Как называется помощник капитана судна
«Кэп», «чиф», старпом и другие должности на флоте: кто чем занимается
«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.
Баталер
К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.
Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.
Боцман
Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.
Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.
Капитан
Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.
Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.
На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.
Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org
Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.
Кок
Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.
Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.
На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.
Лоцман
Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.
В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.
Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.
Матрос
Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.
Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com
В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.
Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».
Машинист (моторист)
Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.
Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.
Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.
Механик
Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.
На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.
При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.
Старший помощник капитана (командира)
На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.
Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.
Штурман
Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.
На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.
Юнга
Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.
Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.
Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.
Кто есть кто на корабле
Пиратский корабль — это не просто судно с толпой разбойников на борту, для его управления требовалась специально обученная пиратская команда, в которой помимо обычных пиратов, имелось так же несколько человек, от которых напрямую зависела удача, да и сама жизнь экипажа.
Содержание
Капитан [ ]
Лишь немногие капитаны, такие как Черная Борода отличались жестокостью и грубостью, которые чаще присутствовали на военно-морском флоте. Обычно капитан выбирался большинством голосов и оставался на мостике только до тех пор, пока этого заслуживал. Как пишет Джонсон в своей книге «Общая история пиратства», положение капитана было прочным только тогда, когда «шла рубка, когда ты за кем-нибудь охотился или охотились за тобой«. В любое другое время капитан, который оказывался неспособным обеспечить команду провиантом или хорошей добычей, или иным образом утрачивал доверие экипажа, мог быть быстро смещен со своего поста простым голосованием.
Капитан пиратского корабля получал самую большую долю добычи, но во всех остальных отношениях он ничем не отличался от других членов экипажа. У капитана, конечно, была лучшая каюта на корабле, но считалось, что любой матрос может заходить в нее в любое время, есть из его тарелки и спать на его койке.
Капитаны, которым всегда сопутствовала удача, имели репутацию «надежного пистолета», которая гарантировала команде постоянный приток умелых новобранцев и богатую добычу.
Штурман [ ]
Хороший штурман был большой редкостью, а штурманские карты были самым большим его сокровищем. Умелый штурман мог привести корабль в точку в нескольких милях с наветренной стороны от места назначения, чтобы потом он мог по ветру отдрейфовать прямо в порт. Если судно подходило к берегу с подветренной стороны, это могло обернуться кораблекрушением. В 1720 году Бартоломью Робертс был всего в нескольких милях от побережья Западной Африки, но не смог совладать с господствующими ветрами и был вынужден развернуться и опять плыть через всю Атлантику в Южную Америку, чтобы предпринять вторую попытку.
Квартирмейстер [ ]
Его, как и капитана, выбирала команда. По существу, будучи вторым лицом на корабле, квартирмейстер осуществлял общее руководство повседневной жизни на борту. Так как именно ему приходилось улаживать мелкие ссоры и следить за тем, чтобы приказания капитана исполнялись беспрекословно, он поневоле должен быть одним из самых жестоких, или, как сегодня говорят, «крутых» людей на корабле. Ему отводилась также роль судьи, когда речь заходила о наказании за мелкие проступки членов команды. Если совершалось серьезное нарушение, экипаж и капитан выступали в качестве суда присяжных, а судьей опять-таки был квартирмейстер. Обычно именно ему экипаж давал право руководить поркой матросов.
В бою квартирмейстер шел во главе абордажной команды, а после удачного рейда занимался дележом добычи, следя, чтобы каждый получил то, что ему причитается в соответствии с кодексом пиратской чести — а эта обязанность неизбежно требует сочетания дипломатии и непререкаемого авторитета.
Плотник/хирург [ ]
На пиратских кораблях редко были настоящие хирурги и на практике эту обязанность обычно исполнял корабельный плотник, так как именно у него были нужные инструменты, прежде всего — пила для ампутаций. На подхвате у него всегда был боцман с раскаленным топором для прижигания ран, а швы накладывал парусных дел мастер. Плотник отвечал за исправность корпуса и мачт корабля. В разгар битвы он и его помощники оперативно устраняли течи и заделывали пробоины. После боя плотник осматривал захваченный корабль, чтобы определить, пригоден ли он для дальнейшего использования.
Бондарь [ ]
Боцман [ ]
Следить за порядком и вести учет всего корабельного имущества — от дегтя и смолы до жира и сала, и от парусов до такелажа — такова была обязанность боцмана. Обычно им становился самый опытный моряк из экипажа команды, и граница его знаний такелажа и парусного вооружения нередко означала границу между жизнью и смертью экипажа.
Канонир [ ]
В этой роли обычно выступал тот член экипажа, который получил серьезные боевые увечья, не позволяющие ему выполнять более важные обязанности. Вместе с тем приготовление более-менее съедобной пищи из продуктов, которые начинали портиться через несколько недель после выхода в море, было весьма непростой задачей.
Музыканты [ ]
Любой человек, умеющий играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, был весьма ценным членом экипажа. Музыкальные увеселения помогали поддерживать моральный дух команды и бороться со скукой. Джиги и хоровые песни матросов были весьма распространены, а во время боя, иногда даже непрерывно звучала громкая военная музыка.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Список корабельных должностей
высший
в морской службе чин, соответствующий генеральскому чину в сухопутных
войсках. Командует флотом. Адмиральских чинов 4: генерал-адмирал,
адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал.
— в Англии и Голландии морской офицер, командующий эскадрой
— командир корабля. Может состоять даже в должности лейтенанта (об этом в следующем пункте)
—
морской офицер, является помощником капитана. Вместе с тем лейтенант
является командиром корабля 4 ранга, имеющем 14-16 пушек. На такие
корабли капитан не назначается. На корабле 3 ранга, имеющем 50 пушек
лейтенант является старшим помощником капитана ( т.к. там по регламенту
нет капитан лейтенанта). Говоря современным языком лейтенант является
вахтенным офицером, начальником вахты, т.е. части экипажа, несущей
корабельную службу в данный отрезок времени.
—
на любом корабле один секретарь. Можно сказать, что этот офицер
является помощником капитана по учету личного состава, штабной работе,
учету, контролю за работой всех служб снабжения, переписке. Он обязан
контролировать прием на корабль всех припасов, вести бортовой журнал,
знакомить экипаж с Уставом, письменными приказами и распоряжениями
старших флотских начальников, вести судебные протоколы, составлять
контракты на поставку припасов, контролировать выдачу пищи и другого
имущества личному составу, учитывать добычу взятую у неприятеля,
записывать расход пороха и ядер во время боя, составлять заявки в порт
на пополнение припасов, переписывать вещи погибших и умерших и
передавать их родственникам. Он не имеет права покидать борт корабля
(кроме как для исполнения обязанностей, требующих его присутствия на
берегу) пока тот не будет поставлен на длительную стоянку и не будет
разоружен.
—
священник приравнивался скорее к офицерам по своему положению, но и
однозначно к офицерам его отнести было нельзя. Скорее он просто стоял
особняком. На флоте имелся один начальный священник, отвечавший за
деятельность корабельных священников. На каждом корабле имелся
священник, который отправлял все религиозные мероприятия. Кроме того он
был обязан посещать раненых и больных и облегчать их душевные
страдания. Священник отвечал за священнические припасы и вел их учет и
использование (походная церковь, престол с облачением, Евангелия,
кресты и т.п.)
—
на всех кораблях имелся один лекарь. В зависимости от ранга корабля у
него имелось разное количество помощников. Лекарь ведал учетом,
снабжением лекарствами, медицинскими инструментами, вел учет больных,
отвечал за лечение больных, качество и количество выдаваемой им пищи.
Во время боя ему запрещалось выходить на палубу, а должен был
находиться в интрюме, где было определено место сбора раненых. Если
устанавливалось, что больной или раненый умер от небрежения лекаря, то
последний рассматривался как убийца и подлежал казни.
— отвечал за штурманское имущество, его получение, хранение,
использование, расходование. Штурманским имуществом считались флаги,
сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса,
песочные часы, лаги, лоты, лампады. Штурман вел журнал учета
штурманского имущества, следил за пополнением и исправностью своего
имущества. Он же отвечал за морские карты, лоции, исправность рулевого
управления корабля. Он выверял компаса и песочные часы. Во время
плавания он должен был сверять карты с реальной береговой линией,
островами, скалами, рифами и наносить на карты все их изменения.
Штурман обязан сообщать офицерам и капитану об опасностях курса корабля
(мели, рифы, скалы) и настаивать на его изменении, и даже если капитан
или иной офицер его не послушают, и корабль будет потерян, то штурман
будет казнен или отправлен на каторгу. При постановке на якорь штурман
обязан следить, чтобы в этом месте не было мелко и корпус корабля не
проломило бы своим якорем. Подштурман помогает штурману, а в его
отсутствие полностью отвечает за штурманскую службу.
— специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ —
старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В
обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса,
такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами
и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу,
наблюдение за порядком и чистотой на судне. На крупных военных кораблях
имеется один главный боцман и несколько боцманов.
—
непосредственный помощник офицеров. Основная обязанность следить за
полным и точным исполнением всеми членами экипажа приказаний офицеров.
В другие обязанности входит организовывать укладку и размещение в
помещениях корабля имущества и вести журнал учета этого имущества.
— командует матросами, размещаемыми в данном кубрике. Он обязан следить
за наличием своих матросов на корабле, за здоровьем своих матросов,
чистотой и исправностью их одежды, за выдачей матросам питания и за
возврат на поварню остатков пищи и посуду, за тем, чтобы продукты,
оружие, вещи, снасти не растаскивались с корабля. Квартирмейстер также
является командиром шлюпки, следит за ее исправностью, оснащенностью,
управляет ею на воде и командует матросами, назначенными в экипаж
шлюпки.
—
обязан следить за тем. чтобы не было течей в корпусе, чтобы люки и
пушечные порты были плотно закрыты. При появлении течей совместно с
корабельным плотником устранять их.
— на корабле любого ранга один парусный мастер. Под его руководством
один-два парусных ученика. Обязан следить за исправностью парусов и
чинить их.
Солдаты (морские пехотинцы)
— привлекались для обслуживания пушек в помощь канонирам, из них составлялись абордажные и десантные команды.
—
младшее звание. Привлекались для работы на судне, как то: работа с
парусами, откачка воды из трюма, содержание корабля в чистоте. На
разбойничьих судах составляли абордажную команду.
Кто, как, и зачем
Очень много букв. Картинок нет.
Решил добить старый подвисший пост.
С разъяснениями, как поставлена служба и работа на современном торговом флоте.
Но с небольшой ретроспективой, для лучшего понимания ситуации.
Но сначала небольшое разъяснение.
1. Пост о торговом флоте.
2. Пост о работе и должностных обязанностях на танкерах.
3. Некоторые жаргонизмы существенно отличаются в разных бассейнах. То, что принято на Чёрном море, на Дальнем Востоке может вообще не применяться. Да, что там бассейны, иногда в соседнем пароходстве были приняты совсем другие неформальные понятия.
Но это небольшие отличия. В общем и целом служба и работа на судах сходна.
Ещё считаю необходимым пояснить, что в некоторых случаях капитан судна может изменить рабочее и штатное расписание судна, и передать некоторые обязанности другим членам экипажа. Чаще всего такое происходит из-за специфики работы судна.
На судах торгового флота командная система. И, больше того, там принцип единоначалия.
Во времена СССР, экипаж судна делился на комсостав и рядовой состав.
Отдельная песня, боцман и донкерман, про них будет ниже.
Сейчас принято комсостав называть офицерами, ну, а рядовой, так и остался.
Командиры, в свою очередь, тоже имеют деление.
Сеньор офицеры, или старшие командиры, и джуниоры, младшие командиры.
Экипаж делится на тех, кто стоит вахты, и кто не стоит. Про это будет в разделе «судовая роль».
Теперь пробежимся по судовой роли.
Объяснять ничего не надо.Капитан.Всё.Изрубить в капусту. вполне в его власти.
Полномочный представитель администрации компании.
Полномочный представитель власти на борту.
Злить не рекомендуется.
Работа очень нервная.
Лучшие представители становятся легендами ещё при жизни.
Впрочем,худшие попадают в легенду ещё быстрее.
Кэп, это больше у рыбаков,по крайней мере на Дальнем Востоке.
У военных, капитанов корабля нет.
Потому,что капитанов там может быть,как собак нерезанных.Капитан-лейтенант,капитаны всех трёх рангов, это военные звания.
Поэтому,когда вам говорят,что у кого то брат,сват или кум капитан подводной лодки, просто хихикните.
Получилось мало.А,что..вы можете перечислить права Бога?
На флоте просто обожают играть в сокращения и аббревиатуры.
Должности тоже попадают под это.
В советское время и на судах под российским флагом настоящего времени, капитан идёт как КМ.
2.Старший помощник капитана.
Второй после капитана.Полностью замещает капитана во время его отсутствия.
Груз сейчас на нём.В 1996 году взгромоздили груз на него,что вызвало тогда волну возмущений.
До этого они миро руководили тётьками и матросиками.И продуктами.Хорошо-с.
Он же и главный дрюкальщик экипажа по тревогам. да и вообще по всему,что касается нормальной жизнедеятельности судна.
Спит и видит,как переедет в каюту по правому борту.
Некоторые начинают входить в легенду ещё на этой должности.
Вождь и батька палубной банды.
Если на пароходе всё хорошо,капитан молодец.Если всё плохо,старпом дерьмо.
Как перевести точно, затрудняюсь.Safety officer.Главный инспектор по ТБ.
Но,кажется,сейчас и средку рубят.
Есть и должность суперкарго (supercargo), тот же старпом, занимается только грузом,не отвлекаясь на дрючбу экипажа.Это в основном на судах с напряжённым графиком работы.
Обычная вахта с 4.00 до 8.00 и с 16.00 до 20.00.
Вахта называется королевской.
3.Второй помощник капитана
Ну,уже понятно..главный подпиливальщик ножек кресла старпома.
Пошло с тех времён,когда на втором помогае лежали обязанности грузового помощника.
Иностранцы удивлялись таким распределениям обязанностей,у них то старпом грузовал.
Потом всё поменялось. груз к чифам,а халява от чифов..продукты и тётьки свалилась на ревизоров.
Секьюрити офицер.Безопасность как секьюрити.
В некоторых компаниях офицер связи.
И судовую медицину тоже накинули на него. Универсальный солдат.
И навигационный помощник.
Командир кормовой швартовной команды.
Несмотря на кое-какой опыт. продолжает относится к категории джуниоров.
Но кое-какие дела ему уже можно поручить,например,возглавить группу из двух моряков. и даже есть высокий шанс успешного выполнения задания.
Командир спасательной шлюпки №1,правый борт.
С 00.00 до 04.00 и с 12.00 до 16.00
4.Третий помощник капитана.
Не конкурент старпому,но с интересом рассматривает интерьер каюты ревизора и просит не отрывать вот эти картинки.
Когда то был навигационным помощником,саму навигацию забрали,но инструменты оставили в заведовании,протирает пыль.
Ведёт кучу формуляров и журналов.
Отвечает за снабжение спасательных шлюпок..да и вообще.Пиротехника тоже на нём.
Так,подъедает по мелочи.
Командир носовой швартовной команды.
Так же. ходит с боцманом на бак для снятия\постановки на якорь.
А вообще,путь в легенду начинают с этой должности.
Есть феерические долбо. ы,а есть отличные мужики.
Жаль только,что отличные мужики часто уходят,охренев от действительности.
с 08.00 до 12.00 и с 20.00 до 24.00
4.Четвёртый помощник капитана.
Ну,что сказать. с этой должностью в прошлом изрядно поигрались.То её отменяли,и тогда выпускник бурсы сразу влетал на должность третьего..то её снова вводили,потом снова отменяли..сейчас вот есть..пока.
Если серьёзно,должность очень нужная..ибо даёт тот самый необходимый первичный опыт.Практики не в счёт.За пару лет в этой должности четвёртый как следует знакомится с судном,обретает навыки выживания в экипаже.
Знавал некоторых старпомов,которые выросли до этой должности с чётвертых у одного капитана.
Чем занимается?А судовой канцелярией и бюрократией,ведёт документацию экипажа,иногда финансами..естественно,всё под присмотром.
Можно ещё сказать? Ученик старпома.
Несёт вахту за старпома с 16.00 до 20.00.
В случае навигационных непоняток вызывает на мостик капитана или старпома.
И тут уж лучше,да..перебдеть,чем недобдеть.
В швартовных операциях не участвует.На мостике,помогает капитану.
Но может и полететь СМСкой,если ограничены возможности связи.
Да и вообще..куда пошлют,короче..
В массе своей адекватные пацаны,но находятся некоторые. эээ..индивидуумы..которые могут задумчиво сказать..а вот я бы,на месте капитана..не так капитан то то делает,или это.Тут начинают от смеха давиться даже буфетчицы.
В последнее время часто встречаю четвёртыми сыновей капитанов.Династия.Тут тоже..не однозначно.Одни нормальные,а другим,смотрю,капитанство половым путём передалось. всегда ехидно напоминаю,что это папенька у него капитан,а тебе,четверёныш..рановато пока туда поглядывать и критиковать.Много сыновей и корефанов.Ну,этих я знаю..они меня тоже. поэтому там без обид.Злопамятных не боюсь..пока они наберутся сил и власти,я уже свалю на пенсию.
Вахта с 16.00 до 20.00.
Но в своё время на судне могло находится до трёх организмов, специальным образом обученных пиликать на радиоключе, и возмущаться невыносимыми условиями работы.
Руки у них были нежные и поэтому радиоспециалистов не привлекали на всякие грязные и тяжёлые работы не входящие в круг обязанностей экипажа.
Разносчики новостей и слухов.
А в общем и целом, там работали нормальные дядьки.
Кроме того, они были большие любители поболтать между собой, и иногда это приносило большую пользу. С помощью их болтовни были установлены факты гибели некоторых пароходов.
Но уже под занавес, на судне зачастую был только один начальник радиостанции.
Со штурманским составом покончено.
Переходим к механической части судовой роли.
Наместник Люцифера на этой земле.
Главный инженер судна.
Общее руководство подземной службой.
Командир механиков и мотористов.
Как и капитан, является представителем администрации.
Должность предполагает иметь всегда хмурый и недовольный вид, и это понятно, не тот сейчас механик пошёл, не тот.
Но, хиханьки-хаханьки, а ответственность большая.
На большинстве судов каюта расположена на той же палубе, что и у капитана, но всегда с левого борта.
Наместник наместника Люцифера.
Непосредственный руководитель машинной команды.
Под его началом все мотористы, если таковые имеются. Он раздаёт работы и контролирует выполнение. Ведёт табели учета рабочего времени.
Ответственный за своевременный заказ снабжения и расходного, то есть, главный жмот. Все кладовки, кладовочки и прочие помещения с ништяками, это у него.
Инъекцию всезнайства ещё не сделали, и поэтому до многого доходит своим умом.
Отрабатывает навыки строить недовольное и хмурое лицо. Неплохо получается, кстати.
Вахты. Сейчас, на судах с высоким уровнем автоматизации, механики несут суточные вахты. В рабочее время, с 08.00 до 18.00, вахтенный механик находится в машинном отделении (МО), после 18.00 может находится в каюте. В каюте есть сигнализация, которая сработает, если в машине пошло что-то не так. Но и без сигнализации вахтенный механик периодически спускается в МО, делать обходы и контроль за параметрами.
При сложных погодных условиях, или ещё каким причинам, стармех может ввести ходовые вахты.
Второй механик стоит вахту с 00.00 до 04.00, и с 12.00 до 16.00.
В некоторых компаниях вместо позиции «второй механик» есть позиция «первый механик» или «первый ассистент».
Самая раздолбайская и весёлая позиция для механиков.
Так же в его заведовании топливные системы судна. Приём топлива, учёт топлива, хранение, подготовка топлива, включая топливные сепараторы, топливные фильтры грубой и тонкой очистки.
Если вахта ходовая, то с 16.00 до 20.00, и с 04.00 до 08.00
Вообще, конечно, это жестоко, вчерашнему выпускнику навешивать довольно серьёзные судовые системы.
На танкере паровые котлы, хоть и называются вспомогательными, на самом деле очень важные механизмы. Обогрев груза, мойка грузовых танков горячей водой, иногда паровые турбины для грузовых насосов, везде нужен пар. И всё это на четвёртом.
Ну, а говно. вся какашкина система тоже у четвёртого.
Системы осушения и танки льяльных вод.
Понятно, что четвёртый находится под личным патронажем стармеха. Ибо любой косяк, который упорет четвёртый, может крайне неблагоприятно отразится и на судьбе самого стармеха.
Как видите, хозяйство в заведовании четвёртого механика объёмное и хлопотное. Но нет предела совершенству. В нашей конторе как-то решили, что четвёртый механик, это излишняя роскошь, и сократили эту должность. Не на всех танкерах, но всё таки. Заведование раскидали между вторым и третьим механиками, подтянули к вахтам и электромеханика со стармехом. И, что произошло?
А неизбежный звиздец по всем направлениям. По итогу эксперимент свернули, четвёртых вернули на борт. Но за время отсутствия четвёртых заведования были убиты окончательно, и вытягивать всё на приемлемый уровень назад было долго, нудно и тяжело.
Вахта с 20.00 до 24.00, и с 08.00 до 12.00
Что ж, тоже неоднозначная личность на борту судна.
Сначала обкрошили первого электромеханика и электрика, потом электрика. Сейчас остался один электромеханик. И то, не во всяких компаниях есть эта должность.
Особо распыляться по электромеханику не буду, но замечу, должность довольно таки важная.
Карьеры нет. Пришёл электромехаником, им же и уйдёшь на пенсию.
Тихой сапой на них ещё взвалили обслуживание, диагностирование и мелкий ремонт навигационного и связного оборудования, что приводит электромехаников в тихое бешенство. И я их понимаю.
Желательно поддерживать с ними дружеские отношения, тогда у тебя всегда будут батарейки для фонарика и обслужат твой ноутбук.
Вот и закончен список командиров.
Переходим к рядовому составу.
Эти два чилавека-моряка относятся к младшему комсоставу.
Итак, палубный департамент.
Забыл сказать, что все, кто относится к палубе, те все рогатые.
Палубный департамент тоже в своё время делился на тех, кто стоял вахту, и тех, кто не стоял, рабочая бригада.
Обнаглевший матрос второго класса.
Старшинка у матросов. Прокладка между старпомом и палубной бандой.
Вахту не стоит. Поднять/бросать якорь, управление брашпилем.
Вечное нытьё с ябедничеством старпому на сажу, которая летит из дымовой трубы.
В общем, то ещё создание.
Ещё один анахронизм. Кое-где есть, но в массе свой вымер.
Заместитель боцмана, один из самых опытных матросов.
Вахту не стоял, рабочая бригада.
Матрос первого класса.
Эту должность я написал так, как было принято при СССР.
Несение ходовой вахты на мостике со штурманом.
Работа на палубе под командованием боцмана.
Если попала кисточка в лапы, то закрашивает всё густо-густо. И болты, и смотровые контрольные стёкла.
Поголовье матросов на современном судне обычно насчитывает небольшое стадо в три-четыре человека.
Вахты несут такие же, как и штурманы, к которым матросы назначены.
Профессионального прозвища нет.
Матрос второго класса.
Тоже, практически вымершая должность. Но встречается. В связи с нехваткой рабочих рук делает всё то же самое, что и АВ.
Та самая телятя, которая двух маток сосёт.
Когда этому хитровану выгодно, он бежит и говорит, что относится к машинной команде.
Ну, а когда в машине назревает физдец, и есть угроза задействования всех, кто ещё может ходить, это исчадие объявляет себя палубным человеком и находит себе неотложную работу, без которой вот прямо сейчас, все грузовые насосы и магистрали развалятся. Например, расхаживание и смазка болтов заглушек приёмной грузовой магистрали.
А так-то он помповый машинист. Управление грузовыми насосами.
Технический прогресс нещадно прошёлся косой и по рядовым машинёрам.
Высокие уровни автоматизации изрядно сократили мотористов.
Но работы никуда не делись, вот только тащить эту лямку приходится уцелевшим.
Иногда идёт с приставкой ГЭС, что означает Газо-Электро Сварщик.
Пусть вас не вводит в заблуждение слово «старший» в должности.
Старший-то, он старший, только над кем?
В былые времена, да, он был старший. А сейчас два инвалида неспешно ползают по машине, и среди них, один старший, да.
Правая рука второго механика по обслуживанию заведования. Специалист по топливной аппаратуре.
Как сварщик, не очень выдающийся специалист, сказываются непонятные сложности и запреты на сварку на танкерах. У фирмачей с этим попроще, на борту есть и газ, и электросварка, но наши не успели набить руку. Хотя попадаются иногда уникумы.
А в остальном и целом, обычный моторист.
Может стоять вахту по указанию стармеха, обычно со вторым механиком и по расписанию второго механика.
Ещё одно недоразумение флота.
Когда читаешь требования конторы к соискателю вакансии «судовой токарь-моторист», немного недоумеваешь, а на какой планете живут руководители компании?
явно профессиональных навыков меньше, чем у требуемого токаря. Достаточно сказать, что токарь пятого разряда на берегу поднимает в бабловом эквиваленте поболее, чем его водоплавающий коллега, и без излишнего мозготраха. Если мозготрах превышает выносимый уровень, так токарь пятого разряда без работы не останется.
В остальном, это обычный моторист, но с навыками умения работы на токарном станке.
А вот работы, от простенького болтика до сложных работ по изготовлению валов или штоков с двух-трёхзаходными резьбами, с очень точными параметрами по посадкам. Иногда требуется и навыки фрезеровщика, причём фрезерных станков на буржуйских пароходах нет. На пароходах времён СССР ещё были, сейчас практически нет.
Бывали вообще потрясающие спецы.На раздолбанных станках, в качку изготавливали точнейшие вещи.
Ну, и. не буду хвастаться, но когда я сам был токарем судовым, то даже умудрился отхватить звание «Лучший по профессии» в системе ММФ СССР. Про рационализаторские и авторские говорить тоже не буду.
Рабочая интеллигенция, мать его, токаря этого.
Один из парадоксов советских времён.
Что ещё про токаря? «Вот и токарь судовой, хоть хреновенький, но свой».
Как всякая интеллигенция, всегда в оппозиции и диссидент. Не важно к чему. Главное, поперёк течения. В группе риска алкоголизма.
Вахту, если стоит, то с четвёртым механиком. Также считается мотористом четвёртого механика, следовательно, это заведование знает хорошо. И были случаи, когда токари несли вахту за отсутствующего четвёртого.
И замыкает наш хит-парад.
Да уж, странный гибрид, плод инцеста.
В море моторист, у причала матрос.
Стой здесь, иди сюда.
Как правило, набравшись опыта, уходят, или в стармоты или в матросы АВ.
Возможно, что-то упустил, поправляйте.
И относитесь к этой инфе адекватно, это совсем не энциклопедический труд, а так, для справки.
Отвернул с пиджачка, можете поиграться.
Всё верно. И докопаться не к чему 😉. Спасибо за пост!
Steam это ты чтоль?Повеселил))Наслаждался,читая!!
очень интересно, спасибо.
Синее, темно-синее
Подписывайтесь на инст: @Felis96
У берегов Норвегии
Крысы
Никогда не понимал, зачем их гоняют. Попав после мореходки на «африканские» траулеры, я спокойно с ними уживался. Начало 90-х. Выпуск. Распределение на промысловый флот по специальности «Промышленное рыболовство». Претензий нет.
Ты, по должности – «Помощник капитана по промысловой работе» или «Мастер лова» или «Тралмейстер». Так гордо звучит металлическая планка на двери твоей двухместной каюты, которая похожа на купе вагона и в которой ты месяцами живешь со своим сменщиком по суточной вахте.
Свет горит, ты в койке, они по палубе каюты возле тебя бегают. Прикольные. Своя суета. Наблюдаешь с койки. Удивляешься, какие бывают экземпляры, с кошку. Засыпаешь.
На швартовых канатах, которые крепят судно к причалу в порту, обязательно (даже иногда законодательно) стоят «накрысники». Диски на канате, которые должны нарушить крысиный трафик «судно-берег-борт». Чума так передавалась. Часто не помогает. Крысы умные и очень гибкие, как хорьки.
Да, бывало… В полугодовом рейсе, без захода в порт. Просыпаешься, а она у тебя на верблюжьем одеяле, лежит на груди и на тебя смотрит. Или ногти на ногах грызет.. Они же с нами, и у них тоже захода в порт нет (
Использование в полезное:
Назападлил моряк. Вскрываешь металлический подволок (потолок) в каюте и забрасываешь печеньку в межподволочноее пространство над каютой потерпевшего. Стадо крыс сразу начинает бегать по металлическому подволоку над каютой, гоняя футбол.
Хрен сразу заснешь. А тебе на «поспать» 8 часов с приемом пищи и выходом на палубу опять на 8 часов. И так, без выходных, 6 месяцев. И ещё «подвахты», в помощь вахте, на 4 часа могут включить, в твое время отдыха. Рыбу резать или морозить в «ящики». Итого случается 20 часов рыбу обрабатываешь, 4 спишь. Гундят береговые: «Зарплата у вас большая.»
Бывает ещё круче. Металлический шарик от подшипника, который катается на подволоке при качке и мешает уснуть. Его проблематично найти в кабельных трассах. А человек может «с ума сойти» в рейсе. И с ума сходят. На промысловую группу
50 судов СССР в промрайоне Перу (ЮВТО), в год, когда я там был рулевым в 18 лет на 6 месяцев, «сошло с ума» 6 человек. В основном – рулевой матрос.))
Они выбегали на подъем трала, за месяцы привыкнув к «судовому звонку» повседневных тревог. Отъедали только головы разбросанной по палубе рыбы, за месяцы рейса, гурманя и уже брезгуя тушкой.
Мы, от скуки стравливали судовую собаку с крысой, замкнув их в безвыходном тамбуре коридора кают.
Собака побеждала всегда.
Но, были крутые крысы.
Они знают судовые сигналы глубже.
Никто не верил в рассказы лебедчика про «Короля».
Однажды меня «сломал’в тропиках. >200 миль от Анголы, 3 месяц рейса. Температура тела +38,2.
Парням на вахте: «Поднимайте без меня, я лежу в «хоревке», отлежусь до смены вахты.»
Лёжа в полузабытьи на скамейке, я увидел скользнувшую серую тень..
Говорят, он живут два года от силы.
Как они так быстро все успевают все узнать?
Если смогут найти решение в проекте » Вселенная 25″. (