Как называется кишка в аэропорту
Из чего состоит аэропорт: залы и терминалы
Путешествуя по разным странам мира, бывая в аэровокзальных-комплексах, мы обычно не задумываемся, из чего состоит аэропорт и как он устроен.
Как устроен аэропорт
В «чистую» зону может войти только пассажир с посадочным талоном, прошедший предполетный и другие досмотры. Эта зона также иногда совмещается с транзитной зоной, где пассажиры, не проходя дополнительных досмотров, могут сделать пересадку.
Большие аэропорты состоят из нескольких терминалов, которые могут находится в одном здании или в разных, подчас расположенных довольно далеко друг от друга, и тогда между ними приходится перемещаться на автобусах-шаттлах или даже на специальных поездах.
Лучше ориентироваться в аэропорту вам поможет наша статья «Как не потеряться в аэропорту».
Как работает аэропорт
Если ваш рейс задержался, вас попросят покинуть зал ожидания. Впрочем, иногда делается исключение и пассажирам все-таки разрешают остаться внутри, особенно, если они находятся в транзитной «чистой» зоне.
Небольшие провинциальные аэропорты, принимающие всего несколько самолетов в неделю, могут открываться только для этих рейсов и стоять запертыми несколько дней подряд.
Подробнее эта информация разбирается в материале «Время работы аэропортов».
Кто работает в аэропорту
Привет
Русскоязычный информационно-болтологический форум
Как называется тоннель, соединяющий самолет с аэропортом?
Как называется тоннель, соединяющий самолет с аэропортом?
Post by Adela » Fri Mar 14, 2008 7:04 pm
Post by vaduz » Fri Mar 14, 2008 7:18 pm
Post by Adela » Fri Mar 14, 2008 7:22 pm
Post by vaduz » Fri Mar 14, 2008 7:37 pm
Называют и телескопический трап, и рукав, рукав-гармошка.
По-английски, могут еще «finger» назвать.
Post by erix » Fri Mar 14, 2008 7:58 pm
Post by Adela » Fri Mar 14, 2008 8:08 pm
Точно. Рукав! И кишка тоже слышала.
Спасибо огромное! Вылетело из головы совершенно! Никак не могла ни одного названия вспомнить!
Post by Tatarin » Fri Mar 14, 2008 9:12 pm
Post by Yvsobol » Fri Mar 14, 2008 9:16 pm
Post by Adela » Fri Mar 14, 2008 9:29 pm
Post by Yvsobol » Fri Mar 14, 2008 9:52 pm
По английски ети термины не знаю точно как называются.
Post by Yvsobol » Fri Mar 14, 2008 9:57 pm
Post by Yvsobol » Fri Mar 14, 2008 10:05 pm
Post by Yvsobol » Fri Mar 14, 2008 10:17 pm
Post by Adela » Fri Mar 14, 2008 10:22 pm
FrequentFlyers.ru
Ликбез, Обзоры
Всё о телетрапах: прошлое, настоящее, будущее. Часть 1.
04/01/2018
Рукав, кишка, хобот — как только не называют это приспособление для посадки пассажиров в самолёт! На самом деле оно называется телескопическим трапом, или просто: телетрап. Когда они появились, чем отличаются, каковы их достоинства и недостатки и что их заменит в будущем, мы расскажем в нашем «ликбезе» из нескольких частей.
Сегодня поговорим об истории. На заре авиации трапов вообще никаких не было: самолеты тогда были небольшими и сесть в них можно было прямо с земли, как в карету или автомобиль, максимум оперевшись на подножку.
На заре авиации пассажиры заходили в самолет с земли
Идея дожила и до наших дней, и, например, в большинстве бизнес-джетов небольшая лесенка-трап встраивается прямо в фюзеляж или в дверь. Встроенные трапы есть и на самолетах для простых людей, причем не только разработанных полвека назад (типа Як-40), но и на достаточно современных вроде Bombardier CRJ или Ан-148 (и даже некоторых Boeing-737), у которых фюзеляж расположен на небольшом расстоянии от земли.
Bombardier CRJ-100 со встроенным в дверь трапом
Позднее появились более высокие самолеты, в которых уже лесенку не спрячешь (да и небезопасно по ней карабкаться), и тогда в ход пошли передвижные трапы: они могут быть самоходными или буксируемыми. Как правило, у них регулируется высота верхней площадки под различные типы воздушных судов, но, конечно, в определенных пределах. Под некоторые типы приходилось разрабатывать специальные трапы и оборудовать ими все аэропорты, куда они летали, или изобретать уникальные решения. Например, так было с экстремально высоким Ту-114, у которого использовалась система из аэродромного трапа и встроенной лесенки, ведущей с его верхней площадки непосредственно в самолет.
Вот так можно было попасть в Ту-114, когда не было специального трапа под него
Специальный высокий трап под высокий самолет
Когда Хрущев прилетел в Нью-Йорк на Ту-114, оказалось, что даже раздвижной трап под него маловат.
Передвижные трапы могут быть чуть более комфортными — например, иметь крышу и даже встроенный эскалатор. Помните, как у короля Саудовской Аравии, который еще остановился во время его прибытия в Москву? Такие трапы, кстати, были еще в СССР. В конце 1970-х два опытных образца изготовили в Риге и отправили на тестирование в аэропорт Внуково.
Король Саудовской Аравии возит с собой трап-эскалатор, достающий до верхней палубы Боинга-747. Фото: Ведомости
Трап-эскалатор был выполнен в виде прицепа к грузовику ЗиЛ-130, к собственно самому эскалатору вели три обычных ступеньки. Говорят, Брежневу (а именно для него и членов Политбюро предназначались чудо-трапы) это не понравилось, так что экспериментальные трапы так и остались экспериментальными.
Однако все равно посадка через обычный трап не очень комфортна — это же надо подниматься и спускаться с чемоданами, а если дождь, а если снег и ветер? А еще до трапа нужно дойти от терминала или доехать на автобусе — актуальность проблемы поняли еще в послевоенное время. В 1952 году в Колумбии заработала система Loadair компании Whiting: на перроне были устроены канавки, в них уложены рельсы, а на рельсы установлены тележки. Самолет заруливал на эти тележки, после чего по рельсам начинал ехать боком, приближаясь к рампе аэровокзала. Далее с рампы в самолет перекидывались мостки, и по ним уже шли пассажиры и ехали тележки с грузами — точно так же, как на современных складах, к которым подкатывают фуры и железнодорожные вагоны. Решение позволило значительно сократить время оборота самолетов на 50%.
В 1955 году аналогичная система Loadair была запущена в Нью-Йорке на 4-ом гейте American Airlines в аэропорту Айдлвайлд (сейчас JFK), здесь самолёт в течение минуты проезжал боком на 27 метров под небольшой навес, который в перспективе платировалось оборудовать также заправочными шлангами, рядом располагались резервуары с маслом и наземный источник электропитания. Увы, проработало все это хозяйство всего год, обслужив около 1500 рейсов: в процессе эксплуатации выявилось множество недостатков. Во-первых, под каждый тип нужно было прокладывать отдельные рейсы (тестовая система поддерживала только Douglas DC-7). Во-вторых, зимой канавки забивались снегом и льдом (проблему решили установкой системы обогрева, но зачем?), в-третьих, из-за заедания и несинхронного движения всех тележек были случаи повреждения шасси.
В общем, если не самолет тащить к пассажиру, значит, пассажиров надо тащить к самолету. В 1950-х годах появилось сразу несколько «мобильных залов ожидания», то есть, автобусов, из которых можно было попасть сразу в самолет. То есть, сначала пассажиры заходили в установленный у терминала автобус и спокойно сидели в нем, а затем он ехал к самолету, пристыковывался и выпускал пассажиров.
Trepel Lift Lounge широко применялись в 1980-х годах
Trepel Lift Lounge в режиме посадки пассажиров
Салон Trepel Lift Lounge
Сейчас такие конструкции используются преимущественно в амбулифтах для посадки инвалидов
Trepel VIP Lounge — VIP-зал на колесах
Более ранняя версия Trepel VIP Lounge для СССР, где эта машина сейчас — неизвестно
Первые подобные машины имели просто встроенный переходной трап, у более поздних весь салон мог подниматься относительно шасси. До конца 1980-х годов эта идея была довольно распространена, даже «Аэрофлот» приобрел передвижной VIP-Lounge у немецкой фирмы Trepel. До сих пор «лаунжи на колесах» работают в аэропорту Вашингтона (IAD), правда, уже без трапов, а для передвижения между частями терминала, и, возможно, еще остались в Монреале (YUL).
А еще в середине 1980-х концептуальных автобусов наплодил знаменитый Ikarus: среди них были не только аэродромные, но и городские! То есть, пассажир мог сесть в автобус прямо в отеле, положить багаж в специальный отсек и, поехав в аэропорт, подкатить прямо к самолету и перейти в него, а багаж в этот момент загружался бы на борт по транспортеру.
Казалось бы, Икарус как Икарус. Но нет…
На самом деле часть автобуса представляет собой трап
И этот же автобус везет багаж! Ну, теоретически
Идея, однако, не взлетела из-за сложностей с аэропортовыми формальностями: онлайн-регистрации на рейсы тогда не было, зато уже был паспортный контроль и досмотр багажа.
Этот Икарус в серию не пошел…
А вот этот Неоплан N980 Galaxy Lounge работал с 1981 по 1994 год в Джидде (Саудовская Аравия). Двухэтажный передвижной зал ожидания рассчитан на 342 человека (из них 150 сидячих мест)
Еще одна система из 50-х получила название Aerobridge. Она была разработана компанией Lockheed и, по сути, была действительно первым телескопическим трапом, но не в современном понимании. Aerobridge представлял собой галерею на колесах, которая заезжала в пространство между самолетом и рампой аэровокзала. Затем она растягивалась под нужное расстояние, а после окончания посадки снова складывалась и уезжала. Ее испытывали на базе ВВС США «Тревис» в 1956 году, недостатки тоже быстро вскрылись: «телегу» надо было подогнать, а потом убрать, возня с ней отнимала слишком много времени.
Трап? Трап. Телескопический? Телескопический.
В 1958 году появился первый телетрап в современном понимании, читайте продолжение во второй части.
Как устроен аэропорт
Как устроен аэропорт
Лучше других работу аэропорта описал Артур Хэйли в своем одноименном романе: «Дожидаясь своего рейса, пассажир мог, не покидая аэровокзала, купить все необходимое, снять комнату в гостинице или койку, сходить в турецкую баню с массажистом, постричься, отутюжить костюм, вычистить ботинки и даже умереть и быть похороненным фирмой «Бюро святого духа», которая имеет свое отделение на нижнем этаже».
Аэропорт – сложнейший механизм, жизнь в котором кипит и никогда не останавливается ни на минуту. По своему устройству он напоминает скорее город в городе – в нем есть свои службы, инфраструктура, свои проблемы и насущные потребности.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Аэродром и приаэродромная территория
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Взлетно-посадочная полоса
В региональных аэропортах может быть всего одна взлетно-посадочная полоса (ВПП). В международных — от двух до семи. Длина ВПП зависит от веса самолетов. Например, для взлета Boeing 747 или Airbus A380 требуется ВПП длиной 3300 м. А для взлета воздушных судов вместимостью до 20 пассажиров достаточно 914 м.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Рулежные дорожки
Связывают между собой все строения аэропорта: терминалы, ангары, стоянки, станции техобслуживания. Их используют для перемещения самолетов на взлетно-посадочную полосу или к месту стоянки.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Светосигнальная система
Во всех международных аэропортах одинаковая схема освещения. С помощью сигнальных огней пилоты могут отличать взлетно-посадочные полосы в условиях низкой видимости. Зеленые огни отмечают начало взлетно-посадочной полосы. Красные огни сигнализируют о конце полосы. Белые или желтые огни определяют края ВПП. Синие огни отличают рулежные дорожки от взлетно-посадочных полос.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Система топливного обеспечения
В некоторых аэропортах для транспортировки топлива из хранилища до самолета используют автоцистерны. В других топливо перекачивают через подземные трубы непосредственно к терминалам. Во время рейса из лондонского Хитроу до малазийского Куала-Лумпур самолет Boeing 747 расходует около 127 000 литров топлива.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Техника
Мало кто обращает внимание на разные хитроумные машины и приспособления, а некоторые из них и вовсе скрыты от посторонних глаз. Любой аэропорт располагает специальным тягачом для буксировки самолетов, причем чаще всего самолет не тянут, а толкают, поскольку лайнер не может двигаться назад.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Бортовое питание
Еду для пассажиров самолетов часто готовят за пределами аэропорта. Ее доставляют на грузовике и загружают на борт. Например, три поставщика питания каждый день обеспечивают аэропорт Гонконга 158 000 обедов.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Терминалы
В терминалах располагаются представительства авиакомпаний и службы, которые отвечают за организацию пассажирских перевозок, безопасность, багаж, пограничный, иммиграционный и таможенный контроль. Здесь же работают рестораны и магазины.
Количество терминалов и общая площадь аэровокзальной зоны зависят от трафика аэропорта. Терминальный комплекс в аэропорту Хартсфилд-Джексон в Атланте (США) занимает 230 000 м². В него входят внутренний и международный терминалы, 207 выходов к посадке/высадке пассажиров, семь конференц-залов, 90 магазинов и 56 пунктов обслуживания.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Телетрапы
Телетрапы (или «гармошка») – передвижные лестницы, стыкующие вход в здание терминала и фюзеляж самолета для быстрой и комфортной посадки и высадки пассажиров. Когда самолетов в зоне посадки много на выручку приходят перронные автобусы.
Также, в распоряжении аэропортов есть передвижные трапы, фургоны с доставкой питания на борт, спецтехника для обслуживания туалетов, заправщики чистой водой, снегоуборочная техника, специальные машины сопровождения лайнеров к взлетной полосе и пожарная техника. Все эти механизмы обслуживают специально обученный персонал, работающий слаженно, не покладая рук, в режиме нон-стоп 24/7 в несколько смен, включая праздники и выходные.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
FrequentFlyers.ru
Ликбез, Обзоры, Репортажи
Устройство аэропорта: вся техника
28/02/2015
Пассажир, прибывая в аэропорт, видит, как правило, стойки регистрации, зал ожидания да магазин Duty-Free. Все, конечно, догадываются, что это сложнейший с инженерно-технической точки зрения организм, но редко когда обращают внимание на различные хитроумные машины. А некоторые из них и просто остаются невидимыми для простого пассажира. А их там очень и очень много, и сегодня мы вам их покажем на примере аэропорта «Храброво» (г. Калининград).
Все фотографии можно кликнуть для увеличения. Под каждой фотографией имеется описание. Ну что ж, полетели!
Перед нами аэропортовый тягач с прицепленным к нему водилом. Не водилой, а водилом: именно так называется предмет, похожий на длинную желтую трубу. Тягач нужен для буксировки самолетов, причем чаще всего самолет не тянут, а толкают: ведь вперед он может двигаться своим ходом за счет тяги двигателей, а вот назад — нет. Режим реверса используется для торможения после приземления.
Перронные автобусы используются для доставки пассажиров к самолетам, установленным на так называемых «дальних стоянках». И обратно. Сколько бы ни было телетрапов, одновременно находящихся в аэропорту самолетов, как правило, больше. А многие типы ВС вообще невозможно обслуживать у телетрапов — например, небольшие самолеты, у которых трап встроен прямо в дверь.
Однако сам телескопический трап регулируется в широких пределах и по высоте, и по вылету, а также перемещается влево и вправо по перрону. Свобода в трех измерениях позволяет обслуживать большинство типов самолетов, при этом мягкая «гармошка» (гофра) в самом конце плотно облегает фюзеляж, чтобы защитить пассажиров от ветра, дождя и холода.
Для всех прочих случаев применяются передвижные трапы, причем различных размеров и типов.
Это самоходный трап с регулировкой высоты. Его можно пристыковать практически к любому типу ВС.
Самоходный трап по устройству похож на электрокар: он приводится в движение электричеством из свинцово-кислотной батареи: такой же, как у вас в автомобиле, только больше. Есть, кстати, трапы и с двигателем внутреннего сгорания.
Управлять трапом не сложнее, чем трактором (и регистрируется он в ГИБДД как трактор). Есть даже «понижающая передача», которая используется во время стыковки с самолетом, чтобы аккуратненько подъехать вплотную, до касания.
Эти грузовики-фургоны тоже подъезжают к самолету до касания. Они используются для загрузки тележек с бортовым питанием и выгрузки их обратно. Грузовик подъезжает к самолету, кузов поднимается на нужную высоту, тележки катятся через «мостик».
Трапы бывают и простые, не самоходные. Их буксируют трактором, а затем регулируют вручную.
А эта машина предназначена для обслуживания туалетов. При помощи специального шланга она подключается к специальному лючку, затем открывается вентиль и содержимое баков перекачивается в цистерну.
Перед вылетом с помощью этой машины туалеты заправляют чистой водой.
Машины-снегоуборщики чистят аэродром от снега. Правда, во время сильных снегопадов взлетно-посадочную полосу чистить бессмысленно, так как ее тут же заметает снова, а машин столько нет. В этом случае аэропорт просто временно закрывают. Во время чистки полосы она, естественно, тоже не работает: вылетающие рейсы задерживают, а прилетающие направляют в зоны ожидания — то есть, кружить неподалеку от аэропорта.
Почти обычная «Нива» с мигалками — это машина сопровождения. Она же follow-me car, «дорогу покажешь?» За ней самолету надлежит двигаться по перрону на стоянку в том случае, если пилоты плохо знают особенности их расположения.
Тележка используется для перевозки багажа. Сейчас мы видим, как в бомболюк грузят мешки с песком: их сбрасывают по мере набора высоты для снижения веса самолета. (На самом деле это, конечно, просто принятый к перевозке груз помимо багажа пассажиров. Да-да, груз летает не только на грузовых самолетах).
За самолетом виднеется топливозаправщик.
Тележки могут сцепляться в поезда. Такой поезд заезжает в зону обработки багажа и грузчики вручную перекидывают в него чемоданы с ленты, внимательно глядя на бирки.
Трактор в аэропорту предусмотрен на случай отмены международных рейсов 😉
А в остальное время он как раз и перевозит тележки и прочие приспособления.
Например, вот такой транспортер. По нему чемоданы поднимаются в багажный отсек и спускаются обратно. В небольших аэропортах типа Храброво нет возможности обрабатывать багаж в контейнерах, поэтому его загружают в отсек и выгружают обратно чемодан за чемоданом, вручную. В крупных аэропортах багаж заранее сортируется по контейнерам и грузится сразу в них — так быстрее. В аэропорту вылета всегда знают, можно ли в аэропорт назначения отправлять багаж в контейнерах, и если нет, то тоже грузят его «вповалку». Если по ошибке все-таки придет контейнер — его будет не разгрузить, и самолет улетит с багажом обратно, а пассажиры будут стоять в очереди к стойке розыска.
Багаж вылетающих пассажиров попадает на многоуровневую систему транспортеров.
Затем он обязательно проходит через автоматический сканер. Если обнаруживается что-то подозрительное, то проверка происходит вручную.
Здесь сотрудники службы авиационной безопасности (САБ) могут детально изучить чемодан. В самом крайнем случае владельца вызывают и просят открыть чемодан и, если там находятся запрещенные к перевозке предметы, достать их. Правда, во многих аэропортах смотрят на правила сквозь пальцы. Например, в одном аэропорту вам запретят везти в багаже свинцово-кислотные аккумуляторы, а в других их даже не заметят.
Готовый к погрузке в самолет багаж в итоге оказывается на общей карусели, откуда его уже грузят в тележки.
А на этой ручной тележке чемоданы вывозят на ленту выдачи после ручного досмотра.
В аэропорту обязательно присутствует метеостанция, фиксирующая текущую погоду. Данные о ней кодируются в формате METAR (его знают все пилоты) и обновляются раз в полчаса. Они общедоступны, а для тех, кто не умеет расшифровывать METAR, существуют специальные приложения для смартфонов, например, Aeroweather. Данные по всем метеостанциям программа тоже умеет загружать. Важно помнить, что аэропорт — это открытое пространство за городом. Поэтому там обычно холоднее и ветреннее, чем в самом городе.
Из диспетчерской вышки хорошо просматривается весь аэродром, поэтому оттуда осуществляется управление воздушным движением. Во многих аэропортах установлены старые списанные самолеты, использующиеся для тренировки спасателей, пожарных и других экстренных служб. Ведь в случае экстренной ситуации нужно эвакуировать большое количество людей из тесного замкнутого пространства: счет идет на секунды!
В аэропорту также обязательно присутствует полноценная пожарная часть. Хорошо там работать: спишь, читаешь, смотришь телевизор. Но как пожар — хоть увольняйся.
Пожарное хозяйство присутствует и возле стоянок самолетов: огнетушители всегда наготове.
На башне расположен радар, с помощью которого диспетчеры видят на экранах самолеты, пролетающие в радиусе нескольких десятков километров от аэродрома. Как и положено, антенна наверху постоянно вращается.
Радары поменьше находятся возле взлетно-посадочной полосы. Они отслеживают самолеты при заходе на посадку.
За несколько метров от полосы начинается зона РМС, в которой находиться без разрешения диспетчера нельзя.
РМС значит радиомаячная система. Возле полосы расположены курсовой и глиссадный маяки системы ILS, с помощью которой осуществляется точный заход на посадку. Любой объект, который окажется между маяком и самолетом, внесет существенные искажения в работу системы и посадку придется прервать. Поэтому пересекать желтую линию можно только тогда, когда самолеты на посадку не заходят.
В качестве приманки для ди-джеев по всему аэродрому развешиваются зеркальные диско-шары. В этом случае мировые звезды танцевальной сцены более охотно прилетают на гастроли. У некоторых даже в райдере указано необходимое количество диско-шаров в аэропорту прибытия.
Выяснилось также, что диско-шар заодно является неплохим фумигатором для отпугивания птиц. Для усиления эффекта из расположенных рядом с ВПП репродукторов играет дабстеп. Считается, что он имитирует крики хищных птиц, выстрелы и т.п. Поэтому огородные пугала в аэропортах не устанавливают. Нет также и трещоток для отпугивания кротов. Поэтому все пространство между рулежными дорожками испещрено уютными норками ^_^