Как называется наука о народах
Этнология
Содержание
Предмет и объект этнологии
По одному из пониманий этнология — это социологическое направление антропологического исследования, включающее социальную грань в сравнение бытия, фольклора, верований, культурного и исторического развития различных этносов и обществ.
Среди целей этнологии — реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, таких как предполагаемое табу кровосмешения и изменение культур, а также формулировка обобщений о «человеческой природе», концепции, которая критиковалась с XIX столетия различными философами (Гегель, Маркс, структурализм, и т. д.).
Связь этнологии с этнографией, культурной и социальной антропологией
Этнология («наука о народах») тесно связана с понятиями этнография («описание народов»), народоведение, культурная антропология.
По сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, этнология более академична, начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках. В США данная наука обозначается как «культурная антропология», а в Великобритании — как «социальная антропология», однако этнология — это не только раздел антропологии. Этнология возникла как научная дисциплина с конца XVIII века и может применяться к любому сравнительному исследованию человеческих групп.
Разделы этнологии и связь её с другими науками
Этнология и антропология
К этнологии довольно близка антропология: для той и другой общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по планете, изменения физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, антропологического состава этносов. Но нельзя ставить знак равенства между понятиями «этнология» и «антропология», так как предметом антропологии никогда не были проблемы этногенеза, этничности, демографических процессов; антропология была и остается наукой о биологической и физической природе человека. Этнология значительно шире по своему предметному полю, чем антропология, что не позволяет говорить об их тождестве.Связь этнологии с другими науками
Этнология и социология
Этнология и культурология
Этнология и психология
Термин «этническая психология» (нем. Völkerpsychologie ) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание» (нем. Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft ), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.
В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Он отказался от неопределённого понятия «дух целого» и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов — это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.
Школа психологии народов послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы.
В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии первобытных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).
В русской науке сложилась традиция понимания этнографии и этнологии как синонимов (наряду с «народоведением»). Преимущественное распространение в России с конца XIX в. получило понятие «этнография», в которое в равной мере включались как описательный так и теоретический уровень исследования. Реже использовался термин «этнология». В конце 1920-х гг. уже в советской науке под влиянием идеологических догм возобладало отрицательное отношение к этнологии, которую объявили «буржуазным суррогатом обществоведения». Следствием этого было вытеснение термином «этнография» названия «этнология». В 70-90-е гг. оба понятия рассматривались советскими учеными как равнозначные, хотя признавалось, что термин «этнология» более точен. Но в силу сложившейся традиции наука о народах мира обозначалась как «этнография». Преобладание такого подхода сохраняется и в наши дни. В силу этого, а также поскольку вышеназванный термин использовался в большинстве работ отечественных авторов, ему отдано предпочтение в данном очерке.
Основное содержание этнического самосознания составляют представления о характерных чертах прежде всего «своего» и, в меньшей степени «чужого» этносов. Причем выделение признаков соседних общностей происходит через сопоставление со свойствами собственной. И нередко, то что применительно к «своим» называется разумной экономией, применительно к другим именуется скупостью. То, что «у себя» определяется как твердость характера, «у них» может называться упрямством и т.д. И хотя в целом преобладает положительная самооценка, известны случаи, когда «чужое» оценивается выше «своего». Крайности в обоих случаях неблагоприятны для развития этноса.
Общность происхождения в массовом сознании народа определяется не только как родство, но и через взгляды об общем историческом прошлом. В коллективной памяти запечатлены образы событий: переселений, битв, деяний исторических персонажей. Наиболее значимые превращаются в этнические символы. Например, общеизвестно значение Куликовской битвы для русского самосознания, героической обороны Азова в 1641 г. (так называемое «Азовское осадное сидение») для донского казачества. А память о таких событиях греко-персидских войн, как битва при Марафоне, подвиг 300 спартанцев при Фермопилах сохранилась не только у поколений эллинов, но и позднее у их потомков в XVIII-XX вв. При этом исследователь должен отдавать себе отчет, что стереотипы массового сознания не являются «зеркальным отражением» действительности. Они крайне субъективны. Нередки случаи, когда предания и легенды, связанные с трагическими страницами истории, бедами и разорением повествуют о чудесном вмешательстве героя, изгнании врагов и т.д. Налицо своеобразная психологическая компенсация. Выборочная память, сосредотачивая внимание на положительных сторонах исторического бытия, помогала людям сохранять сплоченность, объединить усилия для преодоления невзгод, пережить беду и трудное время.
Имеются примеры, когда этноним «передается» от одного народа к другому. Например, самоназвание «болгары», обозначавшее тюркоязычных кочевников, заселивших в VII в. территории к югу от Дуная, стало исходным для наименования возникшего здесь же государства, а затем превратилось в этноним южнославянского этноса. Существуют и другие пути образования этнонимов.
Мы рассмотрели ряд компонентов, связанных с таким важным признаком этноса как этническое самосознание. Еще раз отметим, что его стереотипы являются субъективным отражением реалий окружающего мира. Однако это очень важные стереотипы, определяющих поступки и поведение больших групп людей, воспринимающихся ими как священные символы. Благодаря им происходит консолидация этноса, формирование у его членов лучших нравственных качеств. Изучение самосознания и проблем, связанных с ним, занимает важное место в отечественной этнографии.
Привлекают внимание ученых и проблемы культуры. Именно культурная специфика вместе с языком, который ее выражает рассматривается как главный признак при разграничении этнических общностей. Познакомимся подробней с этим понятием.
Духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. К ней относятся запечатленные в клетках головного мозга навыки, знания, ритуалы, правовые нормы, фольклор, религиозные представления. Подчеркнем, что все это должно проявиться материально либо осязаемо. Например, песни должны быть исполнены, услышаны (осязаемая форма), или записаны (материальная форма). Только в таком случае информация будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Естественно «в чистом виде» реалии духовной культуры существовать не могут.
Условным является и само разграничение материальной и духовной культуры. Ритуалы включают материальные компоненты: обрядовая пища и одежда, культовые предметы, особые места, на которых разворачивается действие. Тесные связи между материальной и духовной культурой проявляются в области музыкального творчества (нотные записи, музыкальные инструменты). Наконец, подобное разграничение некорректно применительно к произведениям искусства и многим предметам культуры (например: иконы). Поэтому в этнографии применяются и другие классификации. Не рассматривая их в данном очерке, отметим, что любая имеет ограниченный характер, является условной. Но все они служат изучению всего многообразия этнографических фактов, помогая исследователю ориентироваться в их море, находя взаимосвязь между явлениями. Классифицирование связано с методикой этнографических исследований. Как и в любой другой науке последней уделяется большое внимание.
Так, можно назвать воздействие природно-географической среды. Именно среда во многом определяет особенности одежды, жилища, набор возделываемых культур, объекты охоты и т.д. Ландшафт и почва влияют на характер трудовой деятельности, особенно в сельском хозяйстве, на тип и планировку поселений, а естественные рубежи (реки, горы) играют роль этнических границ, влияя на расселение и контакты между группами.
Особенности среды влияют на отдельные стороны духовной культуры и психологический склад этноса. Это находит косвенное выражение в отдельных привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности народного быта. Так, определенные климатом циклы земледельческих работ умеренного пояса способствовали возникновению специфических обычаев и обрядов, неизвестных племенам охотников и собирателей тропиков. Наконец, географическая среда находит выражение в самосознании, о чем говорилось выше.
Взаимодействие этнической культуры и природной среды имеет обоюдный характер. «Внешние» импульсы как бы преломляются через защитные механизмы культуры. Чем выше её уровень, тем более опосредованным будет воздействие природной среды, и, наоборот, тем активнее сам этнос может её изменять. Добавим, что далеко не всегда в лучшую сторону: экологический кризис тесно связан с общественным прогрессом. Для сравнения достаточно представить возможности, воздействия на природу аборигенов Австралии и сложившейся к концу XIX в. австралийской (англо-австралийской) нации.
От традиций следует отличать инновации. Этим термином обозначают новые элементы (в хозяйстве, материальной и духовной культуре, социальной жизни), которые либо привносятся извне от других этносов, либо рождаются в недрах самой культуры.
«Прошлый» опыт помогает этносу выживать в изменяющихся внешних условиях. Недаром во многих традиционных обществах в трудные периоды истории возрастает стремление к более тщательному соблюдению обычаев предков, сохранению языка, фольклора и т.д. И, наоборот, ослабление культурного иммунитета способствует быстрому проникновению разрушительных новшеств. Далеко не всегда контакты между этносами прогрессивны, так как нередко на исторической сцене взаимодействуют народы, отличающиеся по уровню развития, численности, имеющие различный политический статус. Для индейцев Америки, тасманийцев, аборигенов Австралии и Тропической Африки знакомство с европейцами имело и трагические результаты. Речь идет не только о физическом уничтожении целых племен. В культуру аборигенов проникали инновации разрушавшие их. Следствием контактов стало распространение алкоголизма, проституции, азартных игр и, наконец, болезней, уносившей сотни жизней.
Дальновидный правитель победил, сумев преодолеть и собственные предубеждения и сопротивление подданных. Вскоре конница (и штаны) стали появляться в других древнекитайских царствах. В средние века штаны уже стали частью мужского костюма, а к XIX в. Их носили даже женщины. Инновация стала традицией.
Этнография изучает не только первобытные, но и современные этносы. И её выводы не только позволяют полнее понять происходившее в прошлом, но и ориентироваться в бурных процессах современного мира, прогнозируя, в случае необходимости, их результаты.
Этнография
Этнография (от др.-греч. ἔθνος — «этнос» (народ) и γράφω — «пишу») — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
Содержание
История этнографии
Ранняя история науки
Ещё в Древнем Египте были те или иные этнографические исследования, где были описаны соседние народы (Палермский камень, записи на гробницах и др.), позже появляются наблюдения из Месопотамии и раннебиблейских текстов. Но, первым исследователем применившим метод непосредственного наблюдения, а также честно описавшего на основании их народы, следует считать Геродота:
Впоследствии труды об этнографии дополняются такими исследователями как Фукидид, у которого материал более скуден, а также упоминается лишь с теми или иными событиями связанными с Элладой, Ксенофонт и другие.
Важные этнографические источники сообщают историки римского времени : Полибий, Страбон, Павсаний, Демокрит и «отец медицины» Гиппократ, где он объясняет различия между народами географической средой:
Что же касается вялости духа и трусости, то наибольшей причиной, почему азиаты менее воинственны, чем европейцы, и отличаются более тихим нравом, суть времена года, которые не производят больших перемен ни к теплу, ни к холоду… [5]
Средневековье
Позже особую важность имеют источники описывающие Крестовые походы, а также средневековые западноевропейские хроники, например, Титмара, Адама Бременского и Гельмольда. По странам Востока можно выделить труды таких исследователей и путешественников как Юлиана — целью которого было узнать о судьбе венгров после нашествия монголов; Плано Карпини, написавшего известную «Историю монгалов» (Libbelus historicus); Рубрука («Путешествие в восточные страны»). Ценнейшую информацию оставил венецианец Марко Поло, 25 лет проживавшего в Китае и произведение которого «Книга Марко Поло» становится очень популярным в Европе.
Отдельно следует отметить русского путешественника Афанасия Никитина, оставившего после путешествия по Индии и Персии путевые записи, известные сегодня как Хожение за три моря.
Эпоха Великих географических открытий
После открытия новых земель европейцами, таких как Африки южнее Сахары (Гвинейское побережье, Мадагаскар, Занзибар; Америки (от совр. Мексики и Перу, до районов Атлантического побережья и бассейна Миссисипи), появляются и первые этнографические данные о регионах. Следует отметить труды Педро Мартира «О Новом Свете», Г. Ф. Овиедо-и-Вальдеса, Диего де Ланда («Сообщение о делах в Юкатане») и другие.
Важным является, как отмечает С. А. Токарев, что несмотря на то, что в данный период появляется много известий о народах, которые раннее были или полностью неизвестны, либо данные по ним были скупы, многие европейские путешественники и миссионеры рассматривали туземцев крайне предвзято, а также, как, например, Диего де Ланда, уничтожали их культуру и письменность, считая языческой. [11]
Развитие этнографической науки в XVIII—XIX вв. Мифологическая школа
Несмотря на то, что ещё в XVI веке некоторые европейские суда достигали Австралии и Океании, лишь в XVIII—XIX веках начинается систематическое изучение данных регионов (См.подр: История исследования Австралии, Океания). В 1700—1701 годах выходит книга Ле Гобиена «История Марианских островов», открытия острова Пасхи, а также сочинения Луи Антуана Бугенвиля. Интересный этнографический материал принесли и путешествия Дж. Кука и Жан-Франсуа Лаперуза. Происходит дальнейшее изучение Африки и Азии.
Именно в это время впервые используется кросс-культурный метод, хотя и в зачатковом состоянии. Впервые им воспользуется Ж. Лафито, Г. Форстер, Шарль де Бросс (вывел такое понятие как Фетишизм фетишизм, географические названия «Австралия» и «Полинезия»).
Важнейшей вехой является XIX век, в котором наряду с дальнейшим изучением народов вне Европы, начинается усиление к познанию своей самобытности, усилившееся после Великой французской революции. Особенно данные воззрения имели силу в раздробленной Германии, где после оккупации Наполеоном I немецких земель нарастают патриотическая идеология и интерес к самобытной культуре своего народа. Одним из первых это озвучит И. Г. Фихте. Впоследствии появляются работы Ахима фон Арнима и К. Брентано — одних из первых собирателей народной песни, а также впервые (Арнимом), ввёдших такое понятие как «Volkskunde».
Целый этап связан с Якобом и Вильгельмом Гримм, собирателей сказок, которые они рассматривали с точки зрения индогерманизма, а также выделяли особенные немецкие сказки, например, о животных, считая их присущим только данном народу [13]
Воззрения братьев Гримм были первыми, которые обозначили зарождавшееся направление — Мифологическую школу.
Эволюционная школа
Также Э. Тэйлору принадлежит введение такого понятия, как «пережиток». Например, разбитое зеркало, которое носит рудиментарный характер, но тем не менее вера о том, что это к неудаче сохраняется до сих пор.
Также видными представителям этой школы были Дж. Фрэзер, Л. Морган, И. Я. Бахофен, Г. Спенсер и др.
Культурно-историческая (Культурно-антропологическая), диффузионизм
На волне критики теории эволюционистов возникли многие другие мнения.
Выделяются следующие школы этого направления:
Племенному родству, которое является кровным родством, мы противопоставляем этнографическое родство, которое может опираться на чисто внешнее соприкосновение, скажем на сношения [17]
На основе теории Ф. Ратцеля возникают новые учения: Фрейбургская (или Баденская) и Марбургская школы. Из Баденской школы выделяются культурно-историческое направление и сторонники культурных кругов.
Бесспорную заслугу Фробениуса составляет то, что он впервые ввел в широком масштабе и строго систематически метод картографирования явлений культуры. Серия карт, приложенная к его «Происхождению африканских культур», представляет и до сих пор несомненную ценность [19]
Французская социологическая школа
Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию. [20]
Если эволюционисты выделяли главным предметом этнографии человека, а диффузионисты — культуру, то зародившаяся в конце XIX в. «социологическая» школа — человеческое общество.
Главным её представителем был Эмиль Дюркгейм. Несмотря на то, что первым законы об обществе начал рассматривать Огюст Конт, Дюркгейм был первым, кто применил их при этнографическом исследовании.
Важными являются исследования о религии. Э. Дюркгейм считал, что религиозное мировоззрение делит мир на 2 половины: «мир священный» и «мир обыденный», между которыми есть непереходимая граница. Переход между ними возможен, но только посредством изменения собственного существа — инициации, монашество, аскетизм, то есть явления, при которых человек отказывается от основных потребностей (ср.: «базовые потребности» у Б. Малиновского). Само происхождение религии Э. Дюркгейм видит в обществе, общественной среде, бог — выражение сил, которым надо подчиняться, не понимая их происхождения (ср.: власть царей, князей и т. д.)
Эмиль Дюркгейм создал целую школу в этнографии. Его учеником является Марсель Мосс — автор работ о «дарении», как социального явления, которое не только материальное, но и нематериальные (праздники, обряды. Ср.: приданое, сватовство, подарки на свадьбу и т. д.).
Школа Франца Боаса
С начала 30-х годов возникает новая этнографическая школа — американская школа исторической этнологии, её основоположником и создателем является выдающийся ученый Франц Боас.
Франц Боас считал, что нужно составить историю человечества, для чего надо сначала изучить историю каждого отдельного народа, открытие законов управляющих деятельностью человеческого ума, а также реконструкция человеческой истории и культуры:
Мы всегда мыслим в терминах, свойственных окружающей нас среде, но виды деятельности человеческого ума представляют у народов, населяющих мир, бесконечное разнообразие формы [23]
Важным ученый считал и изучение языка и антропологии народов, фактически первым введя понятие «языковой союз» (у Ф. Боаса «диффузии грамматических процессов») — теория о смешанности многих неродственных языков.
Из школы Боаса вышли в основном все американские этнографы (антропологи) первой половины XX в. Ученики Боаса — А. Кребер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Л. Уайт.
Функциональная школа. Функционализм
Несмотря на то, что данная этнографическая школа начинает быть популярной в 20-е года, огромное воздействие на неё оказал французский социолог Э. Дюркгейм. В основе направления лежит идея культуры как целостного и единого образования, в которой каждый элемент играет важную роль, а разрушение одного из них, может её нарушить. [24]
Основоположниками данной концепции являются Б. Малиновский(культура служит нуждам индивида) и А. Рэдклифф-Браун(культура служит всему обществу). Бронислав Малиновский выделяет три вида основных человеческих потребностей: базовые (пища и др.); производные (распределение продуктов жизнедеятельности, в защите поселений, контролю рождаемости), интегративные (законы, религия и др.).
Психологическая школа. Теории З. Фрейда и К.Юнга
Данное направление обозначает целый ряд течений, которые довольно значительно отличаются одно от другого. Основоположником являлся известный психиатр Зигмунд Фрейд, первым попытавшимся исследовать народы с точки зрения психоанализа, сравнивая психологию первобытных народов с ребёнком, где важную роль играл Эдипов комплекс, выведенный им же. [26] [27]
Несмотря на критику ряда этнографов (Б. Малиновского и других), данная теория получила распространение среди многих психологов и народоведов. Важной заслугой называет С. А. Токарев то, что учёный сломал «табу» на сексуальные взаимоотношения, первым осветив данный вопрос в этнографии.
Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии
Учение, возникшее после Второй мировой войны, одной из главных идей которого было признание обособленности каждых народов, их культурная идентичность. Представители теории — Т. Норсроп и М. Херсковиц.
Этнопсихологическая школа в США
Несмотря на то, что до 30-х годов XX в. в США доминировала школа Франца Боаса, выделяется и новое направление. Главной причиной являлось несоответствие отрицания Ф. Боасом любых закономерностей в развитии той или иной области культуры (точнее — более детального их изучения, а не переноса всех теорий на все народы).
Часть исследователей попытались найти закономерности, но в отличие от эволюционистов не в быте (общности материальной культуры), а в психологии. Так и зародилась новая школа — этнопсихологическая. Где основными понятиями этого учения были:
В настоящее время данная школа представляет лишь историографический интерес.
Советская школа в этнографии
До революции главным центром изучения народов было Императорское Географическое общество (позднее Русское Географическое Общество — РГО). С начала XX в. начинает всё более выделяться Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), под руководством В. В. Радлова, музей координировал работу исследователей по всей России, в том числе в Москве и Казани, был крупнейшим этнографическим центром в стране.
Революционное движение оказало большое влияние как на историю в целом, так на этнографию в частности. Р. Ф. Итс пишет:
Великая Октябрьская социалистическая революция свершилась в многонациональной стране. Решение национального вопроса стало важной заботой советской власти. Ликвидация всех последствий антинациональной политики царизма, достижение подлинного равенства между народами были невозможны без подъема культуры и экономики всех народов до уровня передовых наций. Активное социалистическое строительство в национальных окраинах бывшей империи требовало научного знания уровня их развития, создания для бесписьменных прежде народов письменности как важного средства подъема культуры и политического сознания масс. Выдающуюся роль в этой революционной и преобразующей деятельности сыграла советская этнографическая наука и её научный центр — Музей антропологии и этнографии [34]
В 1933 году был создан Институт антропологии и этнографии Академии наук СССР, с 1935 г. — Институт этнографии АН СССР.
Следующий этап связан с академиком Ю. В. Бромлеем, который возглавлял Институт этнографии, при нём была завершена энциклопедия «Народы мира» (1966 г.), « Страны и народы» (1986 г). Ю. В. Бромлей пишет:
Понимание этнографии как науки, изучающей все этносы на всех этапах их исторического пути делает её ответственной за разработку общей этнографической характеристики народов мира, включающей в себя их историческую этнографию и современное положение… необходимость выявления общего и особенного в этнографической картине мира предполагает исследование не только основных этнических единиц — самих народов, но и этнических общностей высшего порядка, а также таких межэтнических комплексов, как хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области [36]
Отдельно следует отметить Сергея Александровича Токарева. Выдающийся этнограф, религиовед, автор таких монографий, которые до сих пор являются ключевыми, как «История русской этнографии», «Истоки этнографической науки», «История зарубежной этнографии», «Религия в истории народов мира». Редактор и автор большинства статей об Австралии и Океании, индейцев Америки, а также многих народов Западной Европы [37]
Благодаря таким ученым, как С. А. Токарев, отечественное обществоведение XX в. сумело выжить в условиях жесткого идеологического диктата, более того, опираясь на традицию и развивая её в единственно возможном в то время марксистском ключе, смогло выйти на передовые рубежи… Работы настоящих ученых советского периода, к числу которых, несомненно, принадлежит С. А. Токарев, останутся в чести у читающей публики, посколько они прочно вошли в золотой фонд отечественной и мировой науки, и многим уже понятно, что, только переиздавая и широко обсуждая эти работы, возможно сохранить преемственность российской научной традиции [38]
Академик Б. А. Рыбаков на праздновании 70-летнего юбилея С. А. Токарева в 1969 г. сказал:
Современная отечественная этнография продолжает учение своих предшественников.
Неоэволюционизм
Основателями неоэволюционизма считаются Л. Уайт и Дж. Стюард. Во многом поддерживая своих предшественников (эволюционистов), они отвергали однолинейность развития культуры, предлагая несколько концепций эволюции.
Структурализм
2. Французский структурализм. Основателем считается Леви-Стросс. Главной его идеей было единство человеческого разума на всех стадиях развития, и строгое логическое мышление с преобладанием сознательного и разумного. Все явления в глазах людей имели свою логичность.
Также продолжают разрабатываться и другие концепции, и развиваться старые.
Этнография и этнология [40] [41]
Судьба двух названий во многом сопровождалась теми или иными историческими условиями. Так, в отечественном народоведении XVIII-XIX веках в основном употреблялось понятие «этнография», тогда как в западноевропейских странах употреблялись понятия «антропология» и «этнология».
После непродолжительного употребления термина «этнология» в послереволюционные года, в 1920—1930 гг. народоведение снова возводится к понятию этнографии как науки о народах и вспомогательной исторической дисциплины. В это время отечественную науку о народах сформировали такие учёные, как С. А. Токарев («Этнография — часть исторической науки, изучающая материальную и духовную культуру, быт народов» [43] ), Ю. Бромлей, С. П. Толстов, Н. Н. Чебоксаров, Р. Ф. Итс и другие.
По поводу терминологии Р. Ф. Итс пишет:
Предмет этнографии
Основным предметом этнографии является изучение народов мира, их духовной и материальной культур, их историческое развитие. Важное место занимает изучение этногенеза — истории возникновения того или иного этноса, становление социальных институтов. В последнее время уделяется внимание и межэтническим взаимоотношениям.
Проблема понятия «этнос» в этнографии
Под влиянием трудов эволюционистов, а также трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, появляется новая теория — этносы как социальные группы, возникшие в ходе исторического процесса (в трудах марксистов он часто выглядел так — племя, народность, капиталистическая нация (а иногда и без этого периода), социалистическая нация).
В современной России исследованием проблематики «этноса» занимается, в частности, В. А. Тишков, который выстраивает свою теорию на основе зарубежных исследований. Следует отметить, что одной из причин зарождения конструктивизма (такое название получила это теория) стало обострение национального вопроса в некоторых зарубежных странах. Понятие о расе в ней заменено на «фенотип».
Важнейшим понятием в современной этнологии и этнографии является понятие «этничности» как совокупности языковых, культурных и других признаков, отделяющую один социум от другого.
Методы этнографии
Методом непосредственного наблюдения является работа этнографа на территории его исследования, и именуется полевым этнографическим исследованием (Полевая этнография)
Все полевые этнографические исследования можно разделить на два типа:
Во время полевых этнографических исследований используют следующие методы:
Также следует отметить:
Хозяйственно-культурные типы
Давно было замечено, что народы, говорящие на разных языках имеют много общего в духовной и материальной культурах, а родственные наоборот, иногда очень отличаются. Именно поэтому были сформулированы понятия о «хозяйственно-культурных типах» и «историко-этнографических областях».
Хозяйственно-культурный тип (ХКТ) — комплекс особенностей хозяйства и культуры, сложившийся исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественогеографических условиях [57]
Все хозяйственно-культурные типы зависят в первую очередь от способа производства каждого конкретного общества, так как именно он определяет в конечном счете характер взаимодействия с окружающей средой. Именно поэтому, из-за различия в промыслах, изготовления пищи, утвари и т. д., появляются и особенности у разных народов (Ср.: наличие схожих верований у народов Поволжья и кельтов, а также со славянским населением — общность производства — земледелие, и связанный с ним, аграрный культ). От вида ХКТ зависит и социальный строй общества. Все хозяйственно-культурные типы можно разделить на 3 больших группы:
Эти три типа являются поверхностными (общими), и сами делятся на другие типы (например: охотники и собиратели лесов жаркого пояса, высокогорные скотоводы-кочевники и т. д.) [58]
Историко-культурные области
Историко-культурные области (историко-этнографические) — территории, население которых обладает похожей духовной и материальной культурой, связанные исторической судьбой, общностью экономического развития, возникших в результате тесного взаимного влияния. В отличие от Хозяйственно-культурных типов, историко-этнографические области зависят именно от территориальной близости, тогда как первые — от характера производства и среды обитания. Например, ХКТ пашенных земледельцев лесостепей и лесов умеренного пояса — это территории умеренного пояса Европы и стран Азии и Северной Америки (после колонизации).
Антропологическая классификация
Классификация основанная на внешнем (антропологическом) различии человечества. Согласно этой части народоведения народы делятся на расы, которые также имеют свои подтипы:
Между европеоидами и американской расой:
Между европеоидной и негроидной расами:
Лингвистическая классификация
Языковая классификация | |
---|---|
Типологическая (морфологическая) | Генетическая |
Языки флективного строяСвязь этнографии с другими наукамиНесмотря на то, что этнография является частью исторической науки, она имеет много общего и с другими дисциплинами. Этнография и антропологияЭтнография и философияВ свое время философию считали главнейшей из наук не случайно — какая ещё соединила в себе столько учений и мнений? Связана с ней и этнография. Трудно отделить труды Э. Тэйлора, Дж. Фрэзера от неё. Ведь разве не философия их разрабатывала первой, выдвинув теории о религии? А труды К. Маркса и Ф. Энгельса? Взаимодействие наук просто очевидно. И сейчас ученые и исторической, и философской наук трудятся бок о бок. Этнография и социологияОснователь социологии Э. Дюркгейм считается основателем и целой школы в этнографии (социологическая школа). Его учение об обществе, понятие социума применимы и в этнографии. Ведь что такое этнос, как не социум? Со своими культурными и историческими связями, общим мифом о происхождение и т. д. Важно отметить, что методы этнографии по изучению народов, очень похожи на социологические — это и анкетирование, вопросник, наблюдение и т. д. Сегодня, обе науки тесно взаимодействуют друг с другом, используя совместные и отдельные работы. Современное изучение города (особенно мегаполиса) невозможно без социологии. Появилась новая дисциплина — этносоциология. Этнография и психологияЕщё и раньше пытались объяснить те или иные верования психологией. Одними из первых были З. Фрейд и К. Г. Юнг. Их труды подверглись жесткой критике (С. А. Токарев, Ю. В. Бромлей, Ф. Боас, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс и многие другие). Главными причинами являются: Таким образом, не сама психология влияет на этнографию, а наоборот, этнография помогает постичь и психологию. Ведь человек очень связан с материальной культурой, что накладывает отпечаток и на его мышление. В 90 годы XX века возникает новое направление психологии в рамках народоведения — этнопсихология. По мнению сторонников этой дисциплины это связано с тем, что «начиная с 60-70 гг. нашего столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу [66] ». Данные воззрения вызвали негативную реакцию у видных этнографов и этнологов. Так В. А. Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, пишет: Выдающиеся исследователи — этнографыЛитератураСм. такжеПримечания
|