Как называется плавание под музыку
Синхронное плавание
Синхронное плавание — водный вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку. Синхронное плавание — один из самых утонченных и элегантных среди всех видов спорта. Однако, несмотря на кажущуюся легкость, он является весьма требовательным — помимо того, что спортсменки испытывают серьёзные физические нагрузки, им нужно обладать не только выносливостью, но и гибкостью, изяществом, отточенным мастерством и исключительным контролем дыхания.
Содержание
История
Первоначально известное как водный балет, синхронное плавание появилось в Канаде в 1920-е годы. В следующем десятилетии оно распространилось и в США. Показательные выступления в синхронном плавании появились на Олимпийских играх ещё в 1948 году и оставались на них в этом качестве целых двадцать лет. Лишь в 1984 году на играх в Лос-Анджелесе они получили статус полноправного олимпийского вида спорта: тогда были представлены одиночные и парные соревнования.
Спортивная программа
Синхронное плавание на Олимпийских играх
До Олимпийских игр в Барселоне 1992 года программа соревнований по синхронному плаванию состояла из одиночного разряда (соло) и парного разряда. На Играх в Атланте 1996 года программа олимпийских соревнований по синхронному плаванию претерпела изменения: из нее были исключены соревнования в одиночном и парном разрядах и включены групповые упражнения. Таким образом, в этом виде спорта на Играх Олимпиады в Атланте борьба велась только за один комплект наград. В состав команды каждой страны, участвовавшей в этих соревнованиях, входило по десять спортсменок. Золотые медали завоевала сборная США, серебряные — канадки, бронзовые — команда Японии. С Олимпийских игр 2000 года разыгрывается два комплекта олимпийских наград — среди дуэтов и в командных соревнованиях.
На Олимпийских играх в 2000 году в Сиднее, в 2004 году в Афинах, в 2008 году в Пекине и в 2012 году в Лондоне все золотые медали завоёвывала сборная России. Главным тренером сборной России является Татьяна Николаевна Покровская.
Синхронное плавание
Синхронное плавание – это женский водный вид спорта, суть которого заключается в выполнении в воде различных фигур и движений под музыку. Синхронное плавание является олимпийским видом спорта.
История возникновения синхронного плавания
Ещё в Древней Греции во время праздников молодые девушки и юноши водили хороводы в воде. Современное же синхронное плавание начало зарождаться в Канаде в 1920-е годы. Изначально этот вид спорта назывался «водный балет». Спустя десять лет синхронное плавание добралось до Америки, там оно получило широкое распространение и было признано видом спорта.
В 1952 году во Франции прошел первый чемпионат по синхронному плаванию, в этом же году оно было признано международным видом спорта.
В 1958 году в Амстердаме прошли первые международные соревнования, а в 1973 году прошёл первый чемпионат мира по синхронному плаванию.
В 1984 году синхронное плавание вошло в программу Олимпийских игр и с тех пор считается олимпийским видом спорта.
Правила синхронного плавания (кратко)
Соревнования по синхронному плаванию проходят как между дуэтами, так и между командами. Команда по синхронному плаванию состоит из восьми спортсменок. Синхронистки соревнуются в двух программах (технической и произвольной). Список и очередность элементов в технической программе жестко определен техническим комитетом. Выполняется программа по произвольный музыкальный аккомпанемент.
Произвольная программа показывает всю красоту данного вида спорта. Здесь элементы и музыка – это исключительно фантазия тренера. На соревнованиях синхронистки должны постараться использовать всю площадь бассейна, выступать в различном темпе и ритме. Продолжительность произвольной программы составляет 4 минуты для дуэтов и 5 минут для команд.
Бассейн для синхронного плавания
Бассейн для синхронного плавания должен иметь размеры 20 на 30 метров, при этом на площади 12 на 12 метров, глубина бассейна должна быть не менее 3 метров. Температура воды должна быть 26 градусов (+/- 1 градус). Вода в бассейне должна быть прозрачной от поверхности до самого дна, это необходимо для объективной оценки выполняемых элементов.
Судейство в синхронном плавании
Система судейства в синхронном плавании схоже с судейством в фигурном катании. Жюри, оценивающее выступление синхронисток, состоит из двух групп судей по пять человек в каждой (располагаются вокруг бассейна): одна группа оценивает технику выполнения, а другая – артистичность. Максимальная оценка, которую может выставить каждый из членов жюри, равняется десяти баллам.
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Синхронное плавание».
Классификация и особенности стилей плавания
Автор статьи: Антон Королёв. Должность: инструктор по плаванию.
Существует множество плавательных техник. Спортивных стилей всего четыре. Они отличаются техникой и скоростью. Спортсмены должны уметь плавать каждым из них. Помимо основных способов плавания, существуют другие, которые называются бытовыми. Так плавают обычные люди во время купания.
Спортивные (олимпийские) стили
Именно эти виды спорта можно увидеть на чемпионатах и Олимпийских играх.
Кроль на груди
Это самый быстрый стиль плавания. Главное в этом виде – равномерное дыхание и отличное владение своим телом. Техника выглядит так:
Кроль на груди – самый распространённый стиль. Во время соревнований по вольному плаванию большинство спортсменов выбирают именно его.
Само название в переводе с английского означает «ползать». Движения пловца действительно напоминают ползущего человека – тело вытягивается на поверхности воды, а конечности двигаются попеременно.
Кроль на спине
Во время плавания таким способом спортсмен ложится на воду лицом вверх. Алгоритм движений при этом такой же, как при классическом кроле. Данный способ плавания имеет преимущество – пловец свободно дышит.
Брасс
В переводе с французского название означает «руки». Историки говорят, что это самый древний стиль плавания. Данный способ считается наиболее энергоэффективным, т. е. пловец устаёт меньше и способен проплыть более длинную дистанцию.
Важным моментом является умение синхронизировать работу всего тела. Особенно сложной для освоения является техника правильного движения ног. Большое значение имеет умение правильно выбрасывать руки вперёд и делать гребки.
Баттерфляй (дельфин)
Этот вид плавания считается самым зрелищным. Особого внимания заслуживают волнообразные движения, совершаемые телом. Техника баттерфляя:
Данный вид плавания считается самым энергозатратным. Во время заплыва спортсмен работает всем телом. Чтобы так плыть, пловцу требуются хорошо развитые мышцы пресса, спины, конечностей.
Чтобы научиться плавать стилем баттерфляй, необходимо идеально владеть своим телом. Его освоение профессиональные спортсмены начинают после того, как осваивают кроль и брасс.
Комплексное плавание
Данный вид подразумевает использование всех четырёх вышеописанных видов плавания. В программу Олимпийских игр комплексное плавание включили в 1968 году. Потом на долгие годы его забыли.
Вновь оно вошло в программу соревнований лишь в 1984 году. Это произошло потому, что не все пловцы в совершенстве владеют всеми техниками плавания. Особенно сложно даже профессиональным спортсменам освоить баттерфляй.
Бытовые (прикладные) виды плавания
В бассейне, на море, в озере люди плавают так, как им удобно. Поэтому появились так называемые прикладные или бытовые виды. Прикладным плаванием считается способность человека держаться на воде и передвигаться в ней. Оно включает в себя:
Для решения большинства задач бытового плавания используются спортивные техники, в основном кроль и брасс. Также применяются комбинированные способы, например, движения рук – брасс, а ног – кроль.
По-собачьи
Именно этот стиль лежит в основе всех умений юных пловцов. Не слишком удобный вариант, но его используют в качестве вспомогательного упражнения.
Ноги во время заплыва по-собачьи совершают движение «ножницы», а руки делают маленькие гребки «под себя». Стиль требует достаточно много энергии, скорость такого плавания низкая.
Лягушка
Название полностью отражает технику данного стиля. Руки совершают горизонтальные движения под поверхностью воды, голова располагается над гладью, а движения ног такие же, как при плавании брассом.
Пловец развивает большую скорость, чем при заплыве по-собачьи, а энергии тратит намного меньше. При этом доступ воздуха свободный.
Забытые стили плавания
В древности тоже плавали, но тогда были свои, сейчас позабытые техники.
Овер-арм (плавание на боку)
Основное применение данного вида прикладного плавания – буксировка вещей или уставшего человека в воде. Спортивного назначения способ не имеет. В зависимости от индивидуальных особенностей люди плавают на левом или правом боку:
Треджен (траджен)
Данный вид плавания привез из Южной Америки Джон Треджен и назвал его в честь себя. Стиль совмещает:
Стиль требует меньше энергии, чем кроль, но при этом скорость остаётся внушительной.
Колхидо-иберийский стиль (грузинский)
Данный вид плавания мало известен в Европе. Есть несколько его разновидностей:
Главной особенностью стиля является то, что конечности во время заплыва не используются – пловец отталкивается другими частями тела. Руки плотно прижаты к туловищу, а ноги сомкнуты. Сам человек совершает волнообразные движения всем телом.
Этот стиль был основным в подготовке молодых воинов в Грузии в средние века. Он был бы забыт и вытеснен более современными способами плавания, если бы однажды президент национальной ассоциации плавания Грузии не проплыл со связанными руками и ногами 12 км.
С тех пор желающим доступно обучение данному стилю, который воспитывает волю, храбрость и характер.
Суэй-дзюцу
Это древний японский вид плавания. Данному стилю юные самураи обучались в обязательном порядке. Технику этого вида плавания определили задачи, которые стояли перед японскими воинами:
Стиль состоит из трех базовых техник:
Интересным был экзамен на освоение данной техники. Пловец должен был плыть и одновременно писать на дощечке тушью. Если в конце заплыва письменные принадлежности оставались сухими, экзамен считался пройденным.
Данный стиль практически забыт во всем мире, в том числе и в самой Японии.
Стиль саженки
Саженки – древний русский стиль плавания. Название пришло из техники:
Но кроль стал известен только в 19 веке, а на Руси плавали с древних времен. Техника отличается тем, что голова пловца в основном остаётся над водой.
5 забытых техник (видеоматериал)
Подробнее о забытых стилях плавания рассказано в следующем видео:
Синхронное плавание
Данный вид плавания нельзя назвать единым стилем. Это олимпийский вид женского водного спорта, который заключается в выполнении различных фигур под музыку в воде.
От спортсменок требуется не только идеально владеть собственным телом, совершать различные горизонтальные и вертикальные движения в воде, но и делать это синхронно с другими членами команды. Это красивый и зрелищный вид спорта, который включили в программу Олимпийских игр в 1964 году.
Пример выступления гимнасток вы найдёте в данном видео:
Плавание под водой
Плавание под водой различается в зависимости от целей. Это либо кратковременные заныривания с целью отыскать что-то на дне бассейна, либо длительные погружения на большую глубину в специальном снаряжении.
Подводное плавание не считается видом спорта. На глубине плавают различными стилями. Особенно популярны:
Движения под водой рекомендуется делать плавные, скользящие. Благодаря этому организм тратит меньше энергии и кислорода. Так на одном вдохе человек находится под водой значительное время.
Какой стиль плавания выбрать?
Однозначного ответа на данный вопрос не существует. Зависит это в первую очередь от целей пловца. Если вы собираетесь заниматься плаванием профессионально, надеетесь покорить Олимпийскую вершину, отдайте предпочтение именно первым четырем видам.
Если вы просто желаете научиться держаться на воде, используйте любой из прикладных стилей. Освоить японский или грузинский стиль с ходу не получится, но остальные прикладные способы отлично подходят.
Как плавать – дело каждого человека. Главное – удобство, небольшие энергозатраты и удовольствие, получаемое от занятий. Если вы спортсмен, осваивайте основные 4 стиля. Остальные могут выбирать тот, который для них является оптимальным.
Физкультура и спорт
Выбор музыкального материала для произвольной программы в синхронном плавании (Белоковский В. В.)
ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Давно прошло то время, когда водные фигуристки выступали под аккомпанемент духовых оркестров. На смену им пришли граммофоны, а затем и магнитофоны. Понадобилось озвучить воду — и были изобретены подводные динамики. В практике судейства появились судьи по звуковому сопровождению, а судьям-арбитрам потребовались знания по музыкальному воспитанию. Это вполне понятно, так как в правилах соревнований записано: при оценке произвольных выступлений необходимо принимать во внимание интерпретацию музыки и согласованность движений с музыкой.
ВЫБОР МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Отбор музыкального материала для фонограммы выступления—сложный и ответственный этап тренировочного процесса.
Продолжительность музыкального сопровождения должна соответствовать правилам соревнований:
Для девочек до 12 лет
Одиночная программа 2,5 мин±15 с
Парная программа 3,0 мин±15 с
Групповая программа 4,0 мин±15 с
Для девочек 13—14 лет и юниорок 15—1-7 лет
Одиночная программа 3,0 мин±15 с
Парная программа 3,5 мин±15 с
Групповая программа 4,5 мин±15 с
Для девушек старше 17 лет
Одиночная программа 3,5 мин±15 с
Парная программа 4 мин±15 с
Групповая программа 5 мин±15 с
Каждая участница (пара, группа) не ограничивается в выборе материала музыкального сопровождения и хореографии. В выступлениях спортсменок тренер и хореограф-постановщик в определенной мере выражают и свои собственные музыкальные вкусы.
Существует несколько способов подбора музыкальных произведений. Первый, наиболее распространенный способ — прослушивание записей, грампластинок, наиболее понравившихся исполнений музыкальных произведений. Выбирают небольшие музыкальные пьесы, музыкальные фрагменты, например из балетной. музыки; успехом пользуются легкая оркестровая музыка, инструментальные аранжировки популярных мелодий и песен.
Второй способ — составление перечня произведений с интересной драматургией; попытка проникнуть в их содержание при многократном прослушивании, а не ориентировать заранее спортсменку на популярную музыку. Здесь (как, впрочем, и в других способах) необходима консультация музыковеда. Содержание музыкального произведения, его структура должны соответствовать артистическим и темповым возможностям спортсменок, их технической и пластической подготовленности. Прослушивая отобранные записи, тренер должен ориентироваться на возможности спортсменки- выполнить такое количество сложных, средних и легких фигур и их комбинаций, которое диктуется музыкальными акцентами, темповыми эпизодами и другими длительностями фраз. При этом он должен продумать правильную расстановку выполнения трудных комбинаций и совпадение акцентов движений с развитием темы и ее финалом. Хореограф-постановщик, в свою очередь, работает над пластическим решением движений. Он же может ответить на вопрос: удастся ли спортсменке раскрыть образно-эмоциональное содержание музыки при данном уровне подготовленности? Заметим, что не всегда после первых прослушиваний спортсменка понимает свою задачу. Только после ознакомления с содержанием произведения, историей его написания и примерами его интерпретации в спектакле или в хореографической постановке она может проникнуться идеей создания своего решения. И тренеру, и хореографу, и участницам выступления необходимо разобраться в построении выбранного музыкального произведения и ответить на следующие вопросы: какие темпоритмические характеристики в нем? сколько частей в музыкальном тексте? есть ли в нем завязка, развитие, логическое окончание? какова форма произведения и позволяет ли она показать владение техникой фигур и их комбинаций (разных по времени выполнения и по количеству)?
Следует обратить внимание на то, что первый способ подбора — в угоду популярности музыкального сопровождения — ставит тренера и хореографа в зависимое положение: задан ритм, один за другим следуют рефрены, кадансы, которые вынуждают как бы нанизывать на эту ось имеющийся арсенал технической подготовки спортсменки через заданные промежутки времени. Таковы, например, музыкальные пьесы, написанные в форме рондо, в куплетной форме, в танцевальных ритмах. Второй способ предоставляет спортсменке возможность показать свое мастерство в более выгодном ключе, т. е. с использованием развития музыкальной темы и ее содержания. Для этого подбираются такие музыкальные пьесы или фрагменты произведений, в которых смена темпоритмических характеристик удачно соответствует распределению частей произвольной программы.
Третий способ подбора музыкального материала — использование частей из нескольких музыкальных произведений (одного или нескольких композиторов) и соединение их в одну фонограмму. Этот способ наиболее распространен в настоящее время. Необходимо делать монтаж записи на музыкально грамотном, профессиональном уровне. Сначала отбираются купюры из фрагментов произведений; каждый фрагмент соответствует определенной части композиции произвольной программы. Затем эти части внимательно прослушиваются и прорабатываются на суше с имитацией движений по времени, некоторые из них проверяются по темпу исполнения в воде. Затем, после внесения коррективов по времени, все части перезаписывают на одну пленку с соблюдением правил технического редактирования фонограмм. Подбор музыкальных отрывков, способствующих раскрытию индивидуальности спортсменки, из разных частей одного большого произведения дает лучшие результаты, нежели использование одной 3—4-минутной купюры. При смонтированной фонограмме проще распределить моменты выполнения необходимого количества фигур, их комбинаций, проплывов, статических поз, и в целом впечатление от произвольной программы улучшается. Здесь есть возможность сбалансировать выполнение легких и трудных фигур по заранее намеченному плану.
Наибольшее распространение в синхронном плавании получили фонограммы, состоящие из фрагментов однородных по оркестровке произведений. Однако начинают применяться и очень сложные компиляции, где стыковка разнородных инструментовок обеспечивается применением синтезатора.
Четвертый (вероятно, самый идеальный) способ подбора музыкального материала — использование произведения, специально написанного композитором. Безусловно, этот способ требует большой творческой работы и может быть предназначен только для спортсменок высшего класса. Тренер заранее разрабатывает произвольную композицию движений, расставляет в ней все требуемые фигуры, комбинации и элементы, строит динамику программы в соответствии с оптимальными условиями для реализации технической и функциональной подготовки спортсменки. Композитор будет учитывать эту «партитуру», беря ее за основу для своей музыкальной формы.
Возвратимся к проблеме выбора музыкальных фрагментов из имеющейся музыки, поскольку этот метод создания сопроводительных фонограмм является основным на сегодняшний день и еще долго будет применяться на практике.
Установлено, что успех спортсменки во многом опеределяется удачным выбором музыкального материала и его образным решением. Очевидна и трудность подбора музыкальных эпизодов, так как требования к фонограмме обусловлены регламентированным временем, наличием законченной драматургии, где должны быть экспозиция образа, его разработка, кульминация и развязка с финалом. Все это нужно продемонстрировать в сжатом отрезке времени, с необходимостью контрастных темповых эпизодов, так как помимо художественной задачи спортсменка должна продемонстрировать возможности технической подготовки. Эти специфические условия в большинстве случаев требуют обращения к законам художественной композиции. Необходимо соединить разнородные музыкальные эпизоды в единое смысловое целое.
При разработке музыкального сопровождения не следует забывать о проблеме возрастной ориентации произведения. Так, неправомочно строить выступление юной спортсменки на музыкальном материале, предназначенном выразить сложную гармонию зрелого женского образа. Не менее важна правильная оценка масштабности музыкального материала. Необходимо соразмерять выразительные возможности спортсменки и выразительные средства оркестровки. В бушующих потоках полифонических волн оркестра движения одиночки в большом прямоугольнике бассейна выглядят жалкой, отчаянной попыткой привлечь к себе внимание. Вот почему, например, при подборе музыкальных произведений в художественной гимнастике отдают предпочтение пьесам, написанным для одного инструмента.
Соразмеримость возможностей спортсменки и музыкального материала имеет отношение и к ритму. Ритм в музыке—это чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов. От ритма должна зависеть художественная сторона решения пластики движений. Слабое, а точнее антихудожественное решение ритмической структуры движений мы наблюдаем часто в произвольных программах, когда, например, искрометные звуки чардаша обозначаются редкими акцентированными движениями.
Насколько убедительнее выглядит выступление спортсменок, в котором достигнуто целостное художественное впечатление благодаря диалогу музыкального сопровождения и двигательной конструкции. Динамика музыкальной фразы должна отражаться в пластике движений спортсменки. Так, протяженные фразы мощного звучания требуют от спортсменки таких же мощных и длительных действий, что не под силу даже группе, не говоря уже о паре или одиночке.
Музыкальный материал обладает эмоциональной заданностью, обусловленной жанром и тематическим характером, следовательно, при разработке музыкального сопровождения необходимо учитывать психофизические особенности спортсменки. Не всякой спортсменке удается раскрыть эмоциональность произведения героического характера, зато больше подходит музыка романтико-лирического плана. Можно удачно подобрать исполнительницу для драматического и даже комического решения музыкального образа. Чтобы музыка не оказалась только фоном, тренер должен хорошо знать эмоциональные возможности воспитанниц.
История разработки музыкальных сопровождений произвольных программ знает много удачных примеров, свидетельствующих об умелом обращении с произведениями русских и зарубежных классиков, с эстрадными и джазовыми пьесами. Приятно отметить, что некоторые тренеры и хореографы союзных республик, совсем недавно начавшие работать в новом для них виде спорта, умело используют музыкальное богатство лучших национальных композиторов. Однако встречаются (и довольно часто) тиражированные образцы расхожей музыки сомнительного эстетического вкуса. Ни спортсменки, ни тренеры не знают автора, а также источник, откуда взята музыка. Как правило, это музыка, пользующаяся бурным, но быстро проходящим успехом или очередная модная аранжировка—попурри из классических произведений. Было замечено, что погоня за популярностью не гарантирует успеха стилевого и образного решений произвольной программы. Зрителю, не искушенному в тонкостях вида спорта, приятно ласкает слух полюбившийся шлягер, а судье-арбитру, оценивающему слабое решение музыкальной темы, непонятны аплодисменты, предназначенные не спортсменке, а модной аранжировке. Не меньшее осуждение вызывает заимствование для произвольных композиций музыкальных фрагментов из балетных спектаклей, где композитор создает образ большого философского звучания.
Также нельзя считать удачным увлечение исключительно танцевальной музыкой, особенно для солисток. Эта музыка сочиняется для совершенно конкретных условий, и поэтому спортсменкам в воде не удается передать темп, ритм и особенно характер движений ногами в танце. Иное дело, если танцевальная часть показана в программе в виде фрагмента, за это время можно создать яркое впечатление танца в воде. Заметим, что одноплановая по назначению музыка—даже развлекательного жанра — приводит к монотонному решению движений, следовательно, предпочтительно отбирать произведения с переменными темпом и ритмом.
Рассматривая вопрос о применении различных аранжировок музыкального материала первоисточника, взятого чаще из классики или из фольклорных произведений, следует сказать о специфике восприятия звука. Так, использование фонограмм ритмических аранжировок с необычайно высоким уровнем воспроизведения звука в бассейне сильно притупляет восприятие движений. Наступает как бы разрыв между слуховой и зрительной информацией, что, по мнению квалифицированных музыкальных режиссеров, приводит к досадной потере целостного художественного воздействия. Из этого не следует, что аранжировки в принципе не годятся, если они выполнены с сохранением идеи первоначального материала.
Интересны и удачны примеры использования музыкальных произведений с мотивным развитием. Распевные музыкальные фрагменты дают возможность выгодно подчеркнуть плавность движений в воде. А сменяющиеся синкопированные фрагменты используются для резкой смены направления движений и быстрых действий. Но мотив дает лишь возможность соединять фигуры, выполнять переходы из одной позиции в другую, не раскрывая смысловой характеристики. Точно так же в групповых выступлениях мотив хорошо сочетается с динамикой рисунка композиции.
Смысловая и образная задачи решаются только с помощью пластики движений, но об этом разговор впереди.
Ограничений в выборе музыкальных жанров нет, как не может быть и рецептов, предписывающих использовать только симфоническую классику или легкую эстрадную музыку. Правильнее о выборе можно сказать словами известного музыкального критика Л. С. Гениной: «. мне кажется, что формула «пусть каждый выбирает то, что ему ближе»,— справедлива, но только давайте договоримся о том, что каждый имеет право выбирать то, что ему ближе из огромного мира настоящей музыки. »
Утвержденная в правилах соревнований свобода в выборе музыки на практике становится ответственной задачей.
При подборе музыкального материала для эмоционально-образного раскрытия его спортсменкой необходимо помнить, что не всякое музыкальное произведение несет в себе идейно-художественный воспитательный потенциал. Выступления с произвольными программами, как правило, собирают наибольшее число зрителей, часто транслируются по телевидению и, следовательно, влияют :на формирование эстетического вкуса. Мы не можем ориентироваться на самую низкую ступень градации вкуса: нравится — не нравится, ибо эта примитивная реакция приравнивается к невысказанной оценке. С развитием художественного вкуса она обязательно усложняется, осознается личностью и может оказывать влияние на чувственные переживания человека. Воспитание эстетического вкуса связано с мировоззрением человека, с эстетическими факторами социальной среды. Спортсменки, занимающиеся в детских, юношеских спортивных школах, командах ДСО и ведомств по программе, обязательно должны овладевать основами музыкального образования, посещать концерты, знакомиться с новыми музыкальными записями, лучшими произведениями отечественной и зарубежной классики.