Как называется небольшой военный корабль

В чем отличия корвета от фрегата и эсминца, крейсера и линкора – что больше

Боевые морские судна имеют определенную классификацию, согласно которой их отличают друг от друга. В определяющие критерии входит водоизмещение, круг решаемых задач, вооружение и другие факторы. Чтобы выяснить отличия между корветом, фрегатом, эсминцем, крейсером и линкором, необходимо изучить технические характеристики боевых кораблей и их особенности. Однако необходимо помнить, что у каждой страны существует своя классификация такой техники.

Классификация и определение

Классификация, технические характеристики и краткое описание боевых кораблей помогут определить различия между такой военной техникой.

Корвет

Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 1. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 1. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 1 Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 2. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 2. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 2 Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 3. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 3. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 3

Эсминец

Первые единицы таких боевых кораблей были разработаны в последнем десятилетии 19-го века. Конструктором эсминцев стал испанец Фернандо Вильяамиль. Техника предназначалась для защиты испанского военно-морского и торгового флота от торпедных катеров. На момент начала русско-японской войны такие корабли были быстрыми, мощными и хорошо вооруженными боевыми единицами, которые использовались для уничтожения торпедных катеров противника.

Эсминцы имеют более компактные размеры, чем линкоры, как правило, корабли вооружены одной пушкой и множеством ракет, в том числе противокорабельных. Современные боевые единицы часто оснащаются вертолетной площадкой, что позволяет более эффективно вести противолодочную войну. Водоизмещение современных эсминцев колеблется от 3000 до 10 000 тонн.

Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 4. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 4. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 4 Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 5. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 5. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 5 Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 6. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 6. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 6

Фрегат

В России первые корабли, именующиеся фрегатами, появились во времена правления Петра I. Причем этим словом называли все морские единицы, выполняющие крейсерские функции, независимо от наличия или отсутствия парусного вооружения.

Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 7. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 7. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 7 Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 8. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 8. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 8 Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 9. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 9. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 9

Крейсер

Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 10. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 10. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 10 Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 11. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 11. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 11 Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 12. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 12. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 12

Линкоры

Линкор, или линейный корабль — это класс наиболее мощных бронированных артиллерийских боевых единиц, находящихся на вооружении разных стран в 20-м веке. До начала ВМВ такие боевые корабли считались символом могущества морских держав, а также средством обеспечения господства на море. Их водоизмещение могло превышать 80 000 тонн.

Линкоры использовались для уничтожения судов противника и в качестве артиллерийской поддержки сухопутных операций. Перед началом Второй мировой войны такие боевые единицы имелись в составе флотов всех крупных морских держав, однако во время проведения операций ВМВ не оправдали возложенных на них надежд. Дело в том, что линейные корабли оказались уязвимыми для ударов авиации и подводных лодок. Из-за этого в конце 40-х годов их производство полностью прекратилось. Сегодня в составе флотов мира такие боевые единицы отсутствуют.

Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 13. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 13. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 13

Авианосцы

Такой класс боевых кораблей, как авианосцы, предназначены для базирования в порту и боевого применения в акваториях. Можно сказать, что такой корабль представляет собой авиабазу, которая действует в открытом море. Основное отличие авианосцев от других боевых судов заключается в том, что они оснащены полетной палубой и другими средствами, облегчающими взлет, посадку и базирование боевых самолетов и вертолетов.

В задачу авианосцев входят такие моменты:

Всего существует три класса авианосцев: легкие, средние и тяжелые. Водоизмещение кораблей (в зависимости от класса) составляет от 30 000 до 100 000 тонн.

Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 14. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 14. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 14 Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 15. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 15. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 15 Как называется небольшой военный корабль. korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 16. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 16. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка korvet fregat esminets krejser linkor otlichiya 16

Сравнительная таблица отличий

Чтобы понять, чем отличаются морские боевые единицы друг от друга, стоит изучить таблицу, где указаны их основные характеристики и предназначение.

Боевая единицаВодоизмещениеСкоростьЗадачи
КорветОт 1200 до 1500 тоннОт 30 до 40 км/чПротиволодочная оборона конвоя или берегового объекта
ЭсминецОт 3000 до 10 000 тоннОколо 60 км/чСопровождение и защита конвоя от атак ближнего радиуса действия
ФрегатДо 4000 тоннОт 55 до 60 км/чПоиск и уничтожение подводных лодок противника, противоракетная и противовоздушная оборона кораблей
КрейсерОколо 10 000 тоннДо 60 км/чОборона боевых соединений и конвоев, уничтожение легких сил противника
ЛинкорОт 20 000 до 80 000 тоннОт 20 до 25 км/чУничтожение кораблей противника, артиллерийская поддержка сухопутных операций
АвианосецОт 30 000 до 100 000 тоннОт 45 до 55 км/чЗащита морских соединений, поддержка сухопутных операций, разрушение противовоздушной обороны противника

В чем разница

Изучив технические характеристики кораблей, можно сделать вывод, что самыми большими и мощными являются авианосцы.

Источник

Маленькие, но отважные

Как называется небольшой военный корабль. 130821 eea86ebe11ced8332af6cf5b2db4c366. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-130821 eea86ebe11ced8332af6cf5b2db4c366. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка 130821 eea86ebe11ced8332af6cf5b2db4c366

Шестьдесят корветов типа «Bathurst», построенных Австралией в 1940–1944 годах, никак нельзя отнести к числу известных и популярных кораблей. Тем не менее, они с честью воевали на морских просторах от Соломоновых островов до Гибралтара, внеся немалый вклад в победу союзников. Корветы искали вражеские подводные лодки и отражали воздушные атаки, высаживали морские десанты и сопровождали транспорты, расчищали минные поля и обстреливали береговые цели. Маленькие корабли прошли через многочисленные встречи с сильным врагом и закончили войну у берегов Японии. Несомненно, эти «рабочие лошадки» австралийского флота достойны того, чтобы рассказать о них.

История проекта

До конца 1930-х годов Королевский австралийский ВМФ оставался весьма малочисленным – как по финансовым, так и по политическим причинам. Обеспечивать полноценную защиту судоходства он не мог, и когда угроза новой мировой войны стала очевидной, потребовалось принять срочные меры. Нужен был военный корабль, с массовым строительством которого могли бы справиться австралийские верфи. В 1938 году в Австралии начались работы по созданию такого корабля – небольшого и относительно недорогого, простого по конструкции и способного выполнять функции тральщика и охотника за подлодками. Как показали дальнейшие события, это решение оказалось мудрым и дальновидным.

Проект «Австралийского тральщика» (AM – Australian minesweeper) подготовили к концу 1939 года. В его конструкции прослеживались черты британских тральщиков типа «Bangor» но в целом это был отдельный тип универсальных кораблей с хорошей мореходностью, большой дальностью хода, неплохим противолодочным и противовоздушным вооружением. Позднее боевые действия показали, что в роли тральщиков кораблям проекта «АМ» приходится выступать очень редко, поэтому за ними закрепилось неофициальное, но более точно подходящее обозначение – корветы (corvettes). Следуя австралийской традиции, в данной статье будем именовать их именно так.

Первенец серии, названный «Bathurst» (названия давались в честь небольших австралийских городов), заложили на сиднейской верфи Cockatoo Island 10 февраля и ввели в строй 6 декабря 1940 года. Последний корабль серии («Parkes») вошёл в строй 25 мая 1944 года. В реализации программы, ставшей крупнейшей в истории австралийского военного флота, участвовали все основные кораблестроительные предприятия Зелёного континента. Всего австралийцы построили 60 корветов: 36 – по австралийскому заказу; 20 – по заказу Великобритании (однако они также достались австралийцам); 4 – индийского ВМФ.

В годы войны корветы стали настоящими «чернорабочими» австралийского ВМФ. Комплектовались они преимущественно офицерами военно-морского резерва с торговых судов, а многие из матросов-новобранцев до войны в море не ходили. Условия службы на корветах были более чем спартанскими: в открытом океане команды жестоко страдали от штормов, нехватки свежих продуктов и питьевой воды. В тропиках неизбежным злом были невыносимая жара и духота в тесных кубриках, морякам постоянно угрожали тропические болезни. Тяжёлые испытания сближали – в абсолютном большинстве экипажей царили товарищеские отношения между матросами и офицерами. После войны один из лейтенантов корвета «Lismore» говорил: «Мы все гордились нашей службой. Чтобы быть офицером, надо было понимать людей и уметь работать с ними».

Говоря о боевом применении кораблей типа «Bathurst», необходимо учитывать, что они были построены крупной серией и активно использовались на различных театрах военных действий, находясь в подчинении флотов Австралии, США и Великобритании. Тральные флотилии (Minesweeping Flotilla), в которых формально числились корветы, не имели постоянного состава. В данной статье мы покажем лишь общую картину боевого применения австралийских корветов, акцентируя внимание на самых ярких его эпизодах.

На Северном фронте: от Сингапура до Дарвина

По состоянию на 7 декабря 1941 года в Сингапуре базировалась 21-я тральная флотилия («Goulburn», «Bendigo», «Burnie», «Maryborough»), позднее усиленная ещё несколькими корветами. До конца января 1942 года австралийцы занимались патрулированием в проливе Сунда, изредка встречаясь с японскими самолётами. Поскольку японцы атаковали Сингапур с суши, заметной роли в его обороне корабли не сыграли.

В начале февраля флотилия перебазировалась на остров Ява, где снова занялась патрулированием и сопровождением транспортов. Здесь корветам пришлось пережить первые сильные воздушные атаки и спасать людей с потопленных судов. В условиях коллапса союзной обороны и абсолютного господства японцев на море и в воздухе австралийские моряки «отделались лёгким испугом» – в начале марта все корабли 21-й флотилии благополучно вернулись в Австралию, избежав встречи с японскими крейсерами.

К тому времени японцы всерьёз нацелились на австралийский порт Дарвин. 20 января 1942 года, когда ещё шли бои за Сингапур, американские эсминцы «Edsall» и «Alden» обнаружил у Дарвина японскую подводную лодку I-124 и атаковали её – впрочем, безуспешно. На помощь союзникам пришёл австралийский корвет «Deloraine», которому удалось установить контакт с целью, уклониться от вражеской торпеды и атаковать подлодку глубинными бомбами. Позже к месту событий подошли «Lithgow» и «Katoomba», присоединившиеся к атаке. Действия австралийцев ознаменовались успехом, и субмарина погибла вместе со всем своим экипажем. Уничтожение большой подлодки (подводный минный заградитель водоизмещением в 1383 т) стало одним из самых значительных успехов австралийского флота за всю войну.

Следующий этап войны к северу от Австралии был связан с островом Тимор, где около трёхсот австралийских солдат избежали плена и вели партизанскую борьбу с японцами. Для помощи им была организована так называемая «Тиморская паромная переправа», первоначально состоявшая из катеров и малых судов. С сентября 1942 года походы на остров стали совершать и корветы («Kalgoorlie», «Warrnambool», «Castlemaine»).

Гибель корвета «Armidale» стала одним из ярчайших примеров мужества и самопожертвования австралийских моряков. Восемнадцатилетний матрос Эдвард Шин отказался покинуть корабль и прикрывал спасавшихся товарищей огнём из зенитного автомата, пока не ушёл под воду вместе с гибнущим корветом. Возможно, отважному юноше удалось сбить один из вражеских самолётов. Тех, кто пережил атаку, ожидали тяжёлые испытания. Шлюпки и плоты разделились, часть людей нашёл и подобрал корвет «Kalgoorlie», причём некоторых из них удалось обнаружить только через неделю после гибели «Armidale». Самой страшной оказалась судьба тех, кто оставался на спасательном плоту, замеченном австралийской летающей лодкой 8 декабря. Когда «Kalgoorlie» отправился к ним на помощь, он так и не смог найти плот. Всего на «Armidale» погибли 40 моряков и 60 солдат, выжили 49 человек из числа находившихся на борту.

К январю 1943 года эсминцы эвакуировали с Тимора партизан, и «паромная переправа» прекратила свою работу. В дальнейшем деятельность корветов к северу от Австралии заключалась в конвойной службе. До конца 1943 года случались встречи с японскими самолётами, после чего наступило затишье. Во время серии десантных операций на Борнео (май-июль 1945 года) австралийские моряки вернулись в воды Индонезии. В августе 1945 года отличились корветы «Stawell» и «Strahan», которые перехватили в море две японских самоходных баржи и потопили их. Данный эпизод стал одним из немногих за всё время войны, когда кораблям этого типа пришлось вести огонь по надводным целям.

После окончания боевых действий важной задачей флота стало возвращение домой австралийских военнопленных, освобождённых из японских лагерей на территории Индонезии. В частности, 10 сентября 1945 года четыре корвета обеспечивали эвакуацию солдат из лагеря на острове Амбон, печально известного высочайшей смертностью. Офицер корвета «Latrobe» так описывал первую встречу с освобождёнными пленниками:

«Худые как скелеты, они были одеты в лохмотья из заношенной и гнилой ткани. Их обувь выглядела еще хуже. Но они приветствовали нас с образцовой выправкой. Это была очень эмоциональная сцена; мало кто на корабле мог сдержать слезы»

Тихий океан: Восточное побережье Австралии и Новая Гвинея

Летом 1942 года «битва за Австралию» была в разгаре – страна должна была защищать свои морские коммуникации от атак японских подводных лодок и авиации. Кроме того, в бесперебойном снабжении нуждались войска на Новой Гвинее. Учитывая высокую активность врага, с 8 июня 1942 года на Тихоокеанском побережье Австралии ввели систему конвоев. Поскольку эсминцев и шлюпов в распоряжении австралийского командования имелось критически мало, её ключевым элементом стали корветы.

Первая кампания японских подводных лодок у берегов Австралии продолжалась с июня по август 1942 года и обошлась австралийцам в 10 погибших судов. Корветы не смогли уничтожить ни одной вражеской субмарины (одну подлодку потопил у Порт-Морсби эсминец «Arunta»). В то же время, не погиб ни один транспорт из числа ходивших в составе конвоев. При очевидной слабости австралийской противолодочной обороны серьёзных проблем судоходству японцы создать не смогли.

Осенью 1942 года союзникам удалось остановить сухопутное наступление японцев на Новой Гвинее и выйти к северному побережью острова. Поскольку внутренние районы острова были почти непроходимы для транспорта, встал вопрос о снабжении войск по морю – для этого кораблям пришлось бы действовать в почти неизученных водах, где прежде не велось активное судоходство (достаточно сказать, что многие карты и лоции, имевшиеся в распоряжении, относились ещё к XIX веку). Что особенно важно, к северу от Новой Гвинеи на тот момент господствовали японцы, а потому встреча с их авиацией выглядела неизбежной. Кроме того, в Рабауле базировались японские подводные лодки.

Решением проблемы стала операция «Лилипут» – переброска людей и грузов вдоль северного побережья Новой Гвинеи под защитой австралийских боевых кораблей. 11–12 декабря 1942 года корвет «Lithgow» провёл первый транспорт по разведанному гидрографами маршруту (залив Милн – залив Оро). Всего до июня 1943 года 15 австралийских корветов и 24 голландских транспорта совершили 39 рейсов, перевезя 60 000 т грузов и 3800 солдат. Потери составили 3 судна, которые были потоплены японскими самолётами. Эта рискованная операция сыграла важную роль в успехах войск генерала Макартура, позволив союзникам перехватить стратегическую инициативу. Один из руководителей конвойных операций союзников на Новой Гвинее отозвался о роли австралийских корветов следующим образом:

«Все капитаны очень высоко ценят мастерство кораблевождения и боевые качества, продемонстрированные этими маленькими, но отважными кораблями»

С января по июнь 1943 года японцы осуществляли вторую подводную кампанию у Восточного побережья Австралии – погибли 16 судов, 5 из которых шли в составе конвоев. Увы, австралийские корабли не смогли уничтожить ни одной вражеской подлодки (на одну победу претендует авиация). При этом стоит учесть, что в 1943 году в зоне своей ответственности австралийский ВМФ благополучно провёл более 4000 судов – на фоне этого японские успехи просто ничтожны. Пожалуй, самым ярким эпизодом кампании стала атака субмарины I-174 на конвой 16 июня 1943 года: лодка безнаказанно потопила транспорт и сильно повредила танкодесантный корабль, несмотря на эскорт из пяти корветов. Тем не менее, летом 1943 года активность японского подводного флота в австралийских водах сошла на нет – немалую роль в этом сыграли конвойные операции (что признаётся самими японцами). К февралю 1944 года австралийцы отменили систему конвоев на Восточном побережье.

На Новой Гвинее союзники перешли в широкомасштабное наступление осенью 1943 года. Корветы вновь приступили к защите коммуникаций, причём масштабы их работы серьёзно возросли. Лаэ, Новая Британия, острова Адмиралтейства, Холландиа, Манус, Моротай, Бугенвиль… Прокладывались новые маршруты, неуклонно росло количество проведённых судов, увеличивались объёмы доставленных грузов. После высадки американцев на острове Лейте началось сопровождение конвоев на Филиппины. Время от времени японцы «показывали зубы»: до начала 1945 года фиксировались воздушные атаки и контакты с подводными целями (хотя вести бои с подлодками австралийцам больше не пришлось). Единственной потерей среди корветов стал «Geelong» – 18 октября 1944 года он столкнулся с американским танкером у северного побережья Новой Гвинеи и затонул (к счастью, обошлось без погибших).

Средиземное море и Индийский океан

Корабли типа «Bathurst» обеспечивали защиту судоходства в Индийском океане на протяжении большей части войны. Они действовали как в зоне ответственности австралийского командования, так и находясь в подчинении британского Восточного флота (включая 4 корвета индийского ВМФ). В целом, встречи с противником на океанских просторах были нечастыми, потому мы рассмотрим лишь самые примечательные из них.

Корветам австралийского ВМФ пришлось повоевать и в европейских водах. В мае 1943 года британское командование направило 21-ю и 22-ю тральные флотилии (всего 8 кораблей) в Средиземное море. Австралийцы занялись привычным для себя сопровождением конвоев, во время которого несколько раз выходили в Атлантический океан. В июле 1943 года обе флотилии в числе других кораблей англо-американской армады обеспечивали высадку союзных войск на Сицилии, отражая вражеские воздушные атаки. Достойным финалом средиземноморской кампании австралийских кораблей стало участие корвета «Wollongong» в уничтожении немецкой подводной лодки U-617. 12 сентября 1943 года у средиземноморского побережья Марокко субмарину тяжело повредили британские самолёты, после чего её добили артиллерийским огнём британский корвет «Hyacinth» и «Wollongong». Команда подлодки спаслась на испанской территории. Вскоре после этого эпизода австралийцы покинули Средиземное море.

Пока вдали от дома шли яростные бои, австралийский флот потерял один из своих корветов, действовавших в Индийском океане. 11 июня 1943 года у побережья Западной Австралии корвет «Wallaroo» столкнулся с американским транспортом и затонул (погибли трое моряков).

Начало 1944 года оказалось богатым на интересные события. Австралийцам улыбнулась удача, и они смогли записать на свой счёт ещё одну морскую победу. 2 февраля в Бенгальском заливе японская подлодка RO-110 (средняя субмарина водоизмещением 611 т) торпедировала британский транспорт. Сопровождавшие его корветы «Ipswich» и «Launceston», а также индийский шлюп «Jumna» смогли установить гидроакустический контакт и уничтожить противника глубинными бомбами. Спасённых с подлодки не было.

Неприятные воспоминания оставила о себе встреча с «пиратами Дёница». 22 февраля 1944 года в Аденском заливе конвой, сопровождаемый корветом «Tamworth» и индийским тральщиком «Orissa», был атакован немецкой подлодкой U-510, которая потопила три транспорта и благополучно ушла от преследования. Не имевшие достаточного опыта союзные моряки ничего не смогли противопоставить мастерству подводного аса Альфреда Эйка, который после этого похода стал кавалером Рыцарского Креста.

К концу 1944 года большой потребности в корветах у Восточного флота уже не имелось. Однако они понадобились новому британскому Тихоокеанскому флоту: в его состав вошли 18 кораблей (как ранее действовавших в Индийском океане, так и ветеранов Тихого океана). Служба в Тихоокеанском флоте не была богата яркими событиями и встречами с врагом, но австралийцы выполняли свою работу – в частности, находясь в зоне боевых действий у Окинавы весной-летом 1945 года.

Австралийские корветы «Ballarat», «Cessnock», «Ipswich» и «Pirie» находились в Токийском заливе 2 сентября 1945 года (в день капитуляции Японии), после чего «Ballarat» вошёл в порт Йокосука. Несколько кораблей британское командование отправило в Гонконг, где они обеспечивали очистку гавани от мин и участвовали в разоружении японского гарнизона.

Послевоенная судьба и память

В конце 1944 года австралийский флот начал снимать оборонительные минные заграждения у берегов Австралии, а после окончания войны ему пришлось расчищать и освобождённые от японцев территории Новой Гвинеи, Новой Британии, Соломоновых островов. Фактически, после войны австралийские корветы в первый и последний раз целенаправленно использовались в роли тральщиков, для которой предназначались. Эта работа продолжалась долго и стоила одного погибшего корабля – 13 сентября 1947 года «Warrnambool» подорвался на невытраленной мине в районе Большого Барьерного рифа и затонул (погибли 4 моряка).

Вскоре после войны 18 корветов были переданы флотам Турции, Нидерландов, Китайской Республики, Новой Зеландии. Ещё несколько из них достались частным владельцам и были перестроены в гражданские суда. Корветы, оставшиеся в составе австралийского ВМФ, в основной массе попали в резерв (откуда продавались на слом), но некоторые из них довольно долго использовались в роли учебных судов. В 1960 году из состава флота вывели последний корвет – «Wagga».

Два корабля сохранились до наших дней и стали музеями. «Castlemaine», использовавшийся как несамоходное учебное судно, с 1976 года находится на вечной стоянке в Вильямстауне (портовый квартал Мельбурна). «Whyalla» был продан частному владельцу, использовался как гражданское судно, а в 1987 году встал на постамент в городе Вайалла (штат Южная Австралия). Эти мемориалы достойно хранят память о «маленьких, но отважных кораблях», которые послужили своей стране в трудный час и помогли одержать победу.

Источник

Военная парусная «мелочь»

Когда читаешь в энциклопедиях статьи о морских боях парусной эпохи, то практически всегда в списках про­тивоборствующих флотов фигурирует точное количество линейных кораблей, фрегатов, а иногда и бомбардирских кораблей. Ну а далее идет стандартная фраза: «и столько-то мелких судов». У пытливого читателя возникает вопрос: а каких именно мелких судов?

И действительно, в классическую парусную эпоху моря и океаны нашей планеты бороздили, на их акваториях активно торговали и воевали великое множество самых разнообразных парусников, как имевших вооружение, так и невооруженных.

Разнообразие мелких судов

К примеру, фран­цузский флот для связи между бе­регом и корабель­ными эскадрами использовал легкие, быстроходные, хотя и слабо-воо­руженные авизо.

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholder10-пушечный шведский бот «Гедан» – трофей русского флота. П. Пикарт. 1703 г.

Но во флотах других государств авизо распространения не получили. Слишком много было различ­ных их аналогов. Однако существо­вали такие классы парусных кораблей которые состояли в списках всех или почти всех флотов парусной эпохи. Самым, наверное, распро­страненным и многообразным мелким парусным кораблем, вне сомнения, являлся бот (от голландского boot — «лодка»), как правило, это было неболь­шое одномачтовое, чаще всего палубное судно, служившее для перевозки разнообразных и значительных по объему грузов вблизи побережья. Военными вспомогательными функциями этого парусника являлись доставка провианта, питьевой воды и различных грузов на линейные корабли и фрегаты, стоявшие на рейде, а также переправа людей и грузов через реки и озера. Впрочем, эти небольшие, водо­измещением до 60-100 т, суда оснащались 6-10 пушками небольшого калибра и могли брать на борт до 100 солдат с полным вооружением.

Рекомендуется к прочтению: Легендарный крейсер Аврора

В этом случае можно называть бот кораблем, хоть и совсем уж небольшим. На единственной мачте бота поднимали разно­видность латинского паруса — рейковый, но могли ставить и кливер, прикрепляя его либо к небольшому бушприту, либо просто к носу корабля. Отследить происхождение бота сейчас уже почти невоз­можно, хотя, скорее всего, технология его строительства восходит к норманнскому кнорру. Наиболее крупной раз­новидностью бота считается так называемый датский бот. Оставаясь все тем же одно­мачтовым судном, датский бот на свою единственную мачту получил три косых паруса. По­мимо этого он отличался очень полными обводами корпуса, что в сочетании с полностью закрытыми палубой «внутрен­ностями» и изрядным балла­стом придавало ему отличную мореходность.

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholderЭмдемский бот и английский рыбацкий бот. Иллюстрация из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона. 1890-1907 гг.

Дабы увели­чить остойчивость ботов всех типов, на них применялись специальные боковые конструкции, отдаленно напоми­нающие поплавки, — шверцы. Благодаря им датский бот уже мог достаточно свободно со­вершать регулярные переходы по Северному и Балтийскому морям, а также в случае необ­ходимости выходить в Север­ную Атлантику.

В ходе Англо-голландских войн именно датский бот послужил основой для первых бранде­ров — его изрядная грузоподъ­емность позволяла запасать столько взрывчатых и горючих веществ, что у корабля или даже группы кораблей про­тивника не оставалось никаких шансов на выживание. Прекрасная мореходность соз­данных на основе датского бота брандеров позволяла им действовать совместно с корабельным линейным флотом там, где было необходимо.

Интересно знать

Самая маленькая разновидность бота, ботик, благодаря единственному всемирно известному и дожившему до наших дней представителю этого подкласса – знаменитому ботику Петра I, ласково названному ве­ликим царем «дедушкой русского флота», – получила распространение, прежде всего в России. Впрочем, этот маленький кораблик, носивший имя «Святой Николай», имел все харак­терные черты бота и даже оснащался пушками.

11 августа 1723 г. состоялось, на­верное, самое знаменитое событие в жизни ботика как боевого корабля. Он прошел мимо строя Котлинской эскадры молодого и уже победившего в Северной войне Балтийского флота. 21 линейный корабль и другие кораб­ли салютовали ботику из полутора тысяч своих орудий. А вот экипаж ботика был самым, что называется, представительным.

Возможно вам будет интересно: Снятие судна с мели собственными силами

За рулем сидел адмирал Пётр Михай­лов – сам император Пётр Великий. На веслах были вице-адмиралы Пётр Иванович Сивере и Томас Гордон, контр-адмиралы Наум Акимович Сенявин и Томас Сандерс. Вице-адмирал Александр Данилович Меньшиков исполнял функции лотового, то есть сидящего на самом носу корабля человека, измеряющего скорость движения и глубину места. Главный артиллерист флота Отто Христиан был канониром и отвечал на салют линей­ных кораблей из установленных на ботике двух малых пушек. Командовал кораблем первый генерал-адмирал Российского флота (высшее в то время военно-морское звание) Фёдор Матвеевич Апраксин.

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholderАнглийский шлюп «Бигль» на акварели Оуэна Стенли 1841 г. во время третьего путешествия близ берегов Австралии

При всех оригинальных харак­теристиках был у бота и его младшего «родственника» бо­тика один недостаток — малая скорость хода. Корпус с полны­ми обводами и опущенные в воду шверцы оказывали зна­чительное сопротивление дви­жению. Тяговых же характери­стик малых по площади парусов, установленных на единственной мачте, было недостаточно. Од­нако мореходность ботов сомнений не вызывала.

В XVII в., когда Англия и Ни­дерланды уже основали коло­нии, находящиеся на других континентах, остро встал во­прос о создании судов, спо­собных осуществлять с ними связь на регулярной основе. Для этого корпус стандарт­ного датского бота удлинили и подкрепили, в результате чего появилась возможность поставить на корабль вторую мачту и постоянный бушприт.

В итоге корпус возросшего по размерам бота приобрел стандартное парусное воору­жение брига и возможность принимать и надежно раз­мещать разнообразные грузы и пассажиров. Кроме того, корабль получил и постоянное вооружение из 10-16 орудий средних калибров. Такой тип парусного корабля назвали пакетбот, или почт-бот. Пакетботы отличались за­видной грузоподъемностью, достигавшей половины общего их водоизмещения. Послед­нее же доходило до отметки в 200 т.

Рекомендуется к прочтению: Появление пароходов

Размеры такого ко­рабля находились в пределах 25 м длины и 6-7 м ширины при осадке до 3-3,5 м. То есть данный парусник имел типичное соотношение 3:1 или 3,5:1, что делало его весьма мореходным. Именно данное качество позволяло пакет­ботам регулярно, если такой термин применим к эпохе парусного флота, совершать рейсы, например между Англи­ей и Америкой. Вооружение же пакетбота делало его непло­хим бойцом, что неоднократно подтверждалось в ходе войн середины XVII — начала XIX в. Так, 16 сентября 1812 г. аме­риканский приватир (государ­ственный пират) Джошуа Барни на своей шхуне «Росси», во­оруженной десятью 12-фунто­выми и одной длинноствольной 9-фунтовой пушками, атаковал и захватил британский пакет­бот «Принцесса Амелия», арти­ллерия которого состояла из четырех 6-фунтовых и двух 9-фун­товых орудий.

Следует отметить что этот бой был тяжел для более скоростного и сильнее воору­женного американского капер­ского корабля. Ведь корпус бри­танского пакетбота отличался завидными прочностью имореходностью, что делало пакетбот более устойчивой артиллерий­ской платформой, нежели быстроходная, но неустойчивая на волнении шхуна. Исключительные мореходные качества пакетботов сделали этот тип парусного корабля прекрасным экспедиционным судном.

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholderПамятная монета Центральногобанка Российской Федерации 1994 г. Слева – «Восток», справа – «Мирный»

Так, однотипные пакет­боты «Святой Пётр» и «Святой Павел» участвовали в знаме­нитой Второй Камчатской экспедиции 1733-1743 гг. под руководством Витуса Бе­ринга, приведшей к открытию Командорских островов (на­званных так в честь команди­ров этих кораблей В. Беринга и А. Чирикова), Берингова пролива, отделяющего Азию от Америки, и закладке города Петропавловск-Камчатский, получившего свое название в честь знаменитых пакетботов.

Впрочем, куда более эффективным и как транспорт, прежде всего военный, и как экспедици­онное судно оказался иной тип парусного корабля — шлюп (от английского sloop — «идти по воде»). Он был создан в Королевском флоте во второй половине XVII в. как воору­женный корабль, специально предназначенный для выполне­ния вспомогательных функций. Шлюп оказался и первым кораб­лем, оставшимся вне ранговой системы, а вот по рейтинговой он именовался как «24-пушечный». Вообще же в британском флоте понятием «шлюп» могли обозначать любой парусный и слабо-вооруженный корабль. Случалось, что в класс шлю­пов попадали даже береговые сооружения и объекты типа маяков или скал!

Исторический факт

Самыми известными русскими шлюпами, вне сомнения, являются 20-пушечный «Восток» и 28-пушечный «Мирный». В 1819-1821 гг. эти корабли под общим командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (флаг на шлюпе «Восток»), совершили первую русскую кругосветную Антарктическую экспедицию (шлюпом «Мирный» командовал будущий адмирал М. П. Лазарев).

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholderФаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852)

Особенность этого похода заключалась в необходимости подтвердить или опро­вергнуть существование Южного матери­ка. Для столь важного, но одно­ временно сложного похода были выбраны именно шлюпы – прочные, мореходные, вместительные, весьма маневренные и неплохо вооруженные. 10 (22) января 1821 г. оба корабля достигли самой южной точки своего путешествия – 69° 53’ южной широты и 92° 19’ западной долготы, в результа­те чего было доказано существование ранее не известного южного материка, названного Антарктидой. Интересно, что в 1822 г. экспедицию с аналогичными целями предприняли и французы, однако выделенный для этого корвет «Астроля­бия» так далеко на юг зайти не смог.

В принципе шлюп стал прямым развитием пакетбота, размеры которого увеличили, обводы облагородили, а мачт стало три. На них поднимали классическое парусное вооружение корабля, но зачастую несколько упро­щенное. Как тип корабля шлюп сложился только к началу XIX в., и особое развитие наряду с британским он получил в аме­риканском и русском флотах. Французам такой тип корабля был не нужен — его функции выполняли многочисленные корветы.

Классический шлюп пред­ставлял из себя небольших размеров трехмачтовый корабль с длинным и полным корпусом водоизмещением до 600-900 т. Корпус шлюпа, изначально рассчитанный на перевозку грузов в открытом море, выполнялся в усиленном наборе и отличался прочно­стью, а сам корабль — хорошей мореходностью. Воору­жались шлюпы 16-32 пушками калибром 12-16 фунтов, рас­положенными на двух палу­бах — закрытой батарейной и открытой верхней. Но орудия могли стоять и на одной открытой палубе, если их количество не превышало 20-24. Основными задачами шлюпов являлись разведка, дозорная, посыльная, транспортная и экс­педиционная служба. Именно в качестве экспедиционных судов шлюпы и вошли в исто­рию.

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholderДвухмачтовая 16-пушечная шхуна Черноморского флота «Ласточка», построенная в 1838 г.

Так, самым известным английским шлюпом является построенный в 1820 г. «Бигль», на котором в 1831-1836 гг. участвовал в кругосветной экспедиции знаменитый Чарлз Дарвин. Кстати, в Тихий океан из Атлантики во время этого по­хода шлюп «Бигль» прошел че­рез ранее неизвестный южный пролив, названный в его честь. Весьма распространенным в военных и торговых парусных флотах был особый тип парус­ного корабля или судна — шхуна. Это был первый тип парусника, специально соз­данный исключительно для мирных, коммерческих целей и потому отличающийся боль­шой грузоподъемностью на процент водоизмещения. Но это обстоятельство привле­кало и военных.

Возможно вам будет интересно: Корабли парусного флота

Шхуна

Особенностью же парусного во­оружения шхуны стала такая его конструкция, чтобы работой с парусами было занято как можно меньше людей и управ­ляться с ними можно было не на мачтах и реях, а с палубы. По­тому на шхуне вне зависимости количества мачт применялись исключительно косые паруса различных типов: марсели, гафели, брамсели. При этом благодаря острым обводам относи­тельно небольшого по длине узкого корпуса шхуна являлась и самым быстрым грузовым парусным кораблем, развивая скорость около 11 узлов. Более того, шхуна отличалась и сравнительно небольшой осадкой, что позволяло использовать ее для лоцманской, посыльной дозорной службы.

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholderКуттер выходит из гавани Дьепп (Норманди- Франция). А. Л. Гарнерей. 1827 г.

Вооружение шхун, как правило, составляло 6-10 орудий малых калибров, но могли специально устанавливаться и орудия более мощные. Особенно это практиковали американцы, применяя шхуны в каперских целях. Простота конструкции малых двух- и трехмачтовых шхун по­зволяла строить их и в местах, где ранее судостроения не было. Причем в основном соз­давались шхуны для транспорт­но-экспедиционных и дозорно-посыльных функций.

Тендер

Интересным кораблем парус­ной эпохи, своего рода при­брежной шхуной был тендер (от английского tend — «обслужи­вать») — небольшой одномач­товый парусник вспомогатель­ного назначения для перевозки грузов и пассажиров в прибреж­ных районах, разведывательных и посыльно-дозорных функций там же. Корпус тендера созда­вался с разными значениями осадки — минимальная в носу и максимальная по корме, что позволяло этим корабликам подходить к самому берегу чтобы грузиться или, наоборот, разгружаться.

Тендер нес латинское парусное вооружение, поднимаемое на единственную мачту, к которой закреплялся гафель. Бушприт же располагался практически горизонтально и выносился далеко вперед, что придавало этому кораблю весьма специ­фический и воинственный вид. Тендеры имели водоизмещение до 60 т и вооружались максимум 12 мелкокалиберными пушками или каронадами. Если исклю­чить транспортные функции тендера, то, по сути, он был па­русным аналогом современных сторожевых катеров.

Куттер

Самым же маленьким парусным кораблем, предназначенным для несения дозорной, посыль­ной и разведывательной службы у побережья, был в XVII—XX вв. куттер (от английского cutter). По конструкции это были одно­мачтовые кораблики с косым и гафельным парусами, воору­женные несколькими мелкокалиберными пушками. От куттера произошло и со­временное название малых боевых единиц — катеров, ведь по своему назначению парусный куттер походил на современные катера погра­ничной или береговой охраны.

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholderАнглийский куттер «Нимбл» преследует у побережья Северной Америки французский капер. 1781 г.

Впрочем, в российском флоте применялся как раз термин «катер». Самым успешным в российском флоте куттером, или катером (что для данного корабля одно и то же), был купленный в Великобритании для Балтийского флота Балтийский морской флот в 1788 г. «Меркурий». Вооруженный 22 каронадами в 24 фунта, этот маленький корабль не только совершил переход из Англии в Россию, но и во время своего крей­серства захватил 29 шведских торговых судов и 12-пушечный тендер. Однако самый громкий успех на долю катера выпал 21 мая 1789 г., когда его эки­паж смело вступил в бой и захватил 44-пушечный швед­ский фрегат «Венус».

Рекомендуется к прочтению: Кораблестроение в России

Еще одним малым парусным кораблем для разведки, транс­портных перевозок и борьбы как с каперами, так и с торговыми судами противника, преимуще­ственно вблизи своего побере­жья, был пинк (от французского pinque — «плоскодонное парус­ное судно» и немецкого pinke — «грузовое судно»), Пинк представлял из себя остроднищевой и узкокормовой, высокобортный и быстроходный двух- или трехмачтовый корабль. Его водо­измещение доходило до 200 т, а вооружение — до 20 пушек 6-8-фунтового калибра.

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholderМодель корпуса английского бомбардирского корабля «Гранадо» постройки 1742 г.

Интересной особенностью пинка была возможность ис­пользовать как латинские, так и прямые паруса без особого изменения рангоута. Однако это, казалось бы, выгодное обстоятельство обернулось и главным недостатком пинка. Имея корпус, теоретически оптимизированный для ско­ростного хода, но одновре­менно неадекватное парусное вооружение, пинк по скорости уступал и корветам, и даже шлюпам.

Парусные флоты обладали и множеством других малых ко­раблей. Ими были, например, буера, или буерсы, — малые Лансоны — малые бое­вые одно- или двухмачтовые корабли, вооруженные 8 мелкими пушка­ми или 1-2 мор­тирами, предна­значенные для использова­ния против гребных сил противника, перевозки войск и высадки морских десантов. Люгеры — двух­мачтовые с косыми парусами посылочно-разведы­вательные корабли, размерами несколько меньшие, чем бриги, но вооруженные 6-16 небольшими пушками на открытой палубе.

Ну и, конечно же, яхты (от голландского jagen — «гнать», «преследовать») — перво­начально легкие и быстрые судна или, коль имели воору­жение, то и корабли для пере­возки пассажиров в отдельной каюте или каютах. Вообще же, яхтой в эпоху парусного флота называли любое малое и быстроходное судно, если оно могло выполнять про­гулочно-представительские функции либо вывозить знат­ных персон. В принципе, до сего дня функции яхт, которые и тогда, и сейчас отличались огромным разнообразием, не изменились.

Почти не востребованный класс – бомбардирские корабли и суда

При всем совершенстве парус­ных кораблей всех их объеди­няла, условно говоря, одна беда — слабость артиллерии. Конечно, более чем полсотни орудий линейного корабля в одном залпе могли обрушить на противника почти тонну металла. Однако дальность стрельбы такой артиллерии была не более 2 км, а ее эффективность — довольно низкой.

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholderИспанский пинк XVIII в.

Чугунное ядро практи­чески не могло пробить дере­вянный борт корабля линии, а часто и более слабого фре­гата или корвета. Что ж гово­рить об обстрелах приморских крепостей, созданных, как правило, по последнему слову инженерной мысли из высоко­прочных каменных блоков или кирпичей и прикрытых земель­ным обволакиванием. Потому уже с самого начала развития парусного флота возникла острая необходимость в кораб­лях для борьбы с берегом.

Однако флоту требовались корабли, которые могли бы и укрепления противника на бе­регу обстреливать, и морские и океанские переходы совер­шать. С этой целью флотоводцы готовы были пожертвовать и скоростью, и автономностью корабля, и даже его пушечным вооружением, но только в поль­зу тяжелых и мощных орудий — мортир, гаубиц, крупнокалиберных пушек.

Галиот

Понятно, что корпус такого корабля должен быть весьма прочным, а потому создавать столь специфические кораб­ли правильнее всего было на базе мореходных транспорт­ных судов. Наиболее соответ­ствовал возлагаемым задачам галиот. Это малое, длиной 20-22 м, одно- или двухмачто­вое мелкосидящее плоскодон­ное судно с круглой кормой и косым парусным вооруже­нием впервые появилось в Нидерландах в конце XVI в. Парусник обладал неплохой грузоподъемностью и осадкой до 3 м. Но при этом его корпус был оптимизирован для выдерживания наиболее частых навигационных поврежде­ний — посадки на мель или столкновения с подводным препятствием.

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholderБомбардировка Алжира французскими войсками и бомбардирскими галиотами в 1682 г.

Почти в самом конце своей жизни внимание на галиот обратил и знаменитый Жан Батист Кольбер. Создавая французский военный флот, он вынужден был постоянно учитывать беспрерывные вой­ны, которые вела французская армия, в особенности на по­бережье Фландрии и Ни­дерландов. А именно здесь противники Франции имели значительное количество приморских крепостей.

Для борьбы с ними Кольбер приказал установить на гали­оты по 1-3 крупнокалиберные мортиры, дабы разрушать крепости голландцев навесным огнем и мощными разрывными бомбами. Французские кораблестроители выполнили приказ своего начальника, и в 1681 г. подданные «короля-солнца» уже осваивали первые бом­бардирские галиоты, а в сле­дующем году 5 из них приняли участие в обстреле крепости Алжир. Эффект от применения бомбардирских галиотов, которые называли просто бомбами, оказался положительным.

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholderАнглийские бомбардирские корабли «Эребус» и «Террор» у берегов Новой Зеландии в августе 1841 г. Дж. Кармичел. 1847 г.

И вслед за Францией подоб­ные корабли стала строить и Великобритания. На Туман­ном Альбионе они получили более точное название — бом­бардирские корабли. Ан­гличане принялись их строить на базе специально разрабо­танных и более, чем обычно, усиленных и укрепленных корпусов.

Бомбардирские корабли

Это были относительно неболь­шие, вначале двух-, а с конца XVIII в. — и трехмачтовые корабли с прямым парусным вооруже­нием. Их особенностью был крайне прочный по палубе корпус. На палубе в 2-3 специальных люках располагались тяжелые мортиры. Разместить на корабле несколько закрытых орудийных палуб не представ­лялось возможным, и потому небольшое количество тяжелых крупнокалиберных пушек или гаубиц, как правило, располагались на квартер-деке, но не по центру, а на баковых и ютовых надстройках.

Несмотря на скромные разме­ры бомбардирские корабли оказались весьма дороги в постройке и, как ни стран­но, довольно сложными в эксплуатации. Для создания наиболее комфортных условий работы мортирам и гауби­цам часто не ставили нижние ярусы парусов, да и в целом парусное вооружение корабля упрощали. В итоге паруса не могли обеспечить прием­лемую тягу для тяжелого по корпусу корабля.

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholderСовременная модель английского бомбардирского корабля «Дискавери»

Впрочем, адмиралы по раз­ным причинам бомбардир­ские корабли не жаловали. В морском бою их эффектив­ность была весьма низкой, а вот приморские крепости обстреливать приходилось довольно редко.

Наверное, решающим событием в судь­бе этого класса кораблей ставшая кампания у Копенгагена в апреле-августе 1801 г. Тогда в эскадру знаменитого английского адмирала Г. Нельсона входило 5 бомбардирских кораблей, однако «погоду» в противостоянии с датскими береговыми бата­реями делали не они, а обычные линейные корабли. Прогресс же в артиллерии, обозначившийся в конце пер­вой трети XIX в., в сочетании с улучшением конструкции стандартных линейных кораб­лей привел к тому, что бомбардирские корабли были быстро исключены из списков всех флотов (например, в русском флоте от них окончательно избавились в 1828 г.). И о своем решении флотоводцам, по­литикам и кораблестроителям пришлось уже очень скоро пожалеть.

Возможно вам будет интересно: «Круглые» парусники Северной Европы

Как называется небольшой военный корабль. placeholder. Как называется небольшой военный корабль фото. Как называется небольшой военный корабль-placeholder. картинка Как называется небольшой военный корабль. картинка placeholderРасположение корабельной мортиры на модели французского бомбардирского корабля «Фудроянт» постройки 1800 г.

Да к тому же англичане и французы не­ожиданно для себя заметили, что артиллерия русских кора­блей, стоящих в Севастополь­ских бухтах, бьет на 4,5 км (русские моряки научились увеличивать угол стрельбы своих корабельных пушек пу­тем придания кораблям крена, принимая в трюмы забортную воду). При этом ответить такой «наглости» русских было не­чем. Бомбардирские корабли как оригинальный класс во­енных парусников были уже забыты.

Источник: “Парусники. История парусных судов от Античности до наших дней” Поспелов А.С.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *