Как называется небольшой военный корабль
В чем отличия корвета от фрегата и эсминца, крейсера и линкора – что больше
Боевые морские судна имеют определенную классификацию, согласно которой их отличают друг от друга. В определяющие критерии входит водоизмещение, круг решаемых задач, вооружение и другие факторы. Чтобы выяснить отличия между корветом, фрегатом, эсминцем, крейсером и линкором, необходимо изучить технические характеристики боевых кораблей и их особенности. Однако необходимо помнить, что у каждой страны существует своя классификация такой техники.
Классификация и определение
Классификация, технические характеристики и краткое описание боевых кораблей помогут определить различия между такой военной техникой.
Корвет
Эсминец
Первые единицы таких боевых кораблей были разработаны в последнем десятилетии 19-го века. Конструктором эсминцев стал испанец Фернандо Вильяамиль. Техника предназначалась для защиты испанского военно-морского и торгового флота от торпедных катеров. На момент начала русско-японской войны такие корабли были быстрыми, мощными и хорошо вооруженными боевыми единицами, которые использовались для уничтожения торпедных катеров противника.
Эсминцы имеют более компактные размеры, чем линкоры, как правило, корабли вооружены одной пушкой и множеством ракет, в том числе противокорабельных. Современные боевые единицы часто оснащаются вертолетной площадкой, что позволяет более эффективно вести противолодочную войну. Водоизмещение современных эсминцев колеблется от 3000 до 10 000 тонн.
Фрегат
В России первые корабли, именующиеся фрегатами, появились во времена правления Петра I. Причем этим словом называли все морские единицы, выполняющие крейсерские функции, независимо от наличия или отсутствия парусного вооружения.
Крейсер
Линкоры
Линкор, или линейный корабль — это класс наиболее мощных бронированных артиллерийских боевых единиц, находящихся на вооружении разных стран в 20-м веке. До начала ВМВ такие боевые корабли считались символом могущества морских держав, а также средством обеспечения господства на море. Их водоизмещение могло превышать 80 000 тонн.
Линкоры использовались для уничтожения судов противника и в качестве артиллерийской поддержки сухопутных операций. Перед началом Второй мировой войны такие боевые единицы имелись в составе флотов всех крупных морских держав, однако во время проведения операций ВМВ не оправдали возложенных на них надежд. Дело в том, что линейные корабли оказались уязвимыми для ударов авиации и подводных лодок. Из-за этого в конце 40-х годов их производство полностью прекратилось. Сегодня в составе флотов мира такие боевые единицы отсутствуют.
Авианосцы
Такой класс боевых кораблей, как авианосцы, предназначены для базирования в порту и боевого применения в акваториях. Можно сказать, что такой корабль представляет собой авиабазу, которая действует в открытом море. Основное отличие авианосцев от других боевых судов заключается в том, что они оснащены полетной палубой и другими средствами, облегчающими взлет, посадку и базирование боевых самолетов и вертолетов.
В задачу авианосцев входят такие моменты:
Всего существует три класса авианосцев: легкие, средние и тяжелые. Водоизмещение кораблей (в зависимости от класса) составляет от 30 000 до 100 000 тонн.
Сравнительная таблица отличий
Чтобы понять, чем отличаются морские боевые единицы друг от друга, стоит изучить таблицу, где указаны их основные характеристики и предназначение.
Боевая единица | Водоизмещение | Скорость | Задачи |
Корвет | От 1200 до 1500 тонн | От 30 до 40 км/ч | Противолодочная оборона конвоя или берегового объекта |
Эсминец | От 3000 до 10 000 тонн | Около 60 км/ч | Сопровождение и защита конвоя от атак ближнего радиуса действия |
Фрегат | До 4000 тонн | От 55 до 60 км/ч | Поиск и уничтожение подводных лодок противника, противоракетная и противовоздушная оборона кораблей |
Крейсер | Около 10 000 тонн | До 60 км/ч | Оборона боевых соединений и конвоев, уничтожение легких сил противника |
Линкор | От 20 000 до 80 000 тонн | От 20 до 25 км/ч | Уничтожение кораблей противника, артиллерийская поддержка сухопутных операций |
Авианосец | От 30 000 до 100 000 тонн | От 45 до 55 км/ч | Защита морских соединений, поддержка сухопутных операций, разрушение противовоздушной обороны противника |
В чем разница
Изучив технические характеристики кораблей, можно сделать вывод, что самыми большими и мощными являются авианосцы.
Маленькие, но отважные
Шестьдесят корветов типа «Bathurst», построенных Австралией в 1940–1944 годах, никак нельзя отнести к числу известных и популярных кораблей. Тем не менее, они с честью воевали на морских просторах от Соломоновых островов до Гибралтара, внеся немалый вклад в победу союзников. Корветы искали вражеские подводные лодки и отражали воздушные атаки, высаживали морские десанты и сопровождали транспорты, расчищали минные поля и обстреливали береговые цели. Маленькие корабли прошли через многочисленные встречи с сильным врагом и закончили войну у берегов Японии. Несомненно, эти «рабочие лошадки» австралийского флота достойны того, чтобы рассказать о них.
История проекта
До конца 1930-х годов Королевский австралийский ВМФ оставался весьма малочисленным – как по финансовым, так и по политическим причинам. Обеспечивать полноценную защиту судоходства он не мог, и когда угроза новой мировой войны стала очевидной, потребовалось принять срочные меры. Нужен был военный корабль, с массовым строительством которого могли бы справиться австралийские верфи. В 1938 году в Австралии начались работы по созданию такого корабля – небольшого и относительно недорогого, простого по конструкции и способного выполнять функции тральщика и охотника за подлодками. Как показали дальнейшие события, это решение оказалось мудрым и дальновидным.
Проект «Австралийского тральщика» (AM – Australian minesweeper) подготовили к концу 1939 года. В его конструкции прослеживались черты британских тральщиков типа «Bangor» но в целом это был отдельный тип универсальных кораблей с хорошей мореходностью, большой дальностью хода, неплохим противолодочным и противовоздушным вооружением. Позднее боевые действия показали, что в роли тральщиков кораблям проекта «АМ» приходится выступать очень редко, поэтому за ними закрепилось неофициальное, но более точно подходящее обозначение – корветы (corvettes). Следуя австралийской традиции, в данной статье будем именовать их именно так.
Первенец серии, названный «Bathurst» (названия давались в честь небольших австралийских городов), заложили на сиднейской верфи Cockatoo Island 10 февраля и ввели в строй 6 декабря 1940 года. Последний корабль серии («Parkes») вошёл в строй 25 мая 1944 года. В реализации программы, ставшей крупнейшей в истории австралийского военного флота, участвовали все основные кораблестроительные предприятия Зелёного континента. Всего австралийцы построили 60 корветов: 36 – по австралийскому заказу; 20 – по заказу Великобритании (однако они также достались австралийцам); 4 – индийского ВМФ.
В годы войны корветы стали настоящими «чернорабочими» австралийского ВМФ. Комплектовались они преимущественно офицерами военно-морского резерва с торговых судов, а многие из матросов-новобранцев до войны в море не ходили. Условия службы на корветах были более чем спартанскими: в открытом океане команды жестоко страдали от штормов, нехватки свежих продуктов и питьевой воды. В тропиках неизбежным злом были невыносимая жара и духота в тесных кубриках, морякам постоянно угрожали тропические болезни. Тяжёлые испытания сближали – в абсолютном большинстве экипажей царили товарищеские отношения между матросами и офицерами. После войны один из лейтенантов корвета «Lismore» говорил: «Мы все гордились нашей службой. Чтобы быть офицером, надо было понимать людей и уметь работать с ними».
Говоря о боевом применении кораблей типа «Bathurst», необходимо учитывать, что они были построены крупной серией и активно использовались на различных театрах военных действий, находясь в подчинении флотов Австралии, США и Великобритании. Тральные флотилии (Minesweeping Flotilla), в которых формально числились корветы, не имели постоянного состава. В данной статье мы покажем лишь общую картину боевого применения австралийских корветов, акцентируя внимание на самых ярких его эпизодах.
На Северном фронте: от Сингапура до Дарвина
По состоянию на 7 декабря 1941 года в Сингапуре базировалась 21-я тральная флотилия («Goulburn», «Bendigo», «Burnie», «Maryborough»), позднее усиленная ещё несколькими корветами. До конца января 1942 года австралийцы занимались патрулированием в проливе Сунда, изредка встречаясь с японскими самолётами. Поскольку японцы атаковали Сингапур с суши, заметной роли в его обороне корабли не сыграли.
В начале февраля флотилия перебазировалась на остров Ява, где снова занялась патрулированием и сопровождением транспортов. Здесь корветам пришлось пережить первые сильные воздушные атаки и спасать людей с потопленных судов. В условиях коллапса союзной обороны и абсолютного господства японцев на море и в воздухе австралийские моряки «отделались лёгким испугом» – в начале марта все корабли 21-й флотилии благополучно вернулись в Австралию, избежав встречи с японскими крейсерами.
К тому времени японцы всерьёз нацелились на австралийский порт Дарвин. 20 января 1942 года, когда ещё шли бои за Сингапур, американские эсминцы «Edsall» и «Alden» обнаружил у Дарвина японскую подводную лодку I-124 и атаковали её – впрочем, безуспешно. На помощь союзникам пришёл австралийский корвет «Deloraine», которому удалось установить контакт с целью, уклониться от вражеской торпеды и атаковать подлодку глубинными бомбами. Позже к месту событий подошли «Lithgow» и «Katoomba», присоединившиеся к атаке. Действия австралийцев ознаменовались успехом, и субмарина погибла вместе со всем своим экипажем. Уничтожение большой подлодки (подводный минный заградитель водоизмещением в 1383 т) стало одним из самых значительных успехов австралийского флота за всю войну.
Следующий этап войны к северу от Австралии был связан с островом Тимор, где около трёхсот австралийских солдат избежали плена и вели партизанскую борьбу с японцами. Для помощи им была организована так называемая «Тиморская паромная переправа», первоначально состоявшая из катеров и малых судов. С сентября 1942 года походы на остров стали совершать и корветы («Kalgoorlie», «Warrnambool», «Castlemaine»).
Гибель корвета «Armidale» стала одним из ярчайших примеров мужества и самопожертвования австралийских моряков. Восемнадцатилетний матрос Эдвард Шин отказался покинуть корабль и прикрывал спасавшихся товарищей огнём из зенитного автомата, пока не ушёл под воду вместе с гибнущим корветом. Возможно, отважному юноше удалось сбить один из вражеских самолётов. Тех, кто пережил атаку, ожидали тяжёлые испытания. Шлюпки и плоты разделились, часть людей нашёл и подобрал корвет «Kalgoorlie», причём некоторых из них удалось обнаружить только через неделю после гибели «Armidale». Самой страшной оказалась судьба тех, кто оставался на спасательном плоту, замеченном австралийской летающей лодкой 8 декабря. Когда «Kalgoorlie» отправился к ним на помощь, он так и не смог найти плот. Всего на «Armidale» погибли 40 моряков и 60 солдат, выжили 49 человек из числа находившихся на борту.
К январю 1943 года эсминцы эвакуировали с Тимора партизан, и «паромная переправа» прекратила свою работу. В дальнейшем деятельность корветов к северу от Австралии заключалась в конвойной службе. До конца 1943 года случались встречи с японскими самолётами, после чего наступило затишье. Во время серии десантных операций на Борнео (май-июль 1945 года) австралийские моряки вернулись в воды Индонезии. В августе 1945 года отличились корветы «Stawell» и «Strahan», которые перехватили в море две японских самоходных баржи и потопили их. Данный эпизод стал одним из немногих за всё время войны, когда кораблям этого типа пришлось вести огонь по надводным целям.
После окончания боевых действий важной задачей флота стало возвращение домой австралийских военнопленных, освобождённых из японских лагерей на территории Индонезии. В частности, 10 сентября 1945 года четыре корвета обеспечивали эвакуацию солдат из лагеря на острове Амбон, печально известного высочайшей смертностью. Офицер корвета «Latrobe» так описывал первую встречу с освобождёнными пленниками:
«Худые как скелеты, они были одеты в лохмотья из заношенной и гнилой ткани. Их обувь выглядела еще хуже. Но они приветствовали нас с образцовой выправкой. Это была очень эмоциональная сцена; мало кто на корабле мог сдержать слезы»
Тихий океан: Восточное побережье Австралии и Новая Гвинея
Летом 1942 года «битва за Австралию» была в разгаре – страна должна была защищать свои морские коммуникации от атак японских подводных лодок и авиации. Кроме того, в бесперебойном снабжении нуждались войска на Новой Гвинее. Учитывая высокую активность врага, с 8 июня 1942 года на Тихоокеанском побережье Австралии ввели систему конвоев. Поскольку эсминцев и шлюпов в распоряжении австралийского командования имелось критически мало, её ключевым элементом стали корветы.
Первая кампания японских подводных лодок у берегов Австралии продолжалась с июня по август 1942 года и обошлась австралийцам в 10 погибших судов. Корветы не смогли уничтожить ни одной вражеской субмарины (одну подлодку потопил у Порт-Морсби эсминец «Arunta»). В то же время, не погиб ни один транспорт из числа ходивших в составе конвоев. При очевидной слабости австралийской противолодочной обороны серьёзных проблем судоходству японцы создать не смогли.
Осенью 1942 года союзникам удалось остановить сухопутное наступление японцев на Новой Гвинее и выйти к северному побережью острова. Поскольку внутренние районы острова были почти непроходимы для транспорта, встал вопрос о снабжении войск по морю – для этого кораблям пришлось бы действовать в почти неизученных водах, где прежде не велось активное судоходство (достаточно сказать, что многие карты и лоции, имевшиеся в распоряжении, относились ещё к XIX веку). Что особенно важно, к северу от Новой Гвинеи на тот момент господствовали японцы, а потому встреча с их авиацией выглядела неизбежной. Кроме того, в Рабауле базировались японские подводные лодки.
Решением проблемы стала операция «Лилипут» – переброска людей и грузов вдоль северного побережья Новой Гвинеи под защитой австралийских боевых кораблей. 11–12 декабря 1942 года корвет «Lithgow» провёл первый транспорт по разведанному гидрографами маршруту (залив Милн – залив Оро). Всего до июня 1943 года 15 австралийских корветов и 24 голландских транспорта совершили 39 рейсов, перевезя 60 000 т грузов и 3800 солдат. Потери составили 3 судна, которые были потоплены японскими самолётами. Эта рискованная операция сыграла важную роль в успехах войск генерала Макартура, позволив союзникам перехватить стратегическую инициативу. Один из руководителей конвойных операций союзников на Новой Гвинее отозвался о роли австралийских корветов следующим образом:
«Все капитаны очень высоко ценят мастерство кораблевождения и боевые качества, продемонстрированные этими маленькими, но отважными кораблями»
С января по июнь 1943 года японцы осуществляли вторую подводную кампанию у Восточного побережья Австралии – погибли 16 судов, 5 из которых шли в составе конвоев. Увы, австралийские корабли не смогли уничтожить ни одной вражеской подлодки (на одну победу претендует авиация). При этом стоит учесть, что в 1943 году в зоне своей ответственности австралийский ВМФ благополучно провёл более 4000 судов – на фоне этого японские успехи просто ничтожны. Пожалуй, самым ярким эпизодом кампании стала атака субмарины I-174 на конвой 16 июня 1943 года: лодка безнаказанно потопила транспорт и сильно повредила танкодесантный корабль, несмотря на эскорт из пяти корветов. Тем не менее, летом 1943 года активность японского подводного флота в австралийских водах сошла на нет – немалую роль в этом сыграли конвойные операции (что признаётся самими японцами). К февралю 1944 года австралийцы отменили систему конвоев на Восточном побережье.
На Новой Гвинее союзники перешли в широкомасштабное наступление осенью 1943 года. Корветы вновь приступили к защите коммуникаций, причём масштабы их работы серьёзно возросли. Лаэ, Новая Британия, острова Адмиралтейства, Холландиа, Манус, Моротай, Бугенвиль… Прокладывались новые маршруты, неуклонно росло количество проведённых судов, увеличивались объёмы доставленных грузов. После высадки американцев на острове Лейте началось сопровождение конвоев на Филиппины. Время от времени японцы «показывали зубы»: до начала 1945 года фиксировались воздушные атаки и контакты с подводными целями (хотя вести бои с подлодками австралийцам больше не пришлось). Единственной потерей среди корветов стал «Geelong» – 18 октября 1944 года он столкнулся с американским танкером у северного побережья Новой Гвинеи и затонул (к счастью, обошлось без погибших).
Средиземное море и Индийский океан
Корабли типа «Bathurst» обеспечивали защиту судоходства в Индийском океане на протяжении большей части войны. Они действовали как в зоне ответственности австралийского командования, так и находясь в подчинении британского Восточного флота (включая 4 корвета индийского ВМФ). В целом, встречи с противником на океанских просторах были нечастыми, потому мы рассмотрим лишь самые примечательные из них.
Корветам австралийского ВМФ пришлось повоевать и в европейских водах. В мае 1943 года британское командование направило 21-ю и 22-ю тральные флотилии (всего 8 кораблей) в Средиземное море. Австралийцы занялись привычным для себя сопровождением конвоев, во время которого несколько раз выходили в Атлантический океан. В июле 1943 года обе флотилии в числе других кораблей англо-американской армады обеспечивали высадку союзных войск на Сицилии, отражая вражеские воздушные атаки. Достойным финалом средиземноморской кампании австралийских кораблей стало участие корвета «Wollongong» в уничтожении немецкой подводной лодки U-617. 12 сентября 1943 года у средиземноморского побережья Марокко субмарину тяжело повредили британские самолёты, после чего её добили артиллерийским огнём британский корвет «Hyacinth» и «Wollongong». Команда подлодки спаслась на испанской территории. Вскоре после этого эпизода австралийцы покинули Средиземное море.
Пока вдали от дома шли яростные бои, австралийский флот потерял один из своих корветов, действовавших в Индийском океане. 11 июня 1943 года у побережья Западной Австралии корвет «Wallaroo» столкнулся с американским транспортом и затонул (погибли трое моряков).
Начало 1944 года оказалось богатым на интересные события. Австралийцам улыбнулась удача, и они смогли записать на свой счёт ещё одну морскую победу. 2 февраля в Бенгальском заливе японская подлодка RO-110 (средняя субмарина водоизмещением 611 т) торпедировала британский транспорт. Сопровождавшие его корветы «Ipswich» и «Launceston», а также индийский шлюп «Jumna» смогли установить гидроакустический контакт и уничтожить противника глубинными бомбами. Спасённых с подлодки не было.
Неприятные воспоминания оставила о себе встреча с «пиратами Дёница». 22 февраля 1944 года в Аденском заливе конвой, сопровождаемый корветом «Tamworth» и индийским тральщиком «Orissa», был атакован немецкой подлодкой U-510, которая потопила три транспорта и благополучно ушла от преследования. Не имевшие достаточного опыта союзные моряки ничего не смогли противопоставить мастерству подводного аса Альфреда Эйка, который после этого похода стал кавалером Рыцарского Креста.
К концу 1944 года большой потребности в корветах у Восточного флота уже не имелось. Однако они понадобились новому британскому Тихоокеанскому флоту: в его состав вошли 18 кораблей (как ранее действовавших в Индийском океане, так и ветеранов Тихого океана). Служба в Тихоокеанском флоте не была богата яркими событиями и встречами с врагом, но австралийцы выполняли свою работу – в частности, находясь в зоне боевых действий у Окинавы весной-летом 1945 года.
Австралийские корветы «Ballarat», «Cessnock», «Ipswich» и «Pirie» находились в Токийском заливе 2 сентября 1945 года (в день капитуляции Японии), после чего «Ballarat» вошёл в порт Йокосука. Несколько кораблей британское командование отправило в Гонконг, где они обеспечивали очистку гавани от мин и участвовали в разоружении японского гарнизона.
Послевоенная судьба и память
В конце 1944 года австралийский флот начал снимать оборонительные минные заграждения у берегов Австралии, а после окончания войны ему пришлось расчищать и освобождённые от японцев территории Новой Гвинеи, Новой Британии, Соломоновых островов. Фактически, после войны австралийские корветы в первый и последний раз целенаправленно использовались в роли тральщиков, для которой предназначались. Эта работа продолжалась долго и стоила одного погибшего корабля – 13 сентября 1947 года «Warrnambool» подорвался на невытраленной мине в районе Большого Барьерного рифа и затонул (погибли 4 моряка).
Вскоре после войны 18 корветов были переданы флотам Турции, Нидерландов, Китайской Республики, Новой Зеландии. Ещё несколько из них достались частным владельцам и были перестроены в гражданские суда. Корветы, оставшиеся в составе австралийского ВМФ, в основной массе попали в резерв (откуда продавались на слом), но некоторые из них довольно долго использовались в роли учебных судов. В 1960 году из состава флота вывели последний корвет – «Wagga».
Два корабля сохранились до наших дней и стали музеями. «Castlemaine», использовавшийся как несамоходное учебное судно, с 1976 года находится на вечной стоянке в Вильямстауне (портовый квартал Мельбурна). «Whyalla» был продан частному владельцу, использовался как гражданское судно, а в 1987 году встал на постамент в городе Вайалла (штат Южная Австралия). Эти мемориалы достойно хранят память о «маленьких, но отважных кораблях», которые послужили своей стране в трудный час и помогли одержать победу.
Военная парусная «мелочь»
Когда читаешь в энциклопедиях статьи о морских боях парусной эпохи, то практически всегда в списках противоборствующих флотов фигурирует точное количество линейных кораблей, фрегатов, а иногда и бомбардирских кораблей. Ну а далее идет стандартная фраза: «и столько-то мелких судов». У пытливого читателя возникает вопрос: а каких именно мелких судов?
И действительно, в классическую парусную эпоху моря и океаны нашей планеты бороздили, на их акваториях активно торговали и воевали великое множество самых разнообразных парусников, как имевших вооружение, так и невооруженных.
Разнообразие мелких судов
К примеру, французский флот для связи между берегом и корабельными эскадрами использовал легкие, быстроходные, хотя и слабо-вооруженные авизо.
10-пушечный шведский бот «Гедан» – трофей русского флота. П. Пикарт. 1703 г.
Но во флотах других государств авизо распространения не получили. Слишком много было различных их аналогов. Однако существовали такие классы парусных кораблей которые состояли в списках всех или почти всех флотов парусной эпохи. Самым, наверное, распространенным и многообразным мелким парусным кораблем, вне сомнения, являлся бот (от голландского boot — «лодка»), как правило, это было небольшое одномачтовое, чаще всего палубное судно, служившее для перевозки разнообразных и значительных по объему грузов вблизи побережья. Военными вспомогательными функциями этого парусника являлись доставка провианта, питьевой воды и различных грузов на линейные корабли и фрегаты, стоявшие на рейде, а также переправа людей и грузов через реки и озера. Впрочем, эти небольшие, водоизмещением до 60-100 т, суда оснащались 6-10 пушками небольшого калибра и могли брать на борт до 100 солдат с полным вооружением.
Рекомендуется к прочтению: Легендарный крейсер Аврора
В этом случае можно называть бот кораблем, хоть и совсем уж небольшим. На единственной мачте бота поднимали разновидность латинского паруса — рейковый, но могли ставить и кливер, прикрепляя его либо к небольшому бушприту, либо просто к носу корабля. Отследить происхождение бота сейчас уже почти невозможно, хотя, скорее всего, технология его строительства восходит к норманнскому кнорру. Наиболее крупной разновидностью бота считается так называемый датский бот. Оставаясь все тем же одномачтовым судном, датский бот на свою единственную мачту получил три косых паруса. Помимо этого он отличался очень полными обводами корпуса, что в сочетании с полностью закрытыми палубой «внутренностями» и изрядным балластом придавало ему отличную мореходность.
Эмдемский бот и английский рыбацкий бот. Иллюстрация из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона. 1890-1907 гг.
Дабы увеличить остойчивость ботов всех типов, на них применялись специальные боковые конструкции, отдаленно напоминающие поплавки, — шверцы. Благодаря им датский бот уже мог достаточно свободно совершать регулярные переходы по Северному и Балтийскому морям, а также в случае необходимости выходить в Северную Атлантику.
В ходе Англо-голландских войн именно датский бот послужил основой для первых брандеров — его изрядная грузоподъемность позволяла запасать столько взрывчатых и горючих веществ, что у корабля или даже группы кораблей противника не оставалось никаких шансов на выживание. Прекрасная мореходность созданных на основе датского бота брандеров позволяла им действовать совместно с корабельным линейным флотом там, где было необходимо.
Интересно знать
Самая маленькая разновидность бота, ботик, благодаря единственному всемирно известному и дожившему до наших дней представителю этого подкласса – знаменитому ботику Петра I, ласково названному великим царем «дедушкой русского флота», – получила распространение, прежде всего в России. Впрочем, этот маленький кораблик, носивший имя «Святой Николай», имел все характерные черты бота и даже оснащался пушками.
11 августа 1723 г. состоялось, наверное, самое знаменитое событие в жизни ботика как боевого корабля. Он прошел мимо строя Котлинской эскадры молодого и уже победившего в Северной войне Балтийского флота. 21 линейный корабль и другие корабли салютовали ботику из полутора тысяч своих орудий. А вот экипаж ботика был самым, что называется, представительным.
Возможно вам будет интересно: Снятие судна с мели собственными силами
За рулем сидел адмирал Пётр Михайлов – сам император Пётр Великий. На веслах были вице-адмиралы Пётр Иванович Сивере и Томас Гордон, контр-адмиралы Наум Акимович Сенявин и Томас Сандерс. Вице-адмирал Александр Данилович Меньшиков исполнял функции лотового, то есть сидящего на самом носу корабля человека, измеряющего скорость движения и глубину места. Главный артиллерист флота Отто Христиан был канониром и отвечал на салют линейных кораблей из установленных на ботике двух малых пушек. Командовал кораблем первый генерал-адмирал Российского флота (высшее в то время военно-морское звание) Фёдор Матвеевич Апраксин.
Английский шлюп «Бигль» на акварели Оуэна Стенли 1841 г. во время третьего путешествия близ берегов Австралии
При всех оригинальных характеристиках был у бота и его младшего «родственника» ботика один недостаток — малая скорость хода. Корпус с полными обводами и опущенные в воду шверцы оказывали значительное сопротивление движению. Тяговых же характеристик малых по площади парусов, установленных на единственной мачте, было недостаточно. Однако мореходность ботов сомнений не вызывала.
В XVII в., когда Англия и Нидерланды уже основали колонии, находящиеся на других континентах, остро встал вопрос о создании судов, способных осуществлять с ними связь на регулярной основе. Для этого корпус стандартного датского бота удлинили и подкрепили, в результате чего появилась возможность поставить на корабль вторую мачту и постоянный бушприт.
В итоге корпус возросшего по размерам бота приобрел стандартное парусное вооружение брига и возможность принимать и надежно размещать разнообразные грузы и пассажиров. Кроме того, корабль получил и постоянное вооружение из 10-16 орудий средних калибров. Такой тип парусного корабля назвали пакетбот, или почт-бот. Пакетботы отличались завидной грузоподъемностью, достигавшей половины общего их водоизмещения. Последнее же доходило до отметки в 200 т.
Рекомендуется к прочтению: Появление пароходов
Размеры такого корабля находились в пределах 25 м длины и 6-7 м ширины при осадке до 3-3,5 м. То есть данный парусник имел типичное соотношение 3:1 или 3,5:1, что делало его весьма мореходным. Именно данное качество позволяло пакетботам регулярно, если такой термин применим к эпохе парусного флота, совершать рейсы, например между Англией и Америкой. Вооружение же пакетбота делало его неплохим бойцом, что неоднократно подтверждалось в ходе войн середины XVII — начала XIX в. Так, 16 сентября 1812 г. американский приватир (государственный пират) Джошуа Барни на своей шхуне «Росси», вооруженной десятью 12-фунтовыми и одной длинноствольной 9-фунтовой пушками, атаковал и захватил британский пакетбот «Принцесса Амелия», артиллерия которого состояла из четырех 6-фунтовых и двух 9-фунтовых орудий.
Следует отметить что этот бой был тяжел для более скоростного и сильнее вооруженного американского каперского корабля. Ведь корпус британского пакетбота отличался завидными прочностью имореходностью, что делало пакетбот более устойчивой артиллерийской платформой, нежели быстроходная, но неустойчивая на волнении шхуна. Исключительные мореходные качества пакетботов сделали этот тип парусного корабля прекрасным экспедиционным судном.
Памятная монета Центральногобанка Российской Федерации 1994 г. Слева – «Восток», справа – «Мирный»
Так, однотипные пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел» участвовали в знаменитой Второй Камчатской экспедиции 1733-1743 гг. под руководством Витуса Беринга, приведшей к открытию Командорских островов (названных так в честь командиров этих кораблей В. Беринга и А. Чирикова), Берингова пролива, отделяющего Азию от Америки, и закладке города Петропавловск-Камчатский, получившего свое название в честь знаменитых пакетботов.
Впрочем, куда более эффективным и как транспорт, прежде всего военный, и как экспедиционное судно оказался иной тип парусного корабля — шлюп (от английского sloop — «идти по воде»). Он был создан в Королевском флоте во второй половине XVII в. как вооруженный корабль, специально предназначенный для выполнения вспомогательных функций. Шлюп оказался и первым кораблем, оставшимся вне ранговой системы, а вот по рейтинговой он именовался как «24-пушечный». Вообще же в британском флоте понятием «шлюп» могли обозначать любой парусный и слабо-вооруженный корабль. Случалось, что в класс шлюпов попадали даже береговые сооружения и объекты типа маяков или скал!
Исторический факт
Самыми известными русскими шлюпами, вне сомнения, являются 20-пушечный «Восток» и 28-пушечный «Мирный». В 1819-1821 гг. эти корабли под общим командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (флаг на шлюпе «Восток»), совершили первую русскую кругосветную Антарктическую экспедицию (шлюпом «Мирный» командовал будущий адмирал М. П. Лазарев).
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852)
Особенность этого похода заключалась в необходимости подтвердить или опровергнуть существование Южного материка. Для столь важного, но одно временно сложного похода были выбраны именно шлюпы – прочные, мореходные, вместительные, весьма маневренные и неплохо вооруженные. 10 (22) января 1821 г. оба корабля достигли самой южной точки своего путешествия – 69° 53’ южной широты и 92° 19’ западной долготы, в результате чего было доказано существование ранее не известного южного материка, названного Антарктидой. Интересно, что в 1822 г. экспедицию с аналогичными целями предприняли и французы, однако выделенный для этого корвет «Астролябия» так далеко на юг зайти не смог.
В принципе шлюп стал прямым развитием пакетбота, размеры которого увеличили, обводы облагородили, а мачт стало три. На них поднимали классическое парусное вооружение корабля, но зачастую несколько упрощенное. Как тип корабля шлюп сложился только к началу XIX в., и особое развитие наряду с британским он получил в американском и русском флотах. Французам такой тип корабля был не нужен — его функции выполняли многочисленные корветы.
Классический шлюп представлял из себя небольших размеров трехмачтовый корабль с длинным и полным корпусом водоизмещением до 600-900 т. Корпус шлюпа, изначально рассчитанный на перевозку грузов в открытом море, выполнялся в усиленном наборе и отличался прочностью, а сам корабль — хорошей мореходностью. Вооружались шлюпы 16-32 пушками калибром 12-16 фунтов, расположенными на двух палубах — закрытой батарейной и открытой верхней. Но орудия могли стоять и на одной открытой палубе, если их количество не превышало 20-24. Основными задачами шлюпов являлись разведка, дозорная, посыльная, транспортная и экспедиционная служба. Именно в качестве экспедиционных судов шлюпы и вошли в историю.
Двухмачтовая 16-пушечная шхуна Черноморского флота «Ласточка», построенная в 1838 г.
Так, самым известным английским шлюпом является построенный в 1820 г. «Бигль», на котором в 1831-1836 гг. участвовал в кругосветной экспедиции знаменитый Чарлз Дарвин. Кстати, в Тихий океан из Атлантики во время этого похода шлюп «Бигль» прошел через ранее неизвестный южный пролив, названный в его честь. Весьма распространенным в военных и торговых парусных флотах был особый тип парусного корабля или судна — шхуна. Это был первый тип парусника, специально созданный исключительно для мирных, коммерческих целей и потому отличающийся большой грузоподъемностью на процент водоизмещения. Но это обстоятельство привлекало и военных.
Возможно вам будет интересно: Корабли парусного флота
Шхуна
Особенностью же парусного вооружения шхуны стала такая его конструкция, чтобы работой с парусами было занято как можно меньше людей и управляться с ними можно было не на мачтах и реях, а с палубы. Потому на шхуне вне зависимости количества мачт применялись исключительно косые паруса различных типов: марсели, гафели, брамсели. При этом благодаря острым обводам относительно небольшого по длине узкого корпуса шхуна являлась и самым быстрым грузовым парусным кораблем, развивая скорость около 11 узлов. Более того, шхуна отличалась и сравнительно небольшой осадкой, что позволяло использовать ее для лоцманской, посыльной дозорной службы.
Куттер выходит из гавани Дьепп (Норманди- Франция). А. Л. Гарнерей. 1827 г.
Вооружение шхун, как правило, составляло 6-10 орудий малых калибров, но могли специально устанавливаться и орудия более мощные. Особенно это практиковали американцы, применяя шхуны в каперских целях. Простота конструкции малых двух- и трехмачтовых шхун позволяла строить их и в местах, где ранее судостроения не было. Причем в основном создавались шхуны для транспортно-экспедиционных и дозорно-посыльных функций.
Тендер
Интересным кораблем парусной эпохи, своего рода прибрежной шхуной был тендер (от английского tend — «обслуживать») — небольшой одномачтовый парусник вспомогательного назначения для перевозки грузов и пассажиров в прибрежных районах, разведывательных и посыльно-дозорных функций там же. Корпус тендера создавался с разными значениями осадки — минимальная в носу и максимальная по корме, что позволяло этим корабликам подходить к самому берегу чтобы грузиться или, наоборот, разгружаться.
Тендер нес латинское парусное вооружение, поднимаемое на единственную мачту, к которой закреплялся гафель. Бушприт же располагался практически горизонтально и выносился далеко вперед, что придавало этому кораблю весьма специфический и воинственный вид. Тендеры имели водоизмещение до 60 т и вооружались максимум 12 мелкокалиберными пушками или каронадами. Если исключить транспортные функции тендера, то, по сути, он был парусным аналогом современных сторожевых катеров.
Куттер
Самым же маленьким парусным кораблем, предназначенным для несения дозорной, посыльной и разведывательной службы у побережья, был в XVII—XX вв. куттер (от английского cutter). По конструкции это были одномачтовые кораблики с косым и гафельным парусами, вооруженные несколькими мелкокалиберными пушками. От куттера произошло и современное название малых боевых единиц — катеров, ведь по своему назначению парусный куттер походил на современные катера пограничной или береговой охраны.
Английский куттер «Нимбл» преследует у побережья Северной Америки французский капер. 1781 г.
Впрочем, в российском флоте применялся как раз термин «катер». Самым успешным в российском флоте куттером, или катером (что для данного корабля одно и то же), был купленный в Великобритании для Балтийского флота Балтийский морской флот в 1788 г. «Меркурий». Вооруженный 22 каронадами в 24 фунта, этот маленький корабль не только совершил переход из Англии в Россию, но и во время своего крейсерства захватил 29 шведских торговых судов и 12-пушечный тендер. Однако самый громкий успех на долю катера выпал 21 мая 1789 г., когда его экипаж смело вступил в бой и захватил 44-пушечный шведский фрегат «Венус».
Рекомендуется к прочтению: Кораблестроение в России
Еще одним малым парусным кораблем для разведки, транспортных перевозок и борьбы как с каперами, так и с торговыми судами противника, преимущественно вблизи своего побережья, был пинк (от французского pinque — «плоскодонное парусное судно» и немецкого pinke — «грузовое судно»), Пинк представлял из себя остроднищевой и узкокормовой, высокобортный и быстроходный двух- или трехмачтовый корабль. Его водоизмещение доходило до 200 т, а вооружение — до 20 пушек 6-8-фунтового калибра.
Модель корпуса английского бомбардирского корабля «Гранадо» постройки 1742 г.
Интересной особенностью пинка была возможность использовать как латинские, так и прямые паруса без особого изменения рангоута. Однако это, казалось бы, выгодное обстоятельство обернулось и главным недостатком пинка. Имея корпус, теоретически оптимизированный для скоростного хода, но одновременно неадекватное парусное вооружение, пинк по скорости уступал и корветам, и даже шлюпам.
Парусные флоты обладали и множеством других малых кораблей. Ими были, например, буера, или буерсы, — малые Лансоны — малые боевые одно- или двухмачтовые корабли, вооруженные 8 мелкими пушками или 1-2 мортирами, предназначенные для использования против гребных сил противника, перевозки войск и высадки морских десантов. Люгеры — двухмачтовые с косыми парусами посылочно-разведывательные корабли, размерами несколько меньшие, чем бриги, но вооруженные 6-16 небольшими пушками на открытой палубе.
Ну и, конечно же, яхты (от голландского jagen — «гнать», «преследовать») — первоначально легкие и быстрые судна или, коль имели вооружение, то и корабли для перевозки пассажиров в отдельной каюте или каютах. Вообще же, яхтой в эпоху парусного флота называли любое малое и быстроходное судно, если оно могло выполнять прогулочно-представительские функции либо вывозить знатных персон. В принципе, до сего дня функции яхт, которые и тогда, и сейчас отличались огромным разнообразием, не изменились.
Почти не востребованный класс – бомбардирские корабли и суда
При всем совершенстве парусных кораблей всех их объединяла, условно говоря, одна беда — слабость артиллерии. Конечно, более чем полсотни орудий линейного корабля в одном залпе могли обрушить на противника почти тонну металла. Однако дальность стрельбы такой артиллерии была не более 2 км, а ее эффективность — довольно низкой.
Испанский пинк XVIII в.
Чугунное ядро практически не могло пробить деревянный борт корабля линии, а часто и более слабого фрегата или корвета. Что ж говорить об обстрелах приморских крепостей, созданных, как правило, по последнему слову инженерной мысли из высокопрочных каменных блоков или кирпичей и прикрытых земельным обволакиванием. Потому уже с самого начала развития парусного флота возникла острая необходимость в кораблях для борьбы с берегом.
Однако флоту требовались корабли, которые могли бы и укрепления противника на берегу обстреливать, и морские и океанские переходы совершать. С этой целью флотоводцы готовы были пожертвовать и скоростью, и автономностью корабля, и даже его пушечным вооружением, но только в пользу тяжелых и мощных орудий — мортир, гаубиц, крупнокалиберных пушек.
Галиот
Понятно, что корпус такого корабля должен быть весьма прочным, а потому создавать столь специфические корабли правильнее всего было на базе мореходных транспортных судов. Наиболее соответствовал возлагаемым задачам галиот. Это малое, длиной 20-22 м, одно- или двухмачтовое мелкосидящее плоскодонное судно с круглой кормой и косым парусным вооружением впервые появилось в Нидерландах в конце XVI в. Парусник обладал неплохой грузоподъемностью и осадкой до 3 м. Но при этом его корпус был оптимизирован для выдерживания наиболее частых навигационных повреждений — посадки на мель или столкновения с подводным препятствием.
Бомбардировка Алжира французскими войсками и бомбардирскими галиотами в 1682 г.
Почти в самом конце своей жизни внимание на галиот обратил и знаменитый Жан Батист Кольбер. Создавая французский военный флот, он вынужден был постоянно учитывать беспрерывные войны, которые вела французская армия, в особенности на побережье Фландрии и Нидерландов. А именно здесь противники Франции имели значительное количество приморских крепостей.
Для борьбы с ними Кольбер приказал установить на галиоты по 1-3 крупнокалиберные мортиры, дабы разрушать крепости голландцев навесным огнем и мощными разрывными бомбами. Французские кораблестроители выполнили приказ своего начальника, и в 1681 г. подданные «короля-солнца» уже осваивали первые бомбардирские галиоты, а в следующем году 5 из них приняли участие в обстреле крепости Алжир. Эффект от применения бомбардирских галиотов, которые называли просто бомбами, оказался положительным.
Английские бомбардирские корабли «Эребус» и «Террор» у берегов Новой Зеландии в августе 1841 г. Дж. Кармичел. 1847 г.
И вслед за Францией подобные корабли стала строить и Великобритания. На Туманном Альбионе они получили более точное название — бомбардирские корабли. Англичане принялись их строить на базе специально разработанных и более, чем обычно, усиленных и укрепленных корпусов.
Бомбардирские корабли
Это были относительно небольшие, вначале двух-, а с конца XVIII в. — и трехмачтовые корабли с прямым парусным вооружением. Их особенностью был крайне прочный по палубе корпус. На палубе в 2-3 специальных люках располагались тяжелые мортиры. Разместить на корабле несколько закрытых орудийных палуб не представлялось возможным, и потому небольшое количество тяжелых крупнокалиберных пушек или гаубиц, как правило, располагались на квартер-деке, но не по центру, а на баковых и ютовых надстройках.
Несмотря на скромные размеры бомбардирские корабли оказались весьма дороги в постройке и, как ни странно, довольно сложными в эксплуатации. Для создания наиболее комфортных условий работы мортирам и гаубицам часто не ставили нижние ярусы парусов, да и в целом парусное вооружение корабля упрощали. В итоге паруса не могли обеспечить приемлемую тягу для тяжелого по корпусу корабля.
Современная модель английского бомбардирского корабля «Дискавери»
Впрочем, адмиралы по разным причинам бомбардирские корабли не жаловали. В морском бою их эффективность была весьма низкой, а вот приморские крепости обстреливать приходилось довольно редко.
Наверное, решающим событием в судьбе этого класса кораблей ставшая кампания у Копенгагена в апреле-августе 1801 г. Тогда в эскадру знаменитого английского адмирала Г. Нельсона входило 5 бомбардирских кораблей, однако «погоду» в противостоянии с датскими береговыми батареями делали не они, а обычные линейные корабли. Прогресс же в артиллерии, обозначившийся в конце первой трети XIX в., в сочетании с улучшением конструкции стандартных линейных кораблей привел к тому, что бомбардирские корабли были быстро исключены из списков всех флотов (например, в русском флоте от них окончательно избавились в 1828 г.). И о своем решении флотоводцам, политикам и кораблестроителям пришлось уже очень скоро пожалеть.
Возможно вам будет интересно: «Круглые» парусники Северной Европы
Расположение корабельной мортиры на модели французского бомбардирского корабля «Фудроянт» постройки 1800 г.
Да к тому же англичане и французы неожиданно для себя заметили, что артиллерия русских кораблей, стоящих в Севастопольских бухтах, бьет на 4,5 км (русские моряки научились увеличивать угол стрельбы своих корабельных пушек путем придания кораблям крена, принимая в трюмы забортную воду). При этом ответить такой «наглости» русских было нечем. Бомбардирские корабли как оригинальный класс военных парусников были уже забыты.
Источник: “Парусники. История парусных судов от Античности до наших дней” Поспелов А.С.