Как называется орфограмма лаг лож

Как называется орфограмма лаг лож. . Как называется орфограмма лаг лож фото. Как называется орфограмма лаг лож-. картинка Как называется орфограмма лаг лож. картинка

ПРАВИЛО.

В безударном корне -ЛАГ- пишется А.

В безударном корне -ЛОЖ- пишется О.

Исключение: полог.

Трудные случаи.

· Запомните, что глаголы с корнем -ЛОЖ- употребляются только с приставкой: положить, переложить, разложить.

НЕВЕРНО: ложат.

· Запомните ударение в слове-исключении: пОлог.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Предлагать.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Разложить.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Слагаемое.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Правописание корней с чередующимися гласными ЛАГ-ЛОЖ

Класс: 5

Презентация к уроку

Что это за корни?

В русском языке есть слова, в которых выделяются корни ЛАГ-ЛОЖ:

излагать содержание, хорошо изложить, знать признаки прилагательных, расположиться на ночлег, располагать свободным временем.

Это особенные корни!

Корни ЛАГ-ЛОЖ нельзя проверять подбором однокоренного слова с ударной гласной!

В корнях ЛАГ-ЛОЖ происходит чередование гласных А//О, то есть в этих корнях иногда пишется А, а иногда О.

Запомни правило.

Гласная А пишется в том случае, когда после корня есть суффикс А (или корень заканчивается на Г):

Запомни правило.

Гласная О пишется в том случае, когда после корня нет суффикса А (или корень заканчивается на Ж):

Есть слово исключения.

ПОЛОГ- по́лог.
1. занавеска, закрывающая кровать.
2. любая занавеска, закрывающая, завешивающая что-либо.
3. перен. то, что покрывает, скрывает, окутывает что-либо.

Алгоритм работы со словом:

2. Найди суффикс А (согласные Г//Ж)

3. Если он есть (буква Г), напиши гласную А в корне.

4. Если суффикса А нет (буква Ж), напиши гласную О.

5. Проверь, не является ли слово исключением.

6. Выдели орфограмму.

Выполни задание:

Запиши слова в тетрадь. Вставь буквы согласно правилу. Выдели орфограммы.

Прил..жение, сл..гаемое, сл..жение, прил..гательное, обл..жение, распол..жение, предл..жение, разл..жение, нал..жение, зал..жник. Изл..гать, изл..жить, предпол..жить, предпол..гать, распол..житься, распол..гать, возл..гать, возл..жить, распол..жение, зал..жить, выл..житься. Сл..гать, вл..жить, перел..жить, разл..жили, обл..гать, отл..жить безотл..гательный, прил..гать, перел..жить, нал..гается, прол..гать, пол..г.

Источник

Правописание букв «а» и «о» в корнях слова –лаг и –лож не подчиняется определенным правилам, а следует из традиций. В них написание гласных невозможно определить проверочными словами, поэтому здесь применяют другую орфограмму.

Правописание корней лаг / лож

Корни –лаг и –лож относятся к основам с чередующимися безударными гласными.

Как называется орфограмма лаг лож. 40067199a1fa03fded4aabd1d9f09a18. Как называется орфограмма лаг лож фото. Как называется орфограмма лаг лож-40067199a1fa03fded4aabd1d9f09a18. картинка Как называется орфограмма лаг лож. картинка 40067199a1fa03fded4aabd1d9f09a18

К ним невозможно подобрать однокоренные слова таким образом, чтобы «а» и «о» стояли бы под ударением, поэтому к ним применимы следующие орфограммы:

Важно запомнить исключения: ложиться, полог (устаревшее, не употребляется).

Под ударением в рассматриваемой основе правильно писать «о»: нало́г, предлог, зало́г, подло́г, подло́жный, зало́жит, предло́женный.

Примеры слов с корнями лаг / лож

Как называется орфограмма лаг лож. 4be38972702b20b70420cd87e8725511. Как называется орфограмма лаг лож фото. Как называется орфограмма лаг лож-4be38972702b20b70420cd87e8725511. картинка Как называется орфограмма лаг лож. картинка 4be38972702b20b70420cd87e8725511

изложение, сложение, налогообложение; обложка, положение, приложение, предположение;

прилагать, излагать, предлагать, разлагать, предполагать, располагать, полагать;

приложить, изложить, предложить, разложить, предположить, расположить;

безотлагательный, сослагательный, прилагательный

обложенный, предложенный, заложенный, расположенный, наложенный, проложенный, расположенный;

полагающий, разлагающий, прилагаемый, слагаемое.

Источник

Корни лож-лаг – что это такое, как запомнить правило их написания и как правильно обозначать эти корни на уроке русского языка в школе

Если после корня есть «а» — пишем в нем «а». Если ее нет — пишем «о».

Как называется орфограмма лаг лож. Lozh lag chto eto i kak oni pishutsya. Как называется орфограмма лаг лож фото. Как называется орфограмма лаг лож-Lozh lag chto eto i kak oni pishutsya. картинка Как называется орфограмма лаг лож. картинка Lozh lag chto eto i kak oni pishutsya

Сразу объясняю правило. В корнях лож-лаг надо писать букву «а», если после них есть «а». Сравните: полагать – положить.

Другое объяснение. Пишем «а» перед «г» и «о» перед «ж»: отложить – безотлагательно.

Это вот та суть, которую вы обязательно должны запомнить и выучить. Выучите ее прямо сейчас и давайте поговорим про эти корни немного подробнее. Тем более, если вы учитесь в школе и готовитесь к ВПР, ЕГЭ или ОГЭ.

Как надо оформлять орфограмму лож-лаг

Вот смотрите, делаете вы дома упражнение по русскому языку. И вам там встретилось слово «перел…жить». Что сделает слабый ученик? Он просто вставит букву «о» и пойдет переписывать упражнение дальше. Что сделает слабый учитель? Ничего. Оставит как есть.

А сильный учитель поступит иначе. Он напишет на полях или под домашней работой «Где объяснение?» и поставит двойку.

Если вам встретилось слово с пропущенной буквой – надо его отработать. То есть объяснить эту пропущенную букву.

В корнях лож-лаг объяснять надо так. Вы подчеркиваете одной черточкой букву «а» или «о», которую вставили в слово. Затем выделяете корень «лож» или «лаг». Если после корня есть суффикс «а», то вы его выделяете как суффикс и подчеркиваете двумя чертами. А если его нет – пишете рядом в скобочках «(нет а)».

Другой вариант объяснения – подчеркнуть двумя чертами «г» или «ж».

Как объяснять эту орфограмму у доски

Все то же самое, только надо еще вслух прокомментировать каждое свое действие. А комментировать надо так (заучивайте прямо готовыми фразами):

Думаю, все просто и понятно. Но если не вникли – смотрите вот это видео, в котором я лично (для вас специально) объясняю, как работать с орфограммами.

О чем надо помнить

Если вы объясняете корни лож-лаг через буквы «г», «ж», то надо помнить про исключение «полог». Ученик может в нем увидеть корень «лог», но на самом деле там все слово корень, поэтому под наше с вами правило «полог» не подходит.

Мне лично этот вариант с буквами г/ж не нравится. Какой-то он мутный. Я его встретил впервые в справочнике Розенталя. В школьных учебниках он нигде не приводится, там всегда предлагается объяснять через наличие/отсутствие суффикса «а».

Это действительно удобно и просто. Есть «а» после корня – пишем «а». Нет «а» – пишем «о».

Примеры слов с чередованием лож-лаг

Обязательно прочитайте все эти примеры вслух. А еще лучше – потренируйтесь объяснять в каждом из них буквы «о» и «а».

Что надо знать про корни лож-лаг

Это корни с так называемой чередующейся гласной. Вообще в русском языке выделяется ровно три типа гласных, вот они:

То есть если у вас гласная в корне чередующаяся, то проверять ее ударением – грубейшая ошибка. Вот смотрите, беру я слово «пол…гать» и проверяю его ударением: «полОжим». Под ударением «о». Но если я напишу «о», то мне даже компьютер подсветит ошибку. Нет в русском языке слова «пологать». Только «полАгать» и никак иначе.

Почему в лож-лаг чередуется гласная

Сразу запомните и поймите важную тонкость. Мы пишем «о» или «а» не потому, что после корня есть «о» или «а». И не потому, что в корне «г» или «ж». А потому, что эти буквы обусловлены историей языка.

Филологи изучали древние языки и пришли к выводу, что в слове, например, «отложить», этимологическая гласная (то есть самая древняя, исконная, самая правильная) – «о». А вот в слове «безотлагательно» – «а».

Но детям в школе невозможно объяснить суть вот этих древних процессов. Это и студенты-то не всегда понимают. Поэтому в школе мы запоминаем правописание с помощью «вспомогательных» способов – вот этих самых букв после корня или конечных согласных в корне.

Что еще почитать и посмотреть

Начните прямо сейчас заниматься на полностью бесплатных тренажерах от Викиума. Там есть разные тренажеры – на тренировку орфографической зоркости, на работу с правилами пунктуации, на восприятие текста и пр. Отберите для себя те, которые больше всего нравятся (см. раздел «Способность к работе с текстом»), и прокачивайте на них русский в свободное время. Например, в маршрутках.

Когда разберетесь с тренажерами, обязательно прочитайте вот эти мои статьи:

Напишите на этой странице электронный адрес, я на него отправлю вам четыре очень хороших электронных книги по русскому. В них простыми словами объясняются сложные правила, даются таблицы и схемы для быстрого запоминания. Для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ, эти книги будут бесценны.

Если вы ходите на репетиторство, то я вам рекомендую 1-2 занятия пропустить, подкопить деньги и купить за 890 рублей курс «Идеальный русский» от Викиума. Он продается с бессрочным доступом, там есть и теория, и практика в виде программ-тренажеров. Я думаю, хорошая вещь. Тем более, стоит дешево.

Заключение

В этой статье мы поговорили о правописании слов с корнями лож/лаг. Запомнили ли вы, что гласная в этих корнях – чередующаяся, то есть ее ни в коем случае нельзя проверять ударением? Объяснил ли я вам, какие условия чередования влияют на выбор букв «о» и «а»?

Если остались вопросы – присылайте их в комментариях, я отвечу. Всем спасибо, хороших вам оценок в школе.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Корни с чередующимися гласными.

2. Правило проверки правописания корней с чередующимися гласными.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной части речи (например, дерево, деревце) и могут относиться к разным частям речи (например, дерево, деревянный).

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое однокоренные слова? Слова с одинаковым корнем? Будут ли слова носик и перенос однокоренными, если в обоих словах корень нос-? Нет, конечно, ведь для слова носик однокоренными будут слова нос, переносица, носовой, а для слова переносносить, вносит, обноски. Почему? Потому что корень – это не просто набор букв в определённом порядке, но и лексическое значение, объединяющее однокоренные слова. Подумайте об этих словах: заросший, вырасти, отращивать. Можно ли сказать, что они – однокоренные? Да, несмотря на то, что мы видим три разных корня, эти слова явно объединены общим значением. Корни однокоренных слов могут отличаться гласными и/или согласными.

Но как же в таком случае проверить правописание гласной, если в однокоренных словах может писаться и буква а, и буква о?

Кроме этого есть слова-исключения, правописания которых следует запомнить:

Давайте разберём подробнее несколько примеров.

Посмотрите на словосочетания: р_сти быстро, пр_стейший пример, маленький р_сток. Какие гласные следует писать в этих словах? В слове расти корень с чередованием, значит проверяем последними согласными корня и пишем раст-. Слово росток является исключением, значит пишем не раст-, а рост-. А в слове простейший нет корня с чередованием, так как корень этого слова прост- (вспомните: простой, простота) и эту безударную гласную можно проверить однокоренным словом. Про́сто. Под ударением слышим [о].

Теперь посмотрим на другую группу словосочетаний. Трудное изл_жение, сл_гать гимн, старая тел_грейка.

В слове телогрейка гласная после буквы л является не гласной корня, а соединительной. Так как соединительной гласной а не бывает, пишем букву о.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите слово с верным написанием.

(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.

Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.

Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.

Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.

Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.

Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте слова, в зависимости от вида орфограммы.

Группа 1 – проверяемые безударные гласные

Группа 2 – чередующие гласные

Прилагательное, зелёный, разрослись, площадка, излагать, выращивать, хитрец, поросль.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Группа 1: зелёный, площадка, хитрец

Группа 2: прилагательное, разрослись, излагать, выращивать, поросль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *