Как называется противоречие в литературе
Антитеза — это единство и борьба противоположностей
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На вооружении писателей есть масса средств, которые позволяют сделать повествование более выразительным и ярким.
Один из самых действенных способов – это антитеза. Сегодня мы как раз и поговорим о том, что это такое, по какому принципы они составляются и по ходу приведем массу примеров из литературы и поэзии.
Определение — что это такое
Этот термин пришел в русский язык из Древней Греции, а само слово «antithesis» переводится как «противопоставление».
Антитеза – это стилистический прием, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.
Чаще всего в антитезах используют антонимы, то есть слова, которые относятся к одной части речи, но обладают противоположным смыслом. Например, «хороший – плохой», «уходить – приходить», «добро – зло».
Самые простые примеры антитезы можно найти в народных пословицах:
Ученье — свет, а неученье – тьма
Умный научит, дурак наскучит
Тише едешь, дальше будешь
Легко подружиться, тяжело разлучиться
Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет
Антитеза в литературных произведениях может быть представлена несколькими способами:
Примеры антитез в прозаической литературе
На антитезе построены даже названия некоторых известных произведений:
Война и мир (Толстой)
Принц и нищий (Твен)
Преступление и наказание (Достоевский)
Отцы и дети (Тургенев)
Волки и овцы (Островский)
Ангелы и демоны (Дэн Браун)
Но в этих произведениях противопоставление не только в названиях, но и в содержании. Так, Лев Толстой на протяжении всего романа постоянно сравнивает два полюса – мира и вражды, добра и зла. Это проявляется как в ходе повествования, когда автор чередует сцены мирной жизни и сражений, так и в характере некоторых героев, например, Наполеона и Кутузова или Элен и Наташи.
А вот Достоевский использует другие методы. Он «помещает антитезы» внутрь одного персонажа. Наиболее ярко это проявляется в Раскольникове, который до преступления был хорошим человеком, а потом стал убийцей, а соответственно изменились его идеалы и манеры поведения.
И наконец, у Тургенева в качестве антитезы используется конфликт поколений и их взглядов на жизнь.
Примеры в поэзии
В отличие от прозы противопоставления в поэзии более прямые. Они не прячутся «между строк», их не надо додумывать – все находится на поверхности. Например, Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине» так описывает отношения Онегина и Ленского:
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
А у Лермонтова есть строчки, которые давно стали «крылатыми»:
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
Марина Цветаева нередко использовала антитезы в своих произведениях:
Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную.
Благодаря резкости сравнения различных предметов, антитеза широко использовалась в поэзии начала XX века.
Например, у Владимира Маяковского. Он строил на этом приеме целые произведения, противопоставляя ценности царского режима и большевиков, правителей и рабочего класса.
Наша сила — правда,
ваша — лаврьи звоны.
Ваша — дым кадильный,
наша — фабрик дым.
Ваша мощь — червонец,
наша — стяг червонный.
Мы возьмём,
займём
и победим.
Это отрывок из стихотворения «Киев». И, как видно, оно носит явно декларативный характер и могло бы служить даже политическим лозунгом или материалом для агитационных программ.
Антитеза в политике
Мы не зря упомянули Маяковского и то, что антитеза может что-то декларировать. Действительно, этот прием частенько используется для создания политических лозунгов. Самый яркий пример, наверное, относится к началу советского периода. Вспомните главные слова «Интернационала»:
Кто был никем, тот станет всем!
А в Манифесте Коммунистической партии можно было встретить такие пример антитезы:
Пролетариям нечего терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.
В современных лозунгах антитеза также широко используется. Достаточно вспомнить популярный призыв перед любыми выборами: «Голосуй или проиграешь».
Антитеза в СМИ и рекламе
Красивые противопоставления очень любят использовать и журналисты. Чаще всего их можно увидеть в заголовках газетных статей:
Блеск и нищета российского футбола
Нищий педагог и богатый дворник
Неблаговидные дела под благовидным предлогом
Грехи праведника
Луч света в темном царстве
Уже давно доказано, что человек, открывая газету или журнал, не читает все подряд, а в первую очередь пробегается глазами по заголовкам.
И ищет ту фразу, которая его зацепит, а уже только потом начинает читать саму статью. И вот антитеза – один из тех приемов, которые помогают завладеть вниманием, чем обязательно пользуются различные СМИ (что это?).
Сопоставление противоположностей часто используют и рекламщики. С помощью этого приема они создают короткие, но запоминающиеся слоганы.
Мы работаем, вы отдыхаете (техника «Indesit»)
В холод — тепло, в жару — прохладу (кондиционеры «Samsung»)
Легко включить, сложно остановиться (безлимитный интернет)
А еще чаще можно встретить слоганы, основанные на противопоставлении «минимум – максимум». Например, «минимум калорий, максимум удовольствия» (Coca-Cola light), «минимум пространства, максимум возможностей» (мобильный телефон), «минимум труда, максимальный эффект» (стиральный порошок).
Вместо заключения
Кстати, благодаря антитезе появился еще один прием – оксюморон (что это?). Так называют устойчивые выражения, в которых используются слова с совершенно противоположными значениями. Например, «горячий лед», «страшно красивая», «живой труп», «горькая радость». Подробнее об этом вы можете прочитать на другой странице нашего сайта.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Никогда до конца не понимала такое понятие, как антитеза. Не думала, что используется не только в литературе, но даже в политике и рекламе.
Очень хорошо и интересно помог с домашнем заданием по литературе!
Как называется противоречие в литературе
Полюбив замужнюю Аксинью, Григорий бросает вызов окружающим. Как называется острое столкновение, непримиримое противоречие, стимулирующее развитие сюжета?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Леса, пронзительно брунжа, зачертила воду, за ней косым зеленоватым полотном вставала вода. Пантелей Прокофьевич перебирал обрубковатыми пальцами держак черпала.
— Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанёт!
Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.
— Давит, аж рука занемела. Нет, погоди!
— Гляди под баркас не пущай. Гляди!
Переводя дух, подвёл Григорий к баркасу лежавшего на боку сазана. Старик сунулся было с черпалом, но сазан, напрягая последние силы, вновь ушёл в глубину.
— Голову его подымай! Нехай глотнет ветру, он посмирнеет.
Выводив, Григорий снова подтянул к баркасу измученного сазана. Зевая широко раскрытым ртом, тот ткнулся носом в шершавый борт и стал, переливая шевелящееся оранжевое золото плавников.
— Отвоевался! — крякнул Пантелей Прокофьевич, поддевая его черпаком.
Посидели ещё с полчаса. Стихал сазаний бой.
-Сматывай, Гришка. Должно, последнего запрягли, ишо не дождёмся.
Собрались. Григорий оттолкнулся от берега. Проехали половину пути. По лицу отца Григорий видел, что хочет тот что-то сказать, но старик молча поглядывал на размётанные под горой дворы хутора.
— Ты, Григорий, вот что. — нерешительно начал он, теребя завязки лежавшего под ногами мешка, — примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой.
Григорий густо покраснел, отвернулся. Воротник рубахи, врезаясь в мускулистую прижжённую солнце- гревом шею, выдавил белую полоску.
— Ты гляди, парень, — уже жёстко и зло продолжал старик, — я с тобой не так загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, а я наперёд упреждаю: примечу — запорю!
Пантелей Прокофьевич ссучил пальцы в узловатый кулак, — жмуря выпуклые глаза, глядел, как с лица сына сливала кровь.
— Наговоры, — глухо, как из воды, буркнул Григорий и прямо в синеватую переносицу поглядел отцу.
— Мало что люди гутарют.
Григорий слёг над веслом. Баркас заходил скачками. Завитушками заплясала люлюкающая за кормой вода.
До пристани молчали оба. Уже подъезжая к берегу, отец напомнил:
— Гляди не забудь, а нет — с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!
Промолчал Григорий. Примыкая баркас, спросил:
— Понеси купцам продай, — помягчел старик, — на табак разживёшься.
Покусывая губы, шёл Григорий позади отца. «Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище», — думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок.
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
Укажите литературное направление, для которого характерно объективное изображение действительности и в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова.
Творчество М. А. Шолохов развивалось в русле реализма. Дадим определение.
Реализм — это основной метод искусства и литературы. Его основа — это принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохраняя наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.
Текст фрагмента представляет собой по преимуществу разговор отца и сына Мелеховых. Как называется такая форма общения между персонажами?
Такая форма общения называется «диалог». Дадим определение.
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении.
Укажите термин, которым обозначается выразительная подробность, несущая в тексте определённую смысловую нагрузку (например, «обрубковатые» пальцы старика Мелехова).
Такой термин называется деталью или художественной деталью. Дадим определение.
Художественная деталь — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже, его внешности или психологии), интерьере, обстановке.
В чём смысл соседства двух сцен — «сазаньего боя» и разговора по душам между отцом и сыном?
Можно провести параллель между сазаном, который в неравной схватке сражается за свою свободу, за свою жизнь, и Григорием, который вырывается из-под родительской опеки. Для Григория связь с Аксиньей — такая же потребность, как вода для сазана, но семейные устои и слово отца — закон ненарушаемый, он сильнее желаний и стемлений героя. Как бы Григорий ни боролся с мнением отца, ему придётся покориться и жить, как принято. Как сазан борется за свою жизнь до последней секунды,так и Григорий добивается любви Аксиньи.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Полюбив замужнюю Аксинью, Григорий бросает вызов окружающим. Так возникает _____, стимулирующий развитие _____ произведения.
Полюбив замужнюю Аксинью, Григорий бросает вызов окружающим. Так возникает конфликт, стимулирующий развитие сюжета произведения.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором нашла своё отображение тема «отцов и детей». Чем оно схоже (или чем различается) с шолоховским «Тихим Доном»?
Дом Мелеховых держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич, Ильинична действительно являются оплотом семьи. Пантелей Прокофьич трудолюбивый хозяин, бывает вспыльчивым, но в душе добрый и чувствительный. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич старается соединить в одно целое куски старого быта — хотя бы ради внуков и детей. Для сохранения семьи он решительно запрещает Григорию видеться с Аксиньей: «Гляди не забудь, а нет — с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!». Однако сын, хоть и не выражает открытого протеста отцу, не слушает его, решает поступать так, как хочет сам.
Тема отцов и детей поднималась А. Н. Островским в драме «Гроза». В «Грозе», подобно «Тихому Дону», показан конфликт старшего поколения с младшим. «Дети» не хотят подчиняться старшим, у них свои идеалы. Взгляды нового поколения более прогрессивные, направленные в будущее, поэтому конфликтуют со старыми отцовскими устоями, которые символизируют «век минувший».
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. В чём смысл соседства двух сцен — «сазаньего боя» и разговора по душам между отцом и сыном?
5.2. В. Борек в статье «О Тихом Доне» пишет: «Шолохов представляет людей и события так, как дает их жизнь…» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
5.1. Можно провести параллель между сазаном, который в неравной схватке сражается за свою свободу, за свою жизнь, и Григорием, который вырывается из-под родительской опеки. Для Григория связь с Аксиньей — такая же потребность, как вода для сазана, но семейные устои и слово отца — закон ненарушаемый, он сильнее желаний и стемлений героя. Как бы Григорий ни боролся с мнением отца, ему придётся покориться и жить, как принято. Как сазан борется за свою жизнь до последней секунды,так и Григорий добивается любви Аксиньи.
5.2. В приведённом фрагменте романа «Тихий Дон» перед нами предстают Григорий Мелехов и Пантелей Прокофьевич. У отца с сыном разговор на тему очень щепетильную. Отец узнал, что у Григория роман с женой соседа — Аксиньей Астаховой. Пантелей Прокофьевич не одобряет поступка сына и по-мужски прямо, жёстко и даже зло пытается вразумить Григория. Ситуация очень жизненная. Чувства героев показаны во всей их многогранности: например, Григорий, с одной стороны, испытывает неловкость от беседы с отцом, с другой стороны, ситуация вызывает у него протест и он решает поступить наперекор воле отца. Таким образом, в приведённом фрагменте люди и события представлены так, «как даёт их жизнь» —эту черту шолоховского романа и подмечает В. Борек.
Противоречие
Следует отличать отношение противоречия (контрадикторности) и отношение противоположности (контрарности). Отношение противоречия есть установление взаимоисключающего отношения. Например, как отношение «белое» и «не-белое». Отношение противоположности — это не взаимоисключающее отношение. Например, как отношение «белое» и «черное».
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Деду́кция (лат. deductio — выведение, также дедуктивное умозаключение, силлогизм) — метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Цепь умозаключений (рассуждений), где звенья (высказывания) связаны между собой логическими выводами.
Инду́кция (лат. inductio — наведение, от лат. inducere — влечь за собой, установить) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.Объективным основанием индуктивного умозаключения является всеобщая связь явлений в природе.
На эту страницу установлено перенаправление со страницы «A posteriori», см. также статью о музыкальном альбоме «A Posteriori».Апостерио́ри, а постерио́ри (лат. a posteriori букв. «из последующего») — знание, полученное из опыта. Противопоставляется априори — доопытному знанию. Значение термина исторически менялось: нынешнее значение установилось благодаря И. Канту и его работе «Критика чистого разума» (впервые опубликована в 1781 году, второе издание в 1787 г.) Однако, в латинской форме, выражения.
Литература.10 класс. Подготовка к написанию выпускного сочинения
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ТЕРМИНОЛОГИЯ
Художественное произведение – единство содержания и формы.
К содержанию относим тему, идею, художественный образ, конфликт. К форме – жанр, композицию, сюжет, поэтические средства.
Тема – это круг жизненных явлений, образующих основу художественного произведения.
Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.
Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве.
Последовательная передача изображенных в произведении событий в их причинно-следственной связи называется фабулой.
Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия, и кульминация, развязка и эпилог.
Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий.
Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту.
Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.
Момент высшего напряжения действия называется кульминацией.
Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий.
Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображенных в произведении.
Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий.
Конфликт – это столкновение противоречивых явлений, целей, устремлений героев или противоречие в самом герое.
Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в единое целое.
Лирические отступления вводят в мир авторского идеала, позволяют усилить нужное, с точки зрения автора, восприятие характера или события.
Образ героя – это художественное обобщение человеческих свойств, черт
характера в индивидуальном облике героя.
Персонаж – это любое действующее лицо произведения.
Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие.
Литературный тип – это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды в определенное время.
Характер – человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт.
Эпос – художественное произведение внешнего по отношению к писателю мира, развернутое во времени и пространстве. Основными жанрами эпоса являются басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, эпопея.
Басня – один из древнейших видов эпической поэзии. Басня состоит из маленького острого эпизода и нравоучения. Басенная аллегория основывается на известных четах животных: хитрость лисы, глупость осла, трусость зайца, сила льва, коварство волка.
Поэма – произведение (чаще всего стихотворное) с повествовательным или лирическим сюжетом, воспевающие значительные события, возвышенные характеры. Поэма существует в разных видах: героическая, романтическая, лирико-психологическая, философская, сатирическая. В поэме сочетаются эпическое и лирическое начала.
Рассказ относится к малым эпическим жанрам. Содержание его ограничивается одним событием. Характеры даются уже сформированными.
Повесть – эпический жанр, занимающий среднее – между рассказом и романом – положение. В повести больше (сравнивая с рассказом) действующих лиц, история развития характеров которых образует более сложную конструкцию. Здесь несколько сюжетных линий, ряд эпизодов, охватывающих значительные для героя события.
Роман – большая форма эпоса. Содержание романа не ограничено ни во времени, ни в направлении, может охватывать целую эпоху. В романе воссоздается история формирования человеческих характеров, исторические и общественные процессы, происходящие в окружающей действительности, и психологические – во внутреннем мире человека.
Монументальные произведения, в которых широко отражены значительные исторические события, важные для жизни народа и нации, называются эпопеями.
Лирика – один из родов литературы, основанный на непосредственном выражении поэтом мыслей, чувств, переживаний, вызванных теми или иными явлениями жизни.
Лирика может быть медитативной (выражающей эмоциональные раздумья, в основе которых лежат вечные проблемы бытия), изобразительной (воспроизводящей явления внешнего мира (чаще всего – природу)) и суггестивной (сосредоточенной на передаче эмоционального состояния).
Лирические жанры (очень распространенные в античности, почти утратившие свое значение в поэзии ХХ века):
— ода – воспевает значительную личность, событие;
— мадригал – небольшое стихотворение в похвалу женщине;
— эпиграмма – стихотворение, иронизирующее над определенным лицом;
— эпитафия – стихотворение на бракосочетание;
— элегия – грустное стихотворение
Драма как род литературы соединяет в себе изображение характеров и событий (как в эпосе) в непосредственном действии, самовыражении (как в лирике). Драма строится на диалоге и монологе действующих лиц. Высказывания имеют решающее значение в характеристике места и времени действия, в создании образов героев. Вмешательство автора в действие драмы очень ограничено (только ремарки). Отличительными чертами драмы являются также сконцентрированность событий, острота и напряженность конфликтов, определенность характеров, их оформленность в ведущих чертах. Драма композиционно состоит из актов, явлений, сценических эпизодов (картин).
Основными жанрами драмы как рода литературы являются комедия, трагедия, собственно драма.
Комедия – драматическое произведение, в котором осмеиваются какие-либо негативные черты человека или общества.
Трагедия – драматическое произведение с глубоким конфликтом, при решении которого герой погибает.
Собственно драма очень разнообразна по характеру конфликтов. Это может быть, как и в трагедии, столкновение героя с внешним миром, с другими героями, разлад внутри себя. Но в герое драмы нет внутренней безысходности, той неразрешимой борьбы, которая героя трагедии приводит к смерти.
Кроме основных жанров (комедии, трагедии, собственно драмы) в драматический род литературы включаются такие жанры, как мелодрама, фарс, трагикомедия.
Пьеса – не жанр! Пьеса – общее название любого драматического произведения.
Поэзия/проза – это различные способы речевой организации художественного произведения.
Проза – это художественная, логически, а не ритмически организованная речь, поэзия – ритмически организованная речь.