Как называется место скопления цыган
Кто такие цыгане, и откуда они появились? Жизнь, история и фото
Кто такие цыгане? Это представители народа, который, в отличие от всех других, никогда не имел постоянного места обитания и своего государства. Однако они смогли через века и громадные территории пройти со своей культурой. Сохранили при этом свою самобытность, традиции, уникальную культуру, а также иные характерные отличия от других народов.
Исторические корни цыган
Исторические изыскания доказывают, что через 6 веков после того, как цыгане сформировались как народ, они начали приходить в Европу. Считается, что одной из возможных причин переселения является то, что их стали вытеснять мусульмане с исконных мест обитания.
Пути расселения по миру
Основная зона их расселения – это Восточная и Центральная Европа. Особенно многочисленны они в Венгрии и Румынии. В этих странах, где живут цыгане большими анклавами, по приблизительным подсчетам их от 2.5 млн до 8 млн человек. Несмотря на то что численность их очень значительна, этот народ сложно изучать. Это является следствием того, что цыгане не поддаются никакому учету.
Определить конкретно, сколько цыган живет на той или иной территории, достаточно сложно. Это связано с особенностями быта и отсутствием «правовой видимости». Очень часто цыгане проживают табором. У них нет документов, паспортов, какой-либо регистрации.
Вероисповедание цыган разнообразное. Им присущи различные религиозные убеждения (христианство, ислам, буддизм, иудаизм).
Классификация цыганского народа
В настоящее время принято выделять 6 ветвей этого народа. В основном это зависит от мест, в которых они проживают.
Кто такие цыгане западные:
Кто такие цыгане восточные:
Среди разновидностей цыган имеются и более узкие группы. В Венгрии они сформировали свой этнос, численность которого, по различным данным, составляет от 5 до 10% всего населения страны.
Особый интерес вызывает этническое объединение цыган, проживающее на море, представители которого называются баджо. Они ведут кочевой морской образ жизни в водах Индийского океана. Живут в плавучих хижинах, занимаясь ловлей рыбы. Выход на сушу у них связан с вопросами торговли, ремонтом плавсредств, а также при возникновении необходимости в похоронах умерших.
История российских цыган
Кто такие цыгане в России? Это пришедшие на ее современную территорию выходцы из балканских стран, перебравшиеся сюда ориентировочно в XV веке. На протяжении XV-XVII века установлено просачивание этой народности с территорий Польши и Германии.
До революционных событий 1917 года основными занятиями цыган в России было разведение и торговля лошадьми (этим занимались мужчины), а также гадание и попрошайничество (было уделом женщин). Оседавшие в больших городах представители этого народа с XIX века были востребованы как музыканты и танцоры. В это время их культурные традиции были очень популярны. Имеются многочисленные факты того, что представители российской знати женились на цыганках.
В послереволюционное время со стороны властей были предприняты попытки организации их образа жизни. Они направлялись на то, чтобы привлечь их к трудовой деятельности.
Значительно изменилась жизнь этого народа в СССР после издания в октябре 1956 года Указа об оседлости. Он назывался «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». В этом документе государство впервые официально назвало их цыганами.
Реализация в жизнь постановления привела к началу репрессий. Их стали отлавливать на улицах, обвинять в несанкционированной торговле, тунеядстве. Однако у Указа были и положительные моменты, так как государство начало официально оказывать помощь цыганам в трудоустройстве, приобщении к образованию, в предоставлении земельных участков и строений.
Однако практика показала, что права на выбор сферы труда, а также на возможности получать образование, не слишком прижились у цыган. Только незначительная их часть этим воспользовалась.
День цыган
Особенности цыганской современной жизни
У цыганского народа очень заметны различия в достатке. Зачастую отдельные семьи живут в пафосных строениях, обильно и вычурно украшенных, напоминающих роскошные дворцы, изобилующие дорогой мебелью. Другая же часть влачит нищенское существование.
Традиции и обычаи
Цыганская жизнь – это соблюдение традиций, обычаев и правил, многие из которых требует обязательного исполнения. К таким относятся:
Цыганские законы
Ромы живут по собственным законам, которые представляют собой набор правил, обязательных для исполнения в их среде и за ее пределами для каждого.
За соблюдением наблюдают пожилые члены цыганских структур. Имеющие место конфликтные ситуации и нарушения предписанных правил разбираются цыганским судом, в состав которого входят цыганские бароны и прочие уважаемые люди.
К самому страшному приговору относится изгнание виновного из общины. Здесь недопустимы убийства, изнасилования, а также причинение тяжелого вреда здоровью.
Особо описываются правила внутреннего распорядка внутри цыганского сообщества, которые распространяются на одежду, быт, праздники.
Современная действительность внесла некоторые изменения в цыганский образ жизни, однако не искоренила вольный дух бродяжничества. Так, фото цыган молодого возраста ассоциируются среди их «цивилизованных» сверстников как образы неординарной анархистский философии. Такие взгляды и стиль жизни и сегодня находит своих сторонников и последователей.
Цыгане — народ, у которого нет государства, но есть столица
Цыгане — один из самых таинственных народов. Говорят, что их выгнали из Индии, и скоро срок изгнания подойдет к концу. Что они умеют колдовать и гипнотизировать. Что они замкнуты и не любят, когда к ним проявляют интерес. Что они жутко патриархальны, и их мужчины и женщины никогда не сидят за одним столом.
Меня зовут Полина, и мой прадед — цыган. Некоторые родственники считают это байкой, но я уверена, что это так, иначе откуда у меня такая любовь к этому народу? Я не цыгановед, но всегда интересовалась историей ромалов. А еще ходила к ним в гости в табор, который проживает в Перми, и готова рассказать все, что узнала о цыганах из книг и от них самих.
В фильме «Табор уходит в небо» в массовке играли настоящие цыгане. В пермском таборе уверяют, что там снялась их родственница.
— Строго говоря, цыгане — это не народ, а группа народностей индоарийского происхождения, в которой разделяют 2 основные ветви: западную и восточную. Первая осела в Европе, вторая — в Азии и на Кавказе. Говоря «цыгане», обычно подразумевают именно западную ветвь.
— В Индии до сих пор живут несколько кочевых племен, занимающихся пением, танцами, заклинанием змей, цирковым искусством. Некоторые исследователи считают их родственными предкам цыган и даже называют gypsy-tribe (цыганоподобные касты). Но это индусы, а не цыгане.
— «Европейцы» очень различаются между собой. Среди них есть несколько десятков подгрупп, у каждой из которой свой диалект романи (цыганского языка). И далеко не все эти подгруппы понимают друг друга. Именно поэтому зачастую румынские цыгане, проживающие в России, предпочитают общаться с русскими цыганами на русском языке.
— Однако сами цыгане признали себя единой нетерриториальной нацией. Это произошло в 1971 году в Великобритании на Международном конгрессе, на котором присутствовали представители народности из 9 европейских стран. Они приняли гимн на основе народной песни «Джелем джелем» и флаг в виде чакры-колеса на сине-зеленом фоне. Тот же конгресс принял решение вместо термина «цыгане» использовать «рома».
— Сейчас большинство цыган ведет оседлый образ жизни, особенно в России. Это связано с указом 1956 года, запрещающим кочевать на территории СССР. При этом у ромов есть своя столица — молдавский город Сороки.
— Бытует мнение, что цыгане не любят работать, предпочитая труду песни, танцы и гадание. Но одно из их традиционных занятий — кузнечное ремесло. Этот факт нашел отражение в этнониме «кэлдэрары» (котляры). Так называют себя румынские цыгане, предки которых изготавливали котлы. И до сих пор многие представители этой народности считают своим основным видом деятельности работу с металлом. Кстати, именно к ним я ходила в гости.
— Румынскими этих цыган называют потому, что как этногруппа они сформировались на территории Румынии. Однако сейчас они проживают в разных странах, даже в Аргентине. В России это самая распространенная этногруппа цыган, наряду с руска рома (русские цыгане).
— Кэлдэрары тщательнее большинства народностей сохраняют традиции. Они до сих пор живут общинами, принадлежащими одному роду. Например, в Перми есть род волка, или, по-цыгански, рувони. О его происхождении бытует такое предание: «Раньше жили в палатках. Старший вышел за палатки, и его сзади укусил волк. С тех пор стали называть их „волки“».
— А еще кэлдэрары, пожалуй, единственные европейские рома, сохранившие национальный костюм. Их мужчины носят обычную одежду, а вот женщины традиционно надевают длинную юбку, фартук и косынку. Причем до свадьбы девушки могут ходить в любом наряде, а на следующий день после бракосочетания надевают юбку с фартуком, заплетают косы и повязывают на голову платок. По словам самих цыганок, никто не должен видеть замужнюю женщину с непокрытой головой.
— Распространено мнение, что ромалам запрещены браки с представителями других народов, даже с цыганами из других этнических подгрупп. Однако в таборе кэлдэрары мне рассказывали, что мужчины их рода женились на девушках из руска рома. Правда, в силу культурных различий в этих семьях возникали конфликты, поэтому такие браки и правда не приветствуются.
— Вообще запрета на брак с иностранцем у цыган нет. Дело в том, что рома не набор генов, а приверженность романипэ. Этот термин означает совокупность цыганского духа, культуры и прав. По сути это то, что отличает цыгана от нецыгана. Усыновленный мальчик, соблюдающий традиции, — цыган. Ром, ушедший из табора — нецыган. Теоретически у каждого есть шанс стать членом цыганской семьи, для этого необходимо лишь строго соблюдать романипэ.
— Кстати, для нецыган есть термин «гаджё». Некоторые почему-то считают его обидным, но он не содержит никаких негативных смыслов.
— Не стоит считать, что кровь для ромов совсем ничего не значит. Если у вас, как и у меня, есть цыганские корни, то вы — романо рат (в переводе «цыганская кровь»). Это означает, что если вы вдруг захотите стать цыганом, вам дадут больше шансов, чем прочим гаджё. Кстати, считается, что романо рат был Чарли Чаплин.
— Цыганское общество очень патриархально, но не так сильно, как принято думать. Говорят, что мужчины и женщины в семьях не сидят за одним столом, но я своими глазами видела, что по крайней мере сейчас это не так.
— Даже у таких консерваторов, как кэлдэрары, допустимы разводы, хотя, конечно, не приветствуются. Но еще удивительнее, что в качестве исключения цыганским бароном могла стать женщина.
— В пермском таборе ходила история про жену барона Ульяну. Ее мужа и всех родственников-мужчин арестовали в 30-е годы, остались только женщины и дети. И пока мальчики не выросли, все проблемы табора решала Ульяна.
— Кстати, термин «барон» происходит от «баро ром», что в переводе означает «большой цыган». И нет, он не правит табором, а скорее выполняет функцию министра иностранных дел. А внутренние проблемы решает сходка авторитетных пожилых членов табора.
— Цыгане постепенно утрачивают искусство гадания. Девочек почти не обучают, а пожилые женщины предпочитают не ходить по улицам, но могут принимать «клиентов» на дому. Поэтому, пожалуйста, не останавливайтесь, если к вам подошли с предложением погадать.
— У цыган есть традиция приносить клятву в могиле. Тот, кто клянется, ложится в могилу и произносит что-то вроде «Скоро мне лечь сюда, если я солгал».
— Самое страшное наказание для цыгана — лишение права принадлежать цыганскому обществу. Оно применяется в случае особо тяжких преступлений, таких как убийство, изнасилование, воровство при некоторых обстоятельствах. Изгнание сопровождается «осквернением». Вернуться обратно в общество очень сложно.
— Именно поэтому, вопреки расхожему мнению, среди цыган не так много криминала. По крайней мере они крайне редко совершают особо тяжкие преступления против личности. Но если человека изгнали из общества, его уже ничто не остановит от дальнейшей маргинализации.
— На самом деле цыгане довольно дружелюбны и очень гостеприимны. Если вы находитесь у них в доме, то будьте уверены, что вам не причинят вреда и постараются максимально угодить. Но еще раз предостерегаю: не вступайте в диалог с цыганкой, которая подходит к вам на улице и предлагает погадать, это чревато тем, что вы останетесь без денег.
Цыгане: откуда произошли, где их родина? История цыганского народа
Цыгане – это целая этническая группа, имеющая общее происхождение и язык. На сегодняшний день ромы проживают по всей планете, кроме Антарктиды. Истинное количество цыган в мире никто не знает, ведь они не участвуют в переписи населения, самостоятельный учет тоже не ведут. А некоторые страны не знают, есть ли на их территории вообще ромы, ведь многие из них до сих пор ведут кочевой образ жизни.
Откуда они родом
Фактически эта группа народов сформировалась в конце I тысячелетия нашей эры. В те времена в Индии начиналось засилье мусульманской культуры. Тогда цыгане попали в Переднюю Азию и там задержались, пока царствовала Византия.
Распространение по миру
Откуда произошли цыгане? Если даже они являются предками индусов, то как они распространились по всему миру? Считается, что в период с XIII по XV век ромы активно расселялись по всей Европе. Вплоть до XV века их воспринимали достаточно доброжелательно. Но затем стали воспринимать как бродяг, выселяли за пределы государств, то есть народ был вне закона. К XVIII веку некоторые страны стали более терпимо относиться к ромам. И с этого же времени появилось деление на оседлых и кочевых цыган.
Как ромы попали в Россию?
Считается, что цыгане попали на территорию России двумя путями:
Вплоть до Октябрьской революции ромы занимались кражей и обменом лошадей, а женщины гадали. Кочевники также гадали и просили милостыню, но некоторые занимались кузнечным делом.
Те же цыгане, которые обосновались в Москве и Петербурге, состояли в хоровых ансамблях.
После революции цыган пытались приучить к оседлости и труду. А в 1931 году в столице даже открыли цыганский театр «Ромэн». В период Второй мировой войны многие оседлые ромы пошли на войну.
В 1956 году была вторая попытка весь цыганский народ сделать оседлым, им дали право на труд и образование. Но не многие захотели жить, как все, даже не все семьи воспользовались возможностью обучить бесплатно своих детей.
Современное расселение
В прошлом веке во многих странах предпринимались множественные попытки по улучшению правового положения цыган, создавались комитеты и институты. Проводились фестивали, даже в стране, откуда произошли цыгане. Например, «Международный цыганский фестиваль» в Чандигахре, 1976 год.
С 90-х годов появляются достаточно профессиональные представители этой этнической группы: журналисты, политики, деятели образования. Формируются правила стандартизации языка, которые позволяют с ними общаться даже на международном уровне.
Цыганский язык
По общепринятой международной классификации цыгане являются носителями одного из вариантов средневекового индоарийского диалекта – шаурасена апабхранша.
В разных странах ромы формировали свой язык в тесном контакте с языком той страны, где они проживали. Поэтому у разных групп речь может кардинально отличаться от того языка, которым пользуются на другом континенте. А некоторые цыгане вообще утратили свой язык и полностью перешли на тот, которым пользуются в стране, где они живут. То есть независимо от того, откуда произошли цыгане, а именно из Индии, каждая этническая группа демонстрирует разную степень сохранности родного языка. На сегодняшний день самая простая классификация представлена четырьмя группами:
Заимствование слов
Социальная организация
От кого произошли цыгане? От индусов, но их генетическое и культурное наследие настолько поддалось влиянию культуры тех стран, где они расселились, что достаточно сложно нарисовать обобщенный портрет. Хотя некоторые характерные отличия этой большой этнической группы все же можно выделить.
Группа родственных связей формирует род, который возглавляет единый лидер – «баро», то есть король, как трактуют современные СМИ. Этот человек может представлять свой род даже на международном уровне, может советоваться со старейшинами.
Семья играет главенствующую роль во всех отношениях. К бракам с не цыганами отношение неодобрительное. Даже если молодые из разных родов, то к таким бракам также не очень хорошее отношение. Обычно пара соединяется на всю жизнь, но в крайних случаях допускается развод.
Если проанализировать историю цыганского народа, то у них был всегда своеобразный внутренний суд «крис», состоящий из мужской ассамблеи. Этот суд существует по сегодняшний день. В компетенцию ассамблеи входит решение супружеских дел, материальных и моральных. Суд вправе налагать штраф и даже исключать из общины.
По сегодняшний день цыгане очень трепетно относятся к собственным детям. Если в семье никак не рождается наследник – сын, то семья решается на усыновление мальчика. При этом не принципиально, будет он белобрысым или в веснушках. Считается, что именно на фоне этой традиции и родилась легенда о том, что цыгане воруют детей.
Религия
На продолжении многих веков было множество попыток насадить собственную религию цыганам в местах, где они проживали Но по факту большая часть ромов стала приверженцами христианства или ислама, собственное, практически языческое вероисповедание большого влияния на образ жизни этих людей не оказало, как, впрочем, и другие религиозные культы.
Удивительным образом многие цыгане быстро восприняли христианство, многие ромы, проживающие в Европе, придерживаются католицизма и отмечают все праздники.
Средства к существованию, быт
Как и в былые времена, ромы предпочитают свободу и даже если и соглашаются на работу, то только с минимальным сроком контракта. В некоторых странах они нанимаются на сезонные работы по сбору овощей и фруктов, в других местах торгуют, по-прежнему гадают и воруют. Некоторые ромы так и занимаются развлечением публики, один из самых ярких примеров – Чарли Чаплин. В Румынии и Венгрии до сегодняшнего дня есть цыганские хоры.
Традиционно у ромов сохранилась любовь к тушеным блюдам и супам. То есть кухня состоит из блюд, которые можно сделать в котле или в горшке на костре. В Европе ромы, даже оседлые, предпочитают очень пряные и острые блюда.
Детей достаточно редко отдают в школу, а если даже и отдают, то оканчивают они в крайнем случае 3 класса, то есть если умеют писать и читать, то больше и не надо, лучше помогать родителям.
В заключение
Несмотря на пристрастное отношение к цыганам, многие представители этой этнической группы полностью адаптировались в современном мире, ведут традиционный образ жизни для европейских и других стран, учатся в институтах, осваивают профессии и живут в обыкновенных домах, женщины не носят двух юбок и разногласия решают в обыкновенном суде.
ЦЫГАНЕ
ЦЫГАНЕ, или рома – кочевой народ, точнее, этнические группы, имеющие общие корни и язык, чье происхождение прослеживается из северо-западной Индии. Сегодня живут во многих странах мира. Цыгане обычно черноволосые и смуглые, что особенно характерно для популяций, живущих в странах, близких к Индии, хотя более светлая кожа для цыган вообще не типична. Несмотря на расселение по всему миру, цыгане повсюду остаются четко выделенным народом, в большей или меньшей мере придерживающимся своих собственных обычаев, языка и сохраняющим социальную дистанцию с нецыганскими народами, в окружении которых он живет.
Цыгане известны под рядом названий. В Средние века, когда цыгане впервые появились в Европе, их ошибочно называли египтянами, поскольку идентифицировали как магометан – выходцев из Египта. Постепенно это слово (Egyptians, Gyptians) подверглось сокращению, превратившись в «gypsy» («gipsy» на английском), «gitano» на испанском и «giphtos» на греческом. Цыган также называют «zigeuner» на немецком, «цыганами» на русском, «zingari» на итальянском, что является вариациями греческого слова athinganoi, означающего «не трогай» – оскорбительное название одной религиозной группы, ранее населявшей Малую Азию и избегавшей, как и цыгане, контактов с чужаками. Но цыгане не любят эти названия, предпочитая самообозначение «рома» (мн. число, ром или рома) от «романи (человек)».
Происхождение.
В середине 18 в. европейским ученым удалось найти доказательную базу того, что цыганский язык происходит непосредственно от классического индийского языка санскрит, что указывает на индийское происхождение его носителей. Серо-антропологические данные, в частности, информация о группах крови, также указывают на происхождение из Индии.
Многое, однако, остается туманным относительно ранней истории цыган. Хотя они говорят на одном из языков индийской группы, весьма возможно, что фактически они ведут происхождение от дравидийских аборигенов этого субконтинента, которые, в конце концов, начали говорить на языке арийских захватчиков, занявших их территорию. В последние годы ученые в самой Индии приступили к академическому изучению цыган, и, кроме того, возрождается интерес к этому предмету в научных кругах Запада. Постепенно рассеиваются мифы и дезинформация, окружавшие вопросы истории и происхождения этого народа. Стало очевидным, например, что цыгане были кочевниками не потому, что обладали каким-то номадическим инстинктом, но потому, что широко распространенное дискриминационное законодательство не оставляло им другого выбора как продолжать постоянное перемещение.
Миграция и расселение.
Новые исторические и лингвистические данные указывают на то, что миграция цыган из северо-западной Индии произошла в первой четверти 11 в. в результате ряда исламских вторжений, возглавлявшихся Мохаммедом Газневидом. По одной из гипотез предки цыган (которых в литературе называют иногда «домба» («Dhomba»), организовались в военные подразделения, называвшиеся раджпутами, для борьбы с этими вторжениями. В течение последующих двух веков цыгане двигались все дальше и дальше на запад, останавливаясь в Персии, Армении и на территории Византийской империи (в современном языке цыган есть много персидских и армянских слов и, особенно, много слов из византийского греческого), и достигли юго-восточной Европы в середине 13 в.
Движение на Балканы вызывалось так же распространением ислама, которое было причиной миграции цыган из Индии двумя столетиями ранее.
Не вся масса цыган пересекла Босфор и попала в Европу, одно из ее ответвлений мигрировало в восточном направлении в районы сегодняшней Восточной Турции и Армении и стало отдельной и вполне отчетливой субэтнической группой, известной под именем «лом» («Lom»).
Еще одна популяция, широко распространенная по всему Ближнему Востоку, это «дом» («Dom»), которая, как это долго считалось, была частью исходной миграции цыган (из Индии, но позже отделилась от основной массы где-то в Сирии). В то время как сами «дом» и их язык безусловно индийского происхождения, их предки, очевидно, представляли отдельную и гораздо более раннюю волну (возможно 5 в.) миграции из Индии.
В Византийской империи цыгане приобрели глубокие знания в области металлообработки, на что указывает металлургический словарь в языке цыган греческого и армянского (не индийского) происхождения. Когда цыгане пришли на Балканы и, в частности, в княжества Валахия и Молдавия, эти знания и умения обеспечили устойчивый спрос на их услуги. Это новое ремесленническое население цыган оказалось фактически настолько ценным, что в начале 1300-х годов были приняты законы, сделавшие их собственностью их нанимателей, т.е. рабами. К 1500 примерно половине цыган удалось уйти с Балкан на север и запад Европы. Возникшее разделение между теми, кто оставался в рабстве в Валахии и Молдавии (сегодняшней Румынии) в течение пяти с половиной столетий, и теми, кто ушел оттуда, имеет фундаментальное значение в истории цыган и обозначается в литературе как Первая европейская диаспора цыган.
У населения Балкан не ушло много времени на то, чтобы понять, что цыгане полностью отличались от мусульман, которых оно столь сильно боялось. Но население в более отдаленных от Балкан странах, т.е. во Франции, Голландии и Германии, например, не приходилось ранее встречаться с мусульманами впрямую. Когда туда пришли цыгане со своей экзотической речью, внешностью и одеждой, их ассоциировали с мусульманами и называли «язычниками», «тюрками», «татарами» и «сарацинами». Цыгане были легким объектом для нападок, поскольку у них не было ни страны, куда можно было бы вернуться, ни военной, политической или экономической силы, чтобы защитить себя. С течением времени в одной стране за другой стали вводиться репрессивные меры против них. В Западной Европе наказания за принадлежность к цыганам включали битье плетью, увечье, депортацию, рабство на галерах и даже, в некоторых местах, казнь; в восточной Европе цыгане оставались рабами.
Политические изменения в Европе 19 в., включая отмену рабства для цыган, привели к резкому росту их миграции, ознаменовавшему период Второй европейской диаспоры цыган. Третья диаспора образовалась в 1990-х годах с падением коммунистических режимов по всей восточной Европе.
Находившиеся в рабстве цыгане были либо домашними рабами, либо рабами на полях. Эти широкие категории включают множество более мелких профессиональных групп. Взятые на работы в дома землевладельцев цыгане в конечном счете утратили свой язык индийского происхождения и обрели румынский на основе латыни. Теперь румыно-говорящие цыгане такие, как «бояши» («boyash»), «рудари» («шахтеры») и «урсари» («поводыри медведей») встречаются не только в Венгрии и на Балканах, но также и в западной Европе и в других регионах Западного полушария.
Гораздо бóльшую часть древних традиций сохранили группы цыган, происходящие из полевых рабов. Калдераша («медники»), ловара («торговцы лошадьми»), чурара («изготовители сит») и мочвая (от сербского города Мочва) все эти группы говорят на близкородственных диалектах цыганского языка. Эти языки образуют диалектную группу, называемую влакс или влач, характеризующуюся большим влиянием в ней румынского. К концу 19 в. влаксоязычные цыгане предпринимали дальние разъезды в поисках мест, где можно было обосноваться. Страны в западной Европе были негостеприимны из-за столетиями существовавшего в них антицыганского законодательства, поэтому основной поток миграции направлялся на восток в Россию, на Украину и даже в Китай, или же, через Грецию и Турцию морем в Северную и Южную Америку, Южную Африку и Австралию. После Первой мировой войны распад Австро-Венгерской империи в центральной Европе вызвал массовый исход цыган из этих земель в западную Европу и Северную Америку.
Во время Второй мировой войны нацисты избрали цыган в качестве объекта геноцида, и цыгане были предназначены наравне с евреями к уничтожению пресловутым постановлением Рейнхарда Гейдриха от 31 июля 1941 для осуществления «окончательного решения». К 1945 почти 80% всех цыган Европы погибли.
Современное расселение.
Цыгане рассредоточены по всей территории Европы и западной Азии и встречаются в некоторых частях Африки, Северной и Южной Америки и Австралии. Точную численность цыган по каждой стране установить, однако, не удается, поскольку переписи и иммиграционная статистика редко выделяют их особой статьей, а многовековые преследования научили цыган осторожности в обозначении своей этнической принадлежности в анкетах переписей. В мире насчитывается от 9 до 12 млн. цыган. Эту оценку дает Международный Союз цыган: около одного миллиона в Северной Америке, примерно столько же в Южной Америке, и между 6 и 8 млн. в Европе, где цыгане сосредоточены главным образом в Словакии, Венгрии, Румынии и в других местах на Балканах.
Примерно за тысячу лет со времени исхода цыган из Индии их образ жизни стал замечательно разнообразным, хотя каждая группа сохранила в большей или меньшей мере элементы основной культуры цыган. Те, что давно обосновались на одном месте, склонны приобретать национальные черты принявшего их народа. В обеих Америках значительное число цыган появились в конце 19 и начале 20 вв., хотя у цыган существует предание о том, что в третьем путешествии Колумба в 1498 среди команды были матросы-цыгане, и первые представители этого народа появились там еще в доколониальные времена. Документально зафиксировано, что первые цыгане появились в Латинской Америке (на Карибский островах), в 1539, когда в Западной Европе начались гонения против этого народа. Ими стали цыгане из Испании и Португалии.
Новые волны иммигрантов начали прибывать в обе Америки после 1990.
Жизнь цыган.
Несмотря на их общее языковое, культурное и генетическое наследие, группы цыган стали настолько разнообразными в результате воздействия факторов времени и пространства, что было бы неправильным пытаться нарисовать их обобщенный портрет. В остальной части статьи особое внимание уделяется влаксоязычным цыганам, являющимся наиболее многочисленной и наиболее географически распространенной популяцией.
Социальная организация.
Взятая в целом жизнь цыган называется «романипен» или «романия» и строится на основе сложной системы семейных отношений. Группа родственных семей образует род («виста» clan), возглавляемый лидером, которого называют «баро» (он не является королем; так называемые короли и королевы у цыган – это изобретение журналистов). Он признанный лидер своей группы и может управлять ее перемещениями и представлять ее в контактах с посторонними. По важным вопросам он может советоваться со старейшинами виста. Нарушения правил морали и поведения могут рассматриваться особой мужской ассамблеей, называемой «крис» («kris»). В юрисдикцию этого суда входит широкий круг нарушений, включая материальные и супружеские дела. Наказания могут заключаться в наложении штрафов или в исключении из общины, причем виновного называют меримэ или ритуально нечистыми. Поскольку общения с не-цыганами избегают как само собой разумеющееся правило и поскольку сама община цыган должна исключать того, кто является меримэ, то индивид в этом положении оказывается, в конечном счете, в условиях полной изоляции. Эта идея ритуального загрязнения, унаследованная из Индии и расширенная для индивида в его отношении к пище, животным и к другим человеческим существам, была тем наиболее общим фактором, который способствовал тому, что популяции цыган оставались обособленными от других и внутренне едиными.
К бракам с годже (не-цыганами) относятся с неодобрением; даже выбор брака с другими цыганами ограничен. В случае смешанных браков дети будут считаться с цыганами, только если таковым является их отец. Семья играет активную роль в брачных формальностях, которые непосвященным могут казаться длительными и сложными. Во-первых, ведутся долгие переговоры между родителями, особенно, о величине «дарро» (приданого). Это сумма, подлежащая компенсации за потенциальную способность заработка «бори» или невестки, которая переходит из своей семьи и включается в семью ее новых родственников по браку. Сама свадьба («абиав») проводится в снимаемом на этот случай зале с присутствием множества друзей и родственников. Сопровождающие свадьбу торжества длятся обычно три дня. Единожды созданный брачный союз остается обычно постоянным, но в случае необходимости развода может требоваться согласие «криса». Как правило, гражданские и церковные браки становятся все более частыми, даже если они представляют собой всего лишь завершающую фазу традиционного ритуала.
Официальная религия не оказала большого влияния на образ жизни цыган, хотя им и не удалось избежать попыток миссионеров обратить их в свою веру. Они восприняли, в большинстве случаев поверхностно, такие религии, как ислам, восточное православие, римский католицизм и протестантизм тех стран, в которых они проживали некоторое время. Исключением является удивительное и очень быстрое принятие некоторыми группами харизматического «нового» христианства последних лет.
Наиболее известными религиозными праздниками цыган-католиков являются ежегодные паломничества в Квебек к базилике св. Анны (Сент-Анн-де-Бопре, Sainte Anne de Beaupre) и в городок Сент-Мари-де-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer) на средиземноморском побережье Франции, куда цыгане собираются каждый раз отовсюду 24–25 мая, чтобы почтить свою святую покровительницу Сару (по преданию – египтянку).
Средства к существованию и отдых.
Цыгане предпочитают занятия, обеспечивающие им минимальной длительности контакт с «гадже» и независимость. Услуги, удовлетворяющие случайные потребности и постоянно меняющуюся клиентуру, хорошо согласуются с образом жизни цыган, который может требовать от индивида срочного отъезда для участия в свадьбе или похоронах, или в «крисе» в другой части страны. Цыгане разносторонни, и средства, которыми они зарабатывают на жизнь, многочисленны. Но есть некоторые главные профессии цыган – такие, как торговля лошадьми, работа с металлами, гадание и, в некоторых странах, сбор овощей или фруктов. Для совместных экономических предприятий у цыган может образовываться и чисто функциональная ассоциация «кумпания», члены которой не обязательно принадлежат к одному и тому же роду или даже к одной и той же диалектной группе. В сфере индивидуальной деятельности многие цыгане работают разносчиками, особенно, в Европе. Некоторые перепродают товары, купленные по более низкой цене, другие торгуют на улицах, шумно предлагая произведенный ими самими товар, хотя в 20 в. ряд ремесел цыган пострадал от конкуренции с изделиями массового производства. В добывании средств к существованию свою полную роль играют женщины. Именно они носят от двери к двери корзины с произведенным товаром и занимаются гаданием.
Хотя многие названия различных групп цыган базируются на профессиях, которыми они занимались в течение периода рабства, они не могут более служить надежным путеводителем по деятельности конкретных семей. В Мексике, например, «медники» гораздо более часто являются сегодня операторами передвижных киноустановок, чем металлообработчиками. Для многих «медников» в США главным источником дохода служит гадальный салон («офиса»), который может размещаться в передней части дома гадальщика или во фронтоне магазина.
Цыгане известны также как большие специалисты по развлечению публики, особенно как музыканты и танцоры (несколько известных актеров, включая Чарля Чаплина, говорят о своих предках цыганах). В Венгрии и в Румынии, в частности, цыганские оркестры с их виртуозными скрипачами и цимбалистами создали свой стиль, хотя многое из того, что слышат зрители, является, фактически, европейской музыкой в цыганской интерпретации. Существует иной, совершенно особый тип музыки – оригинальная музыка цыган, представляющая собой высоко ритмическую последовательность тонов, в которой используется мало инструментов или они отсутствуют вообще и доминантный звук – это часто звук хлопающих ладоней. Исследования показали, что большая часть центрально-европейской классической музыкальной традиции и работы таких композиторов, как Лист, Барток, Дворжак, Верди и Брамс, отмечены значительным влиянием цыган. То же самое было продемонстрировано исследованиями и в отношении еврейской музыки «клезмер» (klezmer), характерными признаками которой являются необычные гаммы и живые ритмы.
В Андалусии, в южной части Испании, по данным одного из исследований, проведенных университетом Висконсин, цыгане вместе с марокканцами создали традицию фламенко как скрытый способ выражения гнева по отношению к репрессивному испанскому режиму. Из Андалусии этот стиль распространялся через Иберийский полуостров и затем в испаноязычную Америку, пока песня, танец и игра на гитаре в стиле фламенко не стали принятой формой народного развлечения. С конца 1970-х музыка группы «Цыганских королей» («Gipsy Kings»), состоящей из шести гитаристов, выдвинула современный вариант основанной на стиле фламенко музыки в рейтинги поп-музыки, а джаз-гитарная техника ушедшего из жизни Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt) (он был цыганом) пережила возрождение, благодаря его внучатому племяннику Бирели Лагрене (Bireli Lagrene).
Как и у всех народов с развитой устной традицией, повествование у цыган достигает уровня искусства. В течение многих поколений они расширяли свой фольклорный багаж, выбирая и добавляя к нему народные сказки тех стран, в которых они оседали. В обмен они обогащали фольклор этих наций устными историями, приобретенными ими в ходе прошлых миграций.
Вследствие строгих ограничений на общение с посторонними, цыгане проводили много свободного времени в компании друг друга. Многие из них полагают, что негативные последствия пребывания среди гадже могут быть компенсированы только временем, которое они проводят среди своих на общинных ритуальных мероприятиях, таких как крестины, свадьбы и др.
Питание, одежда и жилье.
В привычках питания у западноевропейских групп цыган отражено влияние их кочевого образа жизни. В их кухне значительное место занимают супы и тушеные блюда, которые могут готовиться в одном горшке или котле, а также рыба и мясо диких животных. Для рациона оседлых восточноевропейских цыган характерно употребление большого количества специй, особенно острых сортов перца. У всех групп цыган приготовление пищи строго обусловлено соблюдением различных табу относительной чистоты. Такими же культурными соображениями обусловлены вопросы одежды. В культуре цыган нижняя часть тела считается нечистой и постыдной, и ноги женщины, например, прикрываются длинными юбками. Подобным же образом, замужняя женщина должна повязывать голову платком. По традиции, приобретенные ценности обращаются в ювелирные изделия или золотые монеты, и последние иногда носятся на одежде в качестве пуговиц. Поскольку голова считается самой важной частью тела, то многие мужчины привлекают к ней внимание, нося широкие шляпы и большие усы, а женщины любят крупные серьги.
Передвижные жилища представляют большую значимость для тех семей, чьи способы добывания средств к существованию вынуждают их к постоянному нахождению в пути. Все еще существует большое множество семей цыган, особенно на Балканах, которые путешествуют в легких открытых повозках, запряженных лошадьми или ослами, и ночуют в шатрах традиционной конструкции из брезента или шерстяных одеял. Сравнительно недавно появившаяся жилая повозка цыган, украшенная сложной резьбой, скорее дополняет, чем заменяет шатер. Вместе с менее живописной повозкой, запряженной лошадьми, эта жилая повозка быстро выходит из употребления, уступая место моторизированному трейлеру. Часть цыган с грузовиками или легковыми автомобилями с прицепами близко придерживаются прежних привычек людей с повозками, в то время как другие полностью восприняли такие современные удобства, как баллонный кухонный газ и электричество.
Современное население цыган.
Различные группы цыган в Европе были почти полностью уничтожены огнем холокоста, и только более чем через четыре десятилетия позже их национальное движение начало набирать силу. Для цыган понятие «национализм» не означает создания реального государства-нации, но подразумевает обретение признания человечеством того факта, что цыгане представляют собой обособленную внетерриториальную нацию людей со своей собственной историей, языком и культурой.
Тот факт, что цыгане живут по всей Европе, но не имеют своей собственной страны, привел к возникновению громадных проблем после падения восточно-европейских коммунистических режимов и возрождению там этнического национализма. Подобно тем цыганам, которые впервые пришли в Европу семь с половиной веков тому назад, европейские цыгане 20 в. все более воспринимаются как люди, очень отличные от традиционных европейских народов и доставляющие неудобства. Для борьбы с этими предрассудками цыгане организовались в несколько политических, социальных и культурных групп с целью развития идеалов самоопределения. Международный Союз цыган является постоянным членом Совета по экономическому и социальному развитию ООН с 1979; к концу 1980-х годов он обрел представительство в Детском фонде ООН (UNICEF) и в ЮНЕСКО, а в 1990 началось формирование европейского парламента цыган. К началу 1990-х годов уже появилось большое число таких профессионалов из цыган, как журналисты и политические активисты, деятели образования, политики. Выковывались связи с родиной предков Индией – с середины 1970-х в Чандигаре существует Индийский институт цыганских исследований. Организации цыган направляли свою работу на борьбу с расизмом и стереотипами в средствах массовой информации, а также на получение репараций за военные преступления, приведшие к гибели цыган в огне холокоста. Кроме того, решались вопросы стандартизации языка цыган для международного применения, составления двадцатитомной энциклопедии на этом языке. Постепенно литературный образ «кочевых цыган» замещается образом народа, готового и способного занять свое место в сегодняшнем разнородном обществе.
Основным источником информации по всем аспектам истории, языка и образа жизни цыган является «Журнал общества цыганских знаний» (Journal of the Gypsy Lore Society), который издается с 1888 по настоящее время.