Как называется пауза в волейболе
Сколько сетов (партий) в волейболе: время игры, тайм-ауты, перерывы
По правилам ФИВБ (Международной федерации волейбола) волейбольный матч состоит из пяти сетов (партий), но также, команда, которая выигрывает три первые партии, становится победителем матча (то есть 5 сетов играется не всегда). В некоторых любительских турнирах или школьных соревнованиях нередко играют до двух побед 2:0, а если счёт двух первых таймов 1:1, то решающей является 3-я партия.
В отличие от тенниса, который состоит из нескольких сетов, волейбольная партия – это игра, состоящая из нескольких розыгрышей. Каждый розыгрыш начинается с подачи и продолжается до тех пор, пока мяч не выйдет из игры. Команде начисляется по одному очку за победу в каждом розыгрыше.
Каждая партия разыгрывается до 25 очков, за исключением пятого сета, решающий 5-й тай-брейк играется до 15 очков. Чтобы выиграть партию, команде необходимо удержать преимущество в два очка. Например, если счёт сета 24-21 то лидирующая сторона выиграет его, если наберёт следующее очко. С другой стороны, если счёт равный 24-24, то следующая команда, которая забьёт, будет иметь гандикап только 1 бал, а по правилам необходимо два. В таком случае розыгрыш партии должен продолжаться до тех пор, пока лидер не оторвётся на дистанцию в 2 пункта. Счёт может получиться разным: 30-28, 44-42, 58-56 и, даже, бывали случаи, переваливал за сотню. Ничейного исхода в партии и матче быть не может!
Сколько длится волейбольный матч?
Точного ответа по поводу длительности матча в волейболе не даст никто. Продолжительность игры зависит от многих факторов: уровня команд, количество сыгранных сетов, технические задержки, перерывов между партиями тайм-ауты, оказание медицинской помощи игрокам и тому подобное.
Время на перерыв между партиями ограничивается тремя минутами (за это время команды меняются площадками, а судьи заносят новые расстановки в протокол).
В среднем было подсчитано, что на поединок в волейболе уходит от 60 до 90 минут, при условии, если играется 3 партии. Если в матче играются все 5 сетов, то его продолжительность может составить целых 2-3 часа. Что касается длительности одной партии, то это в среднем 20-30 минут. Если брать чистое время игры одной партии, то это около 7 минут. Дело в том, что один розыгрыш, особенно в профессиональном волейболе длится около 7-8 секунд (там проходит всё быстро, и только в редких случаях удаётся перевести мяч через сетку несколько раз).
Немало времени уходит на тайм-ауты. Всего в каждом сете каждая сторона может взять по 2 тайм-аута длительностью 30 секунд. Также на соревнованиях, проводимых под эгидой FIVB, есть технические тайм-ауты (длительность каждого 60 сек.). Данные перерывы применяются с 1 по 4 партии, когда ведущая команда набирает 8 и 16 очков. В пятом сете технические тайм-ауты запрещены, но там стороны могут воспользоваться правом взять обычные 2 тайм-аута.
Правила игры в волейбол. Глава 5. Перерывы и задержки
Глава 5. Перерывы и задержки
16. Обычные перерывы в игре
Обычными перерывами в игре являются тайм-ауты и замены игроков.
16.1 Количество обычных перерывов
Каждой команде дано право максимум на два тайм-аута и на шесть замен игроков в каждой партии.
16.2 Запрос обычных перерывов
16.2.1 Перерывы могут быть запрошены тренером или игровым капитаном и только ими. Запрос осуществляется соответствующим жестом, когда мяч находится вне игры и до свистка на подачу.
16.2.2 Запрос замены до начала партии разрешается. Эта замена фиксируется как обычная замена в этой партии.
16.3 Последовательность перерывов
16.3.1 Запрос одного или двух тайм-аутов и один запрос о замене игрока любой команды могут следовать один за другим, без необходимости возобновить игру.
16.3.2 Однако, команде не разрешается последовательно просить замену игрока в течение одного перерыва в игре. Два или более игроков могут быть заменены во время одного перерыва.
16.4 Тайм-ауты и технические тайм-ауты
16.4.1 Все тайм-ауты, которые запрашиваются, длятся 30 сек.
Для официальных соревнований ФИВБ в 1-4 партиях есть два дополнительных 60-секундных «технических тайм-аута», которые применяются автоматически, когда лидирующая команда набирает 8 очков и 16 очков.
В решающей (5-й) партии нет «технических тайм-аутов» и каждой командой могут быть запрошены два обычных 30-секундных тайм-аута.
16.4.2 Во время тайм-аутов игроки, находившиеся на площадке, должны подойти к своей скамейке.
(Об ограничениях смотри Правило 8.1)
(О заменах Либеро — смотри Правила 20.3.2 и 20.3.3).
16.5.1 Замена должна проводиться в пределах зоны замены.
16.5.2 Замена должна длиться столько времени, сколько необходимо для записи замены в протокол и разрешения игрокам выйти и войти на игровую площадку.
16.5.3 В момент запроса замены заменяющий игрок(и), должен быть готов к ней и находиться рядом с зоной замены.
Если эти требования не выполнены, замена не предоставляется, а команда подвергается санкции за задержку игры.
Для официальных соревнований ФИВБ используются специальные пронумерованные таблички для облегчения процедуры замен.
16.5.4 Если тренер намерен сделать более одной замены, он должен показать количество замен во время их запроса. В этом случае замены должны быть сделаны последовательно, одна пара игроков за другой.
16.6 Неправильные запросы
16.6.1 Неправильно запрашивать перерывы:
16.6.1.1 когда мяч находится в игре, в момент или после свистка на подачу;
16.6.1.2 членом команды, не имеющим на это права;
16.6.1.3 для замены игрока команды, которая перед этим произвела замену, без предварительного возобновления игры;
16.6.1.4 после использования разрешенного количества тайм-аутов и замен игрока.
16.6.2 Первый неправильный запрос, который не влияет на игру и ее не задерживает, должен быть отклонен без каких-либо последствий.
16.6.3 Повторение неправильного запроса в матче определяется как задержка.
17. Задержки игры
Неправильные действия команды, которые оттягивают продолжение игры, расцениваются задержкой игры и, среди прочих, включают:
17.1.1 затягивание замены;
17.1.2 затягивание всех других перерывов после получения указания возобновить игру;
17.1.3 запрос неправильной замены;
17.1.4 повторение неправильного запроса;
17.1.5 задержка игры членом команды.
17.2 Санкции за задержки
17.2.1 Санкции «предупреждение за задержку» и «замечание за задержку» являются командными санкциями.
17.2.1.1 Санкции за задержки остаются в силе на весь матч.
17.2.1.2 Все санкции за задержку (включая предупреждение) записываются в протокол.
17.2.2 Первая задержка игры в матче членом команды наказывается «предупреждением за задержку».
17.2.3 Вторая и последующие задержки любого вида любым членом этой же команды в этой игре являются ошибкой и наказываются «замечанием за задержку», т.е. проигрышем розыгрыша мяча.
17.2.4 Санкции за задержку до или между партиями применяются на следующую партию.
18. Исключительные перерывы в игре
18.1.1 Если в игре происходит серьезный несчастный случай, судья должен немедленно остановить игру и разрешить медицинскому персоналу выйти на площадку. Розыгрыш мяча повторяется.
18.1.2 Если травмированный игрок не может быть заменен по правилам или в порядке исключения, то игрок получает 3 минуты времени для восстановления, но не более одного раза для одного и того же игрока в матче.
Если игрок не восстановился, его команда объявляется в неполном составе.
18.2 Внешняя помеха
Если игра прерывается извне, то розыгрыш мяча останавливается и затем повторяется.
18.3 Продолжительный перерыв
18.3.1 Если непредвиденные обстоятельства прерывают матч, первый судья, организатор и ГСК, если он есть, должны определить меры которые должны быть предприняты для восстановления нормальных условий.
18.3.2 Если происходит один или несколько перерывов, не превышающих, в целом, четырех часов:
18.3.2.1 если матч возобновился на этой же игровой площадке, то прерванная партия будет продолжена обычным порядком с прежними счетом, игроками и расстановкой. Сыгранные ранее партии сохраняют свой счет;
18.3.2.2 если матч возобновлен на другой площадке, то прерванная партия аннулируется и переигрывается с этими же составами команд и этими же начальными расстановками. Сыгранные ранее партии сохраняют свой счет.
18.3.3 Если происходит один или несколько перерывов, превышающих, в целом, 4 часа, весь матч должен быть переигран.
19. Перерывы и смена площадок
Все перерывы между партиями продолжаются 3 минуты. В течение этого времени происходит смена площадок и запись расстановки в протокол.
По просьбе организаторов перерыв между 2-й и 3-й партиями может быть увеличен компетентным лицом до 10 минут.
19.2 Смена площадок
19.2.1 После каждой партии команды меняются площадками, за исключением решающей партии.
19.2.2 В решающей партии, по достижении одной командой 8 очков, команды без задержки меняются площадками и расстановка игроков остается прежней.
Если смена сторон не была выполнена в момент, когда лидирующая команда набрала 8 очков, то она должна быть произведена сразу после выявления этой погрешности. Счет, достигнутый ко времени смены сторон площадки остается прежним.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Правила игры в волейболе — доступно и просто
Правила игры в волейболе, предлагаемые в статье, являются сокращенным вариантом официальных правил классического волейбола и содержат основные пункты, достаточные для ведения полноценной игры, а также для проведения большинства соревнований на любительском уровне.
Содержание
Размеры волейбольной площадки и высота волейбольной сетки
Игра проводится на прямоугольной площадке размером 18 х 9 м. (см. рисунок 1). Посередине проходит средняя линия, на расстоянии 3 м от нее, с двух сторон – линии атаки, которые разделяют половины площадки на переднюю и заднюю зоны. Перед лицевой линией находится зона подачи, которая ограничена по бокам двумя короткими линиями, нанесенными на продолжении боковых линий.
Сетка устанавливается в середине площадки, над средней линией (см. рисунок 2). Высота волейбольной сетки: для мужчин – 2,43 м, для женщин – 2,24 м. Над боковыми линиями устанавливаются ограничительные антенны (пластиковые стержни, длиной 1,8 м), которые возвышаются над сеткой на 0,8 м (об их назначении – далее).
Состав команды и замены
В игре могут принимать участие до 14 человек, но на площадке могут находиться одновременно только 6 игроков. Остальные игроки – запасные.
В процессе игры разрешается производить замены игроков: в одной партии разрешается сделать 6 прямых замен и 6 обратных. Что это значит?
Если, к примеру, запасной игрок 1 поменял игрока 2, который был на площадке, то это прямая замена. Если в дальнейшем они поменяются обратно, то это будет обратная замена, причем игрок 2 (который теперь запасной) может менять только игрока 1, и никакого другого. После обратной замены эта пара игроков (1 и 2) до конца партии в заменах уже участвовать не могут.
Точно так же в заменах могут участвовать и другие 5 пар игроков. Таким образом и получается, что за партию разрешается сделать 6 прямых и 6 обратных замен. Причем замены можно делать как последовательно, по очереди, так и одновременно (хоть 6 игроков сразу).
Замены должны производиться с разрешения судьи и через зону замены (зона между лицевой линией и линией атаки).
Формат игры
Выигрыш сета и матча
Цель игры – заставить мяч упасть (коснуться площадки) на стороне противника, или заставить противника нарушить правила. В этом случае команда получает очко.
Команда выигрывает сет (партию), если набирает 25 очков (за исключением решающей 5-ой партии), с преимуществом минимум в 2 очка. При равном счете 24:24 игра продолжается до достижения какой-либо командой преимущества в 2 очка (26:24, 27:25 и т.д.).
Сколько сетов в волейболе? Победителем матча становится команда, которая выигрывает три сета. При равном счете по партиям 2:2, играется решающая, пятая партия, до 15 очков, с минимальным преимуществом в 2 очка.
Таким образом, счет в матче может быть: 3:0, 3:1 или 3:2.
Жеребьевка
Перед матчем судья проводит с капитанами команд жеребьевку, для определения команды, которая будет подавать первой и определения сторон площадки в первой партии. Во второй партии право подачи переходит к другой команде и команды меняются сторонами. Такая же смена происходит в третьей и четвертой партиях. Если играется пятая партия, то жеребьевка должна быть проведена снова.
Победитель жеребьевки выбирает один из трех вариантов:
право подавать подачу,
право принимать подачу,
сторону игровой площадки.
Проигравший жеребьевку принимает (выбирает) оставшийся вариант. Например, если победитель выбрал прием подачи (значит, подавать будет проигравший), то проигравший может выбрать сторону игровой площадки. Если победитель выбрал сторону площадки, то проигравший может выбрать либо подачу, либо ее прием.
Позиции в волейболе и правило перехода
В начале каждой партии на площадку выходят 6 игроков и занимают определенные позиции. Это называется стартовой расстановкой. Позиции пронумерованы следующим образом (см. рисунок 3).
Три игрока вдоль сетки являются игроками передней линии и занимают позиции: 2 (передний правый), 3 (передний центральный) и 4 (передний левый). Остальные игроки являются игроками задней линии, их позиции: 1 – зона подачи (задний правый), 6 (задний центральный) и 5 (задний левый).
Игра начинается вводом мяча в игру при помощи подачи. В момент удара при подаче, в начале игры, все игроки на обеих сторонах площадки должны занимать позиции, соответствующие стартовой расстановке (кроме подающего игрока, который может занимать любую позицию за лицевой линией, в пределах зоны подачи). Это называется правилом расстановки. После удара на подаче игроки обеих команд могут перемещаться повсюду и занимать любое место на своей площадке и в свободной зоне (вся остальная площадь зала).
Если в момент подачи игроки (игрок) находится не в своей правильной позиции, то судьей фиксируется ошибка в расстановке и команда проигрывает очко.
Когда принимающая мяч команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке (см. рисунок 3).
Например, подает команда 1. Команда 2 принимает мяч и совершает ошибку. В результате команда 1 выигрывает очко и все игроки в обеих командах остаются на своих местах. Команда 1 продолжает подавать. Команда 2 принимает мяч, разыгрывает и атакующим ударом перебивает его на сторону противника, добивая мяч до пола. В результате команда 2 выигрывает очко, получает право на подачу и все игроки команды 2 переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок зоны 2 переходит в зону 1, на подачу, игрок зоны 1 переходит в зону 6, игрок зоны 6 – в зону 5 и т.д. При этом игроки команды 1 остаются на своих местах до тех пор, пока не выиграют очко и вместе с ним право на подачу.
Более подробно о правилах расстановки можно прочитать здесь.
Перерывы и интервалы
Перерыв – это время между состоявшимся розыгрышем и свистком судьи для следующей подачи. Перерывами являются тайм-ауты и замены, которые запрашиваются тренером (в отсутствии тренера – капитаном команды) у судьи, когда мяч находится вне игры и до свистка судьи на подачу.
В каждой партии команда имеет право на 2 тайм-аута (перерыва), длительностью 30 секунд, а также на 6 прямых и 6 обратных замен (про замены см. здесь).
Интервал – это время между партиями. Все интервалы длятся три минуты.
Игровые действия
Мяч в игре
Мяч, посланный на площадку соперника, должен пройти над сеткой в пределах площади перехода. Площадь перехода – это часть вертикальной плоскости сетки, ограниченная следующим образом (см. рисунок 4):
снизу – верхним краем сетки;
по бокам – антеннами и их воображаемым продолжением;
Мяч считается «в площадке», если при контакте с полом любая часть мяча касается площадки, включая ограничительные линии (разметку).
Мяч считается «за» когда:
все части мяча, который контактирует с полом, находятся полностью за ограничительными линиями разметки;
он касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека;
он касается ограничительных антенн (см. рисунок 2), шнуров, стоек;
он пересекает вертикальную плоскость сетки частично или полностью за пределами площади перехода;
он полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой (см. рисунок 4).
При пересечении сетки мяч может касаться ее.
Мяч, попавший в сетку, может быть оставлен в игре, если не превышен лимит трех ударов команды (про лимит трех ударов см. здесь).
Удары команды
Ударом называется любой контакт игрока с мячом во время игры.
Для возвращения мяча на сторону соперника команда может использовать максимум три удара (блок в эти три удара не входит). Если использовано более 3-х ударов, команда совершает ошибку «ЧЕТЫРЕ УДАРА».
Один игрок не может ударить мяч два раза подряд.
Характеристики удара
Мяч может касаться любой части тела.
Мяч не должен быть схвачен и/или брошен.
Мяч может касаться различных частей тела, при условии, что касания происходят одновременно. Исключения:
при блокировании последовательные касания могут быть совершены одним игроком или несколькими игроками, при условии, что касания происходят во время одного действия;
при первом ударе команды мяч может касаться различных частей тела последовательно, при условии, что эти касания происходят во время одного действия.
Ошибки при ударе
ЧЕТЫРЕ УДАРА: команда касается мяча четыре раза до его возврата на сторону соперника.
ЗАХВАТ: мяч схвачен и/или брошен; он не отскакивает при ударе.
ДВОЙНОЕ КАСАНИЕ: игрок касается мяча дважды подряд, или мяч касается различных частей его/ее тела последовательно.
Подача
Подача – это введение мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи.
Первая подача в партии и порядок подачи
Команда, которая будет подавать первой в первой партии, а также в решающей пятой партии, определяется жеребьевкой. В других партиях первой подает команда, которая не подавала первой в предыдущей партии.
После первой подачи в партии подающий игрок определяется следующим образом:
когда подающая команда выигрывает розыгрыш, игрок, который подавал до этого, подает вновь;
когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает право подавать и делает переход перед выполнением подачи. Подавать будет игрок, который переходит с правой позиции передней линии (2) на правую позицию задней линии (1).
Выполнение подачи
Подача выполняется после разрешающего свистка судьи. На выполнение подачи игроку дается после свистка 8 секунд. Подача, выполненная до свистка судьи, не засчитывается и повторяется.
Удар по мячу должен быть нанесен кистью или другой частью одной руки после того, как он подброшен или выпущен с руки (рук).
На выполнение подачи дается одна попытка, то есть мяч разрешается подбросить или выпустить только один раз.
В момент удара по мячу или отталкивания при подаче в прыжке подающий игрок не должен касаться площадки (в том числе лицевой линии) и поверхности пола за пределами зоны подачи.
После удара подающий игрок может заступить за лицевую линию, или приземлиться за пределами зоны подачи, или на площадке.
Ошибки при подаче
Подающий игрок нарушает порядок подачи (не был выполнен переход, либо он был выполнен неправильно, и в результате подачу совершил не тот игрок).
После подачи мяч касается игрока подающей команды, попадает в сетку, уходит «за» (что значит «за» см. здесь), или пересекает сетку за пределами площади перехода (что такое площадь перехода смотрите здесь).
Атакующий удар
Все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок (что такое блок см. здесь), считаются атакующими ударами.
Ограничения атакующего удара
при отталкивании для прыжка стопа (стопы) игрока не должны ни касаться линии атаки, ни переходить за нее (см. рис.1);
после своего удара игрок может приземляться в передней зоне.
Ошибки при атакующем ударе
Игрок ударяет по мячу на стороне противника.
Игрок направляет мяч «за».
Блокированием является действие игроков вблизи сетки для перехвата мяча, идущего от соперника, осуществляемое выносом любой части тела выше верхнего края сетки, независимо от высоты контакта с мячом. Только игрокам передней линии разрешено участвовать в состоявшемся блоке, и в момент контакта с мячом часть тела должна быть выше верхнего края сетки.
Блокировать подачу соперника запрещается.
Ошибки блокирования
Блокирующий касается мяча на стороне СОПЕРНИКА до или одновременно с атакующим ударом соперника.
Игрок задней линии или Либеро совершает блокирование или участвует в состоявшемся блоке.
Блокирование подачи соперника.
Мяч от блока выходит «за».
Блокирование мяча в пространстве соперника за антенной.
Попытка Либеро блокировать индивидуально или коллективно.
Игрок у сетки
Перенос через сетку
При блокировании игрок может касаться мяча по другую сторону сетки, при условии что он/она не мешает игре соперника до или во время его атакующего удара.
После атакующего удара игроку разрешено переносить руку по другую сторону сетки, при условии что контакт состоялся в пределах его/ее собственного игрового пространства.
Проникновение под сеткой
Разрешено проникать в пространство соперника под сеткой, при условии, что это не мешает игре соперника.
Переход на площадку соперника через среднюю линию:
разрешено касаться площадки соперника стопой (стопами), при условии, что какая-либо часть переносимой стопы (стоп) касается средней линии или находится непосредственно над ней (проекция стопы касается средней линии);
разрешено касаться площадки соперника любой частью тела выше стоп, при условии, что это не мешает игре соперника.
Контакт с сеткой
Игроки могут касаться стойки, шнуров, или любого другого предмета за антеннами, включая сетку, при условии, что это не мешает игре.
Когда мяч попадает в сетку, которая по этой причине касается соперника, это не является ошибкой.
Ошибки игрока у сетки
Игрок касается мяча или соперника в пространстве соперника до или во время атакующего удара соперника.
Игрок мешает игре соперника, проникая в пространство соперника под сеткой.
Стопа (стопы) игрока полностью переходит на площадку соперника.
Игрок Либеро
Назначение, экипировка и замещения Либеро
Каждая команда имеет право иметь в своем составе до двух специализированных защитных игроков Либеро (но на площадке может находиться только один). Его назначение – игра в защите. Для этого он может менять (замещать) любого игрока задней линии (обычно это центральный блокирующий, но может быть и любой другой игрок, слабо играющий в защите).
Игрок Либеро должен иметь форму, резко отличающуюся по цвету от формы остальных игроков команды (контрастную).
Замещения Либеро не считаются заменами (не входят в число разрешенных 6-ти прямых и 6-ти обратных замен). Они не ограничены, но должен быть состоявшийся розыгрыш между двумя замещениями Либеро. Например, Либеро заменил игрока 1, состоялся розыгрыш и затем игрок 1 опять вышел на площадку (вместо Либеро). После этого Либеро не может сразу выйти на площадку вместо игрока 2, а должен состояться розыгрыш. После розыгрыша Либеро вновь может выйти на площадку вместо любого игрока задней линии (в том числе и игрока 1).
Либеро и замещенный игрок могут выходить на площадку или покидать ее только через Зону Замещения Либеро (зона между линией атаки и лицевой линией со стороны размещения тренера и запасных игроков).
Действия, касающиеся Либеро
Либеро разрешено замещать любого игрока на задней линии.
Он/она не может подавать, блокировать или пытаться блокировать.
Если после прочтения статьи у Вас остались вопросы, то Вы можете задать их в комментариях, а также изучить официальные правила игры в волейболе в полной версии, которую можно скачать здесь.
Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!