Как называется педаль для гитары
Типы педалей эффектов и способы их подключения
Педали эффектов – это приборы, предназначенные для обработки звука музыкальных электроинструментов. Некоторые из них меняют его полностью, а другие только добавляют ему объема и делают его глубже. Некоторые модели имеют слишком большие размеры и используются только в студиях, а другие – компактные – позволяют транспортировать их для использования на концертах, репетициях и вообще где попало.
Зачем нужны педали, если гитара и так играет
Первые примочки появились еще в шестидесятых годах прошлого века и достаточно быстро обрели популярность у музыкантов. И сейчас уже сложно представить, чтобы игра на электрогитаре обходилась без них. Потому что без педалей инструмент звучит похоже на самую обыкновенную акустику, а электро берут в руки для того, чтобы делать рок с приставками хард, кор и прочими.
С помощью звуковых эффектов можно создать все: от полного искажения звука до создания объема, от задержки до улучшения частотного диапазона. Главное, не прогадать в выборе примочки и, конечно же, правильно установить их на педалборде.
Типы педалей
Мы собрали в один список все самые популярные педали гитарных эффектов. Скорее всего музыканты, на которых ты равняешься используют что-то из этого списка, а то и несколько позиций. Так что тебе предстоит либо самостоятельно попробовать каждую педаль и выбрать то, что подходит для твоих целей.
Овердрайв, дисторшн и фузз
Когда речь заходит о роке просто нельзя обойтись без педалей перегруза. А если быть точнее, то без овердрайва, дисторшна и фузза. Без них просто нельзя представить существование рока. Каждая из педалей имеет собственный способ изменения звука.
Овердрайв – делает это мягко, с сохранением динамики исполнения. Дисторшн, в свою очередь, делает звучание резким и без этой педали не обошлась ни одна композиция тяжелого рока. А фузз полностью изменяет звук, делая его синтетическим и мало похожим на изначальный. В видео ниже ты можешь посмотреть и послушать, как они звучат.
К примеру, педаль овердрайва – AMT Electronics HR.
А вот и прекрасный представитель дисторшна – AMT E2 Legend Amps.
Эквалайзер
Такая педаль позволит избирательно корректировать амплитуду сигнала. Она просто необходима при использовании большого количество эффектов или при низкокачественном усилителе мощности. При использовании педали, главное не переиграть с настройками, а то можно будет на выходе получить звук еще хуже, чем был до. Помните, что лучше ослабить ненужные частоты, чем усилить нужные.
Звук с эквалайзером на примере JOYO JF-11 EQ Bands Equalazer:
Бустеры
Эти педали громкости просто необходимы для тех, кто хочет, чтобы их соло было громче всех и слышалось отовсюду. А точнее при их помощи можно поднять звук гитары на несколько децибел выше, чем у остальных инструментов, и сделать это без перегруза и лишних изменений в звуке.
Дилей
Дилей или задержка при использовании соответствующей педали появляется за счет того, что к исходному звуковому сигналу добавляется его копия (и даже иногда не одна) с определенной задержкой. В среднем от 60 мс.
Работа педали на примере Yerasov Delay DМ-6
Хорус
Педаль с эффектом хоррус позволяет имитировать одновременное звучание нескольких инструментов. Это происходит за счет того, что создаются дополнительные звуковые сигналы, проигрывающиеся с небольшой задержкой, которая в свою очередь никогда не остается постоянной. Так получается более объемный и насыщенный звук.
Фленджер
Эта педаль позволяет создавать эффект летящего звука, а само звучание напоминает звук двигателя самолета. По типу действия фленджер схож с хорусом, но у первого время задержки в несколько раз меньше – 5 мс. А также эту педаль можно без стеснения использовать с дисторшеном. Хорус в такой компании создает синтетический звук.
Ревербераторы
При помощи этой педали можно создавать эхо. Прибор делит входящий сигнал на два независимых друг от друга. Первый, оригинальный, отдает в усилитель, как есть, а второй – с некоторой задержкой, что и создает эффект эха. Этот прибор может показаться капризным для новичков, но стоит только потратить несколько вечеров на настройку, и ты сможешь получить тот звук, который тебе нужен.
Работа педали на примере AMT RY-1 Reverberry
Компрессоры
При помощи компрессора можно выровнять звук, а точнее поймать тот самый баланс между тихо и громко, и сделать идеально. И наконец-таки все соло зазвучат без провалов, дисторшн зажжет в полную силу и произойдет еще много хороших перемен. Но при условии, что для этой педали эффектов будет выбрано правильное место в цепи и произведена корректная настройка.
Работа педали на примере AMT G-Packer
Тремоло
Эта педаль позволяет получить пульсирующее звучание. Получается это эффект за счет периодического изменения сигнала, а точнее уровня громкости. Амплитудные изменения могут быть небольшими или полными, от этого зависит какой звук получится в результате.
Работа педали на примере JOYO JF-325 Molo-Trem
Педалборд
Если у тебя одна педаль, то тебе не нужно думать, как ее правильно установить. Положил рядом и начинай мучить гитару. Но, а если их не одна, а пять или десять, то такой подход уже не работает и нужно начинать думать о том, как подключать педали эффектов в правильную цепь.
К счастью, кто-то уже давным-давно придумал такую вещь, как педалборд – место для идеальной цепи из эффектов. Точнее придумывать там было особо и нечего – в шкафу нашлась подходящая доска и на нее прикрепились все педали и запитались. Так что если у тебя достаточно прямые руки для того, чтобы сделать все красиво и удобно, то вперед. А если прямота под сомнением, то в интернете можно найти уже готовые варианты.
Проблема и одновременно преимущество педалборда в том, что он необходим для удобства переноски всех примочек, что, соответственно, делает его достаточно тяжелым. В учет идет все. Сама доска, педали и сумка. А еще главное выбрать правильный размер так, чтобы влезли все примочки и осталось еще немного места для новых.
Крепление педалей происходит различными способами. Это может быть и стяжки, и даже сверление дыр, но самым предпочтительным в конце концов оказывается текстильная застежка – Hook Loop. Тканевая часть крепится к педалборду, а цепляющая часть с крючочками – к примочке.
А также важно продумать момент питания педалей. Ведь, как часто такое случается, для каждой нужна разная мощность, что несколько усложняет решение задачи. В ход пойдут блоки питания и различные разветвители.
Правильное подключение педалей
Но сделать педалборд – это только первый шаг к идеальному звуку. Если примочки установить, как попало, то и звучать оно будет, как повезет. Даже при наличии двух педалей уже стоит задуматься о том, что должно стоять первым. Например, в случае дисторшна и дилея, перегруз должен быть перед задержкой. А если их в несколько раз больше, то простым перебором будет подобрать правильное и качественное подключение будет уже сложнее. А чем дальше ты будешь углубляться в музыку, тем больше видов педалей эффектов ты узнаешь.
Рассмотрим пример, в котором у тебя 10 педалей. По классической схеме они должны составить такую цепь:
Хотя на самом деле все может быть и иначе. Эквалайзер, к примеру, может стоять вообще в любом участке цепи, а хорус после дилея.
Мы рекомендуем тебе сначала поставить все, как положено, попробовать, а потом начать экспериментировать со звуком, ведь ты же именно за этим взялся за гитару. И к тому же, как известно, правила созданы для того, чтобы их нарушать. Ничего не сгорит и не сломается, если ты перестроишь цепь основываясь на интуиции и полагаясь только на свой слух и тюнер.
Педали для гитары: виды, типы, как выбрать
Педаль для гитары – это прибор для обработки звука музыкальных электроинструментов. Некоторые педали меняют звук полностью, другие только добавляют объема, звук становится более «глубоким». Какие-то модели предназначены только для студии из-за больших размеров, а какие-то удобно даже перевозить с собой на концертах. Педали нужны каждому музыканту, заинтересованному в уникальности звука и выражении собственного стиля.
Как и для чего появились педали для гитары
Педаль для гитары («примочка») — цифровой или аналоговый прибор, изменяющий звук музыкального инструмента на выходе различными способами. Устройство предназначено для усовершенствования, обработки или изменения звука гитары.
Впервые педали появились в 60-х годах 20-го века. Джими Хендрикс, известный в то время гитарист, впервые попробовал изменить звук электрогитары с помощью перегруза выходного звука через усилитель. Это явление по сей день называется Fuzz.
На основе такого искажения звука начали появляться разные гитарные приспособления, добавляющие звуку искажение, перегруз, ревербацию и различные мелодичные экспрессии.
В структуре формирования звучания гитары педали – самый важный элемент. В своей оригинальной форме педаль имеет вид электросхемы в металлическом корпусе, которая лежит на полу и включается ногой гитариста. Отсюда появилось сленговое название педали – stompbox (от англ. stopm – топать, box – коробка). После включения педаль изменяет тон гитары в зависимости от набора функций.
Усилитель с гитарой – это основа звучания, педаль отвечает за изменение характеристик исходящего сигнала. Звук можно изменить минимально по некоторым критериям, а можно с помощью педали изменить саунд до неузнаваемости.
Для новичков рекомендуется собирать педалборд из проверенных, недорогих, и простых в управлении педалей. Это поможет научиться обращаться со звуком. Далее можно переходить к усложненным схемам
Процессор эффектов и для чего он нужен в игре
Процессор эффектов — это цифровой прибор, позволяющий воспроизводить звук различных усилителей, причем как реальных, так и придуманных.
В гитарном процессоре много вариантов настройки звука, но т.к усилитель не встроен в сам процессор, потребуется подключение к усилителю и аудиосистеме (или компьютеру).
Гитарные процессоры часто используются музыкантами на концертах. В домашних условиях также возможно использовать педали, но надо понимать, что процессор выстраивает динамику игры и корректирует ошибки при звукоизвлечении, поэтому с ним игра кажется проще. Многие музыканты не справлялись с игрой при «честном» усилителе, хотя прекрасно справлялись с процессорами. Поэтому рекомендуется не использовать процессор на этапе развития техники. С самого начала обучения использовать усилители нужно только в том случае, если любимый стиль музыки невозможен в исполнении без звуковых эффектов. Использовать процессор лучше отдельно для исполнения композиций, отрабатывать технику рекомендуется «на живую».
Какой процессор выбрать
Digitech RP55 – самый простой и доступный по цене процессор, но с хорошим функционалом. Имеет 11 моделей усилителей и все базовые эффекты. Одновременно можно использовать до 8 эффектов, также имеется встроенная драм-машина для игры под электронные барабаны.
Digitech Element – более продвинутый функционал, 12 моделей усилителей, 31 эффект. Много возможностей для сохранения и создания новых звуков.
Гитарный кабель
Чтобы подключить гитару к процессору и прочему оборудованию необходим кабель для гитары. Обычно кабель идет в наборе с гитарой при покупке, но новички даже не задумываются, как качество кабеля влияет на игру и звук. Кабель из комплекта обычно способен только проверить работоспособность гитары. Поэтому для качественного звучания рекомендуется выбрать следующие кабели (они недорогие, но отличаются хорошим качеством): PlanetWaves, MRCable, VOX.
Исполнение гитарных эффектов
Эффекты могут проигрываться по одной из нижеперечисленных схем:
Педали эффектов
Ранее упомянутые переключатели «stompbox» являются самым распространенным типом эффектов. Достоинством таких эффектов, помимо простого управления с помощью нажатия ногой, является модульность, что позволяет совмещать различные эффекты в любой последовательности вне зависимости от производителя.
Почти все виды напольных переключателей заряжаются от девяти-вольтовых батареек или блока питания, который преобразует бытовой ток электросети в постоянный
От некоторых пользователей можно услышать, что при питании от батареек эффект лучше по звучанию. Это неправда. Правда лишь в том, что пользование блоками питания при частом использовании эффектов экономит деньги.
Виды гитарных процессоров
Напольные процессоры
Благодаря многофункциональности напольных модулей можно объединять в одну сборку несколько эффектов. Так же можно воспроизводить эффекты как по отдельности, так и включать заранее настроенные сборки. В любом напольном процессоре имеется набор базовых функций: дисторшн, задержка, компрессия, хорус, реверберация. Некоторые модули включают в себя усложненные средства, позволяющие подключать автоаккомпанимент.
Но самым глобальным плюсом напольных процессоров является удобство: не нужно тратить время на разворачивание эффектов на сцене, поскольку все можно объединить в одну сборку, также нет необходимости подключать и отключать кабели, все эффекты получают питание от одного источника напряжения. Помимо этого, можно создавать собственные пресеты – комбинации эффектов, и переключать их, что более удобно, нежели работать с несколькими напольными переключателями.
Рэковые процессоры эффектов
Говоря о рэковом устройстве, речь должна пойти о специальной стойке для монтирования, позволяющей совмещать в стойке разные эффекты и управлять ими с помощью педалей. Электроника обычно находится за кулисами или в самой глубине сцены. С гитаристом находится только устройство, напоминающее одну или несколько небольших педалей, монтирующих и электронику и эффекты.
Рэковые процессоры обладают огромными возможностями обеспечения качества звука, в отличии от аналогов в модульном или индивидуальном воспроизведении.
Встроенные в усилитель эффекты
Когда-то встроенные эффекты представляли собой только ревербератор и трель. Но к сегодняшнему дню редко можно встретить усилитель без определенного количества встроенных эффектов. В некоторых усилителях имеются практически все эффекты, включая дисторшн, модуляцию звука, задержку, компрессию и др. Некоторые разработчики берут на себя только базовые – модуляцию и эмуляцию. За компрессию и дисторшн отвечает уже исполнитель. Встроенные эффекты могут иметь прекрасное звучание, но привязать исполнителя к усилителю. Так что если эффекты не играют большой роли, то за них можно и не переплачивать, приобретая усилитель.
Нужно отметить, что термин «дисторшн» можно использовать только для обозначения определенного гитарного эффекта, речь не идет о тех случаях, когда его можно применить при описании разницы между фуззом и овердрайвом. Т.е говорить нужно не «у овердрайва меньше дисторшн, чем у фузза», а «у овердрайва меньше уровень искажения». Поэтому при употреблении этого понятия сначала выделите, о чем хотите сказать: об использовании эффекта дисторшн или об искажении уровня сигнала.
Кстати, преднамеренное искажение – это один из признаков рок-музыки. Невозможно представить звучание Smoke on The Water без искажений перед куплетом. Ноты не меняются, но композиция уже не будет такой энергичной.
Группы гитарных эффектов
Гитарное производство развивается уже много лет, за это время было создано большое количество эффектов, удовлетворяющих все запросы музыкантов и соответствующих нужному жанру.
По принципу искажения эффекты делятся на следующие группы:
Гейновые эффекты
Примочки для формирования гейновых эффектов
К таким примочкам относятся компрессоры, обрабатывающие звук в зависимости от громкости. Примочка компенсирует разницу между громкими и тихими элементами звука так, что тихие ноты звучат громче, а громкие не меняются. Поэтом в звуке нет провалов. Такие компрессоры используют для игры на ритм-гитаре чтобы усиливать аккорды.
Педали гейты
Эти педали взаимодействуют с уровнем сигнала. Они автоматически опускают сигнал, который тише установленного порога. К тому же педали гейты защищают от лишнего шума.
Педалью громкости для гитары управляется громкость звучания. Если отклонить педаль громкости вперед, то громкость увеличится, а если назад — уменьшится. Используя педаль с другими эффектами, можно добиться интересного и оригинального звучания. С педалью можно заглушить гитару, чтобы усилить вокал.
Популярные бренды
Поскольку разные гитарные примочки характеризуются разными наборами характеристик и включающих в себя функций, для новичков существует особый рекомендуемый список производителей педалей. Это обосновано разницей в цене, потому что некоторые компании делают очень дорогие педали, такие траты могут быть необоснованы. Еще одно отличие – удобство в использовании. Бренды, целевая аудитория которых – это музыканты с большим опытом, специализируются на уникальных эффектах, полагая, что опыт позволит приспособиться к замысловатому принципу работы инструмента.
Следующий список представляет компании с доступными устройствами и качественным звучанием.
Эта японская компания является одной из первых создателей педалей на рынке. В 1977 компания разработала модель «Distortion OD-1» и с тех пор выпустила еще много эффектов. У компании высокие требования к звуку, при этом они находят баланс качества и доступной стоимости.
TC Electronic
Датская компания отличается богатым ассортиментом гитарных эффектов в стильных и изящных корпусах. Самые известные среди них — тюнеры Polytune и дилеи Flashback. Эти педали доступны по приемлемым ценам и удовлетворят многие прихоти в звучании.
Какие педали покупать
При выборе педали полагайтесь на желаемый результат, потребности и цели. Для рока выбирайте Овердрайв, а далее дополняйте эффекты для создания индивидуального педалборда. Если тянет на шугейз и эмбиент – обратите внимание на дилею и ревербу. Каждая примочка самостоятельно подбирает комбинации по творческим нуждам.
Подключение педалей
Каждое изменение в классической очередности подключения повлияет на звук, поэтому необходимо учитывать все тонкости. Для начала сориентируйтесь на одну из существующих схем расстановки. Не существует единого правила, только устоявшиеся принципы в организации цепи сигналов. К экспериментам переходите только с опытом и пониманием особенностей звучания каждой примочки.
Итак, можно выстроить цепь следующим образом:
Электрогитара >> тюнер >> звуковысотные фильтры >> компрессор >> тоновые эффекты >> модуляция >> педаль громкости >> временные эффекты >> усилитель.
Такая схема сохранит уровень сигнала и поможет избежать непредвиденных искажений. В некоторых педалбордах эффекты подключаются в самом конце, как и тюнер. Можно разместить звуковысотные фильтры до компрессора, это позволит сохранить динамику и чистое звучание, можно поставить его и после дисторшна. Понятия как «правильно» нет, вариативность компоновки зависит от характеристик педалей и фантазии гитариста. Когда определили собственный порядок можно приступать к коммутации:
Подключить кабель к педали, после другим кабелем соединить педаль с усилителем.
При использовании более чем одной педали создайте цепь. Помните, что коммутация длинными кабелями ослабляет сигнал. Короткая цепь обеспечит поток сигнала от гитары к усилителю с наименьшими потерями.
Примочки подключаются и до, и после предусилителя, но всегда до конечного усилителя.
Далее работа зависит от усилителя: некоторые оборудованы так называемой «петлей эффектов» или разъемами Send и Return для подключения педалей, которые рекомендуется не включать в инструментальный вход для чистого звучания.
Далее петля делится на 2 типа: последовательная и параллельная.
Баланс уже обработанного и сухого звука изменяется с помощью регулятора на усилителе. Если в педалборде несколько модуляционных эффектов, то наличие петли обязательно.
Как подключить педали к усилителю
Очень важно при этом проверить и отрегулировать (понизить/повысить) встроенные эффекты.
Обратите внимание!
Педаль должны быть подключена к питанию во время игры на гитаре. После игры – обязательно вынуть все шнуры подзарядки. В противном случае ток негативно повлияет способность держать заряд аккумуляторной батареи.
Модели для эффектов модулирования
Модулирующие эффекты полностью изменяют звучание. С их помощью можно добиться уникального, авторского звука. Самые популярные педалей эффектов — это тремоло, фленжер и хорус.
Не путайте тремоло и вибрато. Вибрато равномерно изменяет высоту тона нот, а тремоло равномерно изменяет громкость звука, делая его прерывающимся.
Хорус способен имитировать игру нескольких гитар в одно время. Так, играя партию на одной гитаре, можно добиться такого исполнения сразу несколькими инструментами.
Фленжер немного схож с хорусом и используется при перегрузе, также способен имитировать металлический шум с небольшой задержкой.
Как выбрать педаль для гитары
Для начала нужно понять, какой вид примочки подходит по схематическому набору. Примочки, использовавшиеся до 80-х годов, были аналоговыми и изменяли сигнал напрямую. Все, что использовалось позже уже имело цифровую обработку.
Истинные ценители выберут аналоговый звук, т.к. на выходе он более чистый. Но во многом выбор ограничен стилем музыкальных композиций.
Для электрогитары
Нужно изучить каждый способ искажения звучания. Узнайте, какие звуковые оттенки дают педали. Можно услышать звучание даже не покупая педаль. Существуют специальные приложения на Android и iOS-системах, когда после обработки через программу можно услышать виртуальное звучание, похожее на нужный эффект.
На заметку!
Существует специальное программное обеспечение для компьютера, позволяющее подключить электрогитару к звуковой карте компьютера.
Для бас-гитары
Для баса можно использовать примочки, аналогичные с примочками для электрогитары. Для бас-гитары педаль отличается диапазоном рабочих частот.
Примочки делятся на:
Примочки особенно распространены в музыкальных направлениях, где бас-гитара солирует. Это делает звучание более интересным и многогранным.
Для переключения разных способов обработки используется селектор. Он же используется для направления входного и выходного сигнала.
Педаль своими руками
Для этого нужно как минимум уметь читать электронные схемы и паять. Педалью управляют при помощи ног, поэтому важно сделать ее надежной и крепкой.
Важно!
Концы кабелей должны быть изолированы, иначе это приведет к короткому замыканию.
Наглядно можно ознакомиться с процессом сборки педали по ссылке YouTube:
Руководство по гитарным педалям для новичков
Анонс
DJSTORE
Со времени своего массового распространения в 60-е годы мир гитарных педалей разросся до огромных размеров и даже перестал принадлежать исключительно гитаристам. Немудрено, что многообразие эффектов может ввести начинающих гитаристов в заблуждение.
В этом материале мы расскажем об основных эффектах, поможем разобраться в азах, а также рассмотрим лучшие педали для новичков. В статье намеренно использован максимально простой для понимания язык, без излишнего использования технических терминов и описания тонкостей.
Зачем нужны педали
Педаль — важнейший элемент пазла, формирующего звучание гитары. В своей простейшей форме педаль представляют собой лежащую на полу электросхему в металлическом корпусе, которую гитарист включает ногой. Отсюда и происходит распространенное сленговое название stompbox, объединяющее английские слова stomp — топать и box — коробка. Русскоязычный аналог не требует дополнительной расшифровки: самое распространенное слово, обозначающее гитарную педаль в народе — примочка. После включения примочка способна изменять гитарный тон в зависимости от своих функций. Таким образом, гитара и усилитель составляют основу тракта, а педаль изменяет те или иные характеристики проходящего в нем аудиосигнала. Саунд можно изменить до неузнаваемости, а можно ограничиться тонкими нюансами.
Некоторые эффекты распространены шире и используются чаще других. Реверб, овердрайв и набор модулирующих эффектов — так выглядит джентльменский набор большинства гитаристов. Новичкам стоит собрать педалборд из недорогих и проверенных педалей с простым управлением. Такой набор быстрее научит обращаться со звуком. После этого можно переходить к более сложным конфигурациям.
Не будем углубляться в авторские классификации, которые любят придумывать для своих линеек бренды и разделим педали на несколько основных типов. Для знающих английский язык продюсер и преподаватель Рик Беато подробно объясняет смысл классификации на видео. Такая классификация представляется самой удобной для запоминания.
Звуковысотные эффекты
В качестве примера укажем питчшифтеры, октаверы и вамми. Эффекты этого типа позволяют смещать изначальную ноту на определенное количество полутонов. На выходе вы либо получаете исходный + измененный по высоте сигнал, либо только измененную ноту.
Тоновые эффекты
К ним относятся различные перегрузы (кранч, овердрайв, дисторшн, фузз), wah-педали, эквалайзеры, бустеры, компрессоры. Самый знакомый новичкам эффект — перегруз. Смысл его в том, что сигнал начинает искажаться по амплитуде и насыщаться дополнительными гармониками. Встретить его можно практически в любой рок/метал-композиции и довольно часто — в поп-музыке.
Эффекты модуляции
Сюда можно отнести разнообразные хорусы, фленжеры и фейзеры. Общий смысл заключается в том, что к исходному сигналу добавляется энное количество копий с небольшой задержкой. Различаются эффекты временем задержки и тем, как они работают с фазой сигнала.
Временные эффекты
Яркий пример — дилей/эхо и реверб. Применяются для пространственной обработки, а также для разнообразных ритмических эффектов. Образец использования пространственных эффектов — группа Slowdive. А дилей, например, можно услышать во вступлении к песне «Welcome to the Jungle» от Guns N’ Roses.
Несколько в стороне стоят различные утилитарные устройства вроде тюнера, педалей громкости и луперов (из популярных артистов лупером очень любят пользоваться Эд Ширан, Dub FX и Yoav). Здесь же упомянем о педалях Мульти-FX и процессорах, которые содержат сразу несколько эффектов в одном устройстве. Полезны они тем, что позволяют услышать и поэкспериментировать сразу с целым рядом различных эффектов. Кроме того, комбинированные девайсы в итоге обойдутся дешевле, чем педалборд из собранных по отдельности педалей.
Популярные бренды
Некоторые производители гитарных примочек подходят для начинающих исполнителей больше остальных. Это обосновано ценой, поскольку некоторые бутиковые компании собирают очень дорогие педали. Другая причина — удобство использования. Многие бренды специализируются на уникальных звуках и эффектах, нацеленных на музыкантов с солидным опытом и более глубоким пониманием принципов их работы. Ниже приведены примеры компаний, которые производят доступные девайсы с качественным саундом.
Boss заслуженно считаются одними из первых создателей педалей. Японская компания разработала дисторшн OD-1 в далеком 1977 году и с тех пор выпустила много эталонных эффектов. Boss никогда не снижали высокую планку требований к звуку, находя при этом идеальный баланс качества и доступности. Они также выпускают отличные мульти-FX педали.
TC Electronic
Датская компания славится достойным ассортиментом различных гитарных эффектов, упакованных в стильные и изящные корпуса. Возможно, наиболее известные среди них — тюнеры Polytune и дилеи Flashback. Опять же стоит отметить, что эти педали легко доступны по отличным ценам и способны занять вас на долгие часы.
Какие педали покупать
Мы кратко изложили рекомендации, но выбор остается за вами. Опирайтесь на собственное видение желаемого, свои потребности и цели. Любите рок? Овердрайв — в первую очередь, а затем подумайте, чем дополнить цепь эффектов, чтобы получить полноценный педалборд под этот жанр. Нравится шугейз и эмбиент? Внимательно отнеситесь к выбору дилея и реверба. Вся прелесть примочек именно в том, что каждый самостоятельно собирает уникальные комбинации, соответствующие творческим нуждам.
Принцип подключения педалей
Теперь, когда вы уже определились с тем, какие педали пригодятся для выражения ваших идей, самое время вспомнить о порядке их подключения. Каждое изменение влияет на звук, поэтому при организации цепи сигналов необходимо учитывать все тонкости.
На начальном этапе правильным решением будет ориентироваться на одну из множества существующих схем расстановки. Помните, нет какого-то единого и общепринятого правила, есть только устоявшиеся типовые принципы в организации цепи сигналов, но и они во многом подтверждают фразеологизм «сколько людей — столько и мнений». К самостоятельным экспериментам следует переходить уже по мере обретения опыта и понимания того, как каждая конкретная примочка отражается на звуке.
Очередность цепи может быть выстроена по следующему принципу:
Электрогитара >> тюнер >> звуковысотные фильтры >> компрессор >> тоновые эффекты >> модуляция >> педаль громкости >> временные эффекты >> усилитель.
При таком порядке звуковысотные фильтры вроде вамми расположены сразу за тюнером, далее идет компрессор, снижающий динамический диапазон. После в ход идут всеми любимые перегрузы, эффекты модуляции, а замыкают цепочку дилей с ревербом. Подобная схема позволяет сохранить общий уровень сигнала и избежать непредвиденных искажений. Именно поэтому в большинстве педалбордов пространственно-временные эффекты идут в самом конце, то же самое касается тюнера, открывающего цепь — позиции педалей этих типов практически неизменны, чего не скажешь о других. Кто-то размещает компрессор до звуковысотных фильтров, чтобы сохранить динамику и чистое звучание инструмента, другие ставят его после дисторшна. Понятия «правильно» здесь нет, как видите, компоновка весьма вариативна и во многом зависит от конкретных педалей, которые есть у гитариста, а также от его собственной фантазии.
Когда вы представили порядок, приступайте к коммутации. Подключите ¼” инструментальный кабель к педали, затем другим кабелем соедините педаль с усилителем. Если вы используете более одной педали, создайте цепь с помощью коротких патч-кабелей. Обратите внимание, что коммутация длинными кабелями ослабляет сигнал. Короткая кабельная цепь обеспечивает постоянный поток сигнала от гитары к усилителю с наименьшими потерями. Примочки могут подключаться как до предусилителя, так и после него, но всегда до конечного усилителя. Дальше многое зависит от усилителя: некоторые оборудованы так называемой «петлей эффектов» или разрывом — разъемами Send и Return, служащими для подключения педалей, которые предпочитают не включать в инструментальный вход для более чистого звучания (речь о различных эффектах модуляции). В свою очередь петля делится на 2 типа: последовательный и параллельный. При последовательном разрыве весь сигнал, выходящий с предусилителя, поступает на цепь эффектов и полностью обработанным поступает в усилитель мощности. В такой разрыв включают ряд модуляционных эффектов, включая дилэй, реверб, фэйзер и прочие. При наличии параллельного разрыва исходный сигнал разделяется на два: один сперва поступает в цепь эффектов, а исходный — на вход встроенного в усилитель микшера. Таким образом баланс обработанного и сухого звука можно менять при помощи регулятора на усилителе. Если ваш педалборд включает несколько модуляционных эффектов, то наличие петли на усилителе обязательно.
Другой важный фактор при сборе педалборда — источники питания. Примочки должны быть обеспечены питанием от сети. Хороший стабилизированный блок питания с раздельными выходами способен равномерно передавать электричество сразу на несколько педалей, а также защитить от внезапных скачков напряжения и перебоев в подаче электроэнергии. Создание цепочки последовательного подключения— альтернативный метод на случай, если в вашем распоряжении есть только обычная сетевая вилка. В этом случае требуется только недорогой кабель. Многие педали также работают на батарейках, но это не самое экономичное решение, поскольку работа педали быстро выжимает из них все соки. Разобравшись с подключением, берите гитару в руки, включите педаль и начните играть. Лучший способ познакомиться с новой примочкой — проверить ее в деле.