Как называется кладбище возле церкви
Маги, чем церковь построенной на кладбище отличается от обычной? И вообще зачем строят церкви на территории кладбища?
Ну по идее должно быть наоборот) Должны не церкви строить на кладбище,а кладбища должны возникать у территории церкви(храма,часовни. ).Когда пришагало к нам христианство,хоронили около мест собраний(а так же в подземных храмах и криптах) христиан только своих и старались,чтобы эти захоронения (как и собрания) были подальше от языческих.А гробницы мучеников вообще престолом служили,на крышках этих могил литургию совершали.
А потом зачастую стали делать наоборот(да и сейчас тоже)-стали строить храмы на существующих кладбищах.Причем сейчас всем фиолетово,что это за кладбища)))
«То, что происходит в последние 20 лет, это не строительство
церкви, а восстановлении церкви. Это восстановление происходит на останках
старых фундаментов.»
Ничего подобного. Вспомните хотя бы храм на месте Куликовского сражения.А храмы на месте братских могил? Список можно продолжить.
«На кладбищах, в последнее время ставят специальные «молитвенные
часовни»»
Часовни были и раньше..
«Церковь обязательно двухэтажная постройка, »
Не обязательно.
«. никогда не заходит в верхнюю церковь, туда просто ноги не поведут. »
Поведут-поведут))))
Вы извините, но заметил одну тенденцию. На этом ресурсе,
есть задающие вопросы, у которых мозг работает в обратном направлении.
Церкви не строят на кладбищах и никогда не строили.
Рядом с церковью всегда образовывались кладбища, но на этих
кладбищах хоронят только священников и служителей церкви.
То, что происходит в последние 20 лет, это не строительство
церкви, а восстановлении церкви. Это восстановление происходит на останках
старых фундаментов.
Часовня от церкви отличаются в первую очередь размерами. Часовня
это одноэтажная постройка. Церковь обязательно двухэтажная постройка,
разделяемая на нижнюю церковь и на верхнюю церковь. В нижней церкви отпевают
умерших, служат прискорбные службы. В верхней церкви отмечают церковные
праздники, проводят службы и литургии, венчания, священники прихожанам
отпускают грехи. Часовня служит только для отпевания умерших, проведение
заупокойных служб и молитв. Прихожане приходят, молятся за спасение души
умершего человека, ставят свечи за упокой. Никогда не путайте часовню с
церковью.
Кстати, те кто занимается магией, то есть колдовством ходят только в часовни. Если рядом нет часовни, то специалист в магии идёт в церковь, но только в нижнюю церковь, и никогда не заходит в верхнюю церковь, туда просто ноги не поведут.
Древние кладбища и могилы Руси – погосты и курганы
Сегодня нам привычно называть места захоронений людей «кладбищами», но это слово, и стоящий за ним способ организации захоронений пришли в русский язык совсем недавно. Гораздо более древнее происхождение у таких понятий как «курганы» и «погосты». Эти слова далеко не так синонимичны, как может показаться на первый взгляд, и за каждым из них стоит своя история.
2 вида погребальных курганов древней Руси
Курганами называют большие холмы для захоронений. Историки выделяют курганы двух разных типов. На одних тело покойного сжигали в одежде и с вещами и здесь же захоранивали останки, в других погребали прах человека, умершего и сожженного в другом месте, а затем привезенного на родину.
Для тех курганов, на которых сжигали тело, требовалось сначала возвести земляную насыпь от 1 до 4 метров высотой и от 35 до 140 метров в окружности. Анализ древесных остатков показывает, что погребальный костер делали из берёзовых, дубовых, сосновых и ольховых поленьев, скрепленных гвоздями. Костры достигали огромных размеров: в отдельных случаях толщина слоя пепла достигала 1-1,5 метра.
Как сжигали умерших на Руси
Формы древнеславянских погребальных курганов
Останки покойного засыпали землёй вперемежку с камнями, стараясь верхнюю часть кургана сделать как можно более округлой. Для славянских захоронений характерно, что сверху не водружали никаких могильных знаков.
Как древние славяне отличали погребальные курганы от природных?
Куда больше внимания уделялось основанию кургана – его обносили каменными глыбами и валунами, чтобы земляная насыпь не расползлась. Иногда даже выкапывались рвы шириной 1,5-7 м и глубиной до 3,5 метра. Они должны были помешать незваным гостям осквернить могилу или просто спутать её с природной насыпью или холмом.
Христианизация Руси
С приходом на Русь христианства, курган остался в качестве намогильной насыпи, но тела умерших сжигать прекратили. Запрет основывается на Писании, согласно которому усопшие воскреснут во плоти, и поэтому их тела надо хоронить нетронутыми. Однако древние обычаи держатся долго, и народ стал разжигать кострища на могилах.
Огню часто предавались остатки «тризны» – поминальной трапезы. Эхо этого ритуала сохранилось и поныне в разных уголках нашей страны: кто-то сыплет в свежую могилу золу, другие посыпают пеплом тело умершего, причём делают это и в процессе православного похоронного обряда.
Погосты
В то время как под словом «курганы» в наши дни подразумевается то же, что и тысячу лет назад, понятие «погосты» лишь недавно стало означать «кладбища». Есть несколько версий происхождения слова «погост»:
Погосты – села с церквями
Впоследствии погостами называли земельные области, объединявшие несколько сельских поселений, а также их административные центры. С принятием христианства в таких центрах стали строить церкви, и со временем погост стал ассоциироваться с церковью и участком вокруг нее.
В XV-XVI веках такое употребление было основным для слова «погост», и именно это значение приведено первым в толковом словаре Даля.
Почему погосты стали кладбищами?
Так как вокруг церквей устраивались кладбища, а «погост» в одном из значений подразумевал церковь с прилежащим участком, постепенно значение сузилось, и погосты начали ассоциироваться с кладбищами.
Когда в 1775 году официально отменили территориальное деление на погосты, старое значение слова, связанное с большими административными участками, стало постепенно забываться. С XIX века слово «погост» стало широко употребляется в значении деревенского кладбища.
Возможно, вам будет интересно:
Кладбища и кладбищенские церкви
Петр Великий первый обратил внимание на вред этого обычая и указом от 10 октября 1723 года при многих церквах Москвы запретил погребение умерших. Впрочем, и ранее, при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, были подобные же указы, но только относительно Кремля. Невзирая на эти указы, умерших беспрепятственно продолжали погребать при церквах. Императрица Елизавета Петровна, находясь в 1748 году в Москве, новым указом от 2 июля того же года не велела погребать мертвые тела при церквах на пути от Кремля до ее дворца на Лузе (Головинского). Имевшиеся могилы около тех церквей велено сравнять с землей. Для погребения умерших в приходах церквей, при которых запрещено погребать, государыня велела отвести вне Москвы кладбище и выстроить на кошт ее там церковь.
Московская духовная консистория от 2 августа того же 1748 года предписала приходскому духовенству по главным улицам от Кремля до дворца на Яузе, как-то: от Спасских ворот через Ильинку, Покровку и Басманную, от Никольских ворот через Никольскую улицу, по Мясницкой за Красные ворота и далее при церквах близ дворца отнюдь не погребать умерших; прежние могилы заровнять, а надгробные камни с могил употреблять в церковное строение по потребности. До времени устроения особого кладбища для погребения тел умерших в приходах церквей, при которых запрещено погребать, указаны другие ближайшие церкви: Никольская в Дербени, у Харитона, Спаса в Пушкарях, Панкратия, Троицы на Листах, Николы в Драчах, Адриана и Наталии, Филиппа митрополита, Спаса в Спасской, у Знамения в Переяславской слободе. По отбытии государыни из Москвы Консистория вопреки указу стала разрешать погребение умерших при тех церквах, где запрещено. Но преосвященный Платон указом от 1 ноября 1755 года строго подтвердил, чтоб при церквах, где запрещено погребать, отнюдь не было погребаемо умерших.
В 1750 году 1 июня Московская губернская канцелярия уведомила Консисторию, что на показанном месте деревянная церковь выстроена, куплены к ней колокола и некоторая утварь. Синодальная контора в новоустроенную церковь прислала Евангелие, крест напрестольный и кадило. Определены к церкви причт, староста церковный и три сторожа из военных. 21 декабря того же 1750 года церковь на кладбище соборянами Успенского собора освящена во имя св. Лазаря Четверодневного. На содержание причта и церкви жалованье отпускалось из Статс-конторы.
Таким образом, было устроено первое общественное кладбище в Москве, к которому москвичи относились не только с недоверием, но даже с озлоблением.
17 декабря 1770 года в Москве появилась чума. Каким образом эта ужасная гостья закралась в Москву — об этом имеются весьма разноречивые показания современников; но те же современники сходятся в одном: все они говорят, что Москва имела много элементов, чтобы дать чуме усилиться до ужасающих размеров. Между ними указывают и на то, что в Москве погребают умерших при церквах, иногда весьма небрежно, и потому вонь разлагающихся трупов много способствовала к распространению чумы. Явилась потребность в новых загородных кладбищах, и они были учреждены, причем строго было запрещено погребать умерших при церквах. Почти все они учреждены в 1771 году. Некоторые из них преимущественно для умерших от чумы, а еще позже, в 1830 году,— от холеры.
Скажем о них вкратце.
Лазаревское. Это, как мы уже говорили выше, первое кладбище. Первоначальная деревянная церковь существовала до 1800 года. Настоящая церковь, с приделами Св. праведника Лазаря и Евангелиста Луки, во имя Сошествия Св. Духа построена в 1787 году на средства титулярной советницы Долговой. В 1889 году все кладбище обнесено каменной стеной, что придало кладбищу благообразный, подобающий такому месту вид. Благодаря усердию местного священника о. Владимира Остроухова и старосты Владимира Васильевича Чичерина, церковь в последнее время много возобновлена внутри и снаружи.
Миюсское (Миусское кладбище). Тут также сперва была построена (в 1771 году) деревянная церковь во имя Софии мученицы и трех ее дщерей: Веры, Надежды и Любови. В 1823 году иждивением московского 1-й гильдии купца Ивана Петровича Кожевникова вместо деревянной построена каменная. При ней находятся два придела: Св. Митрофания Воронежского и во имя Знамения Пресвятой Богородицы, приделы эти устроены иждивением гвардии прапорщицы Александры Абрамовны Нероновой в 1834 году. Миюсским кладбище называется потому, что находится близ местности, где шесть Миюсских проездов и Миюсская площадь; последние же получили свое название от прозвища одного из сообщников бунтовщика Стеньки Разина, некоего Миюски, который в 1673 году был здесь публично казнен на площади. Несколько выше Миюсского кладбища, среди поля, находится старое холерное кладбище.
Миюсское кладбище находится на улице Сущевский вал, 21, и именуется Миусским (как и местность — Миусы). Церковь Софии мученицы и трех ее дочерей, св. мучениц Веры, Надежды и Любови, была закрыта в конце 1920-х или в начале 1930-х годов. Колокольня храма уничтожена, по сторонам сделаны уродливые пристройки. В 1990 году церковь возвращена верующим.
Пятницкое. Здесь церковь во имя Св. Троицы с приделами: Преподобного Сергия Радонежского и Мученицы Параскевы Пятницы, по имени коей кладбище и названо. На Пятницком кладбище погребено немало известных лиц: знаменитый генерал-губернатор Москвы в 1812 году граф Ф. В. Ростопчин, профессор Грановский, литератор Афанасьев, артист Щепкин и многие другие. Рядом с кладбищем, на северо-восток, находится старое холерное кладбище. Вместо ограды Пятницкое кладбище обнесено валом.
Пятницкое кладбище расположено у Крестовской заставы, его адрес — Дроболитейный проезд, 3. После октября 1917 года богослужения в храме Святой Троицы не прекращались. В 1916 году на кладбище построена церковь Симеона Персидского. В 1930-х годах она была закрыта и использовалась под склад. В 1979 году этот храм приписан к церкви Троицы. В 1990 году на втором этаже открыта часовня. В 1930-х годах многие старинные памятники, стоявшие на кладбище, были сняты или проданы для установки на новых захоронениях.
Дорогомиловское. За Дорогомиловской заставой. Древняя церковь во имя св. Елисаветы построена в 1772 году. В 1839 году построена церковь каменная, трехпрестольная, усердием добровольных дателей. В настоящей холодной церкви престол Нерукотворенного Спаса; в приделах теплых: во имя Пресвятой Богородицы Владимирской и во имя преподобной Елисаветы. На этом кладбище, в общей могиле, погребены русские воины, умершие от ран после Бородинского сражения. Над этой могилой ежегодно совершается поминовение.
Дорогомиловское кладбище находилось на территории между Можайским шоссе (ныне трасса Кутузовского проспекта) и Москвой-рекой. Захоронения на нем продолжались вплоть до 1930-х годов. В 1948 году кладбище закрыто, церковь св. Елисаветы и все захоронения уничтожены, территория застроена жилыми домами. Примыкавшее к Дорогомиловскому кладбищу Еврейское кладбище также было уничтожено.
Ваганьковское. За Пресненской заставой. Названо Ваганьковским по близлежащей местности Новое Ваганьково, о которой мы говорили ранее. Ваганьковское кладбище — одно из обширнейших кладбищ Москвы. На нем погребено много знаменитых лиц из мира военного, купеческого, артистического, литературного. Церковь во имя Воскресения Христова построена в 1824 году. При ней приделы: Феодора Сикеота, Николая чудотворца, Иоанна Милостивого, Мученицы Акилины. Вблизи Ваганьковского кладбища находится обнесенное каменной стеной кладбище Армянское с церковью и еще старое кладбище самоубийц.
Ваганьковское кладбище до 1917 года было одним из крупнейших московских кладбищ. Его современный адрес — улица Сергея Макеева, 15. В 1930-х годах многие старые захоронения были уничтожены, а памятники с них проданы. Начиная с послевоенных лет на Ваганьковском кладбище погребают деятелей культуры и искусства и оно все больше приобретает характер исторического некрополя общенационального значения. Служба в кладбищенской церкви Воскресения Христова после октября 1917 года не прерывалась. В 1916 году в одном из флигелей, стоящих у входа на кладбище, была открыта церковь Андрея Первозванного. В 1918 году этот храм был закрыт, а в 1989 году возобновлен.
С Ваганьковским кладбищем соседствует Армянское кладбище, на котором с конца XVIII века хоронили представителей армянской колонии в Москве. Кладбищенская церковь Воскресения Христова воздвигнута в 1815 году по проекту архитектора А. Г. Григорьева на месте старого обветшавшего храма. В этой церкви погребены представители старинного армянского рода Лазаревых. В 1930-х годах церковь была закрыта, возвращена верующим в 1954 году. Ныне этот храм является духовным центром московской армянской общины, при нем — представительство Армянской Апостольской церкви.
Семеновское. За Семеновской заставой. До 1855 года на этом кладбище не было храма и самое кладбище было приписано к церкви Введения в Семеновском. В 1855 году иждивением московского купца Михаила Николаевича Мушникова с помощью других вкладчиков построена настоящая каменная церковь во имя Воскресения Христова, с приделами Всех святых и Св. князя Владимира, и с того времени кладбище сделалось самостоятельным. Освящение церкви совершено 17 июля 1855 года митрополитом Филаретом.
Семеновское кладбище располагалось на Измайловском шоссе, 2. Кладбищенская церковь Воскресения Христова была закрыта в конце 1920-х или в начале 1930-х годов, ее здание до неузнаваемости изуродовано перестройками и использовалось как производственное помещение. Само кладбище было закрыто для захоронений, а к 1966 году полностью уничтожено, на его месте разбит парк.
Калитниковское. За Покровской заставой. По преданию, местность эта называется Калитниковом потому, что земля, на которой расположено кладбище, жалована была великим князем Иваном Даниловичем Калитой бывшему прежде Крутицкому монастырю. Это весьма вероятно, потому что находящаяся поблизости деревня Грайвороново также называется «в Калитниках». Кладбище основано в 1771 году, и тогда же на нем построена деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Настоящий каменный храм с приделами Св. благоверного князя Александра Невского и Св. Николая чудотворца построен усердием вкладчиков в 1834 году. В прежнее время среди кладбища находился большой пруд; теперь он запущен и зарос.
Калитниковское кладбище располагается в Большом Калитниковском проезде, 11. После октября 1917 года на этом кладбище производились массовые расстрелы «контрреволюционных элементов»; богослужения в церкви Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» не прекращались. Кладбище остается действующим, хотя захоронения на нем ограничены.
Даниловское. За Серпуховской заставой. Названо по Даниловскому монастырю. Кладбищенская церковь во имя Сошествия Св. Духа построена московским купцом Семеном Логиновичем Лепешкиным с участием других жертвователей вместо деревянной в 1829 году. При ней приделы: Семи херсонских мучеников и Успения св. Анны. На месте старой церкви деревянная часовня. Вблизи Даниловского кладбища находится старое холерное кладбище и кладбище татарское.
Даниловское кладбище находится в Духовском переулке, 10. Богослужения в кладбищенской церкви Сошествия Святого Духа после октября 1917 года не прекращались. Соседняя с нею церковь святителя Николая, сооруженная в 1901— 1902 годах, используется как часовня. Захоронения на Даниловском кладбище ограничены, соседствовавшее с ним Мусульманское кладбище включено в состав Даниловского, как мусульманский участок.
Рогожское единоверческое. Находится в расстоянии одной версты за Рогожской заставой, при пересечении железных дорог Нижегородской и Курской. На пространстве нескольких десятин земли, обнесенной оградой, здесь стоят на равном расстоянии друг от друга три громадных молитвенных дома, или три часовни последователей поповщинского согласия.
Вот краткие сведения о возникновении этого знаменитого в старообрядческом мире кладбища.
Рогожское единоверческое кладбище, современный адрес — Рогожский поселок, 29. Кладбище являлось духовным центром старообрядцев-поповцев (то есть приемлющих священство). Стоящий на кладбище единоверческий храм Николая чудотворца полностью перестроен в 1863—1866 годах. В 1930-х годах его заняли старообрядцы-беспоповцы (то есть отвергающие священство), трапезная храма принадлежала православному Николаевскому приходу. В 1993 году беспоповцы выехали в храм Покрова Богородицы на Новокузнецкой улице, 38 (сооружен в 1909—1910 годах, архитектор В. П. Десятое), и Никольская церковь полностью перешла к православным.
На территории кладбища расположены также старообрядческий кафедральный собор Покрова Божией Матери, сооруженный в 1790—1792 годах (архитектор М.Ф. Казаков), церковь Рождества Христова, выстроенная также Казаковым в 1809 году (в 1930-х гг. этот храм был закрыт и изувечен). В колокольне, построенной в 1906—1912 годах архитектором Ф.И. Горностаевым, помещается церковь Воскресения Христова (создана в 1912—1913 гг.), сооруженная в память распечатания в 1905 году алтарей в Рогожских старообрядческих церквах.
В 1933 году этот храм был закрыт, возобновлен в 1947 году.
С этого времени кладбище начало забирать силу все более и более, обстраивая и улучшая его с каждым годом, причем росло его и нравственное значение, но вместе с тем росли и раздоры заправил. Последнее происходило из-за тех миллионов рублей, которые хранились в сундуках кладбища и на которые каждый из заправил таращил свои завидущие глаза. Не упускало из виду кладбища и правительство: там неоднократно бывали обыски, и противозаконные поступки наказывались ссылкой заправил и прочими административными мерами. В пятидесятых годах федосеевцы присмирели, и в 1854 году на кладбище учрежден был единоверческий приход под именем Никольской единоверческой церкви, что при Преображенском богаделенном доме. Монастырь же здесь открыт, с высочайшего разрешения, 16 мая 1866 года. Поводом к открытию монастыря послужили присоедийившиеся в 1865 году из раскола в единоверие бывшие члены так называемого Австрийского, или Белокриницкого, священства: три епископа (Онуфрий, Пафнутий и Сергий), один иеромонах (Иоасаф), один архидиакон (Филарет), два иеродиакона (Мельхиседек и Феодосии) и другие, последовавшие вслед за ними из монашествующих лиц. Монастырь, с высочайшего соизволения, наименован Николаевским в память посвещения монастыря в Бозе почившим цесаревичем Николаем Александровичем. Если обратимся несколько назад, то увидим, что федосеевцы заявили себя в Москве с весьма непохвальной стороны. Из ворот Преображенского кладбища в 1812 году вышла процессия для торжественной встречи Наполеона. Враг России был принят хлебом-солью, золотыми блюдами, насыпанными золотом, и быками с вызолоченными рогами. Наполеон поставил им для охраны своих жандармов, вследствие чего святыня федосеевцев осталась цела и невредима. Говорят, что амбар, находящийся близ теплой церкви у каменной стены, построен из медоварни Петра Великого. Тут же находится женский старообрядческий (беспоповский) монастырь, именуемый Преображенской богадельней. В стенах богадельни замечательны ворота: они взяты из бывшего Измайловского дворца Алексея Михайловича. Монастырь-богадельня делится на шесть каменных зданий и при них шесть молелен. Богадельня устроена на 440 кроватей. Между монастырями общее кладбище с красивой часовней, принадлежащей беспоповцам. Высокие каменные стены обоих монастырей с башнями походят на крепость. Оба монастыря окружает знаменитый в истории раскола Хапиловский пруд, бывший Иорданом перекрещивающихся в «древнеправославную» веру на правилах федосеевцев. В храмах и часовнях обоих монастырей находится громадное собрание знаменитых древних икон Строгановской школы XVI и XVII столетий, ценимых на вес золота. Нерукотворенный Спас А. Рублева, по мнению беспоповцев, не имеет цены в мире. В библиотеках, изобилующих старопечатными книгами XVII столетия, хранятся и рукописи XVI столетия, несколько — в единственно сохранившихся экземплярах, перешедших сюда от прихожан в разное время. При Николаевском единоверческом монастыре живут известные начетчики, подвизающиеся в пользу господствующей церкви. Основатель Преображенского кладбища И. А. Ковылин родился в 1731 году, умер в 1809 году.
Преображенское кладбище расположено на улице Преображенский вал, 17а. Состоявший при кладбище Никольский единоверческий монастырь после октября 1917 года был закрыт, в 1930-х годах с целью расширения территории кладбища были уничтожены монастырские стены и башни. Церковь Успения Пресвятой Богородицы была поделена между православными, которые занимают трапезную, и старообрядцами, которым принадлежит собственно храм. Надвратная церковь Воздвижения Креста Господня искажена перестройками и занята учреждениями. В ансамбль монастыря входят также бывший братский корпус, построенный в 1801 году, надвратный корпус, возведенный в 1801—1806 годах, колокольня, воздвигнутая в 1876—1879 годах по проекту архитектора Ф.И. Горностаева. На территории кладбища — действующая старообрядческая соборная церковь Воздвижения Креста Господня, а также корпуса Преображенской старообрядческой общины, построенные в начале XIX века.
Немецкое кладбище. Находится на Введенских горах. Одно из красивейших и богатейших кладбищ в Москве. Основано в конце прошлого столетия.
Немецкое кладбище известно также как Введенское, или Введенские Горы, расположено на Наличной улице, 1. На территории некрополя — лютеранская часовня, сооруженная в 1911 году (после октября 1917 года она была закрыта, возобновлена в 1995 году), а также православная часовня, открытая в 1990 году. В 1960-х годах территория кладбища значительно расширена, сооружен колумбарий.
Древние кладбища Руси: погосты и курганы
В наши дни места захоронений обозначают привычным словом «кладбище». Однако само понятие заимствовано. Гораздо более характерным для древнего русского языка считаются определения «погост» и «курган». Помимо самого места погребения они также означают соответствующие способы упокоения. В чём различия и особенности каждого будет рассказано ниже.
Виды погребальных курганов на Руси
Изначально курганами именовались большие насыпи над могилами. Согласно антропологических исследований установлено два варианта древних курганных захоронений. В первом случае подготовительные работы заключались в возведении земляной ограды 1-4 высотой. Диаметр кольцевого сооружения порой достигал 140 м. Тело умершего обряжали в одежды, клали в центр круга с личными вещами, а затем всё вместе поджигали. Пепелище засыпали землёй, нагромождая большой холм. Чем выше насыпь – тем значительнее был прижизненный социальный статус покойного.
Во втором варианте жертву богу Огня приносили на одном устоявшемся расчищенном участке. Прах каждого почившего затем собирали и предавали земле в ином месте.
Как сжигали умерших на Руси
В более поздние времена тело усопшего стали класть в ладью или на сани. Таким образом родственники желали умершему быстрее достичь чертогов Царства Мёртвых, где обитают остальные души. Вместе с покойным надлежало «уходить» в мир иной домашней утвари, деньгам, крупам и прочим необходимым бытовым вещам. Бывало, что на погребении закалывали любимого коня или собаку почившего, а то и младшую жену.
Формы древнеславянских погребальных курганов
Для крепости курган засыпали землёй с камнями. Холму придавали форму полусферы. Примечательно, что никаких памятных знаков сверху не водружали.
Как древние славяне отличали захоронения от природных курганов?
Для распознавания курганов захоронения обносили остатками каменных пород. Таким образом искусственная насыпь не расползалась и не оседала со временем. Иногда вблизи таких погребений можно увидеть остатки глубокого рва. Рылся он для воспрепятствования разграблению и надруганию над могилой.
Христианизация Руси
После Крещения Руси обычай курганного погребения ещё оставался. Но сжигать сами тела перестали. Запрет на предание огню умерших основан на строках Библии, в которых сказано про Воскресение во плоти. Отказавшись от кремации, люди стали разжигать костры поверх могил. Сюда же в огонь кидали остатки «тризны» – поминального ужина. В различных уголках нашей страны можно найти отголоски давнего обряда. Одни посыпают пеплом кладбищенскую землю, другие – сыплют золу на тело умершего. При чём делается это в процессе отпевания.
Погосты
Если словом «курган» во все времена называли насыпь над захоронением, то с понятием «погост» не было всё так однозначно. Синонимом «кладбища» он стал не так давно. Существует несколько версий возникновения слова «погост»:
Погосты – сёла с церквями
Позднее возле центровых постоялых дворов и торжищ стали строить церкви. Здесь же славили Господа за удачный выторг, испрашивали милости на дальнюю дорогу, отпевали умерших. Так понятием «погост» уже начали обозначать Храм и земляной надел возле него. Вплоть до 16-го века слово употреблялось в этом значении. Подтверждение вы можете найти в толковом словаре Даля.
Почему погосты стали кладбищами?
Захоронения вблизи Церкви почитались осенёнными благодатью Божиею. На прежних торговых площадях стали проводиться погребения по христианскому обряду. Вскоре понятие «погост», как кладбище, вытеснило определение постоялого двора. Произошла своего рода подмена. Старое слово с отменой в 1775 году территориального деления на погосты стало забываться. В 19 веке уже повсеместно «погост» обозначал место погребения.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: