Как называется лестница в одессе
Потемкинская лестница
Про Потемкинскую лестницу хотя бы раз слышали даже те, кто никогда не бывал в Одессе. Эта достопримечательность является самой известной и узнаваемой в городе. По лестнице можно спуститься к морю, а с ее вершины открывается открыточный вид на Одессу.
Из скольких ступеней состоит Потемкинская лестница?
Чтобы спуститься по лестнице, придется преодолеть 192 ступени. Раньше их было ровно 200, но со временем восемь нижних разрушили. Ширина верхних ступеней значительно уже, чем ширина нижних, однако видно это только в том случае, если смотреть на нее снизу вверх. С вершины кажется, что вся лестница имеет одну ширину. Ее высота составляет 27 метров, но в длину она тянется на 142. С боков находятся парапеты из камня.
Ежегодно на Потемкинской лестнице устраивают забег на вершину. По состоянию на 2019 год рекорд принадлежит человеку, который совершил подъем за 22 секунды.
История постройки
Потемкинскую лестницу строили с 1837 по 1841 год. Проект разработали архитекторы Потье, Боффо и Мельникова. Предполагалось, что она будет являться парадным входом в город со стороны моря. Заказчиком сооружения выступал граф Воронцов. За работу граф заплатил 800 тысяч рублей, и если вам кажется, что эта сумма велика, представьте: в те годы пять рублей отдавали за хорошую здоровую корову. Над Воронцовым смеялись, считали, что его затея бессмысленна, а лестница пригодится разве что для того, чтобы Дюк мог спуститься к морю. Имеется в виду памятник дюку де Ришелье, который находится на вершине лестницы.
Существует даже легенда, что под ней существует тайный вход, через который можно попасть в Воронцовский дворец. По еще одной легенде под одной из ступенек спрятаны драгоценности, похищенные Мишей Япончиком.
Лестницу строили из песчаника, однако этот материал оказался недостаточно прочным. Через сто лет ступеньки начали изнашиваться. В 30-е годы XX века их покрыли гранитом серо-розового цвета.
Долгое время у достопримечательности не было официального названия. Ее как только ни называли: Портовая, Бульварная, Воронцовская… Разные названия встречались и в художественной литературе, и в газетах. Иногда лестницу вообще никак не именовали, потому что всем и так было понятно, о чем идет речь.Название «Потемкинская» закрепилось за ней после Великой Отечественной войны. Чуть раньше ее именовали Лестницей Потемкинского восстания, в первую очередь из-за фильма Эйзенштейна.
Вскоре после появления лестницы люди начали поговаривать о том, что прибрежные грунты не могут не повлиять на нее, и она долго не простоит. Однако, хотя реставрации и проводились, Потемкинская лестница по-прежнему стоит.
Потемкинская лестница в массовой культуре
Самое известное упоминание лестницы в культуре – это, конечно, немой фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» 1925 года. По сюжету матросы Черноморского флота поднимают бунт из-за испорченного мяса. Зачинщиков приговаривают к расстрелу, однако им оказывают поддержку сначала другие матросы, а затем и местные жители. Одна из самых известных сцен фильма – детская коляска, катящаяся по лестнице вниз. Как позднее говорили исследователи, расстрел моряков на лестнице – не более чем выдумка режиссера. В реальности такие события не происходили.
Упоминалась лестница и в литературе, причем писали о ней не только российские и советские авторы. Фигурировала она в романе Марка Твена «Простаки за границей» и в романе Жюля Верна «Упрямец Керабан». Что интересно, Верн никогда не видел сооружение своими глазами и знал о нем лишь по рассказам. А вот Твен действительно бывал в Одессе во время своего путешествия.
Писали про нее также Александр Островский, Виссарион Белинский, Яков Полонский, Александр Грин, Валентин Катаев, Константин Паустовский, Александр Куприн и многие другие писатели.
Наконец, главной одесской достопримечательности была посвящена песня «Потемкинская лестница – восьмое чудо света». Исполнял ее Сергей Рогожин. Сегодня эту композицию мало кто помнит, но само название сохранилось в памяти людей, которые продолжают называть сооружение чудом.
Потемкинская лестница сегодня
Потемкинская лестница – излюбленное место одесситов и туристов. В день города на ней собираются люди, чтобы посмотреть салют. Рядом с ней часто проводят концерты, устраивают кинопоказы.
Приморскую улицу и Приморский бульвар также соединяет фуникулер. Его построили еще в 1902 году, но в 70-е годы власти приняли решение установить вместо него эскалатор. В 90-е эскалатор сломался, тогда фуникулер решили вернуть. Его открыли 2 сентября 2005 года, в день Одессы. В каждом из вагонов фуникулера (всего их два) может одновременно находиться до 12 человек. Подняться на вершину можно за минуту с небольшим.
Потемкинская лестница
Потемкинская лестница
Потёмкинская лестница – бульварный «каскад» Одессы, который снискал славу символа города. Современным названием она обязана исторической драме «Броненосец Потёмкин» – киноленте Сергея Эйзенштейна, вышедшей на экраны в 1925 году. Прежде Потёмкинская лестница упоминалась как Ришельевская, Большая, Портовая, Приморская и Бульварная, изображаясь на старинных открытках XIX-XX веков. С верхних ступеней архитектурного памятника открывается удивительная панорама крупного торгового порта страны, гавани и Одесского залива.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Потёмкинская лестница
Основные моменты
Потёмкинская лестница задумывалась как главный вход со стороны Чёрного моря. Её величием и прогулкой по ступеням вдохновлялись мировые писатели: Александр Грин, Марк Твен и Жюль Верн. В их воспоминаниях лестница описана как знаменитая, великолепная, монументальная… Спуск от Приморского бульвара к Приморской улице по двум сотням ступеней надолго останется в памяти туристов, а окружающая природа и солёный морской воздух сделают прогулку более приятной. В любое время года здесь получаются прекрасные снимки.
Одна из самых известных лестниц мира представляет огромную ценность и расположена в живописном районе города между Греческим сквером и Стамбульским парком и этим привлекает туристов, которые не любят возвращаться из отпуска без множества ярких фотографий.
История Потёмкинской лестницы
Со дня своего основания Одесса нуждалась в беспрепятственном доступе к Чёрному морю. В то время город располагался на возвышенности вплотную к береговой линии, заканчиваясь крутым спуском, который был огорожен перилами для безопасности прохожих. Известный русский поэт А. С. Пушкин проходил по тропинке к морю, рискуя в любой момент скатиться. Ему не удалось дождаться появления деревянных лестниц, которые значительно облегчили прогулку к морю: они появились через некоторое время после отъезда поэта из Одессы. Теперь все желающие могли спуститься к побережью, чтобы прогуляться в утреннем тумане и полюбоваться безмятежной гладью морской воды.
Возведение лестницы началось по инициативе графа М. С. Воронцова. Как гласит одна из версий, этот спуск предназначался в подарок графине Елизавете, которая любила ежедневные променады и раскатистый шум волн. Остальные теории затрагивают «облагораживание» города перед визитом императора Николая I и деятельность масонов.
Потёмкинская лестница – архитектурный проект 1835 года, разработанный Францем Боффо, Шарлем (Карлом) Потье и Авраамом Мельниковым. Строительство визитной карточки города завершилось к 1841 году благодаря слаженной работе инженеров Морозова и Уптона. Классицизм, характерный для той эпохи, нашёл отображение и в ритмичном каскаде Потёмкинской лестницы.
Средства на возведение главного спуска к Чёрному морю выделялись из казны, которая пополнялась благодаря хозяйственной деятельности, таможенным сборам и отчислениям. Строительство Потёмкинской лестницы обошлось в 200 тысяч рублей – рекордную по тем временам сумму. Появление грандиозного ступенчатого спуска стало международным событием, которое неоднократно упоминалось в статьях английских и американских периодических изданий.
Начало XX века ознаменовалось открытием фуникулёра, идущего вдоль лестницы. В 1970-х годах его заменили эскалатором, который перестал функционировать спустя 20 лет. К 211-ю основания Одессы городские власти порадовали местных жителей принятым решением о построении нового фуникулёра. С 2005 года вдоль Потёмкинской лестницы движутся два вагончика общей вместимостью в 24 человека. Весь путь занимает чуть более минуты.
Архитектурные особенности
Потёмкинская лестница – одесская достопримечательность, которую считают уникальной во всех отношениях. Будучи самой большой на Украине, она достигает 142 метров в длину и 27 метров в высоту. Потёмкинская лестница состоит из 192 ступеней и десяти пролётов, на которых можно перевести дух после утомительного подъёма или спуска. Изначально она насчитывала две сотни ступеней, но «лишилась» восьми из них во время расширения Одесского порта. Засыпанные грунтом, они всё ещё покоятся под асфальтом, по которому то и дело курсируют современные автомобили.
Главная лестница города построена по принципу искусственной перспективы. Глядя на достопримечательность с её верхней площадки, турист видит ступени одинаковой ширины, но стоит спуститься и взглянуть на одесский каскад, как тотчас можно увидеть разницу. Потёмкинская лестница сужается и, устремляясь ввысь, создаёт ощущение бесконечности. При этом пролёты остаются незаметными. Этот визуальный эффект достигается за счёт того, что нижние ступени шире верхних на 9 метров.
Изначально Потёмкинскую лестницу облицевали триестским песчаником серо-зелёного цвета. Реконструкция 1933 года была обусловлена необходимостью заменить его более практичными материалами: серо-розовый гранит предназначался для ступеней, асфальт – для пролётов. Сваи и каменные арки на пилонах выступают в качестве опоры. Дополнительную устойчивость каскаду придают анкерные связки. Несмотря на нестабильность прибрежных грунтов, достопримечательность Одессы всё ещё находится в отличном состоянии, хотя изредка и подвергается реконструкции.
Интересно знать
Потёмкинская лестница известна не только уникальной конструкцией, но и увлекательными фактами.
В прежние времена лестница становилась трибуной для концертов под открытым небом, но сейчас городские власти всё чаще запрещают это, поскольку считают её состояние неудовлетворительным, а саму конструкцию – ненадёжной.
Как добраться
До Потёмкинской лестницы можно доехать:
Если поездка на общественном транспорте не подходит вам, воспользуйтесь услугами городского такси и доберитесь до Приморского бульвара (в верхней части Потёмкинской лестницы) или Приморской улицы (в нижней части). Если вам на глаза попадётся бронзовый Дюк, не забудьте свернуть прямо к нему, чтобы увидеть величественный ступенчатый каскад Одессы.
Потёмкинская лестница
Потёмкинская лестница (до 1955 Бульварная лестница, ранее Приморская лестница, Ришельевская лестница, в XIX веке Гигантская лестница, с 1919 по 1941 — лестница бульвара Фельдмана; [1] укр. Потьомкінські сходи ) — знаменитая лестница в Одессе, соединяющая Приморский бульвар с пассажирским терминалом Одесского морского торгового порта.
На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (изначально их было ровно двести, однако при расширении порта восемь нижних ступеней были засыпаны, а в предпоследнем пролёте их 19) и десяти пролётов. Длина лестницы — 142 метра, она построена перспективно — её основание (шириной 21,7 м) значительно шире верхней части (12,5 м), благодаря чему при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины на всём её протяжении. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша). При взгляде снизу лестница кажется длиннее и виден только сплошной каскад ступеней. Лестница начинает свой спуск от Приморского бульвара, на некотором расстоянии от верхнего ее пролета расположен памятник Дюку. Самый нижний пролет лестницы выходит на относительно узкий тротуар, идущий перпендикулярно лестнице, далее тротуара расположена проезжая часть, отделенная металлическим забором (хорошо виден на фото справа). Прямой проход (и вид) к пассажирским терминалам Одесского порта в настоящее время отсутствует, чтобы попасть в порт после лестницы надо круто свернуть вправо и спуститься в подземный переход.
Содержание
История Потёмкинской лестницы
Одессе, находящейся на возвышении, нужен был доступ к расположенному у моря порту. На заре Одессы море подходило почти к самому обрыву будущего Приморского бульвара. Потом море «оттеснили» Приморская улица и портовые сооружения. Спускались тогда к морю здесь так, как написал Пушкин в «Путешествии Онегина»: С крутого берега сбегая, Уж к морю отправляюсь я.
Уже после отъезда Пушкина из Одессы на склоне появились деревянные лестницы.
Гигантская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837—1841 инженерами Уоптоном и Ю. Морозовым. Светлейший князь Воронцов распорядился построить лестницу в подарок своей жене Елизавете, и она стоила ему 800 тысяч рублей. Лестница построена «на том месте, где была тропинка», как утверждал одесский старожил Михаил Дерибас.
Под стать архитектурному совершенству конструкция лестницы, в основном разработанная инженером Уптоном. Это гигантский, сложенный из местного известняка клин, покоящийся на деревянных сваях и «прорезанный» тремя продольными и девятью поперечными сводчатыми коридорами или галереями, которые образуют на пересечениях массивные столбы. Столбы и поддерживают саму лестницу: наклонную плоскость с уложенными поверх неё ступенями. Сквозные поперечные галереи образовали на боковых стенках лестницы красивые аркады.
Подробно поведал о ней в письме из Одессы русский драматург А.Н. Островский: «С бульвара к морю ведет единственная в своем роде лестница, она разделена на 10 уступов по 20 ступенек каждый. Кажется, 200 ступеней, а входишь легко». (Этот эффект достигался за счёт оптимального угла наклона лестницы и количества площадок, позволяющих пешеходу передохнуть).
Репортажная точность описания, сделанного А.Н. Островским, сегодня может вызвать сомнение лишь в количестве ступеней, которых сначала действительно было ровно двести, и лестница спускалась чуть ли не к самому морю.
Засвидетельствовал это, в частности, поэт Яков Полонский, автор песни «Мой костер в тумане светит…». Описывая Одессу в романе «Дешевый город», он писал: «Одесса опускала в синие волны нижние ступеньки своей колоссальной лестницы».
Позже, при планировке Приморской улицы, восемь ступеней засыпали, и они, как утверждают старожилы, и поныне покоятся в глубине проезжей части.
Впоследствии терассирование склонов «замаскировало» конструкцию лестницы, и со стороны фуникулера она кажется уложенной по пологому склону, будто «широкое расстеленное полотнище», как отметил украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий.
Весной 1919 года на её площадках ставил спектакли местный Камерный театр. Всемирно известной она стала благодаря фильму «Броненосец Потёмкин» (1925) Сергея Эйзенштейна, в ключевой сцене которого детская коляска катится по ступеням лестницы.
Лестницу постепенно разрушала эрозия, и в 1933 году песчаник был заменен розово-серым гранитом, а площадки были покрыты асфальтом.
На агитационных плакатах времен Великой Отечественной войны лестница олицетворяла Одессу.
До современного — «Потемкинская», Лестница по-видимому не имела имени собственного. В современной литературе приводят разные названия: Портовая, Бульварная, Большая, Гигантская, Воронцовская, которые будто бы имела Лестница в прошлом. Но это не подтверждается первоисточниками. Так энциклопедия Брокгауза и Ефрона конца 19-го века пишет в статье об Одессе: «Из бульваров лучший — Николаевский, с прекрасным видом на море и город, гигантской (200 ступеней, 10 широких площадок) мраморной лестницей, спускающейся в приморскую часть города…». Из контекста видно, что слово «гигантская» написанное с маленькой буквы не название, а просто прилагательное к слову лестница. На старых фото-открытках с изображением лестницы обычно написано: «Лестница Николаевского бульвара» и только на одной открытке на французском написано LESCALER RICHELIEU (ришельевская лестница). Название «Потемкинская» стало официальным только после войны, в 50-х годах. До этого какое-то время официальным названием было «Приморская лестница», о чём свидетельствует сохранившаяся до настоящего времени чугунная табличка, удостоверяющая статус лестницы как памятника архитектуры.
Так же в художественной литературе написанной на рубеже 19-20-го веков авторами-одесситами или жившими в городе, нигде не встречается собственного имени лестницы. Например, Зеев (Владимир) Жаботинский в романе «Пятеро» (1936) упоминает лестницу в трех местах:
Валентин Катаев. «Белеет парус одинокий» (1936): «Проехали мимо знаменитой одесской лестницы. Вверху ее треугольника, в пролете между силуэтами двух полукруглых симметричных дворцов, на светлом фоне ночного неба стояла маленькая фигурка дюка де Ришелье с античной рукой, простертой к морю.»
Константин Паустовский. «Время больших ожиданий» (1958): «Он ночевал в некогда роскошной гостиной с облезлыми фресками на стенах. Они изображали богиню Аврору в розовом прозрачном хитоне. Она летела по небу среди бежевых облаков и сыпала из рога на землю алые цветы и акантовые листья. Меня всегда умиляла наивность художника, написавшего позади Авроры в голубой морской дымке одесскую лестницу к морю и памятник Дюку — герцогу Ришелье.»
1905 год и Сергей Эйзенштейн
Вечером 14 июня 1905 года мятежный броненосец Черноморского флота Императорской России «Князь Потемкин-Таврический» под красным флагом отдал якорь на Одесском рейде. Наутро, когда матросы перевезли на Платоновский мол тело убитого офицером одного из организаторов восстания Григория Вакуленчука, в порт по улицам, спускам, лестницам хлынули одесситы.
Был среди них молодой журналист Корней Чуковский, впоследствии известный писатель. По его словам, уже в середине дня 15 июня верхнюю площадку лестницы перекрыли казаки.
Вечером «лестница сплошь занята казаками и в гавань уже не пройти. Позже я узнал, что власти с идиотским усердием попытались закупорить все входы и выходы к морю. „Народные массы“ устроили вакханалию в порту, поджоги пакгаузов и пьяное бесчинство …уголовного элемента. Власти в то же время препятствовали рабочим прорваться в порт. При этом, как свидетельствуют документы, „войска открыли ружейную стрельбу“, но было ли это, в частности, на лестнице, не известно.» Корней Чуковский, очерк «1905 год, июль».
Когда через два десятилетия Сергей Эйзенштейн снимал в Одессе свой фильм, он сконцентрировал в сценах на лестнице происходившее в разных частях города и создал обобщенную картину тупого насилия и безнадежного человеческого отчаяния. «Ребёнок совсем маленький, лет восьми. Его судьба на лестнице такая: он с матерью вглядывался в далёкий броненосец, и вдруг пришли солдаты-каратели, — пересказывал эту сцену писатель литературовед Виктор Шкловский, — побежали люди, люди начали прятаться за камнями уступов, бежать по ступенькам».
В роли маленького ребёнка снимали А. Е. Глаубермана, ставшего впоследствии директором Института физики Одесского университета имени И. И. Мечникова.
Вскоре после выхода фильма поэт Николай Асеев в очерке «Как снимался фильм «Броненосец „Потёмкин“»» утверждал, что «одесская лестница… не забудется зрителями».
Детская коляска, пущенная по лестнице ассистентами великого режиссёра, прокатилась по экранам всего мира, а ставшая широко известной лестница начала называться Потёмкинской. И литераторы, которые писали о ней, нередко уже отталкивались от событий, изображённых в фильме, подменяя историческую реальность вымыслом Эйзенштейна.
История и кинематограф навсегда связали Гигантскую лестницу с мятежным броненосцем «Потёмкин».
Известные люди о лестнице
Фуникулёр
Рядом с лестницей действует фуникулёр, соединяющий Приморскую улицу с Приморским бульваром. Он был построен в 1902 году, а в 1970-х годах заменён эскалатором. После поломки эскалатора в 1990-х годах, городскими властями было принято решение постороить новый фуникулёр, который был открыт 2 сентября 2005 года в честь 211-й годовщины со дня основания Одессы.
Фуникулёр состоит из двух вагонов, разместиться в каждом могут 12 человек. Время в пути составляет 1 минуту 10 секунд. [2]
Потемкинская лестница в Одессе
Потемкинская лестница — бульварный спуск в Одессе, ведущий к морю. Лестница является одним из самых узнаваемых символов «жемчужины у моря», нередко ее называют «восьмым чудом света». Потемкинская лестница выполнена в стиле классицизм, это не просто приятное место для прогулок, но и настоящий памятник архитектуры позапрошлого столетия. С вершины лестницы (у памятника Дюку Ришелье) открывается одна из самых красивейших панорам Одессы — вид на морской порт и Одесский залив.
В современной Одессе Потемкинская лестница — это центр культурной жизни. Ежегодно проводится забег вверх по ступеням. Рекордное время подъема — 22 секунды. В летнее время ступени превращаются в трибуны для наблюдения за концертами и праздничными салютами, для просмотра фильмов на открытом воздухе.
Сколько ступенек на Потемкинской лестнице
Гордость Одессы состоит из 192 ступеней, поделенных на 10 маршей. По краям ступени лестницы обрамлены каменными парапетами толщиной 2 метра. Общая высота одесской лестницы — 27 метров, а протяженность — 142 метра.
В первые десятилетия существования объекта количество ступеней Потемкинской лестницы составляло 200, но, в ходе реконструкции и модернизации портовой территории, 8 нижних ступеней были разрушены.
Ступени лестницы сужаются по мере подъема. У основания ширина ступеней — 21,6 метров, на самой верхней точке — 13,4 метра. При этом создается оптический обман: если смотреть с высоты вниз, лестница кажется одинаковой ширины. Этот эффект заметен на фото Потемкинской лестницы Одессы.
В культуре
Восторженные воспоминания о Потёмкинской лестнице встречаются в заметках многих путешественников и писателей. Жюль Верн описал ее эпитетом «монументальная». Российский писатель-романтик Александр Грин называл объект «знаменитым». Американский писатель Марк Твен в своем романе «Простаки за границей» описал достопримечательность как «великолепную». Российский классик Островский называл одесский архитектурный памятник «единственным в своем роде».
Песня «Потемкинская лестница»
Популярная песня «Потёмкинская лестница — восьмое чудо света» в исполнении Сергея Рогожина закрепила за объектом статус «одесского чуда». Интересно, что песню помнят не все, но вот название лирической композиции закрепилось за лестницей и используется в наши дни.
Фильм о Потемкинской лестнице
Знаменитая лестница фигурирует в немом историческом фильме советского режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» (1925). Сюжет завязан на бунте матросов Черноморского флота, вспыхнувшем из-за червивого мяса. На помощь зачинщикам, приговоренным к расстрелу, приходят остальные матросы, а затем и мирные жители. Сцена с Потемкинской лестницей, по которой катится детская коляска, является одной из самых узнаваемых в кинематографе прошлого столетия.
На самом деле, сцена «расстрела на Потемкинской лестнице» — художественный вымысел режиссера, его личное переживание произошедших событий.
Считается также, что именно после широкого проката фильма лестница получила свое современное название.
История
Потемкинская лестница была построена в 1837–41 годах по проекту архитекторов К. И. Потье, Ф. К. Боффо, А. И. Мельникова. Архитектурное сооружение было задумано как парадный, торжественный вход в Одессу со стороны Черного моря. Лестница строилась по заказу графа Воронцова (по одной из легенд, под лестницей есть тайный выход из Воронцовского дворца). Проект обошелся графу в 800 тысяч рублей. Даже в наше время это невероятные деньги — в те времена за 5 рублей можно было купить корову.
В XIX веке одесская достопримечательность не имела официального названия. В разные годы ее именовали: Портовая, Ришельевская, Бульварная, Большая, Воронцовская и так далее. Историками до сих пор не подтверждено ни одно из множества названий. Изначально ступени были изготовлены из песчаника, но, спустя 100 лет, они износились. В 1933 году, в ходе реставрационных работ, ступени облицевали серо-розовым гранитом. С 1963 года Потемкинская лестница — памятник архитектуры СССР.
Как добраться до Потемкинской лестницы в Одессе
Рядом с лестницей оборудован фуникулер (слева от лестницы, если стоять к ней лицом), который соединяет Приморскую улицу и Приморский бульвар. Он был открыт в 2005 году. Подъем вверх занимает 1 минуту и 10 секунд. Два вагона фуникулера вмещают до 12 пассажиров каждый.
Остановки общественного транспорта находятся как у вершины лестницы, так и у ее подножия в порту:
Карта пешеходного маршрута от остановки «Ланжероновская» до Потемкинской лестницы
Добраться до лестницы можно на такси. В Одессе функционируют службы: Uber, Яндекс.Такси и Uklon.
Потемкинская лестница, вид сверху (с Приморского бульвара): панорама на Google Maps
Видео «Потемкинская лестница в Одессе»