Как называется когда космонавтов крутят
Сергей Рязанский — о том, как тренируются, живут и работают космонавты
О спикере: Сергей Рязанский — российский летчик-космонавт, кандидат биологических наук и герой России. В его профессиональном активе — два полета в космос общей продолжительностью 306 суток и четыре выхода в открытый космос. Сергей является первым в мире ученым-командиром космического корабля, а также автором множества фотовыставок с кадрами нашей планеты из открытого космоса. А еще он ведет блог и пишет книги, в которых дает полезные советы о жизни на Земле на базе своего космического опыта.
Как стать космонавтом
Последние два набора для зачисления в ряды астронавтов были открытыми. Сейчас вообще любой человек может подать заявление, главное — соответствовать требованиям. Все они перечислены на сайте Центра подготовки космонавтов. Ключевые таковы:
Сначала, как и при поступлении в университет, вы подаете заявление на вступление в отряд. После этого вы проходите все комиссии, сдаете вступительные экзамены, о которых, как и о медицинских требованиях и физкультурных нормативах, известно заранее, чтобы претендент мог трезво оценить свои силы.
Существует миф, что для космонавта главное — здоровье, все остальное не так важно. Но на самом деле, главное — интеллект, иначе ты просто не освоишь огромный объем материала, и тебя отчислят.
Далее вас ждут два года общей космической подготовки, после которой вам предстоит сдать Государственный экзамен и получить звание «космонавт-испытатель» вместе с настоящим удостоверением космонавта.
Я думаю, что профессия сейчас по-прежнему пользуется большим спросом. Продолжаются полеты на МКС, планируются новые программы, плюс в будущем, конечно, потребуются пилоты для туристических полетов.
Что должен сегодня уметь каждый покоритель космоса
Современный астронавт — это такой многофункциональный специалист, который может и проводить хирургические операции на борту, и программировать, и проводить научные эксперименты, и пилотировать корабли. При этом, каждый члены команды — полностью взаимозаменяемый.
Вот, пожалуй, главное, что нужно делать:
Но помимо всех этих требований космонавту нужно уметь постоянно учиться и ждать. Ты можешь прекрасно сдавать экзамены, быть замечательным, перспективным специалистом, но оставаться на Земле и ждать, когда тебя поставят в экипаж, пока в космос летят другие. Но терпение и стремление к постоянному совершенствованию точно приведут вас к успеху.
Зарплата космонавта
Сегодняшняя зарплата такого специалиста складывается из оклада, компенсаций и разного рода стимулирующих выплат. Благодаря решению президента РФ Владимира Путина, в апреле 2021 года зарплаты космонавтов будут значительно увеличены. По словам первого заместителя генерального директора Роскосмоса Максима Овчинникова, космонавты без опыта полета будут получать в среднем около 300 тыс. рублей, а специалисты с опытом смогут зарабатывать в среднем около 500 тыс. рублей в месяц.
Главное при подготовке к полету
Каждое действие космонавта должно быть отработано до автоматизма. Поэтому тренировок обычно много, и все они разнообразные: одни требуют изучения работы какой-то инженерной системы, другие представляют собой практику на тренажере, например, по работе с нештатными ситуациями.
Условно всю тренировочную программу можно разделить на два крупных этапа.
Тренировки у нас проходят в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке и в центрах подготовки в разных странах: в Японии, Германии, США.
Есть тренировки по выходам в открытый космос — это когда мы в скафандрах под водой. А еще есть тренировки по выживанию, пилотированию самолетов, на стрессоустойчивость и психологические аспекты. В общем, космонавтом быть не скучно.
Одной из самых стрессовых тренировок космонавтов считаются прыжки с парашютом. Во время них тренируется еще и работа мозга, т.к. приходится сосредотачиваться не только на полете, но и на других заданиях, допустим, на решении примеров или расшифровке наземных знаков. Ну и, разумеется, нужно успеть раскрыть парашют.
Как и любой нормальный человек, я отнесся к этому заданию сперва с интересом, а потом со страхом, потому что ты должен прыгать каждый день. Позже я полюбил эту подготовку так, что набрал более 750 прыжков.
Основные тревоги и страхи космонавтов
Пребывание в космосе — тяжелое психологическое испытание. К нему может подготовить так называемая сурдокамера, где проверяются способности мозга работать без сна несколько дней. Но по факту даже такой суровый тест не способен полностью сымитировать все условия космической работы.
Мы работаем в непривычных для человеческого организма условиях по полгода, практически без выходных. И, естественно, возникает на каком-то этапе психологическая усталость, эмоциональное выгорание. Чтобы поддерживать себя в ресурсном состоянии, надо уметь переключаться: посмотреть сериал или поболтать с коллегами.
На станции, где всегда достаточно шумно, ты становишься более чувствительным к изменению звуков, окружающих тебя, появлению новых. Любое их изменение, смена какой-то частоты, щелканье клапанов, очень легко замечаются. Обычно это означает, что произошли какие-то перемены в работе систем, значит, может быть, стоит вмешаться.
Однажды мы с коллегой Олегом услышали стуки снаружи станции. Оказалось, что «Земля», не сказав нам, включила систему перекачки топлива из корабля на станцию. Таким образом открывались калпана, дававшие этот стук. На следующее утро Олег вышел на связь и говорит: «„Земля“, пожалуйста, не делайте так больше. Мы готовы были подумать над тем, не пробил ли космический дятел нам дырку в станции».
Секреты командной работы
Работа в космических составах сродни командной работе на Земле. В современном бизнесе слаженный коллективный процесс так же важен, как и в космосе, но с единственной оговоркой: от такой работы зависит не только общий результат, но и жизнь.
В космосе людям разных национальностей, с разным религиозным воспитанием, менталитетом, приходится находить взаимопонимание, чтобы поддерживать позитивную атмосферу. Невероятно важно, чтобы команда была единым целым. Что нам в этом помогает?
Система психологической поддержки. Это сервера, через которые специалисты на Земле могут залить нам любимую музыку или записать матч с любимой футбольной командой.
Неформальное общение с командой. Это здорово сплачивает коллектив. Любые конфликты можно подшлифовать в ходе диалога или во время игры в настольные игры.
Креативные способы отдыха. Мы то футбольный матч в невесомости устроим, то матч по бадминтону, причем парный. Однажды мы с итальянцем устроили вечеринку и приготовили хорошую пиццу прямо в космосе.
Как космонавты адаптируются к новым условиям
Наш организм создан для того, чтобы существовать в условиях гравитации. И когда ее вектор вдруг убирается, в организме начинают перестраиваться многие процессы. Выход один: адаптироваться.
Физические нагрузки
В космосе происходят изменения обменных процессов: например, случаются большие потери кальция за счет того, что нет гравитации. Возникает перераспределение жидкости в организме, повышенное внутричерепное давление, что может проявляться в специфических головных болях, которые, кстати, лечатся физкультурой.
Каждый день ты обязан бегать на беговой дорожке, это считается основной тренировкой. Плюс есть велосипед, на котором космонавты крутят педали не только ногами, но и руками, чтобы развивать плечевой пояс для подготовки выхода в открытый космос.
Помыться, конечно, проблема. Душа-то нет на станции, а ты каждый день обязан заниматься спортом минимум два часа, естественно потом надо как-то проводить гигиенические процедуры. Мы протираемся влажными полотенцами. Есть такой пакет с махровым полотенцем, в нем клапан, через который можно накачать горячей воды, и этим распаренным полотенцем помыться.
Питание
У экипажа на орбитальной станции предусмотрено четыре приема пищи: завтрак, обед, ужин и перекус. В среднем мужчины на орбите должны потреблять 3 000 ккал в сутки, женщины — 2 700 ккал.
Тюбики с едой сегодня заменены сублимированной сухой пищей, которую можно готовить прямо на станции. Например, у нас есть каши, но их делают специальной консистенции, чтобы она была липкая и вязкая.
Американцы называют наш российский хлеб barbie bread — хлеб для Барби — потому что наша буханка размером с небольшой кубик. Сделано так специально, чтобы целиком положить его себе в рот и не накрошить ничего, потому что крошки могут залететь в глаза, в горло, а это на станции никому не нужно.
О желании возвращаться в космос
Очень здорово, что космонавтика пошла на новый виток развития, в том числе и за счет частных компаний. Спасибо Илону Маску за его фантастическое умение пиарить то, что он делает.
Конечно, каждое национальное агентство тоже работает над популяризацией. Уверен, что в ближайшем будущем мы уже увидим и развитие космического туризма, и коммерческие научные лаборатории на орбите.
Хочется ли мне вернуться обратно в космос? Конечно хочется. Космические полеты дарят самые удивительные ощущения, воспоминания: это и пребывание в невесомости, и интересная работа, и потрясающие виды нашей планеты.
ЦЕНТРИФУГИ Центра Подготовки Космонавтов
При выведении на орбиту и при спуске на Землю на космический корабль воздействуют перегрузки. В условиях земной гравитации для моделирования перегрузок, возникающих при осуществлении космического полета, используется метод полунатурного моделирования линейных ускорений на центрифугах с подвижной кабиной. Подвижная кабина может иметь различное число степеней свободы. Движение кабины может быть управляемым посредством исполнительных органов или неуправляемым под воздействием сил инерции на смещенный центр тяжести.
Основным фактором орбитального полета для космонавта является состояние невесомости, которая вызывает существенные изменения в работе сердечно-сосудистой и вестибулярной систем человека. Сенсорные и вегетативные расстройства, возникающие в первые часы и дни пребывания человека на орбите, получили название «спутниковая болезнь» или «космическая болезнь движения». Для центрифуги с трехстепенным управляемым кардановым подвесом разработан метод моделирования «физиологической невесомости», заключающийся в расстройстве вестибулярной системы космонавта путем управления движением центрифуги и угловыми движениями ее кабины по специальному закону и одновременного перераспределения жидкостей в организме космонавта за счет создания избыточного давления скафандра на нижнюю половину тела.
1. Назначение центрифуг ЦФ-7 и ЦФ-18
На центрифугах ЦФ-18 и ЦФ-7 решаются следующие задачи:
– обеспечение отбора и подготовки космонавтов в составе групп и экипажей в условиях воздействия перегрузок;
– обеспечение экспертизы кандидатов в космонавты и космонавтов в условиях воздействия перегрузки на центрифугах;
– обеспечение тренировок космонавтов по ручному управлению спускаемого аппарата (СА) на этапе спуска с орбиты при воздействии перегрузки;
– исследования с целью обоснования и разработки тактико-технических требований и технико-экономических показателей на создание и совершенствование специализированных динамических тренажеров на базе центрифуг для подготовки космонавтов, программ и методик испытаний этих тренажеров, а также способов и методов их безопасной эксплуатации;
– испытания динамических тренажеров на базе центрифуг и их отдельных систем;
– испытания космического и авиационного оборудования на прочность и работоспособность в условиях воздействия перегрузки.
2. Технические характеристики центрифуги ЦФ-7
– максимальная перегрузка. 20 единиц;
Кабина одноместная, имеет свободный подвес. Посадка в кабину осуществляется через боковой люк. Перед лицом испытуемого установлены дуга с лампочками и видеокамера. Во время эксперимента имеется возможность проверить остроту зрения и время реакции испытуемого.
Так же в кабине установлен ИнПУ пульта «Нептун-МЭ»
На фото ниже центрифуга ЦФ-7 ↓
Технические характеристики центрифуги ЦФ-18
– максимальная угловая скорость. 38,6 об./мин;
– вращающаяся масса центрифуги. 305 тонн;
– количество степеней свободы кабины. 3 степени;
– диапазон создаваемых в кабине давлений. 40–800 мм.рт.ст.;
– диапазон создаваемых в кабине температур. +5…+55 °С;
– газовый состав кабины (кислород, азот, углекислый газ в любом соотношении).
Для обеспечения управления оборудованием центрифуги, наблюдения за испытуемым, регистрации технических и физиологических параметров в состав центрифуги включены:
– пульты управления центрифугой, пульт врача;
– оборудование программного управления;
– система дистанционного управления;
– система единого времени;
– система отображения и регистрации технических и физиологических измерений;
– система управления вакуумированием и созданием гигиенических параметров.
Двухместная кабина закреплена в кардановом подвесе, имеет 3 степени свободы. Благодаря такой подвеске вектор перегрузки может быть ориентирован в любом направлении. Испытуемый загружается в кабину через выдвижной помост. На испытуемого накладывают медицинские датчики и усаживают в кресло, которое установлено на специальном лафете. Перед лицом испытателя установлена видеокамера и микрофон, что позволяет доктору постоянно наблюдать за ним во время эксперимента и вести двухстороннюю связь. Возможно вращение сразу двух испытуемых.
На центрифуге ЦФ-18 имеется возможность самостоятельного управления величиной и темпом нарастания (убывания) перегрузки испытателем из кабины в заданных интервалах.
Технические возможности центрифуги ЦФ-18 позволяют в земных условиях осуществить короткий «космический полет» по следующей циклограмме:
– выведение космического корабля «Союз» на орбиту искусственного спутника Земли с полным или сниженным по величине и/или времени воздействием перегрузки (перегрузка до 4 ед., время воздействия до 540 сек);
– выполнение короткого (до 60 минут) орбитального полета, во время которого можно проверить возможности организма по адаптации к невесомости;
– спуск космического корабля «Союз» с орбиты искусственного спутника Земли с полным или сниженным по величине и/или времени воздействием перегрузки (до момента раскрытия парашюта, перегрузка до 6,5 ед., время воздействия – 420 сек).
Тренажер ручного управляемого спуска ТК «Союз-ТМА» на базе центрифуги ЦФ-18 (ТС-18) ↓
Тренажер ТС-18 предназначен для подготовки экипажей космических кораблей к ручному управлению спуском, отработки нештатных ситуаций и обучения операторской деятельности в условиях моделирования реальных факторов космического полета.
Тренажер обеспечивает привитие профессиональных навыков космонавтам по ручному управлению СА на участке спуска в атмосфере и позволяет производить объективную оценку правильности действий оператора и оценку точности управления СА по величине перегрузки и конечному промаху.
Функциональная эксплуатация тренажёра ручного управляемого спуска предусмотрена в двух вариантах: динамическом и статическом. В обоих вариантах рабочее место космонавта (оператора) содержит пульт космонавта «Нептун-МЭ», устройство сопряжения с рабочим местом космонавта (оператора) и ручку управления спуском (РУС).
В статическом варианте рабочее место космонавта (оператора) организовано рядом с рабочим местом инструктора и комплектуется специальным креслом.
В статическом режиме работы тренажера ТС-18 космонавт отрабатывает навыки управления спускаемым аппаратом во время его посадки. Управляющие сигналы, поступающие от РУС, обрабатываются математическим комплексом тренажера и передаются в систему инструкторского контроля, а также выводятся на экран пульта космонавта в виде движения индекса по определенной кривой.
В динамическом режиме работы сигналы, поступающие от органа управления спуском, обрабатываются вычислительным комплексом тренажера, передаются на экран пульта космонавта и в систему инструкторского контроля, а также поступают в систему управления центрифуги в виде параметров перегрузки, угловых скоростей и ускорений, на основе которых центрифуга воспроизводит траекторную перегрузку, полученную при моделировании движения спускаемого аппарата в соответствии с сигналами, поступающими от РУС. Это позволяет космонавту, находящемуся в кабине центрифуги, в интерактивном режиме выполнить «посадку» на тренажере и испытать перегрузки, адекватные действующим на этапе посадки космического корабля на землю.
Экипажи, прошедшие полный курс тренировок на этом уникальном тренажере, высоко оценивают результаты его использования в процессе профессиональной подготовки космонавтов и отмечают максимальную приближенность условий тренировки к реальному полету.
Статодинамический тренажер ручного управляемого спуска РУС ТС-18 предназначен для подготовки космонавтов к управлению спускаемым аппаратом на этапе спуска при воздействии перегрузки.
Космонавт Павел Виноградов проходит тренировку на специализированном тренажёре ТС-18.
Средства и методы профессиональной подготовки космонавтов
Видя взмывающую в небеса ракету с космонавтами на борту, начинаешь думать о том, как люди становятся космонавтами? Где они готовятся? Как проходят лётные испытания? По каким дисциплинам сдают экзамены? Ну и самый главный вопрос: кого же всё-таки берут в космонавты?
С этими и другими вопросами, связанными с подготовкой первого, а также и последующих космонавтов к полёту, мы с вами попробуем разобраться в этой небольшой статье. Кому уже интересно — прошу под кат.
Отбор первых космонавтов
Широкая публика впервые узнала об идее космических полётов как о реальной возможности в 1920-х годах из газетных сообщений американца Роберта Годдарда и румына Германа Оберта. Когда люди только начали осознавать реальность идеи полёта в космос, К.Э.Циолоковский уже корпел в своём кабинете над проектом ракеты, которая должна доставить человека в космос.
От первых сообщений 20 века в газетах Америки до совещания, которое состоялось в начале 1959 году в СССР, прошло около 30 лет. На совете присутствовали учёные, представители министерств и ведомств. Обсуждался единый стратегический вопрос – подготовка первого полёта человека в космос.
Когда было принято решение о полёте человека в космос, то сразу встал вопрос: представителей каких профессий следует предпочесть? Высказывались разные мнения. Например, врачей, поскольку основной задачей космонавта в первых полётах было исследовать состояние и реакции собственного организма. Или инженеров, принимавших участие в создании космического аппарата: кто лучше знает корабль, чем разработчики!
Сергей Павлович Королёв считал так:
Для такого дела лучше всего подготовлены лётчики, и в первую очередь лётчики реактивной истребительной авиации. Лётчик-истребитель — это и есть требуемый универсал. Он — и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер. Немаловажно и то, что он — кадровый военный, а значит, обладает ещё и такими необходимыми для будущего космонавта качествами, как собранность, дисциплинированность, непреклонное стремление к поставленной цели.
И добавлял в шутку: «Он и швец, и жнец, и на дуде игрец». Практика подтвердила правильность этого выбора. Королёв так сформулировал требования к кандидатам в космонавты: не старше 30 лет, безупречное состояние здоровья, высокая психическая устойчивость и общая выносливость организма, отличная лётная успеваемость, волевой характер, трудолюбие и любознательность. Космическая техника того времени определяла антропометрические характеристики: рост не выше 175 см, вес 70-72 кг.
В то время слишком мало знали о воздействии условий полёта на организм человека, поэтому медицинские требования при отборе были особенно жёсткими. Первый начальник Центра подготовки космонавтов Е. А. Карпов называл это сверхотбором.
Чтобы выяснить степень переносимости нагрузок, проводились так называемые функциональные нагрузочные пробы — испытания в предельных для человека условиях в барокамере, на центрифуге и др. Это позволяло выявить скрытые заболевания и отклонения, о которых человек мог даже и не подозревать. Кроме того, на основании полученных данных определялись резервные возможности человека, его запас прочности.
Вот что рассказывал Юрий Гагарин о комиссии, которая «выбирала» его в космонавты:
Комиссия была придирчивой. Первым врачом был врач окулист. Глаза проверяли очень тщательно. Искали и скрытое косоглазие, проверяли ночное зрение. К окулисту нужно было явиться 7 раз, и каждый раз все начиналось сначала. Проводилась проверка способности работать в усложненных условиях. Предлагалось производить арифметические действия с цифрами, которые нужно было найти в специальной таблице. Учитывалась и скорость работы и правильность ответов. На первый взгляд, решение задачи было простым, но неожиданно включался репродуктор, голос которого подсказывал решение, но вместо помощи «голос» мешал сосредоточиться. Было трудно. Врачей было много. Крутили нас на специальных приборах, проверяя вестибулярный аппарат, очень тщательно проверяли сердце. Кроме всего, проводились психологические обследования. Барокамеры, центрифуги проводились не один раз. Выявляли, какая у нас память, сообразительность. Интересовались нашим кругозором.
Такой «сверхотбор» был оправдан на начальном этапе, поскольку космос таил в себе много неизвестного, вероятно ужасного, и было не ясно, возможно ли пребывание там человека, не повредится ли он рассудком. После полёта Юрия Алексеевича Гагарина эти страхи исчезли, технические руководители программы стали выражать сомнение в необходимости столь жёстких требований, и их снижение произошло удивительно быстро. С. П. Королёв считал, что «медицина» тормозит развитие программы, и даже допускал выражения типа: «Пора поменьше мучить людей по программе для кроликов».
При разработке первого советского космического корабля „Восток“ принимались чрезвычайные меры по обеспечению безопасности полёта. Корабль был автоматическим, ручное управление не предусматривалось. Поэтому высокий уровень пилотирования от кандидатов в космонавты не требовался — больше внимания обращали на желание учиться, умение приспосабливаться в сложных условиях.
По мере того как накапливались знания о самочувствии человека в космосе, создавались новые, всё более совершенные пилотируемые аппараты, изменялась система и отбора, и подготовки. Требования к личностным качествам и здоровью не стали, конечно, менее строгими, но от некоторых экстравагантных тестов и чрезмерных нагрузок отказались.
Современная подготовка
Современная система подготовки отличается от существовавшей в начале так же, как первый корабль „Восток“ от МКС.
Весь процесс подготовки делится на этапы: общекосмический, в составе групп и непосредственный.
Общекосмическая подготовка продолжается два года. За это время закладываются основы профессии космонавта. Кандидаты в космонавты изучают науки, составляющие фундамент профессии. Вначале их набиралось немного: ракетная и космическая техника, основы космической медицины, астрономия, геофизика, астронавигация. Кроме того, изучались устройство и принципы эксплуатации корабля „Восток“. Проводились занятия по приобретению навыков фотографирования и киносъёмки.
По мере усложнения космической техники и осуществляемых на орбите работ, исследований и экспериментов расширялся и объём подготовки. В неё включили такие разделы, как информационно-вычислительные системы, основы испытаний, ведь каждый космический полёт является испытательным. Космонавты, сдавая 101-й экзамен, ворчали: „Безобразие, отбирали по здоровью, а спрашивают по уму!“.
Закончив обучение, кандидаты в космонавты сдают государственный экзамен, и выдержавшим его присваивается квалификация „космонавт-испытатель“ или „космонавт-исследователь“.
В первые годы пилотируемой космонавтики основной упор делался на медико-биологическую подготовку. На неё отводилось почти две трети времени.
Центрифуга: тренировки на перегрузку
Для моделирования перегрузок используется специальная быстро вращающаяся центрифуга, внешне напоминающая огромную гантель, на одном конце которой закреплена кабина с испытуемым, а на другом — противовес.
К началу нового столетия космические корабли стали совершеннее и требования чуть-чуть ослабли. Этот вид тренировок очень важен: на спуске космонавт подвергается воздействию перегрузок, особо ощутимых после длительного пребывания в невесомости. В нештатных и аварийных ситуациях перегрузки могут быть гораздо больше.
Вестибулярные тренировки
Подготовка к пребыванию в невесомости называется вестибулярной тренировкой. Это очень неприятный вид тренировок. Они призваны облегчить период адаптации к невесомости в первые несколько суток полёта и сделать его как можно короче.
Самые известные приспособления, предназначенные для этой цели, — «кресло Барани» и „качели Хилова“.
Испытание проходит по следующей схеме: минута вращения — минута отдыха. Во время вращения космонавт должен медленно опускать и поднимать голову, в результате сложения этих движений возникает кориолисово ускорение, которое неблагоприятно воздействует на вестибулярный аппарат — орган, информирующий мозг о положении тела в пространстве. Может появиться тошнота, начаться рвота, обильное потоотделение. Нужно выдержать 15 вращений, а неприятности нередко возникают уже на пятом. Невзирая на это, врачу отвечают, что чувствуют себя хорошо — иначе признают непригодным.
Качели, предложенные видным советским оториноларингологом К. Л. Хиловым, в отличие от обычных, которые „летают“ по дуге, перемещаются параллельно полу. Это создаёт линейные ускорения и раздражает вестибулярный аппарат.
Чтобы легче переносить приливы крови к голове, вызываемые невесомостью, проводят тренировки в антиортоположении. Космонавт располагается на специальном поворотном столе, угол наклона которого меняется, и испытуемого то опускают вниз головой, то возвращают в исходное положение.
Барокамера
Во время полёта на космическом корабле создаётся искусственная атмосфера, параметры которой могут заметно меняться в случае каких-либо нештатных или аварийных ситуаций (например, снизится содержание кислорода или произойдёт резкий перепад давления). Учитывая это, космонавтов подвергают испытанию в барокамере. Их „поднимают на высоту“ 5000 м без кислородной маски, чтобы определить, как они переносят кислородное голодание. В таких ситуациях очень хорошо выявляются и скрытые патологии, и резервные возможности организма.
Термокамера
При подготовке первых пилотируемых полётов опасались значительного повышения температуры в спускаемом аппарате, ведь он летит в потоке плазмы с температурой в несколько тысяч градусов. Кроме того, может неожиданно отказать система терморегулирования космического корабля или орбитальной станции.
Проверка устойчивости кандидата в космонавты к воздействию высоких температур проводится в термокамере. Сначала испытание проходило при температуре 70 °С и влажности 10 %. Врач имел возможность наблюдать за состоянием испытуемого по приборам и визуально.
Вслед за испытанием в термокамере проводились тренировки — пять „отсидок“ при тех же температурных условиях, но с возрастающей продолжительностью (от 30 до 70 мин). В заключение определялось максимальное время пребывания.
После первых полётов отпали страхи, что при спуске с орбиты температура в корабле может быть очень высокой. Но роль тренировок в термокамере не уменьшилась, а, наоборот, возросла: во время пребывания на орбите космонавтам регулярно приходится работать в открытом космосе.
Данная работа требует большого физического напряжения, организм человека выделяет много тепла. Конечно, скафандр снабжён системой терморегулирования, но иногда, чтобы завершить запланированное, космонавтам приходится работать на пределе возможностей системы жизнеобеспечения, и они в конце концов могут отказать. Поэтому при подготовке к полёту очень важно, во-первых, знать индивидуальную тепловую устойчивость каждого космонавта, а во-вторых, подготовить его организм к неблагоприятным воздействиям. Испытания проводятся при температуре 60° С и влажности 50 % в течение одного часа.
Сурдокамера
Перед первым полётом особенно опасались за психическую устойчивость человека в условиях космоса. Было неясно, как скажется отсутствие привычной „пищи“ на органах чувств, главным образом слухе и зрении. Предполагалось, что в корабле будет царить полное безмолвие, а чёрный космос за иллюминаторами — казаться лишённым пространственной глубины. Не исключалось существование ещё каких-либо неблагоприятных, даже опасных, непредсказуемых факторов. Это достаточно сильное воздействие, которое само по себе может привести к психическим расстройствам даже в земных условиях. В космическом полете её негативный эффект усиливается из-за невесомости. Пребывание в замкнутом помещении при осознании полной оторванности от Земли тоже серьёзная психическая нагрузка, усугубляющаяся постоянным ожиданием опасности.
Устойчивость психики человека к подобным воздействиям проверяется в сурдокамере (от лат. surdus — »глухой») — специальном звукоизолированном помещении, со слабым искусственным освещением и звуконепроницаемыми стенками для проведения наблюдений за космонавтом.
Подготовка на тренажёрах и стендах
Программы подготовки лётчиков и космонавтов во многом близки, однако есть и существенные различия. Лётчик после окончания теоретического курса и занятий на наземных тренажёрах выполняет тренировочные полёты с инструктором, затем контрольные, и лишь после этого ему полностью доверяют самолёт. Первый самостоятельный полёт — большое событие в профессиональной биографии лётчика.
Построить обучение космонавта аналогичным образом невозможно, и уже первый его полёт является самостоятельным. Только технические средства подготовки космонавтов, т. е. различные стенды и тренажёры, предоставляют возможность приобрести необходимые навыки.
Сейчас науки, изучающие проблемы деятельности человека в составе человеко-машинных систем, широко оперируют понятием «образ полёта». На его основе строится процесс обучения.
Это понятие включает в себя знание реальной обстановки, спектра возможных действий, свойств объекта и задач управления им, последствий правильных и ошибочных действий и многого другого, причём в условиях, меняющихся в широком диапазоне.
На тренажёрах формируется «образ полёта», максимально приближенный к реальной обстановке, которая требует ответных действий космонавта. Интерьер кабины практически идентичен настоящему, имитируются даже вид в иллюминаторе, шумы работающих устройств и агрегатов, ряд динамических процессов. Наиболее сложно воспроизвести в наземных условиях некоторые физические особенности космического полёта, в частности невесомость, а также спровоцировать стрессовые ситуации.
Применяющиеся в процессе подготовки технические средства можно разделить на две группы. Первую группу составляют стенды и устройства, на которых моделируются всевозможные факторы космического полёта (перегрузки, невесомость, пониженное давление и т. д.). Они носят общее название — «экзогенные тренажёры«. Это и самолёты-лаборатории, и гидролаборатории, сурдокамеры, барокамеры, а также различные гимнастические снаряды: батут, лопинг и т. п. Другую группу составляют тренажёры и стенды для отработки навыков управления оборудованием корабля на всех этапах космического полёта: выведение на орбиту и управление кораблём с помощью ориентации по Солнцу, Земле, звёздам, планетам и данным наземных служб, поиск, сближение, стыковка и расстыковка, спуск с орбиты, выполнение специальных задач.
Учиться управлять кораблём «по частям»
Первый космический тренажёр предназначался для отработки действий по управлению кораблями серии «Восток», потом его переделали, чтобы готовить космонавтов к полётам на «Восходах». Следующим шагом стало создание комплексного тренажёра для экипажей «Союзов» и специализированного тренажёра для выполнения операции сближения. Это оказалось трудной задачей, так как корабль представлял собой качественно новый пилотируемый аппарат со значительно усовершенствованными бортовыми системами. Очень часто их модели превосходили по сложности свои реальные прототипы.
Расширение научной программы потребовало создания новых моделирующих стендов. Тогда объединили тренажёры и стенды в общий тренажно-моделирующий комплекс на базе коллективно используемых систем (вычислительных, информационных и т. д.). Такое построение технических средств обеспечило одновременную работу многих применявшихся устройств и значительно сократило время подготовки.
Тренировки начинаются с изучения интерьера кабины, размещения органов управления, средств информации. Отрабатывается логическая последовательность действий при решении разных задач. Затем на всевозможных стендах и тренажёрах космонавты приобретают навыки по выполнению отдельных операций.
Следующий этап — отработка на стендах и тренажёрах всех операций в целом в штатном режиме полёта. Только после того как навыки закрепятся, приступают к усложнению условий, в частности возникающих в нештатных и аварийных ситуациях.
Тренировки могут проводиться как в реальном масштабе времени, так и в замедленном, если требуется отработать навыки управления быстротекущими процессами, либо в ускоренном темпе — для сокращения времени.
Управлять всем комплексом
Одним из основных средств обучения и тренировки экипажей является комплексный тренажёр. На нём космонавтов обучают работе с бортовыми системами, методам обнаружения и устранения неисправностей, взаимодействию с наземными пунктами управления, отрабатывают приёмы ручного управления кораблём.
Управляющий компьютер позволяет моделировать много вариантов нештатных ситуаций. Отработка действий в нештатных и аварийных ситуациях очень важна и занимает значительную часть времени. Существует тренажёр, имитирующий орбитальную станцию.
В итоге весь экипаж сдаёт государственный экзамен, по результатам которого решается вопрос о допуске к полёту.
Принимает экзамен Государственная комиссия, состоящая из ведущих специалистов Центра подготовки и предприятий, производящих космическую технику. Процесс сдачи экзамена Госкомиссии ничем не отличается от тренировок по сложности и условиям проведения.
Подготовка к работам в открытом космосе
Подготовка космонавтов к работе в открытом космосе, вероятно, самая сложная. Ведь на Земле практически невозможно создать длительную — более нескольких десятков секунд — невесомость. Способов её имитации довольно много. Все они несовершенны, но их применяют для отработки отдельных операций, связанных с выходом в открытый космос.
Самая «чистая» невесомость возникает в самолёте при полёте по параболической траектории. Вначале тренировки проводились на истребителе «МиГ-15» — за один полёт самолёт делал три-четыре горки, во время каждой из которых состояние невесомости длилось около 40 с. Задания были нетрудные: на одной горке так называемая проба пера — написать имя, фамилию, дату и поставить подпись. Потом этот образец сравнивался с предполётным, чтобы выявить возможные нарушения тонкой координации движений. На другой горке предлагалось попробовать космическую пищу из тубы, на третьей — передать по рации заданную фразу. Позже создали летающую лабораторию на базе Ту-104, и теперь в его салоне можно свободно «плавать» и отрабатывать элементы полётного задания.
Наиболее эффективный способ моделирования невесомости — создание гидроневесомости. Хотя невесомость в гидросреде сильно отличается от её прототипа на орбите, испытатель может находиться в ней практически неограниченное время и свободно перемещаться в любом направлении. Все операции отрабатываются в реальном масштабе времени.
В 1965 г. в Центре подготовки космонавтов построили гидробассейн и создали гидролабораторию — сложное сооружение с целым комплексом технологического оборудования, специальных систем, аппаратуры и механизмов. Скафандры, используемые для тренировок, почти не отличаются от штатных. Ранец системы жизнеобеспечения имитируется макетом, размеры которого соответствуют реальным.
Воздух для дыхания и вода для системы терморегулирования подаются по шлангам. Работы под водой обычно связаны с определённой опасностью, поэтому космонавтов и испытателей страхуют аквалангисты. По эмоциональному напряжению и энергозатратам тренировки в гидросреде близки к реальным условиям космического полёта.
Лётная и парашютная подготовка
Важную роль в становлении космонавта как профессионала играет лётная и парашютная подготовка. В программу первой входят полёты на современных истребителях и тяжёлых транспортных самолётах. При этом овладение техникой пилотирования является не целью, а средством формирования соответствующих качеств. Полёты на самолётах развивают пространственную ориентировку и умение принимать решения в условиях дефицита времени; укрепляют навыки в работе с органами управления и приборами; тренируют внимание, переключаемость и устойчивость при выполнении монотонной работы, вырабатывают способность одновременно решать несколько задач, связанных с управлением, и т. д.
И хотя летчики не очень любят прыгать с парашютом, только парашютная подготовка позволяет моделировать реальную стрессовую обстановку, развивать морально-волевые качества. Космонавту даются разнообразные задания, которые он должен выполнить в условиях дефицита времени при свободном падении и после раскрытия парашюта. Кроме того, нужно вести репортаж, он записывается на магнитофон и затем анализируется, чтобы определить эмоциональное напряжение парашютиста.
Наиболее психологически сложным является задание, в котором необходимо по выложенным на земле знакам определить или рассчитать (выполнив некие арифметические действия) время раскрытия парашюта, поскольку это связано с реальным риском. Разумеется, если парашютист не откроет парашют вовремя, это сделает за него автомат. Выполняющий упражнения оказывается в состоянии, максимально приближенном к тому стрессовому, которое возникает в аварийной обстановке на космическом корабле при дефиците времени для выхода из неё.
Пробы на выживаемость
Содержание «проб на выживаемость» меняется, вносятся всевозможные элементы неожиданности, но суть остается неизменной – подготовка к преодолению любых трудностей и неожиданностей, психологическая и физическая закалка.
Такие тренировки проводятся в тайге, в пустыне, в горах, на море. Например, высаживают их с вертолета на раскаленный безжалостным солнцем песчаный бархан. Задача – с минимальным снаряжением, с очень небольшим припасом выжить, добраться до лагеря врачей и экзаменаторов. Тут особенно важно уметь правильно распределить силы, запас воды. Суметь уберечься от зноя и песчаной бури.
Заключение
Отбор в космонавты — это непрерывный процесс, происходящий на всех этапах подготовки, в течение всего времени пребывания в отряде. Даже пройдя жёсткий первоначальный отсев, очень трудно овладеть нужными навыками и развить соответствующие личностные качества.
Все виды подготовки, все используемые для этого технические средства, все усилия большого коллектива Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, взаимно дополняя друг друга, направлены на то, чтобы совместно с организацией, создающей космические корабли и станции, всесторонне подготовить человека к выполнению очень сложного и очень ответственного задания – полёту в космос, работе на околоземной орбите.