Как называется классическая шестиструнная гитара
Классическая гитара
Классическая (испанская, шестистру́нная) гита́ра — основной представитель семейства гитар, щипковый струнный музыкальный инструмент басового, тенорового и сопранового регистров. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как аккомпанирующий, сольный и ансамблевый инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.
Содержание
Характерные особенности
Классическая гитара имеет ряд особенностей:
Составные части классической гитары
Основными частями гитары являются корпус, гриф и 6 струн. Корпус имеет 4 поверхности: переднюю, заднюю и две боковых — левую и правую. Они называются соответственно верхняя дека, нижняя дека и обечайки. [1]
Верхняя дека
Верхняя дека оказывает основное влияние на звучность инструмента. Это еловая или кедровая доска, толщиной 2.5-4 мм, склеенная по продольной линии из двух половин. В её очертании видны 2 выпуклые части — верхняя и нижняя — разделенные вогнутостью. Чуть выше центра верхней деки находится розетка — круглое отверстие, диаметром 8,5 см. [1]
На нижней, более широкой части верхней деки, находится подставка. Она представляет собой прямоугольную пластину длиной 19-20 см и шириной 3 см из дерева твердых пород (чёрного или палисандра). В центре подставки есть возвышение длиной 8,4 см с прорезью, в которую вставлен нижний порожек — прямоугольная пластинка из кости или пластика. Порожек держит струны приподнятыми над декой, закрепляет их нижние концы и передает колебания струн корпусу. В нижней части подставки имеется 6 отверстий для закрепления нижних концов струн. [1]
Верхняя дека укреплена с внутренней стороны системой пружин — деревянных перекладин, препятствующих её деформации из-за натяжения струн. В основе системы пружин лежат 2 перекладины, одна крепится поперек деки выше розетки, другая — параллельно ей ниже. Эти планки соединяются с двух сторон розетки двумя другими, наклонными. На нижней части деки помещаются 2 планки, образующие тупой угол в самой нижней точке деки. От перекладины, укрепленной ниже розетки до этих 2 планок веерообразно расходятся семь тщательно отшлифованных небольших планок различной толщины: три к одной, три к другой и одна посередине, по линии склейки деки из половин. [1]
Нижняя дека
Нижняя дека, или задняя стенка корпуса гитары, изготавливается из палисандра, кипариса, красного, амарантового или другого специального дерева. Состоит из половин, размерами и контуром сходна с верхней декой. Иногда для достижения полного и мягкого звука нижняя дека делается из скрипичного клёна. Кленовые нижние деки свойственны русской семиструнной гитаре. Самые отзывчивые — палисандровые, мгновенно отдающие яркий звук. Также нижняя дека может быть сделанной из тонких половин одинаковой толщины, быть абсолютно плоской — что характерно палисандру и красному дереву, или слегка куполообразной, то есть чуть-чуть выпуклой. Если заранее были выбраны плоские заготовки, то их немного выгибают под паром и склеивают. Отсюда неизбежны некоторые внутренние напряжения дерева. В случае деки из скрипичного клёна она может быть «долблёной», то есть иметь разную толщину и напоминать деку альта или виолончели. В настоящее время такие деки можно увидеть исключительно из клёна у старинных или заказных инструментов. Дело в том, что из клёна одной долблёной деки может при распилке выйти две а то и три деки — то есть она будет стоить дороже, и технология сложнее
Обечайки
Обечайки — две полосы шириной 9-10 см, соединяющие деки между собой и образующие боковые стенки корпуса. Изготавливаются из того же дерева, что и нижняя дека. Соединение обечаек с деками упрочивается отдельными полосками из австралийской ели, которые широкой стороной прикрепляются к обечайкам, а узкой — к декам. [1]
Гриф изготавливается из кедра. Его длина 60-70см, ширина 5-6 см и толщина 2,3 см. С лицевой стороны гриф плоский, с обратной — слегка выпуклый. Он крепится к корпусу гитары в месте соединения обечаек посредством закрепленного выступа, называемого килем (пяткой или коленом). Плоская верхняя часть грифа покрывается накладкой — пластиной толщиной в несколько миллиметров из твердого дерева (чёрного, палисандра). В накладку врезаются 19 металлических порожков, несколько закругляющихся кверху. Расстояния между ладами постепенно увеличивается по мере приближения к верхнему концу грифа. [1]
На верхнем конце грифа находится головка. Головка продолжает гриф, расширяясь и отклоняясь назад. Изготавливается из цельного куска дерева, покрывается тонкой пластинкой обычно из палисандра. В головке выпилены 2 продольных отверстия, каждое из которых пересекают три колка с винтовым механизмом. [1]
Классическая гитара (испанская, шестиструнная)
Чтобы стать душой любой компании, нужна классическая гитара и умение играть на ней. Вплоть до прошлого века в России этому инструменту не уделялось особого внимания. А сегодня представительница струнного щипкового семейства по праву считается самым популярным инструментом наряду с акустикой.
Особенности инструмента
Различия акустики и классики заключаются, как в конструктивных особенностях, так и в стилевом предназначении. Первая больше подходит для рок-н-ролла, кантри и джаза, вторая – для романсов, баллад, фламенко.
От других видов классическую гитару отличают характерные особенности:
Шестиструнная гитара используется как для сольных выступлений, так и для аккомпанемента или в ансамблях. От эстрадной ее отличает техника. Музыкант обычно играет пальцами, а не медиатором.
Конструкция
Основные составные части – корпус, гриф, струны. Форма и размер инструмента остается неизменным с конца XIX века, когда испанский гитарный мастер Антонио Торрес создал классическую модель с шестью струнами, деревянными нижней и верхней декой, соединенными между собой обечайками. Каждая часть имеет свои отличительные черты.
Корпус
Нижняя и верхняя деки одинаковы по форме. Для изготовления нижней используется скрипичный клен, кипарис или другие породы дерева, для верхней – ель или кедр. Толщина доски от 2,5 до 4 мм. Верхняя дека отвечает за звучность инструмента. В ней вырезается круглый голосник диаметром 8,5 см, устанавливается подставка-струнодержатель с порожком. Подставка имеет шесть отверстий для крепления струн. Чтобы при натяжении не происходила деформация корпуса, внутри устанавливается система пружин из деревянных реек, но отсутствует анкерный стержень. Это существенное отличие классической гитары от акустической.
Крепится к корпусу килем, который еще называют «пяткой». Ширина грифа классической гитары 6 см, длина 60-70 см. Для изготовления используют кедр или другие породы дерева с твердой структурой. С обратной стороны гриф имеет округлую форму, рабочая поверхность плоская, покрытая накладкой. Гриф заканчивается головкой, которая слегка расширяется, отклоняясь назад. Классическая гитара отличается от акустической длиной грифа, у последней он короче на 6-7 см.
Струны
Правильное расположение и высота струн важны для чистого звука. Слишком низкое расположение приводит к дребезжанию, а высокое – к неудобству для исполнителя. Высоту определяют по 1 и 12 ладу. Расстояние между грифом и струнами на классической гитаре должно быть следующим:
Басовая 6 струна | Первая тонкая струна | |
---|---|---|
1 лад | 0,76 мм | 0,61 мм |
2 лад | 3,96 мм | 3,18 мм |
Замерить расстояние можно при помощи обычной линейки. Причинами изменения высоты может быть слишком низкий или высокий порожек, прогиб грифа. Для названия струн на гитаре используется нумерация. Самая тонкая – это 1-ая, верхняя толстая – 6-ая. Чаще всего все они нейлоновые – это еще одна разница между классической и акустической гитарой.
История появления
Широкое распространение инструмент получил в Испании в 13 столетии, поэтому его еще называют испанской гитарой. До XVIII-XIX вв существовали разные формы корпусов с различным количеством струн.
Большой вклад в популяризацию шестиструнного инструмента внес мастер Антонио Торрес. Он долго экспериментировал с устройством, менял строение, старался сделать верхнюю деку, как можно тоньше, чтобы добиться качественного звучания. С его легкой руки гитара получила название «классическая», стандартный строй и вид.
Первое руководство по игре, которое представляло систему обучения исполнению, было написано испанским композитором Гаспаром Сансом. В XIX веке гитару вытеснило фортепиано.
В России до XX века не было огромного интереса к шестиструнному инструменту. Игра на гитаре привлекла внимание жителей нашей страны, благодаря композитору Джузеппе Сарти. Он более двадцати лет прожил в России, служил при дворе Екатерины II и Павла I.
Первым в истории знаменитым русским гитаристом стал Николай Макаров. Отставной военный, уйдя со службы, он увлекся гитарой и по 10-12 часов в день занимался игрой. Добившись значительных успехов, он начал выступать с концертами и продолжил обучение в Вене. Макаров организовал первый конкурс гитаристов в Брюсселе в 1856 году.
После революции началось массовое промышленное производство инструмента, его включили в программу обучения в музыкальных школах, появились самоучители. Классическая гитара стала инструментом бардов, песни которых на «шестиструнке» переигрывали во дворах.
Разновидности
Несмотря на определенные стандарты, существуют разные виды классических гитар:
Выглядеть красиво могут любые виды, поэтому для новичков вполне подходит фанерованная. Но для концертной деятельности лучше выбрать один из двух последних вариантов.
Как выбрать классическую гитару
Начинающим следует обращать внимание не только на внешний вид инструмента, но и на тонкости, в которых сразу будет непросто разобраться:
Подбирать инструмент нужно, учитывая размер. Стандартная модель для взрослых – 4/4. Длина такой классической гитары около 100 сантиметров, вес более 3 кг. Маленькому ребенку играть на ней будет невозможно, поэтому разработаны модели, рекомендованные с учетом роста и возраста:
При выборе нужно обратить внимание на тембр и звук. Поэтому лучше взять с собой в магазин человека, который сможет настроить инструмент и сыграть на нем мелодию. Хорошее звучание – залог правильного выбора.
Как настроить классическую гитару
В специализированных магазинах настройка осуществляется при покупке. «Испанский» строй 6-струнной гитары – ebgdAD, где каждая буква соответствует последовательности струн от первой до шестой.
Принцип настройки состоит в поочередном приведении в соответствующее звучание каждой струны на пятом ладу. Они должны звучать в унисон с предыдущей. Для настройки поворачивают колки, повышая на тон, или ослабляют, понижая.
Новичку лучше осваивать инструмент сидя на стуле, подставив под левую ногу опору. Играть на классической гитаре принято боем или перебором, используя аккорды. Стиль соответствует произведению.
«Классика» – лучший вариант для новичка. Нейлоновые струны легче зажимать, чем металлические на акустике. Но, как и за любым другим инструментом нужно уметь ухаживать за ней. Излишняя влажность или сухость воздуха приводят к рассыханию корпуса, а струны нужно регулярно очищать от пыли и грязи. Правильный уход за гитарой поможет сохранить ее целостность и чистое звучание.
Классическая гитара: история появления и разновидности
Классическая гитара – это струнно-щипковый музыкальный инструмент, снабжённый шестью струнами. Её выделяют широкие возможности исполнения вкупе с исключительным многообразием тембра. Это инструмент, заслуженно являющийся одним из самых распространённых в мире.
История появления классической гитары
История появления классической гитары начинается в далёком прошлом. 2500 лет до нашей эры – время, когда были изготовлены первый похожие предметы. Древние народы придумали немало предметов, который могли бы считаться прототипами гитары:
У приведённых старинных инструментов немало общего с гитарой: полый предмет округлой формы с цельным корпусом-резонатором, зачастую изготовленный из таких материалов, как:
У инструментов, придуманных в Китае (жуань и юэцинь), также присутствовали деки и обечайки. Наиболее похожим на современную гитару можно назвать найденный в Испании инструмент, относящийся ко второму веку нашей эры. Он имел корпус, гриф, головку – похожие на гитару.
Строение щипковых инструментов претерпевало эволюцию, и сами музыкальные инструменты получали всё более распространение. Широко применяться гитара стала в Испании 13-го века. Использовались две её разновидности: мавританская и латинская. Мавританская была овальной формы и обладала достаточно резким звучанием. Латинская имела усложнённый корпус и более мягкий звук.
С 16-го века приобрела значительную популярность ручная виуэла с выпуклым и узким корпусом. Именно этот инструмент послужил основой формирования современных гитар. Из аккомпанирующего инструмент скоро стал солирующим благодаря талантливым музыкантам.
В 19-м веке популярность гитары в значительной степени украло фортепиано. С распространением этого инструмента наметилось падение интереса к игре на гитаре. Однако новый подъем популярности случился уже в следующем веке. Тогда массово стали появляться музыкальные школы, где обучали основам игры. Кроме того, началось массовое промышленное производство, что сделало гитару доступным большинству людей инструментом.
Гитара в России
В Росиии гитара была редким инструментом, пока итальянские музыканты Джузеппе Сарти и Карло Коноббио не принесли ей популярность. С 17-го века гитара считалась не очень престижным инструментом, тем не менее неизменно получала всё большее распространение. Так, гитару стали часто применялась в быту. Первым музыкальным исполнителем мирового масштаба, использовавшим гитару в своём творчестве, стал талантливый русский гитарист Николай Макаров.
Новый подъём профессионального интереса к игре на гитаре наметился лишь к концу 20-го века. Разрабатывались новые модели, применялись усовершенствованные технологии производства. Поменялись и материалы изготовления, стали преобладать электрические варианты. Однако сейчас немалое количество музыкантов постепенно возвращаются к классическим акустическим моделям инструментов, отдавая предпочтение их более широким и ярким возможностям.
Характерные особенности классической гитары
Шестиструнная классическая гитара обладает следующими характерными особенностями:
Конструкция классической гитары
Классическую модель с формой и размером, используемыми до сих пор, изготовил специалист Антонио Торрес в 19-ом веке. Состоит гитара из грифа, корпуса и струн и имеет характерный изгиб корпуса.
Корпус
Корпус классической гитары состоит из:
Чтобы получить более мягкий звук, иногда для изготовления нижней деки используется скрипичный клён.
Материалами для изготовления грифов служат разные сорта древесины: кедр, ель, красное дерево. Верхняя часть делается плоской, нижняя – полукруглой.
Гриф крепится с корпусом и обечайкой в верхней части при помощи киля.
Струны
Струны производят из следующих материалов:
Металлические струны на классическую гитару ставить не стоит. Их натяжение гораздо больше, чем у нейлоновых и карбоновых, из-за чего может треснуть гриф или отлететь подставка на деке. Даже если этого не случится, гриф сильно вогнётся – а это сделает гитару неиграбельной. Поэтому для классической гитары рекомендуется подбирать синтетические струны.
Разновидности классической гитары
В течение своей длительной истории гитара видоизменялась отнюдь не раз. Сейчас помимо стандартной модели существуют следующие разновидности:
Выпускаются также женские и детские варианты – они меньшего размера. У детской модели корпус более плоский и меньшее расстояние между порожками.
Как выбрать классическую гитару
При первой покупке классической гитары следует уделить внимание следующим вещам.
Благодаря современным технологиям обработки материалов и сборки даже недорогие модели могут быть высококачественными, однако не следует чрезмерно экономить.
Как настроить классическую гитару
Вопрос настройки часто интересует не только начинающих гитаристов, но и более опытных музыкантов. Настройка осуществляется при помощи вращения колков на головке грифа. Они натягивают струны, повышая тон, либо уменьшают их натяжение – и тональность звука снижается.
Основной строй струн:
Гитару настраивают, используя следующие способы:
Обычно в первую очередь настраивают первую струну. Сделать это можно с помощью камертона. Вибрирование прибора соответствует ноте «ля», то есть ноте, соответствующей первой струне на пятом ладу. Настроив первую, можно переходить к настройке остальных пяти струн.
Замена струн
Рано или поздно каждый музыкант сталкивается с необходимостью замены струн. Может потребоваться заменить лишь некоторые, но, как правило, менять приходится сразу все шесть струн.
Процесс замены струн включает в себя следующую последовательность действий:
После установки всех струн можно приступить к настройке инструмента. Наглядно увидеть, как проходит замена струн на классической гитаре:
Происхождение гитары имеет за собой богатую история. Нельзя точно сказать, какой инструмент стал её предшественницей, но вне всяких сомнений классическая модель гитары получила такую широкую популярность по всему миру благодаря исключительным художественным характеристикам звучания.
Классическая (испанская, шестиструнная) гитара
Классическая (испанская, шестиструнная) гитара — основной представитель семейства гитар, щипковый струнный музыкальный инструмент басового, тенорового и сопранового регистров. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.
Характерные особенности
Классическая гитара это акустический инструмент, звук которого усиливается лишь деревянным корпусом гитары.
Используются струны из синтетики, нейлона, реже — карбона. В очень редких случаях — струны из кишок животных (жильные струны). Существуют модели шестиструнной гитары с металлическими струнами — так называемые «подъездные», «походные», «бардовские» гитары.
Наиболее распространённые породы древесины для изготовления корпуса классической гитары: палисандр или красное дерево для задней деки и обечаек, ель или кедр для верхней деки. Гриф может быть изготовлен из кедра или красного дерева.
Гриф гитары более широкий, что, с одной стороны, позволяет легче прижать нужную ноту, но, с другой стороны, требует больших усилий при игре (например, для баррэ).
Струны обычно перебирают пальцами. Часто гитаристы используют и ногти при игре, что позволяет достичь более яркого звучания.
Метки ладов на грифе расположены сбоку, а не на плоскости грифа. Это больше соответствует строгому дизайну гитары. На дорогих инструментах метки ладов могут отсутствовать.
У классических гитар между головкой грифа и корпусом гитары расположено только 12 ладов, а не 14, как у остальных.
Обычно классические гитары делают без пластмассовой пластинки под струнами. В этом нет необходимости, так как нет медиатора (плектра), которым можно повредить корпус, а каждая лишняя деталь на верхней деке ухудшает её акустику. Исключение составляют гитары-фламенко, где по корпусу часто бьют пальцами и ногтями — там такая пластинка просто необходима.
Играют на классической гитаре обычно без микрофона или усилителей. Однако, в больших помещениях, или в шумной атмосфере используют простой микрофон, пьезоэлектрические звукосниматели: прикрепляющийся к верхней деке (так называемая «таблетка»), порожковый (вставляющийся вместо нижнего порожка) — или контактные датчики.
Игра на классической гитаре предполагает и классическую посадку, при которой корпус гитары лежит на левой ноге, а гриф располагается под углом около 45° к полу. Для удобства под левую ногу ставится подставка. В последнее время также появляются так называемые «суппорты» — подставки, устанавливаемые на колено. В этом случае подставка под ногу не требуется.
Составные части классической гитары
Основными частями гитары являются корпус, гриф и 6 струн. Корпус имеет 4 поверхности: переднюю, заднюю и две боковых — левую и правую. Они называются соответственно верхняя дека, нижняя дека и обечайки.
Верхняя дека
Верхняя дека оказывает основное влияние на звучность инструмента. Это еловая или кедровая доска, толщиной 2,5-4 мм, склеенная по продольной линии из двух половин. В ее очертании видны 2 выпуклые части — верхняя и нижняя — разделенные вогнутостью. Чуть выше центра верхней деки находится розетка — круглое отверстие, диаметром 8,5 см.
На нижней, более широкой части верхней деки, находится подставка. Она представляет собой прямоугольную пластину длиной 19-20 см и шириной 3 см из дерева твердых пород (черного или палисандра). В центре подставки есть возвышение длиной 8,4 см с прорезью, в которую вставлен нижний порожек — прямоугольная пластинка из кости или пластика. Порожек держит струны приподнятыми над декой, закрепляет их нижние концы и передает колебания струн корпусу. В нижней части подставки имеется 6 отверстий для закрепления нижних концов струн.
Верхняя дека укреплена с внутренней стороны системой пружин — деревянных перекладин, препятствующих ее деформации из-за натяжения струн. В основе системы пружин лежат 2 перекладины, одна крепится поперек деки выше розетки, другая — параллельно ей ниже. Эти планки соединяются с двух сторон розетки двумя другими, наклонными. На нижней части деки помещаются 2 планки, образующие тупой угол в самой нижней точке деки. От перекладины, укрепленной ниже розетки, до этих 2 планок веерообразно расходятся семь тщательно отшлифованных небольших планок различной толщины: три к одной, три к другой и одна посередине, по линии склейки деки из половин.
Нижняя дека
Нижняя дека, или задняя стенка корпуса гитары, изготавливается из палисандра, кипариса, красного, амарантового или другого специального дерева. Состоит из половин, размерами и контуром сходна с верхней декой. Иногда для достижения полного и мягкого звука нижняя дека делается из скрипичного клёна. Кленовые нижние деки свойственны русской семиструнной гитаре. Самые отзывчивые — палисандровые, мгновенно отдающие яркий звук. Также нижняя дека может быть сделанной из тонких половин одинаковой толщины, быть абсолютно плоской — что характерно палисандру и красному дереву, или слегка куполообразной, то есть чуть-чуть выпуклой. Если заранее были выбраны плоские заготовки, то их немного выгибают под паром и склеивают. Отсюда неизбежны некоторые внутренние напряжения дерева. В случае деки из скрипичного клёна она может быть «долблёной», то есть иметь разную толщину и напоминать деку альта или виолончели. В настоящее время такие деки можно увидеть исключительно из клёна у старинных или заказных инструментов. Дело в том, что из клёна одной долблёной деки может при распилке выйти две, а то и три деки — то есть она будет стоить дороже, и технология сложнее.
Обечайки
Обечайки — две полосы шириной 9-10 см, соединяющие деки между собой и образующие боковые стенки корпуса. Изготавливаются из того же дерева, что и нижняя дека. Соединение обечаек с деками упрочивается отдельными полосками из австралийской ели, которые широкой стороной прикрепляются к обечайкам, а узкой — к декам.
Гриф
Гриф изготавливается из кедра. Его длина 60-70 см, ширина 5-6 см и толщина 2,3 см. С лицевой стороны гриф плоский, с обратной — слегка выпуклый. Он крепится к корпусу гитары в месте соединения обечаек посредством закрепленного выступа, называемого килем (пяткой или коленом). Плоская верхняя часть грифа покрывается накладкой — пластиной толщиной в несколько миллиметров из твердого дерева (черного, палисандра). В накладку врезаются 19 металлических порожков, несколько закругляющихся кверху. Расстояния между ладами постепенно увеличивается по мере приближения к верхнему концу грифа.
На верхнем конце грифа находится головка. Головка продолжает гриф, расширяясь и отклоняясь назад. Изготавливается из цельного куска дерева, покрывается тонкой пластинкой обычно из палисандра. В головке выпилены 2 продольных отверстия, каждое из которых пересекают три колка с винтовым механизмом.
Известные классические гитаристы: