Как называется камень на могиле
Надгробие
Надгро́бие (могильная плита, надгробный памятник, надгробный камень) — крест, камень, скульптура или архитектурное сооружение, устанавливаемое на могиле для увековечения памяти умершего.
Надгробия (или памятники) как правило изготавливают из природного камня твёрдых пород (мрамор, гранит, габбро, лабрадорит и т. д.). Часто встречаются из мраморной (гранитной) крошки. Реже устанавливают памятник из нержавеющей стали, порой просто остаются деревянные кресты.
На надгробии обычно пишутся имя покойного, даты рождения и смерти, часто пишется эпитафия. Зачастую размещается фотография (либо распечатанная, либо выбитая непосредственно на камне). В настоящее время практикуется компьютерная гравировка портретов и рисунков. Вид надгробия зависит от многих факторов: завещания умершего, религиозных и общественных традиций, материального положения семьи и т. д.
Сроки установки надгробного памятника на могилу усопшего также зависят от многих факторов: религиозных традиций, материального положения родственников.
В России некоторые категории граждан получают от государства компенсацию за обустройство захоронения (например, ветераны Великой Отечественной Войны). [источник не указан 865 дней]
Содержание
Виды надгробий
Самые распространённые виды надгробий — стела, плита и крест. Но, в зависимости от некоторых факторов, таких как денежное положение и т. д., надгробием также может служить статуя (особенно её верхняя часть — бюст), или часовня.
Кресты ставятся на христианских могилах. Вид креста зависит от ветви христианства, которой придерживался покойный. Распространён в Восточной Европе (в западных странах тело хоронят под стелу), а также — во время общих и экстренных захоронений; в последнее время, часто ставится как временное надгробие. Делается, в основном, из дерева (хотя бывают и надгробные памятники в виде каменных крестов).
Стела — наиболее распространённый в мире тип надгробий. Ставятся на могилах всех вероисповеданий, предусматривающих погребение в земле. Стелы могут быть любого размера, цвета и дизайна — от плоской плиты до кубического цоколя, от четырёхугольной до округлой и т. д. Как правило, в католических странах и в Израиле стелы делаются белого цвета, а в православных и протестантских — чёрного. Мусульмане обычно ставят стелы белого или песчаного цвета.
Плита — также распространённый вид надгробия. От стелы отличается тем, что лежит на могиле, а не стоит на ней. Плиты распространены в большей степени в католических и протестантских странах, хотя бывают и исключения (пример — могила Ободзинского на Кунцевском кладбище).
Обелиски — высокие стелы, заостряющиеся кверху — ставятся в основном на братских могилах. Распространены и многочисленны. Ставятся в основном как монументы советским воинам.
Статуи ставятся на могилах видных исторических, военных или богатых людей. Пример — памятник на могиле генерала Ватутина в Мариинском парке Киева (большинство людей думает, что это памятник, на самом деле под этим памятником его могила). Наиболее распространённая форма — бюст (голова с грудью, иногда вообще верхняя половина тела). Делаются из бронзы, базальта или мрамора. Пример — Некрополь у Кремлёвской стены.
Камень для памятника.
Какие сейчас добывают камни, что чаще используют для изготовления памятника.
Камень природный, твердая порода, полезное ископаемое. Камнеобрабатывающие заводы занимаются его добычей, цена камня не велика, измеряется чаще всего в кубических метрах. Но чтобы камень стал именно памятником, камень проходит не одну обработку. Добытый камень сначала нужно доставить на завод, породу разрезают на пласты, из пластов делают заготовки стандартных форм и размеров. У каждого камня своя градация чистоты. В одном и том же месте добычи может быть разный камень, например, в одном может быть примесь песка, от этого в прожилках виден желтый цвет. Так растет камень в природе, одинаковых камней нет и быть не может. Чем больше в камне прожилок, тем хуже, высшим качеством камня считается его чистый состав, без примесей.
Самый распространенный на сегодняшний день камень для памятника – это Карельский Диабас. Окраска Диабаза темно-серая или зеленовато-черная. Структура неоднородная, однако, это не портит камень. Прожилки на камне образованы беспорядочно, располагаются чаще всего вытянуто, мелкими кристалликами плагиоклаза, промежутки между которыми заполнены авгитом. Именно из этого камня чаще всего встречаются памятники на кладбище. Податливый черный камень для памятника, на него легко ложиться гравировка, выбиваются портреты, камень Диабас очень распространен на сегодняшний день, на кладбищах большое количество памятников из этого камня, самых разнообразных форм. Кроме Карелии меторождение этого камня есть еще и в Саксонии, Фихтельгебирге, Гарце, Нассау, Вогезы в Швеция, Ирландии, Северная Америке, Финляндии, Украине, на Урале и в Алтае. Диабас, один из самых дешевых камней для памятника.
Второй по популярности у населения – Гранатовый Амфиболит. Красивая и необычная расцветка камня привлекает покупателя. Нигрозеро, это единственное Российское месторождение, где добывают Гранатовый Амфиболит. Добыча камня ведется открытым способом на склоне горы с использованием алмазно-канатной технологии пиления. Гранатовый Амфиболит, камень для памятника, в блеске которого порой преобладают и серо-белые оттенки, и сине-фиолетовые тона. Однако именно сине-зеленые переливы и составили славу уникальному камню. Работы по добыче камня на месторождении ведется сезонно.
На фото памятник из Гранатового Амфиболита, в сочетании с Габбро. Согласитесь, если использовать два вида камня в одном памятника, получается очень достойно, золотые выгравированные буквы на черной стороне смотрятся величественно и богато. Не останавливайте свою фантазию при выборе камня для памятника, вполне возможно, Вы подберете очень красивое сочетание.
Следующим в этом списке можно поставить Лабродарит, добываемый на Украине. Этот камень может быть в разных оттенках, отдающих в голубизну или синеву. Минерологи различают лабрадор и лабрадорит. Лабрадор – это алюмосиликат кальция, минерал, славящийся высокой эстетичностью. Лабрадорит же – это горная порода, включающая в себя лабрадор в концентрации не менее 60%. Камень для памятника это горная порода. Из этого камня получаются красивые голубоватые памятники, на которые возможно наложить портрет и гравировку. Кстати восприимчивые к духовной жизни люди отмечают: переливчатый серо-голубой камень облегчает видение потустороннего мира. Помогает он и общению с духами – однако в силах лабрадорита лишь создать возможность двустороннего общения; побудить же жителя мира теней к разговору с человеком самоцвет не может.
Сегодня камень Лабродарит завозят мало, конечно это связано с неблагоприятной обстановкой на Украине, в частности с введенными санкциями. Но тем, не менее, будем надеяться, что желающие использовать Лабродарит, не будут обращать внимание на временные трудности.
Очень распространенный и дорогой камень для памятников – Змеевик, Его еще называют Серпентинит, хоть это и разные значения. Змеевик с Серпентином – и в самом деле близкие минералогические родственники, и оба входят в группу Серпентинитов. Сходны они и свойствами – до полной неразличимости отдельных разновидностей. Змеевик в народе – это Аптекарский камень, за его темно-зеленый, змеевидный рисунок. О Змеевике сложены легенды. В России есть предание, что месторождения Змеевика – ни что иное, как сброшенная кожа Великого Полоза, хозяина Уральского золота. камень в природе встречается разный, бывает сероватым в черных чешуйках, а бывает и зеленым с золотыми искрами. Залежи Змеевика есть на территориях обитания самых разных народов. Но везде легенды, повествующие о местных достопримечательностях, связывают минерал со змеями. Месторождений Серпентинита найдено не много, от этого и его высокая цена, однако желающий использовать этот камень для памятника, не становится меньше.
Те, кто любит красные оттенки выбирают камень для памятника, например, Лезниковский гранит, Сюксюянсаари, или Шокша. Цвет «красный» для характеристики красных камней, это слишком банально. Красоту и тонкость чувств этого цвета может передать, например, зарево утренней зари, бокал красного вина, роскошная бордово-красная осенняя грусть. Расскажем о каждом камне.
Лезниковский гранит, отличный камень для памятника, еще его называют «лезники», камень самый прочный из всех добываемых красных гранитов. Из Лезниковского гранита построен мавзолей в Москве, этим камнем украшали московский метрополитен. Монументальная прочность Сюксюянсаари стала его визитной карточкой. Его сложно обрабатывать и еще сложнее придавать этому камню какую-либо форму, потому что это требует огромных усилий. С ним очень редко работают вручную, но если уж работают, то результат превосходит любые ожидания.
Камень со сложным названием Сюксюянсаари выбирает покупатель, который хочет соблюсти однотонность в оттенке красного цвета. Карельское месторождение этого камня еще не закрыто, добыча продолжается. Изделия из Сюксюянсаари, украшенного вручную, становятся настоящими произведениями искусства вне возраста и моды. Обычно к ручной обработке этого материала прибегают во время производства надгробных памятников. Стоит заметить, что Сюксюянсаари замечательно держит гравировку. Без сомнения достойный камень для памятника.
Самым дорогим из красных камней, является Шокша. Добыча Шокши сейчас производится в Калелии, полированный камень имеет малиновый и розовый оттенки. Прочный, долговечный камень, безусловно красив и благороден, в народе называю «Царский», литераторами используется название «шоханский порфир». Этот камень выглядит настолько благородно, что всегда выделяется среди других и привлекает взгляд. Все эти камни имеют различные оттенки красного цвета от розового до бурого. Очень прочный Малиновый кварцит, одна из самых долговечных пород камня. Испытания показали, что такой камень может простоять не менее 600 лет!Малиновый кварцит высоко ценился во все времена, поэтому именно этот камень можно встретить на фасадах известнейших сооружениях архитектуры. Самые яркие примеры можно увидеть в Снкт-Петербурге. Камень Шокша использовался для украшения Исаакиевского собора, в оформлении залов Зимнего дворца. Из Шокши искусно выполнены памятные доски на стенах Казанского собора.
Камень для памятника белых и серых оттенков также часто заказывается сегодня. Из них можно выделить Мансуровский гранит, добыча которого производится на Урале, Янцевский гранит, серый камень с голубым оттенком, добытый на Украине до военных действий на этой территории пользовался большим спросом. На фото слева представлен памятник из Мансуровского гранита, согласитесь, преобладают светлые тона, и заметим, что Мансуровский, это самый светлый из всех российских гранитов, относящихся к одним из первых добываемых гранитов на планете, геологический возраст камня оценивается в 350 миллионов лет. Мягкая волнистая текстура и молочный светло-серый цвет гранита схож с Мрамором. Схожесть с Мрамором действительно есть, потому что камень выглядит слишком мягким, спокойным и легким. Гранит Мансуровский добывают в единственном месторождении, которое находится в Башкирии. Здесь около города Учала есть поселок Мансуровский, в непосредственной близости с которым и расположен богатый карьер.
Это месторождение разрабатывается давно, но по оценкам экспертов даже при нынешних объемах выработки истощение ему не грозит. А объемы эти значительны и составляют порядка 2500 кубометров ежемесячно. Геологические особенности залегания породы позволяют добывать ее достаточно большими блоками, с которыми удобно работать в дальнейшем. Что и объясняет неприлично низкую стоимость настолько красивого и качественного материала.
Конечно, отдельно хочется поговорить о мраморе. Есть два вида мрамора: Итальянский Мрамор белого цвета без прожилок и примесей. В России Мрамор для памятника используют с месторождения, недалеко от города Челябинска. Его оттенок синеватый, структура мягкая и податливая, именно поэтому он так востребован в скульптурных мастерских. На фото справа, представлен памятник из Челябинского Мрамора.
Хочется особенно выделить китайский камень Шанси Блэк, по праву считающийся самым черным камнем в мире. Черный цвет, практически без примесей, сделает памятник с золотой гравировкой необычайно красивым. Китайский гранит Шанси прославился именно благодаря своему характерному черному цвету – глубокому, как вороново крыло, оттенку практически без посторонних вкраплений. Этот его цвет считается эталонным, но стандарты качества допускают наличие в структуре породы небольшого количества примесей. Своим названием порода обязана территории, месторождение камня – провинция Шанси. Шанси – это разновидность габбро, камень может начать рушиться, только через 500 лет. Согласитесь, не маленький срок.
Выбрав камень для памятника подумайте о его форме и установке. Рассчитать стоимость памятника из выбранного камня можно в калькуляторе, заказать изготовление, доставку и установку можно на сайте или по телефону. Выбор за вами, гарантию качества изделия и его монтаж мы берем на себя. +7(495)943-00-90.
Погребальные сооружения: плиты, поребрики, цоколя, столбики, цветники
При заказе памятника (да и просто при знакомстве с модельным рядом надгробий в интернете) вы могли отметить, что менеджеры пользуются некой терминологией, да еще задают вам вопросы по ней – какой нужен цветник, с плитой или без? какую высоту тумбы вы бы хотели? какой ширины стелу вы заказываете? Давайте немного разберемся в том, чего хочет от нас менеджер.
Стела
Стела – это, собственно, то, что мы и называем памятником, то есть стоящий камень с фото, датами, именами, эпитафиями и декоративными элементами.
Стела крепится на штырь, входящий в тумбу, и закрепляется герметиком. У нее обязательно срезается острое ребро, которое может отколоться при транспортировке – такой срез называется технической фаской. Дополнительно можно заказать и другие виды фасок – обычную декоративную (она шире технической и красиво отполирована) или галтель (это тоже декоративная фаска, но сложной формы).
Тумба
Тумба – это основание, на котором стоит стела. В ней всегда есть отверстие, в которое помещается штырь – с помощью него тумба и стела закрепляются вместе (дополнительно конструкцию укрепляют герметиком). Штырь проходит через всю тумбу и уходит в землю.
Тумба обязательно шире стелы: нужно оставлять по меньшей мере по пять сантиметров с каждой стороны.
Это сооружение устанавливают обычным или усиленным дополнительным бетонированием способом.
Цветники и поребрики
Цветник может быть открытым или закрытым.
В первом случае это просто поребрики (каменные параллелепипеды разного сечения, обычно от 50 до 100 мм; стандартом является сечение в 80 мм как наиболее оптимальное). Поребрики также используются в составе цоколей (см.).
Закрытый цветник – это обычный цветник, на котором лежит надгробная плита (см.).
Надгробная плита
Это плита, вырезанная по форме и размеру цветника, которая предназначена для того, чтобы закрыть его, обычно полностью. Иногда ее вырезают по меньшему размеру – например, чтобы закрыть только половину цветника, а в оставшемся пространстве посадить растения или насыпать щебень или гальку. На надгробной плите можно также вырезать фигуры, делать врезки из контрастных материалов, гравировать эпитафии или изображения.
Цоколя и столбики
Цоколь – это та же ограда, только каменная. Вариаций у него множество, так как он состоит из большого количества сборных элементов – поребриков, столбиков, шариков (они помещаются в качестве декорации на столбики) и других резных элементов.
Виды надгробных памятников
Помимо ставших уже привычными вертикально установленных стел, существует огромное количество разновидностей исторически сложившихся форм надгробных памятников.
Алтарь
Алтарь (также называемый «жертвенник») часто можно встретить на старинных кладбищах, так как этот вид надгробия относится к классицизму 19 столетия. Алтарь представляет собой высокую каменную тумбу, нередко увенчанную факелом, вазой, крестом, скульптурой. Исторически подобные памятники устанавливались на захоронениях дворянства.
Аналой
В своем основном значении аналой – узкая тумба с наклонной верхней доской, на которую устанавливается икона или Священное Писание. В виде надгробного памятника аналой представляет собой каменную тумбу с наклонной верхней доской и гравировкой на одной из сторон. На верхней наклонной доске аналоя нередко вырезают изваяние каменной библии с указанием стихов, которые читаются при посещении могилы.
Герма
Герма представляет собой надгробие в виде каменного столба, увенчанного скульптурным изображением головы покойного либо его погрудным изваянием (бюстом). Первоначально герма выступала в роли межевого знака у древних греков. Название «герма» произошло от имени древнегреческого бога собственности Гермеса, который изображался таким образом на межевых столбах. Другой функцией гермы было «оберегание» участков с могилами.
Капличка
Капличка (польск. «kaplica», лат. «capella») – тип надгробия в виде вертикальной тумбы, стилизованной под часовенку в готическом стиле. В восточноевропейской архитектуре каплица (капелла) — небольшая католическая часовня, молельня. Первоначально подобные сооружения посвящались Св. Мартину, который, согласно легенде, отдал половину своего плаща нищему. Примеры каплиц можно увидеть на главной аллее Введенского кладбища г. Москвы.
Колонна
Еще одним распространенным видом надгробий является колонна. Изображение колонны, как и изображение креста или дерева, относится к символам земной оси, устойчивости и постоянства. Для выражения скорби и окончившейся, «надломленной» земной жизни на могиле также устанавливают надломленную колонну.
Крест
В виде надгробий крест можно увидеть на христианских могилах по всему миру. Кресты изготавливаются из дерева (как правило, это временное надгробие), металла или камня. В качестве постоянного надгробного памятника каменный крест зачастую устанавливается на постаменте либо в виде навершия стелы или обелиска.
Обелиск
Обелиск представляет собой сужающийся кверху четырехгранный памятник. В России обелиски начали устанавливать наряду с памятниками-колоннами в ознаменование крупных военных побед в период царствования Екатерины Второй. С окончанием эпохи классицизма колонны перестали быть популярными, а обелиск перешел из царской России в советскую эпоху и стал одним из символов военных захоронений.
Плита
Надгробная плита – один из самых распространенных видов памятников. В отличие от стелы, надгробная плита лежит на земле, а не стоит на ней. Надгробные плиты являлись самым распространенным видом памятников в средневековой Руси.
Саркофаг
Саркофаг – стилизованный гроб, сделанный из дерева или камня. Данное название (греч. «пожирающий плоть») первоначально употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы имеющего свойства быстро разлагать человеческие останки. Саркофаги богато украшаются резьбой, их крышку венчают различные украшения: эффигия (скульптурное изображение покойного), скульптуры львов, орлов и других диких животных, вазы с цветами, кресты, изображения гербов либо стилизация знамени, наброшенного на гроб.
Склеп
Склеп является одной из самых крупных форм надгробных сооружений и, по сути, представляет собой наземное или подземное сооружение для захоронения умерших в гробу, как правило, представителей одного рода. Первоначально склепом (польск. – «свод», «подвал») называли подземный коридор или погребальные камеры в катакомбах. Позднее словом «склеп» обозначалась часть церкви, предназначенная для захоронений покойных священнослужителей и мощей святых. Как вид захоронения склеп имел сословную принадлежность и был признаком знатности и богатства.
Статуя
Статуя – разновидность объемной скульптуры. Статуями с портретным сходством, как правило, украшались могилы выдающихся деятелей или состоятельных людей. Кроме того, статуи, изображающие ангелов и святых, можно увидеть как часть композиции в сложных надгробиях.
Стела
Стела – наиболее распространенный вид надгробий во всех религиях, предусматривающих погребение в земле. Стела представляет собой вертикально установленную плиту из камня или дерева с высеченными на ней текстами и изображениями. Стелы нередко устанавливаются на цоколе и имеют различные формы. Иногда в качестве завершения стелы используется изображении креста.
Как называется камень на могиле
г. Москва, ул. Старокачаловская, дом 1Д
(5 минут от метро Бульвар Дмитрия Донского)
пн-пт с 10:00 до 18:00
Звоните пожалуйста перед визитом!
Виды мемориальных памятников
Мемориальные памятники относятся к малым архитектурным формам. Многовековое развитие мемориальной архитектуры породило немалое количество их разновидностей, бо́льшая часть которых предназначена для увековечивания памяти усопших. Они могут устанавливаться как в местах захоронений (надгробия), так и вне их. Именно этой категории памятников и посвящена данная статья.
В настоящее время принято относительно грубо классифицировать надгробные памятники по типам «старинные» и «современные». Однако в мемориальной сфере также существует своеобразная мода, которая периодически осуществляет возврат к старинным формам. Поэтому указанную классификацию можно считать весьма условной.
Старинные надгробия
«Голгофа»
Памятник «голгофа» связан с библейской тематикой, откуда и получил свое название. Он являет собой надгробие в виде глыбы из природного камня, увенчанной крестом. Памятная надпись выполняется либо на обтесанном участке глыбы, либо на прикрепленной к ней каменной/ металлической доске.
«Грот» является типичным ритуальным памятником эпохи романтизма — начала 19–го века. Чаще такое надгробие выкладывается из камней таким образом, чтобы образовывалась небольшая пещера, у «входа» которой крепится табличка с надписью. Внутри ее располагается деревянная или каменная икона со свечой. Иногда эти памятники вытесывают из целой глыбы и тогда они являются полным подобием натурального грота.
«Скала»
Этот памятник еще называют «надгробным камнем». Выглядит он довольно скромно и выполняется из куска природного камня, обработанного только с одной стороны, на которую и наносятся памятные надписи и портрет. Чаще является частью более сложных надгробий или мемориальных комплексов.
Мемориальная плита
Мемориальные плиты были особенно распространены с 18–го по 19–й века. Они устанавливались на стенах внутри церквей–усыпальниц, под полом которых располагались захоронения. На мемориальной плите вырезались имя усопшего, годы его жизни, портрет и эпитафия.
Сегодня мемориальной плитой часто называют надгробную каменную плиту, установленную на невысокий постамент вертикально или горизонтально. Она служит основным местом размещения портрета усопшего, декоративных компонентов и ритуальных надписей.
Колонна
Данный памятник, хотя и довольно редко, но также использовался в качестве надгробия. Первые колонны на кладбищах появились приблизительно в начале 19–го века. Некоторые из них изначально делались обломанными, что символизировало внезапно прерванный жизненный путь.
Обелиск
Обелиски появились на кладбищах России во второй половине 18–го века. Чаще всего обелиск устанавливался на могиле известного человека и представлял собой установленный на постамент четырехгранный каменный столб, сужающийся кверху. На вершине столба размещался шар с крестом.
В Советском Союзе подобные надгробия было принято устанавливать на могилах солдат, погибших на фронтах Великой Отечественной Войны. Но вместо шара с крестом их увенчивали пятиконечной звездой, что было естественным для того времени.
Скульптура/статуя
В качестве надгробий скульптуры устанавливались еще с древних времен. Они представляли (и представляют) собой ростовые фигуры, чаще — ангела или плачущей женщины, реже — самого усопшего. При этом фигура может размещаться как в вертикальном (стоячем) положении, так и в сидячем или полулежащем.
Иногда статуи использовали как элемент небольших мемориальных композиций, изображающих библейские или литературные драматические сюжеты. Стоили подобные композиции и отдельные скульптуры очень дорого, поэтому их изготовление поручалось только именитым мастерам.
Склеп
Склепом, как правило, называют надземное каменное строение, в котором размещается гроб с останками умершего. Оно крайне редко сооружается для захоронения одного человека. Обычно склепы предназначаются для упокоения членов одной семьи (семейные), а то и целого рода (фамильные). По этой причине склепы принято делать очень надежными, с массивными и прочными стенами, способными простоять многие десятилетия.
Современные надгробия
«Стандартный» памятник
В настоящее время это наиболее распространенный тип надгробных памятников. Они относительно дешевы и массово производятся большинством мастерских по изготовлению ритуальных изделий из камня. Такой памятник состоит из низкого постамента и вертикально установленной на него небольшой каменной плиты. Плита обычно имеет простую прямоугольную форму, но для разнообразия иногда может выполняться со скошенными сторонами, «плечиками» и т.п.
Обычно подобные памятники обладают минимальным количеством декора. Хотя, если использовать обе стороны плиты (как зачастую и делают), то вполне получается разместить на ней весь необходимый ритуальный «набор» — портрет, «паспорт», эпитафию (если короткая). На обратной стороне гравируется либо объемная эпитафия, либо пейзаж. Дополнительным декорированием служат фигурные фаски, резные профили и прочие элементы, выполняемые на этапе обработки каменной плиты.
Стела
Стела — довольно высокая каменная плита, установленная вертикально на относительно массивном каменном/ бетонном постаменте. В качестве надгробий стелы использовались еще в древности, но и в настоящее время являются весьма распространенным видом памятников. Именно со стелами сходны т.н. «стандартные» памятники, отличаясь от них зачастую только гораздо меньшими размерами.
Стела может выполняться в аскетичном варианте или украшаться барельефами ангелов и других библейских персонажей. На ней размещают большие эпитафии и/ или тексты с кратким жизнеописанием покойного. Также стелы часто включают в состав целых мемориальных комплексов.
Семейный памятник
На могиле, в которой захоронена супружеская пара, принято ставить семейный памятник. Это единая архитектурная композиция, обычно представляющая собой широкий постамент с горизонтально установленной на нем каменной плитой или 2 небольшие стелы со скульптурой/ крестом посредине. Хотя в последнее время можно увидеть семейные памятники совершенно разных форм и сложности, благо современные технологии дают достаточно возможностей для креатива мастера.
Крест
В былые времена надгробные кресты из природного камня были традиционными памятниками, как правило, для католических кладбищ. Сегодня же они встречаются почти повсеместно. Однако ранее устанавливался один крест на отдельном постаменте, на котором и делались памятные надписи. А сейчас каменные кресты предпочитают включать в состав более сложных архитектурных композиций и мемориальных комплексов.
Мемориальный комплекс
Мемориальный комплекс — наиболее сложное надгробное сооружение, что и отражено в его названии. Он может включать в себя почти все виды ритуальных изделий, предназначенных для установки в местах захоронения — стелу, крест, скалу, скульптуры, надгробную плиту и пр.
Кроме того в состав комплекса входят: ограда, скамейки и столики, клумбы, дорожки, вазы и т.п. Все это выполняется в едином стиле, а материалом для всех элементов мемориального комплекса чаще всего выступает природный камень — мрамор и гранит. Цветовое исполнение зависит от подбора различных сортов камня.
Другие виды памятников
Барельеф/ горельеф
По сути, полноценными памятниками барельефы и горельефы не являются. Они лишь наиболее значительная часть общего цельного изделия и представляют собой, проще говоря, частично вырубленную из каменного массива скульптуру. Разница между ними лишь в том, что барельеф выступает над плоскостью не более, чем на 50% от своего полного объема, а горельеф более выпуклый.
Наиболее удобным местом для размещения барельефа или горельефа является стела или мемориальная плита. При этом они (барельеф или горельеф) могут быть вырезаны на самой стеле/ плите или изготовлены отдельно с последующим креплением на клеевой раствор или штифты.
Бюст — скульптура, изображающая человека не полностью, а только включая голову, грудь и плечи. Его еще называют трехмерным портретом. Бюсты, хоть и нечасто, но используют в качестве надгробного памятника, устанавливая их на высокие каменные постаменты. Внешне бюст может быть как полной копией усопшего, так и иметь с ним лишь общее сходство.
Кенотаф
«Кенотаф» (или «ценотаф») на древнегреческом означает «пустая могила». Этим термином обозначают памятники, устанавливаемые в местах символических захоронений. Обычно так поступают в случаях, когда по какой–либо причине невозможно доставить останки умершего к месту захоронения. Это бывает, если место человека не установлено, или он уже похоронен в другой стране, а перезахоронить его на родине почему–то не получается. Также часто кенотафы выступают в качестве дополнительных памятников, устанавливаемых в местах гибели людей, например — в местах ДТП или ведения боевых действий.
Мемориальная/ памятная доска
Мемориальная (памятная) доска — небольшая плита, укрепляемая на стене здания. На ней размещается краткая информация о важном и памятном событии, произошедшем в данном здании или об известной исторической личности, в нем проживавшей/ работавшей. Изготавливается из какого–либо прочного и долговечного материала — натурального камня, бронзы или чугуна.