Как называется парение в воздухе
Все о левитации
«Живу я, как поганка, а мне летать охота!» Так пел Водяной, герой любимого нами мультфильма «Летучий корабль», который, живя среди разной нечистой силы в мутном болоте, грезил о небе. Пожалуй, каждый человек также хоть раз в жизни сожалел о том, что не может летать.
Я верю, что способности человека мало изучены и практически безграничны, но возможно ли научить нас парить в воздухе, пренебрегая силой тяжести, законами физики и здравым смыслом? Попробуем разобраться, что же такое левитация – правда, вымысел или что-то по сей день непознанное.
Невероятно, но факт остается фактом – левитация существует и тому есть немало подтверждений.
«Левитация» в переводе с латинского означает «легкость» и применяется в случаях, когда имеющий определенный вес объект (предмет или человек) безо всякой опоры свободно парит в воздухе. Причем полет пернатых или насекомых при помощи крыльев левитацией не является. Современным людям с трудом верится, что это возможно, что уж говорить об отношении к левитации много веков назад. Человека, обладавшего способностью летать, считали либо магом, либо колдуном.
Чтобы взлететь, человеку нужно преодолеть силу тяжести. Физики полагают, что этому могут способствовать идущие от поверхности земли газовые потоки, мощные колебания звука или какие-либо другие физические явления.
Склонные к мистификации люди утверждают, что слышали или же сами были свидетелями того, как люди парили в воздухе без вмешательства природных сил. Случаи левитации, которым не было дано объяснения, бывают разные:
Как называется парение в воздухе
При полётах в вингсьюте для приземления используется парашют, поэтому они считаются разновидностью парашютизма.
Содержание
История [ править | править код ]
В середине 1990-х годов француз Патрик де Гайардон изобрел современный костюм-крыло, в котором были:
Все три тканевых крыла имеют внутри нервюры, которые надуваются набегающим потоком через воздухозаборники, и при полёте парашютиста вперёд создают подъёмную силу. Кроме того, давление внутри крыла создает необходимую жёсткость, без которой крыло было бы тяжело держать рукой.
Обучение и пилотирование [ править | править код ]
С активным развитием бейсджампинга в последние несколько лет особую популярность завоевали так называемые «проксимити-полёты» (от англ. proximity — близость), когда парашютист летит в нескольких метрах вдоль склона гор. Для проксимити-полётов выбирается скала с уклоном бо́льшим, чем аэродинамическое качество вингсьюта. Обычно полёт выполняется в направлении траверса склона, как бы «огибая» гору. Это позволяет парашютисту следовать рельефу горы, легко контролировать высоту над склоном, доворачивая влево или вправо, и быстро отойти на безопасное расстояние от горы для раскрытия парашюта.
Популярность парашютного спорта подтолкнула к созданию конструкции, которая бы давала возможность ощутить полет, не прыгая с высоты. Аэротруба имеет простую конструкцию и используется в качестве аттракциона, спортивного тренажера для парашютистов и отдельной дисциплины.
Аэротруба – свободный полет
Приспособление для имитации полета благодаря искусственному движению воздуха, называется вертикальной аэротрубой. Есть разные варианты устройств, которые имеют диаметр от 2 до 5 м. Высота аэротрубы составляет более 10 м. Скорость потока воздуха может варьироваться от 200 до 250 км/ч, а создает его двигатель с большим винтом. Оператор, управляющий трубой, может постоянно менять скорость потока воздуха. Аэродинамическая труба может быть надувающей (винт находится снизу, а закрывает его батутная сетка) и высасывающей (винт расположен сверху, а сетка находится с двух сторон).
Полеты в трубе не требуют специальной подготовки и нужно просто приехать на место, прослушать технику безопасности и пройти небольшую тренировку. Поначалу может не получаться, но не стоит переживать, ведь это новые ощущения. Вскоре тело привыкнет к движениям и будет понятно, как стоит двигаться в потоке. Чтобы аэротруба не навредила, не рекомендуется находиться в ней дольше, чем 15 мин. Уже спустя пару минут парения можно понять, как движения влияют на полет, научиться, как правильно разворачиваться в потоке, двигаться вверх и вниз, а еще ощутить, что такое свободное падение.
Если сравнивать с прыжками в парашютом, то в аэротрубе можно летать намного дольше (до 15 мин.). Польза, которую можно получить при регулярном использовании аттракциона:
Аэротруба – со скольки лет?
Возрастных ограничений полеты в аэротрубе практически не имеют, и наслаждаться таким развлечением могут даже маленькие дети, которым исполнилось 4 года. Такие тренировки для ребенка будут полезными, поскольку происходит развитие мышц, ловкости, избавление от психофизических зажимов и других проблем. Для аэротрубы возраст не является единственным ограничением, и нужно учитывать и вес человека, так допустимый предел 25-120 кг.
Как правильно летать в аэротрубе?
Большое значение имеет предварительное занятие и инструкция работников аэротрубы. Кроме того, что для хорошего полета нужно расслабиться, необходимо знать, как правильно лежать на воздухе:
Чтобы аэротруба не стала причиной появления травм, соблюдайте простые правила:
Упражнения в аэродинамической трубе
В установке выполняются разные упражнения, как и при прыжках с парашютом. Полет в аэротрубе включает:
Аэротруба – новый вид спорта
Чудо-установка используется для проведения тренировок парашютистов и любителей других экстремальных направлений. Полет в аэродинамической трубе помогает отрабатывать акробатические фигуры и осваивать воздушные потоки. Стоит заметить, что отдельным видом спорта является не только парашютный, но и полеты в аэротрубе. Новинкой являются танцы в этой установке, так, по ним уже проводятся международные соревнования, которые выглядят очень зрелищно.
Аэротруба – соревнования
С самого начала полеты в аэротрубе начали становиться все популярнее, и они быстро развиваются как спорт. В аэротрубе фрифлай, акробатика, фристайл и другие виды парашютного спорта с успехом практикуются. Проводятся кубки и чемпионаты по групповой акробатике в трубе и даже есть отдельная дисциплина – вертикальная акробатика. Судьи оценивают эстетику трюков, синхронность и красоту выполнения фигур. Может уже через пару лет полеты в аэротрубе будут внесены в перечень дисциплин на Олимпийских играх.
Танцы в аэротрубе
В аэродинамической трубе проходят международные соревнования по танцам, которые называются WindGames. Спортсмены выполняют сложные трюки и поднимаются на большую высоту. Программа включает индивидуальные и групповые выступления. Соревнования в аэротрубе проводятся по всем правилам, так, присутствует жюри, ограничивается время выступления, штрафные баллы и так далее. Поскольку в трубе ничего не слышно, участник надевает наушники, чтобы слышать музыку. Чемпион мира по танцам в аэротрубе 2016 году – россиянин Леонид Волков.
Сколько стоит полетать в аэротрубе?
Аэродинамическая труба – противопоказания
Для того чтобы парить в трубе не нужно особой физической подготовки, поэтому к полетам допускают даже детей. Есть ряд противопоказаний, при которых подобные развлечения запрещены: беременность, проблемы с сосудами и сердцем, психические отклонения, серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата и травмы спины. Летать в аэродинамической трубе нельзя в состоянии алкогольного опьянения. Если есть страх и переживания по поводу своего здоровья, тогда следует проконсультироваться с врачом.
Как это происходит? Вы верите в такие возможности человека? Вы встречались с такими людьми? Вы сами можете так делать?
Эффект парения людей в воздухе называется левитация. Но такое парение пока научно не доказано. Но еще есть другой эффект, называется Эффект Бифельда-Брауна
Ща найду видео. Ученые так и не сошлись во мнении, какие силы позволяют летать рамке
Картинка называется фотошоп. А парение называется левитацией.
Не, я только акробатические элементы умею) Тоже своего рода зависание в воздухе, или с возвышений, чувство полета) Свободы в воздухе) Прикольно очень) А фотки это все дело техники, то есть того, как сфоткать)) Дедуля жжот)) Мне кажется это фотошоп, тень у него странная и ноги слишком прямые, для того чтобы сделать так на твердой поверхности) Посмотрите на стопы, они очень слабо затемнены, не хватает реализма) Фотошоп!)
Обычно такие люди имеют различные названия. Все определяется диагнозами, которые им определяют при поступлении в психиатрические или наркологические лечебные учреждения. Часто таких людей рисуют на иконах, в этом случае их называяют «святыми», а их способность «парить» в воздухе — левитацией.
Способность человека подниматься в воздух вопреки закону всемирного тяготения называется левитацией. Существует достаточно много документально зафиксированных случаев левитации.
Ещё в XIX веке англичанин Даниэль Юм удивлял многих людей. В России в 1874 году за ним наблюдали химик А.М.Бутлеров и А.К.Толстой, писатель. Юм мог управлять левитацией по собственному желанию. Видели его полёты Марк Твен, Британский президент Академии наук Крук и император Франции Наполеон III и оставили воспоминания о его выступлениях.
Полеты в Вингсьюте (костюме крыле): обучение, опасность, экипировка
Вингсьют — это название специального костюма, который используется для занятий экстремальным воздушным спортом. Название «вингсьют» происходит от английского слова wingsuit, что буквально переводится как «костюм-крыло».
Уникальная конструкция этого костюма позволяет совершать планирующие полеты с различной высоты. Крылья костюма замедляют скорость свободного падения, обеспечивая подъемную силу.
Поток воздуха, наполняющий перепонки, дает возможность парить и даже набирать высоту. За определенное сходство вингсьют называют костюмом белки-летяги.
История вингсьюта
История вингсьюта началась с трагического случая, когда Франц Райхельт придумал прообраз костюма-крыла и совершил в нем полет с Эйфелевой башни. Он обманул охранников, пообещав что проведет свой эксперимент на манекене, но прыгнул сам и разбился.
После этого многие парашютисты пробовали приспособить крыло, чтобы преодолевать большие горизонтальные расстояния в свободном падении. Но большинство опытов заканчивались неудачей и гибелью экспериментаторов. В итоге федерация парашютного спорта США ввела запрет на испытания костюмов-крыльев до 80-х годов.
В 90-х парашютист Патрик де Гайардон придумал собственный костюм. Его конструкцию отличалась тем, что предусматривала три двухслойных крыла, которые наполнялись встречным потоком воздуха. Создаваемая при этом подъемная сила позволяла долгое время стабильно парить в воздухе и управлять полетом.
В 2015 году вингсьют-пилотирование и вингсьют-акробатика были признаны Международной авиационной федерацией как виды спорта. А в 2017 году они были внесены во Всероссийский спортивный реестр.
Сегодня в разных странах проводятся соревнования на дальность и длительность полетов, выполнение акробатических элементов, а также сборку формаций, рекордных по количеству участвующих спортсменов.
Типы полетов в wingsuit
При помощи вингсьюта люди, занимающиеся экстремальным воздушным спортом, совершают самые разные виды прыжков.
Индивидуальные прыжки с самолета с последующим свободным полетом.
Выброска пилота в вингсьюте происходит в 3,5-4,5 километрах над землей. Спортсмен свободно планирует при помощи костюма-крыла несколько минут, а затем открывает парашют и приземляется.
Прыжки в вингсьюте с природных возвышенностей и сооружений, находящихся сравнительно невысоко.
Костюм-крыло позволяет в 4,5 раза уменьшить скорость свободного падения, что делает планирование в костюме плавным и захватывающим зрелищем. При этом спортсмен при «правильном» ветре может иметь горизонтальную скорость до 250 км/ч.
Полеты, выполняемые с естественных природных возвышенностей, близко над землей.
Эта разновидность вингсьют-планирования называется «близким полетом», так как траектория парения спортсмена происходит в опасной близости от земли. Человек в костюме пролетает до 5 километров, планируя между скалами и расщелинами, а затем открывает парашют и садится на равнину.
Прыжки группы спортсменов, образующих «стаю». В ходе планирования спортсмены могут выполнять групповые акробатические номера, которые называются «формация».
Выброска парашютистов происходит на высоте около 4 километров. Затем вингсьютеры примерно пять минут свободно планируют вблизи друг друга. На высоте полутора километров они разлетаются в стороны, чтобы открыть парашют и приземлиться.
Обычно группа состоит не больше, чем из 12 спортсменов, чтобы не допустить столкновений друг с другом. Самый большой групповой прыжок в вингсьютах состоялся в США в 2012 году. В показательном полете участвовало 100 парашютистов.
Высоковысотные прыжки с самолета. Прыжок выполняется на высоте больше 4,5 километров.
При выброске с такой высоты вингсьют позволяет свободно парить на протяжении 15 минут. Дополнительной сложностью является низкая температура, порывистый ветер и разряженный воздух. Спортсмены используют дополнительную экипировку и кислородные системы.
К настоящему моменту рекордным по высоте считается прыжок вингсьютера с 11,2 километра.
Вингсьют-акробатика включает в себя различные акробатические элементы, которые спортсмен выполняет во время свободного полета.
Акробатические прыжки выполняются двумя парашютистами, которые делают элементы, и видеооператора, фиксирующего выступление. На соревнованиях по вингсьют-акробатике оцениваются не только стиль, сложность и мастерство выполнения элементов, но и работа оператора.
Взлет и посадка
Существует два основных варианта совершения прыжков в вингсьюте.
Так как вингсьют — это одно из ответвлений парашютного спорта, то и приземление происходит практически так же. После свободного планирования спортсмен должен открыть парашют и совершить приземление.
Перед приземлением необходимо подготовиться: на высоте около 150 метров развернуться к ветру, полусогнуть и соединить ноги. При приземлении нужно коснуться поверхности двумя ногами. После этого спортсмену требуется погасить купол, взявшись за нижние стропы и притянув их к себе.
Планирование в вингсьюте
Наиболее интересная и сложная часть вингсьют-пилотирования — это свободное планирование. За счет конструкции костюма-крыла скорость падения парашютиста сильно замедляется и он получает возможность совершать управляемое планирование. Именно из-за ощущения парения в воздухе наподобие птицы спортсмены идут на риск, занимаясь этим экстремальным видом.
Планирование в вингсьюте требует специальной подготовки, отличной координации и владения телом, знания техники полета и опыта прыжков. Именно поэтому к вингсьют-пилотированию допускаются самые опытные спортсмены, совершившие не меньше двух сотен прыжков с обыкновенным парашютом.
Скорость полета в вингсьюте
Костюм-крыло помогает значительно уменьшить ускорение вертикального падения, одновременно с этим увеличивая скорость горизонтального полета. Таким образом, при прыжке пилот не падает вниз с увеличивающейся скоростью, а планирует вперед наподобие белки-летяги или птицы.
Вертикальная скорость при этом уменьшается с 200-250 км/ч до 40-100 км/ч. А горизонтальная скорость возрастает с 0 до 150-250 км/ч и зависит от костюма и других условий полета.
Элементы вингсьют-акробатики
Помимо свободного полета в костюме-крыле, вингсьютеры умеют выполнять различные акробатические элементы. Самыми распространенными элементами этой дисциплины являются: бочка: сальто, облет, перестроение, полет на спине, захваты и другие маневры.
Костюм-крыло и другая экипировка
Вингсьют нередко называют «костюм-крыло» или «белка-летяга». Дело в том, что этот костюм оснащен «крыльями» или «перепонками», которые придают ему выдающиеся летные характеристики и позволяют совершать планирующие полеты.
Существуют различные модели вингсьютов, отличающиеся размерами, формой и назначением. Как правило, спортсмены пробуют несколько вариантов, а затем выбирают наиболее удобный и подходящий для себя. Вингсьютеры редко меняют костюмы, так как привыкают к особенностям и возможностям своего вингсьюта.
Кроме самого комбинезона с крыльями спортсмен использует специальную обувь, перчатки и защитный шлем, высотометр и парашют.
Виды вингсьюта
Сегодня есть три основных вида вингсьюта:
Тканевый костюм имеет три крыла: два располагаются между руками и телом и еще одно между ног. Крылья с нервюрами наполняются набегающим потоком воздуха и обеспечивают подъемную силу. Внутри конструкции создается давление, придающее крылу нужную жесткость.
Все вингсьюты имеют механизм экстренного отсоединения, чтобы спортсмен мог при необходимости выбрать свободный полет. Крыло, находящееся между ног, часто делается разъемным, что облегчает приземление на парашюте.
Для полетов в вингсьюте спортсмен должен очень хорошо управлять своим телом, понимать аэродинамические особенности своего костюма и знать технику полета.
Цена вингсьюта
Стоимость вингсьютов варьируется от 400 до 3000 долларов. Самые простые модели для начинающих спортсменов можно приобрести за 400-500 долларов. Вингсьюты для более продвинутых парашютистов обойдутся в 700-1800 долларов. Профессиональные костюмы для полетов со скал могут стоить порядка 3000 долларов и больше.
Требования для полета в вингсьюте
Прыжки в костюме-крыле — это очень сложный и достаточно опасный вид экстремального спорта. Чтобы получить доступ к таким прыжкам, парашютист должен соответствовать целому ряду требований:
Обучение полетам в вингсьюте
Даже опытным парашютистам требуется прохождение специального обучение для полетов в вингсьюте. Обучение проводится в парашютных школах. Существуют различные программы подготовки для совершения полетов разного уровня сложности.
Для доступа к обучению спортсмену необходимо вступить в парашютный клуб, получить разрешение на прыжки, купить или взять напрокат вингсьют, пройти медосмотр и оформить медполис.
Для лучшего владения телом и контроля при вингсьют-пилотировании необходимо освоить курс групповых прыжков, а также практиковать групповую акробатику и прыжки во фрифлае.
Подготовка маршрута для полета
Для совершения полетов в вингсьюте необходима очень хорошая подготовка. Спортсмен должен не только превосходно управлять своим телом, но и понимать аэродинамические основы вингсьют-пилотирования.
Особой подготовки требуют Proximity прыжки, которые проходят в непосредственной близости от земли. Чтобы прыгать с гор, скал или сооружений, спортсмену необходимо предварительно очень хорошо изучить рельеф местности и составить маршрут полета. Подготовка должна учитывать рельеф местности, скорость ветра, характеристики костюма и множество других нюансов.
Где можно прыгнуть в вингсьюте?
Спортсмены, имеющие опыт в парашютном спорте, могут пройти необходимое обучение и совершить свой первый полет в вингсьюте в аэроклубе. Такие парашютные клубы есть в Подмосковье и других регионах России.
Более продвинутые вингсьютеры с большим опытом могут совершать полеты не в аэроклубах с самолета, а Proximity или BASE прыжки — со скал, гор, искусственных сооружений. Для этого спортсмены собираются группами и организуют выезды. Выполнять такие полеты в одиночку без соответствующей организации и подготовки очень опасно.
Смертность при полетах в вингсьюте
К сожалению, надо признать, что вингсьют-пилотирование и вингсьют-акробатика являются одними из наиболее сложных и даже опасных дисциплин парашютного спорта. Планируя заняться этими видами, необходимо учитывать все риски и знать статистику смертности вингсьюта.
При выброске в вингсьюте из самолета статистика смертности примерно такая, как и при обыкновенных парашютных прыжках. От 0,001% до 0,03% при прыжках с самолета заканчиваются смертью спортсмена. Гибнет от 1 до 30 человек из 100 тысяч прыжков. Такой разброс объясняется строгостью требований и уровнем организации и подготовки в разных странах.
При совершении Proximity и BASE прыжков опасность для пилота многократно возрастает. Самыми рискованными можно назвать полеты со скал и гор, когда пилот может разбиться о поверхность земли. От 0,1% до 0,2% прыжков в вингсьюте с возвышенности заканчиваются гибелью спортсмена. По статистике погибают от 1 до 2 вингсьютеров из 1000 прыжков.
К причинам смерти, которые грозят спортсмену при совершении обыкновенных парашютных прыжков, при BASE и Proximity полетах добавляются следующие риски: неправильно оцененный рельеф и неверно подготовленный маршрут полета, ошибка при выполнении начального прыжка, нераскрытие крыльев и другие неисправности вингсьюта, порывы ветра, нестабильность полета и т.д.
Вингпеки
Вингпек — это следующая ступень в развитии костюма с крыльями. Конструкция вингпека предполагает наличие жестких крыльев и двигателя с горючим. Благодаря такому усовершенствованию персональный летательный аппарат позволяет спортсмену совершать длительные полеты и преодолевать большие расстояния на более высокой скорости.
В настоящее время существует только две рабочие модели вингпеков: крыло Грифон производится в Германии компанией SPELCO GbR, а аппарат Jet Man делает швейцарский конструктор Ив Росси.
10 воздушных видов спорта
В XXI веке экстремальные виды спорта набирают популярность, начиная всерьез теснить официальные дисциплины, признанные Международным олимпийским комитетом. Едва ли не самыми захватывающими и перспективными областями экстрима являются воздухоплавание и другие дисциплины, связанные с покорением неба. Интерес к воздуху так велик, что начиная с 1997 года Международная авиационная федерация стала регулярно организовывать Всемирные воздушные игры. «РР» решил рассказать о наиболее интересных дисциплинах, включенных в программу этого соревнования
01. Парашютный спорт
История
Еще до Леонардо да Винчи древние конструкторы в Европе и Азии пытались создать некое подобие парашюта. В двадцатых годах XVII века жажда свободы заставила-таки француза Лавена его смастерить: изобретатель, заключенный в крепость, сшил из простыней подобие палатки, прикрепил к конструкции китовый ус и веревки и сиганул с крепостной стены в протекавшую внизу реку, но его поймали и вернули в тюрьму. Идею довели до ума в начале XX века. Развитию парашютизма поспособствовала Вторая мировая война. Через пять лет после ее окончания был проведен первый чемпионат мира по парашютному спорту.
Специфика
В классическом парашютизме от спортсменов требуются две вещи: приземлиться в заданную мишень и выполнить в воздухе комплекс из шести фигур в свободном падении. Мировой рекорд принадлежит нашему соотечественнику Андрею Савину, сумевшему приземлиться семь раз подряд без отклонения.
Герой
Француз Патрик де Гиардон поучаствовал в создании скайсерфинга — нового вида парашютного спорта, в котором экстремал прыгает с самолета с пристегнутой сноубордической доской и исполняет в свободном падении всевозможные фигуры. Также Гиардон создал вингсьют — крылатый костюм для планирования, в котором парашютисты напоминают белку-летягу.
02. Кайтинг
История
Кайт — английское название воздушного змея. Предшественник современного кайта появился в Китае примерно за тысячу лет до нашей эры. С тех пор люди пытались улучшить летательные свойства воздушного змея и приспособить его для своих нужд. Его использовали для ловли рыбы и поднятия грузов, в качестве игрушки, для исследования атмосферных явлений и даже для наблюдения за противником во время войны. Спортивная история воздушных змеев началась лишь в XX веке.
Специфика
Кайты делятся на два вида: любительские и спортивные. Главное отличие змеев для пилотирования от традиционных — возможность полностью контролировать полет аппарата. В Сети есть немало их чертежей, но специалисты рекомендуют покупать их в специальных ателье — таких не больше десяти в мире. Стоимость — от 150–200 евро. Раз в два года проводятся чемпионаты мира, в них принимают участие лучшие пилотажные группы с профессиональными кайтами. Судьи оценивают степень синхронности движения змеев, сложность трюков. На деле схема работы спортивного змея очень проста: есть две стропы, тянешь за правую — он поворачивается вправо, за левую — влево.
Герой
Один из самых известных дизайнеров воздушных змеев в мире — канадец Робер Трепанье. Его кайты скорее напоминают произведения искусства. Предметом изображения становятся преимущественно люди и животные, которые живут в небе своей жизнью, восхищая, а иногда и пугая прохожих. Стоимость самодельных шедевров довольно высокая — до 1500 долларов.
03. Воздухоплавание
История
Именно воздушные шары позволили человеку впервые подняться в небо. Принято считать, что изобрели этот летательный аппарат братья Монгольфье в конце ХVII века. Впрочем, официальная версия куда более привлекательна. Хотя бы потому, что испытывать изобретение отправили очень веселую компанию: барана, петуха и утку. Имен им, в отличие от собак-космонавтов, не дали, зато они вернулись на землю целыми и невредимыми.
Специфика
Воздухоплавание — это полеты в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха. К ним относятся аэростаты (по-простому воздушные шары) и дирижабли. Соревнования по воздухоплаванию — это не только красивое шоу, но и профессиональный вид спорта, по которому проходят различные турниры, от Кубка России до чемпионатов Европы и мира. Главная задача спортсменов — не только достичь цели, но и выполнить задание, например сбросить маркер на мишень. Задача усложняется тем, что воздухоплавание — совершенно неманевренный вид передвижения и полностью зависит от ветра, от его направления и скорости. Зато оно считается наиболее безопасным из всех экстремальных видов спорта.
Герой
Россиянин Станислав Федоров — один из самых известных воздухоплавателей на планете. На его счету семь мировых и один абсолютный мировой рекорд. Он же совершил самый быстрый полет на тепловом дирижабле, развив скорость 27,45 км/час. Обладатель ордена «За личное мужество» установил еще один рекорд, поднявшись на дирижабле «Полярный гусь» на высоту более 8 тыс. м.
04. Парапланеризм
История
Революцию в парашютостроении произвел американец Стив Снайдер. В середине 60-х годов прошлого столетия он представил общественности парашют-крыло, сегодня именуемое парапланом. Само слово появилось в результате сокращения «парашют планирующий». Первыми пилотами нового летательного аппарата стали обычные парашютисты. Со временем параплан доработали: помимо традиционных летунов появились «карлсоны» — парапланеристы, у которых на спине крепится двигательная установка — парамотор.
Специфика
Параплан летает медленно и поэтому считается одним из самых безопасных летательных аппаратов. Он состоит из купола и системы строп, с помощью которых пилот ловит ветер. Обычно парапланеристы стартуют с возвышенностей, поймав восходящий поток воздуха. Невил Хьюлетт в 2008 году установил мировой рекорд на самый дальний перелет — 502,9 км.
Герой
Один из лучших парапланеристов мира Брюс Голдсмит по профессии дизайнер. Британец уже больше 20 лет занимается конструированием парапланов. Свой первый аппарат он создал в 1989 году, и его творение сразу же стало очень популярно. А вот к чемпионскому титулу Голдсмит шел намного дольше: он выиграл чемпионат мира в 2007 году.
05. Дельтапланиризм
История
На первый взгляд дельтаплан кажется очень простой конструкцией, и многие удивляются, когда узнают, что появился этот летательный аппарат уже после первых полетов в космос. Стреловидное крыло с подвеской для пилота весит всего 5–7 кг. Да и стоит зачастую меньше тысячи евро. Дельтаплан прост в управлении, и при определенной сноровке дельтапланерист способен легко приземлиться в заданной точке.
Специфика
Чаще всего пилоты стартуют на склонах. Спортсмен бежит до тех пор, пока его не подхватят восходящие потоки воздуха, благодаря которым и осуществляется полет. Еще один вариант — буксировка (в роли буксира может выступать и человек). Те, кому наскучило просто летать, могут поучаствовать в турнирах. Часто соревнуются в полете до определенной точки на скорость. Побеждает тот, кто долетел первым.
Герой
Родившийся в середине XIX века Отто Лилиенталь стал первым человеком, который объяснил причины парения птиц. За свою жизнь он изобрел, построил и испытал 11 аппаратов, позволяющих парить в воздухе подобно пернатым. В том числе прототип дельтаплана. Его труд во многом помог развитию современной авиации. «Жертвы неизбежны», — сказал немецкий изобретатель перед смертью, попав в аварию на своем планере.
06. Роупджампинг
История
Роупджампинг обязан своим появлением чистой случайности. Американский скалолаз Дэн Осман, известный своей любовью к экстриму, сорвался с большой высоты, но спасся благодаря страховочной веревке. Чтобы избавиться от страха падения, он начал срываться намеренно и в 1989 году изобрел новый вид спорта.
Специфика
Прыгать можно откуда угодно: с высотных зданий, мостов, вышек, скал. Приоритетов при выборе объекта два: высота и безопасность. Новичку прыгать сразу со стометровой башни точно не стоит. Также особенно внимательно нужно отнестись к выбору команды, которая проводит прыжок. Лет пять-шесть назад в России был бум, число желающих прыгнуть с веревкой резко увеличилось. Появились и люди, готовые заработать на энтузиастах-любителях, не соблюдающих необходимые меры безопасности.
Герой
Россиянин Андрей Нефедов и украинский роупджампер Владимир Мусатов установили в 2010 году мировой рекорд, прыгнув с высоты 355 м. Предыдущее достижение принадлежало изобретателю этого вида спорта — 304,8 м. Осман установил его в 1998-м, и в течение 12 лет никому не удавалось этот рекорд побить. В том же году американский экстремал погиб: во время одного из прыжков оборвалась веревка.
07. Слэклайн
История
В 80-х годах в Йосемитском национальном парке в Калифорнии Адам Гроссовский и Джеф Эллингтон придумали развлечение: ходить по подвешенным между столбиками цепям, ограждающим парковку. Йосемити — известный центр альпинизма и скалолазания, и там всегда полно экстремалов. Скучающие в перерывах между восхождениями спортсмены быстро подхватили идею коллег, правда, заменили цепи на альпинистские веревки.
Специфика
В немецких школах проводили исследование, результаты которого показали: дети, хотя бы раз в неделю ходящие по канату, учатся гораздо лучше. Чтобы научиться слэклайну, достаточно иметь сносную физическую подготовку и упорство. Слэклайн — это хождение по канату, вернее, стропе (веревка плоская, а не круглая), которая свободно закреплена и может отклоняться под действием силы тяжести не только вниз, но и в стороны. Существует несколько основных разновидностей слэклайна: дисциплины варьируются в зависимости от длины дистанции (лонглайн) и высоты натяжения стропы (хайлайн). Мировой рекорд в хайлайне — 1800 м, в лонглайне — 384 м.
Герой
Для слэклайнеров Энди Льюис — личность легендарная. Этот американец узнал о том, что такое слэклайн, в 2004-м и уже через четыре года поднимался на пьедестал на всех крупнейших соревнованиях. Он первым смог выполнить сальто назад, сохранив при этом равновесие. Невероятные трюки, на которые способен этот парень, увидели в прямом эфире больше ста миллионов зрителей во время шоу Мадонны на открытии Суперкубка Национальной футбольной лиги США.
08. Аэробатика
История
Первый чемпионат мира по аэробатике — демонстрации фигур высшего пилотажа моторными самолетами, вертолетами, планерами или парапланами — прошел в Венгрии в 1960 году. Первый европейский турнир провели через 17 лет. На соревнованиях по высшему пилотажу спортсмены должны выполнить две фигуры — «домашнюю заготовку», множество раз уже отработанную, и объявленную участнику за пару часов до старта. Причем выполнять все нужно в ограниченном пространстве — в квадрате со сторонами 1 км, высота пилотирования — от 100 до 1000 м.
Специфика
Двадцать лет назад Международная авиационная федерация стала проводить соревнования под музыку. Судьи на полном серьезе оценивают не только выполнение фигур, но и «хореографию» спортсменов. Стать участником соревнования по аэробатике не так просто. Как любому пилоту, перед тем как сесть за штурвал, спортсмену необходимо пройти врачебно-летную экспертную комиссию, теоретическую и тренажерную подготовку.
Герой
Российский пилот Алексей Максимов — один из лучших спортсменов-любителей в России. На своем «пожилом» учебно-тренировочном реактивном самолете Л-29, не приспособленном для таких трюков, он выполнил сложную фигуру «колокол», при которой самолет находится носом вверх на нулевой скорости, после чего, проседая, опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. Известны его слова: «Для меня самолет не способ передвижения, это хобби, средство познания жизни».
09. Авиамодельный спорт
История
Международная авиамодельная комиссия была учреждена в составе Международной авиационной федерации в 1923 году. Тогда же в Советском Союзе было создано Общество друзей воздушного флота. Под его надзором в стране происходило развитие авиамодельного спорта. Всего через три года, в августе 1926-го, состоялись первые Всесоюзные соревнования летающих моделей.
Специфика
Хотя летающую модель самолета можно купить в любом магазине игрушек, в основном авиамодельным спортом увлекаются взрослые люди. Существует три основных разновидности мини-самолетов: кордовые, то есть привязанные к тросу, модели свободного полета и радиоуправляемые. На состязаниях, проходящих под эгидой Международной федерации авиаспорта, спортсмены соревнуются, чей самолет лучше, быстрее, маневреннее и выносливее.
Герой
Игорь Трифонов, выступающий со своей кордовой моделью в классе «воздушный бой», стал двукратным чемпионом мира, но никак не мог выиграть первенство России. Нынешний вице-президент Федерации авиамодельного спорта России убежден: без его вида полноценное развитие большой авиации немыслимо. По его словам, сейчас авиамодельный спорт переживает, возможно, не самые лучшие, но и не худшие времена: спортсмены в стране есть, есть и места для тренировок. Хотя россияне и отстают от американцев, но со временем, уверен он, эти трудности можно будет преодолеть.
10. Соревнования самодельных летательных аппаратов
История
Red Bull Flugtag — чемпионат самодельных летательных аппаратов — собирает самых безумных изобретателей со всего мира. Первые соревнования прошли в 1991 году в Вене и с тех пор приобрели огромную популярность. Для участников устанавливают ограничения: аппарат должен приводиться в движение силой рук, должен быть изготовлен из материалов, которые не тонут, и весить без пилота не больше 180 кг.
Специфика
На самодельных аппаратах летают по всему миру, а не только во время «редбулловского» безумства. Например, американец Джонатан Трапп вошел в историю как изобретатель-оригинал, покоривший Ла-Манш. Он перелетел пролив на связке воздушных шариков, привязанных к плетеной корзине. Расстояние в 100 км Трапп преодолел за несколько часов.
Герой
52-летний швейцарец Ив Росси, известный так же, как «Реактивный человек» (Jet Мan), — бывший военный летчик, собственноручно сконструировавший складное трехмерное крыло и реактивный ранец. Первый полет, длившийся пять минут, Росси совершил над Альпами. Затем он перелетел Ла-Манш менее чем за десять минут. Пытался Росси совершить и первый межконтинентальный перелет из Марокко в Испанию, но упал в Гибралтарский пролив. К счастью, швейцарец не пострадал и через полтора года совершил еще один полет — через Большой Каньон в американском штате Аризона.