Как называется плавание под музыку

Синхронное плавание

Как называется плавание под музыку. 230px Natsynchro. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-230px Natsynchro. картинка Как называется плавание под музыку. картинка 230px Natsynchro

Как называется плавание под музыку. magnify clip. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-magnify clip. картинка Как называется плавание под музыку. картинка magnify clip

Синхронное плавание — водный вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку. Синхронное плавание — один из самых утонченных и элегантных среди всех видов спорта. Однако, несмотря на кажущуюся легкость, он является весьма требовательным — помимо того, что спортсменки испытывают серьёзные физические нагрузки, им нужно обладать не только выносливостью, но и гибкостью, изяществом, отточенным мастерством и исключительным контролем дыхания.

Содержание

История

Первоначально известное как водный балет, синхронное плавание появилось в Канаде в 1920-е годы. В следующем десятилетии оно распространилось и в США. Показательные выступления в синхронном плавании появились на Олимпийских играх ещё в 1948 году и оставались на них в этом качестве целых двадцать лет. Лишь в 1984 году на играх в Лос-Анджелесе они получили статус полноправного олимпийского вида спорта: тогда были представлены одиночные и парные соревнования.

Спортивная программа

Синхронное плавание на Олимпийских играх

До Олимпийских игр в Барселоне 1992 года программа соревнований по синхронному плаванию состояла из одиночного разряда (соло) и парного разряда. На Играх в Атланте 1996 года программа олимпийских соревнований по синхронному плаванию претерпела изменения: из нее были исключены соревнования в одиночном и парном разрядах и включены групповые упражнения. Таким образом, в этом виде спорта на Играх Олимпиады в Атланте борьба велась только за один комплект наград. В состав команды каждой страны, участвовавшей в этих соревнованиях, входило по десять спортсменок. Золотые медали завоевала сборная США, серебряные — канадки, бронзовые — команда Японии. С Олимпийских игр 2000 года разыгрывается два комплекта олимпийских наград — среди дуэтов и в командных соревнованиях.

На Олимпийских играх в 2000 году в Сиднее, в 2004 году в Афинах, в 2008 году в Пекине и в 2012 году в Лондоне все золотые медали завоёвывала сборная России. Главным тренером сборной России является Татьяна Николаевна Покровская.

Источник

Синхронное плавание

Синхронное плавание – это женский водный вид спорта, суть которого заключается в выполнении в воде различных фигур и движений под музыку. Синхронное плавание является олимпийским видом спорта.

Как называется плавание под музыку. sinhronnoe plavanie. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-sinhronnoe plavanie. картинка Как называется плавание под музыку. картинка sinhronnoe plavanie

История возникновения синхронного плавания

Ещё в Древней Греции во время праздников молодые девушки и юноши водили хороводы в воде. Современное же синхронное плавание начало зарождаться в Канаде в 1920-е годы. Изначально этот вид спорта назывался «водный балет». Спустя десять лет синхронное плавание добралось до Америки, там оно получило широкое распространение и было признано видом спорта.

В 1952 году во Франции прошел первый чемпионат по синхронному плаванию, в этом же году оно было признано международным видом спорта.

В 1958 году в Амстердаме прошли первые международные соревнования, а в 1973 году прошёл первый чемпионат мира по синхронному плаванию.

В 1984 году синхронное плавание вошло в программу Олимпийских игр и с тех пор считается олимпийским видом спорта.

Правила синхронного плавания (кратко)

Соревнования по синхронному плаванию проходят как между дуэтами, так и между командами. Команда по синхронному плаванию состоит из восьми спортсменок. Синхронистки соревнуются в двух программах (технической и произвольной). Список и очередность элементов в технической программе жестко определен техническим комитетом. Выполняется программа по произвольный музыкальный аккомпанемент.

Как называется плавание под музыку. sinhronnoe plavanie pravila. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-sinhronnoe plavanie pravila. картинка Как называется плавание под музыку. картинка sinhronnoe plavanie pravila

Произвольная программа показывает всю красоту данного вида спорта. Здесь элементы и музыка – это исключительно фантазия тренера. На соревнованиях синхронистки должны постараться использовать всю площадь бассейна, выступать в различном темпе и ритме. Продолжительность произвольной программы составляет 4 минуты для дуэтов и 5 минут для команд.

Бассейн для синхронного плавания

Бассейн для синхронного плавания должен иметь размеры 20 на 30 метров, при этом на площади 12 на 12 метров, глубина бассейна должна быть не менее 3 метров. Температура воды должна быть 26 градусов (+/- 1 градус). Вода в бассейне должна быть прозрачной от поверхности до самого дна, это необходимо для объективной оценки выполняемых элементов.

Как называется плавание под музыку. sinhronnoe plavanie bassein. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-sinhronnoe plavanie bassein. картинка Как называется плавание под музыку. картинка sinhronnoe plavanie bassein

Судейство в синхронном плавании

Система судейства в синхронном плавании схоже с судейством в фигурном катании. Жюри, оценивающее выступление синхронисток, состоит из двух групп судей по пять человек в каждой (располагаются вокруг бассейна): одна группа оценивает технику выполнения, а другая – артистичность. Максимальная оценка, которую может выставить каждый из членов жюри, равняется десяти баллам.

Как называется плавание под музыку. sinhronnoe plavanie sudi. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-sinhronnoe plavanie sudi. картинка Как называется плавание под музыку. картинка sinhronnoe plavanie sudi

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Синхронное плавание».

Источник

Классификация и особенности стилей плавания

Автор статьи: Антон Королёв. Должность: инструктор по плаванию.

Существует множество плавательных техник. Спортивных стилей всего четыре. Они отличаются техникой и скоростью. Спортсмены должны уметь плавать каждым из них. Помимо основных способов плавания, существуют другие, которые называются бытовыми. Так плавают обычные люди во время купания.

Спортивные (олимпийские) стили

Именно эти виды спорта можно увидеть на чемпионатах и Олимпийских играх.

Как называется плавание под музыку. original 10107 1395265297 3. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-original 10107 1395265297 3. картинка Как называется плавание под музыку. картинка original 10107 1395265297 3

Кроль на груди

Это самый быстрый стиль плавания. Главное в этом виде – равномерное дыхание и отличное владение своим телом. Техника выглядит так:

Как называется плавание под музыку. anim1. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-anim1. картинка Как называется плавание под музыку. картинка anim1

Как называется плавание под музыку. 0jho9wm23z0hy8k2noac4n5wyyfbcns0yq4vaahf. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-0jho9wm23z0hy8k2noac4n5wyyfbcns0yq4vaahf. картинка Как называется плавание под музыку. картинка 0jho9wm23z0hy8k2noac4n5wyyfbcns0yq4vaahf

Кроль на груди – самый распространённый стиль. Во время соревнований по вольному плаванию большинство спортсменов выбирают именно его.

Само название в переводе с английского означает «ползать». Движения пловца действительно напоминают ползущего человека – тело вытягивается на поверхности воды, а конечности двигаются попеременно.

Кроль на спине

Во время плавания таким способом спортсмен ложится на воду лицом вверх. Алгоритм движений при этом такой же, как при классическом кроле. Данный способ плавания имеет преимущество – пловец свободно дышит.

Как называется плавание под музыку. krol spina animated. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-krol spina animated. картинка Как называется плавание под музыку. картинка krol spina animated

Как называется плавание под музыку. krol anim 2. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-krol anim 2. картинка Как называется плавание под музыку. картинка krol anim 2

Брасс

В переводе с французского название означает «руки». Историки говорят, что это самый древний стиль плавания. Данный способ считается наиболее энергоэффективным, т. е. пловец устаёт меньше и способен проплыть более длинную дистанцию.

Как называется плавание под музыку. %D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%81. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%81. картинка Как называется плавание под музыку. картинка %D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%81

Как называется плавание под музыку. %D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%81 2. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%81 2. картинка Как называется плавание под музыку. картинка %D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%81 2

Важным моментом является умение синхронизировать работу всего тела. Особенно сложной для освоения является техника правильного движения ног. Большое значение имеет умение правильно выбрасывать руки вперёд и делать гребки.

Баттерфляй (дельфин)

Этот вид плавания считается самым зрелищным. Особого внимания заслуживают волнообразные движения, совершаемые телом. Техника баттерфляя:

Как называется плавание под музыку. %D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%BB%D1%8F%D0%B9. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%BB%D1%8F%D0%B9. картинка Как называется плавание под музыку. картинка %D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%BB%D1%8F%D0%B9

Как называется плавание под музыку. %D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%BB%D1%8F%D0%B9 2. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%BB%D1%8F%D0%B9 2. картинка Как называется плавание под музыку. картинка %D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%BB%D1%8F%D0%B9 2

Данный вид плавания считается самым энергозатратным. Во время заплыва спортсмен работает всем телом. Чтобы так плыть, пловцу требуются хорошо развитые мышцы пресса, спины, конечностей.

Чтобы научиться плавать стилем баттерфляй, необходимо идеально владеть своим телом. Его освоение профессиональные спортсмены начинают после того, как осваивают кроль и брасс.

Комплексное плавание

Данный вид подразумевает использование всех четырёх вышеописанных видов плавания. В программу Олимпийских игр комплексное плавание включили в 1968 году. Потом на долгие годы его забыли.

Вновь оно вошло в программу соревнований лишь в 1984 году. Это произошло потому, что не все пловцы в совершенстве владеют всеми техниками плавания. Особенно сложно даже профессиональным спортсменам освоить баттерфляй.

Бытовые (прикладные) виды плавания

В бассейне, на море, в озере люди плавают так, как им удобно. Поэтому появились так называемые прикладные или бытовые виды. Прикладным плаванием считается способность человека держаться на воде и передвигаться в ней. Оно включает в себя:

Для решения большинства задач бытового плавания используются спортивные техники, в основном кроль и брасс. Также применяются комбинированные способы, например, движения рук – брасс, а ног – кроль.

По-собачьи

Именно этот стиль лежит в основе всех умений юных пловцов. Не слишком удобный вариант, но его используют в качестве вспомогательного упражнения.

Ноги во время заплыва по-собачьи совершают движение «ножницы», а руки делают маленькие гребки «под себя». Стиль требует достаточно много энергии, скорость такого плавания низкая.

Как называется плавание под музыку. 01. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-01. картинка Как называется плавание под музыку. картинка 01

Лягушка

Название полностью отражает технику данного стиля. Руки совершают горизонтальные движения под поверхностью воды, голова располагается над гладью, а движения ног такие же, как при плавании брассом.

Как называется плавание под музыку. . Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-. картинка Как называется плавание под музыку. картинкаПловец развивает большую скорость, чем при заплыве по-собачьи, а энергии тратит намного меньше. При этом доступ воздуха свободный.

Забытые стили плавания

В древности тоже плавали, но тогда были свои, сейчас позабытые техники.

Овер-арм (плавание на боку)

Основное применение данного вида прикладного плавания – буксировка вещей или уставшего человека в воде. Спортивного назначения способ не имеет. В зависимости от индивидуальных особенностей люди плавают на левом или правом боку:

Как называется плавание под музыку. 14 678x381 1. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-14 678x381 1. картинка Как называется плавание под музыку. картинка 14 678x381 1

Треджен (траджен)

Данный вид плавания привез из Южной Америки Джон Треджен и назвал его в честь себя. Стиль совмещает:

Как называется плавание под музыку. s1200. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-s1200. картинка Как называется плавание под музыку. картинка s1200

Стиль требует меньше энергии, чем кроль, но при этом скорость остаётся внушительной.

Колхидо-иберийский стиль (грузинский)

Данный вид плавания мало известен в Европе. Есть несколько его разновидностей:

Главной особенностью стиля является то, что конечности во время заплыва не используются – пловец отталкивается другими частями тела. Руки плотно прижаты к туловищу, а ноги сомкнуты. Сам человек совершает волнообразные движения всем телом.

Как называется плавание под музыку. henry kuprashvili. strait dardanelles. 2002.08.30. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-henry kuprashvili. strait dardanelles. 2002.08.30. картинка Как называется плавание под музыку. картинка henry kuprashvili. strait dardanelles. 2002.08.30

Этот стиль был основным в подготовке молодых воинов в Грузии в средние века. Он был бы забыт и вытеснен более современными способами плавания, если бы однажды президент национальной ассоциации плавания Грузии не проплыл со связанными руками и ногами 12 км.

С тех пор желающим доступно обучение данному стилю, который воспитывает волю, храбрость и характер.

Суэй-дзюцу

Это древний японский вид плавания. Данному стилю юные самураи обучались в обязательном порядке. Технику этого вида плавания определили задачи, которые стояли перед японскими воинами:

Стиль состоит из трех базовых техник:

Интересным был экзамен на освоение данной техники. Пловец должен был плыть и одновременно писать на дощечке тушью. Если в конце заплыва письменные принадлежности оставались сухими, экзамен считался пройденным.

Как называется плавание под музыку. wr 720.sh 18. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-wr 720.sh 18. картинка Как называется плавание под музыку. картинка wr 720.sh 18

Данный стиль практически забыт во всем мире, в том числе и в самой Японии.

Стиль саженки

Саженки – древний русский стиль плавания. Название пришло из техники:

Но кроль стал известен только в 19 веке, а на Руси плавали с древних времен. Техника отличается тем, что голова пловца в основном остаётся над водой.

Как называется плавание под музыку. 1a45c89c733591c197a918a2e8f8f728 900x600 1. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-1a45c89c733591c197a918a2e8f8f728 900x600 1. картинка Как называется плавание под музыку. картинка 1a45c89c733591c197a918a2e8f8f728 900x600 1

5 забытых техник (видеоматериал)

Подробнее о забытых стилях плавания рассказано в следующем видео:

Синхронное плавание

Данный вид плавания нельзя назвать единым стилем. Это олимпийский вид женского водного спорта, который заключается в выполнении различных фигур под музыку в воде.

От спортсменок требуется не только идеально владеть собственным телом, совершать различные горизонтальные и вертикальные движения в воде, но и делать это синхронно с другими членами команды. Это красивый и зрелищный вид спорта, который включили в программу Олимпийских игр в 1964 году.

Пример выступления гимнасток вы найдёте в данном видео:

Плавание под водой

Плавание под водой различается в зависимости от целей. Это либо кратковременные заныривания с целью отыскать что-то на дне бассейна, либо длительные погружения на большую глубину в специальном снаряжении.

Подводное плавание не считается видом спорта. На глубине плавают различными стилями. Особенно популярны:

Движения под водой рекомендуется делать плавные, скользящие. Благодаря этому организм тратит меньше энергии и кислорода. Так на одном вдохе человек находится под водой значительное время.

Какой стиль плавания выбрать?

Однозначного ответа на данный вопрос не существует. Зависит это в первую очередь от целей пловца. Если вы собираетесь заниматься плаванием профессионально, надеетесь покорить Олимпийскую вершину, отдайте предпочтение именно первым четырем видам.

Если вы просто желаете научиться держаться на воде, используйте любой из прикладных стилей. Освоить японский или грузинский стиль с ходу не получится, но остальные прикладные способы отлично подходят.

Как плавать – дело каждого человека. Главное – удобство, небольшие энергозатраты и удовольствие, получаемое от занятий. Если вы спортсмен, осваивайте основные 4 стиля. Остальные могут выбирать тот, который для них является оптимальным.

Источник

Физкультура и спорт

Выбор музыкального материала для произвольной программы в синхронном плавании (Белоковский В. В.)

Как называется плавание под музыку. belokovskij hudozhestvennoe plavanie 150. Как называется плавание под музыку фото. Как называется плавание под музыку-belokovskij hudozhestvennoe plavanie 150. картинка Как называется плавание под музыку. картинка belokovskij hudozhestvennoe plavanie 150

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Давно прошло то время, когда водные фигуристки выступали под аккомпанемент духовых оркестров. На смену им пришли граммофоны, а затем и магнитофоны. Понадобилось озвучить во­ду — и были изобретены подводные динамики. В практике судей­ства появились судьи по звуковому сопровождению, а судьям-арбитрам потребовались знания по музыкальному воспитанию. Это вполне понятно, так как в правилах соревнований записано: при оценке произвольных выступлений необходимо принимать во вни­мание интерпретацию музыки и согласованность движений с му­зыкой.

ВЫБОР МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Отбор музыкального материала для фонограммы выступле­ния—сложный и ответственный этап тренировочного процесса.

Продолжительность музыкального сопровождения должна со­ответствовать правилам соревнований:

Для девочек до 12 лет

Одиночная программа 2,5 мин±15 с

Парная программа 3,0 мин±15 с

Групповая программа 4,0 мин±15 с

Для девочек 13—14 лет и юниорок 15—1-7 лет

Одиночная программа 3,0 мин±15 с

Парная программа 3,5 мин±15 с

Групповая программа 4,5 мин±15 с

Для девушек старше 17 лет

Одиночная программа 3,5 мин±15 с

Парная программа 4 мин±15 с

Групповая программа 5 мин±15 с

Каждая участница (пара, группа) не ограничивается в выбо­ре материала музыкального сопровождения и хореографии. В вы­ступлениях спортсменок тренер и хореограф-постановщик в опре­деленной мере выражают и свои собственные музыкальные вкусы.

Существует несколько способов подбора музыкальных произ­ведений. Первый, наиболее распространенный способ — прослу­шивание записей, грампластинок, наиболее понравившихся испол­нений музыкальных произведений. Выбирают небольшие музы­кальные пьесы, музыкальные фрагменты, например из балетной. музыки; успехом пользуются легкая оркестровая музыка, инстру­ментальные аранжировки популярных мелодий и песен.

Второй способ — составление перечня произведений с интерес­ной драматургией; попытка проникнуть в их содержание при мно­гократном прослушивании, а не ориентировать заранее спортсмен­ку на популярную музыку. Здесь (как, впрочем, и в других спо­собах) необходима консультация музыковеда. Содержание музыкального произведения, его структура должны соответство­вать артистическим и темповым возможностям спортсменок, их технической и пластической подготовленности. Прослушивая ото­бранные записи, тренер должен ориентироваться на возможности спортсменки- выполнить такое количество сложных, средних и легких фигур и их комбинаций, которое диктуется музыкальными акцентами, темповыми эпизодами и другими длительностями фраз. При этом он должен продумать правильную расстановку вы­полнения трудных комбинаций и совпадение акцентов движений с развитием темы и ее финалом. Хореограф-постановщик, в свою очередь, работает над пластическим решением движений. Он же может ответить на вопрос: удастся ли спортсменке раскрыть образно-эмоциональное содержание музыки при данном уровне под­готовленности? Заметим, что не всегда после первых прослушива­ний спортсменка понимает свою задачу. Только после ознаком­ления с содержанием произведения, историей его написания и примерами его интерпретации в спектакле или в хореографиче­ской постановке она может проникнуться идеей создания своего решения. И тренеру, и хореографу, и участницам выступления необходимо разобраться в построении выбранного музыкального произведения и ответить на следующие вопросы: какие темпоритмические характеристики в нем? сколько частей в музыкальном тексте? есть ли в нем завязка, развитие, логическое окончание? какова форма произведения и позволяет ли она показать владе­ние техникой фигур и их комбинаций (разных по времени выпол­нения и по количеству)?

Следует обратить внимание на то, что первый способ подбо­ра — в угоду популярности музыкального сопровождения — ста­вит тренера и хореографа в зависимое положение: задан ритм, один за другим следуют рефрены, кадансы, которые вынуждают как бы нанизывать на эту ось имеющийся арсенал технической подготовки спортсменки через заданные промежутки времени. Таковы, например, музыкальные пьесы, написанные в форме рон­до, в куплетной форме, в танцевальных ритмах. Второй способ предоставляет спортсменке возможность показать свое мастерст­во в более выгодном ключе, т. е. с использованием развития му­зыкальной темы и ее содержания. Для этого подбираются такие музыкальные пьесы или фрагменты произведений, в которых сме­на темпоритмических характеристик удачно соответствует распре­делению частей произвольной программы.

Третий способ подбора музыкального материала — использо­вание частей из нескольких музыкальных произведений (одного или нескольких композиторов) и соединение их в одну фонограм­му. Этот способ наиболее распространен в настоящее время. Не­обходимо делать монтаж записи на музыкально грамотном, про­фессиональном уровне. Сначала отбираются купюры из фрагмен­тов произведений; каждый фрагмент соответствует определенной части композиции произвольной программы. Затем эти части вни­мательно прослушиваются и прорабатываются на суше с имита­цией движений по времени, некоторые из них проверяются по темпу исполнения в воде. Затем, после внесения коррективов по вре­мени, все части перезаписывают на одну пленку с соблюдением правил технического редактирования фонограмм. Подбор музы­кальных отрывков, способствующих раскрытию индивидуальности спортсменки, из разных частей одного большого произведения дает лучшие результаты, нежели использование одной 3—4-минут­ной купюры. При смонтированной фонограмме проще распреде­лить моменты выполнения необходимого количества фигур, их комбинаций, проплывов, статических поз, и в целом впечатление от произвольной программы улучшается. Здесь есть возможность сбалансировать выполнение легких и трудных фигур по заранее намеченному плану.

Наибольшее распространение в синхронном плавании получи­ли фонограммы, состоящие из фрагментов однородных по оркест­ровке произведений. Однако начинают применяться и очень слож­ные компиляции, где стыковка разнородных инструментовок обес­печивается применением синтезатора.

Четвертый (вероятно, самый идеальный) способ подбора му­зыкального материала — использование произведения, специально написанного композитором. Безусловно, этот способ требует боль­шой творческой работы и может быть предназначен только для спортсменок высшего класса. Тренер заранее разрабатывает про­извольную композицию движений, расставляет в ней все требуе­мые фигуры, комбинации и элементы, строит динамику программы в соответствии с оптимальными условиями для реализации тех­нической и функциональной подготовки спортсменки. Композитор будет учитывать эту «партитуру», беря ее за основу для своей музыкальной формы.

Возвратимся к проблеме выбора музыкальных фрагментов из имеющейся музыки, поскольку этот метод создания сопроводи­тельных фонограмм является основным на сегодняшний день и еще долго будет применяться на практике.

Установлено, что успех спортсменки во многом опеределяется удачным выбором музыкального материала и его образным ре­шением. Очевидна и трудность подбора музыкальных эпизодов, так как требования к фонограмме обусловлены регламентирован­ным временем, наличием законченной драматургии, где должны быть экспозиция образа, его разработка, кульминация и развяз­ка с финалом. Все это нужно продемонстрировать в сжатом от­резке времени, с необходимостью контрастных темповых эпизо­дов, так как помимо художественной задачи спортсменка должна продемонстрировать возможности технической подготовки. Эти специфические условия в большинстве случаев требуют обраще­ния к законам художественной композиции. Необходимо соеди­нить разнородные музыкальные эпизоды в единое смысловое целое.

При разработке музыкального сопровождения не следует за­бывать о проблеме возрастной ориентации произведения. Так, не­правомочно строить выступление юной спортсменки на музыкаль­ном материале, предназначенном выразить сложную гармонию зрелого женского образа. Не менее важна правильная оценка масштабности музыкального материала. Необходимо соразме­рять выразительные возможности спортсменки и выразительные средства оркестровки. В бушующих потоках полифонических волн оркестра движения одиночки в большом прямоугольнике бассей­на выглядят жалкой, отчаянной попыткой привлечь к себе вни­мание. Вот почему, например, при подборе музыкальных произ­ведений в художественной гимнастике отдают предпочтение пье­сам, написанным для одного инструмента.

Соразмеримость возможностей спортсменки и музыкального материала имеет отношение и к ритму. Ритм в музыке—это чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов. От ритма должна зависеть художественная сторона решения пластики движений. Слабое, а точнее антихудожественное реше­ние ритмической структуры движений мы наблюдаем часто в произвольных программах, когда, например, искрометные звуки чардаша обозначаются редкими акцентированными движе­ниями.

Насколько убедительнее выглядит выступление спортсменок, в котором достигнуто целостное художественное впечатление бла­годаря диалогу музыкального сопровождения и двигательной конструкции. Динамика музыкальной фразы должна отражаться в пластике движений спортсменки. Так, протяженные фразы мощ­ного звучания требуют от спортсменки таких же мощных и дли­тельных действий, что не под силу даже группе, не говоря уже о паре или одиночке.

Музыкальный материал обладает эмоциональной заданностью, обусловленной жанром и тематическим характером, следователь­но, при разработке музыкального сопровождения необходимо учитывать психофизические особенности спортсменки. Не всякой спортсменке удается раскрыть эмоциональность произведения героического характера, зато больше подходит музыка романтико-лирического плана. Можно удачно подобрать исполнительни­цу для драматического и даже комического решения музыкально­го образа. Чтобы музыка не оказалась только фоном, тренер должен хорошо знать эмоциональные возможности воспитанниц.

История разработки музыкальных сопровождений произволь­ных программ знает много удачных примеров, свидетельствую­щих об умелом обращении с произведениями русских и зарубеж­ных классиков, с эстрадными и джазовыми пьесами. Приятно отметить, что некоторые тренеры и хореографы союзных респуб­лик, совсем недавно начавшие работать в новом для них виде спорта, умело используют музыкальное богатство лучших нацио­нальных композиторов. Однако встречаются (и довольно часто) тиражированные образцы расхожей музыки сомнительного эсте­тического вкуса. Ни спортсменки, ни тренеры не знают автора, а также источник, откуда взята музыка. Как правило, это музыка, пользующаяся бурным, но быстро проходящим успехом или оче­редная модная аранжировка—попурри из классических произведений. Было замечено, что погоня за популярностью не гаран­тирует успеха стилевого и образного решений произвольной про­граммы. Зрителю, не искушенному в тонкостях вида спорта, приятно ласкает слух полюбившийся шлягер, а судье-арбитру, оце­нивающему слабое решение музыкальной темы, непонятны апло­дисменты, предназначенные не спортсменке, а модной аранжи­ровке. Не меньшее осуждение вызывает заимствование для про­извольных композиций музыкальных фрагментов из балетных спектаклей, где композитор создает образ большого философского звучания.

Также нельзя считать удачным увлечение исключительно тан­цевальной музыкой, особенно для солисток. Эта музыка сочиня­ется для совершенно конкретных условий, и поэтому спортсменкам в воде не удается передать темп, ритм и особенно характер движений ногами в танце. Иное дело, если танцевальная часть показана в программе в виде фрагмента, за это время можно создать яркое впечатление танца в воде. Заметим, что однопла­новая по назначению музыка—даже развлекательного жанра — приводит к монотонному решению движений, следовательно, пред­почтительно отбирать произведения с переменными темпом и ритмом.

Рассматривая вопрос о применении различных аранжировок музыкального материала первоисточника, взятого чаще из клас­сики или из фольклорных произведений, следует сказать о спе­цифике восприятия звука. Так, использование фонограмм ритми­ческих аранжировок с необычайно высоким уровнем воспроизведения звука в бассейне сильно притупляет восприятие движений. Наступает как бы разрыв между слуховой и зрительной инфор­мацией, что, по мнению квалифицированных музыкальных ре­жиссеров, приводит к досадной потере целостного художествен­ного воздействия. Из этого не следует, что аранжировки в прин­ципе не годятся, если они выполнены с сохранением идеи первоначального материала.

Интересны и удачны примеры использования музыкальных произведений с мотивным развитием. Распевные музыкальные фрагменты дают возможность выгодно подчеркнуть плавность движений в воде. А сменяющиеся синкопированные фрагменты используются для резкой смены направления движений и быст­рых действий. Но мотив дает лишь возможность соединять фигуры, выполнять переходы из одной позиции в другую, не раскрывая смысловой характеристики. Точно так же в групповых выступле­ниях мотив хорошо сочетается с динамикой рисунка композиции.

Смысловая и образная задачи решаются только с помощью пластики движений, но об этом разговор впереди.

Ограничений в выборе музыкальных жанров нет, как не мо­жет быть и рецептов, предписывающих использовать только сим­фоническую классику или легкую эстрадную музыку. Правильнее о выборе можно сказать словами известного музыкального кри­тика Л. С. Гениной: «. мне кажется, что формула «пусть каждый выбирает то, что ему ближе»,— справедлива, но только давайте договоримся о том, что каждый имеет право выбирать то, что ему ближе из огромного мира настоящей музыки. »

Утвержденная в правилах соревнований свобода в выборе му­зыки на практике становится ответственной задачей.

При подборе музыкального материала для эмоционально-об­разного раскрытия его спортсменкой необходимо помнить, что не всякое музыкальное произведение несет в себе идейно-художест­венный воспитательный потенциал. Выступления с произвольными программами, как правило, собирают наибольшее число зрителей, часто транслируются по телевидению и, следовательно, влияют :на формирование эстетического вкуса. Мы не можем ориентиро­ваться на самую низкую ступень градации вкуса: нравится — не нравится, ибо эта примитивная реакция приравнивается к невысказанной оценке. С развитием художественного вкуса она обяза­тельно усложняется, осознается личностью и может оказывать влияние на чувственные переживания человека. Воспитание эсте­тического вкуса связано с мировоззрением человека, с эстетиче­скими факторами социальной среды. Спортсменки, занимающие­ся в детских, юношеских спортивных школах, командах ДСО и ведомств по программе, обязательно должны овладевать основа­ми музыкального образования, посещать концерты, знакомиться с новыми музыкальными записями, лучшими произведениями оте­чественной и зарубежной классики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *