Как называется линза в фотоаппарате
ВСЕ ОБ ОБЪЕКТИВАХ
В первую очередь, рассмотрим основные характеристики (и циферно-буквенные обозначения) объективов. Стоит выделить следующие:
1) Тип байонета;
2) Фокусное расстояние (или расстояния – если это вариообъектив);
3) Максимальное относительное отверстие диафрагмы объектива.
ТИП БАЙОНЕТА
Каждый крупный производитель фототехники, прежде чем начать производить объективы, разрабатывает байонет. Байонет – это крепежный узел, система крепежа объектива к фотоаппарату.
Кроме того, есть крупные так называемые «сторонние» производители (такие как SIGMA, TAMRON, TOKINA, SAMYANG), которые свои камеры не делают и, соответственно, байонеты не разрабатывают, производя объективы для чужих систем. Нередко объективы сторонних производителей могут быть не полностью совместимы с определенными камерами – может не работать автофокус, может отсутствовать возможность записи информации о кадре (EXIF), контроль искажений или виньетирования… в общем, не без «нюансов».
Потому, делая выбор, убедитесь, что камера и объектив совместимы байонетом, а также желательно узнать, все ли функции будут работать. Если, например, не поддерживается автофокусировка, лучше знать об этом заранее, а не получить «сюрприз» после покупки.
Когда мы определились, к какому типу байонету относится объектив (к слову, если объектив от сторонних производителей, задача может усложниться отсутствием маркировки), рассмотрим те характеристики, которые всегда нанесены на любом объективе – это фокусное расстояние и диафрагма.
ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ
Фокусное расстояние показывает, насколько сильно мы можем «приблизить» фотографируемый объект, или насколько широко мы можем охватить фотографируемую зону. Фокусное расстояние обозначается числами в миллиметрах.
Нередко, на старых объективах можно увидеть обозначение фокусного расстояния в сантиметрах. На современных такого вы уже не встретите.
Одним числом (например – 24mm, 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Можно встретить еще названия – ФИКС или ДИСКРЕТНЫЙ объектив.
Нужно учитывать, что:
Обозначения фокусного расстояния указаны в эквиваленте для полного кадра. И если у вас камера, оснащена «кропнутым» сенсором, то, чтобы узнать реальное фокусное расстояние, нужно указанные на объективе значения умножить на соответствующий коэффициент – так называемый кроп-фактор. То есть, реальные значения фокусных расстояний объектива 10-22mm для камеры с сенсором APS-C (кроп-фактор – 1,6), будут 16-35,2 mm.
МАКСИМАЛЬНОЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ОТВЕРСТИЕ ДИАФРАГМЫ ОБЪЕКТИВА
Далее, кроме фокусного расстояния, всегда указываются максимально возможные для этого фокусного расстояния значения относительного отверстия диафрагмы.
Нередко еще говорят ДИАФРАГМА или СВЕТОСИЛА. Но понятие светосила, в данном случае не совсем верно, т.к. данное обозначение применимо к определению физического размера отверстия, создаваемого диафрагмой, а светосила – физический термин, на значение которого влияют многие факторы и диафрагма только один из них.
Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):
1) 1:1.4 – встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
2) 1:3.5-5.6 – встречается на зум-объективах.
Например, если на объективе написано 50mm 1:1.4, значит он имеет постоянное фокусное расстояние 50 миллиметров с максимально возможной открытой диафрагмой f/1.4.
И наконец, если видим что-то вроде 70-200mm 1:2.8, то это значит, что для любого фокусного расстояния от 70 до 200 миллиметров, максимальное значение диафрагмы может быть – f/2.8.
Нужно учитывать, что:
1) Для переменной диафрагмы у фикс-объективов, максимальное её значение, при увеличении фокуса будет соответственно меняться на один стоп. Например, максимальное значение диафрагмы для объектива 10-22mm 1:3.5-4.5 на фокусном расстоянии 15 миллиметров, будет – f/4.0.
2) МИНИМАЛЬНОЕ значение диафрагмы на объективах указывается далеко не всегда, хотя это тоже немаловажный параметр. Увидеть его можно только на объективах, оснащенных ШКАЛОЙ ГРИП. Максимальные цифры, которые на ней обозначены и есть минимальными значениями диафрагмы.
На объективах разных производителей можно встретить отличающиеся написания связки фокусное расстояние/диафрагма, но суть от этого не поменяется. Примеры ниже:
Выше были описаны основные характеристики объективов. Но есть еще дополнительные уточняющие, которых значительно больше. Обычно, циферно-буквенные маркировки этих доп. характеристик у каждого производителя свои. Получить информацию о них можно у нас на сайте в соответствующих статьях раздела ОБЪЕКТИВЫ нашего сайта.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТИВОВ ПО СФЕРЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Справедливости ради, нужно сказать, что портретным – может быть любой нормальный или длиннофокусный объектив… все зависит от того, какого результата хочет добиться фотограф и как он видит результат своей работы. Есть известные фотографы, которые снимают портреты 50мм и даже 35мм объективами, и «лица гуманоидов», которые получаются на снимках расцениваются как творческий ход.
Вся вышеперечисленная классификация отталкивается от фокусного расстояния объективов. Но кроме того, Вам могут встретиться еще и такие типы объективов:
В завершение статьи упомянем еще КАТАДИОПТРИЧЕСКИЕ (или, как их еще называют – ЗЕРКАЛЬНЫЕ) объективы…из-за их необычной конструкции и внешнего вида. Обратите внимание на зеркальный цилиндрический элемент в середине конструкции. Эти объективы используют комбинацию кривых зеркал и стеклянных элементов. Зеркальные объективы – это длиннофокусные объективы, но при этом обладающие очень малыми габаритами и возможностью фокусироваться на малых расстояниях. При этом есть и недостатки: это только фикс объективы (зум создать технически невозможно), они обладают неизменяемой и невысокой диафрагмой, они не бывают автофокусными.
В этой статье мы не будем подробно останавливаться на узко специализированных решениях, таких как мягкорисующие объективы, монокли, кинообъективы, так как это темы для отдельных статей,просто упомянем, что они есть.
Подводя итоги, хочется объяснить определенные моменты, с которыми можно столкнуться выбирая объектив.
Обычно, чем больше Вы платите, тем лучший объектив Вы получаете. Это, в общем справедливо, так как купив очень дорогой профессиональный объектив, вы не останетесь разочарованы качеством, которое получите (как качество самого объектива, так и качество выдаваемого им изображения). Но критерии выбора у всех разные:
Какие виды объективов для зеркальных фотоаппаратов существуют?
Вновь я приветствую вас, читатели моего блога. С вами, Тимур Мустаев на связи. Многие начинающие фотографы, не задумываясь, покупают фотоаппарат уже с китовым объективом. Спустя время, фотограф понимает, что данный вид оптики не может помочь ему во всех претворениях его идей в жизнь. Поскольку, чем выше профессионализм фотографа, тем выше и запросы к технике для работы.
Возникает обычный вопрос: «А что приобрести взамен китового?» Ведь имеется огромный выбор оптики. Поэтому сегодня я затрону тему «Какие виды объективов для фотоаппаратов бывают».
Определение
Чтобы хорошо понять тему, обратимся к основному простому определению. Объектив – глаз фотоаппарата, используя который фотограф устанавливает фокус и доступный угол зрения при фотографировании.
Обратимся непосредственно к классификации оптики. Но уточню, что я расскажу только о самых распространенных. Чтобы не забивать голову лишь теорией, то я буду к каждой группе оптики приводить представителей двух топовых фирм: Nikon и Canon.
Китовый
Я упомянул во введении о китовой оптике, но ведь не все аспекты данной оптики могут быть известны вам. Попробую шире раскрыть это понятие!
Китовый объектив – оптика, при продаже идущая вместе с телом фотоаппарата. Ее угол обзора выстроен так, что совпадает с углом обзора глаза человека, не беря в расчет периферическое зрение.
Фирменные производители в качестве штатных выдвигают оптику с переменной фокусной дистанцией – 18-55 mm. Наибольшие значения диафрагмы – f/3.5 – f/5.6.
Другие названия: штатный, комплектный, обычный.
Более подробнее можете ознакомиться в статье — Что такое китовый объектив.
Широкоугольный
Широкоугольный – объектив, обладающий большой видимостью (от 60°).
Иные наименования: короткофокусный, «ширик».
Итак, выделим главные особенности:
Фотосъемка при помощи данного типа требует определенных знаний, поскольку для нее характерны неприемлемые линейные искажения и искажения перспективы.
Если вы хотите узнать про данный объектив подробнее, то ознакомьтесь с моей статьей – Для чего нужен широкоугольный объектив.
Рыбий глаз
Рыбий глаз – объектив, имеющий угол видимости в 180 градусов и неисправленную дисторсию. Что это такое? По-простому, дисторсия – это искажение, при котором горизонт превращается из ровной линии в полудугу. Фокусное расстояние находится в рамках от 4,5 до 15 мм.
Другие названия: fisheye, «фишай».
В свою очередь, рыбий глаз подразделяется на два подвида:
Про данный тип, у меня тоже в запасе есть детальная статья – Объектив рыбий глаз.
Макрообъектив
Макрообъектив – оптика, предназначенная для съемки небольших объектов большим планом с маленького расстояния. Их фокусное расстояние колеблется от 50 до 180 mm. f/2/8 – наибольшее значение диафрагмы.
Другие названия: «макрушник».
Хотите узнать подробнее, тогда моя статья, что такое макрообъектив, вам на помощь.
Длиннофокусный
Длиннофокусный – объектив, имеющий большую фокусную дистанцию – от 70 до 200-300 мм. Угол видимости колеблется от 39 градусов и меньше.
Другие названия: телеобъектив, «телевик».
Длиннофокусные объективы, в свою очередь, делятся на 2 типа:
Но в данное время все это спутано, поэтому длиннофокусные = телеобъективы.
Иногда выделяют третий подвид – сверхдлиннофокусные, которые отличаются фокусным расстоянием больше 300 мм и углом обзора лишь 9 градусов!
Более подробнее про данный тип можно узнать в статье – Длиннофокусный объектив, что это такое.
Портретный
Портретный – объектив, обладающий неизменным фокусным расстоянием и в основном предназначенный для съемки людей.
Другие названия: «портретник», «фикс», «полтинник».
Рассмотрим особые подвиды, отличающиеся фокусной дистанцией:
Почему существует такое четкое разграничение? Если вы сфотографируете лицо человека при помощи оптики 50 мм, то получите сильные искажения лица (преувеличение и перспектива).
Поэтому определенная фокусная дистанция имеет свое назначение и погрешности.
С помощью данной статьи мы выяснили, что в наше время рынок фототехники предлагает огромный выбор специализирующихся объективов.
Я рекомендую вам первоначально выбрать китовую оптику, поскольку она универсальна в назначении, а после выбрать оптику, которая ближе вам, руководствуясь своими предпочтениями на будущее.
Если вы не знаете, как чистить ваши линзы, ознакомьтесь со статьей, как почистить объектив зеркального фотоаппарата.
Большинство начинающих фотографов оценили возможности этих курсов. Научитесь полностью понимать свой зеркальный фотоаппарат и вы начнете делать изумительные фотографии на зависть всем вашим друзьям! Очень рекомендую эти курсы.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого зеркальная фотокамера NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого зеркальная фотокамера CANON.
До новых встреч! Подписываемся на мой блог, вместе мы шире раскроем все глубины фотографического творчества! Делитесь со своими друзьями статьей в социальных сетях!
Классификация объективов — виды и типы объективов
Объектив – одна из главных составляющих фотоаппарата и основа для отличного снимка. От его качества и вида зависит очень многое, «стекло» сильнейшим образом влияет на результат. После работы с универсальной оптикой фотолюбитель обретает интересы в каком-то конкретном жанре, у него возникает необходимость приобретения отдельного объектива, с расчетом на узкий спектр применения. Виды объективов разделяются в основном по фокусному расстоянию и некоторых дополнительных возможностей, имеющихся у них на вооружении.
Что такое объектив — назначение
Объектив – это составляющая часть любого устройства, снимающего фото или видео. В него входит система линз, а главной задачей фото-объектива является точная передача света на матрицу или пленку фотоаппарата. Именно свет дает человеку возможность видеть предметы, именно его, отраженного от объектов, мы видим с помощью глаз. Само изображение возникает после обработки мозгом информации, полученной от света. Поэтому в кромешной темноте мы не видим абсолютно ничего. Также, подобно глазам, работает объектив, принимая отраженный от объектов свет и передавая его на матрицу фотокамеры.
В любом объективе имеется диафрагма – система лепестков, регулируя которые можно увеличивать или уменьшать отверстие для дозирования светового потока. В человеческом глазу данную функцию выполняет зрачок, расширяющийся в темноте и сужающийся при ярком свете.
Любая фотокамера со сменной оптикой может быть применена для любых возникающих задач, однако многие параметры, влияющие на конечный результат, зависят именно от оптики. К таким параметрам относятся: светосила, стабилизация, фокусировка, дальность и угол обзора (фокусное расстояние), искажение картинки.
Стоит отметить, что абсолютно универсальных объективов хорошего качества не бывает. Оптика, позволяющая снимать пейзажи и луну в больших масштабах не может быть качественной и дешевой. Самые качественные снимки приносят фото-объективы исключительно с фиксированным фокусным расстоянием, то есть вообще без зума. Такое «стекло» будет обладать отличными характеристиками, хорошей светосилой, при этом стоить относительно недорого. Но в погоне за универсальностью, дабы не носить с собой 5-6 «фиксов» (объектив с фиксированным фокусным расстоянием), на рынке есть зум-объективы. Но и они имеют узкие пределы и используются в разных жанрах и в разных целях.
Основное деление объективов по фокусному расстоянию
Сверхширокоугольный объектив. Такой объектив имеет экстремально малые фокусные расстояния – от 10 мм до 14 мм. Картинка в результате получается искаженной и растянутой по краям кадра, однако в нее попадает много объектов. Угол обзора таких линз широк – около 150 градусов. Подобная оптика часто используется в интерьерной съемке, когда необходимо вместить в кадр максимальное количество предметов, а также в свадебной съемке для достижения художественных эффектов. Нередко можно лицезреть пейзажи, снятые на фотокамеру со сверхширокоугольной оптикой. Такой объектив придает фотографии объем.
Широкоугольный объектив. Имеет от 15 до 30 мм фокусного расстояния. Имеет более естественные пропорции и по углу обзора схож с человеческим взглядом, однако не лишен искажений. Художественно такой тип объективов применяют реже, а для съемок пейзажей в классическом варианте подходит наиболее хорошо. На оба вида оптики не рекомендуется снимать портреты из-за искажений картинки.
Стандартный объектив. У него фокусное расстояние находится в пределах от 35 до 60 мм. Самый привычный интервал расстояний для человеческого глаза. Изображение получается правильное, не искаженное. Угол обзора в пределах 40-60 градусов. Идеально подходит для портретов. Ввиду своей универсальности применяется во всех видах съемок. Бывают пейзажи, снятые на фотоаппарат с объективом, имеющим стандартные фокусные расстояния, предметная съемка также нуждается в правильных пропорциях.
Длиннофокусный объектив. Имея фокусные расстояния от 70 до 200 мм, такие фото-объективы больше применимы для съемок отдаленных объектов. Но чаще он используется для портретов. Подобные расстояния делают фотографию несколько плоской, но не искажают объект. При этой большие значения фокусного расстояния позволяют добиваться красивого эффекта размытого фона, отделяя от него модель. Они нуждаются в наличии системы стабилизации, так как тряска, вызванная естественным движением рук при фотографировании без штатива, на больших фокусных расстояниях не позволит получить четкий снимок.
Сверхдлиннофокусный объектив. Все объективы, имеющие фокусные расстояния от 300 мм можно отнести к данной категории. При использовании этого типа линз получается плоская картинка, вмещающая мало пространства. Но и такие характеристики востребованы. Фотоохота, спортивная съемка, даже пейзажи подвластны такой оптике. Использование сверхдлиннофокусных фото-объективов возможно только со штативом, так как высок риск получения шевелёнки (смаза кадра, вызванного дрожанием рук фотографа).
Дополнительное деление объективов по функциональности
Итак, деление объективов по их фокусному расстоянию вполне понятно, однако помимо данной иерархии они также могут быть:
Постоянное или переменное фокусное расстояние
Фокусное расстояние (а значит и угол обзора) очень часто приходится изменять. То в кадр не умещаются все объекты, то объект необходимо приблизить или сфотографировать без нарушения пропорций. Для всех этих задач целесообразно иметь объектив с переменным фокусным расстоянием. Однако другой важный фактор – светосила, очень сильно влияет на ценообразование.
Светосила
Светосила – это максимальная возможность открытия диафрагмы. Чем шире она может открываться, тем больше возможностей предоставляет фотоаппарат. Так, при максимально открытой диафрагме легко получить качественный снимок с рук в условиях низкой освещенности, так как при этом существует возможность сократить выдержку. Кроме того, широкая диафрагма красиво рисует «боке» — зону нерезкости, это ценно и важно при портретной съемке.
Апертура
Из сказанного следует, что объектив с высокой светосилой и переменным фокусным расстоянием в оптимальных пределах – самых подходящий вариант. Но вот незадача – цена за такое удобство исчисляется в десятках тысяч рублей. Так как подобные требования предъявляют в основном профессионалы, то и оптика с такими возможностями относится к профессиональной. А это наделяет ее пыле и влагозащитой, прочными материалами, качественным стеклом, увеличенным ресурсом и… большим весом. Светосильный зум-объектив не может быть легким!
Выход из ситуации есть – приобрести набор светосильных фото-объективов с фиксированным фокусным расстоянием для каждого вида съемки. Это будут наиболее качественные и резкие линзы, так как оптика подобного типа состоит из минимально возможного количества составляющих элементов.
Зум-объективы могут иметь постоянное значение диафрагмы и плавающее. Первый вариант – самый сложный и дорогой. При втором варианте максимально открытая диафрагма зависит от фокусного расстояния – чем оно больше, тем уже отверстие и меньше светосила. Такой подход оправдан – фотокамера с подобным объективом будет стоить дешевле, а оптика такого типа часто входит в комплект поставки фотокамеры любительского и полупрофессионального уровня.
Макросъемка
Макросъемка – возможность создавать фотографии объектов в масштабах 1:1 и более. По факту именно такой порог определяет профессиональные фото-объективы для макросъемки. На некоторых же других линзах, изначально созданных не для этого, существует режим макросъемки. Он позволяет сфокусироваться на объекте с малого расстояния – около 15-20 см, что помогает сделать снимок предмета в большом масштабе, напоминающем макросъемку. Оптика без макрорежима не может сфокусироваться на расстоянии ближе полуметра. Этот факт вносит дополнительное деление оптики на виды. Возможность сделать снимок с близкого расстояния – полезная штука. При желании развиваться в съемке макро, необходимо покупать оптику, рассчитанную именно на эту задачу.
Специальные и творческие объективы
Существуют объективы для специальных видов съемок. Часто именно они позволяют добиваться важных параметров снимка без применения постобработки:
Итоги
Парк оптики на рынке фототехники безграничен. Невозможно приобрести все фото-объективы даже одного производителя, из-за их огромного количества. Однако в этом нет необходимости. Идущий в комплекте с фотоаппаратом «китовый» объектив (так называют комплектную оптику) позволит понять все нюансы и работы со сменной оптикой, разобраться в ее минусах и плюсах, понять в каком направлении двигаться дальше.
Помимо оптики от производителя фотокамеры существуют и сторонние фирмы, которые изготавливают объективы в цене сравнимо ниже оригинала, при этом качество не страдает. При выборе оптики стоит учитывать существование таких фирм.
Необходимо принять за аксиому то, что фото-объектив – в большей степени важная составляющая системы для достижения конечного результата. Фотоаппарат имеет меньшее влияние на качество, чем оптика, поэтому после опыта использования комплектного «кита» нужно обдуманно, взвешенно походить к вопросу выбора новой линзы.