Как называется первая форма науки
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАУКИ
Будущее науки видится в сосуществовании и интеграции сформированных ранее исторических типов научности: классического, неклассического и постнеклассического. В разных научных дисциплинах в зависимости от степени их развития и характера решаемых теоретических и практических проблем реализуется один из ни-х как более эффективный. Глобализация науки становится одним из главных резервов дальнейшего поддержания высоких темпов развития и эффективности мировой и национальной науки. (См. наука, история науки, развитие науки, методологический кластер, парадигма, фон науки).
Полезное
Смотреть что такое «ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАУКИ» в других словарях:
НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ — ’НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ’ (1910) одна из наиболее значимых работ Риккерта, в которой излагаются основы разработанной им методологии исторического знания. Книга представляет собой переработку и публикацию, причем в значительно… … История Философии: Энциклопедия
формы греческой жизни — Формы греческой жизни, подготовившие рождение философии Поэмы Гомера и гномические поэты Исследователи единодушны в том, что для понимания философии народа или цивилизации необходимо соотнести их с искусством, религией и социально… … Западная философия от истоков до наших дней
НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ — (1910) одна из наиболее значимых работ Риккерта, в которой излагаются основы разработанной им методологии исторического знания. Книга представляет собой переработку и публикацию, причем в значительно расширенном виде, идей доклада, прочитанного… … История Философии: Энциклопедия
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА — объединения историков профессионалов и любителей. Большинство И. о. своими задачами считает прежде всего изучение нац. и локальной истории, собирание и публикацию источников, подготовку и издание печатных работ (в т. ч. методич. пособий по… … Советская историческая энциклопедия
ИСТОРИЯ НАУКИ — изложение в хронологической последовательности динамики научных изменений (зарождение науки в целом и различных областей научного знания, открытие новых эмпирических явлений, фактов, законов, объясняющих их гипотез и теоретических моделей,… … Философия науки: Словарь основных терминов
ФОН НАУКИ — конкретная совокупность социокультурных факторов (общих ценностей как ядра культуры, философии, политики, морали, искусства, уровня развития науки, техники и производительных сил общества, форм социальной коммуникации и т. д.), составляющих… … Философия науки: Словарь основных терминов
РАЗВИТИЕ НАУКИ — качественное изменение со временем всех структурных компонентов науки (содержания научного знания, целей и средств научной деятельности, форм организации науки, взаимосвязи науки и общества). В эволюции содержания научного знания происходит не… … Философия науки: Словарь основных терминов
СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия
Вспомогательные исторические дисциплины — (другое наименование специальные исторические дисциплины) особые, относительно самостоятельные отрасли исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания… … Википедия
Специальные исторические дисциплины — (другое наименование вспомогательные исторические дисциплины) специализированные, относительно автономные отрасли исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и… … Википедия
Возникновение и основные этапы развития науки.
Как возникла наука? Существует три взгляда на происхождение науки:
1. Наука возникла в 4-5 вв. до н.э. в Древней Греции. Именно в это время на фоне разложения мифологического мышления возникают первые зачатки знаний о природе человека.
2. Наука возникла как особый вид знания в период позднего Средневековья в Западной Европе в 12-13 вв. В этот период происходит осознание роли опытного знания в деятельности человека (Р.Бэкон – 1214 – 1292).
3. Большинство историков науки считают, что в истинном смысле слова наука возникла, только начиная с 16-17 вв. Именно в этот период появляются работы Коперника, Гюйгенса, Галилея, Ньютона. Именно в отрезок времени от даты публикации работы Коперника об обращении небесных сфер (1543) до выхода работы Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687) и формировалась наука. В этот период создаются и исследуются математическим модели изучаемых явлений.
Наука, являясь конкретно историческим явлением, проходит в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов.
Науке как таковой предшествует преднаука, где зарождаются элементы науки (Древний Восток, Греция, Рим). Этот этап часто называют доклассическим.
Наука как целостное явление проходит в своем развитии классический, неклассический, постнеклассический (современный периоды).
Классическая наука (XVII- XIX вв.) – это период становления классического естествознания, которое было ориентировано на объективные исследования фрагментов и аспектов природы и общества (универсума). В становлении этого этапа основная роль принадлежит Н.Копернику, Дж. Бруно, Р. Декарту. Неклассическая наука (первая половина XX в.) – в этот период произошли кардинальные изменения науки, как и внутри ее содержания, так и в социокультурном окружении. Это привело к формированию дисциплинарно организованной науки с присущими особенностями роста знания и ее систематизации. На этой основе возрастает роль науки в производстве (в первый период ее влияние на производство носило эпизодический характер). Наука становится бесспорной ценностью цивилизации. Она активно участвует в формировании мировоззрения; все отчетливее обнаруживается ее прагматическая ценность, которая реализуется в виде новой техники и технологии.
Для постнеклассической науки (вторая половина XX в.) характерной чертой является универсальный (глобальный) эволюционизм. Этот подход соединяет идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяет принцип развития на все сферы бытия, устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социально организованной материей. Принцип универсальной эыволюции связан с тремя важнейшими направлениями в науке XX в.: теорией нестационарной вселенной, синергетикой, теорией биологической эволюции и разработанными на ее основе концепциями биосферы и ноосферы.
Три стадии исторического развития науки можно охарактеризовать как три типа научной рациональности: первый тип – классическая рациональность, для которой характерно сосредоточие внимания на объекте; второй тип – неклассическая рациональность – она учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности; третий тип – постнеклассический – он характеризуется тем, что полученные результаты знания соотносятся не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с социальными целями.
Развитие науки связано не только с развитием общества, но с углублением познания мира под влиянием технического процесса. В самой науке наблюдаются периоды глобальных революций, которые изменяют облик всей науки. В естествознании в широком смысле слова можно обнаружить четыре таких революции.
Первая из них – революция в XVII веке, ознаменовавшая собой становление классического естествознания, где идеалом было построение абсолютной картины мира, основанной на установках механического понимания мира. Объяснение истолковывалось как поиск механических причин и субстанций – носителей сил, которые детерминируют наблюдаемые явления. В соответствии с этими установками строилась и развивалась механическая картина мира (Н. Коперник, И. Ньютон, Г. Галилей).
Радикальные перемены в этой относительно устойчивой системе произошло в конце XVIII – первой половине XIX века. Естествознание выступает как дисциплинарно организованная наука, т.е. механическая картина мира утрачивает статус общенаучный, т.к. в биологии, химии и в других областях науки формируются у картины реальности, нередуцируемые к механической. Центральной проблемой в эпистемологии становится проблема соотношения разнообразных методов познания, синтез знаний и классификация наук, т.е. поиск путей единства конкретных картин мира. Проблема дифференциации и интеграции знания становится главной и сохраняет свою актуальность на протяжении всего последующего развития науки.
Первая и вторая глобальные научные революции протекают как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.
Третья глобальная научная революция охватывает период с конца XIX до середины XX столетия и характеризуется со становлением нового неклассического естествознания. В этот период происходит целая цепь коренных изменений в различных областях науки: в физике – делимость атома, становление релятивистской и квантовой теории; в космологии – концепция нестационарной вселенной; в химии – квантовая химия; в биологии – становление генетики, возникает кибернетика и теория систем.
В современную эпоху последнюю треть XX в. в науке происходят радикальные изменения, в ходе которых рождается новая постнеклассическая наука. Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах общественной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанные с революцией средства хранения и получения знаний выдвигают на первый план междисциплинарные и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности. Это определяет специфику науки в эпоху научно-технического прогресса, т.е. объектом современных междисциплинарных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. В естествознании первыми науками, которые столкнулись с необходимостью учитывать сложно развивающиеся системы, были биология, астрономия и науки о Земле. В этих науках сформировались картины бытия, включающие идею историзма и представления об уникальных развивающихся объектах – биосферы, метагалактики, Земли как систем взаимодействия геологических, биологических им техногенных процессов. Представление об исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину физической реальности через идею большого взрыва и синергетика.
В современной цивилизации наука играет особую роль – она революционицирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на все другие сферы человеческой деятельности и начинает их регулировать.
4. Техника: определение, основные этапы развития, взаимодействие с наукой.Выделение человека из природы связано с тем, что человек не просто приспосабливается к условиям своего существования, что характерно для животных, аобустраивается в окружающей его среде за счет трудовой деятельности, в которой целенаправленно использует орудия своего труда.
Соединение способности действия со способностью сознания, присуще человеку, порождает в историческом процессе материальную духовную культуру, что позволяет говорить не просто о жизни (биологической), а о жизнедеятельности как форме бытия человеческого рода. В этом смысле можно сказать, что человек является субъектом развития на земле материальной и духовной культуры, субъектом общественно – исторического процесса. В феномене культуры и сосредоточены общие отличия человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Таким образом, становление человека связано с переходом к формированию механизмов сознательной трудовой деятельности. Важным моментом развития человека является техника.
Выделяется два класса технических средств:
1. Технические средства, используемые в процессе производства материальных благ;
2. Технические средства науки, быта, культуры, образование, медицины и военной технике.
Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения теории техники как особой гуманитарной науки. Поэтому философия, во-первых, исследует феномен техники в целом; во-вторых, принимает во внимание историческую перспективу; в-третьих, исследует ее место в общественном развитии в целом. Развитие техники и ее влияние на все сферы человеческой жизни в настоящем мире привели к возникновению понятия «техносфера».
Техносфера – это синтез естественного и искусственного, созданная человеческой деятельности и поддерживаемая ею для удовлетворения потребностей общества. В литературе более широко распространено понятие «техногенный мир», «индустриальная цивилизация». Понятие техносфера (или техногенный мир) свидетельствует о том, что совокупность материальных средств, практически преобразующей деятельности человека – техника – приобрела системные характеристики и образовала среду, выходящую сегодня из под контроля и за рамки управления создавшего ее человечества.
Техногенный мир (техносфера) позволяет уяснить, что сегодняшняя техника в мировой цивилизации создает новую среду (природу) – квазиприроду, т. е. как бы природу, устойчивую лишь в рамках общественной практики, под надзором и при участии в ее процессах человека. Тем самым формируется симбиоз техники и человека в природе как объективная реальность. Человек сегодня, таким образом, не только действует, работает, но и живет в техносфере. Замещение естественного окружения рукотворным, искусственно преобразованным создает новые реалии бытия. Возникает преображенный материальный мир, мир культуры, образа жизни – «технос».
Таким образом, техносфера (техногенный мир) есть область существования и функционирования технических систем, производственных процессов, в которых соединяется живой и общественный труд человечества. Анализ строения техносферы, воссоединение картины ее становления и развития относится к области истории.
Техника возникла в древнем мире и была связана с магическими действиями и мифологическим миропониманием. Например, А. Эспиназа в XIX веке писал: «Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается прежде всего как принадлежность культа… Египтяне, например, не намного отстали в механике от греков эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был изобретен индусами для разжигания священного огня – операция, производившаяся чрезвычайно быстро и которая совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо, весьма вероятно, было прежде посвящено богам…» Другой историк техники Гейгер полагает, что надо считать самыми древними техническими изобретениями молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами. Исходя из этого, авторы делают вывод, что вся техника древности имела один и тот же характер, она была религиозной, традиционной и местной. В античности мышлении существовало понятие «ТЕХНЕ», включающие практические знания, которые необходимы для дела (практические ремесла). Здесь же существовало понятие, «ЭПИСТЕМЕ», на постижение которого основывается наука (теоретические знания).
Исходным пунктом в философском исследовании развития техносферы является анализ взаимоотношения ее с человеком в процессе труда. Существует несколько концепций исторического развития техники. В классическом (марксистском) видении выделяется четыре этапа развития техники:
Орудия ручного труда. Он характеризуется тем, что человек является материальной основой технологических процессов, где орудия труда усиливают его работающие органы.
Машинное производство (механизация). Основой технологического процесса становится машина, а человек дополняет ее лишь своими органами труда.
Автоматизацияхарактеризуется более свободным типом связи с техникой, что позволяет человеку проявить свои творческие способности (управлять машиной).
Компьютеризация производства. Характеризуется тем, что современный человек с рождения попадает в мир техники, пользуется ее услугами во всех сферах общественной жизни. Начиная с 80–х годов XX в. развитие компьютеризации приводит к глубоким изменениям в производстве, общественной системе, науке и культуре, что позволили многим ученым (Д. Белл, О. Тофлер, Н. Моисеев) выдвинуть тезис о переходе к качественному типу общества – «информационному обществу». В данном обществе информация и знания с их точки зрения станут общедоступными, что начнет оказывать определяющее влияние на механизм развития материальной и духовной культуры.
Третья концепция развития техники представлена Д. Беллом, который выделяет три главные типы технологии производства, которые оказали влияние на социальную организацию общества: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный типы общества. Первый тип технологического производства связан с использованием пара (паровой двигатель), второй – связан с использованием электричества и химии в промышленности (телеграф, радио, синтетика), третий – осуществляется благодаря изобретению компьютеров и телекоммуникаций. Таким образом, история развит ия техники, ее влияние на развитие общества и культуры носит сложный характер.
Научно – технический прогресс оказал огромное влияние на развитие медицины. Фундаментальные науки (физика, химия, биология), задача которых раскрыть законы определенных форм движения материи, служат базой для всех других наук, использующих фундаментальные знания для практических целей. Физика, химия и биология обогащали медицину на всех этапах ее развития, например, биохимия внесла много нового в изучение человеческого организма; лекарственное лечение болезней, начавшееся с применением природных, преимущественно растительных средств, благодаря успехам химии встала на новую почву, т. е. сейчас большинство лекарственных средств синтетическое; искусственно создаются препараты гормонов и витаминов. Успехи оптики в создании микроскопа в свое время открыли возможность изучения тканей человеческого организма и исследование клеток, а затем различных болезнетворных микроорганизмов. Создание электронной оптики позволило поставить на новый уровень работу цитологии, молекулярной биологии, вирусологии. Открытие рентгеновских лучей, радия, искусственной радиоактивности привело к созданию радиобиологии и медицинской радиологии. Развитие электроники, особенно радиоэлектроники, расширило возможности исследования функций человеческого организма, а создание телеметрической аппаратуры позволяет вести систематические наблюдения за состоянием здоровья (космонавта в полете). Появление кибернетики открыло путь кибернетической диагностики болезней. Открытие лазера расширило возможности микрохирургии. Все это говорит о том, что без успехов в физики не было бы ни микроскопической биологии, микробиологии, цитологии, не было таких методов исследования, как рентгенодиагностика, эндоскопия, электрокардиография, лучевого лечения опухолей. Благодаря успехам физики и химии биология смогла перейти к молекулярным исследованиям и изучить строение молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты расшифровать генетический код. Молекулярная биология создала новые представления о вирусах, злокачественном превращении клеток, наследственности человека, возможности генной инженерии. Биология стала лидирующей среди естественных наук.
Наука сегодня является основой экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с властью, наука начинает реально воздействовать на выбор техники путей социального развития, т. е. становится социальной силой, при этом усиливается ее роль как непосредственной производственной силы. Говоря о роли техники в жизни современного общества, следует подчеркнуть, что современная техника проникла, и весьма активно, в сферу медицины и практического здравоохранения.
Во–первых, медицинская техника и новая оргтехника качественно повлияли на диагностику заболеваний. В этих условиях должно взять на себя заботу о количественном техническом оснащении медицины. Это есть задача социальная. Основные понятия : общество, культура, цивилизация, традиция, язык, ценности, аксиология, социальные нормы, идеология, идеал, массовая культура, глобализация, глобальные проблемы, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Во–вторых, широкое использование достижений биохимии, фармакологии, благодаря, медицинской техники поставили на повестку дня вопрос проблемы сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры. Современная техника создала реальную опасность той биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека и формирование его как личности. Вмешательство в мозг человека, его генетический аппарат создает широкие возможности для манипуляции сознанием, при которой человек теряет способность осмыслить бытие. При современном уровне развития нравственности найдутся добровольцы – «экспериментаторы», которые под лозунгом совершенствования биологической природы человека потребуют «планомерного» генетического совершенствования природой созданного «антропного» материала. Это может привести к нарушению телесности и личности. Выход из такой ситуации лежит в области новой науки и морали. Пример – концепция Бунге: «технические проекты должны быть разумными, выполнимыми и полезными по отношению к людям и ныне живущим или будущим, которые могут подвергнуться их воздействию». Область изучения этих противоречий лежит в новом подходе, который рассматривается биоэтикой.
Наука
Содержание
Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. [1]
Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:
История
С развитием письменности в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.
Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). [2]
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
Сообщество
Совокупность занимающихся наукой людей составляет научное сообщество. Научное сообщество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, в которой действуют и государственные институты, и общественные организации, и неформальные группы. Отличительной чертой этого сообщества является повышенная степень признания авторитета, достигнутого научными успехами, и сниженный уровень признания авторитета властного, что порой приводит к конфликту государства и научного сообщества. Также следует отметить более высокую, чем в других социальных сферах, эффективность неформальных групп и особенно отдельных личностей. Важнейшими функциями научного сообщества являются признание или отрицание новых идей и теорий, обеспечивающее развитие научного знания, а также поддержка системы образования и подготовки новых научных кадров.
Образ жизни и мировоззрение людей научного сообщества могут существенно отличаться от распространённых в обществе. Считается, что сейчас в научном сообществе преобладают атеистические и скептические воззрения. Проведённые в 1990-х годах исследования показали, что лишь 7 % членов американской Национальной академии наук и 3,3 % членов академии наук Великобритании оказались верующими. В то же время, согласно общенациональному опросу, верующими считают себя 68,5 % населения страны. [3] Если брать американских учёных в целом, то количество верующих составляет около 40 % и почти не меняется со временем. [4] Среди преподавателей американских университетов доля верующих составляет уже до 73 %. По данным, опубликованным в июне 2005 года исследователями из университета Чикаго, 76 % американских докторов считают себя верующими. [5] История науки свидетельствует об изменчивости господствующих представлений и доктрин в науке, а также об их зависимости от политической конъюнктуры соответствующего государства и исторического периода.
Учёные
Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества. Основной формальный признак признания квалификации — публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях.Доклад на всероссийских и международных научных конференциях приравнивается к научной публикации, однако для соискателей учёной степени существует ряд ограничений. [6] В России сделана формальная попытка отделить авторитетные научные издания от прочих в виде списка изданий, публикации в которых признаются ВАК. Однако даже среди авторитетных изданий и конференций существует понимаемая не вполне однозначно система приоритетов. Как правило, наибольшим приоритетом пользуются международные издания и конференции, и признание на международном уровне выше национального. Авторитет и признание квалификации учёного связан с его известностью в узких кругах специалистов. Существуют попытки выстроить рейтинги по числу ссылок на работы данного учёного из работ других учёных.
Среди учёных принято любую достаточно длительную работу по исследованию какой-то определенной темы завершать публикацией соответствующей монографии, которая обычно содержит детальное описание методики исследования, изложение результатов проведённой работы, а также их интерпретацию.
В учёном сообществе высоко ценится педагогическая работа. Право читать лекции в престижном учебном заведении является признанием уровня и квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, развивающих идеи учителя.
Принадлежность к профессиональной науке и уровень квалификации учёного могут формально определяться местными и национальными квалификационными комиссиями (совет по защите диссертаций, аттестационная комиссия, ВАК). В СССР и России квалификация учёного формально подтверждается учёной степенью (кандидат или доктор наук) и учёным званием (доцент или профессор). Присвоение как степеней, так и званий контролируется ВАК. Учёные степени присваиваются по направлениям наук, например, кандидат физико-математических наук, кандидат юридических наук и т. п. — в настоящее время ВАК признаёт 22 таких направления. Для получения соответствующей учёной степени необходимо написать и защитить в специализированном совете диссертацию, в виде исключения и при больших научных заслугах диссертация может заменяться докладом о проделанной работе. Исключение делается очень редко, например, для Генеральных конструкторов. Обязательным условием успешной защиты является публикация и апробация результатов научной работы. Под апробацией обычно понимается выступления на конференциях, так как эта форма позволяет дискуссионно обсудить результаты и соответственно получить открытую критику, при несогласии учёного сообщества. Для получения учёного звания (доцента или профессора) кроме учёной степени требуется вести педагогическую работу, в частности иметь учебно-методические публикации. Существуют и более мелкие формальные признаки признания квалификации, например, разрешение руководить научной работой аспирантов является необходимой ступенькой перехода от кандидата к доктору.
Высшая ступень — членство в Академии наук. В России, как ранее в СССР, существует две ступени членства: первая — член-корреспондент Академии, и высшая — академик. Академии — самоорганизующиеся научные сообщества, и выбирают академиков и член-корреспондентов на своих собраниях. Кандидатов выдвигают ВУЗы или НИИ. При этом выборы всегда происходили на многоальтернативной основе. В настоящее время в России, кроме Академии наук (без уточняющих определений), действуют отраслевые Академии, некоторые из них, например, Академия медицинских наук, имеют многолетнюю историю, другие — возникли относительно недавно. Их организация подобна организации Академии наук, но статус, естественно, ниже.
Организации
В научном сообществе существует довольно большое количество научных организаций. Активную роль в развитии науки играют добровольные научные общества, основной задачей которых является обмен научной информацией, в том числе, в ходе проводимых конференций, и благодаря публикациям в периодических изданиях, выпускаемых обществом. Членство в научных обществах является добровольным, часто свободным и может требовать членских взносов. Государство может оказывать этим обществам различную поддержку, а общество может высказывать согласованную позицию властям. В некоторых случаях деятельность добровольных обществ охватывает и более широкие вопросы, например, стандартизации. Одним из наиболее авторитетных и массовых обществ является IEEE. Международные научные союзы допускают как коллективное, так индивидуальное членство. Национальные академии наук в некоторых странах Европы исторически выросли из национальных научных обществ. В Великобритании, например, роль Академии играет Королевское научное общество.
Первые научные общества появились в Италии в 1560-х годах — это были «Академия тайн природы» (Academia secretorum naturae) в Неаполе (1560), «Академия Линчеев» (Accademia dei Lincei — дословно, «академия рысьеглазых», то есть обладающих особой зоркостью) в Риме (1603), «Академия опытных знаний» («Академии опытов», 1657) во Флоренции. Все эти итальянские академии, в которых участвовало немало значительных мыслителей и общественных деятелей во главе с приглашённым почётным членом Галилео Галилеем, были созданы с целью пропаганды и расширения научных знаний в области физики на основе регулярных встреч, обмена идеями и проведения экспериментов. Бесспорно, они повлияли на развитие европейской науки в целом.
Необходимость ускоренного развития науки и техники потребовала от государства более активного участия в развитии науки. Соответственно, в ряде стран, например, в России, Академия созданы по указу сверху. Однако в большинстве Академий наук приняты демократические уставы, обеспечивающие им относительную независимость от государства.
Международные институты
Научные институты — академии и НИИ — сотрудничают на международном уровне. Современные крупномасштабные научные проекты, такие, как расшифровка генома человека или Международная космическая станция, — требуют огромных материальных затрат и координации деятельности многих научных и производственных коллективов. В большинстве случаев это эффективнее делать в международной кооперации.
Международные научные институты:
Общества
Медали и премии
За научные достижения учёным присуждаются научные премии и медали.
Научный юмор — вид профессионального юмора, который основан на необычных или парадоксальных аспектах научных теорий и научной деятельности. Часто научный юмор не может быть адекватно воспринят и оценен людьми, не имеющими достаточных познаний в соответствующей области науки.
Также научным юмором можно назвать высмеивание учёных и некоторых аспектов науки (см.: Шнобелевская премия).
Некоторые попытки распространения воспринимаются с сильным непониманием. Например, был телефонный разговор составителей сборника «Физики шутят» с другими учёными, в котором собеседники составителей сказали, что «наши сотрудники занимаются серьёзными делами и им не до шуток». [7]
Научный метод
Предметный и объективный способ рассмотрения мира отличает науку от иных способов познания, таких как обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, философское постижение мира. Например, в искусстве отражение действительности происходит как сумма субъективного и объективного, когда любое воспроизведение реальности предполагает эмоциональную оценку или реакцию.
В структуру современного научного метода, то есть способа построения новых знаний, входят:
На каждом этапе принципиальное значение имеет критичное отношение как к данным, так и к полученным результатам любого уровня. Необходимость всё доказывать, обосновывать проверяемыми данными, подтверждать теоретические выводы результатами экспериментов отличает науку от других форм познания, в том числе от религии, которая основывается на вере в те или иные основные догматы.
Представления о науке и научном методе — методология науки, со временем менялись.
Направления исследований
Можно выделить три основных направления в научных исследованиях: [8]
Опыты на себе
Многие учёные проводили научные эксперименты на себе.
Философия
Философия науки представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих те или иные модели познавательной деятельности и развития науки. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик науки, позволяющих отличить её от других видов познавательной деятельности.
Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. (Философия науки хотя и интересуется разумным развитием наук, но всё же не призвана непосредственно обеспечивать их разумное развитие, как это призвана многоотраслевая метанаука).
Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?»
Границы знания
Убеждённость во всемогуществе науки и уверенность в том, что в силу непрерывности процесса накопления научного знания, непознанное остаётся таковым лишь временно, является непрерывным стимулом для продуктивной деятельности постоянно обновляющегося научного общества. [9] [неавторитетный источник?] Между тем этот постулат не может в рамках научного метода ни быть экспериментально опровергнутым, ни доказанным, и потому в силу критерия Поппера к науке отношения не имеет.
Однако имеется возможность отделить область, в которой наука компетентна в отношении познания объективно существующей реальности, от знаний о той части этой реальности, которая принципиально не может быть исследована при использовании научного метода. Этот раздел проходит по линии разграничения вопросов, задаваемых природе, на такие, которые подразумевают принципиальную возможность получить на них достоверные ответы опытным путём, и такие, которые таковыми лишь кажутся. [10]
Так например, широко известна вторая теорема Гёделя, согласно которой в рамках любой формальной системы, включающей арифметику натуральных чисел, если эта система непротиворечива, нельзя доказать её непротиворечивость.
Наука оперирует моделями реальных объектов, в той или иной степени отличающимися от реального мира.
Достоверность знания
Одной из проблем философии науки, гносеологии, является проблема достоверности научного знания. В общем случае эта проблема сводится к вопросу: «Объективно ли научное знание?». Наиболее распространённым ответом является «умеренно релятивистский»: достигнутое научное знание является достоверным (объективным), если на данный момент оно подтверждено множеством независимых источников и наблюдений. [11]
Мотивы научного исследования
Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к науке, — это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой Эта причина толкает людей с тонкими душевными струнами от личных переживаний в мир объективного видения и понимания. …
К этой негативной причине добавляется и позитивная. Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени заменить этот мир созданной таким образом картиной.
Научная картина мира
Научная картина (модель) мира — система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. [13]
В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов — всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии — суть научного метода.
Классификация
Попытки классификации продолжились в средние века. Гуго Сен-Викторский в Дидаскаликоне делит науки на четыре группы: [16]
Ф. Бэкон разделил науки на 3 группы (в зависимости от таких познавательных способностей, как память, рассудок, воображение)
Роджер Бэкон также выделял четыре класса наук: грамматика и логика, математика, натурфилософия, метафизика и этика. При этом основой наук о природе он считал математику. [16]
Общественные и гуманитарные науки | Естественные науки | Технические науки |
---|---|---|
Культурная антропология | Астрономия | Агрономия |
Археология | Биология | Аэронавтика |
География (экономическая) | География (физическая) | Баллистика |
Лингвистика (языкознание) | Геология | Бионика |
Искусствоведение | Медицина | Биотехнологии |
История | Почвоведение | Геомеханика |
Клиометрия | Физика | Геофизика |
Краеведение | Химия | Информатика |
Культурология | Психология | |
Литературоведение | Кораблестроение [источник не указан 455 дней] | |
Педагогика | Пищевые технологии и Кулинария | |
Политология | ||
Психология | Криптография | |
Религиоведение | Материаловедение | |
Социология | Машиноведение | |
Филология | Механика | |
Философия и история философии | Нанотехнология | |
Экономика | Робототехника | |
Этнография | Системотехника | |
Юриспруденция | Строительство [источник не указан 455 дней] и Архитектура | |
Библиотековедение | Трибология | |
Книговедение | Электротехника | |
Документоведение | Энергетика [источник не указан 455 дней] |
Элементы научного знания
Научная литература
Популяризация науки
Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей.
Популяризация науки, «перевод» специализированной информации на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед учёными-популяризаторами.
Задача популяризатора науки — превратить так называемую «скучную, сухую» научную информацию в интересную, понятную и доступную всем информацию. [27] Направлена эта информация может быть как на всё общество, так и на его часть, подрастающее поколение, — талантливых школьников.
Важную роль в популяризации науки играет научная фантастика. Именно она предсказала множество научных открытий. Существенный вклад в это внёс фантаст Жюль Верн.
Приход молодёжи в науку и высокотехнологичные области производства, внимание непосвящённой части общества в научные проблемы зависят от уровня популяризации. [28]
Учёные, как носители научной информации, заинтересованы в её сохранении и приумножении, чему способствует приток в неё молодёжи. [29] Ведь популяризация науки увеличивает количество людей интересующихся наукой и стимулирует вступление их в неё.
Часто бывает, что при популяризации научной информации она упрощается и постепенно превращается в научный миф.
Также бывает, что при популяризации науки возникают такие научно-популярные клише как: тайны мироздания, «учёные открыли», и т. д.
Тихо Браге считал, что научные знания должны быть доступны только правителям, умеющим ими пользоваться. Академик РАН Людвиг Фаддеев так высказался о популяризации науки [30] :
Мы отдаём себе отчёт, что должны всё-таки объяснять людям, налогоплательщикам, что мы делаем. Но нужно популяризировать те области науки, которые уже полностью понятны. Современную науку труднее популяризировать. Рассказывать про всякие кварки, струны, поля Янга-Миллса… получается нехорошо — с обманами.
По утверждению Ивана Ефремова, в СССР на заседаниях комиссий и редакций некоторые учёные говорили, что научно-популярная литература — пустяки. [31]
Согласно опросу ВЦИОМ, 81 % россиян не смог назвать ни одного российского ученого-современника. [32]
Наука и псевдонаука
Псевдонаука — деятельность, имитирующая научную деятельность, но по сути таковой не являющаяся. Характерными чертами псевдонаучной теории являются игнорирование или искажение фактов, нефальсифицируемость (несоответствие критерию Поппера), отказ от сверки теоретических выкладок с результатами наблюдений в пользу апелляциям к «здравому смыслу» или «авторитетному мнению», использование в основе теории не подтверждённых независимыми экспериментами данных, невозможность независимой проверки или повторения результатов исследований, использование в научной работе политических и религиозных установок, догм.
Разработчики непризнанных научным сообществом теорий нередко действуют как «борцы с закостенелой официальной наукой». При этом они считают, что представители «официальной науки», например, члены комиссии по борьбе с лженаукой, отстаивают групповые интересы (круговая порука), политически заангажированы, не желают признавать свои ошибки и, как следствие, отстаивают «устаревшие» представления в ущерб новой истине, которую несёт именно их теория.
Часть ненаучных концепций получили название паранаука.