. Новозаветные идеи о власти, государстве и праве. Формирование и развитие политико–правовых воззрений в исламе.
шпаргалка [137,2 K], добавлен 14.11.2010
Общая характеристика социально-политической концепции Августина. Сущность политико-правовых воззрений М.М. Сперанского, в том числе анализ его взглядов на государство, конституционную монархию, сословия, крепостное право и организацию местной власти.
курсовая работа [30,2 K], добавлен 12.10.2010
Характеристика политических и правовых учений в Древней Греции. Платон как родоначальник философии объективного идеализма и учения о динамике государственной жизни. Описание особенностей аристократии, олигархии, демократии, тирании, монархии и охлократии.
реферат [52,1 K], добавлен 07.12.2011