Как называется искусство владения катаной
ИайДо
ИайДо (ИайДзюцу) — древнее японское боевое искусство представляющее собой мгновенное обнажение меча (катаны) с последующим ударом и вкладыванием меча обратно в ножны.
Термин ИайДо (яп.居合道) происходит от японской поговорки, которую можно перевести, как «где бы ты ни был, ты должен мгновенно отреагировать на нападение».
Помимо практических навыков мгновенной атаки или защиты, ИайДо, по мнению мастеров – это, прежде всего Путь к самосовершенствованию через познание возможностей своего тела и обретение контроля, в первую очередь над собой, а не над противником.
Меч (катана) – является лишь инструментом постижения этого Пути.
Целью же является нравственное и духовное развитие, ведущее, в конечном счете, к Просветлению.
Изучение боевого искусства включает в себя практику воображаемых поединков (Вадза), без фактического присутствия противника. Данная практика требует повышенной психической концентрации и мобилизации, быстрых и точных движений, а также использования воображения.
Характерной особенностью стиля является то, что катана изначально всегда скрыта в ножнах. Для эффективного ведения боя требуется использование особой техники захвата рукоятки катаны и нанесения точных режущих ударов.
Каждое движение ИайДо имеет свой смысл, техника максимально проста и эффективна. Лишние действия попросту отсутствуют.
Техника ИайДо
Техника включает в себя четыре элемента:
Существует несколько стилей ИайДо.
Одним из самых распространенных является стиль Эйсин-рю, основанный в 16 веке и являющийся одним из самых древних стилей японских боевых искусств дошедших до наших дней.
Хаясидзаки разработал собственный стиль владения катаной, названный им «Симмэй Мусо Рю» или «Божественное вдохновение», на практике воплотив принцип, характерный для японских боевых искусств в целом:
ИайДо — самостоятельный стиль традиционного боевого искусства, который достаточно часто практикуется в комплексе с техниками Кобудо, Джиу-джитсу (Дзю-дзюцу), Айкидо, Каратэ.
ИайДо – это единение культурных, эстетических, философских традиций древней Японии, дошедших до наших дней, практически в неизменном виде благодаря мастерам и наставникам сохранившим и передавшим их следующим поколениям.
В настоящее время существует более 400 школ ИайДо, каждая из них привносила в технику что-то свое.
Умение мгновенно концентрироваться, мобилизовав все свои силы для – это то, чему учит ИайДо.
Иайдо: уникальная восточная техника боя на мечах
Иайдо представляет собой уникальное боевое искусство, которое близко далеко не всем. Обобщённо, иайдо – это техника, которая заключается в извлечении меча из ножен и совершении им ударов.
Слово «иайдо» возникло недавно, в тридцатых годах ХХ-го века, и стало популярным благодаря японскому мастеру боя на мечах Хакудо Накаяма. Он предлагал записывать название боевого искусство двумя иероглифами – «бацу» (извлекать) и «то» (катана). На японском это читалось бы как «батто» и означало «извлечение меча», но Накаяма указывал, что эта запись должна читаться как «иай». Чем же уникально это боевое искусство? Как проходят тренировки по иайдзюцу и как ему обучаются?
Идея иайдо
В иайдзюцу, предшественнике иайдо, есть две основные идеи, связанные с его основной целью – молниеносным совершением удара. Мастерство иайдзюцу зависит от остроты не только меча, но и реакции.
Иайдзюцу исторически предвосхитило иайдо как дисциплину и передало ему эти идеи в наследство. Постепенно практика работы с настоящим мечом немного трансформировалась, и теперь для тренировок используют металлические, но не заточенные мечи.
Значение слова «иайдо» и чему учит боевое искусство
На японском «иайдо» может иметь несколько значений. Оно может переводиться как «путь обретения и состояния гармонии», но известные мастера иайдо предлагают другую трактовку. По мнению Ямамото Харусуке слово «иайдо» означает «где бы ты ни был, всегда мгновенно реагируй».
Ключевой навык, которому учит иайдо – самоконтроль. Главное для ученика – научиться контролировать собственное тело и реакции. Последователь обучается технике, сражаясь в представляемых им боях специальным мечом. Для победы необходимо следить за положением тела, точно наносить удары и быстро реагировать.
Как проходит тренировка
Тренировки иайдо начинаются с самого простого уровня и усложняются с течением времени. Ученик узнает разные виды боя, позволяющие ему атаковать быстро и точно, хотя сегодня в иайдо скорость не является ключевой характеристикой. В иайдо нет лишних движений – каждое имеет значение и вносит свой вклад в совершение ката. По этой причине кажущиеся поначалу простыми движения на самом деле задействуют все физические и умственные силы тренирующегося.
Техника иайдо
Техника ката состоит из нескольких обязательных этапов-движений:
«Стандартное» иайдо не требует скорости движений. В отличие от иайдзюцу здесь важны точность и выверенность ударов, их амплитуда, траектория и даже угол. Кроме того, во время совершения ката практикующий иайдо должен придерживаться принципа дзё-ха-кю – постепенного увеличения скорости ударов. Такое ускорение должно сохраняться даже в случае быстрого выполнения ката.
Иайдо Всеяпонской федерации иайдо состоит из 12 ката:
Эти ката изучаются постепенно, от самых простых – к самым сложным. Однако кроме ката сэйтэй иайдо существуют самые разные ката из других школ иай, например, «иайдо эйсин-рю» – «Иайдо истинной веры», считающейся самой древней и классической школой, корни которой идут к самому Хаясидзаки Сигэнобу.
Обучение иайдо
В процессе обучения ученик познаёт самые разные приемы удара мечом. Такие приемы называются «Ката», что переводится «форма». Ката всегда начинается с извлечения меча из ножен и заканчивается возвратом его в ножны. Именно к изучению ката во многом сводится процесс тренировки в иайдо.
На начальном уровне изучаются самые базовые движения, которые называются «Кихон»:
Одновременно с изучением кихон тренирующиеся начинают отрабатывать первые ката, в которые входят все базовые движения, что позволяет отрабатывать ошибки и задействует все необходимые группы мышц. С повышением уровня фокус смещается с отрабатывания кихон к изучению ката, а базовые действия отрабатываются в их составе.
Аттестация и соревнования
Во Всеяпонской федерации кэндо принята система градации данъи с низшими и высшими рангами – кю и дан соответственно. И в иайдо, и в дзёдо, и в кэндо используется одинаковая система данъи, однако ранги нужно получать для каждого искусства отдельно.
В России действует система, предложенная Российской федерацией кэндо, иайдо и дзёдо. Это идентичная японской система данъи. Присвоение рангов проводится начиная с низшего четвертого кю. На уровне кю необходимо продемонстрировать 5 ката. Ката выбираются в разных случаях либо экзаменаторами, либо экзаменуемыми. При переходе на уровень дан добавляются временные ограничения (необходимо выполнить все 5 ката за 6 минут), появляются обязательные перерывы между сдачами на следующий ранг, а в сам экзамен также включаются теоретические аспекты иайдо – его история и философия. Теоретический экзамен сдается в письменной форме.
Кроме того, по достижению 6 дана кандидат может сдавать экзамен на получение первого из трех существующих преподавательских титулов – «Рэнси». В аттестации на преподавание кроме непосредственного знания иайдо также проверяются и преподавательские способности. Когда кандидат достигает 8 дана, он получает самый высокий статус – «Ханси».
Кроме аттестации, практикующий иайдо может испытать свои умения на соревнованиях. Во всех соревнованиях участвуют пары соперников, которые исполняют определенные ката в одно и то же время. В конце матча судьи поднимают флажок, который указывает победителя. Такой формат матчей называется энги.
Снаряжение
В иайдо снаряжение не очень разнообразно. В первую очередь это связано с тем, что это искусство владения мечом, и для занятий требуется лишь специальный тренировочный меч. Он делается из сплава металлов и не может быть заточен, благодаря чему вероятность травм на тренировках снижается. Такой меч называется «Иайто». Он изготавливается из сплава алюминия и цинка. Иногда его называют «Могито».
Другим важным аспектом является форма, в которой следует заниматься иайдо. Иайдо упражняются в почти стандартной форме для занятий японскими боевыми искусствами:
Заметим, что форма для иайдо отличается от формы для дзёдо только штанами – они широкие и просторные. Иногда на тренировках позволяют носить любую одежду, однако все же рекомендуется приобрести специально приспособленные вещи, если планируется серьезное обучение – для соревнований требуется определенная форма.
Место, регламент и оценка соревнований
Обычно соревнования проводятся на квадратной площадке (ее сторона может варьироваться от 6 до 12 метров). На пол такой площадки должно быть уложено татами. Форма участников – простая и строгая: куртка и штаны одного цвета, подвязанные поясом цвета, соответствующего рангу участника. Если участник обладает рангом мастера, он может быть одет в парадную форму: хакама и хаори (накидка с широкими треугольными рукавами).
В соревнованиях с тренировочными мечами можно участвовать с 10 лет, а в матчах с настоящими мечами – с 14, но при условии, что кандидат занимался иайдо более полугода. В таком случае к заявке на соревнование нужно подать документы, подтверждающие сроки изучения иайдо.
Всего в соревнованиях есть три раздела: демонстрация, выполнение ката на скорость и разрезание предметов. Именно для участия в последнем разделе (бумоне) требуется заточенный меч и стаж тренировок от полугода.
В первом разделе (эмбу) спортсмены участвуют поодиночке. Каждый участник выходит на татами после объявления его фамилии, получает свой меч и по команде судьи начинает выполнение ката. Ката выполняются три раза, при этом время не ограничивается.
Техника участника оценивается по десятибалльной шкале по нескольким критериям:
Ошибки оцениваются штрафными баллами. Набранные спортсменами очки суммируются по всем критериям. Побеждает участник, набравший наибольшее количество баллов.
Второй раздел (иай-дзюцу) представляет собой парные матчи. Два участника выходят на татами после объявления их фамилий, получают мечи и повязки разных цветов и встают на безопасном расстоянии друг от друга. После сигнала они начинают выполнять утвержденную судьей ката нечетное количество раз. В этом разделе ограничено время, и в матче побеждает спортсмен, которого выбирают судьи. Критерии оценивания не отличаются от критериев в эмбу, но к ним также добавляется скорость. В разделе побеждает участник, набравший больше всего побед.
Чем иайдо отличается от иайдзюцу?
Нельзя сказать, что иайдо и иайдзюцу – это диаметрально противоположные или вообще не пересекающиеся дисциплины. Иайдзюцу является составной частью иайдо. Если представить иайдо и иайдзюцу в виде кругов Эйлера, то круг иайдзюцу будет находится внутри круга иайдо.
Иайдзюцу – это практическая сторона владения навыком мгновенного удара мечом. Это дисциплина, которая учит лишь одному навыку – умению быстро доставать меч из ножен и прицельно наносить удары. Иайдзюцу возникло раньше иайдо и была вспомогательной дисциплиной кэндзюцу.
Федерации
Федераций отдельно для иайдо не существует, потому что часто иайдо считается субдисциплиной кэндо – японского фехтования на мечах.
Международная федерация кэндо проводит не только соревнования (она организует крупнейший турнир по кэндо – Всемирный турнир кэндо (WKC)), но также и образовательные мероприятия – различные семинары и лекции о кэндо и иайдо.
МФК была основана в 1970 году. В ней собраны все региональные федерации кэндо. Изначально в ее состав вошли 17 стран, а к сентябрю 2018 года это число увеличилось до 59-ти, в том числе участником МФК стала Россия.
Всеяпонская федерация кэндо проводит самые разные соревнования по иайдо. Она же проводит аттестацию на кю и дан. Всеяпонская федерация кэндо была основана в 1952 году, а в 1969 году она разработала и представила «стандартное иайдо», которому сегодня обучаются тысячи любителей и профессионалов по всему миру. На сайте федерации можно найти информацию о соревнованиях и аттестациях, а также получить информацию о собственном экзамене и ранге. Сайт доступен на японском и английском языках.
Российская федерация кэндо проводит соревнования по кэндо и иайдо. Организация была основана в 1989 году, и в этом же году вступила в состав Международной федерации кэндо. На веб-сайте федерации публикуются новости и анонсы предстоящих мероприятий. Также Федерация проводит экзамены на ранги данъи по кэндо, дзёдо и иайдо. Вся информация о мероприятиях публикуется на официальном сайте, доступном только на русском языке.
История формирования боевого стиля
«Тоса иай» – один из главных стилей иайдзюцу, он ассоциируется с самим Хаясидзаки Сигэнобу. Он долгое время существовал в провинции Тоса (в честь которой и был назван). Сегодня Тоса является частью префектуры Коти. В начале ХХ-го века он стал известен за пределами острова Сикоку благодаря Оэ Масамити и Накаяма Хакудо, мастерам ветвей Тоса иай. Они создали два новых стиля иайдо, называющиеся «Мусо дзикидэн эйсин-рю» и «Мусо синдэн-рю». Новые стили помогли иайдо сохранить свою популярность в период европеизации японской культуры.
Первая Всеяпонская федерация кэндо, созданная после Второй мировой войны, приняла решение, что в тренировках иайдо и кэндо должны также использоваться настоящие мечи, а не только мечи-бутафории, которыми до этого пользовались ученики. Для того чтобы ввести такую практику, необходимо было сформировать общие нормативы и правила безопасности для всех старых индивидуальных техник, что оказалось невозможным. После этого было решено создать новое течение, которое соответствовало бы всем правилам, а также было возможно использование настоящих мечей.
К созданию нового единого стиля были привлечены лучшие мастера своего времени, ученики Оэ Масамити и Накаяма Хакудо. С их помощью был создан единый набор практик, который был назван просто – «Иайдо Всеяпонской федерации кэндо» («Дзэн Нихон кэндо рэнмэй иайдо»). Второе название этой техники – «Сэйтэй иайдо» – переводится «стандартное иайдо». Новый стиль был представлен в 1969 году и вскоре стал самым распространенным ответвлением иайдо.
Появление нового универсального стиля не привело к уничтожению традиционных корю – сэйтэй иайдо часто рассматривается только как первый шаг на пути изучения стиля иайдо.
Иайдо в России
С начала 70-х годов XX-го века в СССР возобновляют изучение японских боевых искусств, в число которых вошло и иайдо. В этот период впервые была получена аккредитация первого представительства японских организаций, которые занимались обучением иайдо. В 2009 году эту аккредитацию продлили, и иайдо в России получило второе дыхание.
Сегодня иайдо – известное боевое искусство, которое изучают практически по всей России. Множество российских мастеров поддерживают постоянную связь с коллегами из Японии, преподают самые разные стили иайдо. Они проходят стажировки в Японии, обучаются в академиях и сдают экзамены, по их приглашению в Россию приезжают именитые японские наставники иайдо. Благодаря этому позиции иайдо в России с каждым годом укрепляются. Подробнее о том, какие именно организации и федерации иайдо существуют в России, будет рассмотрено в параграфе «Федерации».
Что с иайдо в современном мире?
Сегодня у бойцов уже нет необходимости быстро поражать противника мечом, поэтому в наши дни иайдо практикуется любителями искусства владения мечом в качестве тренировки.
Иайдо, как и многие другие боевые техники, сегодня рассматривают как:
В иайдо важно уметь самостоятельно ставить цели, и при этом неважно, какие они. Главное – не использовать полученные знания во вред другим.
Книги о иайдо
О иайдо написано не очень много. Особенно сложно найти источники не на японском языке, еще труднее – издания, переведенные на русский. Однако есть несколько достойных литературных трудов, посвященных этому боевому искусству, которые к тому же можно найти в свободном доступе в Интернете.
Это больше прикладная книга-путеводитель в мир иайдо эйсин-рю. В пособии подробно описываются все базовые техники иайдо. Пошаговые объяснения и наглядные иллюстрации станут подспорьем на нелегком пути освоения искусства иай. Кроме того, читатели узнают больше об истории и этической стороне искусства, подробнее познакомятся с необходимым снаряжением, прикоснутся к кодексу чести самураев.
В завершение
Иайдо – это не просто техника владения мечом, но и целая философия, как и многие другие японские боевые искусства. Несмотря на то что ныне многие японские самураи предпочитают изучать рукопашный бой, иайдо и кэндо остаются в первую очередь важными культурными пластами современной Японии. Желающим поближе познакомиться с глубокой культурой этой страны стоит больше узнавать не только о японском искусстве и истории, но и о ее боевых искусствах, в том числе и иайдо, или даже попробовать себя в них. Сегодня для этого существуют все условия, главное – иметь желание и достаточно крепкое здоровье.
Иайдо – искусство мгновенного удара катаной
Иайдо — это особое искусство неожиданной резкой атаки или контратаки с применением японского меча катана. В иайдо изучается не фехтование на мечах, а только мгновенное убийство соперника с первоначально скрытым лезвием. «Мгновенное убийство» — это умение быстро обнажить меч для нанесения удара, при возникновении опасности. В этом боевом искусстве нет защиты, как в кэндо: шлема, защитного жилета и перчаток.
Предшественником этого боевого искусства было иайдзюцу, которому обучались все самураи. В этой дисциплине существовало 2 основных идеи. Ученик должен был тренироваться с настоящим мечом, не боясь травмировать своего соперника или наставника. Также ученик должен был научиться мгновенно действовать в ситуациях, когда нужно было резко перейти в атаку или защиту без применения меча. Поэтому иайдзюцу можно рассматривать как дополнение к искусству фехтования на мечах.
Сейчас в наше время фехтование мечом уже не применяется в реальной жизни и изучается достаточно небольшим количеством любителей кэндзюцу. Среди этих людей можно выделить несколько групп. Первые тренируются в обучении эффективно доставать меч из ножен, другие рассматривают это искусство как возможность постичь себя и свое тело, а японский меч в этом процессе самопознания играет лишь дополнительную роль. Занимаясь иайдо, каждый сам может определить, что в этом искусстве является для него главным.
Иайдо переводится с японского языка как путь моментального удара мечом, быстрого обезвреживания соперника и возвращения меча в ножны. Обучающийся иайдо должен контролировать в первую очередь себя, а не противника. При изучении этой дисциплины ученик тренируется в представляемых им боях с противником, которого фактически нет. В арсенале средств обучения есть упражнения, позволяющие поражать как одного, так и нескольких противников, вести рукопашный бой с соперниками с применением специального меча для тренировок. Каждый бой ведется с боевым мечом, первоначально вложенном в ножны. Основными качествами, необходимыми в иайдо являются умение полностью сконцентрироваться, а также хорошее воображение. Для победы в бою нужно постоянно сохранять правильное положение тела, совершать нужные движения, качественно использовать секретные приемы по захвату рукояти меча, а также прицельно наносить удары.
Ученик проходит обучение различным вариантам проведения боя, который начинается с резкой атаки, где движения происходят быстрее любых действий противника. Каждое движение имеет свое значение, техники, применяемые в бою, просты, но на тренировках необходима вся их сила, не только физическая, но и умственная. За многовековую историю иайдо много раз передавалось из поколения в поколение, практически не меняясь в главном — знающие иайдо могут отклонить нападение и неожиданно напасть первыми.
Сейчас больше десяти признанных не только на родине, но и по всему миру учителей продолжают совершенствовать обучение как в стиле эйсин рю-иайдзюцу, так и в стиле мусо синдэн рю иайдо. На сегодняшний момент даже в одном направлении существуют разногласия по поводу его главы, но у поклонников этого боевого искусства имеются все возможности тренироваться у всемирно известных японских учителей.
В 70-х годах прошлого века после многолетнего перерыва в СССР вновь начинают открываться школы джиу-джитсу, кобудо и иайдзюцу. В СССР была получена аккредитация первого представительства организаций Японии, обучающих искусству иайдзюцу и иайдо. Позже данную аккредитацию подтвердили в 2009 году, когда иайдзюцу и иайдо получили в России вторую жизнь.
Как научиться фехтованию на мечах?
Во все времена именно катана считалась символом самурая. Катана — чисто гражданский вариант самурайского меча. Военный вариант самурайского меча назывался тати и никогда не применялся в гражданской жизни, хотя по сути, является копией катаны.
Он подвешивался к поясу, а не за пояс, был менее остро заточен и угол его заточки был больше, так как он был рассчитан на прорубание доспехов, где бритвенно острое лезвие катаны испортилось бы после нескольких ударов. Однако именно самурайский меч — катана стала по праву символом самурая.
Фехтование с катаной
Фехтование c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп. 戦国時代 сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и япония вступила в период феодальных смут и междоусобных войн.
Эта эпоха закончилась только в XVII веке с установлением сегуната Токугава. Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.
К этому времени, а точнее к XVI веку относится образование старейшей фехтовальной школой Японии — Синкагэ-рю. Она считается древнейшей школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному искусству владения мечом.
Основоположник школы Синкагэ-рю — самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования — нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю.
Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их принципы в единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу — Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу — то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.
Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю.
Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание.
Целью развития фехтования катаной было не только освоение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила «Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).
Следовательно, моральный аспект фехтования катаной — это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент — быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом — это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли.
«Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными.
Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны…… В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).
Вообще, в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов: Дзедан — позиция с высоко поднятым мечом, Чудан — позиция с мечом поднятым перед собой, и Гэдан — с мечом опущенным вниз.
Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках одна с другой. Самих основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основних защиты — верхняя, средняя и нижняя.
Разумеется, комбинаций всех ударов, защит и их вариаций может быть бесчисленное множество. Защита может иджи влево или вправо, из различных видов стойки, с разными углами выноса меча вперед. Равно как и ударов при атаке — бесчисленное множество.
Основа успешного фехтования катаной — это правильное предугадывание действий противника и выбор комбинации ударов и защиты, блокирующих и нейтрализующих это действие. Для успешного предугадывания приема противника важно то, о чем писал Мусаси — видеть лицо противника и читать его разум, как раскрытую книгу.
То есть фехтование с катаной — это еще и искусство психологического подавления противника, искусство чтения его мыслей и действий, написанных в глазах, на лице, мимике, жестах.
Школа фехтования Katana Club старается привить своим ученикам сплав нового и старого — старых техник фехтования с катаной с использованием традиционных приемов Синкагэ-рю, и нового — приемов, для катаны, наработанных уже в 20 и 21 веках в Японии, США, Европе.
Такое соединение всего самого передового и отточенных веками традиций делает приемы фехтования с катаной Katana Club очень эффективными. Основной упор делается в Katana Club на универсальность приемов, как для длинного меча — катаны, нодати, так и для более коротких, одноручных мечей — вакидзаси, и для ножей — танто.
Иайдо — искусство мгновенного удара катаной
«Мгновенное убийство» — это умение быстро обнажить меч для нанесения удара, при возникновении опасности. В этом боевом искусстве нет защиты, как в кэндо: шлема, защитного жилета и перчаток.
Предшественником этого боевого искусства было иайдзюцу, которому обучались все самураи. В этой дисциплине существовало 2 основных идеи. Ученик должен был тренироваться с настоящим мечом, не боясь травмировать своего соперника или наставника.
Также ученик должен был научиться мгновенно действовать в ситуациях, когда нужно было резко перейти в атаку или защиту без применения меча. Поэтому иайдзюцу можно рассматривать как дополнение к искусству фехтования на мечах.
Сейчас в наше время фехтование мечом уже не применяется в реальной жизни и изучается достаточно небольшим количеством любителей кэндзюцу. Среди этих людей можно выделить несколько групп.
Первые тренируются в обучении эффективно доставать меч из ножен, другие рассматривают это искусство как возможность постичь себя и свое тело, а японский меч в этом процессе самопознания играет лишь дополнительную роль.
Занимаясь иайдо, каждый сам может определить, что в этом искусстве является для него главным.
Иайдо переводится с японского языка как путь моментального удара мечом, быстрого обезвреживания соперника и возвращения меча в ножны. Обучающийся иайдо должен контролировать в первую очередь себя, а не противника. При изучении этой дисциплины ученик тренируется в представляемых им боях с противником, которого фактически нет.
В арсенале средств обучения есть упражнения, позволяющие поражать как одного, так и нескольких противников, вести рукопашный бой с соперниками с применением специального меча для тренировок. Каждый бой ведется с боевым мечом, первоначально вложенном в ножны.
Основными качествами, необходимыми в иайдо являются умение полностью сконцентрироваться, а также хорошее воображение. Для победы в бою нужно постоянно сохранять правильное положение тела, совершать нужные движения, качественно использовать секретные приемы по захвату рукояти меча, а также прицельно наносить удары.
Ученик проходит обучение различным вариантам проведения боя, который начинается с резкой атаки, где движения происходят быстрее любых действий противника. Каждое движение имеет свое значение, техники, применяемые в бою, просты, но на тренировках необходима вся их сила, не только физическая, но и умственная.
За многовековую историю иайдо много раз передавалось из поколения в поколение, практически не меняясь в главном — знающие иайдо могут отклонить нападение и неожиданно напасть первыми.
Стиль «мусо дзикидэн эйсин» — это один из наиболее популярных стилей иайдо в Японии. Он был основан в 16 веке Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигэнобу, который считается основателем и всего иайдо. Существует множество легенд и историй о его жизни, однако фактических событий о нем известно не так много.
Его жизнь окутывает множество тайн и легенд, доподлинно известно немногое. Он вырос в сложной обстановке феодальных распрей. В детстве переехав в округ Ямагата, он начал изучать различные единоборства.
Иайдо, созданное Хиясидзаки, распространялось под разными именами. Его стиль стал базой для двух самых популярных стилей, сейчас известных всем как эйсин рю и мусо синдэн рю.
С 16 века многие сотни лет иайдо подвергалось переменам, образовывало новые течения благодаря различным наставникам, обучающих своих учеников. Но, с учетом появления различных техник и тактик, эйсин рю — это стабильная неменяющаяся база, которая обеспечило развитие иайдо со времен средневековья до нынешнего дня.
Сейчас больше десяти признанных не только на родине, но и по всему миру учителей продолжают совершенствовать обучение как в стиле эйсин рю-иайдзюцу, так и в стиле мусо синдэн рю иайдо.
На сегодняшний момент даже в одном направлении существуют разногласия по поводу его главы, но у поклонников этого боевого искусства имеются все возможности тренироваться у всемирно известных японских учителей.
В 70-х годах прошлого века после многолетнего перерыва в СССР вновь начинают открываться школы джиу-джитсу, кобудо и иайдзюцу. В СССР была получена аккредитация первого представительства организаций Японии, обучающих искусству иайдзюцу и иайдо. Позже данную аккредитацию подтвердили в 2009 году, когда иайдзюцу и иайдо получили в России вторую жизнь.
Сейчас практически по всей России имеется значительное количество мастеров и наставников, имеющих постоянную связь со знаменитыми мастерами Японии, преподающими различные стили и школы иайдзюцу, иайдо. Много мастеров, которые занимаются обучением искусству владения мечом, имеют персональные полномочия от разных школ и стилей своих учителей из Японии.
Многие специалисты, занимающиеся иайдо в России, постоянно стажируются и сдают экзамены в Японии, а также приглашают японских мастеров владения мечом на разнообразные мероприятия в России, что привлекает интерес к этому боевому искусству и помогает в дальнейшем его развитию. Среди спортсменов, участвующих в чемпионатах по иайдо, имеется немало представителей России.
Часто, в клубах иайдо преподается не самостоятельно, а вместе с техниками других единоборств: джиу-джитсу, каратэ, айкидо, что, впрочем, практикуется и в самой Японии.
Кэндзюцу
Кэндзюцу – древнее японское боевое искусство владения мечом. В переводе с японского означает — «искусство меча» (剣術,). Кэндзюцу отличается от Кендо, делающего упор на совершенствование духа через практику боевого искусства, тем, что в Кэндзюцу главная роль отводится технике (искусству) боя – «Дзюцу».
Кэндзюцу возникло более 1200 лет назад в древней Японии в период выделения воинских кланов в японском обществе. Тренировки Кэндзюцу проходят с применением деревянных мечей – боккэнов, а наиболее распространенным способом изучения движений являются Ката – комплексы формальных упражнений.
Для Кэндзюцу характерны стили фехтования с длинным мечом, коротким мечом, а также двумя мечами. Одним из первых мастеров практиковавших фехтование двумя мечами был великий Мусаси Миямото, автор философского трактата «Книга пяти колец».
Основой техники боевого искусства является работа с мечом, уже вынутым из ножен, чем обусловлена жесткая и агрессивная техника стиля, направленная на демонстрацию силы и психологическое подавление противника.
В древности боевое искусство предполагало использование доспех, в связи с чем, техника формироваться таким образом, чтобы в процессе боя находить уязвимые места в доспехах, так называемые «щели», и наносить по ним удары.
К концу 15 — началу 16 веков в Японии существовало достаточно большое количество школ Кендзюцу, которые отличались приемами и базовыми стойками. Однако основных приемов в каждой школе было не более 15, что, по общему мнению, было вполне достаточным для победы в любом поединке.
В Книге пяти колец Мусаси Миямото пишет о Пяти положениях меча и Пять подходах, необходимых для овладения стратегией победы, с помощью которых можно побеждать противника, разгадывая его намерения. Пять положений меча, по словам Мусаси Миямото таковы: верхнее, среднее, нижнее, правостороннее, левостороннее.
Пять подходов, описанные Мусаси Миямото это:
Этот метод очень важен для правильного понимания Пути длинного меча. Если вы пользуетесь этим методом, значит, вы можете свободно обращаться с тяжелым длинным мечом.
Мусаси Миямото также говорит о невозможности детального описания пяти подходов и указывает главные условия практики: