Как называется кружок организованный островским
Тест с ответами на тему: “Биография А.Н. Островского”
1) В каком году родился А.Н. Островский?
а) 1803;
б) 1817;
в) 1823;+
г) 1853.
2) Назовите родной город А.Н. Островского:
а) Москва;+
б) Петербург;
в) Астрахань;
г) Владимир.
3) Дед А.Н. Островского был:
а) врачом;
б) дипломатом;
в) ученым;
г) священником.+
4) Кем работал отец А.Н. Островского?
а) священником;
б) торговцем;
в) врачом;
г) коллежским асессором.+
5) В каком году семья А.Н. Островского получила дворянство?
а) 1839;+
б) 1840;
в) 1841;
г) 1842.
6) Сколько у А.Н. Островского было родных братьев и сестер?
а) 2;
б) 5;
в) 6;
г) 7.+
8) Какой предмет так трудно давался А.Н. Островскому, что по нему он даже провалил экзамен?
а) арифметика;
б) латынь;
в) русская словесность;
г) римское право.+
9) Где учился А.Н. Островский?
а) в Московском университете;+
б) в Казанском университете;
в) в Петербургском университете;
г) нигде.
10) Какой факультет Московского университета окончил А.Н. Островский?
а) филологический;
б) исторический;
в) экономический;
г) юридический.+
11) Где по настоянию отца А.Н. Островский начал карьеру?
а) министерство внутренних дел;
б) гусарский полк;
в) коллегия иностранных дел;
г) совестный суд.+
12) Большинство из написанных А.Н. Островским пьес были посвящены:
а) дворянским буднями;
б) светским развлечениям;
в) крестьянскому труду;
г) купеческому быту.+
13) Какое из перечисленных произведений А.Н. Островский опубликовал первым?
а) «Картина семейной жизни»;+
б) «Свои люди – сочтёмся!»;
в) «Гроза»;
г) «Василиса Мелентьева».
14) Назовите жанр произведения «Свои люди – сочтемся», которое сделало А.Н. Островского известным писателем:
а) роман;
б) трагедия;
в) рассказ;
г) комедия.+
15) В каком году состоялась публикации комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся»?
а) в 1848;
б) в 1849;
в) в 1850;+
г) в 1851.
16) Как назывался журнал, в котором был напечатана пьеса А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся», принесшая автору известность?
а) «Современник»;
б) «Отечественные записки»
в) «Иностранная литература»;
г) «Москвитянин».+
17) В редакцию какого журнала входил А.Н. Островский?
а) «Современник»;
б) «Отечественные записки»;
в) «Иностранная литература»;
г) «Москвитянин».+
18) Когда А.Н. Островский получил Уваровскую премию?
а) в 1861 году;
б) в 1862 году;
в) в 1863 году;+
г) в 1864 году.
19) За какую пьесу А.Н. Островский получил Уваровскую премию?
а) «Бедность – не порок»;
б) «Бесприданница»;
в) «Свои люди – сочтемся»;
г) «Гроза».+
20) Чем заведовал А.Н. Островский, руководя театрами в Москве?
а) репертуаром;+
б) актерским составом;
в) финансами;
г) костюмами и декорациями.
21) В какой из перечисленных пьес А.Н. Островского место действия – несуществующий город?
а) «Гроза»;+
б) «Бесприданница»;
в) «Лес»;
г) «Доходное место».
22) Основателем какого кружка был А.Н. Островский?
а) Аристократический кружок;+
б) Народный кружок;
в) Крестьянский кружок;
г) Писательский кружок.
23) Какое определение критик Н.А. Добролюбов дал пьесам А.Н. Островского?
а) «пьесы из жизни»;
б) «пьесы жизни»;+
в) «жизненные пьесы»;
г) «правдивые пьесы».
24) В каком возрасте А.Н.Островский ушел из жизни?
а) 41 год;
б) 58 лет;
в) 60 лет;
г) 63 года.+
25) Какой из перечисленных театров прозвали «Домом Островского»?
а) Большой театр;
б) Малый театр;+
в) Александрийский театр;
г) Современник.
26) Что из названного можно отнести к заслугам А.Н. Островского?
а) военные подвиги;
б) создание русского национального театра;+
в) успехи к дипломатической деятельности;
г) новаторство в изобразительном искусстве.
27) Как называлось общество, в котором председательствовал А.Н. Островский?
а) Общество театральных руководителей;
б) Общество режиссёров и актёров;
в) Общество русских драматических писателей и оперных композиторов;+
г) Общество театральных деятелей и оперных исполнителей.
28) Сколько пьес насчитывается в творческом наследии А.Н. Островского?
а) 47;+
б) 57;
в) 67;
г) 77.
29) Драматурга А.Н. Островского не стало:
а) в 1853 году;
б) в 1873 году;
в) в 1886 году;+
г) в 1889 году.
30) В каком городе умер А.Н. Островский?
а) Москва;
б) Нижний Новгород;
в) Казань;
г) Кострома.+
Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский
Кружок Островского
КРУЖОК ОСТРОВСКОГО
Когда глядишь издали на Островского в эти ранние его годы, неизменно видишь его в густой толпе друзей, приятелей, знакомых. Привязанности его крепки, знакомства легки. Его простота, дружелюбие, спокойный нрав и юмористический наклон ума заставляют людей мгновенно «прилипать» к нему. Он и в молодые годы не глядел робким юнцом, а в двадцать пять лет казался старшим среди своих сверстников.
Сознающий себе цену талант, как и разумение, приобретенное опытом, меняют ощущение возраста. В молодом Островском уже проглядывала ранняя солидность, степенность осанки. Но непосредственность его реакций, располагающая улыбка быстро завоевывали даже малознакомых людей. Успех «Банкрота» еще увеличил тяготение к нему московской молодежи разных званий и состояний, и он все гуще обрастал людьми.
То, что называют иногда «кружком Островского», на деле было широким и разношерстным приятельским кругом, стихийно сложившимся возле молодого драматурга. Его привлекательная личность служила центром притяжения самых разных людей, идей и симпатий. Бывало так: один приводил другого на встречу приятелей Островского или просто приглашал подсесть к общему столу в трактире, и новичок, обвороженный вольным, талантливым духом кружка и доброжелательным гостеприимством его главы, просил разрешения прийти еще однажды и, мало по малу, становился своим.
Можно было бы причислить к уже названным и еще немало имен, так как кружок не имел сколько-нибудь определенного «списочного состава». Никому не возбранялось появляться на его вольных собраниях, лишь бы был этот человек «русским душою», любил песню, шутку, веселый разговор, не относился бы со священным трепетом к начальству и формулярам, да, кстати, и мимо рта во благовременье рюмку бы не проносил. Условия, что и говорить, не тяжкие, так что рядом с постоянными участниками этих встреч были всегда и более случайные, долго не державшиеся посетители.
Будущий цензор, а когда-то вольнодумец и острослов Михаил Лонгинов, сам переживший эволюцию от легкой фронды к охранительству, с большим знанием дела запечатлел черты общественного быта, сложившегося через два-три года после того, как в феврале 1848 года первый гром грянул над литературой и просвещением:
В этих словах можно найти разгадку появления в смутную эпоху общественной жизни дружеских кружков, товариществ, сборищ без ясной идейной программы, но с настроениями эпикурейства и не опасного вольнодумства.
Испуг и растерянность часто рядятся в благородные одежды. Никто из вольнодумцев 40-х годов не склонен был признаться, что на него просто подействовал страх. Инстинкт самобережения работает бессознательно. Каждый искал себе внутренних оправданий. Человек обычно даже самому себе не признается, что испугался бедствий, гонений, нищеты. Он разовьет теорию, выдвинет концепцию, подведет платформу, и как раз того рода, при которой ему самому не будет слишком холодно и сиро. Судьба многих либералов 40-х годов, к несчастью, подтвердила это.
Революции во Франции и в Венгрии разбудили настроения самого добросовестного и самого махрового национализма среди прежде «умеренной» части общества.
Времена настали такие, что старого москвича Николая Филипповича Павлова сослали в Пермь, придравшись к тому, что во время домашнего обыска нашли у него книги Искандера и другие запретные издания. А молодой поэт Щербина, ёрничая, похвалялся, что держит у себя на столе в постоянной готовности льстивое стихотворение, посвященное московскому градоначальнику, на случай если бы Закревскому пришло в голову проверить и его на предмет ссылки в Пермь.
Казалось бы, и народность утилизирована правительством, но она интересовала Уварова лишь внешне и декоративно, как необходимая краска в самодержавном гербе, а в сущности здесь была еще не затронутая казенщиной бескрайняя сфера жизни, увлечение которой, как, впрочем, и всем на свете, хоть и находилось под подозрением, но не грозило немедленной карой.
Когда-то Островского и его друзей по университету привлекало западничество с его стремлением к эмансипации личности, освобождению плоти от религиозных оков, с его оппозиционным противоправительственным духом. Теперь, припугнутое властями либеральное западничество, представленное такими даровитыми, но все же второстепенными деятелями, как А. Галахов, В. Боткин, братья Корш, заметно слиняло. Оно все чаще проявляло свою оппозиционность лишь в брюзжащем скептицизме да домашней насмешке над крайностями славянофильства, причем юные адепты европеизации Руси и сами легко перехлестывали в крайность.
Рассказывали, что Валентин Корш восклицал перед дверями аудитории, где студенты ждали С. М. Соловьева:
— Куда это мы идем? Слушать древнюю русскую историю! Как будто бы у русского народа существует какая-либо древняя, допетровская история! 3
В свою очередь и славянофилы в конце 40-х годов все более уходили в отвлеченное глубокомыслие, держа, скорее, внешнюю оппозицию правящей современности: их отличала вызывающая «мужичья» одежда и пылкость туманных проповедей.
За Хомяковым тянулась и вся «молодшая» славянофильская дружина. Умный и холодный Юрий Самарин, кроткий и трудолюбивый собиратель народных песен Петр Киреевский. Его брат Иван Киреевский, ставший славянофилом из крайних западников, сосредоточенно разрабатывал религиозно-философскую сторону славянофильства. (Нерелигиозное, материалистическое движение мысли он ставил в связь с особенностями западной церкви и в русском православии искал соединения мысли и чувства, знания и веры.)
речи, дружеские излияния, шутки и песни. Живо разыскивали и старались поощрить кого-нибудь из трактирных певцов и музыкантов. Раздавались застольные присловья:
— Выпьем еще плоскодонную рюмочку. Ведь пьешь?
— Пью все, окромя купоросного масла.
— Повторим по рюмочке для верности глаза.
— Давай ему еще этого самого, монплезиру.
Старый артист Иван Егорович Турчанинов побил в этих представлениях всех, когда придумал изображать на своем лице и всей фигурой. старую истасканную шубу. Островский смеялся от души. Эти застольные этюды и сценки как бы говорили о неисчерпаемости актерского искусства, смелого, яркого лицедейства.
Человек не высокого образования, но остроумный, живой, находчивый, он обладал еще удивительной меткостью разговорного слова. Это с его языка сорвалось и укоренилось в обиходе Островского словечко «метеор» для обозначения загульного, сорвавшегося со всех якорей человека. Ему же приписывали рассказ о злоключениях «пропащего» купеческого брата, которым воспользовался Островский в типе Любима Торцова.
Не знаю, не могу настаивать, что это Волковым навеяно. Неоспоримо известно только, что, присутствуя при чтении Александром Николаевичем пьес, Волков не раз вставлял и свое словцо, делал простодушные, но точные замечания, которые драматург иной раз принимал к сведению.
«аханном» рыболовстве. По милости Островского и его друзей эти рассказы были вскоре напечатаны в «Москвитянине». Железнов занимал всех не только сам по себе, как исключительно цельный и мужественный человек, но и как одно из последних напоминаний о самобытной жизни общины с идеалом вечевого управления и самоустройства по древнему принципу независимости от центра: «Живи, пока Москва не проведала».
Пожалуй, только еще крепче, чем рассказы занятных, необычных людей, и больше, чем имитации, живые сценки, подражания, шутливые экспромты и иные проявления художественной жилки, объединяла кружок Островского любовь к народной песне. Песня начинала и увенчивала их дружеские сходки.
«Римом веяло», по выражению Горбунова, от песенок, вывезенных из Италии скульптором Н. Рамазановым. Блестяще владел гитарой Михаил Стахович, автор повести и пьесы «Ночное», вместе с П. Якушкиным отличавшийся в песнях родной Орловщины. Но выше всех в песне, и именно в русской народной песне, был Тертий Филиппов.
Его высокий звенящий тенор, в котором слышались удаль, тоска, разгул и упоение, как в былые студенческие времена, когда он певал в бильярдной трактира «Британия», по-прежнему хватал за душу и, как скажет Тургенев в «Певцах», «за самую русскую в ней струну».
Ради песни, в поисках какого-либо редкостного народного музыканта или певца, о котором заговорила богемная Москва, компания Островского кочевала из одного трактира в другой, щедро угощала исполнителей, зазывала их в свой круг и наслаждалась сполна их самобытным искусством.
В трактире, приютившемся у старого Каменного моста и носившем прозванье «Волчья долина», можно было послушать гитариста Николку Рыжего или вечно хмельного Алексея с торбаном (так назывался старинный щипковый инструмент о тридцати струнах, напоминавший украинскую бандуру). Торбанист артистически исполнял «венгерку». Но, пожалуй, самые памятные вечера проводили друзья Островского в погребке на углу Тверской и Университетского переулка.
«Алмазов Борька и Садовский Пров водки самой горькой выпили полштоф», воспевал самодельными стихами песенный его дар:
«Михаил Ефремыч,
Русский соловей,
Врачевал их немочь
Песнею своей,
Отягчен вином,
Между тем Мардарий
Спал глубоким сном».
Это был Аполлон Григорьев, имя которого так много значит в судьбе молодого Островского. Он яркою кометой ворвался в жизнь кружка, быстро слился с нею и стал ощутимо на нее влиять.
Примечания
2 Дружинин А. В. Собр. соч., т. 8. Спб., 1867, с. XI.
3 Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина, т. 11, с. 60.
4 Соловьев С. М. Записки, с. 105.
5 См.: И. С. Аксаков в его письмах, т. 2. М., 1888, с. 151-152.
8 Григорьев Ап. «Москвитянин», 1854, N 15.
9 Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина, т. 11, с. 88.
Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник)
Об Артистическом кружке
[ОБ АРТИСТИЧЕСКОМ КРУЖКЕ]
Причины основания Артистического кружка
Характер Артистического кружка
По Уставу Артистического кружка (статья 2-я) члены собираются [«a) для исполнения музыкальных произведений классических как древних, так и новых, а равно и современных композиторов; b) для исполнения и обсуждения произведений членов кружка; c) для чтения литературных произведений; d) для обмена мыслей о произведениях по всем отраслям искусств, об их теории и практике; е) для доставления начинающим и не пользующимся известностью приезжим в Москву артистам возможности ознакомиться с публикой»], и на основании статей 102-106 [организуется денежная помощь нуждающемуся и требующему скорой помощи артисту, художнику или их семействам].
Этими статьями Устава прямо определяется характер учреждения. Артистический кружок не имеет ничего общего с другими клубами в Москве, характер которых исключительно игорный; он, с одной стороны, представляет возможность публике (т. е. членам-любителям) два раза в неделю, а иногда и более, проводить приятно время, пользуясь эстетическими удовольствиями; с другой стороны, доставляет средства артистам (членам действительным) как известным, так и начинающим заявлять себя перед публикою; кроме того, артистам выступающим дает возможность развиваться и совершенствоваться под руководством артистов опытных, а бедным, не имеющим определенного содержания или получающим незначительное жалование, дает средства зарабатывать себе значительную материальную поддержку и всем артистам в случае непредвиденных потерь или несчастий подает срочное пособие посредством воспомоществований, ссуд и подписок в пользу их. Таким образом, Артистический кружок, являясь посредствующим звеном между обществом и артистами, приносит пользу нравственную и материальную.
Имея в виду, что в летнее время многие члены обязаны по службе в продолжение целого дня оставаться в Москве (утром на репетициях, а вечером в спектаклях), тогда как семейства их живут на дачах, отдаленных от города, старшины сделали предложение, которое и было выбаллотировано: открывать Артистический кружок в 12 часов дня и иметь в нем каждодневные дешевые обеды по 75 коп., а потом и по 50 коп. Таким образом Артистический кружок сделался для многих вторым домом.
Средства Артистического кружка
Открывая Артистический кружок, учредители мистическою рассчитывали на следующие средства, исчисленные в Уставе (статьи 81, 85, 87, 95):
что число членов не представляет еще желаемой цифры. Всех членов. Общество не успело еще достаточно взвесить и оценить всех благих последствий нового учреждения (только довольно продолжительное время упрочивает постоянных членов). Ни одно общество в первые годы своего существования не может рассчитывать, что оно сохранит и на будущее время весь свой первоначальный состав: много лиц, нисколько не сочувствующих делу, увлекаясь только новизной и удовлетворив свое любопытство, на будущий год не возобновит билетов.
2) Плата с посетителей не может быть велика, потому что помещения едва достаточно для членов.
3) Штрафные деньги. Штраф в Артистическом кружке невелик, от 25 коп. до 2-х руб., и берется только за время от 2 до 4 часов, когда Артистический кружок закрывается,
Только люди, затянувшиеся в большую игру, охотно платят штраф, а так как в Артистическом кружке большой игры нет, то члены и гости обыкновенно удаляются при первой повестке о штрафе, не желая заплатить даже и 25 коп.
4) Три публичных концерта и столько же спектаклей для поддержки и средств Артистического кружка, дозволенные нам по Уставу (статья 85), несмотря на наши ходатайства, не дозволены и^ам театральным начальством.
штраф, так Что члены и гости до штрафа только успевают поужинать.
даже наших семейных вечеров.
2) Невозможность при бедности кассы издавать журнал.
1)Учреждение Консерватории отняло у Артистического кружка много талантов. Управление Консерватории, желая придать больший интерес своему заведению, при заключении контрактов с своими профессорами обязало их не участвовать ни в каких музыкальных собраниях без разрешения Совета. Хотя и затем осталось много талантливых исполнителей, но молва о таком разделении сил много повредила Артистическому кружку. Кроме того, каждый замечательный артист имеет своих приверженцев, которые постоянно окружают его и ходят за ним; удаление трех или четырех артистов из кружка удалило и их приверженцев.
Изложив с полным беспристрастием наши надежды, ту долю пользы, которую мы успели принести, и наши настоящие нужды, мы прибегаем к вашему высокопревосходительству с покорнейшею просьбой оказать нам поддержку и тем спасти столь полезное существование нашего учреждения. Мы не просим у вашего высокопревосходительства материального пособия, а только дозволения прибегнуть к тем средствам, какими держатся и другие благотворительные учреждения, каковым, по всей справедливости, может считаться и наше. Мы, нижеподписавшиеся старшины Артистического кружка, от лица всех членов, покорнейше просим ваше высокопревосходительство исходатайствовать нам разрешение лотереи. Это разрешение, взамен предварительного взноса на обзаведение не дозволенных нам концертов и спектаклей и запрещения домино-лото, может поддержать и надолго упрочить наше существование.
Примечания
В прямых скобках восстанавливаются цитаты из Устава.
Записка об Артистическом кружке для представления министру внутренних дел составлялась Островским по поручению членов кружка, но драматург, видимо, нашел эту записку слишком обширной для официального обращения и вслед за нею написал более короткую (см. стр. 35-36).
Артистический кружок, созданный по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, П. М. Садовского и В. Ф. Одоевского, был открыт 14 ноября 1865 г.
новых членов и заботясь о его материальном положении. В 1866 г. Островский прочитал в Артистическом кружке свою пьесу «Пучина», а также начало драматической хроники «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».
В 1867 г. Артистический кружок испытывал крайне острые материальные затруднения. В результате хлопот Островского министр императорского двора разрешил Кружку в апреле 1867 г. публичные платные спектакли. (В августе была удовлетворена и просьба об организации лотереи, которая, однако, не оправдала надежд старшин.) Спектакли Артистический кружок начал ставить с осени 1867 г. В репертуаре преобладали пьесы русских драматургов, особенно большое внимание было уделено произведениям Островского. На сцене Артистического кружка выступали не только знаменитые артисты Малого театра, но и начинающие актеры. Так, здесь обратили на себя внимание М. П. Садовский и О. О. Садовская.
В 1879 г. при Артистическом кружке были организованы театральные курсы. Они положили начало большой работе, предпринятой Островским для подготовки артистов-профессионалов (см. записку «О театральных школах» и др.).
«Памятно мне и 14 ноября (1865), день открытия Артистического кружка, об устройстве которого так деятельно хлопотали мы с покойным Н. Г. Рубинштейном. Артистический кружок некоторым образом заменил театральную школу. » (см. т. 13 наст, издания). Артистический кружок горячо приветствовал Островского в день 25-летия его литературной деятельности 14 марта 1872 г. (см. ответную речь драматурга, стр. 86).
«отрицательным направлением» Островский, видимо, подразумевает выступления Д. И. Писарева по вопросам сценического искусства, живописи и музыки.
А. Н. Островский. Жизнь и творчество
Урок 47. Русская литература 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «А. Н. Островский. Жизнь и творчество»
Сегодня на уроке мы:
· поговорим о жизни и творчестве Александра Николаевича Островского.
· узнаем, почему его прозвали Колумбом Замоскворечья.
· разберёмся, за какие заслуги его называют создателем русского национального театра.
Биографии некоторых писателей читаются как приключенческие романы: дуэли, ссылки, связи с тайными обществами, увлечения светскими красавицами… Жизнь Александра Николаевича Островского такой бурной не была, но и скучной её не назовёшь.
Родился драматург 12 апреля 1823 года на Малой Ордынке, в московском доме своих родителей. Этот район Москвы называется Замоскворечье.
Отец драматурга, Николай Фёдорович Островский, был выдающейся личностью.
Он происходил из династии священников, закончил духовную семинарию, но нарушил семейную традицию. Он выбрал профессию адвоката. В университет Николай Фёдорович поступить не смог – ему не хватало знания иностранных языков. Но отсутствие высшего образования не помешало ему стать одним из лучших адвокатов столицы и даже получить дворянский титул.
Посетителей Николай Фёдорович принимал в кабинете своего дома.
«В его доме с утра до ночи толкались купцы, решая разные свои вопросы, мальчик Островский видел там не одного банкрота, а целые десятки, и разговоров о банкротстве наслышался Бог весть сколько», – рассказывал друг Островского Николай Васильевич Берг.
Так что тёмную сторону купеческой жизни Островский хорошо знал ещё с детства. Интересно, что первая пьеса Островского называлась «Банкрут» – то есть «Банкрот».
Мать Островского Любовь Ивановна тоже была из семьи священников.
Она родила 11 детей, из которых выжило только 4. Александр Николаевич был её первым выжившим ребёнком. В 8 лет Островский осиротел. Его мачехой стала баронесса Эмилия Андреевна фон Тэссин.
Во многом благодаря ей все дети в семье получили блестящее образование. Уже подростком Александр Николаевич прекрасно владел французским, немецким и греческим языками. А чуть позже освоил ещё испанский, итальянский и английский языки.
Домашнее образование было настолько хорошим, что в возрасте 12 лет Островский поступил сразу в 3 класс Московской губернской гимназии. Эта гимназия считалась лучшей в Москве, но Островский её не любил. Он называл свою гимназию «треклятой», хотя закончил её успешно и был зачислен без экзаменов в университет.
Николай Фёдорович Островский мечтал о блестящей адвокатской карьере сына, поэтому отправил его на юридический факультет. 1 курс Александр Николаевич закончил хорошо. А вот на 2 начались проблемы. Студент начал пропускать занятия, потом не явился на экзамен. Его оставили на 2 год, а потом и вовсе отчислили. Что же случилось с примерным учеником?
У него появилась страсть, и этой страстью был театр. Островский старался не пропускать ни одного спектакля. Все деньги тратились на билеты в театр. Литература и сцена – вот его призвание. Но пойти против отцовской воли не так-то просто.
В1843 году отец устроил его на должность писца в Московском совестном суде. В этом суде рассматривались внутрисемейные иски, дела о колдовстве, преступления умалишённых, жалобы на незаконное содержание в тюрьме и так далее. Суд должен был добиться примирения сторон.
А через 2 года Островский перешёл работать в Коммерческий суд. Здесь уже разбирались иски, связанные с торговыми сделками. И хотя отец драматурга был недоволен успехами сына, скромная должность оказалась очень удачной для Островского. Она благотворно повлияла на его творчество. Перед глазами молодого писца проходили сотни людей разных сословий и характеров. Богатых и бедных. Он видел запутанные семейные истории и многолетние тяжбы, ссоры, жертвенность и предательство, подлость и благородство – всю палитру человеческих образов, качеств и взаимоотношений.
К 1846 году у Островского появляется замысел первой комедии. Её название менялось несколько раз. Сначала она называлась «Банкрут», потом – «Несостоятельный должник» или «Картина семейного счастья». Одну сцену из этой пьесы Островский написал вместе с актёром Дмитрием Горевым. Её опубликовали под инициалами «А. О.» и «Д. Г.» Это соавторство дорого обошлось Островскому. А в 1847 году в «Московском городском листке» публикуют очерк «Записки замоскворецкого жителя».
Островский обожал своё родное Замоскворечье. Картины нравов, описание быта, житейские истории простых людей благодаря Островскому проникли в литературу. Критики говорили, что Островский «открыл» для мира этот район. И за это назвали его Колумбом Замоскворечья.
Но первые успехи в литературе на отца драматурга впечатление не произвели. Конфликт отца и сына усилился, когда Островский выбрал себе в жёны простую девушку из бедной семьи Агафью Ивановну. Отец недавно получил дворянство и был женат на баронессе, а сын бросил учёбу и спутался с мещанкой. Николай Фёдорович отказался благословить их брак. А венчаться против воли отца Островский не посмел. Поэтому 20 лет они прожили невенчанными. Сергей Максимов в воспоминаниях об Островском писал, что Агафья была ласковой, приветливой и скромной женщиной. Необразованной, но очень умной и тонко чувствующей. Драматург часто обращался к ней за советом.
«Он сам не только не чуждался её мнений и отзывов, но охотно шёл к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в её присутствии, и когда она сама успевала выслушать разноречивые мнения разнообразных ценителей».
К сожалению, все их дети рано умерли. После смерти Агафьи Ивановны Островский женился на молодой актрисе Марии Бахметьевой, которая родила ему 6 детей.
Первую пьесу Островского «Банкрут» опубликовали в 1850 году, но ставить на сцене запретили. Сцену она увидела спустя 11 лет, уже переработанной и под названием «Свои люди – сочтёмся». Тогда у власти был император Александр II. Но при Николае I разразился скандал.
Драматурга уволили со службы, он оказался под надзором полиции. Пьесу объявили грязной, а её автора неблагонадёжным. Говорили, что он клевещет на российскую действительность. Говорят, что Николаю I комедия понравилась, но он не захотел обострять отношения с купечеством, которое жаловалось на драматурга-выскочку. Вместе с тем, критики и писатели комедию оценили очень высоко. Её хвалили Гоголь, Гончаров, Аполлон Григорьев и многие другие. Островский стал сотрудником журнала «Москвитянин».
Так закончилась его юридическая карьера и началась литературная.
Пьесы «Бедность не порок» и «Не в свои сани не садись» допустили к постановке в театре. После них купцы забыли прежние жалобы и стали горячими поклонниками молодого драматурга. Зато появилась новая проблема. Актёр Дмитрий Горев, с которым Островский написал в соавторстве единственную сцену своей первой пьесы, объявил Островского плагиатором. Он начал распускать сплетни, что все пьесы Островский у него украл. Дело дошло до суда и протянулось несколько лет. Островский выиграл суд.
В 1855 году Островский ушёл из журнала «Москвитянин» в «Современник» главой которого был Некрасов. Как журналист «Современника» Островский стал одним из авторов «Морского сборника». Он отправился в экспедицию от верховья Волги до Нижнего Новгорода, чтобы составить полное описание этих мест, включая пейзажные и бытовые зарисовки, местные нравы, историю и фольклор. Эти материалы он использовал в драме «Гроза», местом действия которой он сделал маленький приволжский городок.
За сорок лет Островский создал почти 50 пьес разных жанров. Это сатирические и бытовые комедии, «картины из московской жизни», исторические пьесы, психологические драмы и лирическая пьеса-сказка «Снегурочка». Интересно, что пьесу «Снегурочка» публика не оценила. А опера Римского-Корсакова по этой пьесе вызвала просто фантастический восторг.
Островский был драматургом-новатором.
В центре его пьес всегда была личность, а не сюжет. Островский отдал предпочтение изображению характеров, а не сюжетов.
Драматург впервые вывел на сцену героев низкого социального статуса. За это его пьесы недоброжелатели называли «грязными».
Фольклорные элементы – ещё одна черта драматургии Островского.
Кроме того, Островский использовал элементы разных жанров в рамках одной пьесы.
Островского по праву считают первым русским драматургом реалистом. Он очень точно и детально воссоздаёт в пьесах картины жизни разных сословий. Характеры его героев сложные и противоречивые. Особенное внимание драматург уделял речи персонажей. Она до последнего слова соответствует их статусу, профессии и воспитанию.
Островский был не только драматургом-новатором. Он изменил весь русский театр.
Островскому было важно донести до зрителя свои идеи на сцене. Но актёры того времени играли «каждый за себя», пытаясь выделиться. Они часто переигрывали в попытках перетянуть внимание зала на себя. Единого действия не получалось. Островский сам ставил свои пьесы. Он репетировал с актёрами, показывал, как надо сыграть роль, чтобы образ получился живым и узнаваемым. Островский заставлял актёров вживаться в образ. Он ввёл так называемые «прогоны» – репетиции в костюмах и полных декорациях. Школа Островского стала основой знаменитой системы Станиславского, по которой до сих пор учатся актёры всего мира.
Островский организовал Артистический кружок и воспитал в нём множество талантливых актёров.
Драматургу дали Уваровскую премию за достижения в искусстве и сделали членом-корреспондентом Академии наук.
В 1885 году Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Теперь он мог свободно воплотить все свои идеи по преобразованию русского театра. Но увы, преклонный возраст и слабое здоровье, которое подтачивалось активной работой, помешали его планам.
2 июня 1886 года Островский умер в своём любимом имении Щелыково Костромской губернии.
В пьесах Островского можно узнать современные мысли, идеи и типажи своего времени. Это подтверждают и слова театрального критика Александра Кугеля.
«Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьёшься, из которого умоешься, у которого отдохнёшь – и вновь пустишься в дорогу».