Как называется начальная часть договора
Структура понятного договора (часть 2)
Продолжаем обсуждать структуру договора.
В прошлый раз мы выяснили несколько особенностей нашего мозга, которые влияют на восприятие информации:
1. Мы любим порядок.
2. Мы пишем и читаем по-разному.
3. Мы лучше воспринимаем информацию, которая расположена в определенной последовательности.
Поэтому информацию в тексте нужно делить на блоки и внутри них выстраивать связный рассказ.
Из раздела «Права и обязанности» мы выделили информацию о вывесках.
Но возникла проблема: новый блок оказался слишком большим для «Прав и обязанностей», но слишком маленьким для самостоятельного раздела.
Существует ли оптимальный размер раздела договора? Чтобы определить его, нужно узнать еще один факт о нашем мозге.
Факт 4. У нас слабая оперативная память.
Человеку сложно в один присест внимательно и вдумчиво прочитать большой текст. В примере ниже только обязанности субарендатора занимают 17 пунктов — его права, скорее всего, займут еще столько же. Эту информацию будет сложно воспринимать, если не ограничить число пунктов в разделе.
В среднем мы можем удерживать в памяти от 5 до 9 идей. Поэтому в раздел оптимально включать от 5 до 9 пунктов.
Если в разделе меньше 5 пунктов или он выглядит неполно (я такие называю “сиротинушка”), желательно объединить его с другим близким по смыслу разделом.
Вернемся к вывескам. В новоявленном разделе всего 4 пункта, и выглядит он сиротливо. Но в этом договоре есть информация не только про вывески, но и про оформление витрин — можно собрать раздел под названием «Оформление помещения».
Объединять стоит только близкие по смыслу разделы. Не стоит объединять разделы про форс-мажор и порядок оплаты, но можно — про стоимость и порядок расчетов.
Если в разделе больше 9 пунктов или пунктов нужное количество, но его все равно сложно читать:
· разбейте на несколько разделов.
Подсказки можно использовать, чтобы сделать договор понятнее для читателя и показать, где заканчивается один блок информации и о чем будет следующий. Для читателя такое разделение удобно, при этом какого-то юридического значения подсказки не несут.
В примере я преобразовал раздел «Права и обязанности» в раздел «Порядок исполнения договора». Получился достаточно большой раздел из 10 пунктов, но пункты сгруппированы исключительно по смыслу, а подсказки позволяют делать перерыв при чтении — мы заранее знаем, где можем остановиться.
Чтобы подсказки были полезными, не рекомендую:
· нумеровать подсказки — это излишне;
· выделять подсказки жирным шрифтом — это запутывает и отвлекает;
· давать только одну подсказку посреди раздела — их должно быть хотя бы две- три.
Этот прием также дает читателю отдохнуть.
Например, в договоре был один раздел «Стоимость услуг и порядок расчетов». В него входило 10 пунктов, что почти соответствует нашему критерию. Но пункт 3.5 оказался слишком тяжеловесным, а заказчик настаивал на том, чтобы его сохранить. Поэтому было принято решение выделить два раздела: «Стоимость услуг» и «Порядок расчетов». Второй раздел получился небольшим, но в целом информацию проще усвоить, и у читателя появилась возможность перевести дух.
Итак, что мы узнали о структуре договора?
· Разбиваем договор на блоки (с помощью разделов, подразделов, подсказок).
· Связываем условия внутри блоков:
-по схожей тематике;
-хронологически, от общего к частному, от важного к неважному или в сравнительном порядке.
· Включаем в блок от 5 до 9 пунктов.
Как располагать разделы?
Можно ли применить принципы объединения пунктов внутри разделов к структуре договора? Например, располагать разделы в порядке от важного к неважному? Скорее всего, нет. Трудно определить, что для читателя важнее всего. Для предпринимателя важен вопрос прибыли, для менеджера — исполнения договора, а для бухгалтера — оплаты и НДС.
Универсального рецепта порядка разделов я не нашел. Единственный критерий — информация должна быть организована так, чтобы получился внятный рассказ.
При этом есть гипотеза, которая Вам может помочь. При создании договора можно придерживаться следующей структуры:
1. Общие разделы: термины и определения, предмет договора, общие положения;
2. Конкретика: порядок исполнения, оплата, сдача-приемка;
3. Все остальное: ответственность, форс-мажор, сроки договора, порядок досрочного расторжения, т. д.
Сначала вводим читателя в курс дела, потом снабжаем его ключевой информации о взаимодействии сторон, затем уже рассказываем какие-то отдельные аспекты.
Надеюсь, такая последовательность поможет вам создать из договора рассказ.
На сегодня все. В следующий раз поговорим о том, как избежать слишком объемных пунктов в договоре. До новых встреч.
Напоминаю, что эта заметка выходит в рамках курса «Понятный договор», который я выкладываю на ютуб-канале.
А еще у меня есть телеграм-канал, где мы обсуждаем договоры, их согласования, автоматизацию и немножко шутим. Заходите на огонек)
Предыдущие заметки в текстовом виде доступны здесь:
Энциклопедия решений. Структура и содержание гражданско-правового договора
Структура и содержание гражданско-правового договора
Закон не содержит каких-либо обязательных требований относительно структуры договора, его объема. Обычно текст договора делят на разделы, названия и наполняемость которых определяются сторонами самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств и пожеланий.
На практике довольно распространена следующая структура договора:
— «Права и обязанности сторон»;
— «Порядок изменения и расторжения договора»;
— «Подписи, адреса и банковские реквизиты сторон».
Во избежание разночтений и споров с контрагентом, а также контролирующими и проверяющими органами при разработке текста договора особое внимание следует уделить формулировкам предмета договора. Целесообразно как можно более подробно и тщательно прописать права и обязанности сторон, а также положения, устанавливающие ответственность сторон по договору.
«Вводная часть» или, как ее еще в обиходе называют «шапка договора», выполняет функцию оформления и индивидуализации договора и состоит из реквизитов договора и преамбулы.
Под реквизитами договора понимают наименование, номер, дату подписания и место его заключения.
Хотя закон не требует указывать в договоре его название, на практике иногда наименование договора содержит указание на конкретный вид гражданско-правового договора (например, «Договор поставки», «Договор строительного подряда» и т.д.).
Между тем, заключая договор, нужно понимать, что при наличии спора относительно юридической квалификации отношений между сторонами договора суд будет оценивать договор исходя из его содержания и существа регулируемых им отношений. Разрешая вопрос, к какому именно виду гражданско-правовых договоров относится договор, суд будет исходить не из его названия, а из смысла договора в целом. Кроме того, судом будут учитываться его цель, действительная общая воля сторон и все обстоятельства заключения договора (ст. 431 ГК РФ, п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85).
Обычно номер договору проставляет сторона, которая выступает инициатором сделки. Если организация заключает большое количество сделок, целесообразно разработать и утвердить внутренний документ, регулирующий порядок документооборота и оформления договоров, в том числе способ их нумерации. Это позволит упорядочить работу с договорами и вести их учет, например, отслеживать своевременность исполнения контрагентами обязательств по договорам.
Отметим, что при оформлении договора желательно не допускать даже технических ошибок, т.к. неточности и разночтения в части номера договора в совокупности с другими обстоятельствами могут повлечь споры с налоговыми органами (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2006 N А66-12570/2005).
Структура понятного договора (часть 1)
Практически всё, о чем я здесь рассказываю, основано на книге Барбары Минто «Принципы пирамиды Минто». Настоятельно советую ее прочитать. Эта книга касается создания любых текстов, но для вас я адаптировал ее под написание договоров.
Рассказ построен на фактах о человеческом мозге и о том, как особенности нашего восприятия влияют на составление договора.
Факт 1. Мы любим порядок.
Мы любим порядок, и наш мозг любит порядок.
Приведу простой пример. Жена попросила меня купить продукты по т акому списку:
«яблоки, сырки, гречка, морковь, вода, зелень».
После работы я купил овощи в овощном ларьке, а все остальное — в «Пятерочке». На вопрос жены, почему я не купил зелень в овощном ларьке, я устало пожимаю плечами. Не заметил. Разумеется, мне сложно после рабочего дня разложить информацию на логические блоки.
В следующий раз я получил более продвинутый список, чтобы уж точно не ошибиться:
В этом списке информация разбита по блокам, поэтому намного сложнее забыть или запутаться, что и где покупать.
Но список примечателен не только этим. Внутри блоков информация представлена в определенном порядке — в том, в котором продукты расставлены на пути к кассе. Поэтому время на покупки сокращается, и я быстрее прихожу домой.
Какой вывод мы может сделать из этой истории и применить в договоре?
Как правило, все согласны, что информацию нужно объединять в блоки. Но многие забывают о том, что внутри таких блоков информация также должна быть взаимосвязана.
Пожалуйста, посмотрите на пример:
Подумайте, что вас смущает в примере, не обращая внимания на оформление, мелкие помарки или формулировки.
В пункте 2.2.13 речь идет о вывесках. Казалось бы, на этом информация о вывесках в договоре заканчивается, потому что дальше написано про оборудование, уступку прав и обязанностей, уведомления. Но вывески снова появляются в пункте 2.2.17.
Очевидно, что в этом разделе нет структуры, поэтому читателю сложно переключаться, запоминать и анализировать информацию. Взаимосвязью не пахнет.
Почему так получилось? Возможно, разные пункты раздела писали разные люди. Но у меня есть и другая версия: скорее всего, автор писал условия в том порядке, в котором вспоминал о них. Написал про вывески, добавил другие условия, потом снова вспомнил про вывески и добавил еще один пункт. Почему? Потому что не знал второго факта о нашем мозге.
Факт 2. Мы пишем и читаем по-разному.
Когда мы пишем, мы собираем несколько мелких идей, которые приходят в голову, и объединяем их в идею более высокого уровня. Но читаем мы иначе: сначала замечаем главную идею, и только потом видим, как она раскрывается в идеях более низкого уровня.
Какой вывод из этого можно сделать?
После того как написал информацию, необходимо адаптировать ее для читателя. Сама по себе она в рассказ не превратится. Нужны отдельные целенаправленные усилия.
Ладно, сейчас приложим усилия. Поменяем расположение пунктов.
В новом варианте пункты идут по-порядку. Стал ли договор от этого понятнее? Честно говоря, совсем не намного. Значит, дело не только в том, чтобы объединить информацию.
Расположить пункты рядом — не значит связать их.
Факт 3. Наш мозг лучше воспринимает определенные варианты группировки информации.
Чтобы договор был связным, внутри разделов нужно придерживаться одного из них.
Хрестоматийный пример — сдача-приемка работ. Как правило, действия сторон при этом описывают в хронологическом порядке, например:
Такой порядок подойдет в разделе терминов и определений: сначала приводятся более общие термины, а потом с их помощью раскрывается значение более частных. (если терминов не очень много, об этом еще поговорим).
В разделе оплаты сначала указана сумма, т. е. самое важное, а потом уже все остальное: как оплачивать, на какой банковский счет, облагается ли сумма НДС и т. д. Это и есть порядок от важного к неважному.
Сравнительный порядок идет последним, потому что его сложнее всего воспринимать, особенно в том виде, в котором он используется в наших договорах.
Раздел «Права и обязанности», где должно быть сравнение, часто представляет собой гигантское нагромождение пунктов. Поэтому если получается изложить информацию в хронологическом порядке, в порядке от общего к частному или от важного к неважному, используйте именно эти принципы.
Можно использовать сразу несколько вариантов группировки, и разные варианты могут частично пересекаться. Но самое главное — порядок. Недостаточно просто поставить пункты рядом, чтобы создать хорошую структуру.
Вернемся к нашему примеру про вывески. Я его немного переписал:
Это та же информация, которая была в разделе «Права и обязанности сторон». Но теперь она организована по указанным выше принципам.
Насколько быстрее вы прочитали этот текст по сравнению с предыдущим? Наверняка, намного быстрее, потому что теперь в разделе прослеживается структура.
Но возникает другой вопрос: где в договоре разместить такую красоту? Вряд ли уместно выводить ее в отдельный раздел — появится много мелких подразделов, которые будет неудобно читать. В следующий раз я расскажу о том, сколько пунктов должно быть в договоре и как их между собой группировать.
А сегодня напомню основные идеи:
Напоминаю, что эта заметка выходит в рамках курса «Понятный договор», который я выкладываю на ютуб-канале.
А еще у меня есть телеграм-канал, где мы обсуждаем договоры, их согласования, автоматизацию и немножко шутим. Заходите на огонек)
Предыдущие заметки в текстовом виде доступны здесь:
Преамбула (вводная часть) договора
Преамбула (вводная часть) договора
Эта часть содержит следующие основные положения:
1. Наименование договора (договор купли-продажи, поставки, аренды и пр.).Точное название договора сразу же поясняет, о каких правоотношениях идет речь.
2. Дата подписания договора. С датой подписания договора связаны правильное определение момента его заключения и установление окончания срока действия, следовательно, и тех юридических последствий, которые с этим связаны. Если стороны подписывают договор в разное время, то он считается заключенным с момента подписания его последней стороной.
3. Место подписания договора (город или населенный пункт).
По законодательству местом совершения сделки определяются:
— правоспособность и дееспособность лиц, совершающих сделку;
— обязательства, возникающие из сделки (хотя в этом случае стороны в договоре могут предусмотреть иное положение).
4. Полное фирменное наименование контрагентов, под которым они зарегистрированы в реестре государственной регистрации.
5. Название стороны по договору (например, «подрядчик», «поставщик», «арендатор» и т. д.). Это необходимо для того, чтобы в тексте договора каждый раз не повторять полностью фирменное название стороны.
6. Подробное наименование должности, фамилии, имени, отчества лица, подписывающего договор, а также наименование документа, из которого следует его полномочия на подписание договора.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обучающие материалы
Поравила оформления догворов
В повседневной жизни мы то и дело подписываем различные договоры. Лица, занимающиеся торговлей, делают это в разы чаще. Коммерсант, даже начинающий, хорошо представляет себе, какие последствия для бизнеса может повлечь неправильно оформленный документ.
Неверно оформленный договор – это все равно, что его полное отсутствие. Такая бумага не имеет юридической силы. Документ легко оспорить, по нему не получится взыскать долг. Чем бы вы ни торговали, какую бы должность ни занимали – вам не помешает знание правил оформления договоров. В бизнесе и так приходится много рисковать. Однако потеря денег и товаров из-за ошибки в бумагах – это опасность, которую можно избежать.
Проверка надежности контрагента
В бизнесе не все действуют честно. Поэтому, прежде чем заключать договор с кем-либо, нужно проверить, насколько благонадежен ваш контрагент. Возможно, вы будете иметь дело с человеком, не обладающим правом подписывать договоры. Или он будет представлять организацию, которой на самом деле не существует. При взаимодействии с физическими лицами тоже стоит проявить осторожность: люди нередко пытаются продать то, что им не принадлежит.
Увы, в нашей стране до сих пор не существует общей базы коммерсантов. Еще сложнее разузнать что-то о физических лицах. Однако нужно постараться навести справки.
Если вы собираетесь заключать соглашение с индивидуальным предпринимателем или какой-то фирмой, удостоверьтесь, что они являются хозяйствующими субъектами. Доказательствами регистрации в этом качестве могут послужить свидетельства ОГРН и ИНН (оригиналы!), а также устав компании. Если вам известны номера ИНН и ОГРН, можете подстраховаться и обратиться в налоговую службу за выпиской. Выписка обойдется вам всего в несколько сотен рублей.
Наведите справки о деловой репутации вашего партнера (клиента), узнайте, каково его финансовое состояние. Вам придется использовать неофициальные источники информации (от «сарафанного радио» до Интернета).
Не забудьте проверить полномочия представителя контрагента! Он должен обладать правом подписания договора.
Заключение сделки с какой-либо компанией всегда доставляет куда больше хлопот. Чаще всего недобросовестный контрагент поручает подписание договора человеку (своему представителю), который не уполномочен заниматься такими вещами. Если вы попадетесь на эту удочку, то потеряете имущество либо деньги. Поэтому всегда требуйте доверенность представителя и уточняйте, какими полномочиями он в действительности обладает. Посмотрите, когда была выдана доверенность, есть ли на ней подпись руководителя и совпадают ли указанные в ней паспортные данные с паспортными данными представителя компании.
В некоторых случаях в роли представителя выступает директор фирмы. О том, какие полномочия он имеет, вы можете узнать из приказа о его назначении или протокола общего собрания участников, на котором его избрали директором.
Имейте в виду, что не всегда директор имеет право подписывать договоры. Ограничения полномочий директора отражены в уставе компании. Непременно знакомьтесь с этой бумагой.
Как составить проект договора
Контрагент обычно надеется на то, что вы без лишних разговоров подпишете составленную им бумагу. Но помните, что его версия далеко не всегда учитывает ваши интересы.
Что тут можно сделать? Можно подготовить свою редакцию договора. Если контрагенту она не понравится, вы вместе будете искать компромисс. Есть и другой выход: досконально изучить версию контрагента, после чего предложить ему отредактировать некоторые положения.
Если вы планируете серьезную сделку, обратитесь к специалисту по юриспруденции. Юрист изучит документ и выявит все его скрытые и явные угрозы. Он также может составить новую версию договора, что выйдет несколько дороже. Зато вы будете уверены в том, что все ваши интересы учтены и находятся под защитой.
Если же пользоваться услугами юриста вы не намерены, то примите к сведению следующие факты:
Правильная структура договора
Предмет и особенности договора определяют его структуру. Тем не менее, любой договор включает несколько общих частей, первой из которых является:
Преамбула. Она состоит из следующих элементов:
За преамбулой следует текст, содержащий суть договора, или:
Основная часть. Она состоит из пунктов, посвященных:
Дополнительные условия. Отдельные положения договора посвящены условиям, которые не оказывают значительного влияния на его суть. Без них в принципе можно обойтись, поскольку все вопросы, связанные с дополнительными условиями, решает гражданское законодательство. Но при желании, можно дополнить договор следующими пунктами:
Подписи и реквизиты. К реквизитам организации относят:
Само собой, документ обязательно должен содержать подписи обеих сторон.
Правильно оформленный договор – это гарантия честной сделки. Он не только регламентирует отношения сторон, но и упрощает их дальнейшее взаимодействие друг с другом.