Как называется пение без инструментального сопровождения
Каким бывает и как применяется пение а капелла
Изначально сам термин возник в церковной среде и связан с практикой папского богослужения, соответственно был применим только по отношению к религиозным песнопениям. Однако позднее стал использоваться для обозначения любого пения без инструментального сопровождения.
Первично было хоровое исполнение произведений a капелла. А капелла сейчас исполняется как хором, так и соло, дуэтом, трио, квартетом или ансамблем.
Жанры и применение
Пение акапелла довольно широко распространено и встречается в самых разных жанрах: народные песни, церковное пение, джаз, фолк, рок и многие другие.
Особенности исполнения и звучания a капелла открывают широкий спектр применения этого стиля исполнения.
Сложности и требуемые навыки
Произведения для исполнения в стиле a capella требуют длительного разучивания, так как любые недочеты и фальшь, которые обычно незаметны благодаря аккомпанементу, при исполнении будут сразу слышны.
Для чистого пения a капелла, помимо отличного знания музыкального произведения, от исполнителя требуется хороший музыкальный слух, правильная дикция, владение своим голосом, умение оставаться в нужной тональности и держать ритм. Все эти навыки начинающий вокалист может освоить во время базового обучения вокалу. При коллективном исполнении также важно знать свою партию.
Дополнительная информация!
Необязательно сразу пытаться петь без помощи инструмента. Первые репетиции можно проводить с музыкальным сопровождением, чтобы лучше запомнить свою партию, и в дальнейшем было проще находиться в нужной тональности. Обычно новички пользуются метрономом для держания необходимого темпа.
Необходимым навыком для любого певца также является умение правильно дышать. Пение происходит на выдохе, поэтому основное внимание уделяется обеспечению незаметного вдоха. Его нужно делать только в конце слова или фразы, так он не разорвет собой мелодию. Вдохи должны быть короткими и энергичными. Для обеспечения максимального наполнения легких кислородом следует дышать животом и держать ровную осанку. При исполнении a capella правильное дыхание особенно важно, так как любой шумный вдох может испортить всё звучание песни. Поэтому еще на начальном этапе обучения стоит уделить особое внимание постановке голоса и дыхания.
Как записать a капелла самому?
Для записи вокала обычно прибегают к услугам звукозаписывающей студии, имеющей необходимое профессиональное оборудование. Однако можно попробовать сделать это самостоятельно.
В случае самостоятельной записи голоса, используются специальные программы (Audacity, Free Audio Recorder, Sound Forge и другие). Для начала нужно разогреть связи и провести распевки. На курсах обучения вокалу данному аспекту уделяется особое внимание. Далее стоит прорепетировать музыкальную композицию, отрабатывая трудные места. Дальше нужно постараться изолировать все источники шума и посторонних звуков. И только тогда можно приступать к записи.
Сначала делается запись вокала в режиме моно с определёнными параметрами (16 bit/44.1 kHz), полученный файл сохраняется в формате wav.
Для качественной записи необходимо заранее правильно расположить микрофон (диафрагма микрофона и рот вокалиста должны быть на одной линии, находиться на небольшом расстоянии в несколько сантиметров), подобрать диаграмму направленности и установить различные звукопоглощающие материалы, которые устранят нежелательные призвуки комнаты.
Затем идет обработка полученной записи
Для того, чтобы добиться максимально качественной и красивой акапеллы, необходимо сохранить несколько записей пения. В самом удачном варианте могут также присутствовать недочеты, которые можно заменить на фрагмент из другой записи, где он звучал лучше.
Однако нельзя делать много дублей подряд. Вокалист не должен работать до изнеможения, так как это негативно скажется как на качестве трека, так и на здоровье исполнителя. Чтобы избежать этого, нужно делать перерывы в записи, давать связкам певца отдохнуть.
Во время записи пения также не стоит забывать о положении головы. Правильные движения головой могут отрегулировать с помощью изменения угла и расстояния от микрофона громкость пения, спрятать вдохи, устранить посторонние шумы. Нервные суетливые движения наоборот — снижают качество записи и создают множество артефактов, затрудняя процесс дальнейшей обработки трека.
Однако переживания за конечный результат не должны отвлекать исполнителя. Ему нужно чувствовать то, о чём он поёт. Целью вокалиста является передача эмоций, настроения слушателю. Так что певец не должен выходить из образа, несмотря ни на что.
А капелла – это пение? Что такое a capella
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
А капелла – это пение без инструментального сопровождения. В современной музыке, в частности, в хип-хопе, так еще называют дорожку с записью голоса, которую можно скачать и использовать отдельно от всей песни.
Термин пришел к нам из XVII века. Изначально так назывался стиль пения в папском богослужении в Сикстинской капелле в Италии. Позже этот термин получил более широкое значение: так стали называть любое пение без инструментального аккомпанемента.
Практически вся музыка на просторах Европы берет свое начало из церкви. Хоровые и ансамблевые формы пения были там в приоритете, впрочем, как и сейчас. Если светская музыка претерпела значительные изменения за прошедшие столетия, то христианская музыка почти не изменилась.
Так, сегодня в православии хоровое церковное пение – это а капелла.
А капелла – что это такое в наше время?
В наше время а капелла – это не только хор, но и дуэт, трио и ансамбль.
Исполнение без сопровождения встречается очень часто в жанре народной песни. Иногда поражает до глубины души, как люди, не получившие музыкального образования, могут а капелла спеть народную песню с двумя-тремя партиями. Русские народные песни всегда звучат очень душевно и трогают за сердце.
Народный фольклор надо беречь, ведь популярная музыка постепенно вытесняет эти душевные песни. Будем надеяться, что в памяти людей – и особенно компьютеров! – народная музыка сохранится на следующую тысячу лет.
Главная сложность исполнения без сопровождения – удерживание заданной тональности от начала и до конца произведения. Особым шиком считается исполнение а капелла в хоровом жанре, когда голоса красиво переливаются и каждый держит свою партию.
Приведу некоторые примеры мастерского исполнения а капелла.
Примеры
Мужской хор а капелла всегда производит волшебное впечатление. Глубина, мощь и сила всегда были отличительными чертами мужского хора.
В этом примере мы видим, как хор Сретенского монастыря исполняет песню «Конь» группы «Любе».
Все привыкли к этой песне как к эстрадной, а хоровое исполнение смешивает жанры. К тому же сама песня давно стала народной.
Известный коллектив «Хор Турецкого» исполняет многие свои композиции а капелла. Солисты не боятся сложностей, каждый член хора держит свою партию абсолютно блистательно.
А капелла у женщин
А капелла у женщин – это также пение без сопровождения. Не только в женском хоре, но и всегда музыкальные произведения а капелла долго разучиваются. Ведь те недочеты, которые можно спрятать за аккомпанементом, в исполнении а капелла вылезут наружу. Потому при исполнении а капелла следует очень четко знать музыкальный материал.
Это смешанный хор с девушкой-солисткой. Очень проникновенная народная песня. Кубанский казачий хор – это что-то неповторимое: невероятная палитра звука и красивые индивидуальные голоса!
Послушайте а капелла у ансамблей. Когда в ансамбле голоса подобраны профессионально, любая песня звучит по-особенному красиво:
Сложности сольного исполнения
В хоровом и ансамблевом исполнении за чистоту пения – ответственность коллективная.
В сольном исполнении за все отвечает сам музыкант! Иногда и под музыку спеть чисто достаточно непросто, а без музыки эта задача становится и вовсе непосильной! Поэтому только опытные вокалисты могут себе позволить спеть а капелла.
В видео ниже а капелла поет Елена Ваенга. Интересно, что известная исполнительница волнуется и настраивается, прежде чем спеть без аккомпанемента. Очень показательный момент:
Если уж такая опытная вокалистка испытывает трудности при исполнении а капелла, то начинающим вокалистам придется совсем тяжко.
А капелла коллектива Pentatonix
Не могу пройти мимо прекрасного коллектива Pentatonix. Здесь связано все: и битбокс, и а капелла. Партии исполняются настолько мастерски, что голоса можно принять за звуки музыкальных инструментов:
Когда живые голоса имитируют различные инструменты, это вызывает только восторг и уважение.
Группа Take 6 – это еще одни мастера имитации. Можно только представить, какой труд стоит за этой кажущейся легкостью исполнения. Сколько времени нужно для того, чтобы добиться такого ансамбля голосов и сливания тембров! Это действительно кропотливая и требующая времени работа!
Заключение
А капелла – это сложнейший вокальный жанр, требующий немалой подготовки. Но если вы чувствуете любовь к такому исполнению, то нет ничего невозможного!
Если вы хотите научиться петь а капелла и понять, что это такое, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Пробный урок по скайпу
Пройдите стартовый курс
Читайте также
Курсы вокала Пять бесплатных уроков!
Курс игры на гитаре Закажи уроки прямо сейчас!
Подпишитесь Вконтакте Будьте всегда в курсе
Следите на Instagram И делитесь с друзьями
Смотрите на YouTube Видео о вокале и гитаре
Онлайн-школа вокала «Петь легко»
Как называется пение без инструментального сопровождения
Почему пение без инструментального сопровождения называется акапелла? пение сопровождение
слово «капелла» в переводе с итальянского означает «часовня».
Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле. Термин «а капелла» в переводе с итальянского означает «как в часовне». В широком смысле пением «а капелла» называют любую вокальную музыку (солист, вокальный ансамбль, хор и комбинации вокальных составов) без инструментального сопровождения.
так проще же скопировать из википедии, чем самому писать. А что не очевидного в ответе.
Ну. раз гуглить пошли, значит. не так уж сразу ответ и пришёл в голову)
Не знаю как другие,но я чтобы меньше писать туда пошла.)) Хотя что именно из сикстинской капеллы пошло- это не помнила
Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле и называют любую вокальную музыку (солист, вокальный ансамбль, хор или комбинации вокальных составов) без инструментального сопровождения.
Надо ж. Такие красивые и правильные ответы. Неужели так очевидно?)
Ох и угораздило же вас так исказить слово! Во первых это не одно слово, а два и означают они что пела примадонна, а она сейчас поёт одна без ансамбля. (на пенсию трудно содержать музыкантов)
Тогда пойду я спать! Ах! и Нет меня. А виновата ваша ахинея!
Идите, идите, поспите, может, че умного выспите!)
ВОКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
ВОКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
А КАПЕЛЛА (итал. – a capella) – пение без инструментального сопровождения. Пение а капелла широко распространено в народном песенном творчестве.
АКЦЕНТ – (лат. accentus – ударение) – выделение, подчёркивание звука или аккорда за счёт усиления звучания и с помощью ритмического (синкопа), агогического, тембрового выделения звучания. Обозначается знаком: >
АРАНЖИРОВКА (фр. arranger – приводить в порядок) – 1) переложение, приспособление музыкального материала для определённого состава исполнителей; 2)
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ – система органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К ним относятся:
АРТИКУЛЯЦИЯ – (лат. articulo – расчленяю) – работа органов речи, необходимая для образования звуков.
АТАКА (фр. attaque – нападение) – в вокальной методике означает начало звука. Различают три вида атаки. Певец должен владеть всеми видами атаки, употребляя их в зависимости от выразительных задач.
При придыхательной атаке голосовые связки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создаёт своеобразное придыхание (звук не сразу достигает полноты звучания и точной высоты, голос несколько теряет чистоту тембра, яркость, энергию, опору).
Мягкая атака характеризуется одновременностью смыкания голосовых связок и посыла дыхания (обеспечивает чистоту интонации).
БЕГЛОСТЬ – техника пения в быстром движении. Беглость может быть природным качеством, но у большинства певцов она – результат систематических специальных занятий, которые одновременно являются лучшим средством борьбы с форсированием, т.к. быстрое движение не даёт голосу перегрузиться дыханием, гортань делается более гибкой, эластичной, улучшается интонация, голос звучит более ярко.
ВИБРАТО (итал. vibrato – колебание) – периодическое изменение звука по высоте, силе и тембру. Вибрато существует в правильно поставленном певческом голосе и придаёт ему теплоту, льющийся характер, участвует в создании индивидуального тембра певца.
ВОКАЛИЗ (лат. vocaliz – гласный) – музыкальное произведение для голоса без текста, написанное для выработки определённых вокально-технических навыков. Учебные вокализы – важнейший переходный материал от упражнений к произведениям с текстом.
ВОКАЛИЗАЦИЯ (итал. vocalizzazione) – исполнение мелодии на гласных звуках или распевание отдельных слогов какого-либо слова.
ГИГИЕНА ГОЛОСА – соблюдение певцом определённых правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата. Нагрузка на голосовой аппарат должна быть соразмерна степени его тренированности. Недопустимы:
ГЛИССАНДО (итал. glissando, от фр. glisser – скользить) – исполнительский приём, заключающийся в переходе с одного звука на другой посредством плавного скольжения, без выделения отдельных промежуточных ступеней.
ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ – система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. В неё входят:
ДИАПАЗОН (греч. dia pason – через все струны) – звуковой объём голоса от самого нижнего до самого верхнего звука. В значительной степени диапазон – природное качество, однако при правильной методике естественный диапазон может быть увеличен как вверх, так и вниз.
ДИКЦИЯ (лат. dictio – произнесение) – ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция у певца позволяет без труда понимать смысл произносимых слов и тем самым облегчает восприятие музыки.
ДИНАМИКА – совокупность явлений, связанная с громкостью звучания, которая определяется содержанием и характером музыки.
ДУЭТ (итал. duetto, от лат. duo – два) – ансамбль из двух исполнителей, а также музыкальное произведение для такого ансамбля.
ИНТОНАЦИЯ (лат. intono – громко произношу) – 1) точное воспроизведение высоты звука при музыкальном исполнении; 2) небольшой, относительно самостоятельный мелодический оборот; 3) воплощение художественного образа в музыкальных звуках.
КАНОН (греч. canon – правило) – форма полифонической музыки, основанная на строгой имитации (точное повторение мелодии во всех голосах). Каждый голос вступает раньше, чем мелодия закончится у предыдущего голоса.
КАНТИЛЕНА (лат. cantilena – пение) – певучее, связное исполнение мелодии, основной вид звуковедения, основанный на технике legato. Кантиленность вокального исполнения – результат правильной техники голосообразования и звуковедения, когда при переходе от звука к звуку характер вибрато не нарушается.
КОЛОРАТУРА (итал. coloratura – украшение) – быстрые виртуозные пассажи и мелизмы, служащие для украшений сольной вокальной партии.
КОНЦЕРТМЕЙСТЕР (нем. konzertmeister) – музыкант, инструменталист, преимущественно пианист, помогающий исполнителям разучивать партии и аккомпанирующий им на концерте.
ЛЮФТПАУЗА (нем. luftpause – воздушная пауза) – небольшой, едва заметный перерыв в звучании при исполнении музыкального произведения.
МЕЛИЗМЫ (греч. melisma – песнь, мелодия) – 1) мелодические отрывки (колоратуры, рулады, пассажи и др. вокальные украшения) и целые мелодии, исполняемые на один слог текста; 2) мелодические украшения в вокальной музыке (форшлаг, мордент, группетто, трель).
МИМИКА – выразительные движения мышц лица, отражающие чувства человека. В вокальном искусстве служит зрительным дополнением к слуховым впечатлениям от исполнения. Частыми мимическими дефектами являются гримасы: искривление рта, искусственное положение рта в форме улыбки, морщение рта и т.п.
МНОГОГОЛОСИЕ – музыкальное изложение, основанное на одновременном сочетании нескольких голосов.
МУТАЦИЯ (лат. mutatio – изменение, перемена) – переход детского голоса в голос взрослого. Возрастные границы мутации – от 10 до 17 лет.
ОБЕРТОНЫ (нем. obertöne, от ober – высокий и töne – звуки). Источник звука (голосовые связки) колеблется не только всей своей длиной и массой, но и отдельными частями. В голосовом аппарате образование окончательного тембра зависит от резонаторов. Тот или иной набор обертонов, возникающих в голосовой щели, зависит от плотности смыкания голосовых связок, степени их натяжения, включения в вибрацию той или иной части мышечной массы.
ОПОРА – термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука и манеры звукообразования.
ПАССАЖ (фр. passage – переход) – последование звуков в быстром движении, часто встречающийся в виртуозной музыке.
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА – процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования (для пения, сценической работы, ораторской речи).
РЕВЕРБЕРАЦИЯ (лат. reverberare – отражать) – остаточное звучание, возникающее в закрытом помещении в результате многократного отражения звуковых волн от различных поверхностей.
РЕЗОНАТОРЫ – полости в голосовом аппарате, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр. Они обладают собственным тоном, высота которого зависит от размеров резонатора.
РЕЧИТАТИВ (итал. recitare – декламировать) – род вокальной музыки, основанный на использовании интонационно-ритмических возможностей естественной речи
СИЛА ЗВУКА – величина звуковой энергии, одна из характеристик певческого голоса. Не следует отождествлять понятия силы звука и его громкости.
ТЕМБР (фр. timbre) – важнейшее выразительное средство голоса – окраска звука, качество, позволяющее различать звуки одной высоты, исполненные разными голосами. Тембр зависит от количества обертонов, входящих в состав звука. Тембр – в значительной степени природное качество, но он может быть улучшен в результате обучения.
ФИЛИРОВКА (фр. filer un son – тянуть звук) – умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот. Наличие навыка филировки – показатель правильности и естественности звукообразования.
ФИОРИТУРА (итал. fioritura – цветение) – различного рода мелодические украшения.
ФРАЗИРОВКА (нем. phrasierung) – смысловое выделение музыкальных фраз при исполнении музыкального произведения
ЦЕЗУРА (лат. caesura – рубка, рассечение) – граница между фразами в музыкальном произведении. При исполнении выявляется в остановке, смене дыхания, является главным средством фразировки.