Как называется корабль в воронеже
Действующая историческая копия русского линейного корабля «Гото Предестинация»
«Гото Предестинация» был первым российским линейным кораблем. Он обладал необычным строением и мог нести на борту 58 пушек. «Гото Предестинация» в Воронеже — историческая копия, воссозданная по старинным гравюрам и акварелям. Она может двигаться и под парусами, и с помощью современных двигателей, а на ее борту находится музейная коллекция, посвященная истории Российского военно-морского флота.
Первый линейный корабль Российского военного флота
«Гото Предестинация» — один из первых боевых кораблей петровской эскадры и первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Линейными в то время называли суда, которые предназначались для особой тактики ведения боя, когда корабли противников выстраивались двумя линиями друг против друга.
Судно «Гото Предестинация» заложили в 1698 году на воронежской верфи. Название кораблю, которое означает «Божье Предвидение», придумал сам Петр I. Он же контролировал и его строительство. В отсутствие императора за рабочими присматривали два корабельных мастера — Лукьян Верещагин и Федосей Скляев. Киль — нижнюю часть днища — собирали отдельно и крепили к кораблю. Он был подвижным: когда судно садилось на мель и киль разбивался о донные камни, корпус корабля оставался целым. Конструкцию изобрел Петр I, в иностранном флоте такой киль появился лишь спустя столетие.
40-метровый корабль нес на борту 58 пушек, а его экипаж составлял свыше 200 человек. В команду корабля набирали россиян, но капитанами всегда становились иностранцы. В разное время судном управляли швед Отто Крестьян, датчанин Нанинг Генрих, голландец Шхон Симон.
«Предестинацию» спустили на воду в 1700 году. По Дону она проследовала в акваторию Азовского моря и в 1710 году поступила на военную службу. После неудачного похода Петра I на Молдавию в 1711 году корабль «Гото Предестинация» вместе с другими судами был продан османам.
Восстановление корабля
В 2010 году в Воронеже начали строить историческую копию корабля. Поскольку чертежей не сохранилось, его воссоздавали по картинам и гравюрам голландского мастера Адриана Шхонебека и акварели шведского художника Питера Бергмана 1700 года. Первым изготовили 25-килограммовый судовой колокол: его отлили прямо на Адмиралтейской площади Воронежа. Вместе с раскаленной бронзой в форму закинули монеты Петровского времени. На колоколе выгравировали название корабля, очертания русских храмов и самого парусника, а также герб России.
В отличие от петровского судна, у исторической копии нет киля — ее днище почти плоское, для устойчивости его уравновесили бетонными блоками. Корпус корабля собирали из двух частей. Нижнюю, металлическую, смонтировали на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе, откуда ее по Дону отбуксировали в Воронежское водохранилище. Верхнюю, из дерева, подготовила петрозаводская верфь «Варяг», при этом мастера использовали такую же древесину, что и при Петре I: сосну и дуб, возраст которых превышал 100 лет. Собирали деревянные конструкции уже у Петровской набережной в Воронеже, где корабль стоит и сейчас.
Паруса корабля расправляют во время городских праздников и только в безветренную погоду. В остальное время парусник передвигается с помощью судового двигателя. Вместо 58 пушек на судне установили 32, чтобы освободить пространство для музейной коллекции. Остальные орудия разместили на берегу, недалеко от Адмиралтейской площади.
Музейная экспозиция
Корабль-музей «Гото Предестинация» Воронежа
Непривычное русскому уху наименование «Гото Предестинация» — это смешение латыни и немецкого языка. Название корабля Петра Первого переводится, как «Божье предвидение». Воронежское судно — это копия линкора петровских времен. Корабль-музей был выстроен в 2011—2014 гг. и пришвартован на Адмиралтейской площади.
Своим созданием судно обязано общественному художественному совету города. Именно там 16 декабря 2009 г. было принято решение о строительстве парусника на основе реальных исторических документов. Работа по составлению чертежа будущего корабля началась в 2010 г. Процесс был сопряжен с множеством трудностей из-за недостаточного количества исходных материалов. Фактов откровенно не хватало. И для составления чертежей было решено применить художественные изображения, взятые с картин и гравюр XVIII столетия. Основой проекта явилась акварель П. Бергмана.
Торжественное открытие линкора «Гото Предестинация» произошло в День Военно-Морского Флота в 2014 году. Линейный корабль занял свое почетное место у пристани, где и находится в настоящее время.
К сожалению, специфическое местоположение музея (на воде) делает невозможным выставку оригиналов. Поэтому вниманию публики предстают точные копии экспонатов.
Экскурсии на корабль «Гото Предестинация»
Посетить музей-корабль можно только с экскурсией.
Экскурсионное расписание «Гото Предестинация»:
Билеты на экскурсии по «Гото Предестинации» в Воронеже продаются на текущий день, в кассе, в порядке живой очереди. Касса открывается в 09:45 все дни, кроме среды — по средам она работает с 10:45. Предпродажи билетов на официальном сайте «Гото Предестинации» и других билетных порталах нет. Перед посещением (не ранее, чем за день до визита) стоит позвонить в кассу по телефону 8-903-853-61-60 и узнать на какое время будут доступны билеты. Группы численностью не менее 10 человек могут забронировать экскурсию по кораблю «Гото Предестинация» вне расписания, заранее по вышеуказанному телефону. Экскурсии по кораблю «Гото Предестинация» проводятся раз в час.
Цена билетов на «Гото Предестинацию»
Касса закрывается за 45 минут до прекращения работы музея. Экскурсионная цена на «Гото Предестинацию» в Воронеже:
Право на бесплатное посещение имеют дети до 6 лет, инвалиды, ветераны, солдаты-срочники, музейные работники.
Оплата в кассе музея «Гото Предестинация» принимается только наличными средствами.
Панорамный вид с высоты на корабль и набережную Воронежа
История
«Гото Предестинация», первый линейный корабль, построенный на русской земле, был заложен в Черноземье — на воронежской верфи в 1698 году под руководством Петра I. Будущий император внес немало новшеств. Именно ему приписывают идею построить киль из двух брусьев, которые были скреплены специальными подвижными ершами — это позволяло кораблю успешно сойти с мели. За рубежом подобное устройство появилось только 150 лет спустя.
Капитанами корабля были иностранцы, а вот команду составляли русские новобранцы, небывавшие до этого матросами. Это также было новшеством для российского флота. Численность экипажа достигала 253 человек.
«Гото Предестинация» была спущена на воду в апреле 1700 года. По европейской классификации, «Гото Предестинация» соответствовала IV рангу: она имела 2 батарейных палубы, оборудованные 58 пушками. На службу корабль поступил только 10 лет спустя — его доставили в Таганрог для охраны южных границ государства.
После заключения мира с турками корабль «Гото Предестинация» вместе с двумя другими российскими судами отправился в Константинополь. Но турки не пропустили корабли через Босфор, и местный губернатор Апраксин продал суда Азовского флота за 26 тысяч венецианских червонцев.
Отзывы
В отзывах о «Гото Предестинации» туристы и горожане отмечают интересную экскурсионную программу и эффектный внешний вид корабля. С 2014 года «Гото Предестинация» является визитной карточкой региональной столицы.
Из недостатков посетители отмечают сложности в приобретении билетов на «Гото Предестинацию» в выходные и праздничные дни. Нередко случается, что билетов на текущий день нет уже с утра, так как они раскуплены экскурсионными группами. Также некоторые туристы пишут, что вблизи пропадает ощущение старины: заметно, что корабль-музей «Гото Предестинацию» — это новодел 2014 года. На фото «Гото Предестинации» это не бросается в глаза, но в реальности у него металлическое днище как у современных теплоходов, дизельные двигатели и пластиковые окна в трюме. При этом, его строительство заняло в 2 раза больше времени, чем в петровский период.
Как добраться до корабля-музея «Гото Предестинация» в Воронеже
Музейный корабль пришвартован в Центральном районе Воронежа. Адрес «Гото Предестинации»: Петровская набережная, 21а, напротив острова Петровский.
Несмотря на расположение рядом с центром города, ближайшая автобусная остановка, «ВГУ», находится в 15 минутах ходьбы, у Университетской площади. До остановки можно добраться на:
Карта пешего маршрута от остановки «ВГУ» до набережной Воронежа и музея-корабля
Так как музей-корабль Петра I в. Воронеже удален от остановок общественного транспорта, до него удобнее добираться на такси. Вызвать автомобиль с водителем в Воронеже можно через приложения: Яндекс.Такси, Uber Russia, Максим, Такси Везет.
Видео-экскурсия на корабль «Гото Предестинация»
Корабль-музей Гото Предестинация Воронеж
История создания
В конце XVII века Российская империя находилась на пороге войны с Османской империей. Из-за этого Азовский флот нуждался в усилении многопушечными кораблями, способными к длительным плаваниям и ведению боя на воде. В 1698 Петр I приехал в Воронеж, в том числе за тем, чтобы наблюдать за работами на верфях местного адмиралтейства. Здесь же император принял решение заложить 58-пушечный линейный корабль, проект которого он привез из Англии и лично доработал. Поначалу Петр даже сам руководил некоторыми строительными работами. Император решил дать ему имя «Гото Предестинация» или «Божье Предвидение» (от немецкого Gott – «Бог» и латинского praedestinatio – «предопределение»). Дальнейшее возведение возглавил знаменитый корабельный мастер той эпохи Федосей Скляев. В 1700 году его впервые спустили на воду. Членами экипажа стали 253 человека.
Основные характеристики и строение
Воронежская «Гото Предестинация» стала первым судном в российском флоте, созданным исключительно русскими мастерами без малейшего участия иностранцев. Кроме того, это был первый двухпалубный линкор в нашем флоте. Длина парусника составляла 38 м, а высота – около 40 м. На судне, оснащенном 58 пушками, использовали шесть якорей.
Создание нового линкора потребовало больших вложений, и император Петр I не жалел средств на свое детище. Его корпус был цвета охры с двумя голубыми полосами по бокам. Крышки пушечных портов с внешней стороны были украшены золотыми венками, а внутри – покрашены в красный цвет. Весь корабль украсили пышной резьбой и декоративными барельефами в стиле барокко. На корме разместился шикарный полукруглый гакаборт – масштабная композиция с апостолом Петром, за которым по морю следовали суда, а по небу летел голубь с ветвью мирта. Вокруг щита расположились фигурки маленьких мальчиков с крылышками – путти, которые играли с дельфинами. Среди других украшений «Божьего Предвидения» были фигуры амуров, резные тритоны, венецианские маски, балкончик с балясинами и даже миниатюрные сцены из греческой мифологии. Внутри было отделано орешником.
При воссоздании современной копии делать его настолько же нарядным не стали. Из исторических декоративных элементов на судне оставили позолоченные венки вокруг отверстий для пушек, а на носу – фигуру золотого льва с короной на голове в окружении дюжины ангелов.
Интересные факты о музее
Идея о создании в Воронеже копии впервые была озвучена в 2009 году, после чего начались поиски архивных документов и чертежей, которые позволили бы воспроизвести судно детально. Эти поиски растянулись на много лет, так как большинство письменных свидетельств о строительстве парусника оказались утраченными. В итоге реплику создавали по запискам из государственного архива, а также картинам, акварельным рисункам и гравюрам XVIII века.
Металлический корпус изготовили на судостроительном заводе в Павловске Воронежской области. Деревянную обшивку сделали мастера карельской верфи «Варяг», специализирующейся на создании исторических кораблей. Работа над двумя основными частями заняла около двух лет. В 2013 металлическое основание судна буксировали из Павловска вверх по течению Дона до Воронежа. На Адмиралтейской площади оно встало на якорь для достраивания. Монтаж деревянного корпуса «Божьего Предвидения» продолжался несколько месяцев. Главное отличие современной реплики парусника от оригинала – в том, что для изготовления использовали карельскую сосну, когда настоящий был выполнен из корабельного дуба. Но благодаря современным средствам защиты – в том числе специальным противопожарным пропиткам, сосна по своему качеству не уступает старинным дубам. Кстати, музейную версию можно называть линкором, лишь в память о ее предке. Фактически – это пассажирский теплоход.
Также на копии судна петровской эпохи используются навигация GPS/ГЛОНАСС, современные системы жизнеобеспечения и пожаротушения, дизельные двигатели. Кроме того, корабль-музей оснащен меньшим количеством орудий, чем его прародитель: всего 14 пушек. Остальное место освобождено для более удобного размещения выставочных залов. Сами пушки – исторически точные муляжи. Бутафорские орудия отлили на воронежском заводе «Рудгормаш».
Воронежцы впервые познакомились с ним на праздновании Дня города, в сентябре в 2013. Но тогда на борт никого не пускали, потому что на нем продолжались отделочные работы. Лишь спустя год корабль «Гото Предестинация» в Воронеже, наконец, открыл двери для посещений и фото.
Экскурсии по кораблю
«Гото Предестинация» является одним из отделов Воронежского областного краеведческого музея. Внутри посетители могут осмотреть три палубы, капитанскую каюту, отделение с пушками и пороховыми бочками, диораму воронежской верфи. Кроме того, с палубы можно сделать уникальные фото с видом на гладь водохранилища и левый берег Воронежа.
Компания от 10 человек может заказать в Воронеже экскурсию на корабль-музей «Гото Предестинация» по телефону 8-903-853-61-60. Для отдельных посетителей запись не требуется.
Также все желающие могут виртуально посетить судно на официальном сайте краеведческого музея. Таким образом можно ознакомиться с частью экспонатов, рассмотреть убранство, оценить, как смотрится копия петровского линкора на фоне современного города. А на официальном сайте можно посмотреть фотографии и видео, снятые на корабле.
Стоимость билетов и режим работы
В 2018 цена билета экскурсии на корабль-музей «Гото Предестинации» в Воронеже оставляла 200 рублей для взрослого, а для школьников и пенсионеров – 100 рублей. Туристы, не являющиеся гражданами России, должны будут заплатить за билет 300 рублей.
Право бесплатного входа имеют дети до 6 лет, инвалиды, члены многодетных семей, дети-сироты, сотрудники любых музеев России и члены Союза художников. Дети до 18 лет могут бесплатно побывать на судне в последнее воскресенье каждого месяца. О других категориях граждан, которые могут попасть на «Божье Предвидение», не оплачивая билет, можно узнать на сайте.
Музей на воде работает ежедневно со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00. Понедельник и вторник – выходные дни. Расписание экскурсий на корабль «Гото Предестинация» в Воронеже может меняться в государственные праздники. Точный режим можно уточнить по телефону 8 (903) 853-61-60.
Как добраться?
Судно стоит на якоре в воронежском водохранилище в районе Адмиралтейской площади. От остановки «ВГУ» до линкора можно дойти, спустившись вниз по улице Декабристов. От остановки «Чернавский мост» можно прогуляться вдоль Петровской набережной, заодно полюбовавшись панорамным видом на левый берег водохранилища. В обоих случаях прогулка займет не больше 10-15 минут. Точного адреса у «Гото Предестинации» нет.
Ныне о тех временах напоминает недавно воссозданный корабль-музей «Гото Предестинация» («Божье предвидение», от немецкого «Gott» и латинского «praedestinatio»), пришвартованный у Адмиралтейской площади. Это действующая историческая копия линкора времён Петра I. Познакомимся с кораблём поближе и узнаем судьбу петровского «Гото». Она была не такой уж и весёлой, но обо всём по порядку.
1. Петровская «Гото Предестинация» была спущена на воду в мае 1700 года на воронежской верфи. Первый российский линейный корабль с парусами и 58 пушками строился по проекту самого Петра I. Царь лично участвовал в постройке, а потом и в спуске корабля на воду
2. Корабль был оборудован не только по последнему военному слову того времени, но и был красив внешне. Детали можно рассматривать очень долго
3. Только давайте сменим погоду) О-па!
5. Поднимемся на борт, осмотрим музей. Вообще, статус нынешней «Гото» довольно интересный. Это и музей, и действующий корабль с экипажем. Пускают, разумеется, только в музейную часть
6. Детали воссозданного судна петровского времени я уже отметил. Ещё бросается в глаза и яркость корабля. Здесь светло и уютно
7. Правда я не уверен, что все детали восстановили с исторической точностью. Что-то скорее всего додумали, но это не играет особо важной роли
8. Сейчас трудно представить, но приблизительно здесь с 1696 по 1711 года было построено более 200 военных кораблей!
9. Каюта капитана. Примерно так ходил Пётр в военные походы
10. Такую роскошь, как кровать на корабле, мог себе позволить лишь царь (он же капитан). Но и то она была выполнена вовсе без монаршего комфорта: Петр I спал в ней сидя, подкладывая при этом под спину подушки
12. Украшение каюты капитана
14. А теперь посмотрим на быт и условия служащих. Моряки «Гото» отдыхали в подвешенных гамаках. Мест всем не хватало, корабль был тесноват, так что спали по очереди
15. Тут же и кормились
16. Выглянул и на миг представил морские волны.
После неудачного для России исхода войны на юге Пётр хотел, чтобы «Гото Предестинация» и ещё несколько кораблей прошли через пролив Дарданеллы. Это был бы красивый и почётный прощальный манёвр русского флота. Однако переговоры с турецким султаном по этому поводу зашли в тупик и Стамбул согласился лишь купить эти корабли.
Думаю, что пойдя на удовлетворение желания Петра, султан бы знатно уронил престиж своей страны и уважение подданных
17. Гостям «Гото» покажут устройство военного корабля петровских времён и расскажут, как он воевал. Кстати, тут же висели и гамаки для сна, которые мы видели чуть выше
18. Любителям истории и военного дела я рекомендую посещать корабль-музей обязательно с экскурсией. Рассказывают здесь про всё подробно и захватывающе, не упуская множества деталей
19. Если ничего не понимаете в морской военной науке, можете полюбоваться красотой военных мундиров времён Петра
20. Не удивляйтесь, если одеяния товарища вам покажутся уж больше европейскими. Ведь при Петре иностранные специалисты активно привлекались на работу в Россию и не только в военную сферу
21. Есть тут и копия посмертной маски Петра Великого. Напомню, царь-реформатор умер в возрасте всего лишь 52 лет, страдая множеством болезней (в том числе и почечнокаменной)
22. Мне очень понравился макет-реконструкция морских боёв
23. Выполнено всё очень детально
24. Заметили необычный флаг?
25. Это одна из разновидностей Андреевского флага, под которым ходили петровские корабли
Пушек тоже меньше, чем было на историческом корабле: всего 32. Сначала хотели установить 58 орудий, но потом решили освободить место под выставочные залы.
За первые два года судно выходило в водохранилище всего лишь один раз, на день открытия. Из знаменитостей, посещавших корабль, я вспомню только актёра Пьера Ришара. Может быть, на борт поднимался и ещё кто-то, но я не в курсе.
«Гото Предестинация» — корабль-музей петровской эпохи
«Плыть большому кораблю далеко задумано» – с полным правом воронежцы могут счесть эту строчку из песни к знаменитому «Табачному капитану» своим девизом. Факт: здесь, довольно далеко от моря, начинался русский военно-морской флот. Среди прочих судов, на местной верфи был сооружен первый отечественный линкор – «Гото Предестинация». Воронеж не забыл «морских» страниц своей истории, и вставший ныне на причал у Адмиралтейской площади парусник является памятником строителям петровского флота.
Корабль-музей «Гото Предестинация»
История оригинала
Современный корабль «Гото Предестинация» – копия, причем (по объективным причинам) не слишком точная. Но понять причины его появления нельзя, не зная истории оригинала.
Первый линкор был заложен на воронежской верфи по личному распоряжению царя Петра I в 1698 году, а спущен на воду в 1700 году. Петр лично участвовал в конструировании и сооружении корабля; в частности, он придумал для него особый разборный киль, облегчающий процесс снятия с мели в случае посадки на таковую.
План-чертеж линкора «Гото Предестинация»
Хотя царь учился кораблестроению у мастеров Западной Европы, в этом деле он обогнал своих учителей почти на полтора века – Европа таких конструкций знать не знала. Не участвовали западные мастера и в строительстве конкретного линкора – «ответственными прорабами» были Ф.Скляев и Л.Верещагин. У «Гото Предестинации» были иностранцы-капитаны, но команду (она составляла 253 человека) набирали из россиян.
Архивный рисунок петровского корабля «Божье Предвиденье»
Корабль имел 2 орудийные палубы и 58 орудий (поначалу восемь 3-фунтовых, двадцать четыре 8-фунтовых и двадцать шесть 16-фунтовых; затем 16-фунтовые пушки заменили на калибр поменьше – 12 фунтов). Эта особенность совершенно не отражена в современной копии. Название же корабля способно повергнуть в ступор лингвиста, но типично для петровской эпохи: оно составлено из слов двух иностранных языков (соответственно немецкого и латыни) и условно переводится как «Божье Предвидение».
Голландский художник Шхонбек: «Гото Предестинация» на воде
Долгое время «Гото Предестинация» стоял в плавучем доке, и лишь в 1710 году приступил к несению службы. Линкор входил в состав азовской эскадры адмирала Корнелия Крейса и контролировал морские подходы к крепости Азов.
Однако война с Турцией 1711 года закончилась для России неудачно, в результате чего страна утратила право на черноморский военный флот. Имеющиеся корабли Петр надеялся переправить своим ходом на Балтику, но турки решительно отказались пропускать их через проливы. В результате суда (в том числе и «Гото Предестинацию») пришлось продать султану. Турции корабль служил 7 лет, а затем был списан на слом.
Создание копии: первые шаги
История корабля «Гото Предестинация» была продолжена в 2009 году, когда воронежский губернатор А.Гордеев объявил о намерении построить его копию, что станет музеем мореплавания и кораблестроения. На следующий год к плану подключилась правительственная Морская коллегия – было заявлено, что строительство корабля-музея станет одним из мероприятий, посвященных 425-летию Воронежа и этапом создания уже запланированного исторического комплекса на Петровском острове.
Нижняя часть судна была пришвартована в Воронеже 25 июля 2013 г.
Первым (и успешным) шагом стало изготовление рынды – корабельного сигнального колокола. Проделали эту операцию воронежские литейщики. Далее дело пошло медленней и трудней – по техническим причинам.
Процесс создания деревянной надстройки на верфи «Варяг»
Петру Великому на сооружение исходного линкора потребовалось менее 2 лет. Современную копию изготавливали в два раза дольше – вот вам и могущество современных технологий. Причины задержек состояли в недостаточной сохранности исходной документации и изменении требований к ходовым и утилитарным свойствам корабля.
Зима 2013-2014 гг. — сборка копии линкора в Воронеже
От петровской эпохи сохранилось немало документов, но полного «технического пакета» на «Гото Предестинацию» реконструкторам собрать не удалось. В плане внешнего декора и вовсе пришлось руководствоваться художественным изображением П.Бергмана. Кроме того, требовался не военный линкор, а музей, безопасный и информативный для посетителей. Соответственно, даже известные по документам технические особенности корабля были изменены.
Запланированные отличия
Работы по строительству корабля выполняли Павловский судостроительный завод (нижняя часть корпуса) и петрозаводской верфи «Варяг» (верхняя деревянная надстройка). Собирали части вместе уже в Воронеже. При этом никто не скрывал, что реконструкция существенно отличается от оригинала.
Вносимые в конструкцию и внешний облик «Гото Предестинации» изменения во многом были вынужденными. Корабль изначально планировался как музей, ему не требовалось совершать дальние переходы под парусами, а в Воронежском водохранилище полноценные парусные маневры не предполагались. Пришлось решать, по возможности, и проблему недостатка информации об исходном корабле.
Первое плавание
Открытие корабля-музея состоялось в 2014 году на День ВМФ. «Гото Предестинация» снялся с якоря и торжественно прокатил по водохранилищу областное начальство и работников Павловского судостроительного завода. Был отдан салют из пушек и переданы приветствия традиционной флажковой азбукой. В музее прошли первые экскурсии.
День ВМФ на Адмиралтейской площади Воронежа 27.07.2014 — открытие копии линкора, торжественный залп из пушек
Правда, этот торжественный «выход в море» оказался для младшего брата старого линкора единственным. Предполагалось, что он должен делать это периодически (в том числе, в праздничные дни), пока же корабль стоит на приколе возле Адмиралтейской площади.
Обретенная популярность
Но это не означает, что корабль-музей в Воронеже не пользуется популярностью. Только за первые 2 года его работы на борту побывало 60 тыс. человек. В числе экскурсантов на линкоре оказались премьер Д.Медведев и знаменитый французский актер Пьер Ришар. Известно, что он живет на переоборудованной барже, которой сам управляет – следовательно, мосье Ришар может считаться экспертом в корабельных делах.
Новая достопримечательность и визитная карточка Воронежа
«Гото Предестинация» номинировался на роль российской достопримечательности, достойной украсить собой купюры в 200 либо 2000 рублей нового образца. Победили Крым и Владивосток, но воронежский линкор «вышел во второй тур».
Борт «Гото ПРедестинации» с реестровым номером
Корабль является филиалом Краеведческого музея. Режим работы зависит от сезона. Билеты стоят умеренно, причем правила определяют довольно широкий круг льготников, которые могут посетить линкор за половинную плату, а то и вовсе бесплатно. Знатоки советуют брать экскурсовода – интереснейшие нюансы экспозиции неподготовленный человек сам не поймет.
Корабль-музей: экскурсии, расписание
Сегодня музей на корабле «Гото Предестинация» в Воронеже один из самых посещаемых не только жителями города, но и гостями из других населенных пунктов России и зарубежья. Связано это, прежде всего, с огромным и вполне объяснимым ажиотажем вокруг действующей копии первого линейного корабля XVIII-го века. Более 3-х тысяч посетителей ежемесячно принимают экскурсоводы музея.
Наибольшее количество желающих посетить музей приходится на дни праздников, сопровождаемых мероприятиями на Адмиралтейской площади, таких как День ВМФ, День города Воронеж. Экскурсия на корабль «Гото Предестинация» доступна по стоимости и не занимает более одного часа времени.
Режим работы музея
Расписание экскурсий: 10:00; 11:00; 12:00; 15:00; 16:00; 17:00.
Стоимость посещения экспозиции
Цена билета для взрослых составляет 200 р.
Купить билет по льготной цене (100 р.) могут следующие категории граждан: школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды всех категорий.
Бесплатно в музей на воде допускаются: дети до 6 лет, дети-сироты, многодетные семьи, солдаты-срочники, участники боевых действий и ВОВ, сотрудники музеев и члены Союза художников РФ. Полный список льгот можно уточнить у работников музея.
«Божье Предвиденье» — плавучий филиал Краеведческого музея
Как попасть на экскурсию
Согласно действующему регламенту размер экскурсионной группы а «Гото Предестинации»не должен превышать 20 человек. Каждый посетитель, даже новорожденный ребенок, получает билет и считается экскурсантом. «Лишние» посетители на корабль не допускаются по технике безопасности во избежание непредвиденных и трагических происшествий.
Возможна предварительная запись для групп 10-20 человек — на месяц вперед, не более. Отдельные посетители могут приобрести билеты в кассе музея и посетить экспозицию в порядке живой очереди. Предварительная продажа билетов для единичных посетителей и групп менее 10 человек не осуществляется.
В зимнее время продажа билетов, в том числе для групп, осуществляется в порядке живой очереди и лишь на текущий день.
Меры предосторожности
По ряду причин экспозиция музея «Гото Предестинация» может быть не доступна для посещения. В случае ремонтных или профилактических работ на корабле, а также при неподходящих погодных условиях (снегопад, обледенение палубы и т.п.) музей закрывают.
Актуальность информации относительно режима работы экспозиции всегда можно уточнить на официальном сайте музея.
Гото Предестинация: экспозиция
Задача музея – показать повседневную жизнь и предметную среду первых русских военных моряков. Для этого на борту линкора собрано более 700 экспонатов разного рода. Многие представляют собой реконструкции, но есть и оригинальные вещи.
Восковые фигуры — часть экспозиции музея
Корабль «населяют» типажи века – восковые фигуры в соответствующей одежде. В капитанской каюте удобно устроился сам государь Петр Алексеич – он тоже был официальным командующим линкора. Каюта скромна – царь излишеств не жаловал. Единственная роскошь – настоящая кровать. Многие экскурсанты замечают, что она явно коротковата царю (2,05 м росту). Но в петровские времена вообще старались не спать лежа (горизонтально лежат только покойники), а делали это полусидя, подпирая спину ворохом подушек.
Кровать офицера на корабле
Матросы решали проблему иначе – они спали в гамаках, в которых и качка меньше допекает, и горизонтально не ляжешь. Делали это посменно (по вахтам) – все 253 человека одновременно улечься не могли, места не хватало. Гамаки так и висят на положенных местах.
Угол с иконами и обеденный стол
В матросском кубрике есть также церковная зона, стол для принятия пищи (с посудой), прочие необходимые для жизни и несения службы предметы. А орудийной палубе возле пушек застыл канонир – тоже восковая фигура в типичном мундире. Канонир опять же схож лицом с царем – ведь Петр официально сдавал экзамен (и сдал успешно) на звание бомбардира, то есть наводчика и командира орудия. Запасы ядер, навигационные приборы, карты – все находится на положенных местах, все в наличии.
Фигура канонира в отсеке с пушками
Современная «Гото Предестинация» имеет множество наружных украшений – как было принято в петровские времена. Правда, резные деревянные статуи и барельефы, изображающие мифических морских персонажей, и нарядная роспись на корме почти полностью являются плодом фантазии современных мастеров. Но источником вдохновения для них служили изображения реальных парусников.
Туристы охотно делают фото на фоне нарядного корабля – получаются прекрасные памятные открытки. Делают это и воронежцы, особенно молодожены, часто посещающие Адмиралтейскую площадь – для них корабль тоже является счастливым символом. Лучшие кадры получаются весной в солнечную погоду.
«Гото Предестинация» в свободном плаваньи по водохранилищу
Может, современный воронежский корабль-музей «Гото Предестинация» и не слишком похож на своего старинного тезку. Но в качестве культурного центра, пропагандирующего историю отечественного флота, корабль хорош. И не стоит жалеть потраченного времени и немалых средств, вложенных в его создание – сохранение исторической памяти и правильное воспитание будущих поколений стоят того.
Автор: Мария Гончарова
Интересные факты
Корабль «Гото Предестинация», фото
Дополнительная информация
Полное название : Музей истории создания российского флота «Гото Предестинация», филиал Воронежского областного краеведческого музея
Начало строительства : 15 июня 2011 г.
Дата открытия : 27 июля 2014 г.
Технические характеристики
Адрес : г. Воронеж, Адмиралтейская площадь
Географические координаты : 51.655898, 39.215917
Корабль-музей «Гото Предестинация» (Воронеж) на карте, как добраться:
Ближайшие остановки общественного транспорта :
Открыто : ср 11:00–18:00; чт-вс 10:00–18:00; пн-вт выходной
Стоимость билета : 100-200 р.
Телефон : +7 903 853‑61-60