Как называется мост в ульяновске
Мосты Ульяновска: Императорский vs Президентский
Несмотря на то, что большинство россиян вспоминают Питер при упоминании мостов, Ульяновск тоже может похвататься такими достопримечательностями как два живописных моста, соединяющие половинки города. И, хотя оба моста не разводные и даже не пешеходные, их постройка в своё время стала важнейшей ступенью в развитии города и транспортной сети России.
Императорский мост
Императорский мост, который также неофициально называют мостом Свободы, Ульяновским, Симбирским или просто «старым», был построен во времена правления последнего из российских императоров — Николая II — в 1913-1916 годах. Город в те времена именовался Симбирском, отсюда и пошло одно из названий моста.
Первоначально мост был железнодорожным, позже к нему пристроили автомобильные трассы. Императорский мост относится к балочным конструкциям. Он представляет собой 20 пролетов — полупараболических металлических строений со сквозными фермами из кованого железа с ездой понизу, а береговые пролетные строения длиной 60 см с ездой поверху. В настоящее время имеется две автомобильных и одна железнодорожная полоса. Несколько числовых фактов:
История Императорского моста в Ульяновске
Первоначально мост был исключительно железнодорожным и соединял Московско-Казанскую и Волго-Бугульминскую железные дороги, и в те времена считался величайшим в Европе. Идея строительства моста была выдвинута министром П. А. Столыпиным после его визита в Симбирск в 1910 году. Первое полное название моста – «Императорский Его величества Николая II» или же Николаевский. После свержения царской власти мост был переименован в 1917 году в «Мост Свободы», отсюда пошло второе название. Автором проекта стал Белелюбский Н.А., ему также содействовали Пшеницкого А.П., Маддисона О.А. В строительстве было задействован более 3,5 тысяч специалистов.
При строительстве возникали непредвиденные ситуации, такие как пожар в июле 1914 года, ущерб был оценен в 2 млн рублей, и оползень Симбирской горы в 1915 году. Однако, мост был восстановлен, и торжественное открытие было проведено 5 октября 1916 года.
В советский период мост не раз реконструировался. В 50-х годах из-за строительства Куйбышевского водохранилища и ГЭС уровень судоходного горизонта поднялся на 7—8 см, что привело к необходимости укрепить переход и опоры. Кроме того, одновременно была пристроена автомобильная часть моста, куда было перенесено железнодорожное движение на период реконструкции моста. В 1958 году было открыто движение по автомобильной части Императорского моста.
Последняя реконструкция была в 2003—2010 годах. Необходимость починки объяснялась «усталостью металла» и строительная компания «Мост» взялась за капитальный ремонт. Хотя официально считается, что мост полностью не закрывался, горожане помнят, что попасть с левобережья в центр города можно было только по расписанию.
Проезжая по мосту можно увидеть большой крест на островке под мостом. Это место связано с трагической аварией теплохода «Александр Суворов». 5 июня 1983 года произошла катастрофа — теплоход зашел в несудоходный пролет и задел конструкцию моста. В аварии пострадал не только теплоход, но также грузовой поезд весом 3 300 тонн, проезжавший по мосту в то же время. В результате пролетное строение моста было смещено на 40 см, сам теплоход лишился рубки, кинозала и дымовых труб, из 53 вагонов поезда 11 сошло с рельс, часть вагонов опрокинулась вместе с грузом угля, зерна и бревен. Официальное число пострадавших насчитывает 176 человек. На восстановление моста потребовалось 5 суток.
Императорский мост – одна из исторических построек Ульяновска, кроме того, проезжая по мосту можно полюбоваться прекрасным видом на Волгу. В связи с открытием нового Президентского моста Императорский стал менее загружен, и можно позволить себе с удовольствием прокатиться.
Президентский мост
Последнее название Императорского моста — «старый» появилось в ноябре 2009 года вместе с открытием нового Президентского моста. Хотя «новый» имеет значительно меньше названий, а его возраст составляет всего 7 лет, долгая и непростая история у него уже имеется.
Прежде всего, Президентский мост— второй по длине на территории России. Надводная часть имеет длину 5824 метра, общая же длина — около 13 км, пролетов — 220 метров, вес — 4 тысячи тонн. Итоговая стоимость строительства составила 38,4 млрд рублей. Высота опор варьируется от 11 до 60 метров.
Президентский мост был построен для того, чтобы разгрузить уже существующий старый и обеспечить возможность его реконструкции, стал частью важного Ульяновского транспортного узла, положил начало новому автомаршруту в международном коридоре «Транссиб», а также способствовал улучшению транспортной системы города и области.
Ширина нижнего яруса — 13 метров. Первоначально планировался метромост, то есть по нижнему ярусу должен был пройти маршрут скоростного трамвая. В настоящее время об этом ничего не слышно, однако, было бы крайне интересно прокатиться.
Мост может рассматриваться как внегородская трасса, так как на въезде и выезде с моста имеются перечеркнутые таблички с названием города. Расчётная нагрузка моста — до 30 тысяч автомобилей в сутки, ограничение скорости в летний период – 90 км/ч, зимой – 60 км/ч. Также имеется ограничение по весу транспортных средств: максимальная масса — 80 тонн, максимальная нагрузка на ось — менее 11 тонн.
Особенно приятно проезжать по новому мосту ночью, когда фонари по всей длине освещают путь, а впереди широкая полоса движения и скорость до 90 км в час. Днем же можно полюбоваться видами Волги и старого моста. Я считаю Президентский мост полноправной достопримечательностью города, а также его уникальной особенностью.
Коренные ульяновцы помнят долгий процесс строительства, в том числе и период, когда несколько пролетов было «заморожено» со времен СССР. Мост строился целых 23 года. Первые законченные постройки были установлены далеко от берега, из-за чего несколько лет мост казался совершенно заброшенным строением с туманным будущим.
История постройки Президентского моста в Ульяновске
Проектирование началось в 1980 году, утвердили проект в 1988 Советом министров РСФСР. Предполагаемая стоимость моста тогда составляла 400 млн рублей, а завершить проект планировалось за 9 лет. Начало строительным работам было положено в 1986 году. Как было упомянуто ранее, первой построенной конструкцией стала опора №14, законченная в 1988 году, а первое пролетное строение датируется 1992 годом. Строительство было приостановлено в 1995 года на несколько лет из-за прекращения федерального финансирования.
Общая стоимость строительства Президентского моста составила 38,4 млрд рублей. Из-за превышения срока строительства цена постройки выросла на 14 млрд рублей при учете инфляции. Президентский мост является частью федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на 2002—2010 годы» и соединяет европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.
Интересным является тот факт, что 13 ноября 2009 года, незадолго до официального открытия, из-за аварии на «31 Арсенал Министерства Обороны РФ» было закрыто движение по императорскому мосту и временно открыто движение по новому. Наутро 14 ноября 2009 движение было остановлено вновь.
Где посмотреть ульяновские мосты
Если вы хотите увидеть впечатляющую панораму Волги и эти величественные мосты, стоит посетить площадь 30-летия Победы с высокой стеллой и вечным огнем при съезде с Императорского моста в центр города. Здесь открывается замечательный вид на старый мост и водохранилище. Ближайшие места, где можно отдохнуть и перекусить можно найти вдоль улицы Минаева или в сторону улицы Гончарова и центра города:
Ещё одно популярное место – аллеи у мемориала, где также расположен памятник основателю города Симбирска – Богдану Хитрово, педагогический университет, Краеведческий музей, памятник букве ё и другие достопримечательности города Ульяновска. Здесь много туристов и горожан, работает танцующий фонтан и проводится множество различных городских мероприятий. Ближайшие места, где можно отдохнуть и перекусить:
В целом место располагается совсем близко к центру города, поэтому выбор заведений большой, вдоль улиц Гончарова и Карла Маркса наибольшее количество кофеен, пиццерий и кафе.
Последнее рекомендуемое мной место – спокойн0е, тихое и менее известное для туристов. Это Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ), откуда вы можете увидеть новый мост и Пальцинский остров. Островок небольшой и общественного транспорта там нет, так что при желании туда попасть придется проявить смекалку и договариваться с местными об аренде лодки или катера. Также стоит обратить внимание на оригинальную конструкцию концертного зала университета, который очень напоминает НЛО и имеет соответствующее название – «Тарелка». Сюда можно прийти на студенческие и не только концертные программы, дважды в год проводится студенческая весна/осень, часто бывают благотворительные и праздничные концерты, театральные постановки. Билеты как правило можно купить на входе.
Здесь в отличие от центра города кафе и ресторанов немного, приведу несколько ближайших:
Императорский vs Президентский
Прежде всего, хотелось бы отметить, что оба сооружения имеют впечатляющую историю. Конечно, не без печальных происшествий, однако Императорский и Президентский мосты являются важнейшими постройками своего времени, а также в значительной степени отражают непростую историю нашей страны.
Императорскому мосту в 2016 году исполнится уже 100 лет, Президентскому же лишь предстоит отметить первую круглую дату. Оба они являются важными транспортными артериями города и страны. Но немаловажен тот факт, что они также служат источником вдохновения для многих творческих людей и украшают своим видом город.
Ульяновск. Императорский мост. Был открыт к 300-летию дома Романовых
Вопрос о строительстве железнодорожного моста через Волгу возник в конце 19 века, после того, как в Симбирск (ныне Ульяновск) была построена железная дорога.
Для переправы через Волгу грузы пришлось вытаскивать из вагонов, а затем переправлять по льду, а летом на баржах до следующей железнодорожной станции и снова грузить в вагоны.
Решение о строительстве моста было принято премьер-министром России П.А. Столыпиным во время его визита в Симбирск 24 сентября 1910 года.
Стальные конструкции изготавливались на Юзовском заводе (ныне — Донецк) и собирались на месте. Гранит для облицовки опор — с Урала, бутовый камень добывался в Симбирской губернии. Впервые в мировой практике пролетные строения были выполнены из кованого железа. При строительстве использовались мостовые краны, кессонные камеры для подводных работ и другая техника, но применялся и ручной труд. Например, вручную было установлено около миллиона заклепок. В разгар работ в штатном расписании Управления по сооружению моста числились 4 тысячи человек.
7 июля 1914 года на стройке произошел пожар, в результате которого обрушилась третья ферма, повреждены первая и вторая. Его причиной стало то, что на одной из ферм производились работы по склепке. Раскаленная клепка упала в мусор, щепы и другие горючие материалы на лесах, который загорелись.
29-31 мая 1915 года произошел оползень со стороны правого берега реки Волги, что также задержало строительство. Оползень разрушил восемь уже построенных опор, аркады на подходе к мосту, железнодорожные пути, часть пассажирского вокзала у спуска к Волге.
Торжественное открытие моста состоялось 5 октября 1916 года, а постоянное движение началось с 18 октября.
Поскольку в это время проходило празднование 300-летия дома Романовых, то мосту дали название Императорский.
Мост был сдан в эксплуатацию сразу после окончания строительства Романовского железнодорожного моста в районе Зеленодольска (Татарстан).
По конструкции оба моста были идентичны, но Императорский длиннее.
При наполнении Куйбышевского водохранилища в 1952-1958 годы, образованном строительством Куйбышевской ГЭС, мост был реконструирован и приподнят по причине подъёма уровня воды в Волге.
Также по нему было пущено автомобильное движение, с северной стороны моста. Открытие обновленного моста состоялось 10 августа 1958 года.
В 2003—2008 годах проводилась реконструкция моста, в ходе которой была проведена замена всех дореволюционных пролетных строений конструкции Белелюбского (полукруглых) на современные прямоугольные, а также происходил ремонт тела опор и устоев моста.
Общая длина моста — 2111 метров (2,11 км). В настоящее время по мосту осуществляется железнодорожное движение (Куйбышевская железная дорога), а также автомобильное сообщение, включая городской общественный транспорт.
Движение пешеходов по мосту запрещено. С левой и правой сторон моста установлены консоли ЛЭП.
Глубина Волги в районе правого берега с северной стороны составляет 26 метров, с южной стороны там же — 32,4 метра.
В районе левого берега с северной стороны — 24 метра, с южной — 12 метров.
Глубина в районе судоходного пролета моста составляет 26,1 метра с севера, и 32,4 — с южной.
Габаритная высота судоходного пролета моста составляет 13,8 метра — это самый малый габарит среди волжских мостов.
Осенью 2009 года в 5 км выше по реке Волге был открыт автодорожный мост, строившийся с 1986 года и получивший название «Президентский мост».
В результате погибли 176 человек.
В настоящее время теплоход «Александр Суворов» и мост восстановлены, а в память о жертвах трагедии перед мостом, с северной стороны у правого берега, 31 мая 2000 года был установлен 12-метровый православный крест. Освящение креста памяти состоялось 5 июня 2000 года.
Вид на мост при движении вниз по Волге (северная сторона). Полукруглые фермы — дореволюционной установки. 2006 год. Фото: Андрей Урицк
Вид на мост при движении вниз по Волге (северная сторона). 2006 год. Фото: Андрей Урицк
Вид на мост при движении вверх по Волге (южная сторона). 2012 год. Фото: Михаил Архипов
Вид на мост из центра Ульяновска, от Ленинского мемориала. 2006 год. Фото: Михаил Архипов
Вид на мост из центра Ульяновска, с горы Венец. Полукруглые фермы справа — дореволюционной установки 2006 год. Фото: Андрей Урицк
Автополоса и железная дорога. Вид с правого берега. 2009 год. Фото: Михаил Архипов
Автодорога в 2 полосы. 2009 год. Фото: Михаил Архипов
Крест в память о жертвах катастрофы теплохода «Александр Суворов». 2012 год. Фото: Михаил Архипов
Нетипичный Ульяновск: Императорский и Президентский мост, Волга и катастрофы. Фото Алексея МАРАХОВЦА
А всё-таки уникальный у нас город, Ульяновск: самое широкое место на Волге (27 км), единственное место в России ниже уровня водоёма (Нижняя Терраса), самый длинный мост в России (до 2018 года). В Европе и Штатах этого было бы уже вполне достаточно, чтобы место появилось на всех национальных туристических картах и проспектах, вроде плотины Гувера или Эресуннского моста. Сегодня мы с вами полетаем над уникальными ульяновскими мостами, увидим их в деталях и в очередной раз скажем:
«Как же всё-таки у нас круто!» 🙂
Начнём с Императорского, или «Старого моста». Кстати, вы знали, что у него есть и пара других, малоизвестных имён: мост Свободы и Симбирский? Его первая, железнодорожная, часть была построена еще в 1916 году.
фото из архива
А в 1958-м была пристроена и автомобильная часть. Длина надводной части — 2089 метров. За свой век (практически ровно сто лет) мост пережил 3 серьёзных инцидента. Первый случился в 1914 году, когда мост был еще на этапе строительства. Загорелись леса, что привело к обрушению третьей фермы. Повреждены оказались также первая и вторая.
фото из архива
В память об этой трагедии на бетонной дамбе моста позже был установлен чёрный железный крест и кусок покорёженной конструкции. В 2003-2010 годах были заменены на новые все дореволюционные пролёты моста и укреплены его опоры. Существует городская легенда, которая гласит, что в одну из опор первые строители моста замуровали большую серебряную памятную плиту.
Императорский мост является режимным и особо охраняемым объектом. Пешеходное движение по нему запрещено. Хотя на моей памяти был один случай в 90-х, когда из-за сильной метели было перекрыто движение, и людей пускали на мост, чтобы они могли попасть домой. Подъезды к мосту охраняются вооружённой охраной, на дамбе находятся здания мостотряда, где посменно живут и работают мостовики. У них есть своя площадка для игры в пляжный волейбол, плац, и другая инфраструктура для автономного существования. Отличное место, чтобы переждать зомби-апокалипсис. А еще мне иногда снится сон, будто я иду с другими жителями по полуразрушенному и полузатопленному мосту на другую сторону, и волны в некоторых местах захлёстывают меня с головой.
На территории также держат служебных собак, которых тренируют на специальной площадке. Сверху виден образцовый порядок и чистота.
Левый подъезд к мосту тоже круглосуточно охраняется людьми с автоматами Калашникова.
До 2009 года Старый мост был единственной дорогой, связывающей левобережную и правобережную часть города. Если на мосту случалась авария, то для многих жителей этого оборачивалось мини-катаклизмом.
А когда мост перекрывали на ремонт дорожного полотна, то жизнь в городе становилась в разы сложнее. Попасть на другую сторону можно было только на поезде, который курсировал между берегами по расписанию. Некоторые мои знакомые тогда познали, что такое «свадебный поезд». Это когда тебе надо ехать в ЗАГС жениться, а автомобильный мост перекрыт.
Императорский мост является одним из главных символов города, наряду с Мемориалом Ленина и гостиницей Венец. Ульяновские мосты — неотъемлемая часть жизни каждого горожанина и гостя города.
Город вздохнул с облегчением, когда в 2009 году открылся второй мост через Волгу.
Мост начали проектировать в 1980 году, поэтому можно считать его моим ровесником. Но, к сожалению, период стройки попал на времена разрухи и закончить его смогли только 29 лет спустя. Примечательно, что строить его начали с середины. Поэтому долгое время посреди реки стояло несколько пролётов, отрезанных от берега. В 00-х в СМИ гуляли шуточные предложения устроить на них тюрьму, типа «Алькатрас». Но мост общими усилиями достроили. Его стоимость в ценах 2008 года составила 38,4 миллиарда рублей.
источник фото: misanec.ru
Длина Президентского моста (надводная часть) — 5825 метров. А общая длина мостового перехода — 12 970 метров. Многие путают эти понятия и считают, что только надводная часть составляет 13 километров, но это не так. Этот мост долгое время был самым длинным в России до строительства Крымского моста (16,8 км). Но и сейчас он остаётся одним из длиннейших мостов Европы.
Практически всё детство мы с мальчишками бегали на стройку моста. С пирсов, которые были предназначены для погрузки пролётов на понтоны, мы ныряли в Волгу и ловили с них на «косынки» и «телевизоры» сентю (уклейки) и ершей. Эти пирсы остались до сих пор. Правда, с них были срезаны рубки диспетчеров, откуда выполнялся контроль за погрузкой. В этом районе («Мостотряд») для строителей моста и их семей были построены временные дома-бараки, которые, как водится на Руси, стали для них постоянными.
Перепад высот между левым и правым берегом составляет около 50 метров, поэтому мост с определённых ракурсов похож на большой трамплин.
Максимальная высота моста у правой части — 60 метров.
Президентский мост — двухъярусный. На нижнем ярусе изначально планировалось сделать двухстороннюю линию для скоростного трамвая. Но, учитывая современные приоритеты правительства, и то, сколько лет строилась первая очередь моста, об этой утопии можно было не упоминать.
Мост выглядит очень современным. Кажется, что это где-то далеко, в заморских странах. Тёмный, насыщенный цвет волжской воды не выдаёт в ней речную.
В отличие от старого, на новом мосту разрешено велосипедное движение по обочине. Но любые остановки на нём, как и под мостом, запрещены. Однажды мы потеряли винт на моторной лодке и встали аккурат под левой частью моста. Реакция охраны не заставила себя ждать — нам дали минуту, чтобы мы убрались за пределы охраняемой зоны. Пришлось налегать на вёсла.
При строительстве Президентского моста были использованы новейшие технологии, которые до той поры не применялись нигде в мире. К примеру, при бетонировании буровых свай делали сухой сброс бетона на глубину 25 метров, что привело к изменению строительных норм и правил. И впервые в качестве фундаментов были использованы сваи диаметром 2,75 метра с утолщением в нижней части до 5 метров.
В зимнее время скорость проезда по мосту ограничивается до 60 км/ч. В летнее — до 90 км/ч, так как мост выведен за пределы населённого пункта.
Новый мост значительно разгрузил транспортный коллапс между берегами и продлил ресурс старого моста, так как по нему теперь запрещено транзитное движение большегрузов.
Сверху правый берег с мостом кажется каким-то кусочком Западной Европы.
Если закрыть глаза на всё тот же оползень Милановского, в которой медленно сползают дома северной части города.
У нас очень красивый город в части природы и мостов, правда же?
В следующий раз полетаем над еще одной частью города. Пока не скажу, над какой. Там тоже нашлось много всякого-интересного 🙂