Космодром Куру́ (Гвианский космический центр, фр. Centre spatial guyanais ) находится на северо-востоке Южной Америки, во Французской Гвиане. Космодром расположен на побережье Атлантического океана, на полосе, приблизительно, длиной 60 км и шириной 20 км. между городками Куру фр. Kourou и Синнамари, в 50 км от столицы Французской Гвианы Кайенны.
Содержание
История
В 1964 году правительство Франции выбрало Куру из 14 других представленных проектов расположения космодрома. Его строительство Франция начала в 1965 году по инициативе Французского космического агентства (CNES). Первый запуск с космодрома в Куру был осуществлен 9 апреля 1968 года.
В 1975 году, когда образовалось Европейское космическое агентство (ESA), французское правительство предложило ESA использовать космодром Куру для европейских космических программ. ESA, рассматривая космодром Куру как свою составную часть, финансировало модернизацию пусковых площадок Куру под программу космических кораблей «Ариан». В настоящее время основные пусковые площадки космодрома являются собственностью ESA.
С тех пор ESA продолжает финансировать две трети годового бюджета космодрома, который идёт на текущее обслуживание полётов и поддержание сервиса космодрома на современном уровне. ESA также финансирует новые проекты на космодроме, такие как пусковые комплексы и промышленные предприятия, которые требуются для запуска новых носителей, таких как «Вега» или для использования «Союзами».
Возможности для космических запусков
Космодром Куру расположен на широте 5°3′, всего чуть более 500 км к северу от экватора, что позволяет космодрому быть наиболее подходящим местом для запуска спутников на геостационарную орбиту. Такая близость к экватору даёт возможность вносить лишь минимальные изменения в траекторию движения спутников. Носители также выигрывают от эффекта «пращи», когда энергия создаётся вращением Земли вокруг своей оси. Это вращение Земли придаёт носителю дополнительную скорость в 460 метров в секунду (1656 км/ч) при траектории запуска в восточном направлении. Эти важные факторы экономят топливо и деньги, а также продлевают активную жизнь спутников.
Благодаря своему географическому расположению европейский космопорт Куру даёт возможность для угла запуска в 102°, что позволяет производить большой выбор миссий с востока на север. Фактически космодром расположен так удачно, что позволяет производить все возможные космические миссии.
На сегодняшний день ESA инвестировало более €1.6 миллиарда в улучшение и развитие наземной инфраструктуры. ESA владеет возможностями для запуска носителей «Ариан», включая здания по подготовке носителей и спутников, инфраструктурой по управлению запусками, а также заводом по производству твёрдого топлива.
Гвианский космический центр или Космодром Куру находится в Южной Америке, на побережье Атлантического океана во французском департаменте Гвиана.
Построенный в 500 км от экватора, космодром Куру имеет ряд преимуществ. Во-первых, географическое расположение дает возможность запускать спутники в широком диапазоне траекторий, а во-вторых, выход к океану позволяет предотвратить случайные жертвы и аварии, во время падения нижних ступеней ракет и обломков от неудачных экспериментов.
Стоит отметить, что Гвианский космический центр эксплуатируется не только Национальным центром космических исследований Франции. Инфраструктурой Куру пользуются также Европейское космическое агентство (ЕКА).
История и структура центра
Место для строительства космодрома Франция начала искать в 1960-х годах. На рассмотрении было 14 вариантов. После изучения местности и других характеристик выбор пал на Гвиану. На возведение космодрома Куру ушло три года и в 1968-м состоялся первый запуск ракеты.
В последующие годы были успешно запущены десятки ракет-носителей. Они доставили на орбиту военные спутники для разведки и дистанционного зондирования, оборудование телекоммуникационных компаний, аппараты для наблюдения за погодой и пр.
Спустя 7 лет после открытия космодрома сформировалось Европейское космическое агентство, организация стала активно использовать площадку и финансировала ее модернизацию. Благодаря ЕКА на Куру появилось 5 пусковых установок:
Кроме того, на территории космодрома Куру имеется несколько заводов, технический центр, Музей космоса, технические здания и сооружения. Над каждым проектом работает коллектив из сотен сотрудников, запуски сопровождают пожарная команда и отряды военных.
Космодром Куру сегодня
Сегодня Гвианский космический центр входит в число самых востребованных предприятий подобного типа, большинство запусков оказываются удачными, что привлекает клиентов со всего мира.
Будучи главным инвестором, ЕКА владеет всеми основными пусковыми комплексами и финансирует новые проекты. В 2019 году на космодроме Куру произошли запуски «Союзов»: 4 российские ракеты доставили на орбиту спутники компаний OneWeb, O3b, Eutelsat и космический телескоп «Хеопс».
В 2020-м была запущена ракеты со спутником «Falcon Eye 2» для Вооруженных Сил ОАЭ. Предыдущая попытка в июле 2019-го оказалась неудачной. А на 2021 год намечена отправка космического телескопа Джеймса Уэбба. Последние новости с космодрома Куру ищите на официальном сайте космического центра.
Как попасть на космодром Куру во Французской Гвиане
Космодром Куру открыт для туристов, правда для доступа на территорию необходимо запросить пропуск. Его придется заранее бронировать по телефону +594 33 77 77 или по электронной почте visites.csg@cnes.fr (минимум за 48 часов до планируемой даты посещения). Справочная служба работает с понедельника по субботу с 08:00 до 17:00 (перерыв с 12:00 до 13:00).
Программа визита рассчитана на 3 часа. В тур входит поездка к центру управления космодрома Куру, к стартовым площадкам ELA-1, ELA-3, ELS и экскурсия по музею.
Туристов пускают на объект 2 раза в день со вторника по субботу: в 08:00 и в 13:00. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт, либо справка о его утере или вид на жительство). Водительские права не принимают. Обратите внимание, что дети до 8 лет не допускаются на космодром, так как это объект повышенной опасности. Юные гости могут провести время в музее.
Музей космоса
Музейная экспозиция космодрома Куру по большей части состоит из макетов ракет-носителей, спутников и других аппаратов. Есть восковые фигуры известных космонавтов в скафандрах и стенды с фотографиями и документами, рассказывающими историю развития космонавтики и космического центра Гвианы. Работают планетарий и сувенирный магазин. Кроме постоянной экспозиции в музее регулярно проходят временные выставки.
Музей космодрома Куру на google-панораме:
Музей космодрома Куру открыт со вторника по субботу с 09:00 до 18:00. Выходные дни: воскресенье, первая неделя сентября и праздники. Ограничений по возрасту нет.
Как добраться до Гвианского космического центра
Ближайший международный аэропорт находится в Матури, соседнем с Куру городе. Воздушная гавань имени Феликса Эбуэ принимает самолеты из Франции и считается столичным аэропортом Гвианы.
Из аэропорта до Кайенны (столицы) придется добираться на такси или с пересадками на автобусах. В городе можно заказать экскурсию на космодром, тогда не придется заботится о транспорте, да и пропусками займутся опытные гиды.
А если хочется сэкономить и съездить самостоятельно, то вам нужно доехать до торгового центра «Family Plaza». Перед ним есть площадь с одноименной остановкой, откуда до космического центра Куру ходит автобус № 5. Расписание смотрите здесь.
Если арендовать машину в Кайенне, то на дорогу до Куру уйдет около часа. Маршрут пролегает вдоль Атлантического океана, по дороге N1.
Автомобильный маршрут на google-картах:
Расстояние между городами составляет почти 60 км, вряд ли вы найдете таксиста, согласного на такую поездку, но можно попытать счастья у частных водителей или в фирмах, организующих трансфер.
Рис. 16. Схема расположения основных космических центров Японии Космодром Утиноура создан в 1963 г. и расположен на побережье Тихого океана (31° 15′ с.ш. и 131° 5′ в.д., о. Кюсю). Имеет площадь 51 кв. км и располагает двумя стартовыми и техническими комплексами для запуска ракет-носителей «Ламбда-48» и «Ми». С этого космодрома был запущен первый ИСЗ Японии. Южнее острова Кюсю находится небольшой островок Танегасима, давший имя расположенному на этом острове второму космодрому Японии (30° 30′ с.ш. и 131° в.д.). Примечательно, что соседство космодрома вызвало протесты рыбаков, поскольку о. Танегасима является основным традиционным районом ловли голубого тунца, а запуски ракет-носителей отпугивают рыбу. В связи с этим НАСДА выплатила единовременную компенсацию рыбакам в размере 8 млн дол. и ежегодно платит 4 млн дол. Кроме того, НАСДА подписала с рыбаками соглашение, согласно которому запуски могут осуществляться в два 45-дневных периода в год: в январе — феврале и июле — августе. Неразрывно связаны с испытательными работами японских космодромов и, по существу, являются их неотъемлемой частью два научно-исследовательских центра. 1. Центр Какуда расположен в 260 км к северу от Токио и предназначен для испытаний ракетных двигателей. В состав Центра входят стенды для испытаний турбонасосных агрегатов двигателей, систем подачи топлива, двигателей верхних ступеней ракет-носителей в целом. 2. Центр Цукуба расположен в 64 км к северо-востоку от Токио. В Центре сосредоточены 31 государственный научно-исследовательский институт и два университета. Центр ведет научно-исследовательские работы по многоразовому пилотируемому кораблю. Испытательная база центра включает 12 зданий общей площадью 42 тыс. кв. м, расположенных на участке площадью 510 тыс. кв. м. В Центре трудится 11 400 человек, 6500 из которых — научные работники и инженеры. Япония планирует создание на островах Тихого океана международного космодрома для запусков и эксплуатации воздушно-космических систем. Основными элементами этого космодрома будут взлетно-посадочная полоса длиной 10. 12 км, а также научно-производственные комплексы, комплексы радиотехнических средств посадки космических объектов, подготовки космонавтов, зоны отдыха. Затраты на создание такого космодрома оцениваются в 40 млрд дол.
Российско-европейский проект «Союз» в Гвианском космическом центре
Гвианский космический центр — европейский космодром, расположенный вблизи города Куру во Французской Гвиане (департамент Франции в Южной Америке). Его расположение около экватора обеспечивает 15% преимущество по полезной нагрузке по сравнению с запусками в восточном направлении с американского космодрома на мысе Канаверал и 40% — при запусках с космодрома Байконур. С начала 70-х годов прошлого века ГКЦ используется для запусков КА ракетами-носителями семейства «Ариан». Космодром используется в интересах совместных европейских космических программ. Руководство работой ГКЦ осуществляет Французский национальный космический центр (CNES). При этом космодром финансируется из бюджета Европейского космического агентства (ЕSА) и используется в интересах совместных европейских космических программ.
Головным контрактным интегратором предприятий российской кооперации в проекте «Союз» в Гвианском космическом центре выступает АО «Главкосмос», обеспечивая взаимодействие с Arianespace. Подготовку российской ракетно-космической техники и обслуживание наземного технологического оборудования на космодроме в Гвиане осуществляют предприятия Роскосмоса — АО «РКЦ «Прогресс», АО «НПО Лавочкина» и АО «ЦЭНКИ».
Проведение запусков космических аппаратов осуществляется совместными европейско-российскими пусковыми расчетами. Подготовка ракеты-носителей «Союз-СТ» и эксплуатация поставленного российской стороной наземного технологического оборудования проводится российскими специалистами.
Подготовка ракет-носителей «Союз СТ» и разгонных блоков «Фрегат» к участию в пусковых кампаниях проводится специалистами предприятий Роскосмоса в монтажно-испытательном корпусе технического комплекса.
Особенностью стартового комплекса является раздельная транспортировка трех ступеней ракеты-носителя и космической головной части с последующей их стыковкой на пусковой установке с использованием мобильной башни обслуживания. На стартовом комплексе для общей сборки и предстартового обслуживания ракеты космического назначения применяется мобильная башня обслуживания, которая защищает ракету, космическую головную часть и обслуживающий персонал при неблагоприятных погодных условиях.
Российско-европейский проект «Союз» в Гвианском космическом центре» начался в 2003 году, когда на правительственном уровне было принято решение о запусках ракет-носителей «Союз» с европейского космодрома во Французской Гвиане. В рамках принятых решений был подписан целый ряд межправительственных соглашений, которые заложили правовую основу для подписания контрактов на создание наземной инфраструктуры стартового комплекса «Союз», изготовление и отгрузку ракет-носителей «Союз-СТ» и разгонных блоков «Фрегат» в Гвианский космический центр. В 2005 году началось строительство стартового комплекса для «Союз-СТ», в мае 2011 года состоялась официальная церемония передачи стартового комплекса Европейскому космическому агентству и эксплуатанту космодрома — компании Arianespace. Первый пуск ракеты-носителя «Союз-СТ» состоялся в октябре 2011 года. Ежегодно осуществляется 2–3 пуска как в интересах ESA, так и в интересах коммерческих компаний.
Заморский департамент Франции. Расположен на северо-восточном берегу Южной Америки. Побережье Гвианы — низменное и болотистое, тянется полосой шириной примерно 20 км вдоль всего берега Атлантического океана, занимая около 6 % площади территории. Вся остальная часть Гвианы — лесистое плоскогорье, с высотами, достигающими 850 м. Теплый и влажный экваториальный климат со среднегодовой температурой 25–27°C. С декабря по февраль и с апреля по июль — сезон дождей. Сухой сезон продолжается с августа по ноябрь. Население составляют в основном креолы. Кроме того, здесь проживают европейцы, китайцы, ливийцы, сирийцы и гаитяне. Крупные месторождения золота и бокситов. Основные статьи экспорта: золото, ром, лесоматериалы.
Как работает российский космический комплекс во Французской Гвиане
21 октября исполняется десять лет с момента первого пуска ракеты-носителя «Союз-СТ» с космодрома Куру во Французской Гвиане: в 2011 году российская ракета с разгонным блоком «Фрегат» вывела на орбиту два европейских навигационных спутника Galileo. С того момента ежегодно с космодрома Куру осуществляется до четырех пусков российских ракет.
Гвианский космический центр находится на побережье Атлантического океана. Его расположение около экватора обеспечивает 40-процентное преимущество по полезной нагрузке по сравнению с запусками с космодрома Байконур. Оператором пусков с космодрома Куру выступает европейский поставщик пусковых услуг Arianespace. С российской стороны головным контрактным интегратором в проекте выступает АО «Главкосмос» (входит в Роскосмос), обеспечивая на всех стадиях взаимодействие с компанией Arianespace, эксплуатантом космодрома в Куру. Комплекс запуска «Союз» является собственностью Европейского космического агентства, запуск осуществляется под ответственностью французских государственных органов.
О том, как возникла идея создать стартовый стол под ракету «Союз-СТ» во Французской Гвиане, с какими сложностями при этом пришлось столкнуться, о существующих контрактах и возможности осуществлять пилотируемые пуски в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, входит в Роскосмос) Руслан Мухамеджанов.
Принцип «двух ключей»
Идея создания проекта развивалась в несколько этапов. «Понимание необходимости амбициозного коммерческого космического проекта было продиктовано, с одной стороны, завершением работ по модернизации ракеты-носителя «Союз» и созданием на ее основе новой, более эффективной ракеты «Союз-2″, с другой стороны — ростом потребностей мирового космического рынка», — сообщил Мухамеджанов.
В начале 2000-х годов в рамках сотрудничества по линии российско-французского предприятия «Старсем» шла активная работа по запускам иностранных аппаратов с помощью «Союза» с космодрома Байконур. Параллельно специалисты российских космических предприятий с австралийской компанией «Азиатско-Тихоокеанский космический центр» рассматривали возможность создания стартового комплекса на острове Рождества в Индийском океане. Оттуда планировалось запускать одну из модификаций ракеты «Союз» — «Аврору». По словам гендиректора ЦЭНКИ, прекращение программы запусков европейского носителя «Ариан-4» также повлияло на начало переговоров между Россией и Францией по сотрудничеству в данной области.
В 2002 году было подготовлено Межправительственное соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре. «В 2003 году после проведения большого количества переговоров, рабочих совещаний и рекогносцировки на месте будущего стартового комплекса соглашение было подписано правительством Российской Федерации и правительством Французской Республики», — напомнил глава ЦЭНКИ.
Проект стартового комплекса «Союз-Куру» во Французской Гвиане
Одним из условий сотрудничества, отметил Мухамеджанов, было соблюдение всех европейских стандартов и норм при проектировании и строительстве. Поэтому документация была гармонизирована, а специалисты по строительству и монтажу оборудования из РФ прошли сертификацию по европейским стандартам. «На комплексе был применен принцип «двух ключей» — все операции обе стороны могли производить только согласованно», — подчеркнул Мухамеджанов.
На стартовом комплексе «Союз» во Французской Гвиане постоянно находятся восемь-десять человек, которые составляют группу мониторинга. В основном это сотрудники ЦЭНКИ и Ракетно-космического центра «Прогресс». «В их задачи входит ежедневный мониторинг технического состояния оборудования стартового комплекса и находящихся на хранении ракет-носителей.
Специалисты сменяют друг друга по вахтовому методу», — пояснил гендиректор ЦЭНКИ.
Технологическое обслуживание проводится в соответствии с графиком, согласованным с Arianespace. Топливо, ракеты и разгонные блоки доставляются морским транспортом в специальных контейнерах, которые не допускают плесканий и попаданий излишней влаги.
В период пусковой кампании на космодроме во Французской Гвиане находятся около 300–330 российских специалистов.
След Куру на Восточном
Во Французской Гвиане российским специалистам пришлось столкнуться с погодными проблемами. С одной стороны, это сильные порывы ветра, из-за которых приходилось переносить старт ракеты (например, в ноябре 2020 года). «Речь идет не о привычном для нас ветре, а о таком ветре, который с изменением высоты слоями меняет свое направление и скорость», — пояснил директор ЦЭНКИ. Европейская сторона использует программную модель, которая оценивает риск при развитии худшего сценария, рассматривая вероятность падения обломков разрушенного изделия (не только «Союза-СТ», но и других ракет) на населенные пункты по трассе полета. Еще одной проблемой являются ливни.
Ливни могут идти без перерыва по несколько дней, поэтому на стартовом комплексе «Cоюз» в Гвианском космическом центре для общей сборки и предстартового обслуживания ракеты космического назначения была применена мобильная башня обслуживания, не имевшая на тот момент аналогов на российских космодромах
генеральный директор ЦЭНКИ
Опыт использования такого сооружения оказался успешным, и позже он был внедрен на новом российском космодроме Восточный.
Ракета-носитель «Союз» с разгонным блоком «Фрегат-МТ» во время запуска с космодрома Куру, 2019 год
За время сотрудничества, отметил гендиректор ЦЭНКИ, российская и французская стороны многому научились друг у друга. «Нам удалось на совместной практике апробировать методы современного менеджмента и уже на своих космодромах внедрить эти современные методы с адаптацией к нашим практическим традициям», — добавил он.
За время существования со стартового комплекса «Союз» в Гвианском космическом центре было осуществлено 25 пусков. В этом году запланирован один пуск. Предполагается, что ракета-носитель «Союз-СТ» выведет на орбиту космические аппараты европейской навигационной системы Galileo. «Пуск запланирован на 30 ноября 2021 года (по московскому времени — 1 декабря)», — отметил Мухамеджанов.
В следующем году первая пусковая кампания запланирована на январь. «В 2022 году планируется три запуска, первый из которых ожидается 6 января», — добавил он.
При этом, по словам гендиректора ЦЭНКИ, ведется работа по новым контрактам на выведение полезной нагрузки ракетами «Союз» с космодрома Куру. «На 2023 год заключены контракты еще на два пуска», — рассказал Мухамеджанов.