Как называется не обоюдоострый меч

С фламбергом в плен не брали: за что в XVII веке ненавидели обладателей волнистых мечей

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как называется не обоюдоострый меч. sflambergomplennebrli0. Как называется не обоюдоострый меч фото. Как называется не обоюдоострый меч-sflambergomplennebrli0. картинка Как называется не обоюдоострый меч. картинка sflambergomplennebrli0

1. Что есть «фламберг»?

Как называется не обоюдоострый меч. sflambergomplennebrli1. Как называется не обоюдоострый меч фото. Как называется не обоюдоострый меч-sflambergomplennebrli1. картинка Как называется не обоюдоострый меч. картинка sflambergomplennebrli1

Следует понимать, что фламберг – это не двуручный меч, а всего лишь тип клинка. В переводе с немецкого языка «Flamberge» означается всего лишь «пламенный клинок», обозначая таким образом волнистую форму лезвия. Сама по себе идея о том, что искривленный клинок лучше режет, появилась еще до нашей эры. Люди быстро поняли, что искривленные и волнистые лезвия несколько лучше режут незащищенную плоть. Однако, вплоть до XVI века качество сырья и уровень кузнечного мастерства не позволял делать качественные волнистые клинки в товарном количестве. По иронии судьбы, лучшие мечи в истории Европы были обречены появится в ту же эпоху, когда им будет суждено окончательно выйти из широкого употребления.

Как называется не обоюдоострый меч. sflambergomplennebrli2. Как называется не обоюдоострый меч фото. Как называется не обоюдоострый меч-sflambergomplennebrli2. картинка Как называется не обоюдоострый меч. картинка sflambergomplennebrli2

Не нужно думать, что фламберг из-за своей формы оставляет какие-то особенно чудовищные раны. В действительности волнистое лезвие просто лучше режет и меньше застревает. Несколько упрощая, можно сказать так: такие мечи объединяли в себе достоинства пилы и прямого клинка, при этом нивелировали недостатки обоих.

При это фламберги могли быть не только двуручными мечами. Изогнутые лезвия в XVI веке начали делать в том числе для кинжалов и одноручных мечей. Причем далеко не всегда подобное было продиктовано исключительно утилитарными соображениями. Многие состоятельные войны заказывали себе фламберги с богато украшенными «волнами» лезвия просто потому, что это красиво!

2. Фламберг и папский запрет

Как называется не обоюдоострый меч. sflambergomplennebrli3. Как называется не обоюдоострый меч фото. Как называется не обоюдоострый меч-sflambergomplennebrli3. картинка Как называется не обоюдоострый меч. картинка sflambergomplennebrli3

Если что-то папский престол в Средние века и Новое время и запрещал, так это арбалеты. Впервые сделать это попытались еще в 1139 году. Причем папские энциклики о запрете арбалета выходили из Рима в среднем каждые 5 лет. Из чего можно сделать простой вывод: если один и тот же закон систематически переиздается вновь и вновь, то все те, кто его должен соблюдать – просто кладут на распоряжение известно что. И сделать с этим ничего нельзя.

3. С фламбергами в плен не берут

Как называется не обоюдоострый меч. sflambergomplennebrli4. Как называется не обоюдоострый меч фото. Как называется не обоюдоострый меч-sflambergomplennebrli4. картинка Как называется не обоюдоострый меч. картинка sflambergomplennebrli4

Данное утверждение является легендой. Скорее всего выдуманной в реконструкторской среде и (или) подчерпнутой из какого-то художественного произведения. Ни одного документального или даже нарративного свидетельства относящегося непосредственно к XVI-XVII векам у нас нет. Следует понимать другое. Пик популярности фламбергов пришелся на эпоху Религиозных воин в Европе, в рамках которых в том числе происходила Нидерландская буржуазная революция и Тридцатилетняя война в Германии. Степень ожесточения между государствами, а также католиками и протестантами была такой, что к концу одной только 30-летней войны население германских земель местами просело на 60-70%.

Как называется не обоюдоострый меч. sflambergomplennebrli5. Как называется не обоюдоострый меч фото. Как называется не обоюдоострый меч-sflambergomplennebrli5. картинка Как называется не обоюдоострый меч. картинка sflambergomplennebrli5

С убийством пленных во время Религиозных войн тоже было все в полном порядке. Однако резали пленников, как правило, из соображений мести на религиозной, родственной или корпоративной почве. Например, швейцарская пехота под корень вырезала пленных немецких ландскнехтов (и наоборот). В таких условиях бойцы с фламбергами никак не выделялись на общем фоне товарищей. Те же «швейцарцы» убили бы «немца», даже если тот попал бы к ним хоть с зубочисткой в руках, хоть с барабаном. Следует понимать, что ранее Новое время – это все еще эпоха феодального корпоративизма, где главенствует понятие не личной, а в первую очередь коллективной ответственности.

P.S. Под «немцами» и «швейцарцами» имеются ввиду немецкие ландскнехты и швейцарская пехота. Первые были созданы по образцу последних при императоре Священной Римской империи Максимилиане I Габсбурге, который пригласил швейцарских военных специалистов для обучения собственной коронной пехоты. Первое время швейцарская и немецкая корпорация были, по сути, родственниками. Две корпорации наемной пехоты постоянно конкурировали.

В 1499 году после Битвы при Харде произошел инцидент, когда швейцарские пехотинцы не стали следовать правилам «хорошей войны» и перерезали пленных ландскнехтов, чтобы проредить «популяцию» конкурентов. С этого момента между швейцарской пехотой и немецкими ландскнехтами окончательно порвались все связи и началась история кровной мести длиной почти в 200 лет.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, откуда в Европе взялись шляпы-треуголки и почему после 150 лет стремительно вышли из моды.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

из уст Его выходил острый с обеих сторон меч | Имеющий острый с обеих сторон меч | мечом уст Моих | Из уст же Его исходит острый меч

В этом выражении используется греческое слово ρομφαια, обозначающее длинный одноручный или двуручный меч. В Ветхом Завете еврейское слово חרב – “хереб” (меч), встречается около 400 раз, причем в Септуагинте (греческом переводе) примерно в 200 случаях оно переводится как ρομφαια, а другие 200 мест предлагают в качестве перевода другое греческое слово – μάχαιρα, которое в античности широко применялось к обозначению всяких режущих предметов, от бытовых ножей до мечей.

Из Ветхого Завета становится понятным образ, в котором слово или язык представлен в качестве оружия:

Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы–копья и стрелы, и у которых язык–острый меч (μάχαιρα) ( Пс.56:5 ).

Вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи (ῥομφαία): `ибо’, [думают они], `кто слышит?’ ( Пс.58:8 ).

Укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев, которые изострили язык свой, как меч (ῥομφαία); напрягли лук свой–язвительное слово ( Пс.63:3-4 ).

Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч (μάχαιρα) обоюдоострый (δίστομος, в еврейском тексте такого слова нет) ( Прит.5:4 ).

Исайя пророчествует о пришествии Иисуса Христа такими словами:

Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч (μάχαιρα); тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня ( Ис.49:1-2 ).

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого ( Ис.11:4 ).

На это пророчество, впоследствии, ссылается апостол Павел:

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Фес.2 ;8)

Также апостол Павел сравнивает слово Божие с мечём:

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча (μάχαιρα) обоюдоострого (δίστομος): оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ).

А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч (μάχαιρα) духовный, который есть Слово Божие ( Ефес.6:16-17 ).

Выражение ῥομφαία δίστομος (“меч обоюдоострый” т.е. острый с обеих сторон) в Ветхом Завете встречается всего один раз в 149 псалме:

Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый (חרב פיפיות – хереб пифийот) в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. Честь сия – всем святым Его. Аллилуия ( Пс.149:5-9 ).

В Откровении образ Иисуса, который имеет в устах меч встречается 5 раз:

Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (ῥομφαία δίστομος); и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей ( Откр.1:16 ).

И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч (ῥομφαία δίστομος) ( Откр.2:12 ).

Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом (ῥομφαία) уст Моих ( Откр.2:16 ).

Из уст же Его исходит острый меч (ῥομφαία), чтобы им поражать народы ( Откр.19:15 ).

А прочие убиты мечом (ῥομφαία) Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами ( Откр.19:21 ).

Интересно, что в Откровении слово ρομφαια используется во всех случаях, касающихся описания Иисуса Христа и один раз при описании всадника на бледном коне ( Откр.6:8 ). В случаях же упоминания раны зверя ( Откр.13:14 ), описания всадника на рыжем коне ( Откр.6:4 ) и в выражении: “кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом” ( Откр.13:10 ), используется слово μάχαιρα. Кроме того слово ρομφαια, помимо Откровения, встречается в Новом Завете всего один раз, в Евангелии от Луки:

Далее рассмотрим толкования образа Иисуса, который имеет в устах обоюдоострый меч.

Священномученик Викторин Петавийский (230-303/4):

Посредством острого с обеих сторон меча, выходящего из уст Его, указывается, что это – Он Сам, сейчас принесший всему миру блага Евангелия, а раньше, через Моисея, знание законов. Но поскольку весь род человеческий – как Ветхого, так и Нового Завета – будет судиться тем же самым Словом, то поэтому Он назван мечом. Меч вооружает воина, меч убивает врага, меч карает дезертира. Чтобы показать апостолам, что Он возвестил правосудие, Он говорит: не мир пришел Я принести, но меч ( Мф.10:34 ). И после того, как завершил притчи, Он говорит им:поняли ли вы все это? Они говорят: так. Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое ( Мф.13:51-52 ). Новое – слова Евангелия, старое – [слова] закона и пророков. Что это вышло из Его уст, [открывается в том, что] Он сказал Петру: пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир, – то есть два динария, – за Меня и за себя ( Мф.17:27 ). И Давид схожим образом говорит через Духа: Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это ( Пс.61:12 ), ибо однажды постановил Господь от начала [то], что будет до самого конца. Таким образом, это – два Завета, которые, в зависимости от восприятия времени, называются или двумя динариями, или Новым и Ветхим, или мечом, острым с обеих сторон. Наконец, поскольку сам Судья поставлен Отцом, желая указать на это, – ибо люди будут судиться словом [Его] проповеди, – Он говорит: вы думаете, что Я буду судить вас в последний день? Слово, которое Я говорил, оно будет судить в последний день ( Ин.12:48 ). И Павел говорит фессалоникийцам об антихристе:которого Господь убьет духом уст Своих ( 2Фес.2:8 ). Следовательно, [дух] этот – меч, острый с обеих сторон, выходящий из ус т Его[1].

Острый меч означает или два Завета, или то, что мы читаем о Премудрости: закон и кротость на языке у нее ( Притч.31:26 ), то есть суд и мил ость[4].

Блаженный Иероним Стридонский (ок. 347 — 30.09.419/20):

Эти, ликующие на постелях своих, – говорится о святых, говорится о мужах совершенных, – что еще есть у них? И мечи обоюдоострые в руках их ( Пс.149:6 ). Мечи обоюдоострые, мечи святых остры с обеих сторон. Мы читаем в Иоанновом Откровении, что читается и принимается в Церкви – ибо находится не среди апокрифов, но среди церковных писаний, о Господе Спасителе: И из уст его выходил острый с обеих сторон меч. Таким образом, видишь, святые приняли эти обоюдоострые мечи, которые они держат в руках, из уст Господа. То есть Господь подает ученикам Своим меч из уст Своих, меч обоюдоострый, то есть слово учения Своего. Меч обоюдоострый – и исторически, и аллегорически, и по букве, и по духу. Меч обоюдоострый, поражающий противников и защищающий Своих. Меч обоюдоострый – этот обоюдоострый меч заточен с двух сторон: Иоанн говорит и о настоящем веке, и о будущем; и здесь поражает противников, и в вышних открывает Царство Небесное[1].

Латинский христианский писатель Фульгенций, епископ Руспийский (467-533):

Так, Исаия говорит о Сыне: жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого ( Ис.11:4 ). О котором и апостол говорит: которого Господь Иисус убьет духом уст Своих ( 2Фес.2:8 ). Также Сам единственный Сын Божий обозначает этого Духа уст Своих, вдыхая после Своего воскресения в учеников, говорит: примите Духа Святого ( Ин.20:22 ). Действительно, из уст Самого Господа Иисуса, говорит Иоанн в Апокалипсисе, потому что выходил острый с обеих сторон меч. Следовательно, Дух уст Его – это сам меч, выходящий из Его уст[1].

Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. VII в.):

Обоюдуострым мечем называет или нечестивых отлучение, «острейшее паче всякого меча обоюдуостра» ( Евр. 4:12 ), или меч духовный, поражающий нашего внутреннего человека[5].

Мечем обоюдуострым называет или Евангельское учение, образующее сердце и отделяющее верных от нечестивых, или же осуждение, отсекающе е нечестивых[2].

Оружием называется наказание, которое будет послано на нечестивых и грешников по праведному суду и повелению, произнесенному из уст Божиих[4].

Епископ Примасий Карфагенский (VI век):

Ромфея (ῥομφαία) же – ниспосланные заповеди, каковыми побеждаются по Божьей воле высокомерные – а те, которые под законом согрешили, по закон у осудятся ( Рим.2:12 )[3].

Церковный писатель Апрингий († сер. VI в.):

Сказано, что из уст Его исходит острый меч, который есть власть закона и строгость Судящего. Он сохраняет острие для правосудия, чтобы все разделять и полагать предел деяниям каждого[4].

Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (†. ок. 945 г.):

Видение, давая точнейшее описание, помещает [меч] в уста. Этим обозна­чено, что все имеет бытие по Слову Божию и тот, кто в чем-либо престу­пает Его веления, не останется безнаказанным[4].

Кесарий, митрополит Арелатский (470 – 543):

Под обоюдоострым мечом понимается власть Христа, которой защищаются праведные и наказываются неправед­ные[4].

Каждое из семи посланий Асийским церквам начинается одним из описаний Иисуса Христа, содержащимся в первой главе. Образ Иисуса, который имеет в устах обоюдоострый меч, также присутствует среди этих упоминаний:

Как называется не обоюдоострый меч. rev1. Как называется не обоюдоострый меч фото. Как называется не обоюдоострый меч-rev1. картинка Как называется не обоюдоострый меч. картинка rev1

[1] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:01:16

[2] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:02:12

[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:02:16

[4] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:19:15

[5] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:01:15

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Как называется не обоюдоострый меч. userinfo v8. Как называется не обоюдоострый меч фото. Как называется не обоюдоострый меч-userinfo v8. картинка Как называется не обоюдоострый меч. картинка userinfo v8masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Как называется не обоюдоострый меч. 0 1f0916 5a98c461 XL. Как называется не обоюдоострый меч фото. Как называется не обоюдоострый меч-0 1f0916 5a98c461 XL. картинка Как называется не обоюдоострый меч. картинка 0 1f0916 5a98c461 XL

После того, как мы обсудили распространённые заблуждения и вопросы по средневековому оружию и броне давайте узнаем что нибудь более близкое к реальности.

Под катом вы сможете прочитать о самых популярных видах двуручных мечей.

К XIV-XVI векам достижения металлургии привели к тому, что рубящий меч и вовсе стал практически бесполезен на поле боя — он попросту не мог пробить броню из закаленной стали с одного-двух ударов, что играло критическую роль в массовых сражениях. Оружейники начали активно искать выход из сложившейся ситуации, пока наконец не пришли к концепции волнового клинка, имеющего ряд последовательных противофазных изгибов. Такие мечи были сложны в изготовлении и отличались дороговизной, однако эффективность меча была неоспорима. За счет существенного уменьшения площади поражающей поверхности, при контакте с мишенью разрушительный эффект многократно усиливался. Кроме того, клинок действовал по принципу пилы, рассекая пораженную поверхность.

Как называется не обоюдоострый меч. 0 1f091c 6165c529 XXXL. Как называется не обоюдоострый меч фото. Как называется не обоюдоострый меч-0 1f091c 6165c529 XXXL. картинка Как называется не обоюдоострый меч. картинка 0 1f091c 6165c529 XXXL

Предположительно этот меч принадлежал повстанцу и пирату Пьер Герлофс Дониа известному как «Большой Пьер», который, согласно легендам мог срубить им сразу несколько голов, также он гнуть монеты, используя свой ​​большой палец, указательный и средний палец.

Согласно легенде, этот меч был доведен до Фрисландии немецкими Ландскнехтами использовался как знамя (не был боевым) захваченный Пьером этот меч стал использоваться как боевой

Пьер Герлофс Дониа (Pier Gerlofs Donia, з.-фриз. Grutte Pier, приблизительно 1480, Кимсверд — 18 октября 1520, Снек) — фризский пират и борец за независимость. Потомок прославленного фризского вождя Харинга Харинксмы (Haring Harinxma, 1323–1404).
Сын Герлофа Пьерса Дониа (Pier Gerlofs Donia) и фризской дворянки Фокель Сибрантс Бонья (Fokel Sybrants Bonga). Был женат на Ринтце Сиртсема (Rintsje или Rintze Syrtsema), имел от неё сына Герлофа и дочь Воббель (Wobbel, 1510 г.р.).

29 января 1515 года его двор был разрушен и сожжен солдатами из Черной банды, ландскнехтами саксонского герцога Георга Бородатого, а Ринтце изнасиловали и убили. Ненависть к убийцам своей жены побудила Пьера принять участие в Гельдернской войне против могущественных Габсбургов, на стороне гельдернского герцога Карла II (1492-1538) из династии Эгмонтов. Он заключил договор с герцогством Гельдерн и сделался пиратом.

Корабли его флотилии «Arumer Zwarte Hoop» господствовали на Зёйдерзее, нанося огромный урон голландскому и бургундскому судоходству. После захвата 28 голландских кораблей, Пьер Герлофс Дониа (Grutte Pier) торжественно объявил себя «королём Фризии» и взял курс на освобождение и объединение родной страны. Однако, после того, как он заметил, что герцог Гельдерна не намерен поддерживать его в войне за независимость, Пьер расторг союзный договор и в 1519 году подал в отставку. 18 октября 1520 г. он скончался в Гроотзанде — предместье фризского города Снеека. Похоронен с северной стороны Большой церкви Снеека (постр. в XV в.)

Тут надо сделать замечание что вес 6,6 аномальный для боевого двуручного меча. Значительная их количество своим весом варьирует в районе 3-4 кг.

Источник

Меч не был доступен каждому. Металлы (железо и бронза) были редкостью, стоили дорого, а на изготовления хорошего клинка уходило много времени и квалифицированного труда. В раннем Средневековье нередко именно наличие меча отличало предводителя отряда от рядового воина-простолюдина.

Меч имеет низкий центр тяжести, что значительно облегчает управление им. Фехтовать мечом значительно менее утомительно, чем размахивать палицей сходной длины и массы. Меч позволял бойцу реализовывать свое преимущество не только в силе, но и в ловкости и скорости.

Как устроен меч

Вес меча колеблется в очень широких пределах: от 700 гр (гладиус, акинак) до 5-6 кг (большой меч типа фламберг или эспадон).

Также мечи часто делят на одноручные, полуторные и двуручные. Одноручный меч обычно весил от одного до полутора килограмм.

Рождения меча – эпоха античности

Неизвестно, когда именно человек изготовил первый меч. Их прообразом можно считать деревянные палицы. Однако меч в современном понимании этого слова мог возникнуть только после того, как люди начали плавить металлы. Первые мечи, вероятно, были сделаны из меди, но очень быстро этот металл был вытеснен бронзой – более прочным сплавом из меди и олова. Конструктивно древнейшие бронзовые клинки мало чем отличались от своих поздних стальных собратьев. Бронза отлично противостоит коррозии, поэтому сегодня мы имеем большое количество бронзовых мечей, обнаруженных археологами в разных регионах мира.

Старейший известный на сегодня меч был найден в одном из погребальных курганов в Республике Адыгея. Ученые считают, что он был изготовлен за 4 тыс. лет до нашей эры.

Любопытно, что перед погребением вместе с хозяином бронзовые мечи часто символически сгибали.

Некоторые древние цивилизации использовали и большой меч из бронзы. При проведении раскопок на острове Крит были найдены клинки длиною более метра. Считается, что они были изготовлены примерно в 1700 году до нашей эры.

Мечи из железа научились изготовлять примерно в VIII веке до новой эры, а V столетии они уже получили широкое распространение. хотя бронзу применяли наряду с железом еще многие столетия. Европа быстрее перешла на железо, поскольку в этом регионе его было гораздо больше, чем месторождений олова и меди, необходимых для создания бронзы.

Среди известных ныне клинков античности можно выделить греческий ксифос, римский гладиус и спату, скифский меч акинак.

Акинак. Это короткий одноручный меч, которым пользовались скифы и другие народы Северного Причерноморья и Ближнего Востока. Следует понимать, что греки часто называли скифами все племена, кочующие по причерноморским степям. Акинак имел длину 60 см, весил около 2 кг, обладал прекрасными колющими и режущими свойствами. Перекрестье этого меча имело сердцевидную форму, а навершие напоминало брус или полумесяц.

Мечи эпохи рыцарства

Распад Римской империи ознаменовался упадком военного искусства, утратой многих технологий и знаний. Европа погрузилась в мрачные времена раздробленности и междоусобных войн. Значительно упростилась тактика боя, уменьшилась численность армий. В эпоху Раннего Средневековья сражения в основном проходили на открытой местности, оборонительной тактикой противники, как правило, пренебрегали.

В начале первого тысячелетия Европу «лихорадило»: шло Великой переселение народов, и племена варваров (готы, вандалы, бургунды, франки) создавали новые государства на территориях бывших римских провинций. Первым европейским мечом считается германская спата, его дальнейшим продолжением – меч меровингского типа, названный в честь французской королевской династии Меровингов.

Примерно в VIII столетии нашей эры в Европу пришла новая напасть: с севера начались регулярные набеги викингов или норманнов. Это были свирепые светловолосые воины, не знавшие пощады или жалости, бесстрашные мореходы, бороздившие просторы европейских морей. Души погибших викингов с поля боя забирали златокудрые девы-воительницы прямиком в чертоги к Одину.

На самом деле мечи каролингского типа производили на континенте, а в Скандинавию они попадали в качестве военной добычи или обычного товара. У викингов существовал обычай захоронения меча вместе с воином, поэтому большое количество каролингских мечей найдено именно в Скандинавии.

Викинги (как и древние германцы) относились к своим мечам с особым пиететом. В их сагах немало рассказов об особых волшебных мечах, а также о фамильных клинках, передающихся из поколения в поколение.

Примерно во второй половине XI века началось постепенное превращение каролингского меча в рыцарский или романский меч. В это время в Европе начался рост городов, быстро развивались ремесла, значительно повысился уровень кузнечного дела и металлургии. Форму и характеристики любого клинка в первую очередь обуславливало защитное обмундирование противника. В то время оно состояло из щита, шлема и доспехов.

Чтобы научится владеть мечом, будущий рыцарь начинал тренировки с раннего детства. Примерно в семилетнем возрасте его обычно отправляли к какому-нибудь родственнику или дружественному рыцарю, где мальчик продолжал осваивать секреты благородного боя. Лет в 12-13 он становился оруженосцем, после чего его обучение продолжалось еще 6-7 лет. Затем юношу могли посвятить в рыцари либо же он продолжал службу в ранге «благородного оруженосца». Разница была небольшой: рыцарь имел право носить меч на поясе, а оруженосец крепил его к седлу. В Средние века меч однозначно отличал свободного человека и рыцаря от простолюдина или раба.

Простые воины в качестве защитной экипировки обычно носили кожаные панцири, изготовленные из особо обработанной кожи. Знать использовала кольчужные рубахи или кожаные панцири, на которые нашивались металлические пластины. До XI столетия шлемы также изготавливались из обработанной кожи, усиленной металлическими вставками. Однако позже шлемы в основном стали производить из металлических пластин, пробить которые рубящим ударом было крайне проблематично.

Важнейшим элементом защиты воина был щит. Его изготавливали из толстого слоя дерева (до 2 см) прочных пород и покрывали сверху обработанной кожей, а иногда и усиливали металлическими полосами или заклепками. Это была весьма действенная защита, мечом такой щит было не пробить. Соответственно, в бою нужно было попасть в часть тела противника, не прикрытую щитом, при этом меч должен был пробить вражеские доспехи. Это привело к изменениям в дизайне меча раннего Средневековья. Обычно они имели следующие критерии:

Практически все двуручные мечи имели значительное рикассо, которое часто покрывали кожей для большего удобства фехтования. На конце рикассо нередко располагались дополнительные крюки («кабаньи клыки»), которые защищали руку от ударов противника.

Клеймор. Это тип двуручного меча (были и одноручные клейморы), который использовался в Шотландии в XV—XVII столетии. Клеймор в переводе с гэльского означает «большой меч». При этом следует отметить, что клеймор был самым маленьким из двуручных мечей, его общий размер достигал 1,5 метра, а длина клинка – 110-120 см.

Отличительной чертой этого меча была форма гарды: дужки крестовины изгибались в сторону острия. Клеймор был самым универсальным «двуручником», сравнительно небольшие габариты позволяли использовать его в разных боевых ситуациях.

Этот гигант мог достигать длины 2 метров, имел двойную гарду с «кабаньими клыками» и рикассо, обтянутое кожей.

Эспадон. Классический двуручный меч, который наиболее часто использовался в Германии и Швейцарии. Общая длина эспадона могла доходить до 1,8 метра, из которых 1,5 метра приходилось на клинок. Чтобы увеличить пробивную способность меча, его центр тяжести часто смещали ближе к острию. Вес эспадона составлял от 3 до 5 кг.

Среди интересных мечей периода позднего Средневековья стоит еще отметить так называемый меч правосудия, который использовали для исполнения смертных приговоров. В Средние века головы рубили чаще всего с помощью топора, а меч использовали исключительно для обезглавливания представителей знати. Во-первых, это было более почетным, а во-вторых, казнь с помощью меча приносила жертве меньше страданий.

Техника обезглавливания мечом имела свои особенности. Плаха при этом не использовалась. Приговоренного просто ставили на колени, и палач одним ударом сносил ему голову. Можно еще добавить, что «меч правосудия» совсем не имел острия.

В конце XV — начале XVI века гарда меча значительно усложняется с целью более надежной защиты пальцев и кисти фехтовальщика. Появляются мечи и палаши, в которых гарда имеет вид сложной корзины, в состав которой входят многочисленные дужки или цельный щиток.

Оружие становится легче, оно получает популярность не только у знати, но и большого количества горожан и становится неотъемлемой частью повседневного костюма. На войне еще используют шлем и кирасу, но в частых дуэлях или уличных драках сражаются без всяких доспехов. Искусство фехтования значительно усложняется, появляются новые приемы и техники.

Наиболее распространенные мифы о мечах

Кроме того, сама геометрия клинка (его сечение) не позволяет сделать заточку тупоугольной (как у зубила). Исследования захоронений воинов, погибших в средневековых битвах, также доказывают высокую режущую способность мечей. У павших обнаружены отрубленные конечности и серьезные рубленые раны.

Миф 3. Для европейских мечей использовали «плохую» сталь. Сегодня много говорят о превосходной стали традиционных японских клинков, которая, якобы, являются вершиной кузнечного искусства. Однако историкам абсолютно точно известно, что технология сваривания различных сортов стали с успехом применялась в Европе уже в период античности. На должном уровне находилась и закалка клинков. Хорошо известны были в Европе и технологии изготовления дамасских ножей, клинков и прочего. Кстати, не существует доказательств, что Дамаск в какой-либо период являлся серьезным металлургическим центром. В целом же миф о превосходстве восточной стали (и клинков) над западной родился еще в XIX веке, когда существовала мода на все восточное и экзотическое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *