Как называется кружок по технологии
Программа кружка по технологии «Чудеса своими руками.»
Данная программа кружка «Чудеса своими руками» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5- 8 классов. Программа может реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников.
Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». В последней программе уделено мало времени изучению данным видам декоративно-прикладного искусства. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данным видам творчества.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Программа «Чудеса своими руками» является прикладной, носит практико-ориентированный характер.
Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир прикладных видов творчества, проявить и реализовать свои творческие способности.
Обучение воспитанников по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Педагогическая целесообразность программы.
Основное предназначение настоящей программы – сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная и практическая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. Занятия по программе “Чудеса своими руками” открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
Формирование ценностного отношения обучающихся к творчеству через занятия декоративно-прикладным искусством.
1. Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками.
2. Воспитывать трудолюбие и аккуратность.
3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
4. Воспитывать у обучающихся доброжелательность и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
1. Познакомить с историей народных промыслов.
2. Обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение различных технологических операций, приёмов работы.
3.формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, ориентировать учащихся на результат, степень его выразительности.
1Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
2Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, моторику рук, глазомер.
3 Развивать положительные эмоции и волевые качества.
Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться рукоделием вообще и научиться приемам работы с бумагой и текстильными материалами; научиться делать своими руками небольшие сувениры, которые смогли бы стать оригинальным подарком, украсить интерьер.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, выполнение практических работ, разработка мини-проектов.
Также предполагается проведение внеаудиторных занятий в форме проведения выставок; посещения выставок, экскурсий в магазин «Ткани», «Мир творчества», магазин сувениров.
Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 5- 8 классов, опирается на учебную программу по технологии в начальной школе.
Сроки реализации программы: 4 года.
Программа реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности. Программа кружка «Чудеса своими руками» относится к типу образовательных программ по конкретным видам внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Результативность программы «Чудеса своими руками» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в 3 этапа.
Текущая диагностика- проводится в течении года обучения и позволяет проследить динамику развития практического навыка.
Итоговая диагностика- проводится в конце обучения. По ее результатам определяется уровень мастерства, которого достигли обучающиеся за время обучения.
Освоение детьми программы «Чудеса своими руками» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате изучения программы учащиеся познакомятся: с историей и основными видами различных техник;
с основными этапами подготовки к работе, требованиям предъявляемыми к различному материалу;
правилами безопасной работы с ручными инструментами;
правилами составления схем и работы по схемам
подготавливать материалы, инструменты, приспособления к работе, подбирать материалы с учётом цветовой гаммы, фактуры, пользоваться инструментами и приспособлениями;
выполнять основные способы изготовления различных поделок;
изготавливать украшения в технике «канзаши»;
научатся основным способам изготовления цветов из капрона;
изготавливать различные игрушки из шерсти;
изготавливать панно в технике «кинусайга»;
составлять, записывать, читать схемы;
соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
— Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
— В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
— Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию. ),
— Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (» Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия: («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
— Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
— Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
— Учиться работать по предложенному учителем плану.
— Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
— Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
— Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
— Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.
— Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
— Слушать и понимать речь других.
— Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
— Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
— Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно-прикладного искусства и важности правильного выбора профессии.
— Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
— Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Формы и виды контроля
В процессе выполнения работы по изготовлению изделий используется текущий контроль. Руководитель кружка непрерывно отслеживает процесс работы учащихся, своевременно направляет обучающихся на исправление неточностей в практической работе. Учащиеся в качестве текущего контроля используют самоконтроль. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку деятельности и не испортить изделие.
Кроме текущего контроля используется итоговый контроль. После выполнения каждого изделия, предусмотренного программой, организуется выставка детских работ. Совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, экспертная оценка творческих работ, фотографирование.
Участие учащихся в школьных, городских выставках творческих работ.
Изучение каждого раздела закачивается изготовлением сувенира, ориентированного на какой – либо праздник: День Учителя, День матери, Новый год, 8 марта, день рождения. Выбор объектов труда должен быть личностно значимым для учащихся.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Практическая часть занятий предусматривает выполнение изделий и позволяет выполнять отработку техники работы с бумагой, текстильными материалами.
Одним из продуктивных способов заинтересовать учащихся творческой деятельностью, закрепления полученных навыков, можно рекомендовать проведение учащимися мастер-классов для своих сверстников.
Рукоделие – увлекательное занятие, способ реализации творческих возможностей. Обзор основных тем курса.
Посещение выставки декоративно-прикладного творчества в ЦДТ. Знакомство с творческими работами учащихся школы, анализ различных техник рукоделия.
Материалы и инструменты. Общие приемы вышивания лентами. «Французский узелок», ленточный стежок. Разновидности ленточного стежка. Полупетля и петля с прикрепом. Стежок «петелька», «пестик».
Понятие о композиции, стилизации. Экскурсия в магазин «Сувениры». Анализ изделий декоративно-прикладного творчества.
Разработка эскиза и изготовление сувенира с применением элементов вышивки лентами. Подготовка материалов, разметка рисунка на ткани. Вышивка сувенира лентами. Окончательная отделка сувенира.
Подготовка и проведение выставки работ, отбор работ на городскую выставку декоративно-прикладного творчества
Практическая работа: изготовление сувенира с элементами вышивки лентами.
Возможные объекты труда: открытка, панно, чехол для телефона, косметичка, отделка готового изделия.
История возникновения техники «Кинусайга». Беседа о лоскутной пластике. Рассматривание видов тканей, иллюстративного материала различных изделий. Инструменты и приспособления для работы. Правила техники безопасной работы. Материалы. Технология изготовления. Практические работы. Пэчворк на пенопласте в технике «Кинусайга».
В этом разделе учащиеся знакомятся с историей рукоделия, в частности – вязания. Учатся подбирать соответствующие инструменты и материалы; производить расчет материалов для вязания определенного изделия; знакомятся с различными видами пряжи; учатся читать и составлять схемы, пользуясь условными обозначениями; определять раппорт узора; вырабатывают навыки вязания различных петель; находить цветовое решение при выполнении цветных изделий; применять декоративные элементы для украшения изделия; ухаживать за вязаными изделиями; выполнять коллективную работу. Выполнение образцов различных приемов вязания.
Работа с бумагой. Квиллинг.
Материалы и инструменты для квиллинга. Бумага, клей, дополнительные материалы. Организация рабочего места.
Способы скручивания бумаги. Изготовление простых форм. Заготовка «свободная спираль», «капля», «глаз», «лист», «лепесток», «рыхлый завиток», «змейка».
Композиционные приемы. Плоские изделия в технике квиллинга. Разработка эскиза. Подготовка деталей для плоской композиции.
Практическая работа: Изготовление открытки с цветком. Изготовление плоской композиции.
Возможные объекты труда: открытка, фоторамка, панно и т.д.
Знакомство с новой техникой. Просмотр работ (презентация). Приемы скручивания. Оформление вазы для цветов, подставок под карандаши. Рисуем картинки салфетками. Миниатюры на свободную тему. Выбор темы работы. Зарисовка эскиза. Выполнение работы. Любимые герои сказок и мультфильмов. Раскрашиваем салфетками. Подготовка к участию в городских, районных новогодних конкурсах «Скоро-скоро Новый год!». Выполнение работ разными техниками. Изучение стихотворений о зиме.
Приемы работы. Техника безопасности при работе с иглой, зажигалкой. Оригинальные украшения – заколки для волос и броши. Основой для изготовления любого цветка являются лепестки; чаще всего их «развертка» представляет собой обычные квадратики, вырезанные из красивой ткани или атласной ленты. Квадратики складываются по диагонали, соединяются уголками и сшиваются или склеиваются между собой. Для начала можно попробовать сделать какое-нибудь не слишком сложное украшение для себя. Так одновременно и внесете легкую восточную нотку в свой облик, и получите удовольствие от работы, созданной своими руками.
История возникновения техники декупаж. Основные материалы и инструменты. Знакомство с материалами, которые используются в работе. Приклеивание салфетки классическим способом. Дизайнерские возможности декупажа. Понятие цвета и цветового круга. Рамка для фотографии. Понятие композиции. Декупаж на дереве. Декупаж на металле. Правильная подготовка металлической поверхности. Информация по специальным грунтам. Декупаж на картоне. Приемы декорирования. Декупаж на стекле. Прямой декупаж на стекле. Правильная подготовка стеклянной поверхности. Соединение рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями. Декупаж стеклянной вазы. Декупаж на стекле. Обратный декупаж на стекле. Ньюансы работы с салфеткой при обратном декупаже. Обратный декупаж стеклянной тарелки. Декупаж цветочного горшка.
История бисероплетения. Знакомство с изделиями из бисера. Составление эскиза изделия из бисера. Условные обозначения. Составление чертежа изделия. История возникновения условных обозначений, чертежа, схем. Выполнение схемы изделия, с учетом условных обозначений. Плетение простых и сложных изделий из бисера. История возникновения украшений, аксессуаров из бисера, их роль и значение в жизни человека. Плетение простых и сложных изделий из бисера. Составление бисерных изделий по собственным эскизам и рисункам. Изменение вида изделия из бисера в зависимости от его назначения. Плетение изделия из бисера (по методу от простого к сложному).
История возникновения лоскутного шитья. Многообразие видов лоскутного шитья. Знакомство с технологией лоскутного шитья. Подготовка ткани к раскрою. Определение долевой нити, лицевой стороны. Расчет расхода ткани. Правила и порядок раскроя. Раскладка шаблонов на ткани. Припуски на швы. Как экономить ткань. Как сочетать цветовую гамму в изделиях. Изготовление изделий из квадратов. Изготовление изделий из полос. Изготовление изделий из треугольников, полосок.
Знакомство с историей появления скрапбукинга в творческом развитии разных стран. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности. Картон. Разновидности картона. Приемы работы: сгибание, отрывание, вырезание и прочее. Бумага. Приемы работы с бумагой: сгибание, отрывание, отрезание и т. д. Способы соединения бумаги: с помощью клея, степплера, скотча, а также щелевое соединение, плетение и пр. Изготовление несложных открыток, рамок для фото, цветов из бумаги. Приемы работы с мягкими тканями, которые «не сыпятся». Способы их соединения (сшивание, склеивание, плетение, связывание). Знакомство с дополнительными материалами: пуговички, шнурочки, цветы искусственные перышки и т.п. Знакомство с инструментами для скрапбукинга и приемами работы с ними. Рисунок. Линия и ее возможности. Линии разной толщины. Живопись. Сочетание цветов. Цветовая гамма. Композиция. Заполнение плоскости листа. Целое и его часть. Соответствие силуэтной формы и декора. Выявление композиционного центра: размером, размещением, выразительным силуэтом.
Русские народные куклы. Рассказ о быте и семейных традициях русского народа. Демонстрация традиционных кукол. Изготовление с детьми кукол: зайчик на пальчик, колокольчик, лошадка, журавлики, кубышка травница, «пеленашка», оберег семейного благополучия. Беседа о составе и методах изготовления носков. Обучение работе с трикотажем. Изготовление с детьми кукол: малыш, котенок, зайчик, снеговик, осьминог.
Демонстрация различных плоскостных кукол для перчаточного театра. Выбор персонажа изготовление нескольких кукол для игры или мини постановки. Изготовление с детьми кукол: кот, заяц, лис цыпленок и др.
Знакомство с фальцевальными иглами. Правила работы с фальцевальной иглой Материалы, необходимые для сухого валяния. Виды шерсти. Синтепон. Ознакомление обучающихся с техническими характеристиками материалов, применяемых для сухого валяния шерсти. Правила работы с фильцевальными иглами. Техника изготовления панно различной формы: квадрат, овал, прямоугольник. Закрепление знаний о простейших геометрических формах; правила пользования ножницами, развитие навыков вырезания из синтепона небольших квадратных, овальных, прямоугольных панно. Практическая работа по изготовлению плоской композиции с использованием шаблонов. Практическая работа по изготовлению плоской композиции с использованием эскизов и цветных иллюстраций. Беседа о домашних птицах, их значении в жизни человека. Объемные изделия. Техника выполнения объемных изделий (демонстрация готовых образц. Демонстрация готовых образцов, игрушек. Изготовленных техникой сухого валяния. Практическая работа – изготовление шариков из синтепона без использования шерсти и с использованием шерсти. Изготовление игольниц различной формы. Изготовление игрушки «Кролик». Практическое занятие – изготовление игрушки с использованием шерсти. Беседа о домашних животных. Изготовление изделий по желанию детей.