Бу́товская ли́ния лёгкого метро́ — двенадцатая линия Московского метрополитена и первая линия лёгкого метро не только в Москве, но и в России. Фактически является продолжением Серпуховско-Тимирязевской линии, однако формально самостоятельна.
Состоит из 5 станций. На 2/3 проходит на эстакаде над землёй. Эксплуатационная длина — 5,6 километра. Единственная линия Московского Метрополитена, полностью находящаяся за пределами МКАД, однако будет являться таковой до момента открытия на ней станции «Битцевский парк» с пересадкой на «Новоясеневскую» Калужско-Рижской линии.
Содержание
История
Открыта 27 декабря 2003 года. Открытие станций «Улица Старокачаловская» с переходом на Серпуховско-Тимирязевскую линию, «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова», «Бунинская аллея». Линию обслуживают трёхвагонные составы из вагонов 81-740/741 и 81-740А/741А «Русич». Линия в настоящее время обслуживается депо «Варшавское». Планируется её дальнейшее строительство.
Авария энергосети 25 мая 2005 года
Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго», подающих напряжение в том числе и на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.
Бутовская линия также была обесточена, однако движение было восстановлено около 12:30 в режиме: поезд-челнок следовал по 2 главному пути от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Бунинская Аллея» со всеми остановками, обратно без остановок.
Вход на станцию «Бульвар Дмитрия Донского» осуществлялся через неработающую секцию турникетов. Эскалаторы и турникеты не работали, оплата проезда не контролировалась.
Официально на основной сети объявлялось «Бутовская линия работает только на выход» во избежании перегрузки автобусов и перенаправления пассажиров к станции «Ясенево», где движение фактически было восстановлено около 14:00.
Пересадки
Перспективы
Планируется продление до станции «Новокурьяново» с одноимённым депо вблизи железнодорожного испытательного кольца в Щербинке на юг и до станции «Битцевский Парк» с переходом на станцию «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии на севере.
Технические подробности
Основным средством сигнализации на линии является АЛС-АРС, резервным — автоблокировка. Светофоры (за исключением выходных на станциях с путевым развитием) нормально погашены.
Начальный участок линии длиной 1,6 км в тоннелях мелкого заложения, основная часть линии проходит по территории с развитой дорожно-транспортной сетью и предусмотрена на эстакаде для пересечения с улицами и проездами в разных уровнях. На участке трассы, проложенном в ранее зарезервированной технической зоне метрополитена, в плане применены кривые радиуса 400 м и более, на участке трассы, проложенном вне данной зоны, применены кривые радиусов 200 м и более. Криволинейные участки трассы по отношению ко всей длине составляют 35 %.
Уклоны на линии в пределах от 0,002 до 0,043 на подземном участке трассы, от 0,003 до 0,035 на эстакадном.
За станцией «Бульвар Адмирала Ушакова» (по ходу пикетажа) предусмотрен однопутный тупик для отстоя аварийного состава. За станцией «Бунинская Аллея» предусмотрен однопутный тупик для оборота составов.
Эстакада имеет два уровня. В верхнем — пути для поездов и необходимое технологическое оборудование, в нижнем — проходная галерея для коммуникаций, которые спрятаны от глаз пассажиров и от осадков. Нижний ярус закрыт ограждающими конструкциями, верхний — шумопоглощающими экранами. На станциях установлены также шумоотражающие прозрачные стеклянные экраны. Под эстакадой размещаются тяговые понижающие трансформаторы.
Все металлические конструкции одинаковы по цветовому решению, серебристо-зеленого оттенка. На эстакадных станциях кроме эскалаторов, предусмотрены лифтовые подъемники. На станции «Улица Скобелевская» лифтовая шахта — в центре платформы, на остальных — в торце, противоположном эскалаторному наклону, рядом с аварийными лестницами.
Пассажирские особенности
Так как линия является самостоятельной, следствием этого является:
Конечные станции «Битцевский парк» и «Бунинская аллея».
Движение открыто на участках:
«Улица Старокачаловская» — «Бунинская аллея» (27 декабря 2003), «Улица Старокачаловская» — «Битцевский парк» (27 февраля 2014).
Участок «Битцевский парк» — «Улица Старокачаловская» — мелкого заложения, часть участка «Улица Старокачаловская» — «Улица Скобелевская» и участок «Улица Скобелевская» — «Бунинская аллея» находится на поверхности.
Первоначальный проект обеспечения транспортной связи нового жилого массива на юге Москвы, разработанный в середине 80-х годов 20 века, предполагал строительство скоростной хордовой линии Митино-Бутово. Подробнее об этом (и других проектах) на странице «История проектов Московского метро. ». Другой проект предусматривал строительство линии на магнитном подвесе от станции «Пражская» через Битцевский лесопарк к одноименной станции Калужско-Рижской линии и далее в Бутово.
Однако в 90-х годах (когда предполагалось начать строительство) многое изменилось. Экономический кризис, отсутствие финансовой возможности продолжать строительство метрополитена прежними темпами заставило искать более дешевые способы транспортного обслуживания примыкающих к Москве новых районов. Как вариант рассматривалось сооружение линии скоростного трамвая от тогда еще строящейся станции «Ул. Академика Янгеля». Однако по ряду причин и это проект был отклонен.
Решено было продлить Серпуховско-Тимирязевскую линию в Северное Бутово, а в Южное протянуть линию «легкого метро».
Трасса Бутовской линии легкого метро.
Одной из причин, повлиявших на принятие этого проекта, послужило то, что конечная станция «Бульвар Дмитрия Донского» Серпуховско-Тимирязевской линии первоначально предполагалась пересадочной на хордовую Митино-Бутовскую линию, для обеспечения удобной пересадки над путями построены балконы. Вторая станция должна была стать такой же, расположенной параллельно. Хотя проектирование линии легкого метро началось, когда основные конструкции станции «Бульвар Дмитрия Донского» были уже возведены, удалось, незначительно изменив проект, добавить пересадку на станцию ЛМ. После изменения проекта и окончательного отказа от строительства Митино-Бутовской хорды, с балконов осуществляется пересадка на поезда Бутовской линии.
Внешние пути Серпуховско-Тимирязевской линии непосредственно соединяются с путями Бутовской линии, что упрощает эксплуатацию составов, особенно до постройки собственного депо. На первый период, отстой и обслуживание составов Бутовской линии осуществляется в метродепо «Варшавское».
Пуск первоочередного участка линии (до станции «Бунинская Аллея»), состоялся 27 декабря 2003 года.
Участок под Бутовским лесопарком построен закрытым способом Тоннельным отрядом № 6 Мосметростроя с помощью механизированного проходческого комплекса фирмы LOVAT. Этот щит был специально приобретен Мосметростроем для сооружения переходного участка «Минская» — «Славянский Бульвар», однако строительство этого участка было отложено по финансовым причинам. При проходке второго перегонного тоннеля участок длинной около 300 метров был пройден коллективом СМУ 8 Мосметростроя с применением немеханизированного проходческого щита ЩН-1С. (Подробнее о щитовых тоннелепроходческих комплексах читайте статью «тоннелепроходческие комплексы»).
Подземное размещение головного участка линии, несмотря на значительную дороговизну, было принято по нескольким причинам. Во первых, рельеф местности и принятое планировочное решение пересадочного узла станций «Бульвар Дмитрия Донского» и «Улица Старокачаловская» с использованием участка тупиков за станцией СТЛ в составе Бутовской линии, не позволяли сразу выйти на эстакаду даже с применением в профиле максимального допустимого уклона тоннелей. Во вторых, было принято во внимание прохождение трассы линии в зоне заповедного Бутовского лесопарка, который при закрытом способе работ удалось полностью сохранить.
Состав 81-740/741 на станции «Улица Старокачаловская»
Начальный участок линии длиной 1,8 км в тоннелях мелкого заложения, основная часть линии проходит по территории с развитой дорожно-транспортной сетью и предусмотрена на эстакаде для пересечения с улицами и проездами в разных уровнях. На участке трассы, проложенном в ранее зарезервированной технической зоне метрополитена, в плане применены кривые радиуса 400 м. и более, на участке трассы, проложенном вне данной зоны, применены кривые радиусов 200 м и более. Криволинейные участки трассы по отношению ко всей длине составляют 35%.
За станцией «Бульвар Адмирала Ушакова» (по ходу пикетажа) предусмотрен однопутный тупик для отстоя аварийного состава. За станцией «Бунинская Аллея» предусмотрен однопутный тупик для оборота составов.
Эстакада имеет два уровня. В верхнем — пути для поездов и необходимое технологическое оборудование, в нижнем — проходная галерея для коммуникаций, которые спрятаны от глаз пассажиров и от осадков. Нижний ярус закрыт ограждающими конструкциями, верхний — шумопоглощающими экранами. На станциях установлены так же шумоотражающие прозрачные стеклянные экраны. Под эстакадой размещаются тягово-понизительные подстанции.
Строительство станции «Бунинская Аллея»
Все металлические конструкции одинаковы по цветовому решению, серебристо-зеленого оттенка. На эстакадных станциях кроме эскалаторов, предусмотрены лифтовые подъемники. На станции «Улица Скобелевская» лифтовая шахта — в центре платформы, на остальных — в торце, противоположном эскалаторному наклону, рядом с аварийными лестницами.
На пусковом участке линии построено пять станций: «Улица Старокачаловская», «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова», «Бунинская Аллея». Наибольшее расстояние между станциями 2852 м., наименьшее −791 м., среднее −1615 м.
Первая станция линии — «Улица Старокачаловская» — подземная мелкого заложения, остальные станции расположены на эстакаде с наземными вестибюлями, размещаемыми в подэстакадном пространстве. Станция «Улица Старокачаловская» построена с боковыми платформами, станции, расположенные на эстакаде — с островными. Все эстакадные станции однотипные, построены по единому проекту. Длина платформы на всех станциях 92 метра, ширина — 7 метров. Станции открытые, над ними только навес, опирающийся на ажурные металлоконструкции. От осадков и ветра они также защищены прозрачными, шумоотражающими экранами. Из наземных вестибюлей пассажиры поднимаются на платформу по эскалаторам, накрытым стеклянной галереей. Полы платформ выложены неполированным гранитом. Впервые в Московском метрополитене предусмотрены лифтовые подъемники для инвалидов.
Станция «Бунинская Аллея»
Проектом предусмотрено развитие линии в северном направлении, к станции «Битцевский Парк» Калужско-Рижской линии. Организация пересадки на две линии «тяжелого» метрополитена позволит выровнять пассажиропотоки и обеспечит более удобное транспортное обслуживание жителей Северного и Южного Бутово.
Кроме того, по мере застройки новых микрорайонов Южного Бутово, линия будет расти и в другую сторону. После «Бунинской Аллеи» будут построены еще три станции.
Новогодняя елка в подэстакадном пространстве станции «Бунинская Аллея»
Надо сказать, что эффективность строительства легкого метро вместо тяжелого (особенно в случае Бутовской лини) довольно сомнительна. Вопреки утверждениям высокопоставленных чиновников, в том числе и мэра Москвы Ю.М. Лужкова, стоимость строительства Бутовской линии оказалась весьма высока. Всего, с учетом закупки нового подвижного состава (а без него эксплуатация линии стала бы невозможна), согласно постановлениям правительства Москвы, в 2002 — 2003 году из бюджета города на строительство линии было затрачено 6560 млн рублей, или около 220 млн USD. Это соответствует затратам примерно в 34 млн USD/км. По оценкам, стоимость строительства линий мелкого заложения в условиях московских грунтов составляет около 30 млн USD/км. Для сравнения, в Киеве летом был открыт подземный участок из двух станций, строительство которого обошлось около 22 MUSD/км, а открытая летом 2003г. в Мадриде полностью подземная линия Metrosur стоила около 30 MUSD/км (с учетом строительства депо и закупки нового подвижного состава!).
При этом, эстакадное исполнение, по сравнению с подземным, само по себе несет ряд неудобств и потенциальных проблем: постоянный шум от проезжающих поездов, холод и обледенение платформ станций в зимнее время, трудности и дополнительные затраты при эксплуатации, необходимость снегоуборки и более частого ремонта верхнего строения пути, испорченный ландшафт и многое другое.
Очевидны и явные недостатки выбранного проекта. Неудобная пересадка между станциями «Ул. Старокачаловская» и «Бульвар Дмитрия Донского», нехватка провозной способности линии из-за расположения съезда перед станцией и связанного с этим увеличения межпоездного интервала. А ведь за меньшие финансовые вложения, можно было продлить мелким заложением в Южное Бутово Серпуховской радиус на две станции (как и предлагалось экспертизой Госстроя РФ), избавившись от всех описанных проблем.
На линии эксплуатируется новый подвижной состав, модель 81-740/741, «Русич» разработанный в АО «Метровагонмаш». Состав состоит из трех вагонов, каждый вагон представляет собой 2 сочлененные секции со сквозным проходом, опирающиеся на три тележки. Подробнее о новых вагонах 81-740/741.
После первого месяца эксплуатации Бутовской линии, выявились серьезные конструктивные недоработки новых составов, в особенности тормозного оборудования. Составы приходится регулярно снимать с работы на линии и отправлять в депо «Варшавское» на ремонт, что вызывает, в том числе, проблемы с графиком на Серпуховско-Тимирязевской линии, а на Бутовской интервалы достигают 35 минут. Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию, были сформированы составы из вагонов 81-717.5М/714.5М депо Черкизово и Печатники. Эти вагоны не приспособлены к работе на открытом воздухе, салоны не отапливаются, но такое решение позволило уменьшить интервалы и наладить работу Бутовской линии.
Со временем работа вагонов серии 81-740/741 «Русич» была налажена, необходимость в использовании подменных 81-717.5М/714.5М отпала.
Под продление линии до станции «Битцевский парк» была закуплена более поздняя модификация «Русичей» — 81-740.4/741.4.
Отдельное спасибо Russos-у и Олегу Макарову
Подвижной состав
Пятивагонные поезда из вагонов типов: 81-740/741 «Русич» 81-740А/741А «Русич» 81-740.4/741.4 «Русич»
вагон типа 81-740/741 «Русич»
Депо «Варшавское» введено в 1983 году.
Единственная линия, значительная часть которой вместе со станциями расположена на эстакаде.
Единственная линия с четырьмя станциями одинаковой архитектуры.
Единственная линия с укороченными до 90 м платформами.
Бутово — район, находящийся в составе Москвы. Частично описывается в романе Андрея Гребенщикова «Обитель снов». Также разделён на два района: Северное и Южное.
«
В Бутово, молва утверждала, всякие черти обитали.
— Арех
»
Северное Бутово
В районе Северного Бутово располагается организация Московского метрополитена — Старокачаловско-Донской конгломерат (или просто «Антиквары»). На её станциях проходит большая часть сюжета романа.
По Северному Бутово едут в Южное Арех и Ник, чтобы добраться до Обители и спасти Эль.
Южное Бутово
Все станции лёгкого метро Южного Бутово оказались разрушены (т.к. находились на поверхности) и не были заселены.
Из Северного Бутово в Южное едут Арех и Ник, чтобы спасти из Обители Эль. В районе они заезжают в уцелевшую и заселенную деревню — Новокурьяново. Пробыв там полторы суток и взяв проводников, герои уезжают из Южного Бутово.
Здесь же располагается радиоцентр №4 с работающими глушилками под контролем ОСО Ганзы.
Миргородская, Мценская, Алексинская, Синельниковская, Большая Бутовская
автобус к лестницой 18, 94, 108, 249, 379, 737, 835 автобус у выхода 288,293,629
На станции 2 боковых пассажирских платформы, соединённых пешеходным мостиком. Выход с мостика на Миргородскую, Мценскую, Алексинскую, Синельниковскую, Большую Бутовскую улицы. Синельниковская улица проходит через Вокзальную площадь станции Бутово, Большая Бутовская улица на ней начинается.
Хотя станция и не является пересадочной, от неё без особого труда можно дойти до двух станций Бутовской линии легкого метро: «Улица Скобелевская» (также можно доехать автобусом № 629) и «Бульвар Адмирала Ушакова» (также можно доехать на автобусе № 293). Так же можно доехать до ст. м. «Бунинская аллея» на автобусе № 288. С другой стороны станции Бутово также находится автобусная станция на площади, которая называется Привокзальная. Номера автобусных маршрутов: № 249 ( метро Южная — Милицейский поселок ), № 18 (метро Бульвар Дмитрия Донского — Бутовский полигон).
Код станции 191208, расстояние до Курского вокзала 30 км.
Примечания
Ссылки
п · о · р Москва — Серпухов Курское направление
Полезное
Смотреть что такое «Бутово (станция)» в других словарях:
Бутово станция Московско-Курской ж. д. — станция Московско Курской железной дороги, в 29 верстах к югу от Москвы. Большая отправка в Москву плитняка, так называемого подольского мрамора, извести и цемента … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Бутово, станция Московско-Курской ж. д. — станция Московско Курской железной дороги, в 29 верстах к югу от Москвы. Большая отправка в Москву плитняка, так называемого подольского мрамора, извести и цемента … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Бутово — Бутово топоним: Россия Бутово деревня в Кирилловском районе Вологодской области. Бутово деревня в Междуреченском районе Вологодской области. Бутово деревня в городском поселении Егорьевск Егорьевского района Московской области.… … Википедия
Бутово (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бутово. Исторический район в Москве Бутово История Расположение Округа ЮЗА … Википедия
Бутово (район Москвы) — Бутово исторический район Москвы, к югу от МКАД. В административном отношении разделён на два района Северное и Южное Бутово, входящие в Юго западный административный округ. Бутово является типичным «спальным районом», благоприятная экологическая … Википедия
Бутово (железнодорожная станция) — Координаты: 55°32′28″ с. ш. 37°34′14″ в. д. / 55.541111° с. ш. 37.570556° в. д. … Википедия
Бутово — посёлок городского типа в Московской области РСФСР. Расположен на шоссе Москва Симферополь, в верховьях р. Гвоздянка (приток Пахры). Ж. д. станция в 34 км к Ю. от Москвы. 8 тыс. жителей (1968). Химический завод, швейная фабрика, комбинат… … Большая советская энциклопедия
Битцевский парк (станция метро, Калужско-Рижская линия) — Станция «Новоясеневская» Калужско Рижская линия Московский метрополитен Дата открытия … Википедия
Волоколамская (станция метро, Арбатско-Покровская линия) — Станция «Волоколамская» Арбатско Покровская линия (стр.) Московский метрополитен Проект Дата открытия … Википедия
Волоколамская (станция метро, АПЛ) — Станция «Волоколамская» Арбатско Покровская линия (стр.) Московский метрополитен Проект Дата открытия … Википедия
Бутово — район, находящийся в составе Москвы. Частично описывается в романе Андрея Гребенщикова «Обитель снов». Также разделён на два района: Северное и Южное.
«
В Бутово, молва утверждала, всякие черти обитали.
— Арех
»
Северное Бутово
В районе Северного Бутово располагается организация Московского метрополитена — Старокачаловско-Донской конгломерат (или просто «Антиквары»). На её станциях проходит большая часть сюжета романа.
По Северному Бутово едут в Южное Арех и Ник, чтобы добраться до Обители и спасти Эль.
Южное Бутово
Все станции лёгкого метро Южного Бутово оказались разрушены (т.к. находились на поверхности) и не были заселены.
Из Северного Бутово в Южное едут Арех и Ник, чтобы спасти из Обители Эль. В районе они заезжают в уцелевшую и заселенную деревню — Новокурьяново. Пробыв там полторы суток и взяв проводников, герои уезжают из Южного Бутово.
Здесь же располагается радиоцентр №4 с работающими глушилками под контролем ОСО Ганзы.